ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
С.П. Матвеев,
доктор юридических наук, доцент
Липанза Малопе Ферриол,
офицер полиции Республики Конго
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОНГО
ORGANIZATION OF POLICE OF THE REPUBLIC OF CONGO
В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование организации полиции в Республике Конго. Показаны пределы ответственности и основные направления деятельности. Выделены особенности порядка прохождения службы в национальной полиции Республики Конго.
The article deals with the legal regulation of the police organization in the Republic of the Congo. The limits of responsibility and the main lines of activity are shown. The peculiarities of the order of service in the National Police of the Republic of the Congo are highlighted.
В каждом государстве выполнение функций по обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, защите жизни, законных прав и свобод граждан, противодействию преступности возлагается на полицию. При этом полицейские силы в различных государствах характеризуются своей национальной спецификой, изучение которой в качестве сравнительного правоведения может быть использовано для целей совершенствования законодательства, регулирующего деятельность полиции.
Предметом рассмотрения данной статьи выступают полицейские силы Республики Конго. Республика Конго относится к государствам Центральной Африки. Население республики составляет около 5 миллионов человек. Столица государства город — Браззавиль.
Охрану общественного порядка и борьбу с преступностью осуществляют полицейские подразделения, деятельность которых регулируется Законом Республики Конго от 2 марта 2011 года № 6-2011 «О миссии, организации и функционировании национальной полиции» [1] (далее — Закон о полиции). Данный закон содержит нормы, регламентирующие порядок организации национальной полиции в государстве.
В соответствии со статьей 1 названного закона полиция определяется как военизированные гражданские силы, подчиненные министру внутренних дел, действующие с учетом норм Уголовно-процессуального кодекса, касающихся полиции.
Несмотря на то, что полиция Республики Конго относится к Министерству внутренних дел, ее компетенция трактуется несколько шире.
Так, статья 2 Закона о полиции определяет ответственность полиции не только внутри, но и за пределами государства. Соответственно, полиция несет ответственность за:
-обеспечение соблюдения законов и правил физическими лицами и организациями;
- обеспечение безопасности государства; -обеспечение безопасности людей и сохранности имущества;
-обеспечение безопасности, мира и общественной безопасности;
-обеспечение поддержания и восстановления общественного порядка;
-обеспечение защиты населения от рисков, бедствий любого рода;
-обеспечение безопасности на границах; -обеспечение законности миграционных потоков;
-содействие судебным органам. Статья 3 Закона о полиции декларирует главный принцип, на котором основывается деятельность полиции: «Меры национальной полиции осуществляется на всей национальной территории в условиях строгого соблюдения законов и свобод». Сравнивая статью 3 Закона о полиции Республики Конго и аналогичные статьи Федерального закона РФ «О полиции» [2], следует отметить, что в российском законе принципам деятельности полиции посвящена отдельная глава, устанавливающая семь принципов.
Для обеспечения управления, координации, руководства и контроля национальной полиции министр внутренних дел имеет в подчинении два обеспечительных органа: совет командования и дисциплинарный совет.
Функции, определенные в статье 2 Закона о полиции, выполняются следующими подразделениями: отделами общественного порядка и защиты границ; отделом разведки, контрразведки и мониторинга миграции; отделами гражданской безопасности; отделами контроля и управления.
Вопросы организации деятельности полиции, правовое положение сотрудников полиции, характер и порядок выполнения ими служебных обязанностей, а также порядок прохождения службы в полиции и социальные льготы установлены Законом Республики Конго от 2 марта 2011 года № 7-2011 «Об особом статусе сотрудников национальной полиции» [3] (далее — Закон об особом статусе).
Определение сотрудника полиции Республики Конго сформулировано в статье 2 Закона об особом статусе: это лицо, имеющее конголезское гражданство, прошедшее на конкурсной основе обучение в полицейском учебном
заведении, являющееся военнообязанным, имеющее намерение служить народу в национальной полиции. Как видно из приведенной дефиниции, атрибутивные черты полицейского связаны:
- с гражданством;
- со специальным образованием;
- с состоянием здоровья;
- с желанием служить народу (и, соответственно, государству) в национальной полиции.
Важная государственная гарантия установлена в статье 3 Закона об особом статусе, где закреплено право на службу в полиции граждан Республики Конго независимо от пола, принадлежности к какой-либо религиозной конфессии или этнической принадлежности.
