УДК 94(4)
КИСЕЛЁВ Анатолий Кириллович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права юридического института Северо-кавказского федерального университета (г. Ставрополь). Автор 219 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, трех учебников (в соавт.)
ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
Автор делает обзор действующих европейских документальных источников, позволяющих автору представить эволюцию образовательной политики в полиции стран Европейского союза (ЕС) с середины ХХ века по начало XXI века. Представленный обзор источниковой базы государств - членов ЕС в области подготовки кадров полиции будет интересен специалистам, изучающим вопросы подготовки и социального обеспечения как отечественной, так и зарубежной полиции. К первой группе источников относятся документы ЕС, международное и европейское законодательство по обучению и подготовке полицейских кадров. Оригинальным является анализ руководящих документов Европейского полицейского колледжа (CEPOL) с 2001 по 2014 год. Из других документов евросоюзовских руководящих органов анализируются некоторые решения Еврокомиссии, направленные на вовлечение в процесс обучения полицейских в государствах-членах не только специализированных учебных заведений, но и гражданских колледжей, институтов и университетов, что позволило сотрудникам полиции стран ЕС получать степени бакалавров и магистров, чего до 2008 года не было в принципе. Вторую группу источников составляет национальное законодательство стран - участниц Евросоюза, а также ведомственные нормативные правовые акты общенациональных, региональных и местных уровней. Это, конечно же, национальные кодексы полицейской этики, законы о полиции (в различных вариантах их названий), документы национальных полицейских академий, институтов и колледжей. Третья группа источников представлена материалами отечественной и зарубежной периодической печати. Автор полагает, что приводимые им источники станут одной из отправных точек при рассмотрении и решении задач, которые стоят ныне перед российскими полицейскими структурами.
Ключевые слова: полиция, полицейская подготовка, Евросоюз, CEPOL, законодательство о полиции, Европейский кодекс полицейской этики, специализированные полицейские журналы.
Историческое осмысление всего комплекса проблем, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации в современных условиях, и выработка рекомендаций по оптимиза-
© Киселёв А.К., 2015
ции деятельности ОВД могут быть основаны на изучении и толковании специального полицейского образовательного законодательства, складывавшегося в странах Европы на протяжении
второй половины XX века - начала XXI века. Вопросы же обучения полиции в государствах Бенилюкса, Пиренеев, Скандинавии, Балкан и Восточной Европы обделены вниманием российских исследователей. Представляется, что немаловажным фактором такого невнимания являлась (и ныне является) гораздо большая доступность документов, рассказывающих о полиции в традиционных европейских демократиях и США, нежели в новых либо малых государствах Европы, которые в большинстве своем сегодня имеют членство в Евросоюзе. Кстати, такой подход характерен и для большинства западных полицеистов.
В отечественной историографии с середины 1960-х до конца 80-х вопросами функционирования полиции Европы занимались, в частности, Л.М. Дегтерев, Г.И. Мачковский, Б.С. Крылов, Ю.Т. Капустин [1-4] и др. На критических и односторонне классовых подходах к освещению интересующего нас вопроса сказалось наличие идеологического противостояния Восток - Запад.
Но уже в работах 1990-х годов прослеживаются попытки отечественных авторов проиллюстрировать и подтвердить объективно поданным зарубежным опытом концептуальные предложения по реформированию российской милиции. Интересны в этом плане работы И.Ч. Шушке-вича. Автор полно раскрыл сложившуюся в последнее десятилетие ХХ века систему подготовки полицейских в Европе [5].
Стоит отметить исключительное место в историографии рассматриваемой проблемы монографии А.В. Губанова [6]. В ней впервые в отечественной науке была предпринята попытка рассмотреть правовые основы профессионального обучения полиции в зарубежных странах. Естественным продолжением вышеуказанного исследования можно считать труды В.Я. Кико-тя, в которых, в частности, приведена классификация образовательных заведений полиции зарубежных стран [7]. Отдельным аспектам подготовки кадров полиции государств, входящих в Евросоюз, посвятили свои изыскания Ю.Е. Аврутин, А.М. Артемьев, И.И. Сыдорук и ряд других исследователей [8, 9].
На рубеже ХХ-ХХ1 веков появились книги и статьи, в которых были предприняты попытки рассмотреть функционирование полиции не только отдельных стран Европы, но и целых регионов, а также западного сообщества в целом. Отечественные правоведы и историки полиции на рубеже первого и второго десятилетия XXI века продолжали исследование вопросов, в т. ч. по изучению истории образовательной политики в полициях стран ЕС. К этим авторам можно отнести Г.К. Нурлыбаеву, И.А. Андрееву, А.К. Киселёва [12-15].
