Научная статья на тему 'Формирование первых школ по подготовке полицейских урядников (1879-1881 гг. ): проекты и их реализация'

Формирование первых школ по подготовке полицейских урядников (1879-1881 гг. ): проекты и их реализация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICE / COUNTY POLICE GUARDS / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE TRAINING / POLICE SCHOOL / ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ УРЯДНИКИ / МВД / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

В статье анализируются особенности профессионального обучения и подготовки нижних чинов уездной полиции Российской империи в 1879-1881 гг. Рассматриваются организационные основы первых школ полиции. Делается попытка переосмысления роли Министерства внутренних дел в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the features of professional training of the lower ranks of rural police officers of the Russian Empire in 1879-1881. Presents the organizational bases of the first police schools. Seeks to rethink the role of the Ministry of Internal Affairs in this process.

Текст научной работы на тему «Формирование первых школ по подготовке полицейских урядников (1879-1881 гг. ): проекты и их реализация»

МВД РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

А.П. Нахимов,

начальник Воронежского института МВД России, кандидат философских наук

А.В. Кирнос,

кандидат политических наук, доцент

В.А. Колесников,

кандидат политических наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ШКОЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ (1879—1881 гг.):

ПРОЕКТЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

THE FORMATION OF THE FIRST SCHOOLS FOR THE TRAINING

OF RURAL POLICE (1879—1881): THE PROJECTS AND THEIR IMPLEMENTATION

В статье анализируются особенности профессионального обучения и подготовки нижних чинов уездной полиции Российской империи в 1879—1881 гг. Рассматриваются организационные основы первых школ полиции. Делается попытка переосмысления роли Министерства внутренних дел в данном процессе.

The article analyzes the features ofprofessional training of the lower ranks of rural police officers of the Russian Empire in 1879—1881. Presents the organizational bases of the first police schools. Seeks to rethink the role of the Ministry of Internal Affairs in this process.

Юридические основания для первых организационных форм профессионального обучения нижних чинов уездной полиции были заложены статьей 4 «Временного положения о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по общему учреждению управляемых» от 9 июня 1878 г., в которой в качестве главного условия «определения в должности» урядников выдвигалось обязательное «испытание» уездным исправником с целью выявления из них «наиболее годных к полицейской

службе» [1. — С. 399]. Помимо физического состояния, наличия лошади и хорошей репутации кандидаты должны были показать свою осведомленность в знании «Инструкции полицейским урядникам», утвержденной Министром внутренних дел 19 июля 1878 г. [2].

В сопроводительном циркуляре от 26 июля 1878 г. № 83, разъяснявшем губернаторам ключевые аспекты содержания «Инструкции...», прямо указывалось, что в изменившихся в пореформенный

период условиях «от низших полицейских чинов требуется уже гораздо более развитости и знания законов, чем в прежнее время» [3. — Л. 151—152 об.]. По мнению подписавшего циркуляр министра внутренних дел Л. С. Макова, ключевыми факторами, обусловливавшими повышение образовательного уровня вновь формируемого института нижних чинов уездной полиции, являлись «большее распространение народного образования»; новые процессуальные формы дел о нарушении полицейских постановлений, порождённые судебной реформой; недостаточная подготовленность сотских и десятских к реализации усложнившихся полицейских функций. Таким образом, в документе достаточно чётко прослеживалась изначально наличествовавшая у творцов полицейской реформы идея: посредством повышения уровня образованности урядников, с одной стороны, создать институт «разумных и толковых руководителей для нижних полицейских чинов», с другой — «дать полицейским чиновникам таких исполнителей на местах, которые могли бы служить помощниками становым приставам», а впоследствии — при «обнаружении склонности к полицейской деятельности» и «практического приобретения знания законов» — быть назначенными на должности становых приставов.

Снабжение нижних чинов полиции необходимыми теоретическими сведениями понималось руководством МВД в качестве одной из важнейших задач по адаптации вновь созданного института к непростым условиям продолжавшегося реформирования организационных основ российской полиции. Примечательно, что уже на следующий год после утверждения «Инструкции...» на основании циркуляра Департамента полиции исполнительной от 31 июля 1879 г. № 42 [4. — С. 187—189] была издана довольно объемная «Справочная книжка для полицейских урядников», включившая в себя помимо выдержек из нормативных правовых актов «Указатель в вопросах и ответах» и образцы наиболее часто составлявшихся протоколов об административных правонарушениях [5].

