Научная статья на тему 'Многоаспектность понятия опеки и попечительства'

Многоаспектность понятия опеки и попечительства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
4058
505
Поделиться
Ключевые слова
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / НЕДЕЕСПОСОБНОЕ ЛИЦО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАБОТА / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN LEFT WITHOUT THEIR PARENTS' CARE

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Цветков Василий Александрович

В настоящей статье анализируются различные понятия опеки и попечительства в широком и узком смысле слова.

Multi-aspect Notion of Guardianship and Tutelage

Various notions of guardianship and tutelage taken in their wide and narrow sense are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Многоаспектность понятия опеки и попечительства»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОй НАУКИ

УДК 347.9 МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОПЕКИ

и попечительства

_____________________Multi-aspect Notion of Guardianship and Tutelage

В. А. цветков - заведующий кафедрой гражданского права Омского юридического института, кандидат юридических наук

V. A. Tsvetkov - chief of the civil law chair of the Omsk Law Institute, candidate of law sciences

Аннотация. В настоящей статье анализируются различные понятия опеки и попечительства в широком и узком смысле слова.

Various notions of guardianship and tutelage taken in their wide and narrow sense are analyzed in the article.

Ключевые слова: опека и попечительство, недееспособное лицо, социальная забота, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Guardianship and tutelage, a disabled person, social care, children left without their parents’ care.

Конституция Российской Федерации предусматривает государственную поддержку материнства, детства и семьи, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Опека и попечительство как вид социальной заботы призваны обеспечить реализацию указанных прав граждан. Под опекой (попечением) в социологическом смысле понимается забота, наблюдение, связанные с ответственностью за кого-то, в том числе за несовершеннолетних детей1.

Государственная социальная и семейная политика находит отражение в целом ряде зако-

нов, регулирующих данную сферу. Весьма значимой и заметной вехой в регулировании правоотношений по опеке и попечительству явилось принятие 24 апреля 2008 г. Федерального закона «Об опеке и попечительстве»* V. 1 2 и последующих постановлений Правительства российской Федерации: от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»3 и от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»4.

1 См., напр.: Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1988. Т. 2. С. 621; Т. 3. С. 294 ; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 454.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1755.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6401.

17

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

Термины «опека» и «попечительство» в настоящее время в юридическом обиходе используются в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении. такому смешению понятий способствует содержание п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым опекунами и попечителями указанных граждан являются учреждения, в которые они помещены. В Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) также содержатся правила об опеке и попечительстве над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, об их правах, на соблюдение которых раньше не обращалось внимания5.

Кроме того, в правоприменительной практике под опекой принято понимать деятельность соответствующих государственных органов6, упомянутых в ст. 34 ГК РФ. Под опекой равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт - совокупность норм, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах. При этом большинство авторов считают его институтом комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного и административного права7.

М. В. Антокольская предлагает рассматривать опеку и попечительство в широком смысле слова как способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных лиц и в узком смысле слова как способ восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания не-

совершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей8.

А. М. Нечаева различает опеку и попечительство с точки зрения гражданского или семейного права. При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ не дают определения опеки (попечительства). Легальные определения данных понятий даны в ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»9. При этом понятие опеки в широком смысле слова (с точки зрения гражданского права) содержится в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве», а в узком смысле слова (с точки зрения семейного права) -в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» опека рассматривается как форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство же определяется как форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5 В 2008 г. в Семейный кодекс РФ была включена дополнительная глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» : федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 49-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1756.

6 См.: Советское семейное право : учебник / под ред. В. А. Рясенцева. М. : Юрид. лит., 1982. С. 239.

7 См.: АнтокольскаяМ. В. Семейное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2000. С. 306.

8 Там же. С. 307.

9 См.: О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880.

18

Актуальные проблемы цивилистической науки

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» рассматривает опеку (попечительство) как форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Представляется, что вышеуказанное определение опеки и попечительства не позволяет отграничить данную форму устройства детей от иных форм устройства. Определение опеки (попечительства) должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отличить от других форм устройства граж-дан10 11. для этого необходимо отразить в определении такие специфические признаки опеки и попечительства, как административный и договорный порядок установления, возмездность и безвозмездность, срочность и др.11

Необходимо отметить, что в правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятия опеки (попечительства). В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. так, М. Ф. Владимирский-Буданов определял опеку как «искусственную власть над се-мьей»12, Г. Ф. Шершеневич - как «искусственную семью»13, В. И. Синайский - как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и иму-ществе»14. При этом первоначально институт опеки и попечительства возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей15. Опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак16.

