УДК 94
ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
© 2014 г. А.К. Киселев
Киселев Анатолий Кириллович -доктор исторических наук, доцент, кафедра истории и теории государства и права,
Северо-Кавказский социальный институт, ул. Голенева, 59А, г. Ставрополь, 355012. E-mail: [email protected].
Kiselev Anatoliy Kirillovich -
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor,
Department of History and Theory
of State and Law,
North Caucasus Social Institute,
Goleneva St., 59A, Stavropol, 355012. Russia.
E-mail: [email protected].
Приводится статистика занятости женщин в качестве офицеров полиции в некоторых европейских странах на протяжении конца XX - начала XXI в. С середины 90-х гг. прошлого столетия полицейскими структурами многих европейских стран были предприняты эффективные шаги, чтобы создать равные возможности мужчинам и женщинам-полицейским, чтобы предотвратить существовавшую в XX в. дискриминацию по половому признаку при отборе кандидатов в полицию. Отмечаются положительные черты женщин, влияющие на имидж полиции и её авторитет в глазах простого жителя Европы. Поэтому сегодня практически во всех странах Европы одной из задач руководителей кадровых аппаратов полиции является как можно более эффективный набор в полицию необходимого количества женщин для выполнения разнообразных полицейских функций.
Ключевые слова: полиция, реформы, стиль правоохраны, Европа, функции полиции, женщины-полицейские.
The author provides statistics and examples of the use of women as police officers in several European countries during the late XX - early XXI centuries. The author traces the tendency to increase the number of female police officers in law enforcement agencies in Europe. Since the mid 90-ies of the last century, police forces in many European countries have taken effective steps to create equal opportunities for men and women in police in order to prevent existed in the XX century gender discrimination in the selection of candidates for the police. There have been positive traits of women affecting the image of the police and its credibility in the eyes of citizens of Europe. So today in almost all countries in Europe one of the objectives of heads of the police personnel offices is effective employment of the required number of women for different police functions.
Keywords: police reform, law enforcement style, Europe, functions of police, women police officers.
Формированию определённого положительного имиджа полиции в европейских государствах способствует в том числе и количество женщин, работающих в различных полицейских структурах [1, 2].
Следует отметить, что до середины 60-х гг. прошлого века оно было минимальным и исчислялось буквально в десятках. Ситуация изменилась после 1964 г. [2], когда число женщин-полицейских стало быстро расти, и к 1972 г. достигало в среднем от 3,9 до 14,3 -14,5 % от числа всех сотрудников полиции. В 1964 г. в США был принят Акт о гражданских правах, затем в 1972 г. Титул VII к этому Акту подтвердил невозможность дискриминации, в том числе и по половому признаку на любой государственной службе. Практически немедленно последовал рост набора женщин в полицейские службы США. А поскольку Европа находилась под достаточно сильным американским влиянием, и авторитет США в плане прав человека был ещё непререкаемым, те же процессы практически сразу же последовали и в государствах европейского континента [2].
С 1972 по 1999 г. увеличение количества женщин в полиции практически во всех госу-
дарствах ЕС замедлилось и даже несколько сократилось. Так, если в 1999 и 2000 гг. на крупных полицейских станциях и участках число женщин-полицейских было 14,3 и 13,0 %, то к 2001 г. этот показатель снизился до 12,7 % [3, 4], но тем не менее это почти на 4 % больше, чем в 1990 г., когда женщины составляли только 9 % офицеров и аттестованных чиновников полиции. В маленьких и сельских станциях (с количеством аттестованных полицейских до 100 человек) женщин было менее 8,1 %. Среднее арифметическое от этих позиций даёт только 11,2 % всего аттестованного персонала полиции, что гораздо меньше, чем участие женщин в целом в государственных предприятиях и учреждениях, где их количество достигает примерно 46,5 % [5].
В 2002 г. во Франции произошли реформы испытаний по общей физической подготовке, предусмотренных конкурсом на занятие должностей комиссара, лейтенанта и полицейского в национальной полиции. Реформу было решено проводить, когда в 2001 г. выяснилось: традиционное тестирование, которое проходят кандидаты - бег на 60 м, прыжки в высоту, метание молота, лазанье по канату, не отвечает требованиям современной полиции.
