Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА), ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ОБРАБОТКУ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ ДАННЫХ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА), ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ОБРАБОТКУ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ ДАННЫХ / INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGAL REGULATION / ROBOTIC SYSTEMS / UNMANNED AERIAL VEHICLES / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / LARGE VOLUMES OF DATA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

В статье исследовано современное состояние правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по применению робототехнических систем, в том числе беспилотных летательных аппаратов, и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта), обеспечивающего обработку больших объемов данных в рамках выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Автором выявлены проблемные аспекты в рассматриваемой сфере и предложены отдельные меры по совершенствованию ведомственной нормативно-правовой базы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON APPLICATION OF ROBOTIC SYSTEMS AND COMPLEX OF TECHNOLOGICAL SOLUTIONS (ARTIFICIAL INTELLIGENCE), PROVIDING PROCESSING OF BIG DATA

In the article the modern state of legal regulation of activity of bodies of internal affairs of the Russian Federation on application of robotic systems, including unmanned aerial vehicles, and a complex of technological decisions (artificial intelligence) providing processing of large volumes of the data within the limits of performance of tasks and performance of the powers assigned to the Ministry of Internal Affairs of Russia is investigated. The author has identified problematic aspects in the area under consideration and proposed some measures to improve the departmental regulatory framework of the Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА), ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ОБРАБОТКУ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ ДАННЫХ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

C. А. Бражников,

кандидат исторических наук

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА), ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ОБРАБОТКУ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ ДАННЫХ

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON APPLICATION OF ROBOTIC SYSTEMS AND COMPLEX OF TECHNOLOGICAL SOLUTIONS (ARTIFICIAL INTELLIGENCE), PROVIDING PROCESSING OF BIG DATA

В статье исследовано современное состояние правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по применению робототехнических систем, в том числе беспилотных летательных аппаратов, и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта), обеспечивающего обработку больших объемов данных в рамках выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Автором выявлены проблемные аспекты в рассматриваемой сфере и предложены отдельные меры по совершенствованию ведомственной нормативно-правовой базы МВД России.

In the article the modern state of legal regulation of activity of bodies of internal affairs of the Russian Federation on application of robotic systems, including unmanned aerial vehicles, and a complex of technological decisions (artificial intelligence) providing processing of large volumes of the data within the limits of per-

formance of tasks and performance of the powers assigned to the Ministry of Internal Affairs of Russia is investigated.

The author has identified problematic aspects in the area under consideration and proposed some measures to improve the departmental regulatory framework of the Russian Interior Ministry.

Актуальность темы настоящей статьи определяется необходимостью обеспечения своевременного внедрения в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел Российской Федерации современных достижений науки и техники в соответствии с объективными потребностями правоохранительной практики. В последние годы руководство МВД России уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. В настоящее время ведется активная работа по разработке Концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года [1], предусматривающей широкое применение робототехнических систем и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта), обеспечивающего обработку больших объемов данных, в целях повышения эффективности и результативности функционирования органов внутренних дел.

Полномочия МВД России по обеспечению внедрения в деятельность органов внутренних дел достижений науки, техники и положительного опыта получили правовое оформление в пункте 92 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [2].

Право использования достижений в области науки и техники, современных технологий и информационных систем территориальными органами МВД России закреплено в подпункте 14 пункта 14 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации [2], подпункте 8 пункта 11 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне [3], подпункте 13.8 Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте [4], подпункте 6 пункта 10 Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне [5].

Обязанность полиции, являющейся частью органов внутренних дел, по использованию в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, закреплена в части 1 статьи 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» [6]. Сферы применения и использования полицией технических средств определены в части 3 статьи 11 данного нормативного правового акта:

1) документирование обстоятельств совершения противоправных деяний;

2) фиксация действий сотрудников полиции при выполнении ими должностных обязанностей.

Следует отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 [7], изданному в целях модернизации и технологического развития отечественной экономики и повышения ее конкурентоспособности, робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения отнесены к числу приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (пункт 6.1.).

