Научная статья на тему 'Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: перспективы деятельности в России'

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: перспективы деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3328
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Банщикова Светлана Леонидовна

Статья посвящена анализу современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России; анализу основных направлений такой деятельности и особенностей функционирования комиссий в современных условиях. Также в статье подвергнуты критическому анализу мнения отдельных современных авторов относительно упразднения такого органа системы профилактики как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Автор анализирует нормы советских и российских нормативных правовых актов, определявших ранее и регулирующих сегодня деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также характеризует основные направлений деятельности указанного органа с целью определения дальнейших перспектив деятельности комиссий как координирующего органа в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, а также территориальных комиссий как органа, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями. Методологическую основу исследования составляют такие способы и приемы научного познания как: диалектико-материалистический, анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-правовой, при помощи которых автору удалось проанализировать особенности правового положения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и охарактеризовать ряд распространенных точек зрения на деятельность указанного органа в нашем государстве. В ходе исследования были выявлены проблемы современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их правового положения, а также полярные точки зрения ученых, практикующих юристов, общественных деятелей о целесообразности существовании комиссий в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России. Результатом проведенного исследования явился аргументированный вывод автора о целесообразности существования и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также об освобождении данного органа от административно-юрисдикционного направлениядеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Банщикова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS: PERSPECTIVES IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of modern legal regulation of activity of commissions on Affairs of minors and protection of their rights as body of system of prevention of neglect and offenses of minors in Russia; the analysis of the main directions of such activity and features of functioning of the commissions in modern conditions. The article also provides a critical analysis of the views of some modern authors on the abolition of such a body of prevention as the Commission on juvenile Affairs and protection of their rights. The author analyzes the norms of the Soviet and Russian normative legal acts, which previously defined and regulate today the activity of the commissions on juvenile Affairs and protection of their rights, and also characterizes the main activities of this body in order to determine the future prospects of the commissions as a coordinating body within the framework of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency in Russia, as well as territorial commissions as a body endowed with administrative and jurisdictional powers. The methodological basis of the research consists of such methods and techniques of scientific knowledge as: dialectical-materialistic, analysis and synthesis, comparative legal, formal legal, with the help of which the author was able to analyze the peculiarities of the legal status of the commissions on juvenile Affairs and protection of their rights and to characterize a number of common points of view on the activities of this body in our country. The study identified the problems of modern legal regulation of the commissions on juvenile Affairs and protection of their rights and their legal status, as well as the polar point of view of scientists, practicing lawyers, public figures on the feasibility of the existence of commissions within the system of prevention of neglect and juvenile delinquency in modern Russia. The result of the study was the reasoned conclusion of the author about the feasibility of the existence and functioning of commissions for minors and the protection of their rights as a body of prevention of neglect and juvenile delinquency, as well as the release of this body from the administrative and jurisdictional activities.

Текст научной работы на тему «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: перспективы деятельности в России»

УДК 342.95 ББК 67.301© С.Л. Банщикова

С.Л. Банщикова

КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Статья посвящена анализу современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России; анализу основных направлений такой деятельности и особенностей функционирования комиссий в современных условиях. Также в статье подвергнуты критическому анализу мнения отдельных современных авторов относительно упразднения такого органа системы профилактики как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Автор анализирует нормы советских и российских нормативных правовых актов, определявших ранее и регулирующих сегодня деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также характеризует основные направлений деятельности указанного органа с целью определения дальнейших перспектив деятельности комиссий как координирующего органа в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, а также территориальных комиссий как органа, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями.

Методологическую основу исследования составляют такие способы и приемы научного познания как: диалектико-материалистический, анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-правовой, при помощи которых автору удалось проанализировать особенности правового положения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и охарактеризовать ряд распространенных точек зрения на деятельность указанного органа в нашем государстве.

В ходе исследования были выявлены проблемы современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их правового положения, а также полярные точки зрения ученых, практикующих юристов, общественных деятелей о целесообразности существовании комиссий в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России.

Результатом проведенного исследования явился аргументированный вывод автора о целесообразности существования и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также об освобождении данного органа от административно-юрисдикционного направлениядеятельности.

Ключевые слова: несовершеннолетний, административно-юрисдикционная деятельность, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии, КДН и ЗП) на протяжении десятилетий выполняют в нашем государстве функцию координирующего органа; органа, организующего деятельность всех учреждений и организаций, являющихся субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних.

