Тихая Л.С. О некоторых аспектах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите.
сотрудников, доставление правонарушителей), а также прочих региональных особенностей. При этом заключаемые соглашения должны предусматривать возможность одностороннего приостановления полицией исполнения передаваемых ей полномочий в случае невыполнения органом исполнительной власти региона обязательств по выделению таких материальных средств [3].
И, наконец, третьим проблемным вопросом, выявленным при проведении анализа, явилось принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» [2]. Согласно требованиям, которые закрепило указанное постановление, проект любого соглашения необходимо подготавливать по примерной форме, разработка которой возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.
Таким образом, делая вывод, повторим, что при проведении научно-практического исследования правоприменительной практики реализации законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в соответствии с соглашениями о передаче осуществления части полномочий был выявлен целый ряд проблем, которые не позволили заключить соглашения о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по законам субъектов. Некоторые из выявленных проблем носят субъективный характер, некоторые обусловлены объективными обстоятельствами, преодолеть которые пока не представляется возможным. Тем не менее в процессе проведённого исследования у нас сохранилось и окрепло убеждение, что результаты процесса преодоления негативных факторов, влияющих на процесс передачи части полномочий органам внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, в конечном итоге должны быть положительными.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 8. - Ст. 1114.
3. Шевцов, А. В. Проблемные вопросы передачи МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектам Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения). - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015.
4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4248.
УДК: 342.72/.73
Л.С. Тихая*
О некоторых аспектах деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Статья посвящена вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ, проблемам правового регламентирования деятельности указанных комиссий, а также их участию в деятельности по защите прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: правовой статус несовершеннолетнего, права несовершеннолетнего, обязанности несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
L.S. Tikhaya*. Some aspects of the activities of commissions for minors and protection of their rights. Article is devoted to the activities of commissions for minors and protection of their rights in Russia,
* Тихая, Людмила Сергеевна, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-70-13. E-mail: [email protected].
* Tikhaya, Lyudmila Sergeevna, docent of chair constitutional and international law of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotcika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 744-70-13. E-mail: [email protected].
© Тихая Л.С., 2016
Конституционное право, административное право
problems of legal regulation of activities of these commissions and their participation in activities for the protection of minors.
Keywords: Legal status of minors, rights of minors, obligations of the minor, Commission on Affairs of minors and protection of their rights.
Несовершеннолетние зачастую становятся заложниками трудной жизненной ситуации. В настоящее время число несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения, растёт, и всё чаще работникам служб, занимающихся выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, приходится обращаться к соответствующему законодательству [10]. Первичным структурным элементом, который занимается проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому рассмотрение целей и задач комиссии, а также основных положений деятельности комиссии представляется нам актуальным.
Следует отметить, что эффективность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав анализировалось в трудах А.А. Беженцева [9], Е.А. Писаревской [13], Н.Ю. Кирюшиной, Л.Б. Морозовой, Е.М. Кочневой [12].
К правовым основам работы комиссий можно отнести Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 (в редакции от 18 октября 2016 г.) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [7]. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - постоянно действующий межведомственный коллективный орган, входящий в систему органов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних [8].
Работники комиссии занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений совместно с работниками органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения, органов внутренних дел, органов по делам молодёжи, органов управления образованием, органов управления здравоохранением и сотрудниками других организаций и учреждений.
Целью деятельности комиссии является обеспечение условий и гарантий правового, процессуального организационного и иного характера для становления, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в социуме, а также для повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры и социальных служб для несовершеннолетних [6].
Под основными задачами комиссии понимается деятельность по:
1) координации работы учреждений и органов, включенных в систему организаций, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
2) защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, а также по содействию в реализации их прав;
3) координации вопросов, возникающих в связи с воспитанием, обучением, содержанием несовершеннолетних, а также в случае обращения несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
4) выявлению и анализу условий и причин безнадзорности и беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, а также по принятию мер, способствующих их устранению [6].
