Научная статья на тему 'Особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел: поступление и аттестация'

Особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел: поступление и аттестация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4192
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СИСТЕМА ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ / ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА КАДРОВ / АТТЕСТАЦИЯ / CIVIL SERVICE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / SYSTEM OF SERVICE / PRINCIPLES OF PERSONNEL SELECTION / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелепова М. А., Маликов Ж. К.

В статье авторами на основе анализа действующих нормативных правовых актов раскрываются особенности прохождения службы в органах внутренних дел как вида государственной службы. Дано соотношение понятий «государственная служба» и «служба в органах внутренних дел». Авторами в качестве основной особенности государственной службы в органах внутренних дел выделяется многообразие общественных отношений, возникающих при ее прохождении, которые классифицированы ими на два типа: горизонтальные служебные отношения между сотрудниками и соответствующими органами управления, подразделения, в котором они проходят службу; диагональные возникающие при взаимодействии с контрольно-надзорными органами. Поскольку специфический характер службы обусловлен выполнением особых функций, нуждается в особом кадровом, материальном, финансовом и правовом обеспечении, которое осуществляется реализацией норм права и комплексом правовых средств, авторами более подробно рассмотрены особенности отбора кадров в органы внутренних дел, основополагающие принципы такого отбора. Особо авторы остановились на таком элементе прохождения службы в органах внутренних дел, как аттестация, что обусловлено прежде всего высокими требованиями, предъявляемыми к сотрудникам на современном этапе. По результатам исследования сделаны обобщающие выводы и предложения по совершенствованию прохождения государственной службы в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS: ADMISSION AND CERTIFICATION

In the article the authors on the basis of the analysis of the existing normative legal acts reveal the features of service in the internal Affairs bodies as a type of public service. The correlation of the concepts «public service» and «service in the internal Affairs bodies»is given. Authors as the main feature of public service in law-enforcement bodies allocate variety of the public relations arising at its passing which are classified by them on two types: horizontal-office relations between employees and the corresponding governing bodies, divisions in which they serve; diagonal-arising at interaction with control and Supervisory bodies. Since the specific nature of the service, due to the performance of special functions, needs a special personnel, material, financial and fundamental legal support, which is carried out by the implementation of the law and a set of legal means, the authors considered in more detail the features of the selection of personnel in the internal Affairs bodies, the fundamental principles of such selection. The authors particularly focused on such an element of service in the internal Affairs bodies as certification, which is due, first of all, to the high requirements imposed on employees at the present stage. According to the results of the study, generalizing conclusions and proposals for improving the public service in the internal Affairs bodies were made.

Текст научной работы на тему «Особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел: поступление и аттестация»

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОСТУПЛЕНИЕ И

АТТЕСТАЦИЯ

FEATURES OF PUBLIC SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS: ADMISSION AND CERTIFICATION

УДК 342.9

М.А. ШЕЛЕПОВА,

кандидат педагогических наук (Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, Россия, Тюмень) [email protected]

M.A. SHELEPOVA

Candidate of Pedagogical Sciences (Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, Russia)

Ж.К. МАЛИКОВ

(Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, Россия, Тюмень) [email protected]

ZH.K. MALIKOV

(Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, Russia)

Аннотация: в статье авторами на основе анализа действующих нормативных правовых актов раскрываются особенности прохождения службы в органах внутренних дел как вида государственной службы. Дано соотношение понятий «государственная служба» и «служба в органах внутренних дел». Авторами в качестве основной особенности государственной службы в органах внутренних дел выделяется многообразие общественных отношений, возникающих при ее прохождении, которые классифицированы ими на два типа: горизонтальные - служебные отношения между сотрудниками и соответствующими органами управления, подразделения, в котором они проходят службу; диагональные - возникающие при взаимодействии с контрольно-надзорными органами. Поскольку специфический характер службы обусловлен выполнением особых функций, нуждается в особом кадровом, материальном, финансовом и правовом обеспечении, которое осуществляется реализацией норм права и комплексом правовых средств, авторами более подробно рассмотрены особенности отбора кадров в органы внутренних дел, основополагающие принципы такого отбора. Особо авторы остановились на таком элементе прохождения службы в органах внутренних дел, как аттестация, что обусловлено прежде всего высокими требованиями, предъявляемыми к сотрудникам на современном этапе. По результатам исследования сделаны обобщающие выводы и предложения по совершенствованию прохождения государственной службы в органах внутренних дел.

