ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ В ПОЛИЦЕЙСКИХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ УГАНДА
ORGANIZATION OF SERVICE IN THE POLICE FORCES OF THE REPUBLIC OF UGANDA
В статье рассматриваются отдельные вопросы организации прохождения службы в полицейских силах Республики Уганда. Особое внимание уделено институту дисциплинарной ответственности сотрудников полиции.
In the article separate questions of the organization ofservice passing in police forces of the Republic of Uganda are considered. Particular attention is paid to the institution of disciplinary responsibility ofpolice officers.
Президентская республика Уганда расположена в области Великих Африканских озер на северо-западе Восточно-Африканского плоскогорья. Уганда — это бывшая колония Великобритании, официальными языками в государстве являются английский и суахили. Английское влияние просматривается также в построении правовой системы государства. Защиту государства осуществляют вооруженные силы — народные силы обороны Уганды, формируемые на контрактной основе. Внутреннюю безопасность и охрану правопорядка в государстве обеспечивают полицейские силы (UPF).
Полицейские силы Уганды находятся в ведении Министерства внутренних дел и являются основными силами безопасности, несущими ответственность за правоохранительную деятельность в стране.
Деятельность полиции основана на Законе о полиции (The police act) от 14 октября 1994 года [1]. Наряду с общепринятыми функциями полиции, такими как обеспечение правопорядка, безопасности населения, противодействие преступности,
полицейские силы участвуют в выполнении военизированных функций, взаимодействуя с вооруженными силами, обеспечивают безопасность высокопоставленных лиц государства, а также оказывают помощь прокурорским работникам в ходе уголовного судопроизводства (задержание, конвоирование подозреваемых, обеспечение проведения обысков и другое).
Возглавляет полицейские силы Уганды генеральный инспектор полиции (IGP), назначаемый президентом Республики Уганда по рекомендации комиссии по государственной службе и подчиняющийся непосредственно президенту и министру внутренних дел.
Численность полицейских сил Уганды составляет около 50 тысяч человек личного состава. По официальным данным, приведенным во Всемирной энциклопедии полицейских сил и исправительных систем, соотношение сотрудников полиции к населению в Уганде составляет примерно 1 сотрудник на 1880 жителей. Однако существуют значительные различия в соотношении численности сотрудников
полиции и численности населения по районам, которые варьируются от 1 сотрудника на 100 жителей в столице до 1 сотрудника на 8000 жителей в некоторых отдаленных районах.
Министерству внутренних дел подчиняются региональные управления, а также районные отделы полиции. Примечательно, что в соответствии со статьей 7 Закона о полиции термин «район» не соответствует административно-территориальному делению, но «включает любую область, объявленную главным инспектором полиции в качестве полицейского подразделения».
В структуру полицейских сил Уганды входят различные управления, отделы, департаменты, функции которых направлены на выполнение задач правоохранительных органов.
Во главе структуры полицейских сил Уганды находится Административный отдел (Дирекция), который ведает вопросами финансирования полицейских сил, осуществляет кадровую политику, оперативное управление подразделениями полиции в области предупреждения преступности, отвечает за «гарантии общественной безопасности» в стране [2].
Административному отделу подчиняется Уголовно-следственное управление. Данное управление ответственно за выявление, предупреждение и расследование преступлений, сбор информации о преступниках, подозреваемых лицах, сбор доказательств, необходимых для уголовного преследования.
Следующим подразделением полицейского аппарата является специальный отдел, в функции которого входит: организация аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел; организация сбора, накопления и хранения служебной информации, необходимой для осуществления анализа полицейской деятельности в Республике Уганда; контроль за процессом поступления информации от подведомственных структурных подразделений; подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам деятельности полицейских сил; распространение информации по вопросам безопасности.
Этнический состав Республики Уганда весьма разнообразен, на территории республики проживают представители около 50 народов, имеющих различную культуру, специфический менталитет, национальные, племенные традиции. Этим объясняется создание в структуре Министерства внутренних дел отдела местной административной полиции (LAP). Штат отдела местной административной полиции состоит из сотрудников, набранных из мест компактного проживания представителей различных народов Уганды, например народов ганда, нколе, ньоро, гвере,
ачоли и других. Наряду с образовательным цензом к сотрудникам отдела предъявляется требование владения местными языками и обычаями. Сотрудники отдела отвечают за исполнение местных подзаконных актов, осуществляют функции служебной коммуникации, выполняют обязанности переводчиков, консультационные функции.