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [8] определила в качестве одного из приоритетов научно-технологического развития страны на ближайшее десятилетие переход к передовым цифровым, интеллектуальным технологиям, роботизированным системам, а также создание систем обработки больших объемов данных (подпункт «а» пункта 20).

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы [9] в пункте 36 предусматривает перечень основных направлений развития отечественных информационных и коммуникационных технологий, в который, в частности, входят:

1) обработка больших объемов данных;

2) искусственный интеллект;

3) робототехника и биотехнологии.

В подпункте «к» пункта 4 этого документа содержится понятие обработки больших объемов данных, под которой понимается совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [10] определила важнейшие понятия в области исследуемой проблематики:

1) искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека (подпункт «а» пункта 5);

2) технологическое решение — технология, программа для электронно -вычислительных машин, база данных или их совокупность, а также сведения о наиболее эффективных способах их использования (подпункт «м» пункта 5).

В состав комплекса технологических решений входят следующие элементы:

а) информационно-коммуникационная инфраструктура;

б) программное обеспечение;

в) процессы и сервисы, обеспечивающие обработку данных, а также поиск решений.

Кроме того, в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года отмечено, что на данном этапе в мире идет ускоренное внедрение технологических решений, созданных на основе искусственного интеллекта, в экономику и различные сферы общественных отношений, что обусловлено в том числе потребностью в обработке больших объемов данных, созданных человеком или техникой, в целях повышения эффективности экономической и другой деятельности (пункт 11). Одной из основных целей развития искусственного интеллекта в Российской Федерации является обеспечение национальной безопасности и правопорядка (пункт 23).

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года подчеркнута особая значимость отечественных технологий искусственного интеллекта, налаживания современного регулирования оборота больших объемов данных в контексте многократного возрастания скорости технологических изменений в мире [11].

В деятельности российской полиции до недавнего времени применялись единичные образцы робототехнических комплексов. На современном этапе произошли значительные изменения и наметились тенденции массового внедрения цифровых технологий в практическую деятельность полиции. В 2019 году на снабжение МВД России приняты два современных робото-технических комплекса малого класса для технической поддержки деятельности подразделений органов внутренних дел и начаты исследования в области создания полицейской робототехники. В зависимости от среды применения и способа базирования робототехнические комплексы в МВД России подразделяются на наземные, воздушные и корабельные (палубные) морские и внутренних вод. В частности, в настоящее время на снабжение МВД России принято три наземных робототехнических комплекса: «Металлист», «КРММ-06», «Скарабей» [12. — С. 130—131]. При этом ни один тип беспилот-

ных летательных аппаратов, применяемых в МВД России, не принят на снабжение, так как основным эксплуатантом беспилотных летательных аппаратов определена Росгвардия. Робото-технические комплексы морского применения (и для внутренних вод) эксплуатировались в морских частях внутренних войск МВД России и в настоящее время находятся в эксплуатации в подразделениях Росгвардии [12. — С. 135—136].

Принятие на снабжение и распределение материально-технических средств (беспилотных летательных аппаратов, средств вычислительной техники, специальных технических средств и других) регулируется приказом МВД России от 5 марта 2014 года № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». В частности, этот документ предусматривает, что Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа непосредственно обеспечивает материально-техническими средствами соответствующие структурные подразделения аппарата МВД России, которые, в свою очередь, распределяют их в установленном порядке в территориальные органы МВД России.

В пунктах 5 и 6 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации получили законодательное закрепление следующие понятия, имеющие важное значение в рамках исследуемой проблемы:

1) беспилотное воздушное судно — воздушное судно управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот);

2) беспилотная авиационная система — комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.

При этом необходимо отметить, что Воздушный кодекс Российской Федерации регламентирует вопросы обязательной сертификации и аттестации только гражданских беспилотных авиационных систем. Кроме того, государственная регистрация и государственный учет, а также требования к экипажам и полномочия их членов устанавливаются данным нормативным актом также исключительно для гражданских беспилотных воздушных судов.

Функции по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации [13].

