О. А. Шебанова
К ВОПРОСУ ОБ АТТЕСТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В ОВД
TO THE QUESTION OF CERTIFICATION OF FEDERAL CIVIL SERVANTS SERVING IN THE POLICE DEPARTMENT
Статья посвящена процедуре аттестации федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в ОВД. На сегодняшний день рассматриваемый вид службы приобретает особую популярность и в силовых структурах, не исключением являются и органы внутренних дел. Аттестационная процедура позволяет выявить соответствие компетенции служащих занимаемой ими должности. В статье рассмотрены цели и функции аттестации, а также опыт стран ближнего зарубежья в этой сфере.
The article is devoted to the procedure of certification of Federal civil servants serving in the Department of internal Affairs. Today, considering the kind of service becomes very popular and in the power structures, not the exception and the bodies of internal Affairs. Attestation procedure to determine the conformity of the competence of the officials of their positions. The article discusses the goals and functions of certification, as well as the experience of neighboring countries in this area.
Совершенствование государственной службы в ОВД на сегодняшний день занимает одно из приоритетных направлений в кадровой политике государства, и это не случайно, так как защита прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств всегда была и остается основополагающей функцией. Однако проводимая в нашей стране политика оптимизации бюджетных расходов дает право предположить, что рассматриваемая нами структура будет подвержена сокращению. Подобного рода мероприятия были проведены и в таможенных органах, так, часть сотрудников были переведены в ранг федеральных государственных гражданских служащих, что способствовало сокращению бюджетных расходов.
На сегодняшний день данный вид службы широко распространен в органах исполнительной власти федерального и регионального уровня. Феде-
ральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» позволяет учреждать различные виды должностей в федеральном государственном органе. Опираясь на данную норму, в органах внутренних дел помимо должностей сотрудников ОВД и вольнонаемных работников учреждены должности федеральной государственной гражданской службы.
В ОВД установлена штатная численность в количестве 894 869 единиц, в том числе сотрудников ОВД — в количестве 746 859 человек, федеральных государственных гражданских служащих — 17 197 человек, работников — 130 813 человек [2].
Исследованием федеральной государственной гражданской службы занимались многие ученые, такие как В. М. Манохин, Ю. Н. Стари-лов, А. Ф. Ноздрачев, Г. В. Атаманчук, Н. М. Казанцев, А. А. Гришковец, И. А. Дякина, однако во-
просы федеральной государственной гражданской службы в ОВД остались открытыми и на сегодняшний день представляют интерес для научного сообщества.
При переводе должностей ОВД в ранг федеральных государственных гражданских служащих лицам, проходящим данный вид службы, необходимо пройти процедуру аттестации.
Аттестация начала приобретать популярность еще в советский период, однако сам термин «аттестация» в нормативных актах не употреблялся. Прообразом аттестации в те годы принято считать так называемые «чистки», которые сводились к оценке политических, деловых и моральных качеств. Однако основным критерием оценки были идейно-нравственные качества служащего.
Целью аттестационной процедуры в советский период было не установление соответствия служащего определенной должности, а выявление уровня полезности его работы для органов государственной власти.
В 1925—1926 годах в СССР нарастала напряженная внутриполитическая обстановка, связанная с внутрипартийной борьбой, именно в этот период были приняты различные нормативные акты, закрепляющие проведение «чистки» советского государственного аппарата.
Таким образом, к началу 30-х годов институт аттестации был нормативно закреплен и некоторые его отголоски нашли практическое воплощение сегодня.
Изучая процедуру аттестации, необходимо обратиться к самому ее понятию. Известные уче-ные-административисты давали различные определения данному понятию, но все они сходились в едином мнении, что аттестационная процедура призвана установить соответствие квалификации служащего занимаемой им должности. Ю. Н. Ста-рилов под процедурой аттестации понимает «деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа» [4]. Д. М. Овсянко придерживался следующего мнения: «Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности по подбору, повышению квалификации, расстановке государственных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности, присвоению очередного квалификационного разряда» [5].
Институт аттестации позволяет оценить и установить соответствие лица замещаемой должности. Отечественный и зарубежный опыт государственной службы не раз доказывал эффективность процедуры аттестации.
Так, аттестационная процедура преследует следующие цели:
1) кадровая — состоит в объективной оценке служащих на соответствие замещаемой ими должности;
2) административная — итогом проведения аттестации является изменение, прекращение или продолжение государственно-служебных отношений;
3) мотивационная — состоит в формировании мотивации у служащих на долгосрочное и успешное прохождение государственной службы [6].
