Научная статья на тему 'Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути решения'

Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3475
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ / ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ / CERTIFICATION PROCESS / THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / CONFORMITY OF A POST / ATTESTATION OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бялт Виктор Сергеевич

Статья посвящена исследованию проблем в сфере аттестации сотрудников органов внутренних дел. В статье проводится исторический анализ института аттестации государственных служащих, а также рассматриваются основные моменты, имеющие доминирующее значение в аспекте повышения эффективности института аттестации в органах внутренних дел. Авторами сформулированы обобщающие выводы по исследуемой проблематике, а также представлен ряд обоснованных предложений, направленный на совершенствование процедуры проведения аттестации в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of certification in the bodies of internal affairs of the Russian Federation: actual problems and ways of solution

The article is devoted to research of problems in the sphere of certification of employees of internal affairs bodies. The article contains a historical analysis of the institute of certification of public servants, and also examines the key moments, having a dominant role in the aspect of the increase of the efficiency of the institute of certification in the bodies of internal affairs. The authors formulated the general conclusions of the study problems, and also presented a number of well-founded proposals, aimed at improving the procedure of conducting the attestation of the ministry of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути решения»

9. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АДВОКАТУРА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

9.1. ИНСТИТУТ АТТЕСТАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Маюров Николай Петрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: may-urov2010@mail.ru

Бялт Виктор Сергеевич, к.ю.н., майор полиции. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: vic-torkwr@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем в сфере аттестации сотрудников органов внутренних дел. В статье проводится исторический анализ института аттестации государственных служащих, а также рассматриваются основные моменты, имеющие доминирующее значение в аспекте повышения эффективности института аттестации в органах внутренних дел. Авторами сформулированы обобщающие выводы по исследуемой проблематике, а также представлен ряд обоснованных предложений, направленный на совершенствование процедуры проведения аттестации в органах внутренних дел.

Ключевые слова: аттестация кадров; процедура аттестации; органы внутренних дел; соответствие занимаемой должности.

INSTITUTE OF CERTIFICATION IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: ACTUAL PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of Russian Federation, police colonel. Position: Head of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. Email: mayurov2010@mail.ru

Bjalt Victor Sergeevich, PhD at law, police major. Position: Lecturer of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: victorkwr@mail.ru

Annotation: The article is devoted to research of problems in the sphere of certification of employees of internal affairs bodies. The article contains a historical analysis of the institute of certification of public servants, and also examines the key moments, having a dominant role in the aspect of the increase of the efficiency of the institute of certification in the bodies of internal affairs. The authors formulated the general conclusions of the study problems, and also presented a number of well-founded proposals, aimed at improving the procedure of conducting the attestation of the ministry of internal affairs.

Keywords: attestation of personnel, certification process; the bodies of internal affairs; conformity of a post.

С древних времен, когда управление приобрело форму искусства, появилась необходимость особого подбора людей на государственные должности. Кроме этого появилась потребность в наиболее точном выявлении их способностей, определении их профессиональных качеств, необходимых для исполнения тех или иных служебно-трудовых функций. Необходимость выделять лучших служащих со временем преобразовалась в создание института аттестации управленческого персонала.

Для развития любой организации необходимо развить потенциал ее работников. Однако для этого нужно понять - на каком уровне находится потенциал работника в текущий момент его деятельности и спрогнозировать возможную перспективу его развития. Эти цели преследуют оценочные процедуры, основной из

которых является аттестация - один из важнейших

1

компонентов системы управления кадрами .

Государственные служащие являются не просто работниками, осуществляющими свои непосредственные должностные обязанности, они позиционируются как представителями государства, по действиям которых граждане могут судить об эффективности государственной власти.

Государственная служба должна быть основана на профессионализме и высокой квалификации государственных служащих. Они, выполняя управленческие функции, выступают представителями публичной власти, действуют в интересах государства и общества. Как известно, хорошее управление - это, прежде всего хорошие управляющие, то есть кадры. Для их формирования требуется существенное изменение роли, функций и моральных качеств государственных служащих, повышение предъявляемых к ним требований. От качества подготовки и компетентности государственных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм всей государственной службы, ее авторитет в обществе, в глазах каждого конкретного гражданина. При таком положении необходимо качественное обновление кадрового потенциала органов государственной власти, приток на государственную службу высококвалифицированных управленческих кадров.