Среди принятых на работу в полицию женщины были представлены слабо. Поэтому было решено провести реформу и ввести новый «тест физической подготовки». Когда в начале
2002 г. были введены новые правила, в них предусмотрели две шкалы оценок - по половому признаку. Например, чтобы получить 15 из 20 баллов, кандидат-мужчина должен был уложиться с каким-то упражнением ровно в 1 мин, а кандидат-женщина в 1 мин 27 с или 1 мин 28 с. Этот двойной стандарт, на первый взгляд оправданный, возымел неожиданный эффект на конкурсе 2002 г. Тест по физической подготовке, который раньше способствовал отсеву женщин, стал дискриминационным для мужчин. Процент женщин среди нового пополнения повысился с 30 до 49 % среди комиссаров, с 24 до 38 - среди лейтенантов и с 19 до 32 % среди патрульных полицейских [6].
В результате правила пришлось снова пересмотреть. Опубликованный в «Journal official» указ Министерства внутренних дел Франции вводит единую систему оценок способностей женщин и мужчин, которая вступила в силу с
2003 г. Пять этапов теста предъявляют к женщинам менее суровые требования: их рюкзак весит 25 кг (у мужчин - 40 кг); они должны сделать три отжимания вместо пяти; барьеры и препятствия имеют меньшую высоту, в горизонтальной лестнице надо пройти меньше перекладин. Эта новая система оценки результатов позволяет найти «золотую середину» между удельным весом женщин, принятых в полицию по старой схеме, и новыми изменениями правил приёма в полицию. Интересная деталь: чем выше посты в полицейской иерархии Франции, тем больше там женщин.
Исследование, проводившееся в ряде европейских государств, показывает, что полицейские-женщины используют стиль правоохра-ны, который меньше полагается на физическую силу и больше - на навыки общения. В результате женщины часто более эффективны при обезвреживании потенциально опасных конфронтаций, где они способны нивелировать вероятность использования чрезмерной вооружённой силы [7 - 11].
Опыт показывает, что работа женщин-полицейских с очень малой долей вероятности может оказаться источником жалобы гражданина на неправомерные действия полиции [12].
Упоминавшееся исследование доказывает, что офицеры-женщины более эффективно
реагируют на инциденты, связанные с насилием в семье, которые составляют приблизительно половину тяжких преступлений, расследуемых в нынешнее время полицией. Качество полицейского ответа на случаи насилия против женщин, как правило, улучшается с увеличением количества женщин в полиции и других органах правопорядка [13].
Интересно наблюдать эволюцию кадровой политики в британской полиции в отношении женщин-полицейских. Первые женщины поступили на полицейскую службу в 1914 г., но до сих пор в полицейских структурах Англии существует их дискриминация в плане продвижения по карьерной линии. В середине 80-х гг. полиция Великобритании часто уличалась в негуманных действиях относительно тех женщин, которые заявляли о своём изнасиловании. Когда эта информация стала регулярно просачиваться в СМИ, женщин начали более активно привлекать на службу в полицию, в том числе и для работы с жертвами преступлений сексуального характера, включая и жертв домашнего насилия.
Тем не менее в 1990 г. из 126 808 полицейских в Англии и Уэльсе только 17 890 человек, или 16 % - были женщины. Такое распределение было типичным как в сельской, так и городской полиции. В других регионах Великобритании ситуация не лучше - в Шотландии, например, женщин в полиции всего лишь 14 тыс., а в Северной Ирландии - 8 тыс. В обоих случаях их процент составлял всего около 43 от общей численности офицеров полиции [14, р. 14 - 16].
Только с середины 90-х гг. прошлого столетия полицейскими структурами были предприняты шаги по созданию равных возможностей мужчинам и женщинам-полицейским, чтобы предотвратить имевшую место дискриминацию по половому признаку.
На сегодняшний день, как правило, на каждой полицейской станции Великобритании есть несколько женщин-полицейских в чине констеблей, прошедших подготовку в качестве психологов, чья обязанность работать с женщинами-жертвами насилия. Некоторые отделения полиции также имеют «отделы защиты семьи», которые работают с жертвами сексуальных правонарушений типа насилия в семье, кровосмешения и педофилии.
Женщины в полиции Нидерландов составляют приблизительно 28 % от общего числа
работников полиции, причём 18 % женщин обладают полицейскими полномочиями, а 50 % являются служащими из числа гражданских лиц [15]. В 1989 г. при финансовой поддержке правительства Нидерландов была создана «Европейская сеть женщин-полицейских». Её цель - оптимизировать положение женщин-полицейских в полицейских службах стран Евросоюза и иных государств Европы. Для этого основными направлениями работы указанной ведомственной международной структуры являются:
- обмен информацией и опытом;
- обучение женщин, работающих в полиции;
- организация конференций и семинаров, включающих кроме всего прочего тематику борьбы против сексуального преследования в пределах компетенции полиции;
- расширение национальных профессиональных сообществ для женщин-полицейских;
- продвижение сотрудничества и установление деловых контактов женщин, работающих в полициях всех стран Европы. На 2014 г. «Европейская сеть женщин-полицейских» имеет своих представителей в 28 странах [15,
р. 17].
