Научная статья на тему 'К истории развития полицейского образования в Европе'

К истории развития полицейского образования в Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLICE EDUCATION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЕВРОСОЮЗ / EUROPEAN UNION / ШКОЛА ПОЛИЦИИ / SCHOOL OF POLICE / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / POLICE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев А.К.

В статье рассматривается создание и эволюция специального полицейского образования в ряде государств Евросоюза. Показаны причины изменений в характере образования и в самих образовательных программах, по которым обучаются будущие и действующие офицеры полиции европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF POLICE EDUCATION IN EUROPE

The article examines creation and evolution of special police education in a number of the European Union states. The author explains the roots of changes in the character of education and in the education programs for training future and acting European police officers.

Текст научной работы на тему «К истории развития полицейского образования в Европе»

6. Национальный архив Республики Татарстан 8. НА РТ. - Ф.7083. - Оп. 5. - Д. 65. (НА РТ). - Ф.78083. - Оп. 1. - Д. 418. 9. НА РТ. - Ф.7083. - Оп. 5. - Д. 529.

7. НА РТ. - Ф. 6109.- Оп. 1. - Д. 1318. 10. НА РТ. - Ф. 273. - Оп. 4. - Д. 629Б.

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ

ON THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF POLICE EDUCATION IN EUROPE

А.К. Киселев

В статье рассматривается создание и эволюция специального полицейского образования в ряде государств Евросоюза. Показаны причины изменений в характере образования и в самих образовательных программах, по которым обучаются будущие и действующие офицеры полиции европейских стран.

Ключевые слова: полиция, полицейское образование, права человека, Евросоюз, школа полиции, полицейская деятельность, колледж, университет.

Kiselev A.K.

The article examines creation and evolution of special police education in a number of the European Union states. The author explains the roots of changes in the character of education and in the education programs for training future and acting European police officers.

Keywords: police, police education, human rights, the European Union, school of police, police work, college, university.

История правоохранительной деятельности в странах современной Европы как область специального изучения до недавних лет не пользовалась вниманием ученых. Но с течением времени, когда правоохранительная деятельность специализированных государственных структур стала приобретать все большее значение для внутренней безопасности граждан и самого государства, изучение ее истории становилось все более и более приоритетной темой для историков поли-цеистики [1 р. 8]. Такое же положение характерно и для изучения истории европейских систем полицейского образования и обучения.

Одной из самых древних правоохранительных структур любого государства является полиция, основные задачи которой: охрана общественного порядка и поддержание безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений [2, с. 3-5].

История становления системы профессионального образования кадров полиции складывается из трех этапов:

1) создание и развитие полицейской подготовки (XIX - начало XX в.), которое характеризуется начальным обучением лиц, поступающих на полицейскую службу, на различных краткосрочных профессионализированных курсах (изучение основ законодательства, прав и обязанностей полицейского, процедуры ареста, физическая подготовка);

2) становление профессионального полицейского образования (с начала XX в. до 1970-х гг.);

3) современное полицейское образование, получившее развитие в результате демократических реформ 1970-80-х гг.

Европейское полицейское образование направлено на выработку знаний и умений, необходимых для фактического выполнения разнообразных полицейских режимов работы. Поскольку требования к знаниям полицейских росли, учебные заведения полиции развивались либо в сторону роста своего статуса в ведомственной полицейской системе образования, либо в направлении формирования самостоятельного образовательного учреждения при ориентации на потребности полиции в грамотных специалистах. Некоторые из этих учреждений, в конечном счете, открыли свои двери не только для служащих в полиции, но и для гражданских студентов.

Следует иметь в виду, что европейские системы полицейского обучения даже в конце ХХ в. были чрезвычайно разнообразными и, на первый взгляд, чрезвычайно запутанными. Можно было услышать о колледжах, которые обучают офицеров полиции; о военизированных полицейских училищах, которые предоставляют выпускникам степени университетского уровня; об институтах вне полицейских систем, которые, тем не менее, выпускают исключительно офицеров полиции; об учебных заведениях с университетским уровнем, которые готовят специалистов для определенных высоких рангов внутри иерархии полиции; и т. д. [3].

В Европе более 4 тыс. университетов, полицейские образовательные учебные заведения составляют менее 0,5 % от общего числа вузов. Тем не менее, их рабо-

#

та по подготовке кадров полиции играет существенную роль в сохранении стабильно высокого уровня общественной безопасности в Европе в целом и в каждой ее стране в отдельности.