Достаточно вспомнить, что уже в 1918 году комиссии рассматривали дела о правонарушениях несовершеннолетних граждан, применяя к ним, в основном, меры воспитательного, психологического, медицинского воздействия, защищая тем самым права детей и оказывая им помощь [10]. А в принятом 4 марта 1920 годапостановлении СНК РСФСР «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» [11] уже четко была обозначена задача - защита прав несовершеннолетних.

Прекращение деятельности комиссий в 1935 г. в связи с изменением политики государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей [17, с. 131] и принятием СНК СССР и ЦК ВПК(б) постановления от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»[12], а в последствии -возвращение данного органа в 1967 г.

с момента вступления в силу Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года [8], лишь в очередной раз доказывает необходимость функционирования КДН и ЗП. Как верно отмечают современные ученые, например, А.А. Беженцев [18, с.12], С.М. Зырянов [19. с.149], другие, данный нормативный акт внес позитивныйвклад в дело профилактики правонарушений несовершеннолетних и явился отправной точкой для разработки отвечающейновым реалиям нормативной правовой базы для работы современных КДН и ЗП, которые и в настоящее время обеспечивают осуществление защитных и восстановительных мер в отношении несовершеннолетних, оставшихся без надзора и контроля взрослых, а также совершивших правонарушение.

В тоже время следует отметить, что среди современных политических и общественных деятелей сегодня существует мнение о необходимости упразднения рассматриваемого нами органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Так, членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной в марте 2017 года

поднимался вопрос о ликвидации КДН и ЗП, который явился итогом состоявшихся в то время в Совете Федерации парламентских слушаний «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка». Предпосылкой такого рода предложения послужило мнение председателя Правления Ассоциации родительских комитетов и сообществ О. Летковой, которая отметила, что ситуацию с огромным количеством ничем необоснованных изъятий детей из семей в Российской Федерации поможет решить радикальный шаг — ликвидация комиссий [20].

Анализируя вышеуказанную точку зрения, хочется отметить, что Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 [7] выделено на сегодняшний день более 15 направлений деятельности КДН и ЗП (и это — кроме административно-юрисдикционного производства). К таковым относятся, например, рассмотрение представления органа,

осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних (не получивших общего образования) из образовательной организации и по другим вопросам их обучения; обеспечение оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо

вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних,

нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Прежде чем говорить о столь кардинальной мере, как ликвидация комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеющих историю своей деятельности с 1918 г. необходимо понимать: какие органы и (или) должностные лица будут осуществлять данные направления деятельности.

Следует также обратить внимание, что Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы[5] была обозначена задача освобождения КДН и ЗП от административно-юрисдикционной деятельности, что вполне обосновано и вызывает горячее одобрение как среди ученых, так и среди практикующих юристов. Но на сентябрь 2018 годаэта задача не выполнена, что говорит о недостаточности ресурсов, механизмов, средств и способов в нашем государстве для ее выполнения. В силу чего, полагаем, что говорить о ликвидации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день преждевременно, но освободить комиссии от указанного направления деятельности необходимо.

Аргументируя данное предложение об изменении направлений в деятельности

территориальных КДН и ЗП, нами уже подчеркивалось ранее [17, с. 160], что при привлечении к административной ответственности родителей или лиц, заменяющих родителей несовершеннолетних за неисполнение своих обязанностей в отношении детей происходит вторжение государства в личные неимущественные семейные отношения, нарушается конституционное преимущественное право на воспитание ребенка родителем (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ; п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 63 СК РФ), из чего следует вывод, что подобные полномочия, на наш взгляд, могут быть предоставлены только мировым судьям.

Задача освобождения территориальных комиссий от функций органа внесудебной юрисдикции, поставлена в положении пункта 4 «Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия» раздела VI Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [5].

Если говорить о рассмотрении комиссиями дела об административных правонарушениях родителей и лиц, заменяющих родителей несовершеннолетних, то сегодня возможность передачи дела в суд у КДН и ЗП предусмотрена только в случае совершения повторного в течение года правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях [1]. В этом случае готовится мотивированное определение о передаче дела на рассмотрение судье. Примечательно, что возможность передачи дела в суд ранее предоставлялась КДН и ЗП, такая возможность определялась Инструкцией комиссиям по делам несовершеннолетних от 19 июня 1920 г., разработанной народными комиссариатами просвещения, здравоохранения и юстиции [9] как мера, применяемая к несовершеннолетнему, чье дело рассматривалось комиссией, если меры медико-педагогического характера не возымели своего действия (пункт «з» Инструкции).

