Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования информирования общества о деятельности полиции'

Вопросы правового регулирования информирования общества о деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытость и публичность полиции / информирование / общественное дове-рие / открытые данные / рolice openness and publicity / informing / public trust / open data

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смольянинова Маргарита Сергеевна

В статье рассматриваются правовые основы и формы информирования общества о деятельно-сти полиции. Особое внимание уделяется распространению информации о деятельности Министер-ства внутренних дел Российской Федерации в форме открытых данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смольянинова Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF LEGAL REGULATION ABOUT THE POLICE ACTIVITIES PUBLIC INFORMING

The article deals with the legal foundations and forms of informing the public about the activities of the police. Special attention is paid to the dissemination of information about the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation activities in the open data form.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования информирования общества о деятельности полиции»

Юридические науки

М.С. Смольянинова,

ГУ МВД России по Воронежской области

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

THE QUESTIONS OF LEGAL REGULATION ABOUT THE POLICE ACTIVITIES PUBLIC INFORMING

В статье рассматриваются правовые основы и формы информирования общества о деятельности полиции. Особое внимание уделяется распространению информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в форме открытых данных.

The article deals with the legal foundations and forms of informing the public about the activities of the police. Special attention is paid to the dissemination of information about the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation activities in the open data form.

Очевидно, что общественное мнение в правоохранительной сфере, его содержание, механизм формирования и использования, обладает существенными отличиями от оценок социумом иных сфер государственной деятельности.

А.В. Копылов, проанализировав различные точки зрения, определяет общественное мнение в правоохранительной сфере как специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках проблем правопорядка и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам охраны правопорядка, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом [1]. Отметим, что данный автор сконцентрировал свое внимание на форме выражения общественного мнения, а не на его сущностных характеристиках.

Общественное мнение о полиции образуется под воздействием различных факторов. Мы солидарны с В.Е. Гимпельсоном и Г.А. Монусовой, которые выделили следующие блоки таких факторов:

- индивидуальные характеристики лица (группы лиц), имеющего мнение относительно деятельности полиции: пол, возраст, вид трудовой деятельности, место (регион, район) жительства, наличие судомости и т.п.;

- характеристики самой полиции и результаты её деятельности: уровень общественной безопасности и преступности, степень централизации и так далее;

- качество государственных институтов: открытость власти, качество предоставляемых государственных услуг, подотчетность полиции населению и другие [2].

Содержание общественного мнения о деятельности органов внутренних дел можно свести всего к двум вопросам, которые достаточно точно сформулированы авторами Европейского социального исследования [3]:

1) «Скажите, пожалуйста, насколько Вы лично доверяете полиции? (шкала от 0 до 10, где «0» — Вы совершенно не доверяете полиции, а «10» — Вы полностью ей доверяете»);

86

Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014

2) «Принимая во внимание всё, что должна делать полиция, оцените пожалуйста, её работу» (5-балльная шкала от 1 — «очень плохая работа» до 5 — «очень хорошая работа»).

Итак, общественное мнение о полиции — возникающая с учетом индивидуальных характеристик респондентов и под воздействием факторов внешней среды форма общественного сознания, в которой проявляется отношение различных групп людей к деятельности полиции и оценка этой деятельности, реализующая контрольную, директивную и номенклатурную функции и осуществляющая воздействие на систему государственного управления в сфере внутренних дел.

Нами предпринята попытка объединить в рамках одного определения содержательные характеристики общественного мнения о полиции, детерминанты, влияющие на формирование этого мнения, и юридически значимые формы его выражения. Безусловно, данная дефиниция не свободна от критики, однако, как нам представляется, она дает достаточное представление о феномене социально-правового института общественного мнения о полиции.

Уделим особое внимание факторам, под воздействием которых формируется общественное мнение о полиции. В самом определении они были интерпретированы как «индивидуальные характеристики респондентов и факторы внешней среды» не случайно. Дело в том, что информация о полиции и ее деятельности может быть получена только двумя способами — это личный опыт (подразумевает непосредственное участие респондента) и опосредованное информирование из различных источников. Причем, если личный опыт, даже будучи эмоциональным, остается для личности объективным, то «внешняя» информация может быть искажена либо полностью недостоверна.