В своей деятельности комиссия по делам несовершеннолетних руководствуется следующими принципами:
1) законность, демократизм, гласность и уважительное отношение к несовершеннолетним, его родителям (законным представителям);
2) поддержка семей и взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних в процессе защиты его прав и законных интересов;
3) индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему; соблюдение конфиденциальности при работе с полученной информацией;
4) взаимодействие с сотрудниками органов государственной власти, местного самоуправления, членами общественных объединений в вопросах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) обеспечение привлечения к ответственности граждан и должностных лиц в связи с нарушением ими прав и законных интересов несовершеннолетних [6].
С учетом административно-территориального деления муниципальных образований в городе должно быть обеспечено создание городской и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Полномочия отдельных членов комиссии выполняется ими на постоянной (профессиональной) основе, что связано с необходимостью выполнения текущей работы. Количество таких сотрудников определяет администрация города. За организацию работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав персональная ответственность лежит на её председателе и его заместителе.
Нормативно-правовая база деятельности комиссий включает в себя Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся несовершеннолетних, федеральные законы и иные федеральные нормативные акты, а также региональное и местное законодательство.
Под ребёнком, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 159 понимается ребёнок, за которым не осуществляется должный уход и забота, что связано с лишением или ограничением родителей в родительских правах, болезнью родителей, длительным отсутствием родителей, уклонением
Тихая Л.С. О некоторых аспектах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите...
родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в т.ч. в случае отказа родителей забрать своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, предоставляющих социальные услуги или аналогичных, созданием родителями своими действиями или бездействиями условий, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо создают препятствия для их нормального воспитания и развития, а также в связи с другими случаями, когда отсутствует родительское попечение, и оно возлагается на органы опеки и попечительства [5, ст. 1]. Одной из форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан является опека, которая подпадает под регулирование гражданского и семейного законодательства, в соответствии с которым она устанавливается над гражданами, не достигшими возраста 14 лет [3, ст. 32] либо над недееспособными гражданами [3, ст. 29, 32].
Другой формой защиты личных и имущественных прав является попечительство. Его также регулирует гражданское и семейное законодательство. Отличие попечительства от опеки состоит в том, что попечительство устанавливается либо над несовершеннолетними от 14 до 18 лет [3, ст. 33], либо над гражданами, признанными судом ограниченными в дееспособности в связи со злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами или пристрастием к азартным играм, либо над гражданами, страдающими психическими расстройствами [3, ст. 30].
Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, регламентирующий процесс принятия и последующего воспитания детей в семье, а также предусматривающий установление между усыновителем и усыновленным отношений правового (личного и имущественного) характера, которые существует между кровными детьми и родителями.
Ещё одной формой воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, является приёмная семья. Основанием её образования является договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью, сторонами которого являются органы опеки и попечительства, с одной стороны, и приёмные родители (супруги или отдельные граждане, желающие принять на воспитание в семью детей), с другой стороны. Договор предусматривает передачу в семью ребёнка (детей), не достигших возраста 18 лет, на срок, указанный в договоре.
Субъекты правоотношений - это все лица, которые участвуют в реализации этих правоотношений [11]. Они принимают участие в процессе выявления и устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства - это органы, которые выявляют и занимаются последующим устройством детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают участие в спорах, возникающих в отношении детей между родителями или другими членами семьи [11].
Что касается приёмных родителей, то ими могут быть как семейные пары, так и отдельные граждане, изъявляющие желание принять на воспитание в семью ребёнка (детей). Приёмными родителями одного и того же ребёнка не могут являться лица, не состоящие в законном браке [2].
При назначении для ребёнка опекуна (попечителя) производится анализ его нравственных и личных качеств, оценка его способности выполнять обязанности опекуна (попечителя), характер отношений как между самим опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным), так и между членами семьи опекуна (попечителя) и ребёнком, а также, если это не противоречит закону, учитывается желание самого ребёнка [2].