Полагаем, что в перспективе дела об административных правонарушениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в отношении несовершеннолетних их родителями (лицами, их заменяющими) должны рассматриваться судьями ювенальных судов, которые буду учитывать особенности ситуаций, возникающих в семье. В настоящее время, когда такие суды созданы не во всех регионах, а ювенальная система России только формируется, считаем целесообразным рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, мировыми судьями [17, с. 163].

Остановимся подробнее на предложении О. Летковой упразднить КДН и ЗП с целью устранить существующую в России ситуацию «с огромным количеством ничем необоснованных изъятий детей из семей» [20].

Сегодня в Российской Федерации отобрание ребенка у родителей (усыновителе, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей) осуществляется компетентными органами при непосредственной угрозе жизни такого ребенка или угрозе его здоровью, что законодатель четко закрепляет в пункте 1 статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации [2] (далее - СК РФ). Немедленное отобрание ребенка в указанных ситуациях отнесено не компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а к компетенции органов опеки и попечительства, которыми на сегодняшний день являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 121 СК РФ), а также могут быть и органы местного самоуправления, если законом субъекта РФ такие органы наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии сФедеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4], иными федеральными законами (п. 2 ст. 121 СК РФ).

Совершенно иная ситуация складывается, например, в Республике Беларусь, где комиссия по делам несовершеннолетних наделена полномочиями принимать решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей; полномочна формировать комиссию по отобранию ребенка, а также обязана уведомить прокурора о принятом решении об отобрании [13]. В тоже время, ряд ученых, например, С. Г. Василевич, М. К. Чуприс, отмечают возможность упразднения комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров, поскольку часть функций указанного органа выполняется Национальной комиссии по правам ребенка [14], в связи с чем, по их мнению, «на Национальную комиссию также могут быть возложены и остальные функции КДН при Совете Министров» [25, с. 91].

Безусловно, сегодня вызывает массу вопросов нормативно-правовая база правового статуса и деятельности комиссий. По этому поводу на протяжении уже ряда лет высказываются и ученые, и практики, например, Н.В. Анисимова и Л.С. Комовкина отмечают, что нормативные правовые акты, определяющие правовое положение комиссий и направления их деятельности, четко не обозначают взаимосвязь и взаимодействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РФ [15], комиссий, созданных на уровне субъектов РФ и территориальных комиссий, если законами субъектов РФ полномочием по созданию КДН и ЗП наделены органы местного самоуправления (ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3]). Также, по мнению указанных авторов, сегодня в нашей стране отсутствуют единые подходы к закреплению структуры комиссий [15, с. 64]. С таким мнением

нельзя не согласиться. Современный законодатель не закрепляет подчиненности комиссий, созданных субъектами РФ, комиссии при Правительстве РФ. В современных нормативных актах: ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних», Примерном положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [7], Постановлении Правительства РФ

«О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [6], нормативных актах субъектов РФ не прослеживается взаимосвязь КДН и ЗП ни «по вертикали», ни «по горизонтали». Хотя, на наш взгляд, все три уровня комиссий составляют единую систему [16, с. 108] и законодателю необходимо закрепить этот принципиальный момент в правовом положении и деятельности комиссий.

Значение КДН и ЗП как координирующего орган в системе органов профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних; как органа, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями, подчеркивается сегодня многими учеными и практиками. Так, на новое направление в деятельности комиссий - участие в программах медиации, разработанных для обучающихся образовательных организаций общего образования, а также родителей таких обучающихся - указывают в своих работах И.С. Маловичко, И.В. Чугунова [23]; правозащитную функцию комиссий как основное и важнейшее направление деятельности по защите прав несовершеннолетних характеризуют в своих публикациях Н.Ю. Кирюшина, Л.Б. Морозова, Е.М. Кочнева [21]; как орган, успешно реализующий ювенальные технологии называют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Т.С. Лебедева [22], Л.А. Мозгарева-Марченко, С.Ю. Русанова [24].

Таким образом, подводя итог выше проведенному анализу, полагаем, что говорить в современных условиях о ликвидации такого органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, недальновидно и преждевременно. До тех пора пока в теории административного права на практике не сформируется четкое представление о том, какой орган либо какое должностное лицо могут взять на себя вес функции деятельности КДН и ЗП, в том числе административно-юрисдикционное направление территориальных комиссий; пока государство не сможет обеспечить выбранный для этого орган (учреждение, должностное лицо) необходимым инструментарием для качественного и своевременного выполнения всех направлений деятельности, о ликвидации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не может быть и речи.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Текст] // Рос. газета. - 2001. - № 256.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 [Текст] // Рос. газета. - 1996. -

№ 1.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // Рос. газета. - 1999. - 30 июня.

4. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Текст] // Рос. газета. - 2008. - 30 апр.

5. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2093.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 45. - Ст. 5829.

8. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. [Текст](утратило силу) // ВедомостиВерховного Совета РСФСР. -1967. - № 23. - Ст. 536.

9. Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних от 19 июня 1920 г., разработанная народными комиссариатами просвещения, здравоохранения и юстиции [Текст] (утратила силу) // Собрание Узаконений и Распоряжений рабочего и Крестьянского Правительства. - 1920. - № 68. - Ст. 308.

10. Декрет Совета народных комиссаров от 9 (22) января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» [Текст] (утратил силу) //Декреты Советской власти 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М., 1957. - Т. 1. - С. 337, 338.

11. Постановление СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» [Текст] (утратило силу) // СУ РСФСР. - 1920. - № 13. - Ст. 83.

12. Постановление СНК СССР и ЦК ВПК(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [Текст](утратило силу) // Собраниезаконов и распоряжений рабочего и Крестьянского Правительства СССР. - 1935. - № 32. - Ст. 252.

13. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?rn=hk9900278, свободный.

14. Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 106 «О создании Национальной комиссии по правам ребенка» [Текст] // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1996. - № 8. - Ст. 20.

15. Анисимова Н.В., Комовкина Л.С. Проблемные моменты в развитии законодательства о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции«Правовые проблемы укрепления российской государственности». -Томск, 28-30 января 2016 г.

16. Банщикова С. Л. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в России [Текст] // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - № 3(19). -С. 107-109.

17. Банщикова С. Л. Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 [Электронный ресурс] / С.Л. Банщикова. - Омск, 2017. - 219 с. - Режим доступа: http://www.omsu.ru/about/structure/science/ont/dissovet/d-999-008-03/Диссертация%20Банщиковой%20С.Л.pdf, свободный.

18. Беженцев А.А. Административно-правой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 11-15.

19. Зырянов С.М. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: от прошлого к настоящему [Текст] // Материалы международной научно-практической конференции «правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований». - Санкт-Петербург, 11 декабря 2015 г. - С. 145-149.

20. Елена Мизулина: «Комиссии по делам несовершеннолетних могут быть ликвидированы» [Электронный ресурс] // http://kvnews.ru/newsfeed/elenamizulinakomissiipodel amnesovershennoletnihmogutby tlikvidirovany, свободный.

21. Кирюшина Н.Ю., Морозова Л.Б., Кочнева Е.М. Правозащитный потенциал комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 3 (36). - С. 196-201.

22. Лебедева Т.С. О роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в реализации ювенальных технологий [Текст] // Вестник КГУ. - 2016. - № 6. - С. 212-215.

23. Маловичко И.С., Чугунова И.В. Развитие межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав со школьными Службами примирения (медиации) по реализации восстановительного правосудия в отношении детей в Волгоградской области [Текст] // Вестник восстановительной юстиции. 2016. - № 13. - С. 23-31.

24. Мозгарева-Марченко Л.А., Русанова С.Ю. Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований в обеспечении ювенального правопорядка [Текст] // Сборник Материалов Всероссийской научно-практической конференции «Права и свободы человека в контексте развития современного государства». - Краснодар, 09 декабря 2016 г. - С. 218-222.

25. Чуприс М. К., Василевич С.Г. О трехуровневой системе комиссий по делам несовершеннолетних в республике Беларусь [Текст] // Сборник материалов междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Эффективность правового регулирования на современном этапе: теоретические, исторические и отраслевые аспекты». - Минск, 03-04 ноября 2017 г. - С. 91-92.

References

1. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [The Administrative Offenses Code of the Russian Federation] ot 30.12.2001 № 195- FZ // Ros. gazeta. — 2001. — № 256.

2. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federatsii [Family Code of the Russian Federation] ot 29.12.1995 № 223- FZ // Ros. gazeta. - 1996. - № 1.

3. Federal'nyj zakon ot24.06.1999 г. № 120-ФЗ«0Ь osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» [About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors] // Ros. gazeta. - 1999. - 30.06.

4. Federal'nyj zakon ot 24.04.2008 № 48-ФЗ«0Ь opeke i popechitel'stve» [On custody and guardianship] // Ros. gazeta. - 2008. - 30.04.