Так, в соответствии с п. 3 Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов [14], беспилотные летательные аппараты подлежат пономер-ному учету. Пункт 17 этого документа устанавливает, что пономерной учет наличия, технического состояния государственных беспилотных летательных аппаратов федеральных органов исполнительной власти осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Использование воздушного пространства при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, применяемых в системе МВД России, осуществляется в соответствии с положениями Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации [15] и Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений [16].

С учетом изложенного представляется возможным сформулировать следующие основные выводы.

1. Правовая основа деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по применению робототехнических систем и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта), обеспечивающего обработку больших объемов данных, находится в стадии становления.

2. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по применению робототехнических систем и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта), обеспечивающего обработку больших объемов данных, осуществляется на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

З. В настоящее время надлежащую правовую регламентацию получили права и полномочия соответствующих субъектов системы МВД России по применению робототехнических систем и комплекса технологических решений (искусственного интеллекта), обеспечивающего обработку больших объемов данных. При этом порядок их применения урегулирован в достаточно общем виде и фрагментарно.

Кроме того, проведенное исследование выявило объективную необходимость обновления ряда ведомственных нормативных правовых актов МВД России, которая обусловлена, прежде всего, передачей авиационных частей внутренних войск, ранее находившихся в составе МВД России, в подведомственность Росгвардии. В этой связи утратили актуальность следующие документы:

1) приказ МВД России от 6 мая 2004 года № 276 «Вопросы деятельности авиационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации»;

2) приказ МВД России от 15 января 2008 года № 36 «Об утверждении Основных направлений развития авиации органов внутренних дел Российской Федерации на 2008—2015 годы и поэтапного плана мероприятий по их реализации»;

3) приказ МВД России от 29 декабря 2014 года № 1139 «Об утверждении Руководства по организации объективного контроля в авиации внутренних войск МВД России и авиации органов внутренних дел Российской Федерации».

Представляется целесообразным в полном объеме переработать эти нормативные правовые акты и привести их в соответствие с законодательством Российской Федерации и потребностями правоохранительной практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состоялось заседание Научно-технического совета МВД России [Электронный ресурс]. — URL: https://xn--h1arbc.xn--b1aew.xn--plai/news/ item/18116704.

2. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 21.l2.2016 № 699 // СЗ РФ. —2016. — № 52. — Ч. 5. — Ст. 7614.

3. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 05.06.2017 № 355. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71617864/.

4. Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном,

водном и воздушном транспорте : приказ МВД России от 15.06.2011 № 636 // Российская газета. — 2011. — 19 авг.

5. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 01.09.2017 № 690. — URL: https://mvd.consultant.ru/documents/ 1056362?items=1&page=6.

6. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

7. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 // СЗ РФ. — 2011. — № 28. — Ст. 4168.

8. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента

Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 // СЗ РФ. — 2016. — № 49. — Ст. 6887.

9. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // СЗ РФ. — 2017. — № 20. — Ст. 2901.

10. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 // СЗ РФ. — 2019. — № 41. — Ст. 5700.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. — 2020. — 16 янв.

12. Исследование путей применения робототех-нических комплексов (систем) в правоохранительной деятельности на базе перспективных информационно-коммуникационных технологий : отчет о НИР (заключительный) / ФКУ НПО «СТиС» МВД России; рук. Конуров А. Г.; исполн.: Антышев А. А. и др. — М., 2019. — 394 с.

13. О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации : указ Президента Российской Федерации от 08.08.1998 № 938 // СЗ РФ. — 1998. — № 33. — Ст. 3960.

14. Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов: приказ Министра обороны Российской Федерации от 28.11.2002 № 460 // Российская газета. — 2003. — 7 июня.

15. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 // СЗ РФ. — 2010. — № 14. — Ст. 1649.

16. Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений : приказ Минтранса России от 27.06.2011 № 171 // Российская газета. — 2011. — 26 авг.

REFERENCES

1. Sostoyalos zasedanie Nauchno-tehnicheskogo soveta MVD Rossii [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://xn--h1 arbc.xn--b 1aew. xn--p 1 ai/news/item/18 116704.

2. Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i Tipovogo polozheniya o territorialnom organe Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii po sub'ektu Rossiyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21.12.2016 # 699 // SZ RF. —2016. —

# 52. — Ch. 5. — St. 7614.

3. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o terri-torialnom organe Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii na rayonnom urovne [Elektronnyiy resurs] : prikaz MVD Rossii ot 05.06.2017 # 355. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71617864/.

4. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o lineynom otdele Ministerstva vnutrennih del Ros-siyskoy Federatsii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transporte : prikaz MVD Rossii ot 15.06.2011 # 636 // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 19 avg.

5. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob otdele (otdelenii, punkte) politsii territorialnogo organa Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Feder-atsii na rayonnom urovne [Elektronnyiy resurs] : prikaz MVD Rossii ot 01.09.2017 # 690. — URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056362?items =1&page=6.

6. O politsii : federalnyiy zakon ot 07.02.2011

# 3-FZ // SZ RF. — 2011. — # 7. — St. 900.

7. Ob utverzhdenii prioritetnyih napravleniy razviti-ya nauki, tehnologiy i tehniki v Rossiyskoy Feder-

atsii i perechnya kriticheskih tehnologiy Rossiyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.07.2011 # 899 // SZ RF. — 2011. — # 28. — St. 4168.

8. O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razviti-ya Rossiyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2016 # 642 // SZ RF. — 2016. —

# 49. — St. 6887.

9. O Strategii razvitiya informatsionnogo obsch-estva v Rossiyskoy Federatsii na 2017—2030 godyi : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.05.2017

# 203 // SZ RF. — 2017. — # 20. — St. 2901.

10. O razvitii iskusstvennogo intellekta v Ros-siyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Feder-atsii ot 10.10.2019 # 490 // SZ RF. — 2019. — # 41. — St. 5700.

11. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu ot 15.01.2020 // Rossiyskaya gazeta. — 2020. — 16 yanv.

12. Issledovanie putey primeneniya robototehnich-eskih kompleksov (sistem) v pravoohranitelnoy deyatelnosti na baze perspektivnyih informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy : otchet o NIR (za-klyuchitelnyiy) / FKU NPO «STiS» MVD Rossii; ruk. Konurov A. G.; ispoln.: Antyishev A. A. i dr. — M., 2019. — 394 s.

13. O povyishenii bezopasnosti poletov v Ros-siyskoy Federatsii i merah po sovershenstvovaniyu deyatelnosti v oblasti aviatsii : ukaz Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii ot 08.08.1998 # 938 // SZ RF. — 1998. — # 33. — St. 3960.

14. Ob utverzhdenii Federalnyih aviatsionnyih pravil gosudarstvennoy registratsii gosudarstvennyih vozdushnyih sudov: prikaz Ministra oboronyi Ros-siyskoy Federatsii ot 28.11.2002 # 460 // Rossiyskaya gazeta. — 2003. — 7 iyunya.

15. Ob utverzhdenii Federalnyih pravil ispol-zovaniya vozdushnogo prostranstva Rossiyskoy Fed-eratsii : postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Feder-atsii ot 11.03.2010 # 138 // SZ RF. — 2010. — # 14. — St. 1649.

16. Ob utverzhdenii Instruktsii po razrabotke, ustanovleniyu, vvedeniyu i snyatiyu vremennogo i mestnogo rezhimov, a takzhe kratkovremennyih ogranicheniy : prikaz Mintransa Rossii ot 27.06.2011 # 171 // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 26 avg.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бражников Сергей Александрович. Доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-97.

Brazhnikov Sergey Aleksandrovich. Associate Professor of the chair of Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: органы внутренних дел Российской Федерации; правовое регулирование; ро-бототехнические системы; беспилотные летательные аппараты; искусственный интеллект; большие объемы данных.

Key words: internal affairs bodies of the Russian Federation; legal regulation; robotic systems; unmanned aerial vehicles; artificial intelligence; large volumes of data.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.