Юридический департамент полицейских сил Уганды обеспечивает нормативно-правовое регулирование деятельности полиции, осуществляет нор-мотворческую деятельность, контроль за соблюдением законодательства в системе полицейских органов, организует и обеспечивает договорно-претен-зионную работу в интересах полицейских сил.
Важную роль в сфере ювенальной юстиции играет специально созданная в структуре Министерства внутренних дел группа по защите детей и семьи, которая занимается вопросами защиты прав человека, а также гендерной проблематикой.
В структуре Министерства внутренних дел функционируют отделы и службы, непосредственно осуществляющие функции по охране общественной безопасности. К названным подразделениям относятся: Отдел полиции по борьбе с терроризмом, отвечающий за такие виды деятельности, как обезвреживание взрывных устройств, спасение заложников и задержание террористов; Мобильное полицейское патрульное подразделение (МППУ), которое специализируется по расследованиям преступлений, связанных с нарушением пограничных правил, включая контрабанду, незаконные пересечения границы и другие; Отряды специального назначения, представляющие собой военизированные подразделения полиции, прошедшие подготовку по борьбе с массовыми беспорядками, вооруженные автоматическим оружием.
Полицейские силы Уганды включают различные виды полиции, такие как полиция общественной безопасности, железнодорожная полиция, авиационная полиция (полиция авиакрыла).
В рамках отдельных видов полиции действуют обеспечивающие их целевое назначение подразделения: Управление дорожного движения и безопасности дорожного движения (функции заключаются в обеспечении соблюдения законов о дорожном движении и безопасности дорожного движения в целях обеспечения безопасности всех его участников); Управление по правам человека и юридическим услугам (несет ответственность за консультирование руководства полиции и других сотрудников по правовым вопросам, инициирование связанных с полицией законодательных актов, руководство дисциплинарным процессом полиции и разработку законопроектов и других нормативных документов для полицейских сил); Управление противопожарных и спасательных
служб полиции (деятельность осуществляется по направлениям: предотвращение пожаров путем контроля, обучения населения, проведение расследований и медиа-кампаний по спасению граждан, оказавшихся под угрозой природных или техногенных опасностей; пенотушение, для того чтобы защитить и спасти имущество от уничтожения огнем; активное участие в качестве ключевого игрока в национальной борьбе со стихийными бедствиями вместе с другими заинтересованными сторонами); Управление медицинского обслуживания полиции (отвечает за лечение, профилактику и борьбу с заболеваниями, ведет пропаганду здорового образа жизни и поведения в полицейском сообществе, оказывает услуги по неотложной медицинской помощи окружающим общинам, проводит экспертизы жертв и подозреваемых, которым могут потребоваться доказательства медицинского характера в процессе отправления правосудия); Управление судебно-медицинской экспертизы (отвечает за выявление, расследование и предотвращение преступлений в узкоспециализированных областях киберпре-ступности, баллистики, редких случаев химического анализа); Управление уголовного розыска (область ответственности — обеспечение эффективного выявления, расследования и предупреждения преступлений); Управление криминальной разведки (осуществляет разработку планов, стратегий, политики и руководящих принципов для эффективного управления разведывательной информацией о преступности путем сбора и распространения информации о тенденциях и формах преступности в стране); Управление кадрового развития (разрабатывает политику, системы и стратегии эффективного развития людских ресурсов в рамках полицейских сил. Осуществляет мероприятия по подготовке наемных работников, предоставлению возможностей для обучения и приобретения знаний, новых навыков, по созданию благоприятных условий для развития сотрудников); Управление информационно-коммуникационных технологий (осуществляет планирование в области оснащения информационно-коммуникационными технологиями, разработку и консультирование сотрудников полиции по вопросам осуществления политики в области ИКТ в соответствии с национальным планом в области ИКТ, поддерживая тем самым международные стандарты); Управление Интерпола (обеспечивает международное и региональное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью); Управление логистики и инжиниринга ( разрабатывает и осуществляет стратегическую политику в области материально-технического и инженер-
ного обеспечения полицейских сил Уганды); Политическое управление (несет ответственность за поддержку морального состояния, патриотических настроений сотрудников полиции, ориентированных на сотрудничество с местными общинами и их поддержку); Управление благосостояния и производства (назначением управления является поддержание и повышение благосостояния сотрудников угандийской полиции и членов их семей, одним из путей достижения этой цели является создание магазинов беспошлинной торговли для сотрудников, в которых они могут приобретать товары первой необходимости по сниженным ценам).
В столице государства — городе Кампале функционирует Управление полиции Кампалы. Управление возглавляет комиссар полиции, который подчиняется непосредственно генеральному инспектору полиции Уганды.