Во Франции XIX в. полиция создавалась из представителей армии и гражданских лиц. В то время ощущался постоянный дефицит профессионалов, пригодных для кандидатов в старшие офицеры. Поэтому достаточно скоро было признано, что эффективная работа полиции зависит от специализированного обучения кадров.

Следует отметить, что теоретические основы профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом закладывались с начала XX в. одновременно в Европе и США, что было обусловлено необходимостью в разработке концепции подготовки собственных руководящих кадров по управлению полицейскими подразделениями. К тому времени в этих странах начальствующие должности в полиции занимали либо бывшие армейские офицеры, имеющие иногда хорошее военное образование, либо просто лица с определенным жизненным опытом или стажем работы с полиции, часто без образования [4, с. 13-14; 5, с. 27; 6, с. 54; 7, с. 27-29].

Назначение на управленческие должности в полиции армейских офицеров, как пишет немецкий полицеист Вольфганг Д. Хауэр, объяснялось не только отсутствием в то время у полиции собственной ведомственной системы профессиональной подготовки кандидатов на руководящие должности, но и ярко выраженной карательной, силовой функцией полиции. Полицейские подразделения по охране общественного порядка, часто призываемые на подавление народного возмущения властью, противостояли обществу. А управление полицейскими силами часто напоминало управление армией [8].

Как свидетельствуют источники, полицейским начальникам часто приходилось заниматься не только организацией, но и осуществлением профессиональной подготовки, обучая своих подчиненных прямо на рабочем месте приемам задержания преступников и ареста, составления протокола, применения оружия, спецсредств и спецтехники и т. п. [9; 10].

Первые школы обучения полицейских появились в Париже в 1883 г. и Бордо и Лионе в 1898 г. Обучение в них было обязательно для новых полицейских и продолжалось 3 месяца для грамотных и 6-10 месяцев для неграмотных кандидатов. Курсы включали обучение письму, теорию полицейской работы, обучение общению с гражданами. По прошествии трех месяцев обучения полицейские должны были уметь использовать телефон и телеграф, знать основы тактики личной безопасности, уметь выполнить искусственную вентиляцию легких, знать законы и нормы, регулировать движение и решать конфликты, возникающие на улицах между горожанами. Они также обучались рассеивать толпу и ориентироваться по карте. В 1914 г. Ц. Хеннион создал первую профессиональную школу для полиции парижской префектуры. Она предполагала уже шестимесячное обучение для инспекторов полиции и патрульных

полицейских. Кандидаты должны были изучать способы и методы работы полиции. При этом уже тогда в процессе обучения подчеркивалось социальное назначение полиции [11, с. 7-8].

В Финляндии первые подразделения, обеспечивавшие основное обучение полицейских, также были созданы в конце XIX в. Потребность в обученной полиции стала особенно острой в ходе событий 1905 г., когда полиция должна была охранять существующее правительство. Это продиктовало потребность в дополнительном обучении полицейских, поскольку уровень общего образования среди сотрудников полиции был неадекватен существующей политической и социальной ситуации: большинство новобранцев не имели даже начального школьного образования, и только немногие из них могли писать.

Поэтому в 1918 г. в Хельсинки была основана первая школа полиции, где полицейские могли получать элементарные знания и практическую подготовку. После 1920 г. в работе полиции произошли большие изменения. Было приобретено новое оборудование (автомобили, мотоциклы), и работа полицейского стала по-настоящему профессиональной деятельностью. В 1923 г. были учреждены специальные курсы для сотрудников уголовной полиции.

В 1926 г. основное обучение полицейских было передано от центральной школы полиции к провинциям. При этом Государственная школа полиции продолжила подготовку сержантов и детективов. Однако большинство офицеров полиции, особенно в сельских и отдаленных регионах Финляндии, все еще оставались без реального полицейского обучения.

И только в 1962 г., когда была создана Академия полиции Финляндии, стала проводиться систематическая подготовка кадетов. В 1969 г. принимается Декрет о полиции, обязывающий каждого желающего работать в полиции проходить курс первоначальной подготовки в Академии полиции. В 1973 г. в рамках Академии был создан Центр подготовки полиции, который в 1986 г. переименовывается в Школу полиции [9, с. 87].

Главная школа полиции L'École de Police (EP) является одним из центральных подразделений полиции Люксембурга. Она обеспечивает базовое образование кандидатов в инспектора полиции, а также кандидатов в бригадиры полиции. Школа действует под руководством министра общественной безопасности и дает полицейским непрерывное образование.