Налицо острая необходимость формирования системы полного и достоверного информирования населения о работе полиции. Предметом информирования являются сведения о тех или иных аспектах правоприменительной деятельности полиции, а в отдельных случаях — и о нормотворческой деятельности МВД России. Эта информация крайне специфична, что обусловлено следующими факторами:

1. Далеко не всякая деятельность полиции может быть открыта для широкой публики, так как:

а) работа отдельных подразделений полиции реализуется на основании принципа сочетания гласных и негласных форм деятельности. Результаты последней, по понятным причинам, разглашению не подлежат;

б) в органах внутренних дел циркулирует информация ограниченного доступа — государственная и служебная тайна;

в) полиция является одним из крупнейших государственных субъектов — операторов персональных данных, что налагает на нее предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [4] обязанности об их неразглашении без согласия на то носителя или собственника таких сведений.

2. Далеко не всегда информация о деятельности полиции может быть адекватно интерпретирована гражданином, так как:

а) работа полиции носит карательный характер и ожидать от лиц, к которым применялись меры принуждения, объективной оценки не приходится;

б) низкая правовая грамотность населения России, в определенных случаях перетекающая в правовой нигилизм, в совокупности с широкой криминализацией общества заочно формируют негативно-предвзятое отношение некоторых слоев общества к полиции. Иными словами, для определенной части населения эффективная работа полиции представляется злом. Очевидно, что мнение данной группы не должно приниматься в расчет при его использовании в качестве «корректора» государственной политики;

в) лица, которые не столкнулись с работой полиции непосредственно благодаря эффективной профилактике правонарушений и преступлений, оценивают работу полиции нейтрально или в силу конформизма присоединяются к мнению своих знакомых и родственников.

Итак, на пути формирования объективной и рациональной оценки деятельности органов внутренних дел стоят факторы, имеющие как объективный, непреодолимый, так и субъективный характер. Снизить дезорганизующий потенциал первых позволит грамотная и научно обоснованная выборка респондентов при мониторинге общественного мнения. Вторая группа факторов обусловлена низкой правовой грамотностью населения при негативном для органов внутренних дел «информационном фоне» либо связана с недостаточным информированием о деятельности полиции. Именно преодоление субъективных факторов является целью формирования общественного мнения о полиции, которое возможно определить следующим образом:

Формирование общественного мнения о полиции — публичная информационная деятельность органов государственной власти, направленная на создание доверительных отношений между гражданами и полицией и формирование объективной оценки ее деятельности посредством полного и достоверного информирования о результатах правоохранительной работы.

87

Юридические науки

Данный процесс осуществляется в формах, определенных в статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — ФЗ об обеспечении доступа к информации) [5]:

1) обнародование (опубликование) информации в СМИ;

2) размещение информации в сети Интернет;

3) размещение информации в помещениях и иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление информации по запросу;

7) иные способы, предусмотренные законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

По нашему мнению, основным критерием разделения публичной информационной деятельности органов внутренних дел является способ ее осуществления, который характеризует степень вовлеченности полиции в диалог с обществом. Иными словами, мы предлагаем условно разделить все формы публичного информирования на пассивные (опосредованное информирование) и активные (непосредственное взаимодействие с общественными институтами и гражданами).

Формирование общественного мнения о полиции осуществляется двумя основными способами:

- обеспечение открытости информации о деятельности органа;

- непосредственное информирование.

Обратим основное внимание на обеспечение

информационной открытости полиции. Основополагающим законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Формирование информационно открытой полиции требует особого рода преобразований. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, 12 ноября 2011 г. был издан Приказ МВД России №1136 «О порядке размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети Интернет» [6]. Среди наиболее ярких инициатив следует отметить внедрение системы предоставле-

ния информации о деятельности органов исполнительной власти в формате открытых данных, которая была легализована с принятием Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"» [7]. Эта система хорошо известна в развитых государствах под наименованием «open data».

Статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[8]определяет форму открытых данных как допускающую автоматизированную обработку общедоступной информации без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования. Часть 2.1 статьи 7 ФЗ об обеспечении доступа к информации указывает на необходимость использования этой формы при размещении общедоступной информации о деятельности всех государственных органов. В статье 13 этого же нормативного акта определены общие правила размещения в сети Интернет информации в форме открытых данных. Более детально они раскрыты в Постановлении Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных» [9]. Примечательно, что распространению подлежат лишь сведения, которые включены в соответствующий Перечень информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Министерство внутренних дел России руководствуется в этой сфере Указом Президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1060 «Об утверждении Перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет» [10].