Ключевые слова: государственная служба, органы внутренних дел, система прохождения службы, принципы подбора кадров, аттестация.

Для цитирования: Шелепова М.А., Маликов Ж.К. Особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел: поступление и аттестация // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 55-61.

Abstract: in the article the authors on the basis of the analysis of the existing normative legal acts reveal the features of service in the internal Affairs bodies as a type of public service. The correlation of the concepts «public service» and «service in the internal Affairs bodies»is given. Authors as the main feature of public service in law-enforcement bodies allocate variety of the public relations arising at its passing which are classified by them on two types: horizontal-office relations between employees and the corresponding governing bodies, divisions in which they serve; diagonal-arising at interaction with control and Supervisory bodies. Since the specific nature of the service, due to the performance of special functions, needs a special personnel, material, financial and fundamental legal support, which is carried out by the implementation of the law and a set of legal means, the authors considered in more detail the features of the selection of personnel in the internal Affairs bodies, the fundamental principles of such selection. The authors particularly focused on such an element of service in the internal Affairs bodies as certification, which is due, first of all, to the high requirements imposed on employees at the present stage. According to the results of the study, generalizing conclusions and proposals for improving the public service in the internal Affairs bodies were made.

Keywords: civil service, internal Affairs bodies, system of service, principles of personnel selection, certification.

For citation: Shelepova M.A., Malikov Zh.K. Features of public service in the internal affairs: admission and certification // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 55-61.

Государственная служба появилась в си-\\ I стеме социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности» [1]. Продолжительное время под службой подразумевалась сфера интеллектуального труда. Тем не менее, в настоящее время такая позиция не поддерживается в качестве критерия для обособления от других видов социальной деятельности [2].

В различные годы изучением социально-правового института государственной службы, в том числе и термина «государственная служба», занимались ряд ученых, приводя различные значения рассматриваемого вопроса: Д.Н. Бахрах, Г.В. Атаманчук, В.М. Манохин, П.П. Сергун, Ю.Н. Старилов и ряд других. Кроме того, рассмотрением понятия государственной службы в органах внутренних дел в разные годы занимались В.Б. Гайдов, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Э.М. Филиппова, А.С. Шиенкова и другие.

Однако до сегодняшнего дня остаются спорными и проблемными вопросы, связанные как с самим понятием «государственная служба», так и отдельными его элементами.

Термин «государственная служба» применяется в разных значениях: как социально-правовой институт; как вид государственной службы; как система организации деятельности.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу Российской Федерации как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения

соответствующих полномочий, перечисленных в ч. 1 ст. 1 указанного закона1.

Таким образом, законодатель определяет государственную службу как вид деятельности.

В настоящей работе авторы не ставят целью рассмотреть весь спектр проблем, а постарались рассмотреть следующее: соотношение понятий «государственная служба» и «служба в органах внутренних дел» (далее - ОВД), понятие государственной службы как подотрасли права, содержании общественных отношений, складывающихся в сфере государственной службы в ОВД, а также проблемные вопросы поступления на службу и аттестацию в ОВД.

До настоящего времени понятие «государственная служба в органах внутренних дел» упоминается редко, вместо него очень часто применяется термин «служба в органах внутренних дел», несмотря на то, что это разные термины. Так, сотрудник считается проходящим государственную службу, далее используется выражение, что гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел, а также используется выражение «проходящий службу» в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования (ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах вну-

1 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.

тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Правовые положения по обеспечению прохождения службы в органах внутренних дел играют значимую роль, так как уровень нормативной правовой базы в данной сфере напрямую оказывает влияние на качество службы самих сотрудников, исполнение ими служебных обязанностей, социальную защищенность, тем самым повышая уровень общественной безопасности и в целом защищенность граждан.

Принимаемые государством меры по реформированию системы Министерства внутренних дел Российской Федерации не совсем в полной мере решают вопросы и устраняют имеющиеся проблемы правового регулирования и организационного обеспечения прохождения службы в ОВД.

