Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МВД РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИН В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРИНЦИП ФАКТИЧЕСКОГО ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МВД РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИН В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРИНЦИП ФАКТИЧЕСКОГО ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / PERSONNEL POLICY / EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / HUMAN RESOURCES / FILLING POSITIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / GENDER EQUALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петранцов Александр Семёнович

В статье рассматриваются особенности кадровой политики МВД России в отношении службы женщин в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализируется ряд проблем, связанных с соблюдением принципа фактического гендерного равенства и высказывается ряд предложений по совершенствованию указанной сферы деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петранцов Александр Семёнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY OF THE MIA OF RUSSIA REGARDING WOMEN'S SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS AND THE PRINCIPLE OF ACTUAL GENDER EQUALITY

The article examines the features of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia in relation to the service of women in the internal affairs bodies of the Russian Federation. A number of problems related to the observance of the principle of de facto gender equality are analyzed and a number of proposals are made to improve this area of activity

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МВД РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИН В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРИНЦИП ФАКТИЧЕСКОГО ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА»

А. С. Петранцов

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МВД РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИН В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРИНЦИП ФАКТИЧЕСКОГО ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

PERSONNEL POLICY OF THE MIA OF RUSSIA REGARDING WOMEN'S SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS AND THE PRINCIPLE OF ACTUAL GENDER EQUALITY

В статье рассматриваются особенности кадровой политики МВД России в отношении службы женщин в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализируется ряд проблем, связанных с соблюдением принципа фактического гендерного равенства и высказывается ряд предложений по совершенствованию указанной сферы деятельности.

The article examines the features of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia in relation to the service of women in the internal affairs bodies of the Russian Federation. A number of problems related to the observance of the principle of de facto gender equality are analyzed and a number of proposals are made to improve this area of activity.

Модернизация органов внутренних дел, современный этап которой начался после издания Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [1] и которая продолжается в настоящее время, неразрывно связана с совершенствованием ее кадровой составляющей. За последние 10—15 лет в Российской Федерации происходят существенные демографические изменения, которые не могут не отразиться на составе и качестве трудовых ресурсов. Количество работающих женщин по сравнению с количеством работающих мужчин заметно увеличивается. Такое положение не может не затронуть и силовые структуры, где доля женщин среди личного состава постепенно возрастает, что соответствует и общемировым тенденциям. В полной мере это относится и к органам внутренних дел, включая полицию как самую массовую и

наиболее приближенную к населению силовую структуру. Увеличение числа сотрудников-женщин не может не повлиять и на кадровую политику МВД России, которая неизбежно должна претерпеть определенные изменения, имея в виду ее тендерные аспекты. Эта политика является частью кадровой политики в правоохранительных органах, которая, в свою очередь, является частью государственной кадровой политики, проводимой политическим руководством страны на современном этапе государственного строительства. И здесь уместно задаться вопросом: что есть кадровая политика? Чтобы на него ответить, необходимо, как представляется, обратиться к специальной, преимущественно юридической, литературе.

Прежде всего уместно вспомнить, что термин «политика» имеет греческое происхождение и означает искусство управления государством. Его ввел в оборот древнегреческий философ Аристотель в одноименном трактате «Политика» [2].

Вопросы кадровой политики применительно к сфере государственной службы не были обойдены вниманием в специальной литературе. Под кадровой политикой в системе государственной службы, полагает В. А. Козбаненко, понимается совокупность принципов, система правил и норм, набор конкретных мероприятий, технологий и процедур, которыми руководствуется и которым следует государство при подборе, обучении, расстановке в должностях и использовании труда государственных служащих. Основы кадровой политики, отмечает далее цитируемый автор, закрепляются законодательно, а свое правовое выражение она находит в правовых актах, посредством которых она проводится в жизнь [3]. С подобной оценкой основ кадровой политики в полной мере согласиться нельзя. Дело в том, что основы кадровой политики, и опыт нашей страны это убедительно подтверждает, как правило, законодательно не закрепляют. Кадровая политика, как, впрочем, и любая другая государственная политика, должна быть предельно гибкой, чутко реагирующей на те процессы, которые протекают в обществе, словом, отвечать общественным ожиданиям. Поэтому всегда должна быть возможность оперативно скорректировать кадровую политику таким образом, чтобы она максимально отвечала современным реалиям. В случае законодательного закрепления основ кадровой политики оперативно корректировать ее из-за сложной и продолжительной по времени процедуры принятия закона не представляется возможным. Вот почему основы кадровой политики в той же системе МВД России следует определять не в законе, а в подзаконном акте, предпочтительно не ведомственного, а общефедерального уровня, например в соответствующем указе Президента Российской Федерации. Заметно отличающуюся от позиции В. А. Козбаненко точку зрения относительно понимания кадровой политики высказывает В. В. Черепанов. Научные исследования и опыт показывают, утверждает указанный автор, что кадровая политика в сфере государственной службы представляет собой стратегию государства по формированию, развитию и обеспечению востребованности ее кадрового потенциала и кадрового состава. В этом, делает далее вывод В. В. Черепанов, заключается сущность государственной кадровой политики в государственной службе [4].

