Научная статья на тему 'Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел России'

Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2474
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ АТТЕСТАЦИИ / АТТЕСТАЦИЯ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ / PRINCIPLES FOR CERTIFICATION / CERTIFICATION / CERTIFICATION PROCEDURE / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климкина Елена Викторовна, Сакулина Любовь Львовна

Действующее законодательство о службе в органах внутренних дел, закрепляя порядок проведения аттестации, не содержит норм-принципов, полагающих основу для дальнейшего качественного правового наполнения данной процедуры. Это обстоятельство может негативно сказаться на эффективности аттестации и снизить ее значение, как одного из важных и обязательных элементов прохождения службы. В данной статье приводятся основные, с точки зрения авторов, принципы аттестации, которые должны не только найти свое отражение в правовых источниках в качестве норм-принципов аттестации сотрудников ОВД, но и получить должное развитие и реализацию в иных правовых нормах, регламентирующих рассматриваемую процедуру. Особое внимание в статье уделено принципу объективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CERTIFICATION OF POLICE OFFICER OF RUSSIA

The legislation on service in bodies of internal affairs, establishes the procedure for certification, does not contain norms-principles, believing the basis for further quality legal content of this procedure. This may adversely affect the efficiency of the certification, and reduce its value as one of the important and mandatory elements of the service pass. This article provides basic, from the point of view of the authors, certification principles, which should not only be reflected in the legal sources as norms, principles of certification of law enforcement officers, but also to obtain proper development and implementation in other legal rules governing the procedure in question.

Текст научной работы на тему «Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел России»

УДК 342.951 ББК 67.401.02

ПРИНЦИПЫ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КЛИМКИНА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]; ЛЮБОВЬ ЛЬВОВНА САКУЛИНА, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

Рецензент: кандидат юридических наук Т.А. Лахтина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Действующее законодательство о службе в органах внутренних дел, закрепляя порядок проведения аттестации, не содержит норм-принципов, полагающих основу для дальнейшего качественного правового наполнения данной процедуры. Это обстоятельство может негативно сказаться на эффективности аттестации и снизить ее значение, как одного из важных и обязательных элементов прохождения службы. В данной статье приводятся основные, с точки зрения авторов, принципы аттестации, которые должны не только найти свое отражение в правовых источниках в качестве норм-принципов аттестации сотрудников ОВД, но и получить должное развитие и реализацию в иных правовых нормах, регламентирующих рассматриваемую процедуру. Особое внимание в статье уделено принципу объективности.

Ключевые слова: принципы аттестации, аттестация, сотрудник органов внутренних дел, процедура аттестации.

Abstract. The legislation on service in bodies of internal affairs, establishes the procedure for certification, does not contain norms-principles, believing the basis for further quality legal content of this procedure. This may adversely affect the efficiency of the certification, and reduce its value as one of the important and mandatory elements of the service pass. This article provides basic, from the point of view of the authors, certification principles, which should not only be reflected in the legal sources as norms, principles of certification of law enforcement officers, but also to obtain proper development and implementation in other legal rules governing the procedure in question.

Keywords: principles for certification, certification, the certification procedure, police officer.

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы аттестации сотрудников органов внутренних дел, являются Федеральный закон от 30 ноября 2011 г № 342-Ф3 «О службе в органа внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции»1 (далее — закон «О службе в ОВД») и Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке

проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»2 (далее — Приказ № 170). В указанных правовых источниках отсутствуют нормы-принципы, устанавливающие основы аттестации. Необходимо отметить, что так было не всегда. До вступления в силу перечисленных выше нормативных правовых актов, процедура аттестации регулировалась Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении

Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» и Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации». В данных документах устанавливалось, что начальники органов внутренних дел обязаны обеспечивать проведение аттестации на высоком организационном уровне, в обстановке принципиальности и доброжелательности, широкой гласности, при строгом соблюдении объективности в оценке аттестуемых. Таким образом, обозначались базовые основы данной процедуры.

Отсутствие законодательного закрепления принципов аттестации, на наш взгляд, является тревожным знаком. Нормы-принципы, выполняя роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным правовым предписаниям, являются фундаментом для построения аттестационной процедуры в целом. Их наличие в правовых источниках, регламентирующих аттестацию в органах внутренних дел (далее — ОВД), может положительно сказаться на эффективности рассматриваемой процедуры и ее более качественной правовой регламентации.