Первое упоминание о ней относится еще к 1928 г., когда в рамках национальной жандармерии была создана школа для жандармов и волонтеров. Впоследствии по закону от 23 июля 1952 г. о военной организации школа жандармерии была включена в структуру национальной жандармерии. В июле 1987 г. для обучения кадетов этой школы устанавливается обязательный шестимесячный срок. 2 августа 1994 г. министр общественной безопасности и министр юстиции своим совместным приказом устанавливают цель, программы и порядок функционирования EP.

31 мая 1999 г. Палата депутатов Парламента Герцогства проголосовала за закон об образовании полиции Великого Герцогства и Генеральной инспекции полиции. Статья 12 этого закона определяет школу полиции базой для первоначальной подготовки кандидатов в инспекторы (полицейские) и бригадиры (жандармы). Этот нормативный акт действует и по сей день [12].

В Германии, после ее объединения «железным канцлером» Бисмарком, с 1870 г. каждая земля в составе единой империи стала ответственной за правопорядок в ее пределах. Получает преимущественное распространение так называемая франко-прусская модель правоохранительной деятельности. Вербовка полицейских происходила в значительной степени из числа военных, поскольку гражданские школы для обучения полиции начали открываться только к концу столетия [8, с. 69].

Дальнейшее развитие полиции в Веймарской республике было прервано возросшим влиянием нацизма, который превратил полицейскую организацию в политическое орудие нацистской диктатуры.

После 1945 г., когда немецкая полиция развивалась в двух отдельных направлениях: на западногерманскую полицию оказывали влияние США, Англия и Франция, тогда как на восточногерманскую полицию влиял Советский Союз. В западной зоне после 1945 г. имелась проблема пополнения новыми полицейскими: многие кандидаты перед Второй мировой войной и в ходе нее работали в качестве полицейских, и поэтому они должны были доказать, что не были про-нацистски ориентированы. Большинство из них имели основное образование или профессиональное образование с законченным полицейским курсом («Hauptschule»).

Союзники начали создавать школы полиции в 1945 г. Они использовали в качестве преподавателей армейских офицеров, которые не имели никаких профессиональных полицейских умений или квалификаций.

Последствием общественных волнений в Западной Германии в 1960-х гг. стало то, что школы полиции начали привлекать в качестве преподавателей профессиональных психологов, политологов и социологов [10].

В конце шестидесятых обучению полиции уделяется все большее внимание. В 1967 г. на конференции министров внутренних западногерманских земель были определены руководящие принципы обучения полиции. Например, отныне для того чтобы поступить на службу в полицию, новобранцу необходимо было получить так называемое промежуточное образование. Курсы такого «промежуточного образования» длились от 2,5 до 3 лет и включали изучение 25 профессиональных предметов. В 1975 г. содержание этих предметов было модернизировано. В результате в 1970-х гг. были созданы школы «высшего профессионального полицейского образования» («РасЬ|ЬюсЬ|-schu 1еп»). В этих учреждениях обучались три года, и цель такого обучения состояла в том, чтобы дать будущим полицейским профессиональные и научные знания, а также привить им практические навыки полицейской работы. С созданием этих школ кадеты полиции стали получать такое же стандартное образование, как и иные служащие госу-

дарственной администрации [13]. Формирование и развитие общественных отношений в Германии рубежа ХХ-ХХ1 вв. требовало принятия новых предписаний, ориентированных на регулирование управленческими актами различных сфер жизнедеятельности [14].

На развитие профессионального полицейского образования решающее влияние оказало изменение в 1970-е гг. социального предназначения полиции, нашедшего выражение в идее служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами. Считается, что в современном цивилизованном обществе полиция - уже не карательная силовая структура, а повседневная круглосуточная сервисная служба с широким спектром социальных услуг, где «общество - это покупатель, а полицейское подразделение - это продавец своей полицейской услуги». Акцент при этом делается не на получении финансовой выгоды, а на решении тех вопросов, которые ставит население перед полицией и которые входят в ее компетенцию [15 с. 145]. Остается в силе и традиционное предназначение полиции, главный приоритет в ее деятельности — претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение преступлений, что определяет включение в содержание обучения и образования служащих полиции всех государств вопросов борьбы с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и др. Считается, что современные полицейские должны обладать самыми разными знаниями и умениями: знать законодательство, прекрасно владеть огнестрельным оружием, уметь управлять различными видами транспорта, разбираться в компьютерах, уметь производить спасательные операции на суше и воде, принимать роды, унимать страсти болельщиков, вести переговоры при захвате заложников, владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами и др. [16, с. 23-25; 17, с. 401404]. Чтобы построить высокопрофессиональную и эффективную организацию, полиция нуждается в высоких критериях профессионализма, интеллекта, корпоративности, целеустремленности, навыков менеджмента, межличностного общения, способности работать в команде, партнерства с теми, кто не относится к правоохранительным органам [18, с. 23-25].