Какова же цель кадровой политики? Для чего она проводится? Главной целью государственной кадровой политики, вполне справедливо отмечает А. Ф. Ноздрачев, является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и

развитие государственного аппарата [5]. Основной целью кадровой политики в полициях зарубежных государств, пишет М. В. Щелкунова, является превращение персонала в надежное оружие защиты государственности и законности. В интересах этого, делает далее вывод цитируемый автор, предусматриваются жесткие требования к отбору в полицейские формирования, устанавливаются разнообразные льготы и социальные гарантии, повышенное денежное содержание. Справедливость суждения данного автора в целом сомнений не вызывает. Вместе с тем в данном случае хотелось бы сделать оговорку. Думается, что персонал полиции должен быть в первую очередь ориентирован на защиту прав и свобод человека и гражданина от любых противоправных посягательств, оказание гражданам в необходимых случаях полицейской помощи и предоставление соответствующих государственных услуг в сфере внутренних дел. Кадровая политика, если она претендует на то, чтобы быть эффективной и отвечать интересам личности, общества и государства, не может быть явлением сиюминутным и нестабильным, отражающим лишь потребности текущего момента. Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с кадрами на длительную перспективу [6]. Такой подход к кадровой политике является универсальным. Он используется и в мировой практике. Кадровая политика должна быть стабильной, долгосрочной и предсказуемой.

Начиная с середины 90-х годов, предпринимались неоднократные попытки выработать и четко сформулировать кадровую политику МВД России в органах внутренних дел. Так, приказом МВД России от 20 марта 1996 г. № 145 была утверждена Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России [7]. Главной целью развития системы МВД России, констатировалось в указанном документе, является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. В Концепции содержался раздел 3.11 «Совершенствование работы с кадрами». Однако в нем отсутствовали какие-либо положения, касающиеся обеспечения гендерного равенства на службе в органах внутренних дел. Позднее Коллегия МВД России одобрила уже полноценную Концепцию кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации, объявленную приказом МВД России от 11 января 1999 года № 12. Среди основных принципов кадровой политики закреплялся принцип доступа всех граждан к службе в органах внутренних дел. Данная формулировка, очевидно, предполагает доступ

к службе и граждан женского пола. Однако каких-либо положений, прямо посвященных обеспечению гендерного равенства, Концепция 1999 года не содержала.

В 2011—2012 годах разрабатывался проект Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел до 2020 года [8], который, впрочем, так и не получил официального статуса. Концепция утверждена не была. Вместе с тем в проекте содержался ряд крайне важных и интересных по содержанию положений, на которых хотелось бы остановиться, тем более, что разработка современной Концепции кадровой политики МВД России в органах внутренних дел не утратила актуальности. Напротив, ее актуальность возрастает в связи с наметившейся тенденцией трансформации полиции и органов внутренних дел в целом из структуры сугубо силовой в структуру отчасти сервисную, ориентированную на предоставление гражданам государственных услуг. Очевидно, подобная трансформация не может не отразиться и на кадровой политике МВД России в органах внутренних дел.

Анализ действующего законодательства и научных точек зрения, проведенный выше, позволил сформулировать авторское определение понятия «кадровая политика Министерства внутренних дел Российской Федерации». Таковой является совокупность провозглашенных политическим руководством Российской Федерации принципов, руководствуясь которыми уполномоченные на то руководители (начальники) подразделений органов внутренних дел осуществляют работу по отбору сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников для органов внутренних дел, их расстановке, включая должностной рост. Одним из основополагающих принципов кадровой политики является принцип фактического ген-дерного на службе в органах внутренних дел.

