Научная статья на тему 'Система органов, осуществляющих предупреждение преступлений, совершаемых в отношении детей, оставшихся без попечения родителей'

Система органов, осуществляющих предупреждение преступлений, совершаемых в отношении детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1070
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMES / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE / СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / SUBJECTS OF CRIME PREVENTION / КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / СOMMISSION FOR MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / GUARDIANSHIP AUTHORITIES / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / OF THE JUVENILE UNIT OF THE INTERIOR / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Юлия Александровна

В статье рассматриваются субъекты, осуществляющие предупреждение преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Автор раскрывает функции и полномочия, которые реализуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беляева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF BODIES TO PREVENT CRIMES COMMITTED AGAINST CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

The article refers to the subjects engaged in the prevention of crime against children without parental care. The author reveals more detail the functions and powers that implement the Commission on Minors and protection of their rights, guardianship authorities, of the juvenile unit of the Interior.

Текст научной работы на тему «Система органов, осуществляющих предупреждение преступлений, совершаемых в отношении детей, оставшихся без попечения родителей»

но чувствуемую потребность в восстановлении единства прикладной и чистой науки права, дав обеим им один и тот же предмет изучения - правовые явления. Без этого шага невозможно дальнейшее развитие науки права, невозможно говорить о позитивной науке права» [2, с. 481].

Таким образом, критика Н. М. Коркуновым классических типов правопонимания имеет целый ряд особенностей, отличающих ее от критики других теоретиков права. Прежде всего, следует отметить, что основой правовой теории и методологии права Коркунова является юридический позитивизм. Соответственно, его критика юридического позитивизма имеет ограниченный характер и распространяется на методологию познания права, отождествление научных и юридических законов, догматизм классического юспози-тивизма. Вместе с тем критика школы естественного права осуществляется с тех же методологических позиций, а основным ее аргументом является историческая ограниченность данной

концепции, снимаемая конкретно-исторической интерпретацией права. В целом можно отметить, что, учитывая эволюционный принцип в качестве основополагающего для методологии своей правовой концепции, Н. М. Коркунов существенно дополняет теорию юридического позитивизма, освобождая последнюю от догматизма, соединяя общую и прикладную правовые теории посредством интерпретации права как способа разграничения интересов. На наш взгляд, такой подход следует рассматривать как альтернативу классическому позитивизму в праве и, принимая во внимание кризис данного правопонимания в те годы, может рассматриваться как его возрождение.

Литература

1. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.

2. Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1915.

© 2015 г. Ю. А. Беляева

СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются субъекты, осуществляющие предупреждение преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Автор раскрывает функции и полномочия, которые реализуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, несовершеннолетние, дети, оставшиеся без попечения родителей, субъекты предупреждения преступлений, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, представляют собой высокую степень общественной опасности при их фактической распространенности. По данным статистики, преступная жестокость в отношении несовершеннолетних за последние годы увеличилась в разы. Особую озабоченность и высокий резонанс вызывают преступления, совершенные в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку данная категория несовершеннолетних является наиболее незащищенной, она требует к себе повышенного внимания и защиты со стороны государственных органов. В советский период своеобразным гарантом благосостояния ребенка выступали государство и общественные партийные организации, защищавшие его от преступных посягательств. Неполная семья может выступать одной из причин аморального поведе-

ния ребенка, которое способно привести к совершению в последующем в отношении него преступных посягательств.

В настоящее время к субъектам, занимающимся предупреждением преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы управления образованием), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)

контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) [1, с. 166]. Органы внутренних дел являются специализированными субъектами предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. В этой работе участвуют практически все подразделения, среди кото-

нения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» от 16.12.2009 № 346-ЗС и «О внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях"» от 16.12.2009 № 347-ЗС, установивших запрет на нахождение детей, не достигших 18 лет, в любое время суток в местах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в пивных рестора-

рых можно выделить участковых уполномоченных нах, винных и пивных барах, рюмочных, в других полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, местах, которые специализируются на реализации

подразделения по делам несовершеннолетних, сотрудников следственных подразделений.

Данные субъекты оцениваются в целом как соответствующая система. Это означает, что функционируют они во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно. Каждый из этих субъектов играет в системе определенную роль, решает свои конкретные задачи, действует с применением особых форм и методов, тактики, приемов, наделен специфическими правами, полномочиями и обязанностями, но вместе с тем все они объединены общей целью - это предупреждение совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, в частности, детей, оставшихся без попечения родителей.

Координация деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). КДН и ЗП организуют контроль за воспитательным процессом, обучением, содержанием несовершеннолетних, а также обеспечивают реализацию мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, обнаружению и устранению причин и условий, которые способствуют безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних [2, с. 13].

Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что процедура образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите

только алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе. При этом не имеет значения, сопровождают ли детей родители (лица, их заменяющие) или нет.

Следует отметить, что в Ростовской области, по данным статистики, проживают более 740 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Для обеспечения их прав и законных интересов областными органами исполнительной власти реализуется Региональная стратегия действий в интересах детей, которая была разработана с учетом наиболее важных направлений государственной политики. В регионе образована и достаточно успешно действует развитая сеть учреждений государственной поддержки детства, в том числе 83 детских дома и школы-интерната, 16 центров психолого-педагогической помощи, 7 домов ребенка системы здравоохранения.

Также в Ростовской области работают 49 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе: 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 7 социальных приютов для детей и подростков, 6 центров социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Каждый год данные организации обслуживают около 45 тысяч семей с детьми, 48 тысяч несовершеннолетних. Более 5 тысяч семей находятся на социальном патронаже специалистов, работающих в учреждениях [3].

В целях стимулирования устройства детей-сирот в семьи и социальной поддержки детей принятыми в Ростовской области законами от 26 декабря 2005 года № 426-ЗС «О ежемесячном денеж-

их прав и выполнения ими некоторых государствен- ном содержании детей-сирот и детей, оставших-

ся без попечения родителей, переданных в семьи опекунов или попечителей» и от 22 октября 2005 года № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без

ных полномочий определяется не только законодательством Российской Федерации, но и законодательством ее субъектов. Данная норма позволяет субъектам Федерации собственными нормативными актами урегулировать отношения, возникающие попечения родителей, в части содержания в при-в связи с деятельностью КДН и ЗП по предупреж- емных семьях» предусмотрены выплаты из дению преступлений в отношении детей, оставшихсясредств областного бюджета, размер которых без попечения родителей, на своих территориях. с каждым годом возрастает. Например, именно в этих целях Законодательным Нельзя оставить без внимания тот факт, что собранием Ростовской области приняты два обла- на воспитании в детских домах находится более стных закона «О мерах по предупреждению причи- 1 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без по-

печения родителей, а в казачьих кадетских корпусах Ростовской области обучается более 1,5 тысяч кадетов, в числе которых примерно 7 % - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В регионе функционирует 63 муниципальных и 1 областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, что свидетельствует о том, что вся страна, а в указанном примере конкретно администрация Ростовской области, обеспокоена судьбой каждого ребенка.

Следующим субъектом предупреждения преступлений против детей, оставшихся без попечения родителей, о котором бы хотелось упомянуть, являются органы опеки и попечительства. Они активно действуют как представители интересов ребенка в том случае, если родители имеются, но свою роль в качестве законных представителей ребенка не выполняют или выполняют ее чрезвычайно плохо или даже являются источником опасности для жизни, здоровья, воспитания ребенка. Именно тогда органы опеки и попечительства полностью восполняют появившийся пробел в жизни несовершеннолетнего, становясь его единственным законным представителем и решая его судьбу посредством устройства в семью, заменяющую родительскую, либо в организацию, предназначенную для детей, которые лишились родительского попечения. Если на момент удовлетворения иска о лишении родительских прав, отобрания детей у родителей устройство несовершеннолетних не состоялось, представительство его интересов ложится целиком и полностью на органы опеки и попечительства [4, с. 21]. Количество же таких детей постоянно растет. Например, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения Ростовской области составляет около 1,7 % (менее 13 тысяч человек), среди них большая часть (87 %) воспитывается в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей, 13 % находится в государственных учреждениях различной ведомственной принадлежности [3].

Органы опеки и попечительства после устройства несовершеннолетнего не освобождаются от обязанности защищать его интересы. Защищая право ребенка на жизнь и воспитание, им предстоит владеть информацией о возможном нарушении этого права либо когда оно уже состоялось, а также осуществлять предупредительную деятельность по противодействию преступности в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, к сожалению, нередки случаи не только нарушения прав детей, но и совершения в отношении них преступлений воспитателями детских домов, приемными родителями и т. д.

Значительная роль в предупреждении преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе и детей, оставшихся без попечения роди-

телей, отведена российским законодательством подразделениям и учреждениям органов внутренних дел. Наиболее отлаженным, оснащенным кадровой и материальной составляющими субъектом являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН).

Профилактическую деятельность ПДН можно определить как основанную на нормах права целенаправленную исполнительно-распорядительную деятельность специализированных субъектов системы органов внутренних дел МВД России, осуществляемую в соответствии с зонально-линейным принципом и выражающуюся в практическом непосредственном отражении угроз причинения вреда жизненно важным интересам и правам несовершеннолетних [5, с. 36].