Качественное образование сотрудников, по мнению большинства специалистов полицейской службы и исследователей, является необходимым условием успешной работы правоохранительных органов, соответствующей новым криминальным вызовам XXI в. [19, с. 34-36; 20, с. 24-25]. С конца 1960-х гг. в европейских странах в связи с изменением социальной роли правоохранительных органов и внедрением в полицейскую деятельность новейшей техники от сотрудников полиции требуется уже иной уровень образования, новые умения, например, исследовательские, коммуникативные, критическое мышление, понимание разнообразных социальных проблем и умение их разрешать [21, с. 39-52]. К началу XXI в. почти 100% поступающих на службу в полицию Греции, Бельгии, Словакии, Словении, Польши имели среднее образование. В Германии и Австрии эта цифра значи-

тельно ниже - 30%, а в Швейцарии - 20% [15, с. 176]. Это накладывает дополнительные требования на ведомственную образовательную систему.

Практика показала, что полицейские, имеющие более высокое образование, результативнее в работе, лучше взаимодействуют с коллегами по службе, гражданами, представителями разных культур, рас, религий. Они легче адаптируются к социальным нуждам общества, а не фокусируются только на полицейской деятельности. Такие сотрудники действуют более профессионально и более преданы своему делу. Образовательный ценз для претендентов устанавливается теперь в зависимости от рода будущей работы, должности и, соответственно, места в полицейской иерархии. В большинстве стран Европы на начальный уровень полицейской иерархии теперь принимаются лица, как правило, со средним общим образованием. Образовательный и культурный уровень полицейских рассматривается сейчас в странах Евросоюза как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование - как мощный резерв повышения эффективности полицейской деятельности [18, с. 23-25].

В 1997 г. Совет Европы начал программу «Полиция и права человека 1997-2000» [22]. Программа была принята с целью увеличения осведомленности относительно стандартов прав человека в правоохранительной деятельности полицейских организаций Европы.

В декабре 2000 г. эта программа была продолжена новым проектом «Полиция и права человека 2000». Главная цель этой новой программы, действующей и ныне, состоит в том, чтобы обучить всех офицеров полиции в государствах - членах Совета Европы надежным знаниям стандартов прав человека и выработать у них умения применять эти стандарты в ежедневной полицейской работе.

Решением Евросовета 1999/382/ЕС от 26 апреля 1999 г. была принята программа «Европа: единый стандарт профессионального образования» на период до 31 декабря 2006 г. Она регулировала любые виды курсов профессиональной подготовки. Основная задача: выработка и внедрение единого «европейского паспорта» профессионализма, который позволил бы специалисту работать в любой из стран ЕС без необходимости подтверждения квалификации.

Академическая уголовная полиция, уголовное полицейское следствие, обучение юридическим знаниям имеет недавние корни в высшем полицейском образовании. Такое образование постепенно становилось главным академическим базисом в колледжах и университетах [23, с.11].

Сегодня, в первое десятилетие третьего тысячелетия, образовательная и научная политика в полиции европейских стран представляет собой относительно самостоятельную социальную детерминанту, организованную и действующую в ЕС согласно международному праву, законодательству Евросоюза, законодательству государств - членов ЕС, корпоративных нормативных документов полицейских министерств и их структур.

Таким образом, содержание современного профессионального полицейского образования в странах - членах Евросоюза определяется изменениями в полицейской деятельности. Программы обучения полицейских образовательных учреждений европейских стран содержат традиционный набор предметов: разноотраслевое законодательство, общеобразовательные предметы, основы полицейской деятельности, физическую и боевую подготовку, информатику. При этом в содержании учебных курсов приоритет отдается таким актуальным темам, как борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, распространением наркотиков и их злоупотреблением, а также темам по соблюдению и защите прав человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hebenton B, Thomas T. Policing Europe: cooperation, control and conflict. - Basingstoke: Macmillan, 1995.

2. Управление деятельностью служб общественной безопасности / Под ред. Ю.Н. Ольховникова, Ф.Е. Колонтаевского. - М., 2000.

3. Pagon M, Virjent-Novak B, Djuric M, Lobnikar B. European systems of police education and training. College of Police and Security Studies, Slovenia. 1996. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncjrs.gov/policing/eur551.htm.

4. Лури B.C. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: Академия МВД РФ, 1991.

