А. С. Петранцов
ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРИНЦИП ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
PASSAGE OF THE SERVICE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AND THE PRINCIPLE OF GENDER EQUALITY
В статье проводится исследование административно-правового аспекта службы женщин в ОВД. Автором осуществлен сравнительный анализ правового положения женщин — сотрудников полиции и предложено внесение изменений в действующее законодательство для обеспечения фактического гендер-ного равенства при прохождении службы в ОВД.
The paper studies the administrative-legal aspect of the service of women in the police department. The author carried out a comparative analysis of the legal status of women police officers and proposed amendments to the current legislation to ensure actual gender equality when serving in the police department.
Прохождение является одним из аспектов государственной службы, важнейшим элементом административно-правового статуса государственного служащего. Возможно даже аспектом центральным, сущностным. Закономерно поэтому, что его теоретическому осмыслению уделили внимание многие известные специалисты, исследовавшие административно-правовой институт государственной службы. В правовом институте государственной службы, еще в середине 90-х годов глубоко верно полагал Ю. Н. Стари-лов, выделяется такой его важнейший элемент, как прохождение государственной службы. В конце 90-х видный отечественный администрати-вист Д. Н. Бахрах, оценивая действовавшее в тот период законодательство, справедливо отметил: «Под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение — динамика
служебного статуса лица, занимающего государственную должность, его карьера» [1]. Акцент Д. Н. Бахраха на прохождение службы именно как карьеру государственного служащего представляется особенно интересным и ценным в теоретическом отношении применительно к теме настоящего исследования. Как известно, именно служебная карьера, возможность для женщины, находящейся на государственной службе, продвижения по службе и замещения в результате руководящих должностей, является показателем реализации принципа фактического тендерного равенства на государственной службе, и служба в органах внутренних дел не будет в этом отношении исключением. Нисколько не преуменьшая значение теоретических определений прохождения государственной службы, сформулированных учеными-административистами, следует сказать, что свою лепту здесь внес и законодатель. Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государ-
ственной службе Российской Федерации» [2] прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с данным федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как видно, хотя определения понятия «прохождение службы» законодатель и не дал, но обозначил этапы прохождения, а также предусмотрел бланкетные нормы, с помощью которых возможна конкретизация содержания прохождения государственной службы применительно к отдельным ее видам.
Прохождение государственной службы включает в себя комплекс вопросов, связанных с реализацией прав и обязанностей государственными служащими, соблюдением запретов и ограничений, урегулированием конфликта интересов, применением мер поощрения и дисциплинарных взысканий, а также прохождением ими аттестации [3]. Думается, исходя из темы настоящей статьи, нет необходимости детально анализировать основные элементы прохождения службы, общие для всех сотрудников органов внутренних дел, независимо от их пола. Хотелось бы затронуть те из них, в которых наиболее рельефно проступает статус сотрудника-женщины, а потому появляется возможность показать применительно к службе в органах внутренних дел воплощение принципа фактического гендерного равенства.
С чего же начинается прохождение службы в органах внутренних дел, как, впрочем, прохождение и других видов службы отечественной системы государственной службы? Очевидно, что приобретение статуса государственного служащего предполагает, что лицо, на него претендующее, должно вступить в определенные опосредованные нормами права общественные отношения. Иными словами, в государственно-служебные правоотношения, которые являются самостоятельным видом административных правоотношений.
Первым элементом прохождения службы в органах внутренних дел является поступление на государственную службу в ОВД. Анализ действующего законодательства позволяет однозначно утверждать: какие-либо ограничения поступления женщин на службу в органы внутренних дел по гендерным мотивам отсутствуют.
Законодатель, очевидно, исходит из универсальности понятия «сотрудник органов внутренних дел», и его половая принадлежность, по большому счету, значения не имеет. Поэтому и нет необходимости специально выделять и закреплять именно в нормах административного права специфику службы женщин-сотрудников. Женщины проходят службу в органах внутренних дел наравне с мужчинами, но выполняемая ими функция материнства и воспитания детей, разумеется, не может не приниматься в расчет, а потому так или иначе отражена в законодательстве и влияет на их административно-правовой статус.