Для сотрудников полиции Республики Конго установлен ряд ограничений и запретов. Так, в соответствии со статьей 22 Закона об особом статусе сотрудникам полиции запрещается заниматься политической деятельностью, состоять членами объединений и ассоциаций, носящих политический или профсоюзный характер. В процессе полицейской службы запрещены забастовки. Однако статья 23 Закона об особом статусе, с одной стороны, устанавливая запрет на забастовки, с другой стороны, обязывает начальников всех уровней в полиции уделять особое внимание служебным интересам своих подчиненных, способствовать повышению морального духа своих сотрудников, обеспечивать соответствующий сервис, сопутствующий службе в полиции. Вполне закономерным является то, что сотрудникам полиции Республики Конго запрещается разглашать сведения, факты, информацию, полученные в процессе осуществления служебных обязанностей.
Конголезские полицейские обязаны оказывать гражданам поддержку и помощь в любое время и повсеместно в случае возникновения опасности и действовать по своей собственной инициативе, чтобы предотвратить или не допустить нарушения общественного порядка, в том числе в случае природных явлений. Государственной гарантией в указанных случаях является то, что если полицейский действует во внерабочее время, то такое время считается по закону служебным. Особые требования устанавливаются в отношении поведения полицейских при выполнении ими служебных обязанностей. В частности, полицейские обязаны соотносить свое поведение с требованиями закона, а также соблюдением этических норм. Так, на основании статьи 26 Закона об особом статусе сотрудники обязаны воздерживаться от любых действий, жестов, слов или
проявления какой-либо недоброжелательности, если указанные действия могут дискредитировать государственные учреждения Республики Конго, национальную полицию или нарушать общественный порядок.
В определенной степени в интересах службы ограничения могут касаться личной жизни полицейских. В соответствии со статьей 28 Закона об особом статусе сотрудник полиции, проходящий в данный момент службу, в том числе и за границей, либо находящийся в кадровом резерве, не может заключать брак без предварительного разрешения министра внутренних дел. Это разрешение предоставляется только после проверки на предмет лояльности брака, проведенного уполномоченными службами. В разрешении на регистрацию брака может быть отказано, если брак способен нарушить интересы службы.
Как и в российском законодательстве, по законам Республики Конго полицейским по общему правилу запрещается совмещать службу с предпринимательской деятельностью. При этом соблюдается следующий порядок. На основании статьи 31 Закона об особом статусе полицейскому запрещается иметь, независимо от его формального или неформального положения в коммерческой организации, любые интересы, которые могут скомпрометировать или ограничить его личную либо служебную независимость. Однако этот запрет не распространяется на некоторые виды сельскохозяйственной деятельности (agro-pastorales), научную деятельность, творческую деятельность, направленную на создание литературных или художественных произведений.
Еще один запрет касается внешнего вида и оружия полицейских. По общему правилу ношение полицейскими униформы является обязательным, однако в случаях, предусмотренных нормативными документами, некоторые полицейские могут быть освобождены в соответствии с условиями службы от ношения униформы. В первую очередь это относится к оперативным сотрудникам. Во внеслужебное время ношение как табельного, так и личного оружия запрещено во время праздников, прогулок и в питейных заведениях.
Набор в полицию Республики Конго осуществляется путем вербовки. Условия вербовки различаются в зависимости от категории сотрудников полиции. Так, вербовка унтер-офицеров происходит на основании открытого конкурса для любого кандидата, достигшего 18-летнего возраста и не старше 25 лет, имеющего образование уровня бакалавра.
Набор младших должностных лиц полиции проводится также на основе открытого конкурса среди молодых людей из числа гражданского населения, не моложе 18 лет и не старше 26 лет, имеющих диплом об окончании учебного заведения. Особый порядок вербовки установлен на должности старших офицеров, которая проводится среди лиц, имеющих младшие офицерские звания не ниже капитана полиции.
В соответствии со статьей 34 Закона об особом статусе набор в национальную полицию объявляется Президентом Республики и курируется Министром внутренних дел. Прием заявлений об участии в конкурсе запрещен от лиц:
- не являющихся гражданами Конго;
- лишенных гражданских прав;
- не обладающих надлежащей нравственностью;
- имеющих судимость;
- не обладающих необходимыми критериями состояния здоровья и физической подготовки, необходимыми для выполнения полицейской функции;
- не отвечающих возрастным критериям.