Произошедшие в начале XX в. в России коренные социальные изменения вполне законо-

мерно повлекли отдаление опеки от семьи. Этот институт стал рассматриваться как публичноправовой. Так, в 1966 г. А. И. Пергамент указывала, что «опека (попечительство) в широком смысле - это обеспечение выполнения государственной функции по воспитанию детей», разумеется, имея в виду также то, что опека учреждается и над взрослыми. Более того, по ее мнению, опека (попечительство) довольно широкое понятие, включающее в том числе и осуществление родителями своих прав в отношении детей. Несколько позже определение опеки и попечительства было предложено Н. М. Ершовой. По ее мнению, это институт, включающий в себя все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав17. С. А. Муратова считает, что опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, можно рассматривать как одну из правовых форм защиты их личных имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования18.

В юридической литературе XXI в. вопрос о признаках и сущности опеки и попечительства детально исследовался Л. Ю. Михеевой, которая рассматривала его в нескольких аспектах: как вид социальной заботы, как систему правоотношений и как институт законодательства19.

для понимания сущности понятий «опека» и «попечительство» необходимо уяснение целей и задач опеки и попечительства. В ст.ст. 31-33 ГК РФ указано, что опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, защиты их прав и интересов, со-

10 См.: Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2003. С. 3.

11 См.: Цветков В. А. Совершенствование законодательства в области организации и осуществления опеки и попечительства // Вестник Омского ун-та. 2008. № 2. Серия «Право». С. 73-77.

12 См.: Владимирский-БудановМ. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 457.

13 См.: Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула : Автограф, 2001. С. 601.

14 См.: Синайский В. И. Русское гражданское право. М. : Статут, 2002. С. 529.

15 См.: Макарова С. В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 1.

16 См.: Загоровский А. И. Об опеке над несовершеннолетними // Русская мысль. 1902. Кн. 4. С. 52-53.

17 См.: Ершова Н. М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1957.

18 См.: Муратова С. А. Семейное право : учебник. 4-е изд., перераб и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 269.

19 См.: Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование : учеб.-метод. пособие / под ред. Р П. Ма-нанковой. М. : Палеотип, 2002 ; Ее же. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук, Томск, 2003. С. 7-8.

19

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

вершение от их имени и в их интересах всех необходимых сделок, оказания подопечным содействия в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Согласно ст. 145 СК рФ целями и задачами опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, являются содержание, воспитание, образование детей, а также защита их прав и интересов. При этом между опекой и попечительством почти нет разницы, когда речь идет о защите личных прав подопечного. При защите его имущественных прав такая разница существует: опекун представляет интересы подопечного, а попечитель помогает ему осуществлять свои имущественные права.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Понятие опеки и попечительства является многоаспектным и рассматривается как вид социальной заботы, система правоотношений, институт законодательства, способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных лиц, форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие органы местного самоуправления.

2. институт опеки и попечительства можно считать комплексным институтом. Отношения опеки и попечительства регулируются как нормами частных отраслей права - гражданского, семейного20, так и нормами публичных отраслей права - административного21 и права социального обеспечения.

3. Под опекой и попечительством как формами устройства детей, оставшихся без попечения ро-

дителей, следует понимать семейные, индивидуальные, временные формы устройства, осуществляемые опекуном (попечителем) безвозмездно или возмездно на основании административного акта (и) договора об опеке и попечительстве (договора о приемной или патронатной семье), направленные на защиту прав, представительство и обеспечение содержания подопечного, воспитание несовершеннолетнего, не обремененные алиментными и наследственными обязательствами.

4. Опека и попечительство были и остаются наиболее распространенными (востребованными) правовыми формами устройства нуждающихся в социальной поддержке совершеннолетних и несовершеннолетних граждан.

5. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом: с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, с другой - обеспечивающим контроль соблюдения прав и интересов гражданина.

6. Развитие и совершенствование института опеки и попечительства на протяжении многих веков демонстрирует его способность обеспечивать выживание отдельных категорий лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В данном случае происходит встречное удовлетворение двух интересов: частного, заключающегося в самосохранении человека, и публичного (общественного), состоящего в сохранении жизни, здоровья, интеллектуального потенциала данной личности, а также в обеспечении безопасности общества в целом, устранении детской безнадзорности, нищенства, профилактике алкоголизма, наркомании, снижении уровня преступности.

20 По некоторым позициям СК РФ повторяет ГК РФ, что объясняется тесной связью гражданского и семейного законодательства в области защиты прав совершеннолетних и несовершеннолетних граждан. С другой стороны, СК РФ содержит немало отсылок к ГК РФ, поскольку разорвать одинаковую, по сути, сферу правового воздействия невозможно. Поэтому о правилах, посвященных опеке как средству устройства ребенка в семью, имеет смысл говорить в общем контексте, имея в виду как ГК, так и СК. См.: Нечаева А. М. Семейное право : курс лекций. М., 2002. С. 298.

21 Так, КоАП РФ содержит нормы, затрагивающие круг вопросов по опеке и попечительству. В частности, административное право регулирует деятельность органов местного самоуправления, выполняющих функции по опеке и попечительству. Назначение опекунов и попечителей оформляется административным актом.

20