Женский персонал, как часть личного состава подразделений полиции, отмечает М. В. Щелку-нова, имеет специфические особенности, связанные с деторождением. Именно физиологические особенности женщин, отмеченные в рекомендациях МОТ, должны учитываться при прохождении ими службы [4]. Такой подход представляется заметно зауженным. Дело в том, что сводить особенности статуса, по сути, только лишь к физиологии и биологическим различиям между мужчинами и женщинами вряд ли правильно. Подобный взгляд представляется достаточно поверхностным, не учитывающим то обстоятельство, что государственная служба является социально-правовым институтом, в котором находят отражение те социальные процессы, которые протекают в современном российском обществе. Процессы эти таковы, что многие женщины активно включаются во все сферы общественной жизни, расширяется их представительство и на государственной службе, включая службу в силовых органах, причем даже на руководящих должностях, где в прошлом практически безраздельно господствовали мужчины. В системе МВД России ситуация пока иная. Число женщин, замещающих должности руководителей, прежде всего должности высшего начальствующего состава, крайне невелико. И это при том, что руководящих должностей в подразделениях, прямо не связанных с правоохраной, более чем достаточно (например, начальники образовательных и научных учреждений, подразделений по работе с личным составом, правовых подразделений, финансово-экономических и контрольно-ревизионных и целый ряд других). Однако назначение на них сотрудников-женщин скорее достаточно редкое исключение, чем правило. Есть, конечно, и положительные примеры. Достаточно сказать, что в центральном аппарате МВД России есть должности высшего начальствующего состава, которые замещают сотрудники-жещины. Думается, при прохождении женщинами службы должны учи-
тываться не только и не столько их физиологические особенности, но должен обеспечиваться и принцип фактического тендерного равенства. Добиться этого возможно посредством взвешенной государственной кадровой политики, на основе которой проводится и соответствующая правовая политика, имея в виду совершенствование законодательства, направленное на обеспечение юридического гендерного равенства. Фактическое гендерное равенство при прохождении государственной службы основано на равенстве юридическом, а также соответствующих организационных мерах, реализуемых в процессе кадровой работы, осуществляемой в целях проведения в жизнь государственной кадровой политики.
Если обратиться к базовому нормативному правовому акту, определяющему статус сотрудника органов внутренних дел, включая порядок прохождения им службы, то в нем можно обнаружить лишь единичные нормы, предусматривающие некоторые особенности правового статуса сотрудника женского пола, что, по мнению автора, в целом соответствует принципу формального, т.е. юридического, гендерного равенства. Суть его в том, что юридически мужчины и женщины на службе в органах внутренних дел как сотрудники равны во всех отношениях. Данное равенство вытекает из универсального статуса сотрудника органов внутренних дел, как его определяет закон. Причем статус этот, главным образом, административно-правовой. Напомним, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел с должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном данным федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Данное законодателем определение, как видно, упоминания о поле сотрудника не содержит. Определение понятия «сотрудник», повторимся, является универсальным. Вместе с тем некоторые отличия между сотрудниками-мужчинами и сотрудниками-женщинами законодательство о службе в органах внутренних дел все же закрепляет, в качестве примера можно привести ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 53, ч. 8 ст. 56 закона о службе. В данном случае имеет место отступление от принципа гендерного равенства в интересах сотрудников-женщин. Подчеркнем при этом, что такого рода отступления минимальны и сколько-нибудь существенно не могут повлиять на организа-
ционно-правовые аспекты прохождения государственной службы сотрудниками-женщинами и их административно-правовой статус.