Наряду с указанными выше целями в ходе аттестации решается и круг других задач, таких как: стимулирование профессиональной компетенции лиц, находящихся на гражданской службе, определение степени необходимости повышения квалификации, а также возможность перемещения по службе в зависимости от знаний и умений служащего.
Процедура аттестации преследует выделение различных функций. Нам импонирует мнение Т. М. Заниной, Н. И. Разуваевой, В. В. Наби-ева, которые выделили такие функции, как:
1) оценочная — заключается в оценке личных, профессиональных качеств служащего, а также результатов его служебной деятельности;
2) воспитательная — служит для коррекции поведения служащих в случае ненадлежащего исполнения их обязанностей;
3) организационная — связана с организацией и проведением процедуры аттестации;
4) стимулирующая — служит для определения лучших и худших качеств гражданского служащего, что позволит ему в дальнейшем совершенствовать свою деятельность;
5) информационная — связана с информированием аттестуемого о результатах его деятельности [6].
Каждый элемент прохождения государственной гражданской службы базируется на определенных основополагающих идеях — принципах. В их основу положены принципы, закрепленные в статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В данном вопросе нельзя не согласиться с мнением А. В. Куракина, который считает, что принципы государственной службы — это закрепленные нормативно основополагающие предписания, касающиеся организации и прохождения государственной службы, делающие государственно-служебные отношения стабильными [3]. Однако каждый элемент прохождения государственной службы имеет свои принципы, не исключением является и аттестационная процедура, в основе которой лежат:
1) гласность — предполагает открытость рассматриваемой нами процедуры, а также доступность материалов, используемых в ходе ее проведения;
2) законность — данный принцип является универсальным и означает, что при проведении аттестации необходимо строго руководствоваться установленными нормативными правовыми актами;
3) объективность оценки аттестуемого — данный принцип состоит в объективном и беспристрастном проведении аттестационной процедуры, справедливой оценке, основанной на личных, моральных и профессиональных качеств служащего;
4) обоснованность выводов аттестационной комиссии — состоит в соответствии выводов, которые сформулированы аттестационной комиссией, оценке личных, моральных и профессиональных качеств;
5) системность — данный принцип выражается в проведении аттестации в соответствии с установленными законом сроками;
6) профессионализм и компетентность членов аттестационной комиссии — состоит в том, что оценивать служащего могут только высококлассные специалисты, компетентные в профессиональных вопросах и пользующиеся авторитетом в служебном коллективе, способные объективно оценить аттестуемого.
Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия, одним из основополагающих субъектов которой является независимый эксперт, данный факт позволяет говорить о более объективной оценке гражданского служащего. Статья 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит о том, что в качестве независимого эксперта следует приглашать представителей научных и образовательных организаций. На наш взгляд, при проведении аттестации федеральных государственных гражданских служащих в качестве независимого эксперта необходимо приглашать представителей научных и образовательных организаций системы МВД России, занимающихся в рамках научно-исследовательских работ изучением вопросов государственной гражданской службы, условий прохождения данного вида службы в ОВД, так как во многом условия прохождения и административно-правовой статус гражданских служащих, проходящих службу в ОВД, отличаются от условий прохождения в другом государственном органе и лица, занимающиеся изучением данного феномена, как никто другой знают об этом. В связи с этим полученная в ходе аттестационной процедуры оценка гражданского служащего будет более объективной.
Особой популярностью на сегодняшний день пользуются такие формы проведения аттестационной процедуры, как собеседование и тестирование. Для руководителей разработаны методические рекомендации по использованию данных форм при проведении аттестации.
В большинстве случаев аттестация проводится в форме собеседования, что делает ее более упрощенной, однако в ходе собеседования изучить аттестуемого бывает проблематично. На наш взгляд, аттестационная процедура более объективна в том случае, когда сочетаются такие формы, как собеседование и тестирование (аттестационный экзамен). Государственный служащий может показать свои знания посредством тестирования, которое состоит из нескольких блоков. На сайте «Госслужба» имеется примерный перечень тестовых вопросов, что позволяет более полно подготовиться к аттестации. При сочетании данных форм проведения аттестации члены аттестационной комиссии могут ознакомиться с результатами тестирования и задать уточняющие вопросы, что позволит дать более полную оценку лицу, проходящему процедуру аттестации.
При исследовании данного вопроса нами был изучен зарубежный опыт осуществления аттестационной процедуры государственных гражданских служащих. В качестве примера можно привести Республику Казахстан, где была принята стратегия развития страны до 2050 года, в которой основополагающая роль отведена формированию профессионального государственного аппарата. Во исполнение данной стратегии Казахстан выбрал новый подход в процедуре аттестации, который выражается в том, что страна отходит от проверки теоретических знаний и переходит к определению и оценке базовых компетенций, навыков и умений государственных гражданских служащих.