Кадровая политика на государственной службе, проводимая политическим руководством страны, и производная от нее кадровая политика МВД России в органах внутренних дел оказывают определяющее воздействие на правовую политику государства, что, как представляется, вполне закономерно, учитывая неразрывную связь политики и права.

По мнению А. В. Малько, «в процессе формирования правовой политики определяются те основополагающие виды общественных отношений, которые в первую очередь нуждаются в правовом регулировании. При этом необходимо помнить, что ее цели должны учитывать реальные потребности и интересы участников общественных отношений. В противном случае они будут оторва-

ны от жизни, заведомо не соответствовать объективным стремлениям субъектов, а потому будут заранее нереальны и, кроме того, станут препятствовать продуктивной работе механизма правового регулирования» [9]. Следовательно, обеспечение максимального соответствия целей правовой политики общественным потребностям и интересам является ее основной задачей.

В результате проведения в жизнь правовой политики происходит юридическое обеспечение государственной кадровой политики. Главным результатом здесь становится формирование законодательства, предельно полно отвечающего современным реалиям и международным обязательствам Российской Федерации в области обеспечения гендерного равенства, в том числе и на государственной службе.

Для проведения государственной правовой политики, направленной на обеспечение гендер-ного равенства, важное значение имело постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. № 1929-11 ГД «О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» [10]. Одобрение Государственной Думой данной Концепции стало следствием активизации в середине 1990-х годов женского движения, вызванного крайне тяжелой для страны и женского населения ситуацией того периода [11]. Цель Концепции состояла в том, чтобы определить общую стратегию и приоритетные направления законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации и с учетом реальной политической и социально -экономической ситуации в стране. Данный документ предусматривал комплекс мер законодательного характера по его реализации, среди которых была и разработка проекта федерального закона о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин. Речь в данном случае шла о специальном законе, регламентирующем равноправие полов и запрет дискриминации по признаку (по мотиву) пола. К 2003 году соответствующие законы уже действовали в таких государствах, как Канада, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Португалия и др., а аналогичные правовые акты разрабатывались и в некоторых странах, возникших на территории бывшего СССР (в Литве, Украине, Казахстане, Киргизии).

В рамках реализации указанного положения Концепции 17 января 2003 год депутаты Государственной Думы В. В. Володин, Е. Ф. Лахова,

О. В. Морозов, Г. И. Райков внесли в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» [12], который был принят в первом чтении 16 апреля 2003 года [13]. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что его принятие позволит постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширить возможности для реализации российскими гражданами — мужчинами и женщинами — всей той совокупности прав и обязанностей, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации и нормами международного права, и тем самым заложить прочный фундамент для стабильного и устойчивого развития нашей страны. В законопроекте содержалась отдельная глава III «Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола в сфере государственной и муниципальной служб», две из трех статей которой (статья 12 «Равные возможности мужчин и женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении» и статья 13 «Равный доступ мужчин и женщин к конкурсам на замещение государственных должностей государственной службы») были посвящены государственной службе. Однако их анализ позволяет говорить, что они содержали лишь декларативные положения, которые так или иначе уже присутствовали в российской Конституции и действовавшем в тот период законодательстве о государственной службе, трудовом законодательстве, а также в нормах международно-правовых актов, которые в разное время были ратифицированы Союзом ССР и Российской Федерацией.

В период с 2003 по 2018 год законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» неоднократно обсуждался экспертным сообществом и широкой общественностью. Достаточно сказать, что в 2008 году проводились парламентские слушания, в 2009 и 2011 годах — два «круглых стола». Кроме того, состоялся ряд заседаний экспертного совета, а также временной рабочей группы Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей. Однако, отмечается в заключении Комитета Государственной Думы по делам женщин семьи и детей по проекту указанного федерального закона, участвовавшие в обсуждении специалисты, представители общественности не пришли к согласию по основным положениям законопроекта, поскольку не выработали единого мнения по вопросу о его дальнейшем

продвижении. В результате Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей принял решение рекомендовать палате отклонить проект федерального закона, принятого в первом чтении. На позицию Комитета также повлияли письма граждан, которые усматривали в законопроекте угрозу традиционным семейным ценностям, а также то, что положения законопроекта устарели, при этом его актуализация не может не затронуть концептуальных положений. Наконец, российское Правительство также дало отрицательное заключение на законопроект, суть которого сводилась к тому, что нормы законопроекта значительно дублируют положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Учитывая данные обстоятельства, 11 июля 2018 года, т.е. по прошествии 15 лет после его принятия в первом чтении, Государственная Дума законопроект отклонила [14].