Рассмотренные выше положения закона отчасти дублируются в приказе МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [5]. В данном приказе определено, что основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. В нескольких пунктах Порядка содержатся специальные гарантии для сотрудников-женщин, а также установлены некоторые другие особенности их правового положения. Так, сотрудники женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода из отпуска (пункт 187 Порядка). В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается перенос отпуска на срок не более шести месяцев в течение календарного года без согласия сотрудника. Согласно подпункту 268.5 пункта 268 Порядка перенос отпусков сотруднику допустим, за исключением предоставляемого сотруднику женского пола отпуска по беременности и родам, а также предоставляемого сотруднику отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Следует сказать, что анализ приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 позволяет констатировать, что данный нормативный правовой акт не содержит каких-либо положений, которые позволяли бы говорить о дискриминации по признаку пола. Критериями равенства полов при поступлении на службу в рамках профессионального отбора является равный доступ к службе и создание равных возможностей для продвижения по службе. Иными словами, обеспечивается правовое равновесие полов при поступлении на службу и в период ее прохождения. Вместе с тем в приказе содержатся квалификационные требования к уровню физической подготовки в отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего
состава органов внутренних дел в отрядах специального назначения подразделений по контролю за оборотом наркотиков, отделах (отделениях, группах) физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Для мужчин и женщин эти требования различны, что вполне логично и закономерно. Дело в том, что сотрудники-мужчины, как правило, вступают в непосредственное силовое противоборство с правонарушителями (обезоруживают, осуществляют их задержание и доставление). Поэтому уровень их физической подготовки должен быть достаточно высоким. Именно для его обеспечения и поддержания на должном уровне установлены квалификационные требования. Следует сказать, что только для сотрудников мужчин в качестве квалификационного требования предусмотрено такое упражнение, как толчок (жим) гири весом 24 кг. Напротив, только для сотрудников-женщин предусмотрено такое упражнение, как наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 минуты.
Перечисленные выше особенности действительно являются особенностями именно статуса сотрудника-женщины, поскольку установлены они специальным законодательством о службе в органах внутренних дел.
Поступление на службу в органы внутренних дел является добровольным, по контракту, понятие которого закреплено нормативно. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, контракт — соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. В науке административного права утвердилась точка зрения, что контракт на государственной службе, и служба в органах внутренних дел в данном случае исключением не будет, является одним из видов административного договора [6].
В целях обеспечения правовой и социальной защиты интересов женщин, находящихся на службе в органах внутренних дел, по мнению В. В. Романовой, высказанному, напомним, еще в 2007 году, следовало внести изменения в действовавшее в тот период законодательство о службе в органах внутренних дел и, в частности, предусмотреть отдельный вид контракта о прохождении службы в органах внутренних дел женщинами, проект которого был разработан указанным автором с учетом
особенностей прохождения службы женщинами-сотрудниками [7]. Подобный подход, а речь в данном случае идет ни много ни мало, а о заключении «женских контрактов» и тем самым разделении общего понятия «контракт» по половому признаку лица, с которым он заключен, представляется надуманным, не соответствующим принципу юридического, т.е. формального, гендерного равенства. Напомним, на основании части 8 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами контракта. Примерная форма контракта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Применительно к сотрудникам-женщинам в контракте могут быть закреплены отдельные особенности, связанные, например, с воспитанием детей: предоставление такому сотруднику отпуска в летнее время или в период школьных каникул и другие подобного рода отступления от общих правил. Поэтому введение «женских контрактов», как предлагала В. В. Романова, представляется теоретически несостоятельным и практически излишним.
Наиболее демократичным способом замещения должностей в системе государственной службы, безусловно, является конкурс. Справедливость такой оценки подтверждается опытом правового регулирования и организации государственной службы в правовых экономически развитых демократических государствах современного мира. Причем конкурсы широко используются, в том числе и для комплектования кадров государственных органов силового блока, той же полиции. Иначе пока обстоит дело в Российской Федерации. В специальной литературе справедливо отмечается, что в российских силовых структурах конкурс на замещение вакантной должности либо вообще законом не предусмотрен, либо рассматривается как исключение из общего правила о назначении. Так, в системе МВД России посредством конкурса замещаются должности государственной службы лишь в учебных и научных подразделениях образовательных организаций (начальник учебного центра, начальник кафедры и др.) [8]. Думается, исходя из необходимости обеспечения фактического гендерного равенства на государственной службе в органах внутренних дел, с таким положением согласиться трудно. Расширение конкурсных начал на службе в органах внутренних дел позволило бы не только шире привлекать на службу женщин, но, что еще более важно, обеспечивать право сотрудников-женщин на продвижение по службе и замещение
руководящих должностей. Замещая эти должности, они получат возможность самостоятельно принимать ответственные управленческие решения либо реально участвовать в их выработке, если принятию таких решений предшествует коллегиальное обсуждение. Вместе с тем необходимо учитывать то обстоятельство, что проведение конкурсных процедур возможно лишь при создании условий, которые будут стимулировать поступление граждан на службу в органы внутренних дел, активизировать желание сотрудников продвигаться по службе. Очевидно при этом, что конкурсы только тогда реально заработают и дадут ожидаемые результаты, когда должности, на которые они будут объявляться, станут в силу тех или иных причин (например, сравнительно высокий уровень денежного довольствия; возможность оказаться в числе тех лиц, кто принимает ответственные управленческие решения; перспективы дальнейшего карьерного роста и др.) интересны и привлекательны для потенциальных кандидатов. В противном случае конкурсы будут проводиться формально, лишь для того чтобы соблюсти установленную законом процедуру назначения на должность.