5. Walker Samuel. The Police in America: Ah Introduction. - N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1983.

6. Brown M.T., Tomson W.L. New Issue on Police Training. - N.Y., 1998.

7. European Guide to General Courses in Police Management. - OEES, 1979.

8. Hauer V.D. Police in Western Europe. - Bonn, 1992.

9. Hietaniemi T. 75 Years of national Police Training. - Helsinki: The Ministry of the Interior, 1995.

10. Schulte R. (Ed.). 50 Jahre Polizeische Bildungsarbeit in Mtinster-Hiltrup. - Minister (Germany), 1997.

11. Nanc N. Comparative Education. A study of Educational Factors ND Traditions. - L, 1991.

12. Recrutment in Luxemburg Police Force. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www. police.public.lu/PoliceGrandDucale/recrutment/ presentation/index.html.

13. Mavby, R.I. Comparative Research Police Practices in England, Germany, Poland and Hungary // Policing in Central and Eastern Europe / ed. Milan Pagon. - Ljubljana, 1996.

14. Гаврилова Л.В. Разграничение преступления и административного правонарушения как научная и нормотворческая проблема в ФРГ// Ака-

демический юридический журнал. - 2003 г. -№ 3 (13) (июль - сент.)

15. Юридическая педагогика: Учебник // Под. ред. В.Я. Кикотя. - М., 2001.

16. Kratcoski P.C. Police Education and Training in a Global Society: Guest Editor's Introduction // Law and Order. - 1985. - № 4.

17. The Police: Methods of Operations and Investigations. - Washington, 1994.

18. Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. - 1997. - Nov.

19. Police Media Relations: A Course in Mutual Effectiveness // The Police Chief. - 1997. - Nov.

20. Cohrane R, Phillips S. The Training of Community Liason Officers // Southgate P. (ed.). New Directions in Police Training. - L.: Home Office Research and Planning Unit, 1988.

21. Police and Human Rights - Beyond 2000. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.coe.ge (section: Human Rights).

22. Kelly A.V. The Curriculum: Theory and Practice. - L.: Paul Chapman, 1989.

23. Quinet K., Nunn S, Kincaid N. Training police: a case study of differential impact of problem-oriented policing training // Police Practice and Research. - 2003. - Vol. 4. - № 3.

СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕДИТНОГО АППАРАТА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1918-1920 гг.

DEVELOPMENT OF THE CREDIT SYSTEM IN THE SOVIET REPUBLIC IN 1918-1920

Е.Н. Соколов

В статье рассматривается строительство единого кредитного аппарата Советской республики в эпоху «военного коммунизма». Подробно описана национализация и ликвидация различных кредитных учреждений бывшей Российской империи. Выявляются особенности проведения этого процесса в условиях гражданской войны.

Sokolov E.N.

The article examines the process of developing a unified credit system in the Soviet Republic during the "military communism" period. The author gives a detail description of nationalization and elimination of different credit institutions of the former Russian Empire pointing out peculiar features of this process at the time of the Civil War.

Ключевые слова: банки, национализация, Народный комиссариат финансов, советы.

Keywords: banks, nationalization, People's Commissariat of Finance, Soviets.

Одним из положений экономической программы большевиков перед революцией являлось овладение финансовой системой России. Это означало захват Государственного банка и слияние с ним в кратчайший срок коммерческих кредитных учреждений. Однако этот процесс принял затяжной характер и преподнес большевикам немало сюрпризов.

Процесс национализации кредитных учреждений начался с декрета 14(27) декабря 1917 г., но протекал хаотически. К осени 1918 г. слияние частных банков с Государственным не было завершено даже в Москве и Петрограде, не говоря уже о провинции. Кроме того, в России существовало большое количество других кредитных учреждений, деятельность которых мало чем отличалась от работы акционерных коммерческих банков.

Тормозили работу по созданию единого Госбанка и разногласия среди советского руководства по поводу будущего финансовой системы в пролетарском государстве, которые особенно обострились весной 1918 г. Следстви-

ем этого становится дезорганизация в руководстве национализацией банков. Провинциальные власти, не получая четких инструкций из центра, стали проводить ее самостоятельно, что привело к неразберихе в деле создания единого кредитного учреждения республики.

Положение меняется осенью 1918 г. после назначения наркомом финансов Н.Н. Крестинского. Все споры по поводу банковской системы республики были прекращены. Генеральной линией нового наркома стало объединение всех кредитных учреждений в единый Народный банк.

Н.Н. Крестинский утверждал: «В области национализации банков основная работа была произведена, но она не была доделана». После захвата Госбанка и национализации частных банков остались кредитные учреждения, которые продолжали работать: Московский народный (кооперативный) банк, общества взаимного кредита, иностранные банки, частные земельные банки, городские и губернские кредитные общества. Новый нарком считал

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.