УДК 342.9 ББК 67.401
ОБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КЛИМКИНА,
старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]; ЛЮБОВЬ ЛЬВОВНА САКУЛИНА, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
Рецензент: кандидат юридических наук Т.А. Лахтина
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Объективная оценка личного состава органов внутренних дел является непростой и актуальной управленческой задачей. В представленной статье рассматривается вопрос о реализации принципа объективности в ходе процедуры аттестации сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: принципы аттестации, аттестация, объективность, сотрудник органов внутренних дел, процедура аттестации.
Abstract. Objective assessment of the personnel of internal affairs agencies is not an easy task, and relevant management. In the present article deals with the question of the implementation of the principle of objectivity in the internal affairs personnel certification bodies procedures.
Keywords: principles for certification, certification , objectivity, the certification procedure, police officer.
Процедура аттестации сотрудников органов внутренних дел в настоящее время регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органа внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон «О службе в ОВД») и Приказом МВД России от 14 марта 2012 года № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Приказ № 170). Как известно, в ходе аттестации определяется соответствие сотрудника органов внутренних дел замещаемой должности. На основании рекомендаций аттестационной комиссии может быть приня-
то решение, которое окажет существенное влияние на дальнейшую профессиональную карьеру сотрудника органов внутренних дел (далее — сотрудника). Таким образом, необходимо добиться максимально объективного решения, то есть основанного на независимых данных, измерениях и не связанного с мнением и суждениями отдельных лиц.
Проблема объективной оценки личного состава органов внутренних дел является важной и сложной управленческой задачей. На каждом этапе аттестационной процедуры должны быть предусмотрены механизмы, позволяющие исключить субъективность в оценивании профессиональных и личностных качеств аттестуемого.
Процедура аттестации представляет собой последовательную совокупность этапов, среди которых условно можно выделить основные (организационный, подготовительный, непосредственно проведение аттестации, оформление результатов, принятие решения по аттестации) и дополнительный (обжалование рекомендаций аттестационной комиссии) [1]. Представляется необходимым проанализировать, каким образом принцип объективности реализуется в процессе организационного, подготовительного этапов и этапа проведения аттестации.
При проведении организационных мероприятий, происходит формирование аттестационных комиссий. Объективность в данном случае обеспечивается нормативным закреплением «подведомственности», в соответствии с которой все субъекты аттестации распределены в соответствии с системой и структурой Министерства внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, принцип объективности реализуется нормативным закреплением принятия решения по аттестации коллегиально. В соответствии с п. 9 Приказа № 170, в состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, иные члены аттестационной комиссии и секретарь, назначаемый из числа членов аттестационной комиссии. При этом все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений. В состав Центральной аттестационной комиссии МВД России и аттестационных комиссий территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях. Указанным документов также определено, что в обязательном порядке в состав ЦАК МВД России и аттестационных комиссий территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях включаются сотрудники подразделения собственной безопасности. На этом перечень лиц, участие которых в составе аттестационных комиссий является обязательным, исчерпывается. Вместе с тем, на государственной гражданской службе, на основании ч. 10 ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» и ст. 8 Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке должны включаться независимые эксперты из числа представителей научных и образовательных учреждений и иных организаций. Численность указанных лиц должна составлять как минимум четверть от общего числа членов комиссии.
В законодательстве, регламентирующим аттестацию в органах внутренних дел, участие независимых экспертов не является обязательным. В п. 13 Приказа № 170 указано, что к работе аттестационной комиссии могут привлекаться члены общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители образовательных и научных организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел, но только в случае необходимости и по решению перечисленных в п. 13 уполномоченных лиц. Остается не ясным, что это за случаи и на каком основании принимается решение об участии или не участии независимого эксперта. Решение данного вопроса позволит использовать в перспективе, среди прочих методов аттестации, метод экспертной оценки.
В рамках следующего этапа — подготовка к проведению аттестации — непосредственный руководитель аттестуемого подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. При подготовке мотивированного отзыва учитываются результаты профессиональной деятельности, изучения личных и деловых качеств аттестуемого сотрудника и сведения, представленные подразделениями, перечисленными в пункте 22.1 Приказа № 170. Не случайно, отзыв о выполнении сотрудников служебных обязанностей называется мотивированным отзывом. Информация, отражаемая в нем, должна быть точной и подтверждаемой не только субъективной оценкой непосредственного руководителя или иных лиц, но и соответствующими документами.
Для наглядности, мы представили виды информации, отражаемой в мотивированном отзыве, и
Таблица
Виды информации, отражаемой в мотивированном отзыве Источник получения информации
1 Общая информация (специальное звание; ФИО аттестуемого; его личный номер; число, месяц, год рождения; замещаемая должность; дата и номер приказа о назначении на должность; сведения об образовании; основание аттестации)
2 Уровень профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника Подразделение профессиональной подготовки (лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по организации и проведению занятий по профессиональной служебной и физической подготовке)
3 Отношение сотрудника к выполнению служебных обязанностей
4 Достигнутые результаты в служебной деятельности Подразделения центрального аппарата МВД России на основании запроса Департамента государственной службы и кадров МВД России только в случае проведения аттестации руководителя (начальника) Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориального органа МВД России на региональном уровне.
