Т.М. Занина, А.С. Петранцов
кандидат юридических наук, профессор
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИН В ПОЛИЦИИ
FOREIGN EXPERIENCE OF ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF WOMEN IN THE POLICE SERVICE
В работе проводится исторический анализ международной практики привлечения женщин на службу в полиции на примере Соединенных Штатов Америки, Германии, Великобритании. Выявляются особенности такой службы на различных этапах ее становления. Изучение зарубежного опыта будет способствовать созданию надежного механизма правового регулирования службы женщин в органах внутренних дел России.
ne paper presents a historical analysis of international practice of involving women in the police service on the example of the United States of America, Germany, UK. Identifies the features of such a service at various stages of its formation. The study of foreign experience will contribute to the creation of a reliable mechanism legal for regulating the service of women in the bodies of internal Affairs of Russia.
О роли женщин в управлении делами государства теоретики и практики рассуждают длительное время. Неопровержимым является тот факт, что в процессе развития современного мира произошли серьезные социально-ролевые сдвиги, которые привели к тому, что в настоящее время женщины — это не просто созерцатели деятельности мужчин, но и их партнеры, участники единого профессионального процесса.
Сегодня уже нельзя представить сферу жизни общества, в которой бы не работала женщина. Женщины активно осваивают новые направления профессиональной деятельности, уничтожая ранее существовавшие стереотипы и доказывая, что они способны наравне с мужчинами выполнять сложную и ответственную работу.
Мощным толчком для активизации нового взгляда на женщин в сфере трудовой деятельности явился факт присоединения нашего госу-
дарства в 1981 году к Конвенции Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин»[1]. Следующим шагом стало издание Президентом Российской Федерации в 1993 году Указа «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» [2]. В 1996 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации [3]. Именно эти нормативные правовые акты позволили ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин, а также определили общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в рассматриваемой области. Указанная выше концепция обеспечила доступ женщинам ко всем видам деятельности на государственной службе.
Не является исключением и деятельность органов внутренних дел. С каждым годом желание женщин поступить на службу в полицию возрастает. Об этом свидетельствует и значительное увеличение количества заявлений женщин, желающих обучаться в соответствующих ведомственных образовательных организациях.
В некоторых службах, например в органах предварительного следствия, дознания, подразделениях по делам несовершеннолетних, количество женщин даже превышает численность мужского персонала. Это также говорит о возрастающем стремлении женщин принимать участие в правоохранительной деятельности государственных органов.
Невольно возникает вопрос о том, где и когда впервые были подняты вопросы о службе женщин в полиции? Каким образом реализовы-вался данный институт?
Изучение исторического аспекта становления службы женщин в полиции за рубежом является важным моментом в создании целостной теоретической концепции службы женщин в органах внутренних дел.
Служба женщин в полиции зарубежных государств имеет многовековую историю. Анализ имеющихся научных работ позволяет установить, что процесс привлечения женщин на службу в правоохранительные органы начался в разных странах не одновременно. Впервые за рубежом женщины на службу в правоохранительные органы стали поступать в середине XIX века. Эта практика была характерна для Соединенных Штатов Америки. Прием женщин осуществлялся на должности полицейских надзирателей.
К 1878 году при содействии Союза умеренных женщин-христиан большое количество должностей надзирательниц в тюрьмах США были заняты женщинами. Женщины, желающие служить в полиции, в обязательном порядке должны были иметь опыт работы в сфере социального обслуживания. Однако если на службу принимали женщину - вдову полицейского, то такого требования к ней не предъявляли.
В 1905 году в департаментах полиции США стали создаваться Отделы общественной безопасности по защите девочек и женщин. Появление такого структурного подразделения не было случайным. В этот период в США отмечается значительное увеличение таких явлений, как проституция, сводничество, развращение несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми. Именно эти обстоятельства повлекли за собой изменения в структуре полиции Америки.
Основное направление работы вновь созданного структурного подразделения полиции США
сводилось к предотвращению преступлений в отношении женщин и детей. Безусловно, женщинам в этой деятельности отводилась весомая роль. Необходимо отметить, что в правах женщины-полицейские не были уравнены с сотрудниками полиции мужского пола.