Таким образом, элементарная профессиональная подготовка полицейских урядников первоначально мыслилась, по-видимому, как синтез трех форм: 1) выявления уездным исправником интеллектуальных способностей кандидатов на основании проверки знания ими положений «Инструкции...»; 2) самообразования на основе использования вспомогательных справочных материалов; 3) повседневного контроля со стороны становых приставов и уездных исправников правильности оформления урядниками соответствующих документов и эффективности реализации на практике служебных обязанностей.

Такой подход с некоторыми модификациями разделяли начальники значительного количества губерний, в которых был учрежден институт полицейских урядников. Однако довольно скоро обнаружилась явная недостаточность теоретической подготовки кандидатов, что в итоге привело к возникновению проектов придания делу обучения нижних чинов уездной полиции большей организационной четкости, прежде всего за счет создания специальных курсов и школ.

Немаловажное место в исследовании профессионального полицейского образования занимает вопрос о том, в каком регионе России впервые была создана образовательная организация по подготовке нижних чинов уездной полиции. Несмотря на то, что, как уже указывалось, необходимость совершенствования профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции была осознана практически одновременно с созданием института урядников, в некоторых современных исследованиях наблюдались попытки представить в качестве первого опыта создания полицейских образовательных организаций школы и курсы, сформированные в конце 80-х и 90-е гг. XIX в. и даже в начале XX в. [См., напр. : 6. — С. 78; 7. — С. 109].

В то же время в научных работах, посвященных профессиональной подготовке урядников, как минимум, с конца 1990-х гг. сохраняется точка зрения, согласно которой первая урядническая школа была открыта в 1880 г. в Перми [См. : 8. — С. 83; 9. — С. 143; 7. — С. 109; 10 — С. 113; 11. — С. 549; 12. — С. 51; 13. — С. 45 и др.]. Основанием для подобной гипотезы, очевидно, стали отдельные публикации в дореволюционных печатных изданиях, в которых упоминался «пермский опыт», в том числе и не всегда в позитивном ключе. Так, в частности, в декабрьском 1880 г. номере оппозиционного журнала «Отечественные записки» описанная «некоторыми большими газетами» организация в Перми школы урядников, саркастически именуемой автором статьи «университетом» и «академией», была признана «пустой, ни к чему не ведущей затеей» [14. — С. 260].

Выяснение вопроса о региональном первенстве в создании школ урядников существенно затруднялось и из-за недостаточно объективных сведений из официальных источников Департамента полиции. Так, циркуляр от 28 июля 1887 г. № 3153, положивший начало массовому формированию постоянно функционировавших образовательных организаций по подготовке нижних чинов уездной полиции, содержал ошибочную информацию об открытии первой подобной школы в Ковенской губернии ее начальником Н. М. Цеймерном, который в действительности никогда данный пост не занимал [15. — Л. 61].

Исследования, осуществленные в последнее десятилетие, позволяют в общих чертах сформировать представление о процессе создания первых уряднических школ [см: 16, 17, 18, 19]. Самая первая из них была открыта в г. Гродно 30 декабря 1879 г. по инициативе губернатора флигель-адъютанта полковника Николая Максимовича Цеймерна. Роль этого человека в истории формирования первых двух «волн» образовательных организаций по подготовке нижних чинов уездной полиции весьма значительна. После окончания довольно успешной военной карьеры Н. М. Цеймерн 3 мая 1879 г. был назначен исполняющим должность гродненского губернатора. Сорокалетний полковник активно взялся за обустройство губернии и скоро удостоился «монаршего благоволения» за качественную организацию взимания налогов и выкупных платежей [20. — С. 79].

Будучи последовательным сторонником министра внутренних дел Л. С. Макова в вопросах совершенствования института полицейских урядников, Н. М. Цеймерн практически сразу же после назначения губернатором обратился с рапортом к своему непосредственному начальнику — виленскому, ковенскому и гродненскому генерал-губернатору П. П. Альбединскому. В рапорте был представлен состоявший из восьми статей проект учреждения школы полицейских урядников. При этом сам базовый закон, определявший комплектование уряднических должностей, был Н. М. Цеймерном подвергнут осторожной критике: «Хотя статьей 4 Закона 9-го июня 1878 г. определение на должность полицейских урядников обусловлено предварительными испытаниями, но при строгом соблюдении этого требования пришлось бы оставить большую часть этих должностей незамещенными за недостатком способных к тому людей» [21. — Л. 5].