В условиях модернизации государства в аппарате управления требуются люди, способные успешно решать новые задачи, возникающие перед страной, и лишь такие люди достойны должностного роста. В этой связи чрезвычайно важным является осознание государственными служащими своих профессиональных задач, путей самообразования, мобилизации интеллекта на генерирование новых идей. В значитель-

1 См. подробнее: Маталин А.С. Аттестация служащих в трудовом праве: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

ной степени этому может способствовать аттестация, но только при правильной ее организации2.

Безусловно, особого внимания в области профессионализма и подготовки государственных служащих требуют сотрудники органов внутренних дел, поскольку они в своей профессиональной деятельности непосредственно сталкиваются с ситуациями, связанными с ограничением конституционных прав граждан.

К сожалению, исследование статистических данных МВД России, характеризующих работу с кадрами, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время кадровый корпус органов и учреждений системы МВД России не полностью отвечает тем задачам, которые поставлены перед Министерством. Отдельные категории сотрудников органов внутренних дел далеко не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям. В современных социально-экономических условиях сотрудник органов внутренних дел, непосредственно выполняющих задачи по охране общественного порядка, раскрытию и расследованию преступлений, должен быть компетентен в различных отраслях российского законодательства, обладать психологической устойчивостью, быть дисциплинированным и ответственным, уметь выполнять оперативно-служебные задачи в обычных и чрезвычайных условиях. Качественное выполнение сотрудниками органов внутренних дел поставленных задач возможно только при определении уровня их профессионального и личностного развития. Отчасти решить эту проблему может институт аттестации3.

Сообразно с этим, можно утверждать, что вопросы аттестации кадров органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России являются, несомненно, весьма актуальными. Подтверждению этому может служить недавно проведенная внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации4.

Зарождение азов института аттестации берет свое начало в эпоху Петра I (1700-1725 гг.), путем создания системы правовых норм о перемещении по службе. На данном этапе и в гражданской сфере и военной сфере люди перемещались по службе свободно, существовал общий свод правил и принципов единый и для гражданских и для военных, элементы аттестации использовались только при перемещении по службе. В 1714 году Петр I издал указ, согласно которому в основу подбора и расстановки офицерских кадров были положены принципы, по которым при назначении на должность и прохождении службы родословность не принималась во внимание. Принципы, заложенные петровской военной реформой, предопределяли подбор и расстановку командных кадров по признаку профессионализма 5.

2 См. подробнее: Ростовцева Ю.В. Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

3 См. подробнее: Арутюнов К.Г. Административно-правовое регулирование аттестации сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.

4 См.: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 24 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

5 См.: Шанхаев С.В. Исторический очерк развития законодательства о перемещении военнослужащих по службе // Россий-

ский военно-правовой сборник № 12: Проблемы юридической

ответственности военнослужащих и военных организаций. Серия

«Право в Вооруженных Силах - консультант». Выпуск 97. М.,

2009. С. 487-500.

В послепетровский период (1725-1864 гг.) элементы аттестации стали применяться более широко, аттестация приобрела новые элементы и стала использоваться при перемещении по службе и назначении на должности. В законодательстве четко устанавливалось, что избрание лиц для зачисления в кандидаты на должности должно производиться с разборчивостью, а оценка их служебных качеств - с правильностью и строгой справедливостью, с тем, чтобы за каждое назначение кандидата на должность, не оправданное последующей его службой, привлекался к ответственности начальник, представивший такое лицо к зачислению в кандидаты, как за неправильное аттестование подчи-ненного.6 На данном этапе появились признаки современного процесса аттестации, а именно поручительство, периодичность проведения аттестаций (ежегодные аттестации офицеров), введение годичного испытательного срока выпускникам военных училищ при назначении их на офицерские должности с обязательным обсуждением испытуемого в Офицерском собрании. При рассмотрении кандидатов на вышестоящие должности имел место конкурсный отбор, заключающийся в обязательной сдаче экзамена, неодобрительная аттестация в продолжение службы лишала права на пенсию. В послужном списке каждого чиновника в особой графе отмечалось: «способен ли к продолжению статской службы и достоин ли повышения чином и, буде нет, то по каким причинам»7.

Законом от 25 мая 1864 года аттестации были исключены из послужных списков чинов гражданского ведомства. Вплоть до 1917 года в послужном списке чиновника отмечалось только, «подвергался ли он наказаниям и взысканиям, соединенным с ограничением прав и преимуществ по службе, когда подвергался и в каком порядке: судебном или административном».