Предлагаемый читателю обзор источнико-вой базы государств - членов ЕС в области подготовки кадров полиции может расширить представления о методах подготовки и обучения полицейских кадров и нормативном их закреплении в разнообразных по времени создания и по национальной принадлежности документах.
Согласно нашей классификации, к первой группе источников относятся акты и решения руководящих органов Евросоюза. В нее прежде всего входят документы, касающиеся вопросов создания интеграционных структур ЕС и общеевропейского образовательного пространства, поскольку полицейское обучение не является изолированным от общеевропейского образования процессом. На него распространяются все (или большинство) решения Евросоюза, касающиеся профессионального обучения. Хотя и косвенно, но все эти документы обязывают полицейские структуры государств - членов Европейского Союза проводить регулярную и тщательную подготовку сотрудников полиции.
Ныне традиционное национальное обучение в некоторых ключевых областях для старших офицеров полиции государств - членов ЕС в целях увеличения эффективности сил правопорядка дополняется их обучением на европейском межгосударственном уровне. Ввиду этого одним из важнейших источников по исследуемой теме является Решение Совета Евросоюза об образовании Европейского полицейского колледжа (СЕРОЦ)
от 2000 года1. Аббревиатура CEPOL - французская и расшифровывается как College Europeen de Police (Европейский колледж полиции). 13 декабря 2003 года тот же Совет ЕС принял решение о том, что CEPOL будет иметь постоянное место работы в Брамсхилл, Великобритания.
CEPOL уделил большое внимание развитию общих образовательных стандартов европейской полиции, подключил к своей работе все европейские полицейские институты и колледжи. Были выработаны общие критерии оценки знаний полицейских курсантов и рекрутов. Был создан собственный веб-сайт. Именно с создания этого сайта ведут свое начало сайты как крупных, так и вообще всех существующих полицейских колледжей, институтов, курсов в странах-участницах ЕС. Согласно статье 1.2 Решения Совета ЕС, CEPOL функционирует как сеть, соединяющая национальные институты обучения в странах -участницах ЕС2. Ежегодно Правление колледжа издает более 40 нормативных актов3.
Ключевые политические решения в области образования, профессионального полицейского образования в т. ч. связаны с саммитом ЕС в Лиссабоне (март 2000 года), который разработал новую стратегическую цель Евросоюза на десятилетие - 2000-2010 годы4. 23 ноября 2001 года по итогам проходившей в г. Нант франко-германской встречи в верхах была принята «Совместная декларация о главных европейских приоритетах»5. Стандарты по подготовке полиции в области обеспечения прав человека также нашли свое отражение в ряде документов ЕС6. Принятые в конце ХХ - начале XXI века акты ЕС о работе полиции создали предпосылки для эффективной работы полицейских и гражданских образовательных структур. Именно на них базируется современное общеевропейское законодательство, в т. ч. об обучении полиции7.
Большинство современных полицейских национальных законодательств имеет в своей основе Европейский кодекс полицейской этики,
'The Council of the European Union, Council Decision of 22 December 2000 Establishing a European Police College (CEPOL) (2000/820/JHA) // Official J. of the European Communities (EN). 30.12.2000. L 336/1; Решение Совета ЕС 2005/681/JHA от 20 сентября 2005 «Установление Европейского Колледжа полиции (CEPOL) и аннулирование Решения 2000/820/JHA» // Офиц. бюл. ЕС. L 256/70 от 01.10.2005.
2The Memorandum of Continuous Education of EU // Official J. of the European Communities (EN). Vol. 111.
Brussels, 2001.
4Enhancing Police and Customs Cooperation in the European Union Act. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council: Enhancing Police and Customs Cooperation in the European Union [COM (2004) 376 Final - Not Published in the Official Journal of the European Communities].
516/2007/GB. Establishing a Project Group «Administration of Travel Reimbursement for Participants of CEPOL Activities» and Amending Decision 10/2007/GB. Consolidated Version; 15/2007/GB. Approving the Meeting Calendar for the Second Half 2007.14/2007/GB; Amending the Procedure for Canceling CEPOL Activities and Amending Decision 30/2006/GB. (Administrative Rules, Commitments and Guidelines for Courses and Seminars). Consolidated Version. CEPOL, Bramshill, 2007.
5 Sommet Franco-Allemand. Déclaration Conjointe Sur les Grandes Priorités Européennes. Nantes. 2001. 23 novembre.
6European Convention on Human Rights. 6 November. 1990 [H90.10E]. Strasbourg, 1990; 1999/364/JHA: Common Position of 27 May 1999 Adopted by the Council on the Basis of Article 34 of the Treaty on European Union, on Negotiations Relating to the Draft Convention on Cyber Crime Held in the Council of Europe. Strasbourg, 1999; Control of Internal Security Services in Member States of the Council of Europe: Recommendation of the Council of Europe № 1402. Brussels, 1999; Recommendation on the European Code of Police Ethics № 10 from 2001: Committee of Ministers of Member States // Meeting of the Ministers Deputies № 765 at the 19 September 2001. Brussels, 2001; Combating Anti-Semitism from April 2004 // Decision of OSCE Permanent Council. Brussels, 2004.