Подчеркивая пользу, которую «успели принести урядники», гродненский губернатор тем не менее указал на отсутствие упорядоченности их деятельности и её несоответствие назначению [21. — Л. 4]. В качестве основных причин несовершенств он назвал незначительный уровень образования урядников, «ограничивающийся простой лишь грамотностью»; практику назначения на должности «без предварительного ознакомления с кругом и характером служебной. деятельности»; отсутствие у становых приставов возможности для их первоначального «правильного» «однообразного» обучения в силу «многосложности своих служебных обязанностей» и «различия

усвоенных ими взглядов на службу урядников» [21. — Л. 4 об. — 5].

Н. М. Цеймерн предложил учредить в губернском городе постоянно действующую 4-месячную школу для обучения полицейских урядников [21. — Л. 6—12], в которую периодически будут привлекаться по одному уряднику из каждого уезда (всего 9 человек) для ознакомления со служебными обязанностями, а также «со всей юридической сферой, с которой будет соприкасаться их деятельность» [21. — Л. 6 об.].

Ознакомившись с рапортом, генерал-губернатор отношением1 от 30 июля 1879 г. № 3819 переслал его министру внутренних дел, так обосновав актуальность проблемы: «Должности полицейских урядников в настоящее время замещаются людьми, исключительно почти стоящими на самом незначительном уровне образования, ограничивающегося простою лишь грамотностью, и . лица эти вступают в отправление своих обязанностей без предварительного ознакомления с кругом и характером служебной своей деятельности» [21. — Л. 1—1 об.]. Поддерживая предложения Н. М. Цеймерна, П. П. Альбединский просил министра разрешить учредить в г. Гродно «проектируемую школу и учредить должность при гродненском губернаторе штаб-офицера, как начальника полицейских урядников и чиновника особых поручений» [21. — Л. 3].

В свою очередь, Л. С. Маков отношением на имя П. П. Альбединского от 19 октября 1879 г. дал разрешение на открытие школы «в виде опыта», с привлечением в нее не более одного урядника от каждого уезда. Для руководства школой Маков категорически настаивал на использовании не специального «штаб-офицера», а чиновника особых поручений без присвоения ему «особого наименования» и назначения отдельного вознаграждения [21. — Л. 21—21 об.]. Министр поручил «держать его в курсе» проводившегося эксперимента.

Школа была открыта 30 декабря 1879 г., а занятия в ней начались со 2 января 1880 г. [21. — Л. 30 об.] Практически сразу же Н. М. Цеймерн телеграммой известил об этом министра внутренних дел, который уже 25 января 1880 г. отправил ответное благожелательное письмо с просьбой «сообщать. от времени до времени сведения о ходе занятий в означенной школе, а также и о тех практических результатах, к коим приводит это новое образовательное учреждение» [21. — Л. 23 об.]. С этого момента началось их прямое, без посредничества генерал-губернатора, общение.

1 Обобщенное название официальных документов, имевших хождение в системе органов государственной власти Российской империи. Применительно к документам,

направляемым губернаторами в МВД, прежде всего в Департамент полиции, может трактоваться как рапорт.

К настоящему времени найдены точные архивные данные о четырех «сменах» гродненской школы урядников — первая закончилась в марте, вторая — в мае, третья — в июле 1880 г. Четвертая смена началась 2 августа 1880 г., дальнейших сведений о ней нет. Анализируя календарные сроки выпуска трех первых смен, можно заключить, что фактически каждая из них продолжалась не четыре, как было заявлено в проекте, а чуть более двух месяцев. К примеру, полное пребывание урядников третьей смены в школе продолжалось 65 дней [21. — Л. 281].

Основным контингентом обучавшихся являлись урядники, вызванные с мест постоянной службы в уездах. Также во второй смене обучались и два унтер-офицера дополнительного штата гродненского жандармского управления [21. — Л. 194], а в третьей смене с разрешения губернатора один из обучавшихся посещал занятия «на правах вольнослушателя». В дальнейшем, с успехом пройдя курс обучения и выдержав выпускные испытания на «удовлетворительно», он был назначен на вакантное место урядника в Ко-бринском уезде [21. — Л. 280 об.].