Для лиц, поступающих в полицию, устанавливается обязательный испытательный срок, регламентируемый статьей 33 Закона об особом статусе.
Продолжительность испытательного срока составляет восемнадцать месяцев. По окончании испытательного срока сотрудник полиции приобретает права и гарантии, установленные законодательством для сотрудников полиции. Сам период испытательного срока включается в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии.
Государственная концепция организации полиции в Республике Конго основывается на идее обязательного начального и непрерывного образования сотрудников полиции. Как закреплено в статье 40 Закона об особом статусе, каждый сотрудник полиции имеет право на техническую подготовку в рамках полицейской деятельности и приобретение специальности. В частности, кандидат, допущенный к участию в конкурсе на занятие должности унтер-офицера, проходит курс первоначальной подготовки унтер-офицеров. По окончании курса подготовки кандидат сдает выпускные экзамены и подписывает контракт о службе в полиции на срок десять лет с присвоением звания бригадира. Кандидат, который не сдал выпускные экзамены, имеет право с разрешения Министра внутренних дел сдавать их повторно. В случае неудовлетворительных результатов повторных экзаменов кандидат отчисляется из учебного заведения.
Лицо, допущенное к участию в конкурсе на должность младших офицеров, проходит обучение в течение двух лет. После окончания обучения также сдаются выпускные экзамены, присваивается звание офицера-кадета и заключается контракт о службе в полиции на десять лет. Офицер-курсант, который не сдал выпускной экзамен, получает сертификат о прохождении курса обучения и направляется на службу в полицию в ранге бригадира.
В соответствии со статьей 27 Закона об особом статусе каждый сотрудник обязан принять присягу, торжественно давая клятву «служить добросовестно своей стране в соответствии с Конституцией и законами Республики; неукоснительно уважать права и свободы граждан; хранить при любых обстоятельствах профессиональную тайну; гарантировать безопасность людей и имущества; строго соблюдать правила этики».
После окончания курса обучения сотрудники полиции подлежат распределению по месту службы. Им предписывается незамедлительно прибыть по месту назначения для замещения соответствующей должности. Согласно правилам сотрудник полиции может быть назначен в любую географическую точку в пределах национальной территории, где имеется вакансия, соответствующая его званию и его квалификации, за исключением случаев, когда это невозможно на основании медицинского заключения. Направление по распределению также невозможно, если в отношении выпускника возбуждено дисциплинарное производство.
Все расходы, связанные с переездом к новому месту службы, оплачиваются из государственного бюджета.
В соответствии со статьей 60 Закона об особом статусе распределение после учебы, а также перевод к новому месту службы производятся с учетом интересов службы, пожеланий, выраженных заинтересованными лицами, и их семейного положения.
В процессе службы конголезским полицейским могут быть присвоены следующие специальные звания:
- бригадир;
- бригадный лидер;
- полицейский адъютант;
- главный ординатор;
- младший лейтенант полиции;
- лейтенант полиции;
- капитан полиции;
- командир полиции;
- подполковник полиции;
- полковник полиции;
- генерал полиции 1-го класса;
- генерал полиции 2-го класса;
- генерал полиции 3-го класса;
- генерал полиции вне класса.
В целях повышения эффективности службы в полиции в отношении сотрудников применяются различные стимулирующие меры. Например, для оценки результатов служебной деятельности полицейских применяется балльная рейтинговая система. Ежегодно каждый полицейский получает общую оценку своей профессиональной значимости и результативности, которая выражается в числовых баллах. Главная роль в оценке деятельности полицейского принадлежит его прямому начальнику. По завершении процесса оценки сотрудника информируют о его числовых баллах, а также об общей оценке его служебной деятельности. Набранные таким образом сотрудниками баллы учитываются при определении права на очередное звание или продвижении по службе, а также поощрениях за службу.
Закон об особом статусе предусматривает следующие виды поощрений сотрудников:
- письмо с поздравлением или поощрением;
- ходатайство о поощрении;
- почетная грамота;
- благодарность;
- награды (медали, почетные знаки и т.д.);
- внеочередное звание.