В настоящее время имеется большое количество научных работ, посвященных исследованиям теоретических и практических проблем государственной службы в ОВД. Так, немаловажный вклад в теорию и практику службы в органах внутренних дел внесли А.Н. Бабай, В.Н. Бойко, В.Н. Бутылин, Н.И. Ветров, А.Ф. Волынский, О.А. Галустьян, К.К. Гасанов, С.И. Гирько, Р.И. Денисов, В.Я Кикоть, С.С. Козлов, В.П. Лавров, Г.Н. Мякишев, Л.И. Поспелова, Д.В. Сергун, Ю.Н. Черков и другие.

По отношению к органам внутренних дел понятие «служба» в основном употребляется при классификации специфики и вида деятельности сотрудников ОВД (дорожно-патрульная, патрульно-постовая, уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями и так далее).

Государственная служба в ОВД представляет собой организационно-правовой институт, характеризующийся определенной спецификой. Под прохождением службы в ОВД можно понимать совокупность организационных и функциональных взаимоотношений административной направленности, в результате которых возникают, изменяются и прекращаются государственно-служебные отношения, определяющие правовой статус сотрудника ОВД. Основополагающие принципы службы в ОВД - федерализм, законность, открытость, профессионализм, подчеркивающие ее специфику, определены целостностью и единством, которые указывают на основные стартовые положения, качественные характеристики и значение службы. Тем самым соблюдение принципов службы обеспечивает устойчивость служебных отношений и эффективность деятельности сотрудников ОВД.

Порядок прохождения государственной службы в ОВД регламентируется соответствующим

законодательством. Государственная служба в ОВД осуществляется на различных должностях. Исходя из должности, формируются квалификационные требования к кандидатам на их замещение. Статусом сотрудника ОВД наделяется гражданин с момента замещения должности в ОВД. При прохождении службы сотрудники ОВД исполняют возложенные служебные обязанности, реализуют предоставленные права с учетом замещаемой должности.

Органы внутренних дел, представляя собой основную часть правоохранительной системы, контактирующей с гражданами и обществом, охватывают практически все сферы общественных отношений при реализации важнейших возложенных на них функций. Такого широкого спектра задач и направлений деятельности нет ни у одного из других правоохранительных органов в связи с тем, что органы внутренних дел по сравнению с ними выполняют наибольшее количество обязанностей, а значит, наделены обширными властными специфическими полномочиями, выделяющими органы внутренних дел среди других субъектов правоохранительной деятельности [4, с. 248-251], к которым относятся административная, оперативно-разыскная деятельность, дознание и т.д. В дополнение органы внутренних дел при выполнении своих задач имеют отличительную особенность, выраженную в наличии признака вооруженности, то есть в предоставлении полномочий сотрудникам полиции применять оружие и специальные средства.

Особенностью государственной службы в органах внутренних дел является многообразие общественных отношений, возникающих при ее прохождении. В первую очередь это служебные отношения между сотрудниками и соответствующими органами управления, подразделения, в котором они проходят службу - горизонтальные. Второй тип отношений возникает при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, их называют диагональными. Следующий тип возникает при обеспечении взаимосвязи службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов. Большинство же общественных отношений возникает при реализации сотрудниками ОВД служебных обязанностей, направленных на обеспечение законности и правопорядка с государственными органами исполнительной и иных ветвей власти; общественными организациями и объединениями и гражданами.

Данная структура правовых отношений, обусловленная функционированием ОВД в области охраны правового порядка и борьбы с преступностью, показывает, что служба в ОВД обладает обширной публичностью.

Без сомнения, служба в ОВД вплотную объединена с немаловажными понятиями, такими как профессионализм и компетентность сотрудников. Эффективность выполнения поставленных перед сотрудниками ОВД задач напрямую зависит от наличия указанных требований к сотрудникам.

Важным признаком государственной службы в ОВД является то, что она осуществляется только на профессиональной основе на должностях органов внутренних дел, комплектуемых специально подготовленными служащими - в основном, имеющими юридическое образование. Организация и деятельность службы в ОВД регламентируется в специальном законодательном порядке, носящем детальный и всесторонний характер. В совокупности все вышесказанное при осуществлении службы в ОВД, с применением мер воздействия, направленных на соблюдение правопорядка, позволяет обеспечить оперативность, обоснованность, законность и справедливость.

В статье 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О службе в ОВД РФ») указано, что «служба в ОВД - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации»2.