Оценивая проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» и саму идею принятия такого нормативного правового акта, хотелось сказать следующее. Время — универсальный критерий, на основании которого можно оценивать жизнеспособность и продуктивность тех или иных идей, взглядов, концепций. Поэтому идея принятия, пусть даже в отдаленной перспективе, отдельного «закона о гендерном равенстве», в котором бы содержались нормы, обеспечивающие такое равенство, в том числе и на государственной службе, включая службу в полиции и органах внутренних дел в целом, не представляется продуктивной и имеющей реальные шансы быть практически реализованной. Ссылки на зарубежный опыт, к чему обычно прибегают сторонники такого закона, и международные обязательства Российской Федерации в данном случае неубедительны. Дело, думается, не в наличии закона или в его отсутствии, а в той кадровой политике, которую проводит государство в лице его политического руководства, и кадровой политике собственно МВД России. Именно от вектора такой политики, ее приоритетов в решающей степени зависит обеспечение фактического гендерного равенства при прохождении службы в органах внутренних дел. Думается, отклоненный Государственной Думой 11 июля 2018 года проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» применительно к обеспечению гендерного равенства на государственной службе являет собой яркий пример того, как государственная правовая политика не стала продолже-

нием первичной для нее государственной кадровой политики, более того — вошла с ней в противоречие. Результат такого противоречия закономерен — законопроект был отклонен. В определенной мере он повторил судьбу проекта федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», о необходимости принятия которого с большим воодушевлением, но, к сожалению, без должного глубокого научного осмысления упорно и долго (в период с 2003 по 2015 год) говорили очень многие ученые-юристы. Однако, в конечном счете, главой государства было принято политическое решение о нецелесообразности его принятия, тем самым фактически была признана ошибочной сама идея некоего общего нормативного правового акта уровня федерального закона, призванного определить правовое положение всех сотрудников правоохранительных органов. Параллели с проектом федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» напрашиваются сами собой.

Для соблюдения принципа гендерного равенства автор предлагает расширить применение конкурсных начал при назначении на должности в органах внутренних дел. Правда, конкурсный порядок замещения должностей сотрудников в системе МВД России пока так и получил сколь-

ко-нибудь широкого распространения. Должности в органах внутренних дел, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса, перечислены в перечне, утвержденном приказом МВД России от 29 марта 2013 г. № 174 [16]. Ознакомление с перечнем приводит, в общем, к неутешительному выводу: по результатам конкурса замещаются исключительно должности в учебных и научных учреждениях системы МВД России. Такое положение сохраняется с советского периода, с чем в современных условиях вряд ли можно согласиться. Думается, перечень должностей, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса, следует существенно расширить за счет включения в него должностей среднего и старшего начальствующего состава функциональных структурных подразделений органов внутренних дел, например, в подразделениях по работе с личным составом, правовых подразделениях, подразделениях тылового и финансового обеспечения и некоторых других. Это будет способствовать реализации на практике принципа фактического гендерного равенства. Расширение конкурсных начал при комплектовании штатов органов внутренних дел должно стать новым самостоятельным направлением кадровой политики МВД России в органах внутренних дел, нацеленным в том числе и на обеспечение фактического гендерного равенства.

ЛИТЕРАТУРА

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 // СЗ РФ. — 2011. — № 52. — Ст. 6536.

2. Аристотель. Политика. Сочинения : в 4 т. Т. 4 / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Довату-ра. — М. : Мысль, 1984. — С. 376—644.

3. Козбаненко В. А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации : учебное пособие. — М., 1999. — С. 73.

4. Черепанов В. В., Иванов В. П. Основы государственной службы и кадровой политики : учеб. пособие для студентов вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. — С. 404.

5. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба : учебник для подготовки государственных служащих. — М., 1999. — С. 296.

6. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба : учебное пособие. — М. : ЮРКНИГА, 2005. — С. 287.

7. О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России : приказ МВД России от 20 марта 1996 г. № 145 (правовой акт официально опубликован не был).

8. Проект Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел до 2020 года // СПС «КонсультантПлюс».

9. Малько А. В. Теория правовой политики. — М., 2012. — С. 90.

10. О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. № 1929-11 ГД // СЗ РФ. — 1997. — № 48. — Ст. 5527.