Учитывая многие новые вызовы, с которыми сталкиваются сегодня правоохранники, императив, чтобы иметь большее количество женщин в полиции, никогда не был более срочен. Однако эта проблема пока остаётся существенной для подавляющего большинства полицейских организаций государств-членов ЕС [9 - 11, 16]. В Скандинавии даже ставят себе целью, чтобы в полиции работало не менее 40 % женщин[1, 17, 18].
Серьезное несоответствие между числом мужчин и женщин, вовлеченных в правоохра-ну в европейских странах, сегодня к концу первого десятилетия XXI в. неблагоприятно воздействует на культуру, действия и эффективность полиции во всех странах Европы. В целом число женщин в правоохранительных органах за последние 30 лет увеличивалось крайне медленно, в результате чего женщины всё ещё остаются недостаточно представленными в больших, маленьких и сельских полицейских станциях и участках [19, р. 40 - 41].
Таким образом, на сегодня практически во всех странах Европы одной из задач руководителей кадровых аппаратов полиции является как можно более эффективный набор в по-
лицию необходимого количества женщин для выполнения разнообразных полицейских функций.
Решение этой задачи должно поднять имидж европейских полицейских на ещё более высокий уровень [20].
Литература
1. Bell D. Policewomen: Myths and Reality // Journal of Police Science and Administration. 1982. № 10.
2. Bruce L.Berg. Law enforcement: an introduction to police in society. Boston, 1991.
3. Equality Denied. The status of women in policing: division of the Feminist Majority Foundation 2001 // National Center for Women & Policing. Washington, April 2002.
4. Status Reports Women in Policing // European police science and research bulletin. CEPOL. Bramshill, 2009. P. 77.
5. Сайт правительства Болгарии. URL: http://www.bls.gov/pdf/cpsaat11.pdf (дата обращения: 10.08.2014).
6. Франция: Чем выше посты в полиции, тем больше там женщин // Le Monde. 27.01.2003 (пер. Инопресса).
7. Independent Commission on the Los Angles Police Department. Los Angles, 1991.
8. Grennan S.A. Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department. Summary. Los Angles, 1987.
9. Grennan S.A. Findings on the Role of Officer Gender in Violent Encounters with Citizens // Journal of Police Science and Administration. 1987. Vol. 15. № 1. P. 78 - 85.
10. Perlstein G.R. Policewomen & Policemen: A Comparative Look // Police Chief, 1972. Vol. 39. № 3. P. 72 - 74.
11. Sherman L.J. An Evaluation of Policewomen on Patrol in a Suburban Police Department // Journal of Police Science and Administration. 1975. Vol. 3. № 4. Р. 434 - 438.
12. Excessive Force, Gender, and Civil Liability. Report prepared by the National Center for Women & Policing, a division of the Feminist Majority Foundation. Washington, 2002.
13. Cassidy M., Nicholl C.G., Ross C.R. Results of a Survey Conducted by the Metropolitan Police Department of victims who reported violence against women. Executive Summary. Washington, 2001.
14. Kennedy H. Women and English law // Gender and Development / the British Council / summer 1996 // China-society-publication-lawandgovernance. 1996.
15. Kemgegevens Nederlandse Politie. Den Haag, 2013. P. 17.
16. Report of the Independent Commission on the Los Angeles Police Department: Summary. Los Angles, 1991.
17. Swedish Code of Judical Procedure № SFS 1942:740. Stockholm, 1998.
18. Poliisilaki tuoruhman mietinto Komiteanmietinto. № 25. 1989. Helsinki, 1989.
Поступила в редакцию
19. Jones A.A., Wiseman R. Terrorism and Beyond: The Role of Policing in Fighting Terrorism in the USA compared with Europe. Los Angeles, 2005.
20. Recommendation (2001) 10 of the Committee of Ministers to member states on the European Code of Police Ethics (Adopted by the Committee of Ministers on 19 September 2001at the 765th meeting of the Ministers' Deputies). Strasbourg, 2001.
19 августа 2014 г.