По своей природе служба в ОВД направлена на обеспечение внутренней безопасности, законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина, тем самым наделяя службу в ОВД специфическими особенностями, позволяющими отнести ее к силам обеспечения безопасности Российской Федерации. Входя в систему МВД России, ОВД являются частью исполнительной власти государства.

Выполнение возложенных обязанностей на сотрудников ОВД в ходе прохождения службы невозможно без ее должного обеспечения.

2 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49. Ст. 7020.

Специфический характер службы, определяемый выполнением особых функций, нуждается в особом кадровом, материальном, финансовом и основополагающим образом правовом обеспечении, которое осуществляется реализацией норм права и комплексом правовых средств. Наряду с этим следует учитывать, что сотрудник ОВД, являясь гражданином Российской Федерации, обладает правовым статусом личности данного государства [5, с. 334].

Современная система прохождения службы в ОВД, с учетом выполнения возложенных специфических задач и исполнения служебных обязанностей в неблагоприятных, негативных условиях, подразумевает отбор, комплектование и расстановку кадров, основанных на принципе состязательности. С учетом изложенного имеется потребность в строгом отборе кандидатов на службу в ОВД с предъявлением требований к высокому уровню профессиональной, физической подготовки и морально-нравственному состоянию. Данная тенденция, выражающаяся в состязательности лучших кандидатов, позволит улучшить кадровую составляющую службы в ОВД.

Такой отбор кандидатов должен осуществляться в соответствии с определенными принципами, которые вытекают из п. 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ «О службе в ОВД РФ», и к ним исследователи относят равенство, объективность, состязательность, конфиденциальность [6, с. 246; 7, с. 46].

К сожалению, такие принципы не закреплены законодательно, что может влиять на качество отбора кандидатов на службу. Устранив данный пробел нормативным закреплением вышеуказанных принципов, подбор кадров для конкретных должностей даст возможность нормативно определить базовые требования, регламентирующие данную процедуру, которым будут следовать все сотрудники ОВД, принимающие в этом участие. Помимо этого, кадровая политика службы в ОВД должна соответствовать принципам очевидности и доступности, которые вытекают из принципов открытости и равенства, обеспечивающих равные условия доступа граждан для поступления на государственную службу в органы внутренних дел [8, с. 58-59].

С момента принятия «Дорожной карты» реформирования МВД прошло уже более пятилетки, первым основным направлением был назван кадровый профессионализм [9, с. 2], именно поэтому актуальным остается вопрос о создании эффективной системы кадрового отбора кандидатов для органов внутренних дел с оптимальной совокупностью профессиональных, личных и деловых качеств, что в свою очередь будет способствовать в дальнейшем качественному

выполнению сотрудниками своих служебных обязанностей в соответствии с замещаемыми должностями.

В рамках реформирования системы ОВД России намечено направление на создание нового облика полиции, у которой важнейшую роль занимает подбор высококвалифицированных авторитетных специалистов, которые будут пользоваться доверием граждан и общественным уважением.

Именно поэтому особая роль среди основных элементов прохождения службы в ОВД отводится аттестации, которая проводится с целью оценки профессионального уровня сотрудника, его личных, деловых и нравственных качеств, итогов служебной деятельности, соответствия замещаемой должности, возможности его повышения (либо понижения) по службе, результатами которой являются рекомендации по улучшению служебной деятельности аттестуемого.

Периодичность проведения аттестации сотрудника ОВД соответствующей комиссией составляет один раз в четыре года в замещаемой должности, а в некоторых случаях - вне очереди, например, если сотрудник не прошел профессиональную проверку на соответствие требованиям к исполняемым служебным обязанностям, касающимся применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Данная процедура проводится в целях определения соответствия сотрудника замещаемой должности в ОВД.

В случае смены замещаемой должности аттестация сотрудника ОВД проводится только через один год после его назначения на новую должность.

Порядок и условия проведения аттестации регламентируются статьей 33 ФЗ «О службе в ОВД РФ» и разделом 10 приказа МВД России от 1 февраля 2019 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», которые, в свою очередь, не раскрывают понятия «аттестация», указывая только на цель ее проведения.

При проведении исследований вопросов прохождения государственной гражданской службы А.А. Гришковец дал определение, что «аттестация гражданского служащего - это административно-правовая форма периодической оценки его профессиональных и личностных качеств, процессов и результатов профессиональной и служебной деятельности, проводимой в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, выявления возможности замещения им вышестоящей должности, а также в целях повышения эффективности и результативности про-

фессиональной служебной деятельности гражданского служащего» [10, с. 396].