Через несколько лет была создана Международная ассоциация женщин-полицейских. Впоследствии Ассоциацией была разработана Концепция найма в полицию женщин, которая предполагала, что женщины, принятые на службу в полицию должны были осуществлять надзор и выполнять профилактические работы в отношении несовершеннолетних детей и женщин.
В годы первой мировой войны в США было принято решение о направлении женщин на службу в правоохранительную дивизию при Комиссии лагерей военной подготовки. Основные направления их деятельности сводились к следующим: а) охрана военных лагерей от проституток; б) возвращение бежавших из дома женщин и девочек. Эффективность работы женщин в военных лагерях привела к тому, что некоторые руководители полиции признали необходимость привлечения женщин для работы с детьми-правонарушителями [4].
В период второй мировой войны женщины работали во вспомогательной женской полиции. Но после окончания войны такие подразделения были упразднены.
Только в 50-60-х гг. прошлого века некоторые структурные подразделения полиции США стали принимать на работу женщин для выполнения канцелярской, внутренней работы.
В 1968 году в США был впервые создан женский патрульный отдел. А к началу 70-х годов происходит значительная перемена отношения к женскому персоналу в полиции вообще. Это было связано с принятием ряда правовых актов: Закона о гражданских правах; Постановления Верховного Суда США о запрещении дискриминации по половому признаку; Решения Комиссии гражданской службы, обязывающего Федеральные агентства принимать на службу женщин; Закона о равных возможностях.
Несмотря на принятые правовые акты, расширяющие возможности женщин при поступлении на службу, некоторые руководители полиции по-прежнему негативно относились к женскому персоналу. Но постепенно этот стереотип изменился, что подтверждается наличием в настоящее время женского персонала практически во всех структурных подразделениях полиции США.
Не менее интересной является практика привлечения женщин на службу в полицию Германии.
Первые женщины-полицейские в Германии появились в 1903 году. К основным направлениям их деятельности относились:
1) работа с несовершеннолетними и женщинами, которые нарушили законодательство;
2) сыскная работа;
3) контроль за дорожным движением.
Так же, как и в США, к женщинам, желающим поступить на службу в полицию, предъявляли квалификационные требования, среди которых основным было наличие опыта работы в сфере социального обслуживания.
Необходимо отметить, что в Германии совершенствование службы женщин в полиции происходило быстрее, чем в Соединенных Штатах Америки. Практически не было руководителей отдельных структурных подразделений полиции, которые бы не признавали права женщины на поступление на службу в полицию. Интересным являлся тот факт, что женскому персоналу при равной профессиональной подготовке сотрудников отдавалось предпочтение.
Рассмотрим теперь историю становления и развития службы женщин в полиции Великобритании.
Первые женщины-полицейские в Великобритании появились в 1914 году. В этом году был создан корпус женской полиции. Основные направления данного подразделения включали:
1) патрульно-постовую службу на улицах и шоссейных дорогах;
2) регулирование дорожного движения;
3) расследование дорожно-транспортных происшествий;
4) обеспечение правопорядка в местах массового скопления людей [4].
Нельзя сказать, что все граждане Великобритании положительно относились к женскому персоналу в полиции. Были и те, кто считал, что женщины-полицейские не должны обладать равными полномочиями с мужчинами. Благодаря Ассоциации женщин-полицейских, которая была создана в Соединенных Штатах Америки, в 1923 году в штат полиции Великобритании была введена должность констебля-женщины. Эта должность была наделена полномочиями полиции в полном объеме. Основное назначение новой должности заключалось в обеспечении правопорядка, охраны собственности и защиты граждан на территории, входящей в зону обслуживания.
Позднее в Великобритании был разработан Устав женской полиции. Именно он уравнял в полномочиях женщин и мужчин как сотрудников полиции. Женская полиция стала активно развиваться и расширять штат. Не прекращала своего существования она и в период второй мировой
войны. После войны приоритет при отборе на службу в полицию отдавался мужчинам.
С принятием в Великобритании законов о запрещении дискриминации по признаку пола и расы была запрещена дискриминация женщин при приеме на работу, в процессе прохождения службы, увольнения со службы, в предоставлении определенных льгот.