Наряду с поощрением сотрудники полиции могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, основанием которой является дисциплинарный проступок. В соответствии со статьей 90 Закона об особом статусе под дисциплинарным проступком понимается любое нарушение профессиональных обязанностей. Сотрудник полиции, виновный в совершении дисциплинарного проступка на службе либо вне исполнения своих обязанностей, несет ответственность независимо от привлечения его к уголовной ответственности. Дисциплинарные проступки сгруппированы по следующим категориям:
- нарушения инструкций;
- нарушения, связанные с удержанием и вождением;
- проступки, связанные с нарушением субординации;
- допущение халатности при исполнении служебных обязанностей;
- проступки, связанные с нарушением служебного долга, затрагивающие честь, достоинство.
Каждая категория включает составы нескольких проступков. За совершенные дисциплинарные проступки могут быть применены следующие наказания:
- предупреждение;
- выговор;
- запрет на увольнение;
- арест;
- строгий арест (с большими ограничениями);
- принудительный перевод на другое место службы;
- перевод с понижением в должности;
- исключение из резерва на продвижение по службе;
- утрата прав на пенсию;
- увольнение без утраты прав на пенсию.
Наряду с дисциплинарной ответственностью сотрудники полиции по законодательству Республики Конго могут быть привлечены к иным видам ответственности. На основании статьи 29 Закона об особом статусе сотрудники полиции, причинившие материальный ущерб имуществу, принадлежащему подразделениям полиции, обязаны возместить причиненный ущерб.
При прохождении службы в полиции сотрудник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, который называется «административный отпуск», продолжительностью в сорок пять дней в течение двенадцати месяцев службы. Полицейский не вправе отказаться от положенного отпуска, равно как не может быть лишен отпуска в порядке дисциплинарного взыскания. Стоимость проезда сотрудника полиции, получившего административный отпуск, от места службы до места проведения отпуска на национальной территории оплачивается государством. Наряду с административным отпуском сотрудник имеет право на:
- отпуск по болезни;
- долгосрочный отпуск по болезни;
- исключительный отпуск;
- отпуск по беременности и родам или отцовству;
- отпуск в связи со стажировкой.
Для получения отпуска по болезни сотрудник полиции обязан подтвердить факт заболевания, которое делает невозможным выполнения служебных обязанностей, документом, выданным сертифицированной медицинской службой полиции либо лицензированным врачом или любым другим учреждением здравоохранения, имеющим на это право. Продолжительность отпуска по болезни не может превышать шесть месяцев в течение двенадцати месяцев подряд. На период нахождения сотрудника полиции в отпуске по болезни за ним сохраняется 100% заработной платы.
Сотрудникам полиции, имеющим детей, а также сотрудникам полиции женского пола
предоставляется ряд дополнительных льгот. Так, женщина — сотрудник полиции имеет право на получение пособия в связи с рождением ребенка в течение двенадцати недель после отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком при сохранении полного вознаграждения. Сотрудник, имеющий право на отпуск по беременности и родам, не может отказаться или быть лишенным его. Женщинам — сотрудникам полиции, вышедшим на службу после отпуска по беременности и родам, предоставляются перерывы для кормления ребенка грудью продолжительностью один час в течение рабочего дня. Такие перерывы предоставляются до достижения ребенком возраста пятнадцати месяцев. Наряду с этим выплачивается пособие по случаю рождения ребенка.
Особый интерес представляет раздел 3 Закона об особом статусе, название которого можно перевести как «Запас» или «Резерв». В соответствии с нормами указанного раздела полицейскому, имеющему не менее 15 лет выслуги, может быть разрешено прекратить службу в Национальной полиции на определенный период в связи с перемещением в запас (резерв). Основаниями для перемещения в резерв являются:
- просьба сотрудника;
- автоматическое перемещение по окончании отпуска по болезни или длительной болезни по приказу министра внутренних дел. Перемещение в резерв не производится, если сотрудник отстранен от обязанностей в связи с судебным или дисциплинарным разбирательством.
Кроме того, перемещение в резерв может производиться в связи с:
- состоянием здоровья сотрудника;
- несчастным случаем или болезнью супруга или ребенка сотрудника;
- необходимостью медицинского обследования;
- выполнением работы или деятельности, представляющей общественный интерес, в публичной компании;
- объединением супругов;
- уходом за ребенком в возрасте до пяти лет или с инвалидностью, требующим постоянного присутствия родителя с ним;
- выдвижением на государственную должность.