7Control of Internal Security Services in Member States of the Council of Europe: Recommendation of the Council of Europe № 1402. Brussels, 1999; European Code of Police Ethics. Strasbourg; Cedex, 2001; Declaration on Police. Council Decision Establishing a Framework Program on the Basis of Title VI of the Treaty of European Union // Police and Judicial Cooperation in Criminal Matters. Brussels, 2001.
принятый 19 сентября 2001 года и одобренный решением Совета министров Евросоюза № 58.578 от 17 сентября 2003 года8. Европейский кодекс полицейской этики является одним из наиболее важных документов по унификации подготовки полицейских кадров. Он закрепляет общедемократические начала подготовки кадров, отмечает целесообразность проведения стажировок сотрудников полиции в практических органах после прохождения первоначальной подготовки. Следует обратить особое внимание на артикул IV. 3 Кодекса полицейской этики - «Подготовка сотрудников полиции». Полицейское законодательство стран ЕС как минимум дублирует названные статьи, а как максимум - расширяет их, адаптируя общеевропейские нормы к национально-историческим реалиям каждой страны. Попробуем кратко аннотировать постатейные нормы артикула IV. 3.
Ст. 26. Подготовка сотрудников полиции должна строиться на основополагающих принципах демократии, верховенстве права и защите прав человека. Ст. 27. Общая подготовка сотрудников должна быть максимально открытой для общества. Ст. 28. За первоначальной общей подготовкой следуют регулярные периоды повышения квалификации, а при необходимости - специальная подготовка и обучение руководящей и управленческой деятельности. Ст. 29. Практическая подготовка относительно применения силы должна быть составной частью профессиональной подготовки полицейских на всех уровнях. Практическая подготовка должна быть максимально приближена к реальности. Ст. 30. В профессиональную подготовку полицейских должна входить и необходимость борьбы с расиз-
мом и ксенофобией. При подготовке сотрудников полиции следует всякий раз бороться с любыми проявлениями расизма и ксенофобии в полиции.
Вторая группа источников представлена национальным законодательством стран-участниц Евросоюза. Из национальных документов необходимо прежде всего выделить законы об образовании в различных интерпретациях их названий и формулировок, корреспондирующиеся с обозначенными выше руководящими документами ЕС. Регламентация профессиональной подготовки кадров полиции находит отражение также в ведомственных нормативных правовых актах общенационального, регионального и местного уровней в зависимости от гражданской либо полицейской подведомственности образовательного учреждения, осуществляющего профессиональную подготовку, а также должностного уровня сотрудников полиции.
Даже при беглом ознакомлении с законодательством Великобритании за последние 20 лет мы можем обнаружить более сотни правовых актов, законов, регулирований, прямо или косвенно говорящих об отношении британского правительства к вопросам кадровой работы в полиции. Вот небольшой перечень основных британских законов и актов, изданных после 1986 года и представляющих интерес в рамках заявленной нами темы: акт уголовных процедур и уголовного следствия 1996 года; Полицейский акт 1996 года; Полицейский акт 1997 года; Акт о международном сотрудничестве в сфере юстиции 1997 года; Закон «О реформе полиции 2002 года»; Акт о международном сотрудничестве в уголовной сфере 2003 года; Акт полиции и юстиции 2006 года9 и др.
8The European Code of Police Ethics. Recommendation Rec. (2001)10, Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 19 September 2001 and Explanatory Memorandum. Council of Europe Publishing, F-67075. Strasbourg; Cedex.
9Police Act 1976. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/46/contents (дата обращения: 20.09.2015); Criminal Procedure and Investigations Act. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/25/resources (дата обращения: 04.06.2014); Police Act 1997. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1997/50/contents (дата обращения: 20.09.2015); Criminal Evidence (Amendment) Act. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1997/17/contents (дата обращения: 04.06.2014); Police Reform Act 2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/30/contents (дата обращения: 04.06.2014); Crime (International Cooperation) Act 2003. URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2003/32 (дата обращения: 04.06.2014); Police and Justice Act 2006. URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2006/48/contents (дата обращения: 04.06.2014).
Если же обратиться к ведомственным полицейским инструкциям и прочим регулировочным актам, исходящим из Home Office (МВД Великобритании), то их числу нет предела, что, впрочем, характерно для всей системы англосаксонского права.