Вместе с тем, несмотря на то, что в нормативных правовых актах об аттестации сотрудников ОВД нет прямого указания на конкретные принципы данной процедуры, отдельные из них, тем не менее, реализуются в ряде правовых предписаний.

Так, гуманизм выражается в нормативном закреплении:

• обязанности руководителей ОВД обеспечить в ходе аттестации обстановку доброжелательности;

• обязательной индивидуальной беседе непосредственного руководителя с аттестуемым сотрудником перед проведением аттестации;

• возможности наряду с оценкой соответствия сотрудника занимаемой должности давать рекомендации и предложения по улучшению его служебно-социального статуса.

Гласность аттестационной процедуры достигается широким информированием сотрудников ОВД о мероприятиях по подготовке и проведению аттестации. Законом предусмотрено обязательное

оповещение всех заинтересованных лиц (в первую очередь, аттестуемого) о дате, месте и времени аттестации на разных этапах рассматриваемой процедуры. Так, кадровое подразделение в течение тридцати дней со дня утверждения Плана проведения аттестации на календарный год знакомит с ним под роспись аттестуемых и их непосредственных руководителей (начальников) в части, касающейся указанных сотрудников и руководителей. В случае внеплановой аттестации не позднее, чем за 5 дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации, кадровое подразделение знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением. Таким образом, аттестуемый сотрудник вправе заблаговременно получить информацию о предстоящей процедуре и подготовится к ней.

Законодательством предусмотрено составление непосредственным руководителем аттестуемого сотрудника мотивированного отзыва о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. Аттестуемый вправе ознакомиться с данным документом. Приказом № 170 предусмотрена обязанность секретаря аттестационной комиссии не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации ознакомить аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом, а также с датой и местом проведения заседания аттестационной комиссии.

По окончании аттестации сотрудник имеет право на ознакомление с аттестационным листом. Кадровое подразделение в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии обязано ознакомить сотрудника с данным документом.

Целесообразность аттестации проявляется в том, что в нормативных правовых актах об аттестации сотрудников ОВД предусмотрена разумная частота плановых (очередных) аттестаций для конкретного сотрудника, обозначен перечень сотрудников, не подлежащих аттестации, а также перечислены основания для внеочередной аттестации. Хотелось бы обратить особое внимание на новеллу, появившуюся в законодательстве с 2011 года. В ранее действующих нормах не содержалось такого обстоятельства, как последнее из указанных в законе внеочередных оснований. В настоящее время, получение оценки «неудовлетворительно» при сдаче нормативов применения физической силы, специ-

альных средств и огнестрельного оружия влечет не только внеочередную аттестацию сотрудника ОВД, но и отстранение от выполнения обязанностей последним, если выполнение этих обязанностей связано с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия до вынесения решения о соответствии сотрудника занимаемой должности.

Объективность обеспечивается нормативным закреплением принятия решения по аттестации коллегиально; обязательностью присутствия аттестуемого и возможностью участия непосредственного руководителя, представителей общественных советов и других лиц; конкретной установленной структурой и содержанием текста аттестации; возможностью обжалования аттестации и ее пересоставления.

Вместе с тем, с реализацией данного принципа существуют определенные сложности. Необходимо отметить, что аттестуемый вправе подавать ходатайства о приглашении на заседание аттестационной комиссии других сотрудников для целей обеспечения объективности оценки своих личных и деловых качеств. Решение по подобного рода ходатайствам принимает председатель аттестационной комиссии. Отказ в удовлетворении подобного рода ходатайств, на наш взгляд, существенно ограничивает права аттестуемого на объективное и доброжелательное обсуждение его личных и деловых качеств, а также на возможность реализации права на защиту. Аттестуемый, по сути, остается один на один с комиссией, которая вправе задавать ему любые вопросы, связанные с его служебной деятельностью. Термин «служебная деятельность» объемен и имеет сильно размытые границы. Регламент времени, отводимого на вопросы одному аттестуемому, не определен. Критериев оценки ответов аттестуемого нет. Обязательной фиксации заседания аттестационной комиссии с помощью средства аудиозаписи или видеозаписи не предусмотрено3. Таким образом, аттестуемый оказывается в заведомо неблагоприятном положении.