Отмечая поступательное развитие системы распространения информации в формате открытых данных, нам хотелось бы высказать некоторые замечания и предложения. Во-первых, изучение содержания страниц официального сайта МВД России, на которых размещены «открытые данные»

[11], позволяет говорить о скудности распространяемых сведений. В электронно обрабатываемом виде приведены сведения об основных органах и учреждениях МВД России, а также малая толика

88

Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014

статистических данных, которые доступны в электронном виде на странице «Состояние преступности» [12] того же сайта. Во-вторых, сведения имеют крайне низкий уровень детализации — статистические данные приведены по субъектам Российской Федерации и федеральным округам. На сайтах территориальных органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации открытые данные не публикуются вовсе.

Исправить названные недостатки возможно посредством внесения изменений в указанные выше подзаконные нормативные правовые акты, однако, как нам представляется, они являются последствием более серьезной проблемы, которая носит административно-правовой характер. Речь идет об избыточной централизации системы информационного взаимодействия между полицией и обществом. Эта особенность российской правоохранительной системы, на наш взгляд, является фактором, который во многом не позволяет реализовать принцип открытости и публичности деятельности полиции.

Почему так произошло и каким образом возможно исправить сложившуюся ситуацию? Начнем с причин, которые обусловлены традицией государственного управления. После распада Советского Союза молодое Российское государство захлестнула волна криминализации и сепаратизма, для противодействия которым необходимо было выстроить жесткую вертикаль власти. Это и было сделано, причем на «центр» были возложены большей частью контрольные и обеспечивающие функции, а «периферия» выполняла основные (специальные) функции. Демократические преобразования практически не изменили архитектуру государственного управления в сфере внутренних дел — МВД России аккумулировало все сведения, поступающие из территориальных органов, и являлось монополистом по их распространению. Остается таковым и сегодня, когда технологический прогресс и позитивные социально-экономические преобразования существенно изменили запросы граждан. Например, все чаще криминальная статистика запрашивается для использования ее в бытовых целях: при выборе места работы или жительства, избрании маршрута перемещения на транспортном средстве и т.д.

Для удовлетворения этих насущных проблем статистические данные должны быть «привязаны» к географическим координатам, детализированы до районного уровня или даже уровня административного участка и включать как уголовную, так и административную статистику. Очевидно, что во всех случаях открытые данные должны проходить процедуру обезличивания и не должны включать служебную или государствен-

ную тайну. Имеются ли проблемы технического или организационного характера, препятствующие реализации этих предложений? Лишь несущественные, ведь весь массив статистической информации формируется на региональном уровне и имеет достаточную детализацию. Основная проблема заключается в нежелании региональных ОВД раскрывать эту информацию при отсутствии однозначных нормативных указаний на осуществление этой деятельности.

В качестве примера рассмотрим правовой статус начальника территориального ОВД, который закреплен Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. №249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [13] и приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» [14].

Формулировки указанных актов идентичны и предоставляют начальнику ОВД как регионального, так и районного уровня следующие полномочия:

- осуществлять информирование населения о деятельности территориального органа;

- осуществлять в установленном порядке предоставление сведений о деятельности территориального органа средствам массовой информации;

- обеспечивать представление сведений в ведущиеся в МВД России информационные банки (базы) данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической, правовой и иной информации.

Таким образом, для достижения обозначенных целей следует децентрализовать систему распространения обезличенных статистических сведений в форме открытых данных, предоставив максимально допустимую свободу действий территориальным органам внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Для реализации этого предложения следует внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

1. Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249:

1) часть 11 раздела II «Полномочия» дополнить пунктом 34.1 в следующей редакции:

«34.1. организует размещение в форме открытых данных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общедоступных сведений о деятельности

89

Юридические науки

органа и подчиненных ему территориальных органов внутренних дел районного уровня, в том числе статистической информации при условии соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательства о персональных данных»;

2) часть 13 раздела III «Организация деятельности» дополнить пунктом 30.1 в следующей редакции:

«30.1. обеспечивает сбор, обработку и размещение в форме открытых данных на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети Интернет общедоступных сведений о деятельности органа и подчиненных ему территориальных органов внутренних дел районного уровня»;

2. Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденное приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222:

1) часть 11 раздела II «Полномочия» дополнить пунктом 34.1 в следующей редакции:

«34.1. организует сбор и передачу в территориальный орган внутренних дел по субъекту РФ достоверной информации, необходимой для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общедоступных сведений о деятельности органа внутренних дел в форме открытых данных»;

2) часть 13 раздела III «Организация деятельности» дополнить пунктом 30.1 в следующей редакции:

«30.1. обеспечивает сбор и передачу в территориальный орган внутренних дел по субъекту РФ достоверной информации, необходимой для размещения на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети Интернет общедоступных сведений о деятельности органа внутренних дел в форме открытых данных».