Аттестация в Республике Казахстан проходит в три этапа:
1) ознакомление членов аттестационной комиссии с личным делом гражданского служащего;
2) оценка личных качеств посредством психологического тестирования;
3) личная беседа с лицом, проходящим процедуру аттестации.
В республике разработана специальная шкала компетенций, которая включает в себя 3 блока качеств, которыми должен обладать гражданский служащий: это эффективность, прозрачность и подотчетность, служение народу. В результате комплексного тестирования гражданского служащего аттестационная комиссия видит, какой из трех блоков преобладает у аттестуемого. По итогам аттестационной процедуры комиссией составляется заключение, в котором присутствуют результаты тестирования по установленным критериям компетенции, их описание, а также области, которые слабо развиты у гражданского служащего и которые необходимо в дальнейшем развивать.
В США процедуру аттестации служащие проходят каждый календарный год, данная процедура находится в компетенции независимых кадровых комиссий, которые могут использовать как психологические тесты, так и проверку на полиграфе. Критериями оценки в США выступают:
- совершенствование эффективности и качества выполняемой работы;
- сокращение бюджетных расходов;
- иные показатели эффективности работы. Таким образом, изучив вопрос аттестации
кадров государственной гражданской службы, мы видим, что данная процедура является эффективной с точки зрения оценочного фактора. Данный элемент прохождения государственной гражданской службы базируется на собственных принци-
пах, которые способствуют стабильности государственно-правовых отношений. В ходе своего становления аттестационная процедура претерпела немало изменений, что позволило сделать ее более объективной и действенной, однако искоренить все недостатки не удалось. На наш взгляд, целесообразно изучать опыт проведения процедуры аттестации в зарубежных странах, с тем чтобы некоторые его аспекты применять в нашем государстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственной гражданской службе : федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. О внесении изменений в Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 05.05.2014 № 300 «О некоторых вопросах МВД РФ» : указ Президента РФ от 01.10.2018 № 580 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Куракин А. В. Административно-правовое регулирование принципов госудрственной службы // Административное и муниципальное право. — 2009. — № 3. — С. 39.
4. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации : теоретико-правовое исследование : монография. — Воронеж : Издательство ВГУ, 1996. — С. 258.
5. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие. — М. : Юристъ, 2002. — С. 123.
6. Занина Т. М., Разуваева Н. И., Набиев В. В. Подбор и аттестация кадров органов внутренних дел: правовые и организационные аспекты : монография. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2017. — 127 с.
REFERENCES
1. O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe : federalnyiy zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ // SPS «KonsultantPlyus».
2. O vnesenii izmeneniy v Ukaz Prezidenta RF ot 01.03.2011 № 248 «Voprosyi Ministerstva vnutren-nih del Rossiyskoy Federatsii» i Ukaz Prezidenta RF ot 05.05.2014 № 300 «O nekotoryih voprosah MVD RF» : ukaz Prezidenta RF ot 01.10.2018 № 580 // SPS «KonsultantPlyus».
3. Kurakin A. V. Administrativno-pravovoe reguliro-vanie printsipov gosudrstvennoy sluzhbyi // Administra-tivnoe i munitsipalnoe pravo. — 2009. — № 3. — S. 39.
4. Starilov Yu. N. Gosudarstvennaya sluzhba v Rossiyskoy Federatsii : teoretiko-pravovoe issledo-vanie : monografiya. — Voronezh : Izdatelstvo VGU, 1996. — S. 258.
5. Ovsyanko D. M. Gosudarstvennaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii : uchebnoe posobie. — M. : Yurist', 2002. — S. 123.
6. Zanina T. M., Razuvaeva N. I., Nabiev V. V. Podbor i attestatsiya kadrov organov vnutrennih del: pravovyie i organizatsionnyie aspektyi : monografiya. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2017. — 127 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шебанова Ольга Анатольевна. Адъюнкт. Воронежский институт МВД России. E-mail: olyashebanova@yandex.ru
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-98.
Shebanova Olga Anatolyevna. Post-graduate cadet. Voronezh Institute of the Ministry of the Inertia of Russia. E-mail: olyashebanova@yandex.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-98.
Ключевые слова: федеральная государственная гражданская служба; аттестация; цель; задачи; функции; зарубежный опыт; компетенции.
Key words: federal state civil service; certification; purpose; tasks; functions; foreign experience; competence.
УДК 342