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 01.06.2012 № 761 «0 Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody» [On the National strategy of action for children for 2012-2017] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: www.pravo.gov.ru.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.05.06№ 272«0 Pravitel'stvennoj komissii po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav» [About the Government Commission on Affairs of minors and protection of their rights] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2006. - № 19. - St. 2093.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 6 ноября 2013 № 995 «Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o komissiyah po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav» [About the statement of Approximate regulations on commissions on Affairs of minors and protection of their rights] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2013. - № 45. - St. 5829.

8. Polozhenie o komissiyah po delam nesovershennoletnih, utverzhdennoe Ukazom Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 3 iyunya 1967 g. (utratilo silu) [Regulations on the commissions on Affairs of minors] // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. - 1967. - № 23. - St. 536.

9. Instrukciya komissiyam po delam nesovershennoletnih ot 19 iyunya 1920 g., razrabotannaya narodnymi komissariatami prosveshcheniya, zdravoohraneniya i yusticii (utratila silu) [The instruction to the commissions on Affairs of minors] // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. - 1967. - № 23. - St. 536.

10. Dekret Soveta narodnyh komissarov ot 9 (22) yanvarya 1918 g. «0 komissiyah dlya nesovershennoletnih» (utratil silu) [About the commissions for minors] // Dekrety Sovetskoj vlasti 25 oktyabrya 1917 g. - 16 marta 1918 g. M., 1957. - T. 1. - S. 337, 338.

11. PostanovlenieSNKRSFSRot 4 marta 1920 g. «0nesovershennoletnih, obvinyaemyhvobshchestvennoopasnyhdejstviyah» (utratilosilu) [About minors accused of socially dangerous actions] // SU RSFSR. - 1920. - № 13. - St. 83.

12. Postanovlenie SNK SSSR i CK VPK(b) ot 31 maya 1935 g. «O likvidacii detskoj besprizornosti i beznadzornosti» (utratilo silu) [On the elimination of children's homelessness and neglect] // Sobranie zakonov i rasporyazhenij rabochego i Krest'yanskogo Pravitel'stva SSSR. - 1935. - № 32. - St. 252.

13. Kodeks Respubliki Belarus' o brake i sem'e ot 9 iyulya 1999 g. № 278-Z [Code of the Republic of Belarus on marriage and family]. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?rn=hk9900278.

14. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 18 marta 1996 g. № 106 «0 sozdanii Nacional'noj komissii po pravam rebenka»[On the establishment of the National Commission on the rights of the child] // Sobranie ukazov Prezidenta i postanovlenij Kabineta Ministrov Respubliki Belarus'. - 1996. - № 8. - St. 20.

15. Anisimova N.V., Komovkina L.S. Problemnye momenty v razvitii zakonodatel'stva o komissiyah po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav [Problematic issues in the development of legislation on commissions for minors and the protection of their rights] // Sbornik statej po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pravovye problemy ukrepleniya rossijskoj gosudarstvennosti». - Tomsk, 28-30 yanvarya 2016 g.

16. Banshchikova S. L. Sistema komissijpo delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossii[The system of commissions on juvenile Affairs and protection of their rights in Russia] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. - № 3(19). - S. 107-109.

17. Banshchikova S. L. Administrativnaya otvetstvennost' za neispolnenie roditelyami ili inymi zakonnymi predstavitelyami nesovershennoletnih obyazannostej po ih soderzhaniyu i vospitaniyu: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14 / S.L. Banshchikova. - Omsk, 2017. - 219 s. [Administrative responsibility for non-fulfillment by parents or other legal representatives of minors of obligations on their maintenance and education] - Rezhim dostupa:http://www.omsu.ru/about/structure/science/ont/dissovet/d-999-008-()3/flHCcepTauw[%2()EaH^HKOBOH%2()C^.pdf.svobodnvi.

18. Bezhencev A.A. Administrativno-pravoj status komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav[Administrative-legal status of commissions on minors ' Affairs and protection of their rights] // Sovremennaya nauka. - 2010. - № 2. - S. 11-15.

19. Zyryanov S.M. Komissii po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav: ot proshlogo k nastoyashchemu[Commissions on juvenile Affairs and protection of their rights: from the past to the present] // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «pravoohranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennih del v kontekste sovremennyh nauchnyh issledovanij». - Sankt-Peterburg, 11 dekabrya 2015 g. - S. 145-149.