Подразделения по делам несовершеннолетних занимаются выявлением лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, совершают в отношении них другие противоправные деяния. Сотрудники ПДН выявляют родителей или законных представителей несовершеннолетних, а также должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию. ПДН в установленном порядке вносят предложения о применении к таким лицам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем при главенствующей роли в профилактической работе подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует указать на тот факт, что положительный результат в предупредительной деятельности будет достигнут лишь в том случае, если все субъекты смогут функционировать во взаимосвязи друг с другом. В межведомственном взаимодействии существует серьезный недостаток - как правило, детально не анализируются причины, породившие преступления, их обстоятельства, не оценивается на должном уровне деятельность должностных лиц, к компетенции которых относится контроль за подростками, их родителями или опекунами. В итоге совершаются тяжкие преступления в отношении малолетних лицами, в том числе и родителями, родственниками, которые находились или должны находиться под контролем сотрудников полиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, а также других структур.

Мы считаем необходимым остановиться на проблеме нарушения прав ребенка государственными органами, в том числе органами, уполномоченными государством на его защиту. Следует отметить, что зачастую нарушение прав ребенка является результатом преступного бездействия уполномоченных на защиту органов. Причина этого - слабая регламентация обязанностей должностных лиц по защите прав детей, остав-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)

шихся без попечения родителей. При большей детализации их обязанностей у должностных лиц не будет возможности уходить от ответственности за бездействие.

Дети, содержащиеся в государственных детских учреждениях, находятся в тяжелейших условиях. Здания нуждаются в капитальном ремонте, санитарное состояние помещений оставляет желать лучшего. Дети не получают вовремя одежду и обувь, отсутствуют лекарственные средства, не обеспечивается полноценное питание воспитанников. Происходит это как по причине недофинансирования, так и вследствие нецелевого использования выделенных средств. В Ростовской области в прошлом году проверялись 14 детдомов и интернатов в таких городах, как Шахты, Гуково, Красный Сулин, а также в Тацинском районе. Как стало известно, аудиторами в ходе ревизии были обнаружены приписки, нецелевое и незаконное использование средств [6].

На расширенной коллегии Следственного комитета Российской Федерации выступал Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахов, который указал на существенные недостатки в системе защиты детей от преступных посягательств: в России отсутствует система предупреждения преступлений, совершаемых на почве педофилии, в том числе ответственность за пропаганду педофилии; не сформирована сеть специализированной психиатрической (сексолого-психиатрической) помощи лицам с расстройствами сексуального характера, включая и осужденных к лишению свободы; в законодательстве нашей страны нет сформулированного понятия детской порнографии, а также нет ответственности за сам факт ее изготовления, перемещения через государственную границу и хранения без цели распространения.

Федеральным уполномоченным было предложено установить более строгие меры уголовной ответственности за совершение самых общественно опасных видов ненасильственных половых преступлений против несовершеннолетних, запретить примирение обвиняемого с несовершеннолетней жертвой в случаях, когда обвиняемый является родителем или законным представителем потерпевшего или имеет большую разницу в возрасте с потерпевшим. Вместе с тем П. А. Астахов предложил ввести административную ответственность юридических лиц за правонарушения, которые были ими совершены в отношении детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т. д.).

Одно из главных направлений совместной межведомственной работы - это обеспечение безопасности несовершеннолетних, находящихся в

специализированных учреждениях, детских садах, школах и больницах. Департаменты здравоохранения и социального развития, образования, молодежной политики и спорта работают над завершением программы укрепления и обеспечения безопасности учреждений, оснащением системами ГЛОНАСС школьных автобусов, пресечением доступа в детскую среду лиц, которым запрещено заниматься соответствующими видами деятельности, связанными с непосредственным общением с несовершеннолетними [7].

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что преступность, насилие и жестокость в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, - проблема, имеющая глобальный характер, ее решение возможно лишь при объединении всеобщих усилий, активизации действий в этом направлении всех основных структур и ведомств, продуктивном использовании потенциала правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, неправительственных организаций, институтов гражданского общества.

Литература

1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Ки-котя, С. Я. Лебедева, Н. В. Румянцева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

2. Магденко А. Д., Танаева З. Р. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М., 2010.

3. Работа с несовершеннолетними. URL: http:// www.donland.ru/Default.aspx?pageid=125146 (дата обращения: 22.09.2014).

4. Нечаева А. М. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере // Российская юстиция. 2011. № 11.

5. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: методическое пособие / под ред. С. И. Гирько, Ю. Н. Демидова. М., 2014.

6. Нарушения прав ребенка государственными органами. URL: http://www.mhg.ru/publications/ 3BA8C9F

7. О формах и методах взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в вопросах предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних. URL: http://orel-deti.ru/dokla-dy-i-publikacii/o-formakh-i-metodakh-vzaimodeistviia-organov-i-uchrezhdenii-sistemy-profilaktiki-v-voprosa-kh-predupr.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.