Функционирование школы осуществлялось под руководством старшего чиновника особых поручений статского советника Василия Тарасовича Пехова [22. — С. 10].

К сожалению, на сегодняшний день нет данных о дальнейшем функционировании гродненской школы. Вполне вероятно, что она работала до тех пор, пока ее основатели оставались в г. Гродно. Но 16 октября 1883 г. Н. М. Цеймерн подал прошение о переводе в МВД. В дальнейшем он продолжил активную гражданскую службу, возглавлял в 1884—1888 гг. Астраханскую и в 1898—1901 гг. Владимирскую губернии, где также основал уряднические школы.

В 1883 г. покинул г. Гродно и правитель канцелярии губернатора И. П. Моллериус, также приложивший немало сил к созданию первой уряднической школы. Первоначально он продолжил службу в Одесском временном генерал-губернаторстве, а пиком его карьеры стало назначение на должность гражданского губернатора Иркутской губернии [23]. Тем не менее проблемы профессионального полицейского образования продолжали оставаться предметом его особого интереса: в начале XX в. им было подготовлено объемное пособие по изучению полицейских обязанностей [24].

Гродненский опыт учреждения подготовительной школы для урядников поначалу рассматривался как модельный для других регионов Европейской России. Об этом свидетельствует благожелательный и конструктивный официальный

отзыв по итогам столичной инспекции школы в мае 1880 г. В отзыве была отмечена не только очевидная польза от ее учреждения, которая «превзошла всякие ожидания», но и высказано мнение о том, что ей «не достает твердого основания к дальнейшему существованию», потому что «она держится в настоящее время единственно личным деятельным энергическим распоряжением губернатора... и теплым сочувствием лиц, принявших на себя безвозмездно труды преподавания в школе». Выход виделся в постоянном финанси-р о вании труда профессиональных преподавателей по аналогии с санкт-петербургским «резервом для подготовления к полицейским должностям чинов», для которого регулярно отпускалась сумма в несколько десятков тысяч рублей. Особо отмечалось, что школы, подобные гродненской, очень востребованы для совершенствования «уездных полиций, которые . без сомнений, преимущественно перед городской полицией нуждаются в опытных чинах по более самостоятельному кругу их действий» [21. — Л. 194 об. — 195]. Прямо подчеркивались необходимость выработки общей программы преподавания предметов, важность принятия в школу кандидатов на уряднические должности, а также желательность назначения лучших выпускников на должности полицейских надзирателей и становых приставов [21. — Л. 195—195 об.].

Первые попытки создания сети школ для подготовки полицейских урядников в Российской империи приходятся на 1879 — начало 1881 г. Важнейшую роль в этом процессе сыграл Л. С. Маков. Вдохновлённый первым успешным выпуском гродненской школы, он направил 5 мая 1880 г. 46 губернаторам, а также ряду градоначальников циркуляр № 44 [21. — Л. 183]. Указав на то, что от лиц, которые хотят посвятить себя уряднической службе, кроме «достаточной грамотности, требуется еще известная доля развитости и знания законов», министр довольно последовательно использовал опыт, накопленный на момент выпуска в гродненской школе первой смены [25. — Л. 1—1 об.]. Обращает на себя внимание применение в циркуляре формулировок, заимствованных из переписки Л. С. Макова с виленским генерал-губернатором и гродненским губернатором.

В циркуляре выражалась уверенность в том, что начальники губерний, учитывая «важность дела», обратят внимание на «гродненский опыт» и «в непродолжительном времени» представят «предположения об устройстве» во вверенных им губерниях школ «для подготовления полицейских урядников». Л. С. Маков, опираясь на положительный пример активного участия Н. М. Цей-мерна в обустройстве гродненской школы, особо подчеркнул, что «ожидать добрых последствий от

устройства школ для урядников можно только в том случае», если губернаторы примут «в этом деле вполне деятельное участие» и будут «неослабно и при том лично руководить всем ходом дела» [25. — Л. 2].