В соответствии ч. 6 ст. 33 закона «О службе в ОВД» предусмотрено участие членов общественных советов при МВД Российской Федерации и его территориальных органов, общественных организаций ветеранов ОВД и внутренних войск, а

также представителей образовательных и научных организаций — специалистов по вопросам деятельности органов внутренних дел. Тем не менее, как уже было отмечено, участие названных лиц возможно только с правом совещательного голоса, по решению уполномоченного руководителя и только в случае необходимости. Таким образом, все общественные формирования, ветераны, профсоюзы практически исключены из состава аттестационной комиссии.

В связи с тем, что в п. «е» ст. 12 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»4 сформулирована задача оптимизировать процедуру участия независимых экспертов в работе конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, возникает необходимость решения вопроса о правовых основаниях участия независимых экспертов в процедуре аттестации сотрудников ОВД и их статусе.

В настоящее время положения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, в частности ч. 10 ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5 и ст. 8 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»6 указывают на необходимость включения в состав аттестационных комиссий независимых экспертов из числа представителей научных и образовательных учреждений, иных организаций. Также установлено, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. То есть применительно к государственной гражданской службе в состав аттестационных комиссий независимые эксперты должны включаться в обязательном порядке.

Хотелось бы остановиться на вопросе о том, кто такие независимые эксперты, каковы цели их участия в работе аттестационных комиссий. Под независимыми экспертами понимаются представители научных, образовательных и других организа-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой, приглашаемые по соответствующему запросу органа государственной власти в качестве экспертов — специалистов по вопросам, связанным с государственной службой.

Целью деятельности независимых экспертов является повышение профессионального уровня кадров на государственной службе на основе объективной, комплексной оценки его состояния и научного обоснования путей их профессионального развития, принятия конкретных управленческих кадровых решений; обеспечение обновления кадрового потенциала государственных органов с учетом новых потребностей государственного управления в кадрах современных квалификаций и специализаций.

На наш взгляд, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности государственной службы, а также должности государственных учреждений, находящихся в подведомственности к государственному органу, участвующему в отборе экспертов для аттестационных или конкурсных комиссий, не могут выступать в качестве независимых экспертов.

Основными ограничениями и запретами, относящимися к кандидату в независимые эксперты, при отборе его для участия в состав конкурсной комиссии органа государственной власти являются:

• наличие дружеских, родственных или иных отношений с председателем конкурсной комиссии, а также кандидатами на вакантную должность государственной службы, которые могли бы повлиять на решение эксперта;

• нахождение его в прямом или опосредованном подчинении у кого-либо из членов комиссии. Оплата труда независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом в соответствие с Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. № 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами»'.

Таким образом, считаем, что положения об обязательности привлечения независимых экспертов

в состав аттестационных комиссий и наделение их правом голоса должны быть дополнительно включены в ст. 33 закона «О службе в ОВД». Кроме того, необходимо законодательное решение следующих вопросов:

1) отразить процедурные моменты привлечения независимых экспертов для аттестации сотрудников ОВД;

2) определить степень ответственности должностного лица ОВД, а также лиц, участвующих в формировании аттестационной комиссии за намеренное уклонение от обязанности привлечения в аттестационные комиссии независимых экспертов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что законодательство, регламентирующее аттестацию сотрудников ОВД, нуждается в осмыслении и доработке. Полагаем, что учет изложенных выше предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере служебных отношений, повысит степень качества процедуры определения соответствия сотрудника ОВД замещаемой должности, а также уменьшит количество случаев предвзятости или формализма.

Литература

1. Климкина Е.В. Правовое регулирование прав сотрудников органов внутренних дел в рамках процедуры аттестации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 98—101.

References

1. Klimkina E.V. Legal regulation of the rights of police officers as part of the certification procedure // Moscow University Russian Interior Ministry. 2015. № 6. S. 98—101 .

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). ст. 7020.

2 Российская газета. № 94. 27 апреля 2012.

3 Климкина Е.В. Правовое регулирование прав сотрудников органов внутренних дел в рамках процедуры аттестации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 100.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 11. ст. 1277.

5 Собрание законодательства Российской Федерации.2004. № 31. ст. 3215.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 6. ст. 437.

7 Собрание законодательства Российской Федерации.2005. № 34. ст. 3503.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.