Только по истечении одного года работы полицейские колледжи Сентрекс, Туллиан, Брамс-хилл могут издавать до 80 внутренних административных правовых актов, а если добавить к этому документы МВД, набирается свыше 500 административных нормативно-правовых документов ежегодно10. В частности, следует упомянуть «Практическое руководство по национальной модели оперативной работы» от 1996 года с дополнениями от 7 января 2005 года (National Intelligence Model - Code of Practice). Цель Кодекса, как следует из гл. 25 рассматриваемого документа11: обучить старших офицеров британской полиции основным принципам и общим минимальным стандартам национальной модели оперативной работы. А ст. 28 Полицейского акта 1996 года гласит: главный офицер полиции может в соответствии с нормами раздела 52 назначать людей в качестве полицейских кадетов, чтобы обучить их для работы в соответствующей полицейской структуре12.
В начале 90-х годов ХХ века британское правительство провело реорганизацию полиции для повышения эффективности ее работы. В законодательных актах говорится о праве полицейских органов проводить самостоятельное обучение офицеров полиции как патрульных, так и сотрудников оперативных подразделений. С 2006 года британские колледжи полиции Сентрекс и Туллиан начали работу по стыковке своих образовательных программ с соответствующими программами английских государственных университетов. Указанные вопросы регулируются комплексом нормативных актов Евросоюза по Болонскому процессу13 и, конечно же, положениями акта МВД Великобритании о реформе британской полиции на 2004-2010 годы14.
Французские полицейские законы немногословны в отношении вопросов подготовки по-лицейских15. В этой связи больший интерес представляют действующие и поныне законы 80-90-х годов ХХ века и ряд законов начала XXI века, регулирующих не только административные отношения полиции и государства, но и принципы и систему подготовки французских полицейских и жандармов16.
В каждой из 18 земель Германии местные полицейские законы подробно регулируют про-
10GB Home Office. URL: http://enq.ru/contentid_41/page29.html (дата обращения: 11.02.2014); GB Home Office. URL: http://www.opsi.gov.uk/ (дата обращения: 04.06.2014); Office of Public Sector Information. URL: http://police. homeoffice.gov.uk/news-and-publications/ (дата обращения: 04.06.2014).
''National Intelligence Model - Code of Practice. URL: http://ru.scribd.com/doc/18687816/National-Intelligence-Model (дата обращения: 11.02.2014).
12Police Act 1996, Chapter 16. URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1996/1996016.htm (дата обращения:
12.05.2013).
"Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе. СЕД № 165. Лиссабон. 11.04.1997 (вступила в силу 01.02.1999). URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/yi-praktika/ m3v.htm (дата обращения: 12.05.2014).
14Police Reform Act. URL: http://www.gleam-uk.org/guidance/police-reform-act-2002/ (дата обращения:
12.04.2014).
15Code de déontologie de la police nationale. URL: http://www.amicaledelapolicenationale.fr/objectifs/ (дата обращения: 20.09.2015); Loi n° 66-492 du 9 juillet 1966 portant organisation de la police nationale. URL: http: //www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000692468&dateTexte=vig (дата обращения:
20.09.2015).
16Loi n° 83-634 du 13 juillet 1983 portant droits et obligations des fonctionnaires. Paris, 1983; Nouvelle loi communalen du 24 juin 1988. Paris, 1988; Regulations Code de déontologie de la police nationale // Decree № 86.592 (France). Porra-Paoli, 1991; Arrêté du 22 juillet 1996 portant réglement général d'emploi de la police nationale. Paris, 1996; Réglement général d'emploi de la police nationale: 6 juin 2006, № INTC0600544A (France). Paris, 2006.
цессы подбора и подготовки кадров. Кроме того, наличие в каждой из земель своего полицейского колледжа или Центра подготовки полиции дает возможность рассмотреть их деятельность в комплексе на основе компаративного метода исследования17.
Законодательство Финляндии непосредственную ответственность за подбор, подготовку и переподготовку полицейских сотрудников возлагает на МВД. Это нашло отражение в «Акте об администрации внутренних дел 1936 года», законе «О полиции» 1966 года, Положении об МВД 1991 года с последующими изменениями и дополнениями18.
Работа полиции Люксембурга по подготовке полицейских кадров основана на большом спектре законов, принятых в основном в конце ХХ - начале XXI века. Это Уголовный кодекс от 16 июня 1879 года с дополнениями и изменениями в новой редакции от января 1997 года; УПК от 1862 года с дополнениями и изменениями в редакции, утвержденной в январе 2007 года; специальное полицейское законодательство, включающее Закон о создании герцогской полиции от 31 мая 1999 года и Декларацию о полиции Великого Герцогства Люксембург19.