Представляется, что министр не столько отдал формальное распоряжение о повсеместной организации школ урядников, сколько предложил создать, как это бы определили сегодня, своеобразные «экспериментальные площадки» и сформировать «информационное поле» для осмысления новшеств. Видимо, он надеялся, что очевидная демонстрация благожелательного отношения руководителя министерства поспособствует ускорению создания этих школ «на местах». В то же время речь в данном случае шла о вполне четко очерченной цели государственной политики в отношении совершенствования подготовки полицейских урядников. В документе недвусмысленно указывалось, что «достигнуть . правильного и возможно однообразного понимания и исполнения урядниками обязанностей, к коим они призваны, можно только с помощью совершенно основательно избранного для сего в Гродненской губернии способа» (выделено нами. — Авт.) [25. — Л. 2]. Таким образом, мы предлагаем циркуляр от 5 мая 1880 г. № 44 считать первым документом, в котором руководство МВД попыта-

лось сформулировать основные задачи по формированию комплекса образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции.

Во второй половине 1880 г. в МВД были представлены доклады губернаторов по поводу перспектив учреждения «уряднических школ» (табл. 1). Одним из первых был рапорт тульского губернатора от 18 мая 1880 г. № 1795, в котором он указывал, что планирует открыть школу 20 сентября 1880 г., а также прилагал программы учебных дисциплин [25. — Л. 21—21 об.]. Примечательно, что в рамках оценки этого нового начинания министерства, с учетом недостаточной «оформленности» института урядников, более половины губернаторов, по всей видимости, предпочли занять выжидательную позицию.

Если первые рапорты (май — август 1880 г.) содержали по-разному аргументированные согласия на создание школ и даже отдельные проекты их уставов, то в ответах, датированных сентябрем — декабрем 1880 г., доминировали сформулированные с разной степенью лаконичности сомнения и даже отказы. Данное обстоятельство во многом объяснялось уходом Л. С. Макова с поста министра внутренних дел в августе 1880 г., а также усилением в официальных кругах после назначения на эту должность М. Т. Лорис-Мели-кова скепсиса по поводу целесообразности сохранения самого института урядников в структуре российской полиции.

Таблица 1

№ п/п Губерния Начальник губернии (в должности) Первый рапорт в МВД о ходе подготовки Степень готовности

1 Бессарабская генерал-майор Евгений Осипович Янковский (15.05.1879 — 12.08.1881) 2 августа 1880 г. № 3472 Скептическое отношение губернского руководства к целесообразности открытия. Финансовые затруднения в открытии.

2 Вологодская и.д. генерал-майор Леонид Иванович Черкасов (10.02.1880 — 28.04.1882) 13 июня 1880 г. №1365 Предполагается открытие 01.09.1880. Подготовлен проект правил.

3 Волынская граф, в звании камергера, действительный статский советник Юрий Николаевич Подгоричани-Петрович (05.05.1878 — 22.09.1881) 22 августа 1880 г. № 2201 Предполагается открытие. Подготовлен проект устава школы.

4 Гродненская флигель-адъютант, полковник Николай Максимович Цеймерн (3.05.1879 —16.10.1883) 30 июля 1879 г. № 3819 Открыта 30 декабря 1879 г.

5 Екатеринослав-ская действительный статский советник Иван Николаевич Дурново (16.10.1870 — 23.02.1882) 11 июля 1880 г. № 2594 Предполагается открытие. Подготовлены Основания учреждения школы. Составлена предварительная смета расходов. Подобраны преподаватели.

6 Костромская тайный советник Николай Ефимович Андреевский (21.04.1878 — 24.05.1884) 1 декабря 1880 г. № 4050 Финансовые затруднения в открытии.

7 Курская тайный советник Александр Николаевич Жердинский (28.01.1866 —16.04.1881); действительный тайный советник Иван Александрович Звегин-цов (27.04.1881 —14.02.1885) 13 июля 1880 г. № 4400 Открыта 31 августа 1880 г.

8 Могилевская в звании камергера, тайный советник Александр Станиславович Дембовецкий (30.03.1872 — 30.08.1893) 9 июня 1880 г. № 1935 Предполагается открытие 15.09.1880. Подготовлено Положение о школе. Составлена предварительная смета расходов.

9 Нижегородская свиты Его Величества генерал-майор Николай Александрович Безак (22.02.1880 — 31.08.1882) 9 сентября 1880 г. № 1297 Финансовые затруднения в открытии.

10 Новгородская действительный статский советник Эдуард Васильевич Лерхе (13.03.1864 — 04.11.1882) 9 августа 1880 г. № 4642 Предполагается открытие. Самостоятельный поиск средств на школу.

11 Олонецкая тайный советник Григорий Григорьевич Григорьев (23.05.1870 — 03.05.1890) 8 июля 1880 г. № 2026 Предполагается открытие. Составлена предварительная смета расходов.

