Научная статья на тему 'К вопросу об опеке и попечительстве над несовершеннолетними'

К вопросу об опеке и попечительстве над несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2305
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об опеке и попечительстве над несовершеннолетними»

что в отношении несовершеннолетних родителей нормы о невозможности воспитывать своего ребенка лично применимы значительно чаще.

В контексте рассуждений об осуществлении родительских прав несовершеннолетними родителями можно отметить, что в науке семейного права высказывается мнение о возможности квалификации факта рождения ребенка у несовершеннолетнего как основания для признания его полностью дееспособным как в гражданском, так и в семейном праве [4, с.10]. Так, М.В. Антокольская утверждает буквально следующее: «Ситуация поистине парадоксальная. Несовершеннолетний не вправе совершать от своего имени определенные сделки (например, сделки по распоряжению имуществом) без согласия попечителя, но может самостоятельно совершать такого же рода сделки от имени ребенка как его законный представитель» [3].

На наш взгляд, это вряд ли целесообразно и соответствует интересам как несовершеннолетних родителей, так и их ребенка. Кроме того, согласимся с А.Н. Левушкиным

в том, что М.В. Антокольская ошибочно истолковала соответствующие нормы права. Объем дееспособности определяется не семейным, а гражданским законодательством [5, с.23].

Исследование особенностей родительских правоотношений с участием несовершеннолетних родителей позволяет сделать следующие выводы:

- в правоотношениях несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, может участвовать еще один субъект - опекун ребенка, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями;

- рождение ребенка несовершеннолетним лицом, не состоящим в браке и не эмансипированным, не должно рассматриваться как основание для утраты им правового статуса ребенка в правоотношениях со своими родителями.

Таким образом, одновременно имеют место два родительских правоотношения, в одном из которых несовершеннолетний имеет статус ребенка, в другом - статус родителя.

Литература

1. Величкова О.И. Особенности реализации несовершеннолетними родителями права на участие в воспитании ребенка: сборник научных трудов Ярославского университета.

- Ярославль, 2002.

2. Величкова О.И. Семейно-правовой статус несовершеннолетнего родителя. Некоторые проблемы // Право и политика. - 2002. - № 3.

3. Антокольская М.В. Семейное право. - М., 1999.

4. СавельеваН.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2004.

5. Левушкин А.Н. Имущественные права и обязанности родителей, ответственность за их нарушение в российской семье // Семейное и жилищное право. - 2005. - №3.

К ВОПРОСУ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

А.В. МАКСИМЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России);

Д.А. АРХИПЕНКО,

магистрант

(Белгородский государственный университет)

Институт опеки и попечительства является комплексным правовым институтом, так как основан на нормах не

только семейного, но и гражданского, а также административного права [1]. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве входят в

ПРАКТИКА.

состав различных институтов: дееспособность граждан; представительство; сделки; обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК РФ содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе РФ1 (СК РФ) нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. СК РФ определяет права опекунов (попечителей) и права детей, находящихся под опекой (попечительством). Отношения между опекуном (попечителем) и органами опеки и попечительства строятся на началах публичности, то есть отношениях власти и подчинения и регулируются нормами административного права. Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения опеки и попечительства, является Федеральный закон РФ от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»2.

В соответствии с п. 1 ст. 145 СК РФ целью установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, является их содержание, воспитание и образование, а также защита их прав и интересов. Круг детей, которые считаются оставшимися без попечения родителей, установлен частью 1 ст. 121 СК РФ, а также ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»3 .

С введением в действие ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» впервые в современной истории законодательства стал возможным учет волеизъявления родителей несовершеннолетнего подопечного при назначении ему опекуна или попечителя. Во-первых, выразить такое волеизъявление родители могут на тот случай, когда по уважительным причинам они не смогут осуществлять попечение в отношении ребенка. Во-вторых, в современном законодательстве до 1 сентября 2008 г. отсутствовали положения

о праве родителя при жизни определить будущего опекуна (попечителя) ребенка на случай своей смерти.