Полицейское законодательство Мальты свидетельствует о ключевых целях полиции, в числе которых - повышение качества службы и уров-
ня подготовки ее сотрудников. Об этом говорят Конституция Мальты от 21.09.1964 года, Кодекс «Законы и нормы полиции для Мальты», который был издан еще 30 января 1854 года20. За прошедшие годы в Кодекс внесено более 80 изменений и дополнений, последнее из которых - в 2006 году. Мальтийская полиция применяет в своей деятельности и иные законодательные нормы: Полицейский акт 1961 года; акт для комиссара юстиции 1981 года; Кодекс полицейской этики; Акт о частной охране и местных силах правопорядка 1996 года; акт об образовании в части гл. 327, ст. 44(1)Ь; и др.21 В 2004 году правительством Мальты был одобрен предложенный министерством внутренних дел и юстиции стратегический план развития полиции на 2004-2006 годы. В соответствии с ним организация полиции, ее обучение определялись приоритетами для государства22.
Положение полиции Испании определяется комплексом норм, предусматривающих цели, задачи и принципы деятельности полиции, а также систему подготовки ее подразделений. Названную совокупность актов образуют: Конституция Королевства Испания, законы, постановления правительства; нормативные акты МВД и акты органов государственной власти территорий и органов местного самоуправления Испании23.
Таким образом, полицейское и образовательное законодательство Великобритании, Франции,
17Bundesgesetz über die Einrichtung und Organisation des Bundeskriminalamtes // Bundeskriminalamt-Gesetz -BKA-G. BGBl. I. 2002. № 22.
18Finland Police Act (493/1995, Amendments up to 315/2001 included). Chapter 3, Section 42. Helsinki, 1995.
19Полиция Люксембурга. URL: www.coginta.com (дата обращения: 20.09.2015).
20Полиция Мальты. URL: http://www.coginta.com/index.html (дата обращения: 04.06.2011).
21Private Guards and Local Wardens Act. Act XIII of 1996, as Amended by Acts III of 2002 and XIII of 2005, Chapter 389. Valetta, 2005.
22Malta Police Strategic Plan 2004-2006. Key Objective 1: Personnel and Training. Malta Police Department. Valletta, 2004.
23Cuerpo Nacional de Policía. Ley Orgánica 2/86, de 13 de marzo, de fuerzas y cuerpos de Seguridad. URL: http:// www.policia.es/cnp/normativa/normativa_lo_1986_02_index.html (дата обращения: 07.07.2015); Real Decreto 1484/1987, de 4 de Diciembre, Naturaleza, régimen Jurídico, Dependencia, Escalas, Categorías, Relaciones de Personal y Administración del mismo, Uniforme, Distintivos y Armamento // Boeltin oficial del estado. 05-12-1987. URL: http:// www.policia.es/cnp/normativa/normativa_rd_1987_1484.html (дата обращения: 12.03.2015); (BOE 18/05/95) Real Decreto 614/1995, de 21 de abril, por el que se aprueba el reglamento de los procesos selectivos y de formación en el Cuerpo Nacional de Policía // Boeltin oficial del estado. 18-05-1995. URL: http://www.policia.es/cnp/normativa/ normativa_rd_1995_614.html (дата обращения: 07.07.2015).
ФРГ, Финляндии, Мальты, Люксембурга и Испании представлено богатой и разнообразной источниковой базой.
В большинстве остальных так называемых старых европейских государств особая регламентация подготовки полицейских кадров на национальном законодательном уровне либо отсутствует, либо относится к рассматриваемой нами проблеме косвенно.
Обратим внимание на вторую группу стран -участниц ЕС - на «новые» государства, бывшие когда-то либо союзными республиками в составе СССР либо «странами социалистического лагеря». Практически во всех этих государствах от социалистического режима сохранилась традиция готовить офицеров полиции в полицейских вузах, которые претендуют на статус, равный статусу гражданских университетов.
Самый, на наш взгляд, характерный пример -регулирование полицейского образования в Чешской Республике. Основу подготовки полиции Чехии составляет совокупность актов, предусматривающих цели, задачи, принципы полицейской деятельности. Титул 3, ч. 1, ст. 8 Полицейского закона Чешской Республики от 21 июня 1991 года прямо указывает на обязанность всех офицеров полиции проходить специальное полицейское обучение. Закон говорит, что офицер полиции не имеет права осуществлять полицейские действия, если он/она не был профессионально обучен24.
Организация и функции полиции, а также образовательная политика МВД Республики Словакии определяются в Законе о корпусе полиции Словацкой Республики № 171/1-993 и рядом других законов о работе полиции25.
В Болгарии источниковая база по деятельности полиции представлена Законом о болгарских документах, удостоверяющих личность, Законом об административном производстве, Законом об администрации и др.26 Названное законодательство служит главной опорой модернизации болгарской полиции в соответствии с требованиями Евросоюза. В состав нормативной базы по подготовке кадров полиции входят более 20 законов и инструкций по их применению27. Например, «Правила исполнения законов в процессе дорожного движения» говорят о необходимости специальной подготовки офицеров дорожной полиции28.