12 Орловская генерал-лейтенант Константин Николаевич Боборыкин (11.03.1875 — 21.01.1888) 30 июля 1880 г. Предполагается открытие в октябре или ноябре 1880 г. при условии финансирования из казны.

13 Пермская тайный советник Валериан Ефимович Енакиев (21.04.1878 —18.07.1882) 10 сентября 1880 г. Открыта 16 августа 1880 г.

14 Подольская действительный статский советник Леонид Александрович Ми-лорадович (15.06.1879 — 18.06.1882) 8 августа 1880 г. № 5090 Предполагается открытие. Подготовлен проект обустройства школы, программа преподавания и смета расходов.

15 Полтавская действительный статский советник Петр Алексеевич Бильбасов (12.10.1878 — 11.08.1883) 10 июня 1880 г. № 4383 Открытие поставлено в зависимость от дополнительного финансирования из казны

16 Саратовская действительный статский советник Федор Иванович Тимирязев (29.06.1879 — 31.08.1881) 7 августа 1880 г. № 3276 Скептическое отношение к целесообразности, просьба разъяснить необходимость открытия.

17 Тверская тайный советник Афанасий Николаевич Сомов (31.03.1868 — 03.05.1890) 21 июня 1880 г. № 3784 Открыта 2 сентября 1880 г.

18 Тульская тайный советник Сергей Петрович Ушаков (24.03.1873 — 01.01.1887) 18 мая 1880 г. № 1795 Предполагается открытие 20 сентября. Подготовлена Программа преподавания в школе. Подобраны преподаватели.

19 Черниговская действительный статский советник Анатолий Львович Шостак (31.08.1878 — 28.07.1881) 4 августа 1880 г. № 4906 Предполагается открытие.

Таким образом, уряднические школы, помимо Гродненской, были открыты, как минимум, еще в трех губерниях — в Пермской (16 августа 1880 г.) [25. — Л. 69], Курской (31 августа 1880 г.) [25. — Л. 84] и Тверской (2 сентября 1880 г.)

[25. — Л. 66]. Что же обусловило открытие первых школ именно в этих трёх серьезно различавшихся в историческом, географическом, экономическом, политическом, этническом, религиозном отношениях губерниях? По всей видимости, глав-

ной причиной стал субъективный фактор — полная поддержка циркуляра № 44 и активная реализация его положений со стороны конкретных губернаторов — пермского (В. А. Енакиев); курских (А. Н. Жедринский, И.А. Звегинцов); тверского (А. Н. Сомов). Но пока остается открытым вопрос о том, шла ли речь о поддержке самих идей Н. М. Цей-мерна и Л. С. Макова или лишь о точном следовании требованиям исполнительской дисциплины.

Несмотря на то, что «гродненский опыт» лежал в основе обустройства иных школ, каждая из них имела и некоторые особенности.

Пермская школа урядников помещалась в здании губернского правления. В год обучалось три смены, каждая из которых длилась по три месяца. В летние месяцы школа не функционировала. Контингент обучавшихся включал в себя не только уже служивших урядников, но и иные категории. Так, первая смена состояла из двенадцати урядников (по одному из каждого уезда), двух околоточных надзирателей и трех вольнослушателей, «желающих подготовиться к этого рода деятельности» [25. — Л. 69—69 об.].

Программа пермской школы предусматривала деление курса на две неравные части. Первые два месяца изучались общие понятия о законодательстве, Инструкция 1878 г.; обязанности чинов полиции по предупреждению, пресечению и исследованию преступлений и проступков; необходимые медицинские сведения, включая оказание первой помощи без врача; элементарные сведения о санитарии и гигиене; основная информация по ветеринарной части, прежде всего сведения о мерах по препятствованию падежа скота; практический курс русской грамматики. В течение третьего месяца к указанным выше дисциплинам добавлялось изучение уставов — питейного, строительного и лесного (по четыре лекции на каждый). Три дня в неделю посвящались теоретическим занятиям в помещении школы, а в остальные дни обучавшиеся практиковались при городском полицейском управлении [25. — Л. 69 об. — 70].