В 1917-1918 гг., после революции, право аттестации командного состава принадлежало в частях выборным солдатским комитетам, что было продиктовано политической обстановкой в стране, низким уровнем образования. 7 ноября (25 октября) 1917 года на основании декрета 2-го Всероссийского съезда Советов при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) создается Совет народных Комиссаров (СНК) РСФСР, объединивший 13 комиссариатов, один из которых - внутренних дел. После февральской буржуазно-демократической революции и ликвидации карательно-репрессивных органов в России для поддержания общественного порядка и борьбы с преступностью была создана народная милиция. Деятельность народной милиции определялась Положением, утвержденным Временным правительством 17 апреля 1917 года «Об учреждении милиции» и «Временном положении о милиции», которые закрепили правовые основы организации и деятельности народной милиции. Основными критериями отбора кадров в народную милицию в то время были добровольность, участие местных органов самоуправления в решении кадровых вопросов и наличие российского гражданства. С 1918 года на весь командный и начальствующий состав велись послужные и кандидатские списки и составлялись аттестации. На должности командного состава назначались лица, имевшие определенную военную или специальную подготовку, а также проявившие умение командовать в бою, преданные советской

6 См.: Там же.

7 См.: Свод законов Российской Империи изд. 1857 года. Том 3 // Система Консультант Плюс 2011.

власти и положительно аттестованные. То есть можно сделать вывод о политическом влиянии на процесс аттестации в милиции.

С 20-х годов XX века, то есть в период проведения большевиками новой экономической политики после окончания гражданской войны, мы можем проследить влияние политических и экономических аспектов на развитие института аттестации и разделение ее развития по нескольким направлениям. Начал складываться институт аттестации государственных служащих в СССР, аппарат которых составляла партийногосударственная номенклатура. К этому времени система должностей и чинов была упразднена. Порядок комплектования должностей госслужащих был определен в конституциях, законах о совете министров и о местных советах народных депутатов, правовое регулирование осуществлялось посредством декретов, положений, правительственных постановлений, указов, инструкций8. В частности, в ходе реализации Постановления ВЦИК РСФСР «О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции» от 23 ноября 1922 года были выработаны процедуры, которые впоследствии были использованы и развиты в форме кадровой работы - регулярном служебном аттестовании личного состава9. Начало ему было положено первоначально приказами НКВД РСФСР № 152 1923 года и ЦАУ НКВД № 88 1923 года, а в последующем Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 28 сентября 1925 года, утвердившим Положение о службе в рабоче-крестьянской милиции. В тот же день НКВД РСФСР была утверждена Инструкция по аттестованию работников милиции и уголовного розыска. Органы милиции комплектовались трудящимися, признававшими советскую власть, среди качеств, которые должны были иметь кандидаты, приоритет отдавался политическим, а только во вторую очередь рассматривались их деловые качества, Инструкция в категорической форме запрещала принимать в милицейские ряды бывших чинов полиции, даже если они были высокими профессионалами. Аттестация на подчиненных составлялась ежегодно непосредственным начальником, рассматривалась и утверждалась коллективно соответствующей аттестационной комиссией. Аттестованию подлежал весь строевой состав милиции и активные работники уголовного розыска, за исключением младших милиционеров и переменного состава школ и резервов. Определялся механизм обжалования выводов аттестационной комиссии. Решающее воздействие на подбор и расстановку кадров, их смещение в любом государственном управленческом органе оказывали партийные органы и организации КПСС, что в конечном итоге препятствовало росту профессионализма в сфере государственной службы, куда попадало много людей случайных, но угодных вышестоящим функционерам. Особенно важны были политические признаки подбора кадров. Сообразно с этим, аттестация в советский период находится под сильным воздействием политического аспекта.

Законодательное закрепление аттестация получила в Положении о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденном Постановлением Совета Министров от 23

8См.: Овсянко Д. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2006. С.52-53.

9 См.: Шамаров В.М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР. М. 1997. С. 62.

октября 1973 года, Инструкции о порядке применения Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел и Положении об аттестации рядового и начальствующего состава, которые были утверждены Приказом Министерства внутренних дел СССР от 21 марта 1974 года. Однако, все же по прежнему высоким оставалось политическое влияние на становление института аттестации, так как вопросы аттестации решались при непосредственном кураторстве Совета Министров СССР.