5 Степень соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности, а также характеристика личных и деловых качеств сотрудника
6 Сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, о применении к нему мер поощрения и наложении на него дисциплинарных взысканий за аттестуемый период Подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (инспекцией по личному составу, лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо воспитательную работу)
источники получения данной информации в виде таблицы.
Как видно из представленной выше таблицы, лишь по трем видам информации непосредственный руководитель получает данные извне. Причем по п. 4 информация предоставляется только в случае проведения аттестации руководителя (начальника) Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориального органа МВД России на региональном уровне.
По большинству позиций мотивированного отзыва непосредственному руководителю необходимо искать информацию самостоятельно. Помимо поиска достоверной общей информации, непосредственный руководитель должен анализировать степень соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности, формулировать личные и деловые качества сотрудника и его отношение к выполнению служебных обязанностей. На наш взгляд, указанное обстоятельство существенно подрывает принцип объективности в оценке сотрудника. Представляется, что по п. 1 приведенной выше таблицы непосредственный руководитель аттестуемого должен получать инфор-
мацию от кадровых подразделений в письменном виде в соответствии со сроками, предъявляемыми к другим подразделениям (в соответствии с п. 22.2.2 Приказа № 170, сведения соответствующими подразделениями не позднее, чем за 30 дней до даты проведения аттестации-в случае плановой аттестации, и не позднее, чем за 5 рабочих дней — в случае внеочередной аттестации). Это позволит исключить неточности или недостоверное отображение данных. Данные о личных и деловых качествах сотрудника, его отношении к выполнению служебных обязанностей можно получать, в том числе, от подразделений психологической работы. Степень соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника квалификационным требованиям к должности должны, на наш взгляд, анализироваться подразделениями, в полномочия которых входит юридическая (правовая) оценка законности замещения той или иной должности (по уровню образования, стажу службы, состоянию здоровья и т.д.). К обязанностям подразделений, проводящих аналитическую работу по поступившим отчетам о результатах служебной деятельности, данным рейтингов, тестирований и прочих источниках отражения показателей по основным направлениям
деятельности органа внутренних дел, необходимо отнести предоставление информации по каждому аттестуемому сотруднику за необходимый отрезок времени.
Подводя итог сказанному, видится целесообразным расширение перечня ответственных за предоставление полной и достоверной информации, на основании которой непосредственный руководитель сотрудника будет составлять мотивированный отзыв о своем подчиненном. Это позволит не только повысить объективность отображаемых в указанном документе данных, но и обеспечить их документальное подтверждение.
На следующем этапе — проведение аттестации — происходит личная встреча членов аттестационной комиссии с аттестуемым, так как по общему правилу аттестация проводится в присутствии последнего. В соответствии с законодательством, аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает аттестуемого сотрудника. Данная формулировка демонстрирует, что на современном этапе правового регулирования процедуры аттестации существует два метода ее проведения: изучение анкетных данных и собеседование. Представляется, что данный подход в определении соответствия сотрудника занимаемой должности нуждается в существенной трансформации. Так, сосредоточение на анкетных данных не позволяет получить представление о реальной квалификации и потенциале того или иного сотрудника. Кроме того, аттестационная комиссия собирается, как правило, для проведения аттестации не одного, а нескольких (нередко нескольких десятков) сотрудников. В подобных условиях уделить достаточно времени на изучение анкетных данных каждого аттестуемого затруднительно.
В соответствии с Приказом № 170, члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого. Необходимо отметить, что термин «служебная деятельность» объемен, нормативно не определен и имеет сильно размытые границы. Действующее законодательство не предусматривает какую-либо методику проведения аттестации. Это обстоятельство порождает проведение аттестации по методу хаотично задаваемых вопросов, прямо или косвенно имеющих от-
ношение к статусу сотрудника органов внутренних дел в целом и занимаемой аттестуемым должности, в частности. Так, например, случаются просьбы процитировать определенную статью из Закона «О службе в ОВД» или Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции»), назвать даты вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов, вопросы о численности субъектов Российской Федерации и так далее. При этом, нормативно не определен регламент времени, отводимого на одного аттестуемого. Нормативно закрепленных критериев оценки ответов аттестуемого также не существует [2]. В итоге, процедура аттестации превращается в формальную встречу, в ходе которой можно оценить преимущественно внешний вид и речь сотрудника.
На наш взгляд, процедура аттестации нуждается в разработке интегральных методов оценки соответствия занимаемой должности. Это позволит уйти от субъективизма и качественно оценить сотрудника по трем ключевым направлениям: деятельность, квалификация, личностные характеристики. Аттестационные тесты, метод экспертной оценки со стороны независимых экспертов, метод оценки личностного профиля, метод оценки поведенческого плана (BARS), метод оценки на основе анализа результатов одного из сегментов деятельности, метод оценки на основе анализа служебных обязанностей [3]. Эти и другие методы, заслуживающие своего детального рассмотрения в рамках отдельного исследования, позволили бы с большей степенью объективности решить вопрос о соответствии сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел.
Литература
1. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. Ч. 2. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 231 с.
2. Климкина Е.В. Правовое регулирование прав сотрудников органов внутренних дел в рамках процедуры аттестации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 98—101.
3. Абакумов И.В. Методы оценки эффективности деятельности госслужащих // Актуальные вопросы экономики и управления. 2014. Т. 9. № 7. С. 5—10.