Разумеется, родитель всегда вправе отменить или изменить поданное ранее заявление об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи

1 СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

2 СЗ РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

3 СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка [2, с. 79].

Таким же новым для современного законодательства положением является правило о том, что попечителя может избрать себе сам несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет. В то же время желание несовершеннолетнего видеть конкретного гражданина в качестве своего попечителя не гарантирует его назначения. Орган опеки и попечительства обязан проверить соответствие личности предложенной кандидатуры требованиям, предъявляемым законом, а также установить, отвечает ли назначение указанного лица попечителем несовершеннолетнего интересам самого ребенка [3].

Важное положительное значение имеет одна из новелл ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» - легальное закрепление преимущественного права стать опекуном или попечителем недееспособного или не полностью дееспособного гражданина его ближайших родственников - бабушек и дедушек, родителей, совершеннолетних детей, совершеннолетних внуков, братьев и сестер совершеннолетнего подопечного, а также дедушек и бабушек, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного [4, с. 21].

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) может быть указан срок действия отношений по опеке указанием на определенный период действия опеки (попечительства), либо указанием на определенное событие, отменяющее опеку (попечительство).

ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» введено новое (по сравнению с ранее действовавшим законодательством) основание возникновения опекунских обязанностей

- заключение соответствующего договора. Представляется, что эта новелла непосредственно связана с новым подходом к определению правовой природы рассматриваемого правового феномена. То обстоятельство, что на практике ни одно назначение опекуна или попечителя не может осуществляться без согласия лица, назначаемого в этом качестве, достаточно давно было положено в основу весьма интересной концепции - о договорной (обязательственной) природе рассматриваемых отношений, просматривающейся в них достаточно явно, несмотря на то, что назна-

чение опекуна (попечителя) оформляется административным актом [5, с. 3-6].

Эту позицию занимали и занимают многие ученые, в том числе, например, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, А.Н. Потюков, В.А. Ря-сенцев и др.1 Подобный подход обладает несомненным преимуществом - более четким механизмом ответственности опекунов и попечителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Вероятно, именно поэтому в ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» была закреплена возможность установления опеки или попечительства путем заключения соответствующего договора (п. 1 ст. 14).

Таким образом, в договоре об установлении опеки или попечительства стороны могут предусмотреть не только типичные обязанности опекуна (попечителя), но и те обязанности, которые обусловлены возрастом, состоянием здоровья или даже способностями подопечного лица, что значительно повышает эффективность опекунской или попечительской деятельности и тем самым расширяет возможности надлежащего осуществления и защиты прав и интересов подопечного лица.

По мнению И.А. Михайловой, такой подход представляется вполне оправданным, так как для многих граждан, относящихся к малообеспеченным категориям населения, возможность получить вознаграждение станет весомым стимулом, побуждающим возложить на себя опекунские (попечительские) обязанности. В подавляющем большинстве случаев принятие на себя опекунских функций значительно усложняет жизненный уклад опекуна или попечителя, обременяет его многочисленными проблемами, налагает высокую ответственность, поэтому вопрос о том, может ли опекун рассчитывать на вознаграждение, адекватное характеру и масштабу его опекунской деятельности, давно требовал своего разрешения как вопрос, имеющий важное практическое значение не только для опекунов, но и для подопечных и общества в целом [4, с. 23].

Порядок осуществления прав опекуна или попечителя в тех случаях, когда принятие акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно,

1 Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч.

- М., 2003. - С. 394; Победоносцев К.П. Курс гражданского права: в 3 т. - М., 2003. Т. 2. - С. 198; Рясенцев В.А. Представительство в советском гражданском праве: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1948.- С. 211.

и заключение договора об осуществлении опеки или попечительства происходят не одновременно, определен ч. 4 ст. 14 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».

С момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, у опекуна или попечителя возникнут пока только права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов подопечного. Все иные права и обязанности опекуна или попечителя (заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением и т.д.), включая право на получение вознаграждения по договору, возникнут с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

По этой причине значительный разрыв во времени между принятием акта органа опеки и попечительства и подписанием договора с опекуном (попечителем) нежелателен, поскольку может негативно отразиться на интересах подопечного[9].

Источники предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения определены в п.

2 ст. 16 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве». Вознаграждение может предоставляться опекуну или попечителю за счет дохода от имущества подопечного. Это возможно при наличии у подопечного имущества, способного принести доход: ценных бумаг, долей в капитале юридических лиц, вкладов и счетов в кредитных организациях и т.д. В качестве источника дохода могут быть использованы движимые и недвижимые вещи подопечного, которые можно передать в пользование третьим лицам на возмездных условиях либо передать в собственность по договору ренты.

Более распространенным источником предоставления вознаграждения опекуну или попечителю выступают и будут продолжать выступать средства бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 153 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, определяется в соответствии с законами субъектов Федерации. Эти денежные средства относятся к расходным обязательствам субъектов Федерации.

На практике зачастую возникает вопрос

о том, в каких случаях следует учреждать безвозмездную опеку, а в каких случаях заявителю нельзя отказать в заключении соответствующего договора (например, о приемной семье). ФЗ РФ «Об опеке и по-

ПРАКТИКА.

печительстве» решает этот вопрос следующим образом. Случаи, в которых выплата вознаграждения опекунам или попечителям осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Федерации. Следовательно, законодательство субъектов Федерации должно четко определить как основания для выплаты вознаграждения, так и основания для отказа в удовлетворении просьбы опекуна или попечителя о заключении с ним договора об осуществлении опеки или попечительства за счет бюджета.

Менее вероятен, но, тем не менее допускается такой источник предоставления вознаграждения опекуну, как средства третьих лиц. Основанием для производства таких выплат может служить договор пожертвования, по которому гражданин или организация предоставляет безвозмездно денежные средства субъекту Российской Федерации в лице соответствующего органа опеки и попечительства с условием передачи этих денежных средств опекунам или попечителям по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. С точки зрения Федерального закона РФ от

11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1 такие организации или граждане являются благотворителями.

Размер денежных средств, выплачиваемых опекунам или попечителям по договору, определяется по усмотрению сторон договора, однако следует иметь в виду два исключения из этого правила. Во-первых, в случаях, когда вознаграждение будет выплачиваться за счет доходов от имущества, предельный размер такого вознаграждения

1 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135- ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

определяется Правительством РФ. Во-вторых, если вознаграждение предоставляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то размер такого вознаграждения (или его пределы) может быть установлен законами субъектов Федерации.

Порядок предоставления вознаграждения опекунам или попечителям по договору об осуществлении опеки или попечительства определяется договором, за исключением ситуаций, когда такое вознаграждение выплачивается за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. В последнем случае порядок получения вознаграждения должен быть определен законом субъекта Федерации, производящего выплату.

Если же вознаграждение выплачивается опекуну или попечителю из иных источников (за счет доходов от имущества подопечного или за счет третьих лиц), то порядок предоставления вознаграждения определяется исключительно договором [3].

Таким образом, в сфере устройства детей под опеку (попечительство) наблюдается положительная динамика, однако, необходимо и в дальнейшем совершенствовать правовые нормы в этой сфере. Например, принять нормативные (подзаконные) акты, конкретизирующие положения ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» в части указания источников доходов для выплаты вознаграждения опекунам и попечителям, так как не у всех подопечных имеется имущество, за счёт которого может осуществляться выплата вознаграждения. Остается не ясным, кто те «третьи лица», средства которых могут быть использованы для выплат опекунам. Представляется необходимым разработать механизм (систему мер поощрений) участия бизнеса в финансировании деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей в семьи. Подобная мера позволит сэкономить бюджетные средства и существенно повысить оплату труда опекунов и попечителей.