Суд не может назначить опекуном (попечителем) лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, лиц, отстранённых от выполнения обязанностей опекуна (попечителя), лиц, ограниченных в родительских правах или лишённых родительских прав, лиц, имеющих судимость за умышленные преступления против жизни и здоровья граждан, лиц - бывших усыновителей, которым усыновление отменено по их вине, а также лиц, состояние здоровья которых не позволяет им нести соответствующие обязанности [2].
Большое количество дел, поступающих на рассмотрение в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обусловливает наличие такой проблемы, как продолжительный срок рассмотрения этих дел, в связи с чем возникают махинации в сфере усыновления, коррупция в сфере опеки и попечительства, затягивание процесса оформления документов, фальсификация документации и т.д.
Практика показывает, что муниципальные комиссии обираются на заседания преимущественно не чаще двух раз в месяц. В Санкт-Петербурге это традиционно вторая и четвертая среды каждого месяца. Решением данной проблемы могло бы стать увеличение числа заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как минимум до четырёх раз в месяц в крупных городах, как, например, Санкт-Петербург, где количество споров, касающихся родительских обязанностей и нарушения прав несовершеннолетних, растёт.
Еще одним решением указанной проблемы может стать создание вышестоящего (контролирующего) органа, в обязанности которого входил бы контроль деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Такой контроль снизил бы количество споров и претензий, возникающих в отношении комиссий.
В целом решение существующих проблем улучшит положение несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также повысит эффективность проведения мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В рамках статьи были рассмотрены направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их цели и основные задачи, предложены меры по совершенствованию их деятельности.
Конституционное право, административное право
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 г. (в редакции от 30 декабря 2015 г.) // Российская газета. - 1996. - 27 янв. - № 17.
3. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 1994 г. (в редакции от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 1995 г. (в редакции от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2015 г.): принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 52. - Ст. 5880.
6. О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 (в редакции от 15 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2093.
7. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 (в редакции от 18 октября 2016 г.) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». - Режим доступа: https:// rg.ru/2013/11/11/deti-do18-site-dok.html (дата обращения: 19.10.2016).
8. Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 г. № 1243 (с изменениями на 17 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга URL: http://www.gov.spb.ru/norm_baza/npa (дата обращения: 19.11.2015).
9. Беженцев, А. А. Оценка эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Советник юриста. - 2014. - № 10. - С. 3-11.
10. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России : учебное пособие. - М.: Инфра М-Норма, 1997. - 304 с.
11. Долженкова, Г. Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.
12. Кирюшина, Н. Ю., Морозова, Л. Б., Кочнева, Е. М. Правозащитный потенциал комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 3 (36). - С. 196-201.
13. Писаревская, Е. А. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: является ли их деятельность эффективной? // Правовые проблемы укрепления российской государственности / ред.: О.И. Андреева,С.А. Елисеев, Л.М. Прозументов, М.К. Свиридов, В.А. Уткин, Н. С. Дергач; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский томский государственный университет». - Томск, 2014. - С. 59-60.
УДК 342.415 А.А. Фролов*
Проблемы реализации конституционного права граждан на жилище в рамках «Федеральной целевой программы «Жилище»
В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации своих конституционных прав на жилище. Исследованы итоги реализации ФЦП «Жилище», а также некоторых подпрограмм, входящих в ФЦП «Жилище», выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации своих конституционных прав на жильё, а также предложены рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: право на жилище, конституционное право на жилище, реализация прав на жилище, «Федеральная целевая Программа «Жилище», ипотечное кредитование, нуждающиеся в жилище.
* Фролов, Алексей Александрович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации. Адрес: Россия, 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Красноармейская, д. 24. Тел. 8-927-130-47-25. E-mail: [email protected].
* Frolov, Alexey Alexandrovich, postgraduate student of constitutional and municipal law Department of Povolzhskiy cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation. Address: Russia, 413100, Saratov region, Engels, Krasnoarmeyskaya str., 24. Tel. 8-927-130-47-25. E-mail: [email protected] .
© Фролов А.А., 2016