На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы аттестации сотрудников органов внутренних дел, является Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с частью 8 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Сообразно с этим можно утверждать, что основания и порядок проведение аттестации отдельных лиц, замещающих некоторые должности в полиции, будут регулироваться Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» и Приказом МВД России от 17 марта 2008 года № 245 «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы».

Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на том, что Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Феде-рации10, утвержденная Приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038 и регламентирующая порядок проведения аттестации сотрудников11, на сегодняшний день прямо не отменена. В Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел.» лишь сказано «До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону»12. В следствии этого можно утверждать, что значительная часть правовых норм Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в сфере аттестации сотрудников не подлежит применению, так как противоречит

10 Данное Положение не применяется в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел.».

11 См. раздел IX указанной Инструкции.

12 Ч. 3. ст. 97. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

федеральному законодательству. Так, например, согласно указанной Инструкции «начальник готовит аттестацию13 на подчиненного.»14, а в соответствии с законом «при проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника органов внутренних дел подготавливает мотивированный отзыв15 о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии»16. Также Инструкция предусматривает всего лишь три вывода аттестационной комиссии в отношении сотрудника17, а федеральный закон устанавливает шесть видов рекомендаций, которые по результатам аттестации сотрудника принимает аттестационная ко-миссия1 . Рассмотренные примеры вовсе не исчерпывают список противоречий ведомственной инструкции нормам федерального законодательства.

Таким образом, можно однозначно утверждать, что существует объективная необходимость в скорейшем принятии нового ведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел. По нашему мнению данный нормативный правовой акт должен не просто конкретизировать нормы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел.», но и объективно учитывать все стороны и особенности проводимой на сегодня реформы системы МВД России.

Рассмотрим порядок проведения аттестации в органах внутренних дел и попытаемся выявить и проанализировать имеющиеся на сегодняшний день недостатки в данной сфере.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел. Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом начальника создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений. В случае необходимости по решению уполномоченного руководителя к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций - специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел19.

Мы полагаем, что в состав аттестационных комиссий целесообразно обязательное привлечение независимых экспертов из числа сотрудников научных и обра-

13 Выделено авторами.

14 П. 9.4. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждена Приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038.

15 Выделено авторами.

16 Ч. 11. ст. 33. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

17 См.: п. 9.17. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждена Приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038.

18 См.: ч. 13. ст. 33. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

19 См.: ч. 1, 6. ст. 33. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

зовательных учреждений, а также сотрудников других правоохранительных структур. Присутствие независимого эксперта обеспечит (кроме советов, экспертных оценок и т.д.) «внеаппаратный», заинтересованноотстраненный взгляд на аттестацию и ее субъектов. В силу своего положения эксперт явно или неявно оценит и работу комиссии, и личность аттестуемого, и документационное обеспечение, и ход процесса в целом. В конечном счете, это должно обеспечить большую объективность результатов аттестации. Участие эксперта поможет в создании благотворной психологической атмосферы, свободной от безоговорочного административного прессинга, атмосферы сотрудничества аттестуемого и аттестующих субъектов. В ряде случаев эксперт возьмет на себя роль арбитра в разрешении спорных и просто конфликтных ситуаций. Можно рассмотреть и вариант создания постоянной действующих аттестационных комиссий по конкретным направлениям деятельности и работающих в границах одного региона, либо проведение аттестаций комиссиями из другого населенного пункта, либо региона. Второй вариант, вероятно, будет более затратным, чем первый, но и более действенным, так как уменьшается вероятность внеслужебного контакта между членами комиссии и аттестуемыми. Также для повышения объективности принимаемых решений в процессе проведения аттестации к работе в аттестационных комиссиях, наряду со специалистами в конкретной области, следует привлекать лиц, обладающими знаниями в определенной сфере и прошедших специальную подготовку, - управляющих и психологов. Профессиональная подготовка позволяет указанным специалистам распознать и увидеть такие нюансы поведения, которые недоступны нетренированному глазу.

По нашему мнению при проведении аттестации необходима максимальная стандартизация оценки деятельности и профессионализма личности, которая, во-первых, поможет снизить субъективизм при аттестации, а во-вторых, позволит сравнивать результаты деятельности специалистов одного подразделения не только в одном органе, но и в разных органах внутренних дел. В настоящее время в качестве основного метода оценки при аттестации используется письменная оценка, критерии оценки носят субъективный и нечеткий характер. Качество и объективность оценки полностью зависят от аналитических навыков, которыми обладает руководитель, а также его личной расположенности к оцениваемому. К тому же у различных руководителей представление о качествах аттестуемого сотрудника может быть различным. Во избежание этого представляется целесообразным обязательное использование формализованных методов оценки, разработанных специально для правоохранительных структур, и проводимых специально обученными специалистами, в сочетании с отчетами о профессиональной деятельности самого служащего, содержащего показатели профессиональной деятельности.