К определению «аттестация сотрудника ОВД» редко обращаются исследователи, предполагая, что оно не вызывает трудности. С учетом вышеприведенного понятия аттестации гражданского служащего, специфики службы в ОВД и действующего в данной сфере законодательства, Е.В. Елфимова и А.Ю. Софронова формулируют аттестацию сотрудника ОВД, под которой предусмотрена «процедура, осуществляемая специально созданным коллегиальным органом (аттестационной комиссией) для определения соответствия сотрудника замещаемой должности в ОВД, проводимая на основе принципов исключения возможности возникновения конфликта интересов, всесторонности, объективности, коллегиальности, полноты, завершающуюся вынесением аттестационной комиссией рекомендаций, на основе которых уполномоченный руководитель принимает решение о дальнейшем прохождении службы аттестуемым сотрудником ОВД» [11, с. 104].

Аттестация как комиссионный процесс позволяет снизить уровень субъективного влияния оценки определенных качеств сотрудника, уволить лиц, не соответствующих предъявляемым профессиональным критериям по замещаемой должности, поощрить сотрудников, имеющих высокие показатели в служебной деятельности, в том числе повысив по должности. Тем самым, аттестация играет важную роль в кадровой составляющей службы в ОВД, зависящей от профессионализма, компетентности и квалифицированности сотрудников, которые, в свою очередь, поднимают авторитет, доверие граждан и общества в целом.

Вместе с тем, оценка качеств сотрудника при аттестации зависит от аналитических способностей руководителя и личностно-деловых взаимоотношений, у руководителей понятия оценки критериев может различаться, что подрывает принцип объективности.

Решение комиссии по результатам аттестации носит рекомендательный характер и принимается открытым голосованием не менее двух третей ее членов. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии (в случае равенства голосов сотрудник признается соответствующим замещаемой должности в ОВД).

Итогом аттестации могут стать благоприятные последствия: признание факта соответствия замещаемой должности или возможности замещения вышестоящей; неблагоприятные: перевод на нижестоящую должность или увольнение со службы в ОВД; а также «относительное» соот-

ветствие должности: перенос аттестации (не более чем на один год) для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, а также в случаях направления сотрудника на профессиональное обучение [12, с. 98].

На сегодняшний день основным методом оценки качеств аттестуемого сотрудника является отзыв непосредственного руководителя, критерии которого в какой-то степени могут быть субъективными и абстрактными, так как они четко не сформулированы в нормативных правовых актах о службе в ОВД. Возможно, наличие в правовых источниках данных критериев оценки в зависимости от конкретных должностей окажет эффективное влияние на процедуру аттестации и ее более качественного правового регулирования.

В то же время, учитывая, что аттестация входит в состав основных элементов прохождения службы в ОВД, которые формируют высококвалифицированную кадровую составляющую, позволяющую наиболее профессионально подготовленным сотрудникам продвигаться по служебной лестнице, требуется детальная проработка данного элемента во избежание неправильного применения норм законодательства. Помимо этого, аттестация сотрудников ОВД является эффективной процедурой по своевременному выявлению проблемных и слабых мест в профессиональной служебной и физической подготовке, давая возможность вовремя и эффективно их устранять.

Подводя итог, можно сделать выводы:

Государственная служба в ОВД занимает важное место в системе и структуре государственной власти, имеет специфический характер и как подотрасль административного права состоит

из системы правовых норм, регламентирующих служебно-правовое положение сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, среди которых возможно отметить следующие основные составляющие, влекущие за собой изменения служебно-правового статуса сотрудника: прием на службу, аттестация, заключение контракта, присвоение специальных званий, прекращение службы.

Обновление кадрового состава ОВД за счет эффективной соответствующей работы с кандидатами на службу позволит со временем изменить имидж полиции, который будет направлен на обеспечение ее природы, суть которой связана с оказанием помощи и разного вида услуг гражданам, обществу и государству в целом. Тем самым ОВД в обществе перестает ассоциироваться с силовым карательным органом, деятельность которого направлена только на применение насильственных мер государственного принуждения.