Одним из базовых принципов подбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, включая полицию, как, впрочем, и на любую другую государственную службу, является принцип равенства. Закономерно поэтому, что в «Декларации о полиции» (Страсбург, 8 мая 1979 г.), утвержденной Резолюцией № 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы [9], устанавливается: любой гражданин, отвечающий определенным требованиям, может поступить на работу в полицию. Как видно, в Декларации используется универсальное понятие «гражданин», без указания его пола. При таком положении как мужчина, так и женщина на равных, без какой-либо дискриминации по признаку пола имеют возможность поступать на службу в полицию своего государства.
Кадровая политика МВД России в органах внутренних дел реализуется в том числе и через профессиональный отбор и подготовку высококвалифицированных кадров, способных качественно решать профессиональные задачи, на основе концепции профстандартов, в частности решения вопроса разработки профессиональных стандартов деятельности органов внутренних дел, что ранее было отмечено в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [10]. В настоящее время в сфере деятельности органов внутренних дел издан приказ Министерства труда и социальной за-
щиты РФ от 23 марта 2015 г. № 183н «Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист» [11], который подробно описывает трудовые функции, дает характеристику обобщенных трудовых функций.
В настоящее время профессионально-управленческая компетенция сотрудников полиции определяется уровнем сформированных в вузах общекультурных и профессиональных компетенций по итогам освоения конкретной образовательной программы. При этом с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, к примеру, по специальности «Правоохранительная деятельность» нет конкретных компетенций, которые могут быть присущи только сотрудникам-мужчинам или же только сотрудникам-женщинам. Профессиональная подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел регламентируется приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [12], где также предусмотрен единый кадровый подход к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, кадровая политика МВД России в органах внутренних дел, являясь частью государственной кадровой политики, направлена на повышение престижа и обеспечение качественным людским ресурсом деятельности органов внутренних дел. Несмотря на тенденцию сокращения с 2016 года штатной численности органов внутренних дел, увеличилась доля женщин на службе (федеральный показатель — более 25 %, региональный — более 36 %, с ежегодным приростом в среднем на 1 % — более 8 тысяч человек), которым обеспечивается формальное и фактическое равенство сотрудников-женщин с сотрудниками-мужчинами. Принцип равенства полов является базовым принципом профессионального отбора на службу и дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, исключающим квотирование и дискриминацию, в том числе по признаку полу, создающим возможность равного продвижения по службе. Критерием равенства полов на службе в органах внутренних дел является: равный доступ к службе, а также создание равных возможностей для продвижения по службе, определяемых формально установленными квалификационными требованиями для кандидата в зависимости от должности. Иными словами, обеспечивается правовое, т.е. формальное, и фактическое равенство полов на службе в органах внутренних дел. Точкой отсчета здесь яв-
ляется подбор высококвалифицированных сотрудников, способных выполнять профессиональные задачи. Кадровая политика МВД России в органах внутренних дел и тенденция к увеличению доли женщин в рядах сотрудников требуют включения самостоятельного раздела в Концепцию кадровой политики МВД России в органах внутренних дел, посвященного службе сотрудников-женщин.