Основную массу источников по кадровой политике в полиции Польши кроме Акта о полиции 2000 года составляют Уставы Сейма, уголовное законодательство, воеводские и региональные нормативные акты о полиции в рамках местной компетенции, особенно касающиеся вопросов вербовки и подготовки на местном уровне будущих офицеров полиции29.
Закон Литовской Республики «О деятельности полиции» включает образовательные полицейские учреждения в структуре полиции30.
24283/1991 Coll. Act of the Czech National Council of 21 June 1991 Regulating the Police of the Czech Republic, Chapter 8. Prague, 1991.
25World Database on Policing. URL: www.coginta.com (дата обращения: 03.02.2011).
26The Legislation of Republic Bulgaria. Luxembourg, 2009.
27Code of Ethics for Officials of the Ministry of Interior with Police Functions, Bulgaria: the Rule of Law in the Police Work. Sofia, 1998; Stability Pact Initiative Against Organized Crime in South-Eastern Europe (SPOC) from October 5, 2000. Sofia, 2000; World Database on Policing. Comparative Policing: BULGARIA; Policing Legislation. URL: http://coginta.com/W/Bulgaria.htm (дата обращения: 04.04.2015).
28Clean Last Mile Transport and Logistics Management for Smart and Efficient Local Governments in Europe. C-LIEGE 31/05/2012. Output O3.2. URL: http://www.c-liege.eu/fileadmin/Media/c-liege.eu/Downloads/Pilotcities/ Montana/Montana_Pilot_Fact_Sheet.pdf (дата обращения: 05.06.2015).
29Act on the Police of 6 April 1990 // Dz. U. of 2002 № 7, Item 58 as Amended Act in Force Since 01.05.2006. Promulg // Official Gazette, № 17 of 24 February 2006, Amended // Official Gazette, № 30 of 11 April 2006.
30Закон Литовской Peспублики «О деятельности полиции» от 17 октября 2000 г. № VIII-2048 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 16 мая 2002 г. № IX-887, Законом от 17 апреля 2003 г. № IX-1504, Законом от14 октября 2003 г. № IX-1773, Законом от 11 мая 2006 г. № X-603) Гл. 2, ст. 11.3. Вильнюс, 2006.
Закон дает право готовить полицейских в гражданских образовательных учебных заведениях, подчиняющихся министерству образования.
Полиция Румынии строит свою работу на основе комплекса государственных законов и ведомственных актов31. Разнообразный материал дают официальные сайты учебных заведений румынской полиции: Центр кинологии, Школа охранников «Септимиу Мурезан» (г. Клуж-Напока), Центр подготовки и повышения квалификации «Николае Голеску» (г. Слатина), Военная школа унтер-офицеров полиции «Василий Ласкор»32.
«Кодекс этики полиции» Республики Словения дает перечень основных законов, регулирующих работу словенской полиции33. Можно назвать еще более 60 нормативных актов, затрагивающих вопросы отдельных видов подготовки, переподготовки и переквалификации сотрудников словенской полиции34. А гл. 7 Закона о полиции Словении от 2004 года с дополнениями от 2005 и 2006 годов «Образование, обучение и развитие полицейских» полностью посвящена вопросам профессионального полицейского образования35.
Третья группа источников представлена материалами периодической печати. Среди российских изданий прежде всего необходимо выделить следующие журналы: «Полицейское право» (2005-2011 годы), «Право и образование»,
«Административное право и административный процесс». Авторы публикуют в них оригинальные статьи, в которых практически всегда присутствует анализ новых законодательных источников по полицейскому обучению в ЕС.
Отметим также европейские и американские журналы: «Police Practice and Research», «Journal of Police Science and Administration», «Police Studies», «Police Quarterly» «Policing and Society», «International Peacekeeping», «European Journal on Criminal Policy and Research», «Police Chief» и др. Документы, публикуемые на страницах этих журналов, дают возможность комплексного взгляда на проблемы обучения полицейских в государствах Евросоюза. Например, огромный пласт информации исследователь может найти в крупных аналитических статьях названных журналов: «Полицейская подготовка и обучение» П. Виека и И. Мраовича [16], «Представления о полиции 21-го века» К. Шафера [17], «Полицейское образование и обучение в глобальном обществе» [18].
Особо следует отметить журнал «Theory and Practice of Police Research in Europe», который в последние 5 лет приобретает характер общеевропейского полицейского печатного органа. В нем представлены аналитические и обзорные материалы о работе национальных полицейских учебных заведений государств - членов ЕС.