Преподавание на безвозмездной основе осуществляли член пермского окружного суда статский советник Л. Ф. Смоловик, городской санитарный врач доктор медицины В. А. Комаров, старший губернский ветеринарный врач коллежский асессор А. О. Юцевич, младший ревизор губернского акцизного управления надворный советник В. В. Болотов, губернский инженер статский советник Р. О. Карвовский, секретарь губернского статистического комитета губернский секретарь Е. И. Гасабов, губернский лесничий коллежский асессор С. П. Гоппен [25. — Л. 70— 70 об.; 27. — С. 1—3, 12, 17; 28. — С. 27]. С началом первой смены практически все преподава-

тели приступили к составлению по своим предметам «руководств» — методических материалов в помощь обучающимся.

Для расположения уряднической образовательной организации в г. Курске был нанят «прекрасный каменный дом, во втором этаже которого. устроена школа и спальня., а внизу кухня». В отношении от 13 июля 1880 г. № 4400 А. Н. Жедринский заверил министра внутренних дел, что «ко времени открытия школы и прибытия для сего в Курск урядников помещение это будут снабжено необходимой классной мебелью, учебными пособиями и спальными принадлежностями» [26. — Л. 2].

Финансирование обустройства и содержания школы должно было поначалу осуществляться, по аналогии с гродненским опытом, из «фуражных денег». Поступившие в школу урядники оставляли своих лошадей на время обучения родственникам или «благонадежным местным жителям» в пользование за их содержание. По поводу использования данных источников финансирования Л. С. Маков в письме курскому губернатору от 25 июля 1880 г. № 3506 заметил: «.Я лишь в таком случае могу изъявить согласие на употребление для сего фуражных денег, присвоенных урядникам, когда деньги эти будут представлены для сего самими урядниками и при том добровольно, без всякого с чьей-либо стороны понуждения и чтобы вообще порядок представления урядниками этих денег в распоряжение лица, заведыва-ющего школой, носил бы на себе характер частной и добровольной сделки» [26. — Л. 6—6 об.]. Здесь важно отметить, что в данном документе руководство МВД впервые четко высказалось относительно механизма использования фуражных денег — в рамках договорных частноправовых отношений, но не по «приказу сверху».

Обнаружившийся в дальнейшем недостаток средств для финансирования школы для подготовки урядников в Курске был восполнен за счет денег, ассигнованных земством [25. — Л. 84] — случай, пожалуй, уникальный для первых урядни-ческих образовательных организаций.

Урядническая школа в г. Курске была открыта 31 августа 1880 г., как докладывал А. Н. Жедринский, «после молебствия, в присутствии моем и лиц, принявших на себя преподавание», а с 1 сентября начались занятия [26. — Л. 14]. Заведующим школой был назначен курский полицмейстер коллежский советник Евграф Ефимович Фоменко. Ему же было поручено повседневное «наблюдение» за обучающимися [26. — Л. 2—2 об.; 29. — С. 30]. Курский губернатор, как того требовал циркуляр № 44, оставил за собой «личное руководительство организацией

школьного учения. и личное наблюдение за ходом этого дела» [26. — Л. 3].

В школу вызывалось по одному уряднику от каждого из 15 уездов в смену. Планировалось, что все 122 нижних чина уездной полиции, числившихся в штате на июль 1880 г., в обязательном порядке должны были пройти курс обучения в Курске. В дальнейшем в школу должны были набираться лица, «ищущие занять должности урядников, причем лицо, не прошедшее установленного. школьного курса, не будет считаться и кандидатом» для замещения этих должностей [26. — Л. 1 об.]. Таким образом, впервые в официальном документе на уровне региона столь категорично было сформулировано важнейшее кадровое требование к назначению урядников — обязательное профессиональное обучение и сдача экзаменов. Находясь в школе, урядники сохраняли полное, кроме фуражного довольствия, денежное содержание, которое использовалось ими на повседневные расходы, в том числе на питание. Плата за наём помещения школы с урядников не взималась.

В курской школе была использована гродненская учебная программа. Губернатор лично пригласил преподавателей, которые согласились обучать урядников бесплатно — прокурора курского окружного суда коллежского советника И. С. Де-нисьева, старшего ревизора губернского акцизного управления коллежского советника П. Ф. Белецкого, губернского лесничего статского советника А. Н. Копеца, губернского инженера коллежского советника И. Ф. Дворжецкого, курского городового врача, доктора медицины, коллежского советника С. П. Феоктистова, старшего ветеринарного врача статского советника А. М. Кедрова. Заведующий школой отвечал за практическую отработку полицейских обязанностей. В часы, свободные от аудиторных занятий, урядники под руководством курского брандмейстера губернского секретаря А.Н. Черникова обучались обращению с пожарными инструментами [26. — Л. 2; 29. — С. 2, 8, 16, 31].