Сказанное выше позволяет однозначно утверждать, что юридически мужчины и женщины на службе в органах внутренних дел как сотрудники равны во всех отношениях. Данное равенство вытекает из универсального статуса сотрудника органов внутренних дел, как его определяет закон. Вместе с тем для обеспечения
фактического гендерного равенства при прохождении службы необходимо расширить конкурсные начала при замещении руководящих должностей в системе МВД России, что позволит сотрудникам-женщинам иметь равные с сотрудниками-мужчинами возможности при их замещении.
Фактическое равенство полов при прохождении службы в органах внутренних дел можно оценить путем проведения мониторинга кадровой ситуации в системе МВД России на современном этапе ее развития. Такой мониторинг позволит объективно оценить реальное положение в области формирования кадрового состава органов внутренних дел с учетом принципа гендерного равенства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Государственная администрация, ее органы и служащие (Анатомия государственной администрации). — Екатеринбург, 1998. — С. 82.
2. О системе государственной службе Российской Федерации : федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред от 23.05.2016) // СПС «Консуль-тантПлюс».
3. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. — С. 140.
4. Щелкунова М. В. Организационно-правовые основы службы женщин в полициях зарубежных стран : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.13. — М., 1999. — С. 10.
5. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. № 50 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005. — С. 279.
7. Романова В. В. Служба женщин в органах внутренних дел: правовые и организационные аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. — М., 2007. — С. 7.
8. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. — С. 139 .
9. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / сост. Т. И. Москалькова. — М. : Спарк, 1998. — С. 77—81.
10. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист» : приказ Минтруда России от 23 марта 2015 г. № 183н (в ред. от 12.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (в ред. от 14.01.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
REFERENCES
1. Bahrah D. N., Hazanov S. D. Gosudarstven-naya administratsiya, ee organyi i sluzhaschie (Anatomiya gosudarstvennoy administratsii). — Ekaterinburg, 1998. — S. 82.
2. O sisteme gosudarstvennoy sluzhbe Ros-siyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 27 maya 2003 goda # 58-FZ (v red ot 23.05.2016) // SPS «KonsultantPlyus».
3. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatsii : uchebnik dlya bakalavrov / pod red. A. Yu. Sokolova. — M. : Norma : INFRA-M, 2016. S. 140.
4. Schelkunova M. V. Organizatsionno-pravovyie osnovyi sluzhbyi zhenschin v politsiyah zarubezhnyih stran : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.13. — M., 1999. — S. 10.
5. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii pro-hozhdeniya sluzhbyi v organah vnutrennih del Ros-siyskoy Federatsii : prikaz Ministerstva vnutrennih
del Rossiyskoy Federatsii ot 1 fevralya 2018 g. # 50 // SPS «KonsultantPlyus».
6. Administrativnoe pravo : uchebnik / pod red. L. L. Popova. — 2-e izd., pererab. i dop. — M. : Yurist', 2005. — S. 279.
7. Romanova V. V. Sluzhba zhenschin v organah vnutrennih del: pravovyie i organizatsionnyie aspek-tyi : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.11. — M., 2007. — S. 7.
8. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatsii : uchebnik dlya bakalavrov / pod red. A. Yu. Sokolova. — M. : Norma : INFRA-M, 2016. — S. 139 .
9. Sbornik dokumentov Soveta Evropyi v oblasti zaschityi prav cheloveka i borbyi s prestupnostyu /
sost. T. I. Moskalkova. — M. : Spark, 1998. — S. 77—81.
10. O meropriyatiyah po realizatsii gosudarstven-noy sotsialnoy politiki : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 goda # 597 // SPS «KonsultantPlyus».
11. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Sledovatel-kriminalist» : prikaz Mintruda Rossii ot 23 marta 2015 g. # 183n (v red. ot 12.12.2016) // SPS «KonsultantPlyus».
12. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii pod-gotovki kadrov dlya zamescheniya dolzhnostey v or-ganah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 g. # 275 (v red. ot 14.01.2020) // SPS «KonsultantPlyus».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Петранцов Александр Семенович. Преподаватель кафедры огневой подготовки. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-56-41.
Petrantsov Alexander Semenovich. Lecturer of the chair of Fire Training. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel (473) 200-56-41.
Ключевые слова: служба женщин в полиции; права женщин-полицейских; гендерное равенство; конкурс.
Key words: women's police service; women's police rights; gender equality; competition. УДК 342.9