31Закон № 550 от 13 декабря 2004 года «О жандармерии»; Закон № 218 от 23 апреля 2002 года «Об организации и функционировании полиции Румынии» («Полицейский Акт»); Закон № 360 от 2002 года «Полицейский статут»; Приказ МВД Румынии № 63 от 26 июня 2003 года об организации и функционировании жандармерии в составе МВД Румынии; Кодекс полиции от 2006 года.
32Центр кинологов Румынии. URL: http://www.centrulchinologic.ro (дата обращения: 12.09.2015); Школа полиции Румынии. URL: http://www.scoalapolcj.ro; http://www.politiaromana.ro/scoala_cluj.htm (дата обращения: 12.09.2015).
33Школа Полиции Слатины. URL: http://www.scoalapolslatina.ro; http://www.politiaromana.ro/scoala_slatina.htm (дата обращения: 12.09.2015).
34Полиция Словении. URL: http://www.policija.si/en/organization/code.html (дата обращения: 20.09.2015); Explosives Act // Official Gazette of the Republic of Slovenia, Nos. 96/02 and 69/05; Private Security Act // Official Gazette of the Republic of Slovenia. №.126/03; Firearms Act // Official Gazette of the Republic of Slovenia. №.23/05. Zoro-1-UPB1.
35Сайт законодательства и документации правительства Словении. URL: http://www.inz.gov.si/en/legislation_ and_documents/ (дата обращения: 20.09.2015); World Database on Policing: Comparative Policing: SLOVENIA; Policing Legislation. URL: http://coginta.com/W/Slovenia.htm (дата обращения: 20.09.2015).
Таким образом, источники по истории и современному состоянию подготовки и обучения сотрудников полиции государств Евросоюза, доступные российскому исследователю, позволяют решать задачи изучения, анализа и определения приоритетов полицейских струк-
тур названных государств в указанной сфере. А следовательно, дают возможность экстраполировать полученные выводы для рекомендаций политикам и практикам отечественных административных, в т. ч. полицейских, реформ.
Список литературы
1. КапустинЮ.Т. Полиция в механизме буржуазных государств. М., 1981.
2. Керимов Д.А. Политическая система и права человека. М., 1990.
3. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
4. Морозов В.М. Российские и зарубежные полицейские и милицейские системы: происхождение и развитие. Владимир, 1999.
5. Шушкевич И.Ч. Профессиональная подготовка полицейских в европейских странах. СПб., 1997.
6. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М., 1999.
7. Кикоть В.Я. Профессиональное образование в механизме реализации кадровой политики МВД России. Опыт системного исследования. М., 2002.
8. Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование. М., 2003.
9. Быков А.В. Организационная структура и задачи, выполняемые полицией Швеции, ФРГ, Франции, Испании // Зарубежный опыт. ГИЦ МВД СССР. 1991. № 15. С. 71-72.
10. Полиция Франции // Зарубежный опыт. Экспресс-информация. ГИЦ МВД СССР. 1991. № 1-2.
11. Финансовая гвардия Италии // Зарубежный опыт. Экспресс-информация. ГИЦ МВД СССР. 1991. № 3.
12. Нурлыбаева Г.К. Нравственное воспитание руководящих кадров полиции стран Европы в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
13. Андреева И.А. «Ретерриториализация» полицейской деятельности в современных государствах: причины, итоги, проблемы // Вестн. МВД России. 2008. № 4. С. 69-75.
14. Андреева И.А. Реформы органов полиции в государствах Европы (конец XX - начало XXI вв.): учеб. пособие. Омск, 2013.
15. Киселёв А.К., Конев А.Н. Европейский полицейский колледж (CEPOL). Ставрополь, 2007.
16. Veic P., Mraovic I.C. Police Training and Education: The Croatian Perspective // Police Practice and Research. 2004. Vol. 5, № 2. P. 109.
17. Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century // Police Chief. Nov. 1997. P. 54-58.
18. Kratcoski P.C. Police Education and Training in a Global Society: Guest Editor's Introduction // Police Practice and Research. 2004. Vol. 5, № 2. P. 212-215.
References
1. Kapustin Yu.T. Politsiya v mekhanizme burzhuaznykh gosudarstv [Police in the Mechanism of Bourgeois States]. Moscow, 1981.
2. Kerimov D.A. Politicheskaya sistema iprava cheloveka [Political System and Human Rights]. Moscow, 1990.
3. Solovey Yu.P. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti militsii v Rossiyskoy Federatsii [Legal Regulation of Police Work in Russia]. Omsk, 1993.
4. Morozov V.M. Rossiyskie i zarubezhnye politseyskie i militseyskie sistemy: proiskhozhdenie i razvitie [Russian and Foreign Police Officers and Police Systems: The Origin and Development]. Vladimir, 1999.