В соответствии с законодательством Уганды запрещается легальная продажа любых видов оружия, включая пневматическое. В связи с этим граждане государства могут приобрести навыки пользования оружием только официальным путем, например при поступлении в полицию. В Республике Уганда отсутствуют специальные учебные заведения, готовящие офицерский состав для полицейских сил. На территории государства функционируют специализированные учебные заведения, подготавливающие рядовой и сержантский состав сотрудников для полиции. Такие учебные заведения называются полицейскими академиями. Срок обучения в академии составляет 9 месяцев. Примером подобного учебного заведения является полицейская академия КаЬа1уе Masindi, дислоцированная в районе города Масинди. Это небольшой городок, расположенный примерно в 200 километрах от Кампалы. Академия расположена в очень выгодном с точки зрения экологии месте, на границе национального заповедника. Курсанты, таким образом, обеспечены свежим воздухом и прохладными помещениями.
Распорядок служебного дня регламентирован следующим образом. Подъем в академии объявляется в пять утра. После подъема курсантам отводится тридцать минут для подготовки к учебному дню. В 5 часов 30 минут курсанты совершают кросс на дистанцию два километра. За кроссом следует завтрак, после которого производится уборка помещений и территории. В 8 утра начинается физическая подготовка, которую проводят инструкторы по физическому обучению, каждый из которых обучался в школе боевых искусств под руководством северокорейских инструкторов в течение двух лет, имеет черный пояс и второй дан по каратэ. Продолжительность заня-
тия составляет 1 час. В течение дня один инструктор проводит занятия с тремя классами, причем в каждом классе насчитывается не менее 100 курсантов и занятия проводятся с понедельника по пятницу.
Методика проведения занятия следующая: в первые 15 минут курсанты должны для разминки пробежать кросс на дистанции 2 километра. Оставшееся время посвящается отработке упражнений самообороны, разоружения противника.
Занятия по приобретению навыков использования служебного оружия и огневой подготовке начинаются через два месяца после поступления в полицейскую академию. В соответствии с учебным расписанием занятия по огневой подготовке планируются один раз в неделю. Первоначально курсанты изучают материальную часть оружия. Следует отметить, что в полицейских силах Уганды в качестве штатного оружия используются автоматы Калашникова и пистолеты Макарова. Теоретическая часть курса огневой подготовки состоит в детальном изучении механизмов оружия, а практическая — в сборке и разборке оружия, привитии навыков его чистки и хранения, а также мелкого ремонта. Кроме того, курсанты изучают баллистику.
На этапе подготовки перед практическими стрельбами курсантов обучают правилам безопасности. Преподаватели-инструкторы показывают курсантам мастер-класс по стрельбе из штатного оружия. Стрельбы курсантов производятся под строгим контролем инструкторов. Практические упражнения с использованием автоматического оружия состоят в стрельбе из положения стоя, положения с приседанием и положения лёжа. Стрельба из пистолета производится из положения стоя и положения с приседанием на корточках. Для каждого занятия по огневой подготовке курсантам выдается тридцать патронов для автомата и шестнадцать для пистолета. Курсантов обучают стрелять по неподвижным и движущимся целям.
В полицейской академии Kabalye Masindi осуществляется подготовка не только рядового и сержантского состава. Здесь проходят обучение также и сотрудники, получающие назначение на офицерские должности. В Уганде, для того чтобы получить звание офицера полиции, необходимо пройти полный курс обучения в гражданском университете, затем изучить курс общей полицейской подготовки в полицейской академии Kabalye Masindi в течение 9 месяцев, а после этого пройти стажировку продолжительностью 4—6 месяцев в подразделениях, в которых предполагается служба.
Правовой статус сотрудников полиции Уганды определяется Законом о полиции. В соответствии со статьей 21 указанного закона сотрудник полиции при выполнении служебных функций обязан:
- осуществлять полномочия исключительно по закону;
- соблюдать все законные требования в отношении порядка исполнения его полномочий, выданные компетентным органом;
- всегда быть готовым к исполнению служебных обязанностей;
- быть готовым служить на любой должности, на которую он может быть назначен;
- незамедлительно подчиняться и выполнять приказ или ордер, законно выданный компетентным органом;
- собирать и передавать информацию, влияющую на общественную безопасность;
- предотвращать совершение правонарушений и факты антиобщественного поведения;
- выявлять и привлекать к ответственности правонарушителей;
- задерживать всех лиц при наличии законного права на задержание.
Сотрудникам полиции предоставлено право при наличии достаточных оснований подозревать, что в помещении совершается преступление, проникать в указанные помещения без ордера.