В 1979 году был принят нормативный правовой акт, который закрепил принцип равных прав в полицейской службе. В связи с этим руководство полиции Великобритании было вынуждено признать, что любой полицейский, независимо от пола, может быть привлечен к выполнению любого вида работ, связанного с деятельностью полиции. Единственное, что учитывалось, - это индивидуальные способности каждого сотрудника полиции.
Постепенно количество женского персонала в полиции Великобритании возрастало. Это вынуждало законодателей задуматься о неких гарантиях для женщин-полицейских. Так, первым шагом в разработке таких гарантий явился принятый в 1975 году закон о защите занятости, предоставляющий женщине право на сохранение заработной платы на период в шесть недель до родов. Этот закон обязал руководителей сохранять прежнее место работы за женщиной, родившей ребенка, в течение 29 недель после родов. В 1993 году был принят закон о реформе профсоюзов и правах трудящихся. Именно этот закон впервые запретил увольнять беременных женщин.
Анализ зарубежного опыта службы женщин в полиции показал, что становление и развитие данного института происходило неодинаково в различных государствах. Отношение к женскому персоналу в полиции, как со стороны граждан, не являющихся сотрудниками полиции, так и со стороны руководителей полиции, также было различным. Со временем ситуация менялась. Уже к началу 1980 г. женщины были уравнены в правах, полностью сформировалась концепция их службы.
В заключение отметим, что международная практика привлечения женщин на службу в полицию доказала следующее:
- во-первых, женщины способны осуществлять функции полиции на одном уровне с мужчинами;
- во-вторых, работа женщин-полицейских более эффективна в таких направлениях, как профилактика женской и подростковой преступности, расследование насильственных преступлений, совершенных в отношении женщин и детей;
- в-третьих, наличие хорошо разработанной концепции такой службы способствует созданию
эффективной нормативно-правовой базы данного института.
ЛИТЕРАТУРА
1. О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: конвенция Международной организации труда от 23.06.1981 №156 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 4. — Ст. 3284.
2. О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин: указ Президента Российской Федерации от 04.03.1993 №337 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — №11. — Ст. 937.
3. О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.1996 №6 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 185.
4. Щелкунова М.В. Организационно-правовые основы службы женщин в полициях зарубежных стран: дис. ... канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД России, 1999. — С. 67.
REFERENCES
1. O ravnom obrashchenii i ravnykh vozmozhnostyakh dlya trudyashchikhsya muzhchin i zhenshchin: konventsiya Mezhdunarodnoy organi-zatsii truda ot 23.06.1981 №156 // Sobraniye za-konodatelstva Rossyskoy Federatsii. — 2004. — № 4. — St. 3284.
2. O pervoocherednykh zadachakh gosudar-stvennoy politiki v otnoshenii zhenshchin: ukaz Pre-zidenta Rossyskoy Federatsii ot 04.03.1993 № 337 // Sobraniye aktov Prezidenta i Pravitelstva RF. — 1993. — №11. — St. 937.
3. O kontseptsii uluchsheniya polozheniya zhenshchin v Rossyskoy Federatsii: postanovleniye Pravitelstva Rossyskoy Federatsii ot 08.01.1996 №6 // Sobraniye zakonodatelstva Rossyskoy Federa-tsii. — 1996. — № 3. — St. 185.
4. Shchelkunova M.V. Organizatsionno-pravovye osnovy sluzhby zhenshchin v politsiyakh zarubezhnykh stran: dis. ... kand. yurid. nauk. — M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 1999. — S. 67.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Занина Татьяна Митрофановна. Профессор кафедры административного права. Кандидат юридических наук, профессор.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 231-26-51.
Петранцов Александр Семенович. Адъюнкт кафедры административного права. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 231-26-51.
Zanina Tatiana Mitrofanovna. Professor of the chair of Administrative Law. Candidate of Legal Sciences, Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 231-26-51.
Petrantsov Alexander Semyonovich. Postgraduate of the chair of Administrative Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 231-26-51.
Ключевые слова: служба женщин в полиции; права женщин-полицейских; концепция о службе женщин в полиции.
Key words: women police; women police officers; the concept of women in the police force. УДК 342.9