Литература

1. Фетисова О.В. Виды и формы опеки (попечительства) // Право и политика. - 2009. - № 6.

2. Кабышев ОА. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми.

- М., 2009.

3. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2010.

4. Михайлова ИА. Назначение опекунов и попечителей по новому Федеральному закону // Гражданское право. - 2009. - № 2.

5. Ильина О.Ю., Алексеев АА. Коррупциогенные факторы в законодательстве об опеке и попечительстве как предпосылка нарушения прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. - 2010. - № 2.

6. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. - М., 2003.

7. Победоносцев К.П. Курс гражданского права: в 3 т. - М., 2003. Т. 2.

8. Рясенцев В.А. Представительство в советском гражданском праве: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1948.

9. Крашенинников П.В. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»».- М., 2009.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАСКРЫТИЯ КРАЖ ИЗ КВАРТИР НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

В структуре преступлений против собственности в Российской Федерации в 2010 г. кражи составили более 42,2 %1, из них с незаконным проникновением в жилище

- 11,9%2.

Рассматриваемый вид преступлений посягает на такие Конституционные права граждан, как право на собственность и право на неприкосновенность жилища, которые являются первостепенными для общества и требуют гарантий их соблюдения. Вместе с тем оперативные подразделения ОВД осуществляющие борьбу с общеуголовной преступностью не обеспечивают должного противодействия данным видам криминальных деяний. Нераскрытыми в 2010 г. остались 1 млн. 193,3 тыс. преступлений, из них 59,4% кражи (в том числе из квартир 10,7%).

Анализ показывает, что низкая раскрываемость квартирных краж обусловлена целым комплексом причин и условий. При этом, по мнению авторов статьи, одной из основных (не считая экономических) является недостаточная квалификация работников полиции и отсутствие новых технологий раскрытия краж из квартир. В этой связи представляется целесообразным разработать и внедрить в деятельность практических органов алгоритмы действий работников полиции, задействованных в противодействии этим

1 В 2010 г. в стране зарегистрировано 1 млн. 108,4 тыс. краж. Об этом подробнее см.: Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности ОВД и ВВ в

2010 г. // Аналитические материалы организационно-инспекторского департамента МВД России.

2011 г. С. 4.

2 В 2010 г. в стране зарегистрировано 132,7 тыс. краж из квартир, т.е. каждая восьмая кража.

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

Е.А. СВИСТИЛЬНИКОВА,

соискатель

(Белгородский юридический институт МВД России)

видам краж. Типовые алгоритмы производства отдельных следственных и иных действий и оперативно-розыскных мероприятий заложены в основу подготовки сотрудников полиции за рубежом и широко используются там. Авторы статьи разработали и предлагают к обсуждению алгоритмы наиболее значимых действий сотрудников различных служб, задействованных на первоначальном этапе раскрытия краж из квартир.

Алгоритм действий начальника дежурной части при поступлении сообщения о краже из жилища

- подробно выяснить все обстоятельства у лица, сообщившего о краже;

- направить на место происшествия наряд патрульно-постовой службы (группы оперативного реагирования) для принятия мер по розыску и задержанию лиц, совершивших кражу, обнаружению похищенного имущества и охране места происшествия;

- ориентировать наряды, несущие службу на территории обслуживания ОВД, иные силы и средства о совершенной квартирной краже, похищенных предметах и приметах преступников (если такие сведения имеются), организовать работу по розыску и задержанию преступников, обнаружению похищенного имущества;

- зарегистрировать сообщение в Книге учета сообщений о происшествиях (далее - КУСП). Доложить о происшествии руководителю ОВД, его заместителям по оперативной работе и по охране общественного порядка, а также начальнику оперативно-разыскной части, ответственному по ОВД. Поставить в известность о совершенной краже оперуполномоченного, курирующего это направление работы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.