Сотрудникам полиции при наличии на них служебной формы предоставлено право в целях обеспечения общественного порядка и безопасности останавливать общественный и личный транспорт граждан, а также регулировать ход движения.
Сотрудник полиции вправе без судебного приказа и без ордера арестовать любое лицо, если имеются достаточные основания полагать, что данное лицо совершило или собирается совершить преступление.
Сотрудник полиции вправе использовать огнестрельное оружие против:
- лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного за правонарушение;
- лица, которое посредством насилия пытается освободить другое лицо от законного содержания под стражей;
- лица, которое сопротивляется законному аресту либо препятствует аресту любого другого лица.
Полицейский, имеющий специальное звание не ниже ранга инспектора, имеет право потребовать, чтобы было сфотографировано любое лицо, задержанное в соответствии с законом за преступление, наказуемое лишением свободы без возможности штрафа, независимо от того, является данное лицо обвиняемым или осужденным. Отказ задержанного лица от про-
цедуры фотографирования является правонарушением и влечет за собой наложение штрафа в пределах двухсот угандийских шиллингов или тюремного заключения на один месяц. В том случае, если задержанное лицо будет оправдано и освобождено, его фотографии, негативы должны быть уничтожены.
В процессе службы полицейские Уганды обязаны подчиняться служебной дисциплине. Дисциплинарные отношения регулируются Дисциплинарным кодексом, являющимся составной частью Закона о полиции.
В соответствии со статьей 1 Дисциплинарного кодекса его действие распространяется на:
- аттестованных сотрудников полицейских сил;
- лиц, назначенных на должность сотрудников полиции, курсантов полицейских учебных заведений;
- сотрудников полиции органов местного самоуправления;
- специальных констеблей (лиц из числа местного населения, привлекаемых в помощь полиции для выполнения некоторых полицейских функций в период обострения криминогенной обстановки, беспорядков);
- сотрудников полиции, вышедших на пенсию, но продолжающих службу по контракту;
- любых других лиц, работающих в системе полицейских органов.
Статья 2 Дисциплинарного кодекса регламентирует обязанности сотрудников полиции:
- не использовать должностные полномочия для незаконной выгоды;
- не лишать свободы или права любого лица без законных оснований;
- не распоряжаться имуществом какого-либо лица, которое поступает в полицию на хранение в силу закона;
- гуманно, без какой-либо дискриминации обращаться с любыми лицами, находящимися под властью сотрудника либо в его распоряжении;
- не получать какого-либо вознаграждения за услуги, которые сотрудник должен оказывать в силу должностных обязанностей;
- вести себя достойно в любое время, демонстрируя законопослушность;
- не нарушать закон в силу отношений покровительства или какого-либо другого влияния;
- любезно относиться ко всем дипломатам и иностранным гражданам;
- не употреблять алкоголь в общественном месте во время дежурства или в форме, а также при наличии у полицейского оружия.
К числу правонарушений сотрудников полиции относятся некоторые действия, связанные с браком. Так, на основании статьи 5 Дисциплинарного кодекса считается, что если сотрудник полиции вступает в брак с иностранным гражданином
без письменного разрешения генерального инспектора, то он совершает должностное преступление.
Статья 7 Дисциплинарного кодекса полиции Уганды предусматривает ответственность за причинение материального ущерба государству или иным лицам, причем следует отметить, что в данном случае речь идет не о дисциплинарном проступке. Так, поведение сотрудника полиции, который своими неправомерными действиями (бездействием) в процессе выполнения служебных обязанностей причиняет материальный ущерб государству либо другим лицам, квалифицируется как преступление.
Одним из серьезных преступлений в полицейских силах считается дезертирство, которому в Законе о полиции посвящена специальная статья — 59. В статье зафиксировано, что если полицейский прекращает службу самовольно, нарушая установленный порядок, то его действия квалифицируются как преступление, которое влечет уголовную ответственность и наказание в виде лишения свободы на один год.
Преступными действиями сотрудника полиции считается недружественная пропаганда, к которой относится:
- составление устных или письменных заявлений, призванных навредить имиджу полицейских сил либо имиджу государства, за исключением конструктивной критики;
- распространение ложных новостей или рассказов, предназначенных для ослабления полицейских сил;
- распространение ложных историй, предназначенных для подрыва морального духа сотрудников полиции.