20. Elena Mizulina: «Komissii po delam nesovershennoletnih mogut byt' likvidirovany» [Elena Mizulina: "the Commission on juvenile Affairs can be eliminated»] // http://kvnews.ru/newsfeed/elenamizulinakomissiipodelamnesovershennoletnihmogutbvtlikvidirovany

21. Kiryushina N.YU., Morozova L.B., Kochneva E.M. Pravozashchitnyj potencial komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav [Human rights capacity of commissions for minors and protection of their rights] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. — 2016. — № 3 (36). — S. 196-201.

22. Lebedeva T.S. O roli komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v realizacii yuvenal'nyh tekhnologij[On the role of commissions on juvenile Affairs and protection of their rights in the implementation of juvenile technologies] // Vestnik KGU. - 2016. - № 6. - S. 212-215.

23. Malovichko I.S., CHugunova I.V. Razvitie mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav so shkol'nymi Sluzhbami primireniya (mediacii) po realizacii vosstanovitel'nogo pravosudiya v otnoshenii detej v Volgogradskoj oblasti[Development of interdepartmental cooperation of the commissions on Affairs of minors and protection of their rights with school services of reconciliation (mediation) on implementation of restorative justice concerning children in the Volgograd region] // Vestnik vosstanovitel'noj yusticii. 2016. - № 13. - S. 23-31.

24. Mozgareva-Marchenko L.A., Rusanova S.YU. Rol' komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav municipal'nyh obrazovanij v obespechenii yuvenal'nogo pravoporyadka [The role of commissions for minors and protection of their rights of municipalities in ensuring juvenile law and order] // Sbornik Materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Prava i svobody cheloveka v kontekste razvitiya sovremennogo gosudarstva». -Krasnodar. 09 dekabrya 2016 g. - S. 218-222.

25. CHupris M. K., Vasilevich S.G. O trekhurovnevoj sisteme komissij po delam nesovershennoletnih v respublike Belarus '[About three-level system of the commissions on Affairs of minors in Republic of Belarus] // Sbornik materialov mezhdunar. nauch. konferencii studentov, magistrantov i aspirantov «EHffektivnost' pravovogo regulirovaniya na sovremennom ehtape: teoreticheskie, istoricheskie i otraslevye aspekty». - Minsk, 03-04 noyabrya 2017 g. - S. 91-92.

THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS:

PERSPECTIVES IN RUSSIA

Svetlana L. Banshchikova,

Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. The article is devoted to the analysis of modern legal regulation of activity of commissions on Affairs of minors and protection of their rights as body of system of prevention of neglect and offenses of minors in Russia; the analysis of the main directions of such activity and features of functioning of the commissions in modern conditions. The article also provides a critical analysis of the views of some modern authors on the abolition of such a body of prevention as the Commission on juvenile Affairs and protection of their rights.

The author analyzes the norms of the Soviet and Russian normative legal acts, which previously defined and regulate today the activity of the commissions on juvenile Affairs and protection of their rights, and also characterizes

the main activities of this body in order to determine the future prospects of the commissions as a coordinating body within the framework of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency in Russia, as well as territorial commissions as a body endowed with administrative and jurisdictional powers.

The methodological basis of the research consists of such methods and techniques of scientific knowledge as: dialectical-materialistic, analysis and synthesis, comparative legal, formal legal, with the help of which the author was able to analyze the peculiarities of the legal status of the commissions on juvenile Affairs and protection of their rights and to characterize a number of common points of view on the activities of this body in our country.

The study identified the problems of modern legal regulation of the commissions on juvenile Affairs and protection of their rights and their legal status, as well as the polar point of view of scientists, practicing lawyers, public figures on the feasibility of the existence of commissions within the system of prevention of neglect and juvenile delinquency in modern Russia.

The result of the study was the reasoned conclusion of the author about the feasibility of the existence and functioning of commissions for minors and the protection of their rights as a body of prevention of neglect and juvenile delinquency, as well as the release of this body from the administrative and jurisdictional activities.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банщикова Светлана Леонидовна — кандидат юридических наук, доцент факультета очного обучения Сибирского института бизнеса и информационных технологий (Омск, 644116, ул.24-я Северная, д. 196, корп. 1, e-mail: svetlana-lb@mail.ru); доцент кафедры административного и финансового права Омской юридической академии (Омск, 644010, ул. Короленко, д. 12), e-mail: svetlana-lb@mail.ru. Статья поступила в редакцию 27.08.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.