Министерство внутренних дел России при подобной расстановке акцентов должно будет обеспечить функционирование соответствующих баз и банков данных, а также сбор и обработку поступивших из регионов открытых данных.

Для обеспечения прозрачности деятельности полиции следует также рассмотреть вопрос о возможности предоставления информации на платной основе. Изучение норм ФЗ об обеспечении доступа к информации позволяет говорить о возмездности информационной деятельности государственных органов, в том числе и МВД России. Статья 21 этого закона определяет виды предоставляемой на бесплатной основе инфор-

мации о деятельности государственных органов:

1) передаваемая в устной форме;

2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в местах, отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

Логично предположить, что за предоставление иных видов информации органы внутренних дел могут устанавливать плату. Полагаем, подобная трактовка противоречит конституционному принципу свободного распространения информации. Безусловно, на определенные информационные действия может быть наложена государственная пошлина, но это единичные и четко определенные случаи. Она оправданна, например, при выдаче паспорта гражданина России или разрешения на хранение охотничьего оружия. Однако использование при организации информационного взаимодействия государства и общества подхода «запрещено все, что не разрешено» в демократическом обществе представляется нам неправильным. Строго говоря, органы внутренних дел не являются самофинансируе-мым субъектом, а получают денежные средства из федерального бюджета. Бюджет же формируется в большей части за счет налогов. Именно граждане Российской Федерации финансируют деятельность полиции. Получается, что при получении информации на возмездной основе гражданин «платит дважды».

Помимо того, из текста закона можно заключить, что законодатель не различает такие категории, как «плата за информацию», «плата за передачу материального носителя информации» и «плата за интеллектуальную деятельность сотрудника государственного органа». Информация — нематериальный феномен, она может менять форму выражения без потери содержания. Любая информация, находящаяся в распоряжении государственного органа, должна предоставляться бесплатно.

На наш взгляд, плата может взиматься в качестве возмещения стоимости передаваемого материального носителя информации либо в

90

Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014

случае необходимости осуществления сотрудником государственного органа дополнительной, не входящей прямо в круг его должностных обязанностей, интеллектуальной деятельности по ее обработке. В этом случае плата будет компенсировать бюджету стоимость труда сотрудника за тот период, когда он был отвлечен от исполнения полномочий, но получал заработную плату.

С учетом сказанного предлагаем внести изменения в статью 21 указанного закона и изложить ее в следующей редакции:

«Статья 21. Оплата при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется бесплатно, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Взимание платы с получателя информации возможно:

1) при передаче информации на материальном носителе в счет стоимости утраченного материального носителя;

2) при передаче информации, создание которой потребовало дополнительных действий по обработке и преобразованию имеющихся в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления сведений.

Взимание платы с получателя запрещено при предоставлении информации:

1) в устной и электронной форме без утраты носителя информации;

2) размещаемой государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) затрагивающей права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя;

4) иной установленной законом информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иной установленной муниципальными правовыми актами информации о деятельности органов местного самоуправления».

ЛИТЕРАТУРА

1. Копылов А.В. Изучение динамики общественного мнения в управленческой деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. — Москва, 2007. — 22 с.

2. Гимпельсон В.Е., Монусова Г.А. Доверие

полиции: межстрановой анализ: препринт

WP3/2012/05 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа

экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 33 с.

3. Официальный сайт «The ESS — Европейское Социальное Исследование». — URL: http://www.ess-ru.ru (дата обращения: 20.10.2014).

4. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3451.

5. Об обеспечении доступа к информации о

деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный

закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // сЗ РФ. — 2009. — № 7. — Ст. 776.

6. О порядке размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети Интернет: Приказ МВД России от 12 ноября 2011 г. № 1136 // Текст приказа опубликован не был.

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. — 2013. — № 23. — Ст. 2870.

8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // сЗ РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.

9. Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных: Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.07.2014).

10. Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет: Указ Президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1060 // СЗ РФ. — 2011. — № 33. — Ст. 4903.

11. Официальный сайт МВД России. Раздел «Открытые данные». — URL: http://mvd.ru/ opendata (дата обращения: 15.11.2014).

12. Официальный сайт МВД России. Раздел «Состояние преступности». — URL:http://mvd.ru/ presscenter/statistics/reports (дата обращения:

15.11.2014).

13. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 // СЗ РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1335.

91

Юридические науки

14. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 28.

REFERENCES

1. Kopyilov A.V. Izuchenie dinamiki obschestvennogo mneniya v upravlencheskoy deyatelnosti organov vnutrennih del: avtoref. dis. ... kand. sotsiolog. nauk. — Moskva, 2007. — 22 s.

2. Gimpelson V.E., Monusova G.A. Doverie

politsii: mezhstranovoy analiz: preprint

WP3/2012/05 / Nats. issled. un-t «Vyisshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vyisshey shkolyi ekonomiki, 2012. — 33 s.

3. Ofitsialnyiy sayt «The ESS - Evropeyskoe Sotsialnoe Issledovanie». — URL: http://www.ess-ru.ru (data obrascheniya: 20.10.2014).

4. O personalnyih dannyih: Federalnyiy zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 152-FZ // SZ RF. — 2006. — № 31 (1 ch.). — St. 3451.

5. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatelnosti gosudarstvennyih organov i organov mestnogo samouprav-leniya: Federalnyiy zakon ot 9 fevralya 2009 g. № 8-FZ // SZ RF. — 2009. — № 7. — St. 776.

6. O poryadke razmescheniya informatsii o deyatelnosti Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Fed-eratsii v seti Internet: Prikaz MVD Rossii ot 12 noyabrya 2011 g. № 1136 // Tekst prikaza opublikovan ne byil.

7. O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «Ob informatsii, informatsionnyih tehnologiyah i o zaschite informatsii» i Federalnyiy zakon «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatelnosti gosudarstvennyih organov i organov mestnogo samoupravleniya»: Federalnyiy zakon ot 7 iyunya

2013 g. № 112-FZ // SZ RF. — 2013. — № 23. — St. 2870.

8. Ob informatsii, informatsionnyih tehnologiyah i o zaschite informatsii: Federalnyiy zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ // SZ RF. — 2006. — № 31 (1 ch.). — St. 3448.

9. Ob obespechenii dostupa k obschedostupnoy informatsii o deyatelnosti gosudarstvennyih organov i organov mestnogo samoupravleniya v infor-matsionno-telekommunikatsionnoy seti Internet v forme otkryityih dannyih: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 10 iyulya 2013 g. № 583 // Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy informatsii. — URL:http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya:

20.07.2014) .

10. Ob utverzhdenii perechnya informatsii o deyatelnosti Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii, razmeschaemoy v seti Internet: Ukaz Prezidenta RF ot 10 avgusta 2011 g. № 1060 // SZ RF. — 2011. — № 33. — St. 4903.

11. Ofitsialnyiy sayt MVD Rossii. Razdel «Otkry-ityie dannyie». — URL: http://mvd.ru/opendata (data obrascheniya: 15.11.2014).

12. Ofitsialnyiy sayt MVD Rossii. Razdel «Sos-toyanie prestupnosti». — URL:http://mvd.ru/ presscenter/statistics/reports (data obrascheniya:

15.11.2014) .

13. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o territorialnom organe Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii po sub'ektu Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 1 marta 2011 g. № 249 // SZ RF. — 2011. — № 10. — St. 1335.

14. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o territorialnom organe Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii na rayonnom urovne: Prikaz MVD Rossii ot 21 aprelya 2011 g. № 222 // Byullet-en normativnyih aktov federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti. — 2011. — № 28.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Смольянинова Маргарита Сергеевна. Юрисконсульт правового отдела.

ГУ МВД России по Воронежской области.

E-mail: [email protected]

Россия, 394006, Воронеж, ул. Володарского, 39.

Smolyaninova Margarita Sergeevna. Law consultant of law department.

Chief Department of the Ministry of the Interior of Russia in Voronezh region.

Work address: Russia, 394006, Voronezh, Volodarskogo Str., 39.

Ключевые слова: открытость и публичность полиции; информирование; общественное доверие; открытые данные.

Key words: рolice openness and publicity; informing; public trust; open data.

УДК 343.4

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.