В соответствии с Дисциплинарным кодексом к преступлениям также относятся следующие действия полицейских: физическое насилие в отношении вышестоящего начальства; жестокое обращение с подчиненными; неподчинение и агрессивное поведение в отношении начальства; поведение сотрудника, дискредитирующее полицейские силы; пьянство (причем как в служебное, так и во внеслужебное время, если это препятствует прибытию на службу по вызову); скандальная манера поведения; лживость; халатное отношение к служебным документам; искажение служебной отчетности; неподчинение установленному порядку поведения; пренебрежение служебными обязанностями (в кодексе приведен достаточно длинный перечень нарушений, например: снимает или скрывает свой служебный значок при дежурстве, отказывается давать свои данные, когда ему приказано это делать, курит публично в форме и другие); симулирование заболевания; совершение действий, способствующих утрате доверия к нему; коррупционные действия; неопрятность; проявление трусости.
За совершенные полицейскими правонарушения Дисциплинарный кодекс предусматривает следующие виды наказаний:
- увольнение со службы (если полицейский перестает быть или вряд ли станет эффективным);
- понижение в должности;
- прекращение увеличения шкалы окладов;
- штраф в размере не более одной трети заработной платы;
- возмещение стоимости или части затрат на любую потерю или ущерб, причиненный сотрудником;
- лишение свободы под стражей в полиции;
- запрет увольнений с места службы;
- строгий выговор;
- выговор;
- общественно-полезный труд.
Сотрудник полиции, уволенный за совершение преступления, лишается права на получение выходных пособий, а также пенсионных прав.
Дисциплинарное судопроизводство осуществляется полицейскими дисциплинарными судами, создаваемыми в полицейских подразделениях. Дисциплинарный суд полиции вправе налагать на виновных лиц любые предусмотренные законом дисциплинарные санкции, кроме увольнения. Однако в том случае, если полицейский дисциплинарный суд в результате разбирательства установит, что соответствующим наказанием для виновного лица является его увольнение со службы, то об этом составляется мотивированное заключение, передаваемое в полицейский орган.
Должностное лицо, возглавляющее полицейское подразделение или полицейское учреждение, имеет право возбудить дисциплинарное разбирательство против любого должностного лица, находящегося под его командованием, которое совершает дисциплинарное правонарушение.
В систему полицейских дисциплинарных судов входят:
- суд апелляционного совета полиции;
- региональные полицейские суды;
- подчиненные полицейские суды.
В соответствии со статьей 58 Закона о полиции Дисциплинарный кодекс применяется с учетом принципа приоритетности уголовной ответственности над дисциплинарной. Это означает, что если дисциплинарное производство возбуждено в отношении лица, находящегося под уголовным преследованием, то такое дисциплинарное производство должно быть приостановлено до окончания производства по уголовному делу.
Завершая краткий обзор нормативного регулирования отдельных вопросов прохождения службы в полиции Республики Уганда, хотелось бы обратить внимание на одну важную особенность текста Закона о полиции этого государства, состоящую в том, что включенные в закон нормы сформулированы с учетом полового признака. Например, в статье, определяющей полномочия сотрудника полиции, указано: exercise the powers and perform the duties conferred up on him or her by law (осуществлять полномочия и выполнять обязанности, возложенные на него или нее по закону). Представляется, что это свидетельствует о двух обстоятельствах: во-первых, о том, что в процессе службы в полиции к мужчинам и женщинам предъявляются одинаковые требования; во-вторых, о джентельменском отношении к женщине.
ЛИТЕРАТУРА
1. URL: http://www.mia.go.ug/sites/default/files/ download/THE_POLICE_ACT.pdf
2. On police buildings in Uganda. — URL: https: // books.google.ru/books
REFERENCES
1. URL: http://www.mia.go.ug/sites/default/fi-les/download/THE_POLICE_ACT.pdf
2. On police buildings in Uganda. — URL: https: // books.google.ru/books
CВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Матвеев Сергей Прокофьевич. Профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин. Доктор юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-05.
Агванг Джозефин. Офицер полиции Республики Уганда. Слушатель Воронежского института МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Tел. +7-930-413-14-26.
108
Matveev Sergey Prokofievich. Professor of the chair of Civil Law and Economic. Disciplines. Doctor of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-53-05.
Agvang Djozefin. Police officer of the Republic of Uganda. Listener of Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. +7-930-413-14-26. Ключевые слова: полиция; полицейские силы; преступление; сотрудник полиции; полицейская
служба.
Key words: police; police forces; crime; police officer; police service. УДК 342
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Криминология суицида несовершеннолетних : учебное пособие / Р. Б. Иванченко [и др.]. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — 40 с.
В учебном пособии приведены предложения по оптимизации и повышению эффективности профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, с учетом современных реалий и криминальных угроз. Работа предназначена для сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, курсантов, слушателей, студентов, адъюнктов, аспирантов и преподавателей образовательных организаций юридического профиля, педагогов и психологов общеобразовательных организаций.