Аттестация сотрудников органов внутренних дел требует изменения подхода к всесторонней оценке качеств и результатов служебной деятельности сотрудников ОВД в зависимости от конкретных замещаемых должностей (даже от направлений деятельности подразделений); критериев и принципов оценки (например, гласность, целесообразность, объективность). Права аттестуемого сотрудника ОВД также требуют осмысления и доработки. Принятие указанных мер позволит минимизировать, возможно, даже исключить, субъективизм; повысить качество и эффективность оценки сотрудника ОВД по основным критериям (деятельность, квалификация, личностные характеристики).

- Литература -

1. Манчева А.В. Государственная служба: понятие, виды, принципы // В мире права. 2000. № 2. С. 23-25.

2. Андреева Т. Е. Работник интеллектуального труда: подход к определению // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2007. Вып. 4. С. 32-49.

3. Виноградова В.С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дис... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2014. С. 11.

4. Дикажев М.М. К вопросу об особенностях правоохранительной службы в органах внутренних дел // Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 248-251.

5. Дикажев М.М., Ильичев В.В., Пузанов Ю.П. Нормативно- правовые акты, регулирующие прохождение правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2 (30). С. 334-337.

6. Степанова И.Ю. К вопросу о подборе кадров для службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 245-247.

7. Разуваева Н.И. Подбор и аттестация кадров органов внутренних дел (административно-правовые и организационные аспекты): дис. канд. юрид. наук. - Воронеж, 2014.

8. Мирзабалаева Ф.И., Алиева Р. Проблемы формирования и реализации современной региональной кадровой политики // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4. С. 58-59.

9. Овчинский В. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования МВД России // Профессионал. 2012. № 5. С. 2-5.

10. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. - Москва, 2014. С. 566.

11. Елфимова Е.В., Софронова А.Ю. Аттестация сотрудников органов внутренних дел: вопросы совершенствования законодательства //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. №. 1. С. 103-108.

12. Климкина Е.В. Правовое регулирование прав сотрудника органов внутренних дел в рамках процедуры аттестации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 98-101.

= References =

1. Mancheva A.V. Gosudarstvennaya sluzhba: ponyatie, vidy, principy // V mire prava. 2000. № 2. S. 23-25.

2. Andreeva T. E. Rabotnik intellektual'nogo truda: podhod k opredeleniyu // Vestnik SPbGU. Ser. 8. 2007. Vyp. 4. S. 32-49.

3. Vinogradova V.S. Pravovoj status policii v sovremennoj Rossii: teoretiko-instrumental'nyj i sravnitel'nyj analiz: dis... kand. yurid. nauk. - Krasnodar, 2014. S. 11.

4. Dikazhev M.M. K voprosu ob osobennostyah pravoohranitel'noj sluzhby v organah vnutrennih del // Obshchestvo i pravo. 2014. № 2 (48). S. 248-251.

5. Dikazhev M.M., Il'ichev V.V., Puzanov YU.P. Normativno- pravovye akty, reguliruyushchie prohozhdenie pravoohranitel'noj sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2006. № 2 (30). S. 334-337.

6. Stepanova I.YU. K voprosu o podbore kadrov dlya sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2016. № 4. S. 245-247.

7. Razuvaeva N.I. Podbor i attestaciya kadrov organov vnutrennih del (administrativno-pravovye i organizacionnye aspekty): dis. kand. yurid. nauk. - Voronezh, 2014.

8. Mirzabalaeva F.I., Alieva R. Problemy formirovaniya i realizacii sovremennoj regional'noj kadrovoj politiki // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2016. № 4. S. 58-59.

9. Ovchinskij V. «Dorozhnaya karta» dal'nejshego reformirovaniya MVD Rossii // Professional. 2012. № 5. S. 2-5.

10. Grishkovec A.A. Gosudarstvennaya grazhdanskaya sluzhba / otv. red. N. YU. Hamaneva. - Moskva, 2014. S. 566.

11. ElfimovaE.V., SofronovaA.YU.Attestaciya sotrudnikov organov vnutrennih del: voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva //Elektronnoe prilozhenie k Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu. 2018. №. 1. S. 103-108.

12. Klimkina E.V. Pravovoe regulirovanie prav sotrudnika organov vnutrennih del v ramkah procedury attestacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 6. S. 98-101.

(статья сдана в редакцию 29.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.