5. Shushkevich I.Ch. Professional'nayapodgotovkapolitseyskikh v evropeyskikh stranakh [Training of Police Officers in European Countries]. St. Petersburg, 1997.
6. Gubanov A.V Politsiya zarubezhnykh stran. Organizatsionno-pravovye osnovy, strategiya i taktika deyatel'nosti [Th Police in Foreign Countries. Organizational and Legal Framework, Strategy and Tactics of Activity]. Moscow, 1999.
7. Kikot' V.Ya. Professional'noe obrazovanie v mekhanizme realizatsii kadrovoy politiki MVD Rossii. Opyt sistem-nogo issledovaniya [Vocational Education in the Mechanism of Implementing Personnel Policy of the Russian Interior Ministry. The Experience of Systems Research]. Moscow, 2002.
8. Sydoruk I.I. Pravoporyadok: organizatsionno-pravovoe obespechenie v Rossiyskoy Federatsii. Teoreticheskoe administrativno-pravovoe issledovanie [Law and Order: Organizational and Legal Support in the Russian Federation. A Theoretical Administrative and Legal Research]. Moscow, 2003.
9. Bykov A.V. Organizatsionnaya struktura i zadachi, vypolnyaemye politsiey Shvetsii, FRG, Frantsii, Ispanii [Organizational Structure and Tasks Performed by the Police in Sweden, Germany, France and Spain]. Zarubezhnyy opyt. GITsMVD SSSR, 1991, no. 15, pp. 71-72.
10. Politsiya Frantsii [French Police]. Zarubezhnyy opyt. Ekspress-informatsiya. GITs MVD SSSR, 1991, no. 1-2.
11. Finansovaya gvardiya Italii [Guardia di Finanza]. Zarubezhnyy opyt. Ekspress-informatsiya. GITs MVD SSSR, 1991, no. 3.
12. Nurlybaeva G.K. Nravstvennoe vospitanie rukovodyashchikh kadrov politsii stran Evropy v protsesse professional'noypodgotovki: dis. ... kand. ped. nauk [Moral Education of the Leading Police Personnel in Europe in the Course of Their Training: Cand. Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2007.
13. Andreeva I.A. "Reterritorializatsiya" politseyskoy deyatel'nosti v sovremennykh gosudarstvakh: prichiny, itogi, problemy ["Reterritorialization" of Policing in the World Today: Causes, Results, Problems]. Vestnik MVD Rossii, 2008, no. 4, pp. 69-75.
14. Andreeva I.A. Reformy organovpolitsii v gosudarstvakh Evropy (konetsXX- nachalo XXI vv.) [Reforms of Police Agencies in European Countries ( End of the 20th and Early 21st Cetury)]. Omsk, 2013.
15. Kiselev A.K., Konev A.N. Evropeyskiy politseyskiy kolledzh (CEPOL) [European Police College (CEPOL)]. Stavropol, 2007.
16. Veic P., Mraovic I.C. Police Training and Education: The Croatian Perspective. Police Practice and Research, 2004, vol. 5, no. 2, p. 109.
17. Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century. Police Chief, Nov. 1997, pp. 54-58.
18. Kratcoski P.C. Police Education and Training in a Global Society: Guest Editor's Introduction. Police Practice and Research, 2004, vol. 5, no. 2, pp. 212-215.
Kiselev Anatoly Kirillovich
Institute of Law, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia)
POLICE TRAINING IN THE EUROPEAN UNION ACCORDING TO HISTORICAL SOURCES
The author suggests an overview of the current European documents to study the evolution of the police training policy in the EU during the mid - 20th and early 21st century. This overview will be of interest to experts studying training and social welfare of both domestic and foreign police. The first group of sources includes EU documents, international and European laws on the education and training of police personnel. The author has performed an original analysis of the guidelines of the European Police College (CEPOL) from 2001 to 2014. In other documents of EU governing bodies the author analysed some of the decisions taken by the European Commission in order to involve in the process of training police officers not only specialized education institutions but also civil colleges, institutes and universities, which allowed the police in the member countries to receive bachelor's and master's degrees, something unheard of until 2008. The second group of sources is comprised of the national legislations of EU member states, as well as departmental legal acts at the national,
regional and local levels. These are, of course, national codes of police ethics; police acts (under various names); documents of national police academies, institutes and colleges. The third group is represented by source materials from both Russian and foreign periodicals. The author believes that the sources under study can serve one of the starting points for the Russian police in their responding to current challenges.
Keywords: police, police training, European Union, CEPOL, police legislation, European Code of Police Ethics, police journals.
Контактная информация: адрес: 355012, г. Ставрополь, ул. Голенева, д. 59а;
e-mail: [email protected]