Служба в полиции Республики Конго прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 94 Закона об особом статусе. К числу таких оснований относятся:
- смерть сотрудника;
- отставка сотрудника;
- увольнение по отрицательным мотивам;
- выход на пенсию;
- мероприятия по реформированию органов полиции;
- интеграция в состав государственных служащих;
- судебный приговор, запрещающий занятие государственной должности;
- осуждение за преступление.
Ряд статей Закона об особом статусе предусматривает для сотрудников полиции Республики Конго соответствующие меры социальной защиты. Так, статья 13 закрепляет право сотрудников полиции, супругов сотрудников полиции и находящихся на их иждивении несовершеннолетних детей на бесплатное получение медицинской помощи и содействие полицейского отдела социальной помощи. Расходы на госпитализацию лиц, указанных выше, покрываются за счет государственного бюджета в соответствии с действующими правилами. Кроме того, в соответствии со статьей 17 при служебной необходимости государство гарантирует обеспечение бесплатным жильем и транспортом для полицейских целей. Предоставляются также льготы по оплате воды и электричества по месту проживания. Государство несет расходы, связанные с временными и постоянными передвижениями по соображениям службы
Сотрудники полиции приобретают право на пенсию при наличии выслуги не менее 10 лет. Пенсия исчисляется из заработной платы полицейского и зависит от ее размера. Пенсия выплачивается после увольнения с полицейской службы также и в том случае, если пенсионер-полицейский устраивается на работу в гражданскую организацию или занимается бизнесом.
Выше были рассмотрены некоторые нормы законодательства Республики Конго, регламентирующие организацию деятельности полиции. Из содержания норм конголезского законодательства явствует специфика правового регулирования полицейской деятельности, обусловленная французскими традициями. Это система специальных званий сотрудников полиции, балльная рейтинговая система оценки эффек-
тивности службы полицейских, структура полицейских подразделений и другие.
Сравнивая нормы, регулирующие организацию и порядок прохождения службы в полиции Республики Конго и российской полиции, необходимо отметить, что во многом основные положения этих норм носят сходный характер, что объясняется общими целями и задачами полицейских сил в различных государствах. Вместе с тем в нормативном регулировании очевидны и различия, объясняемые национальными традициями, географическим положением государств, этническими особенностями населяющих их народов, уровнем экономического развития, государственным устройством, политическим режимом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Journal oftciel de la République du Congo Du jeudi 10 mars 2011. — P. 351, 352. — URL: https://economie.gouv.cg/sites/default/files/Documenta-tion/Lois/2011/L%20n%C2%AF6-2011%20du% 202% 20mars%202011.PDF
2. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
3. Journal oftciel de la République du Congo Du jeudi 10 mars 2011. — P. 353—360. — URL: https://economie.gouv.cg/sites/default/files/Documen-tation/Lois/2011/L%20n%c2%af7-2011%20du%202% 20mars%202011 .PDF
REFERENCES
1. Journal oftciel de la République du Congo Du jeudi 10 mars 2011. — P. 351, 352. — URL: https://economie.gouv.cg/sites/default/files/Documentation/ Lois/2011/L%20n%C2%AF6-2011%20du%202%20mars %202011.PDF
2. Sobranie zakonodatelstva RF. — 2011. — # 7. — St. 900.
3. Journal oftciel de la République du Congo Du jeudi 10 mars 2011. — P. 353—360. — URL: https://economie.gouv.cg/sites/default/files/Documenta tion/Lois/2011/L%20n%c2%af7-2011%20du%202% 20mars%202011 .PDF
CВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Матвеев Сергей Прокофьевич. Профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин. Доктор юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473)200-53-05.
Липанза Малопе Ферриол. Офицер полиции Республики Конго. Слушатель Воронежского института МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Tел. 8-960-124-84-63.
Matveev Sergey Prokofievich. Professor of the chair of Civil and Economic. Disciplines. Doctor of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-53-05.
Lipanza Malope Ferriol. Police officer of the Republic of Congo. Listener of Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-960-124-84-63.
Ключевые слова: полиция; полицейская деятельность; министр; сотрудник полиции; полицейская служба.
Key words: police; police activities; the Minister; a police officer; police service. УДК 342