11. Поленина С. В. Правовая политика Российской Федерации в свете гендерных отношений // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2016. — № 1. — С. 63.

12. О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации : проект федерального закона № 284965-3 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.01.2003) // СПС «Кон-сультантПлюс».

13. О проекте федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностях

для их реализации : постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 16 апреля 2003 года № 3893-III ГД // СЗ РФ. — 2003. — № 17. — Ст. 1569.

14. О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных воз-

можностей для их реализации : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июля 2018 года № 4451-7 ГД «О проекте федерального закона № 2844965-3 // СЗ РФ. — 2018. — № 29. — Ст. 4388.

REFERENCES

1. O merah po sovershenstvovaniyu deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2009 goda № 1468 // SZ RF. — 2011. — № 52. — St. 6536.

2. Aristotel'. Politika. Sochineniya : v 4 t. T. 4 / per. s drevnegrech.; obshch. red. A. I. Dovatura. — M. : Mysl', 1984. — S. 376—644.

3. Kozbanenko V. A. Osnovy gosudarstvennoj sluzhby i kadrovoj politiki Rossijskoj Federacii : uchebnoe posobie. — M., 1999. — S. 73.

4. Cherepanov V. V., Ivanov V. P. Osnovy gosudarstvennoj sluzhby i kadrovoj politiki : ucheb. posobie dlya studentov vuzov. — M. : YUNITI-DANA; Zakon i pravo, 2007. — S. 404.

5. Nozdrachev A. F. Gosudarstvennaya sluzhba : uchebnik dlya podgotovki gosudarstvennyh sluzhash-chih. — M., 1999. — S. 296.

6. Grazhdan V. D. Gosudarstvennaya grazhdanskaya sluzhba : uchebnoe posobie. — M. : YURKNIGA, 2005. — S. 287.

7. O koncepcii razvitiya organov vnutrennih del i vnutrennih vojsk MVD Rossii : prikaz MVD Rossii ot 20 marta 1996 g. № 145 (pravovoj akt oficial'no opub-likovan ne byl).

8. Proekt Koncepcii kadrovoj politiki Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v organah vnutrennih del do 2020 goda // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Mal'ko A. V. Teoriya pravovoj politiki. — M., 2012. — S. 90.

10. O Koncepcii zakonotvorcheskoj deyatel'nosti po obespecheniyu ravnyh prav i ravnyh vozmozhnostej muzhchin i zhenshchin : postanovlenie Gosudarstven-noj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 20 noyabrya 1997 g. № 1929-II GD // SZ RF. — 1997. — № 48. — St. 5527.

11. Polenina S. V. Pravovaya politika Rossijskoj Federacii v svete gendernyh otnoshenij // Trudy In-stituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk.

— 2016. — № 1. — S. 63.

12. O gosudarstvennyh garantiyah ravnyh prav i svobod i ravnyh vozmozhnostej muzhchin i zhenshchin v Rossijskoj Federacii : proekt federal'nogo zakona № 284965-3 (red., vnesennaya v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 17.01.2003) // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. O proekte federal'nogo zakona № 284965-3 «O gosudarstvennyh garantiyah ravnyh prav i svo-bod muzhchin i zhenshchin i ravnyh vozmozhnos-tyah dlya ih realizacii : postanovlenie Gosudarstven-noj Dumy Federal'nogo Sobraniya ot 16 aprelya 2003 goda № 3893-III GD // SZ RF. — 2003. — № 17. — St. 1569.

14. O gosudarstvennyh garantiyah ravnyh prav i svobod muzhchin i zhenshchin i ravnyh vozmozh-nostej dlya ih realizacii : postanovlenie Gosudar-stvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 11 iyulya 2018 goda № 4451-7 GD «O proekte federal'nogo zakona № 2844965-3 // SZ RF.

— 2018. — № 29. — St. 4388.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Петранцов Александр Семёнович. Преподаватель кафедры огневой подготовки. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, просп. Патриотов, 53.Тел. (473) 200-51-60.

Petrantsov Aleksandr Semonovich. Lecturer of the chair of Fire Training. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-51-60.

Ключевые слова: кадровая политика; сотрудник органов внутренних дел; кадровый потенциал; замещение должностей в органах внутренних дел, гендерное равенство.

Key words: personnel policy; employee of the internal affairs bodies; human resources; filling positions in the internal affairs bodies; gender equality.

УДК 342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.