При отсутствии разработанной методической базы аттестации целесообразно обратиться к наиболее распространенным методам оценки персонала, например, методу тестирования. При этом тесты следует проводить не только квалификационные, то есть позволяющие определить степень квалификации работника, но и психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника - физиологические, выявляющие физиологические особенности человека, нравственные. Это предопределяет обяза-

тельно участие психологов в процедуре аттестации. Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике. Поэтому было бы логично использование отчетов о профессиональной деятельности аттестуемых с заслушиванием на аттестационных комиссиях. Целесообразно также рассмотреть вопрос об использовании технических средств при проведении аттестаций сотрудников и разработке конкретного перечня вопросов с учетом специфики подразделений, в которых проходят службу сотрудники.

С нашей точки зрения заслуживает внимание предложение об участии общественности в проведении внеочередных аттестаций. Можно обратиться к опыту Министерства внутренних дел республики Татарстан, которое проводит под эгидой Общественного совета при МВД республики акцию «Народная аттестация». Целью данной акции является «обеспечение реального участия граждан в процессе аттестации сотрудников органов внутренних дел при их приеме на службу в обновленную полицию»20. Любой человек может написать письмо, позвонить по телефону доверия либо направить сообщение, в том числе анонимное, в адрес Общественного совета при МВД республики, при этом обязательно надо назвать конкретного сотрудника и, по возможности, подробно описать положительную или негативную ситуацию. Такая инициатива, в аспекте политики государства, направленной на повышение роли общества по контролю за деятельностью органов внутренних дел, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения и заимствования другими регионами.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие выводы:

- аттестация является одним из основных элементов формирования высококвалифицированного кадрового потенциала государственных служащих, способствующим продвижению по служебной лестнице наиболее профессионально подготовленных сотрудников;

- исторический анализ процедуры аттестации государственных служащих позволяет утверждать о том, что развитие института аттестации напрямую зависело от политических и экономических аспектов;

- существует объективная необходимость в принятии нового ведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел;

- приходится констатировать, что на сегодняшний момент институту аттестации в органах внутренних дел присущи еще определенные недостатки, которые не позволяют в полной мере решать задачи по максимально полной и объективной оценки качеств, знаний и умений сотрудников, а также по формированию высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел;

- по нашему мнению следует предусмотреть следующие меры по совершенствованию процедуры проведения аттестации в органах внутренних дел:

1) обязательное привлечение в состав аттестационных комиссий независимых специалистов в области управления и психологии;

20 См.: http://www.tatmedia.ru

2) нормативное закрепление критериев оценки качеств аттестуемых;

3) использование такого метода оценки сотрудника как тестирование;

4) рассмотрение возможности участия общественности в проведении внеочередных аттестаций.

Рецензия

на статью начальника кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Маюрова Н.П. и преподавателя кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата юридических наук Бялт В.С. «Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения»

Важнейшим направлением повышения эффективности управления органами внутренних дел является совершенствование системы оценки кадров, так как она занимает ключевое место в организации кадрового обеспечения, а зависящее от него формирование высокопрофессионального кадрового состава на всех уровнях системы МВД представляет главнейшее условие успеха. От правильного подбора, расстановки и стимулирования оперативно-служебной деятельности сотрудников во многом зависит эффективность работы МВД Российской Федерации, его органов и подразделений на местах. Сообразно с этим актуальность рецензируемой статьи не вызывает сомнений.

В рецензируемой статье авторы предприняли попытку проанализировать некоторые проблемные вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием вопросов аттестации сотрудников в органах внутренних дел. Авторами исследованы отдельные правовые нормы в указанной сфере, выявлены их недостатки, а также сформулированы и обоснованы конкретные предложения, направленные на совершенствование механизма административно-правового регулирования проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что сформулированные в статье предложения, направленные на совершенствование процедуры проведения аттестации в органах внутренних дел, позволят в какой-то мере решить некоторые проблемные вопросы в исследуемой авторами области.

Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.

Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Н.В. Бугель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.