Министр внутренних дел, обрадованный известием от курского губернатора о том, что преподавательский труд в школе будет безвозмездным, выразил каждому из шестерых должностных лиц, согласившихся обучать урядников, официальные личные благодарности еще до начала занятий [26. — Л. 8—13 об.]. В документах использовалась стандартная формулировка: «Принося Вам, Милостивый государь, мою искреннюю благодарность за весьма лестное внимание Ваше к столь полезному и необходимому учреждению, я позволяю себе выразить уверенность, что просвещенное участие Ваше в деле подготовления урядников в несению полицейской службы не замедлит дать наилучшие результаты» [26. —

Л. 10—10 об.]. В отличие от гродненской школы, в курской образовательной организации усилия преподавателей по обучению низших чинов уездной полиции так и не стали оплачиваться.

К концу июня 1881 г. курская школа выпустила пять смен. Экзамен в пятой смене проходил в присутствии уже нового губернатора И. А. Зве-гинцова, который в письме от 22 июня 1881 г. на имя недавно назначенного директора Департамента полиции В. К. Плеве сообщил, что результат выпускных испытаний оказался удовлетворительным, «что должно быть отнесено к заботливости господ преподавателей, безвозмездно посвятивших свои труды на это полезное дело» [25. — Л. 84].

Для тверской школы урядников был использован флигель казенного дома, в котором размещалось тверское уездное полицейское управление. Он нуждался в ремонте, о чем губернатор неоднократно доносил в МВД в ходе оживленной переписки по финансовым вопросам. Несмотря на все затруднения, связанные с острой нехваткой фуражных денег, образовательная организация в г. Твери была все же открыта 2 сентября 1880 г., о чем свидетельствовало официальное сообщение в местных губернских ведомостях. Заведовать школой был назначен советник губернского правления Алексей Афанасьевич Чебышев [30; 31. — С. 16].

В школу на два месяца было командировано по одному уряднику от каждого из 12 уездов Тверской губернии. «По общему соглашению» урядники «столовались» в школе за счет получаемого ими по основному месту службы денежного содержания [25. — Л. 75 об.]. Обучение велось по гродненским программам, к безвозмездному преподаванию были привлечены чиновники тверского губернского правления.

27 октября 1880 г. в присутствии губернатора тайного советника А. Н. Сомова, исполнявшего должность вице-губернатора камер-юнкера, надворного советника П. В. Неклюдова, тверского уездного исправника генерал-майора Д. А. Олышева [31. — С. 1, 16], а также преподавателей школы состоялось экзаменационное испытание первой смены урядников. Помимо устных ответов экзаменовавшиеся письменно составляли протоколы на заданные темы, моделируя ситуации, когда урядники должны были заменять судебного следователя. Трое из них получили отметки «отлично», трое — «весьма хорошо», остальные шесть — «вполне удовлетворительно». Один по причине болезни не смог сдавать экзамен на знание «врачебного устава».

В течение первой смены по всем предметам преподавателями были составлены т.н. «записки», которые урядники, возвращаясь к месту службы, должны были взять с собой, чтобы

«иметь под рукой хорошее руководство при исполнении своих обязанностей, особенно когда пройденное в школе с течением времени станет изглаживаться из памяти» [32].

С 1 ноября 1880 г. в тверской школе началась вторая смена. В целом первые выпуски были успешными. В отношении тверского губернатора от 12 января 1881 г. № 235, в частности, указывалось, что «со времени открытия школы первая и вторая смены урядников по сделанным испытаниям оказали довольно удовлетворительные успехи и возвращены к месту их служения» [25. — Л. 75]. Тем не менее финансовые трудности не позволили тверской школе урядников функционировать дальше. Завершающей оказалась третья смена обучения.

К сожалению, до сегодняшнего времени из открытых уряднических школ «первой волны» удалось установить точное окончание работы только тверской образовательной организации — 14 февраля 1881 г.

Циркуляр от 5 мая 1880 г. № 44 стимулировал процессы подготовки к учреждению образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции и в других губерниях. Часть губернаторов выразила устойчивое стремление к учреждению уряднических школ. Так, начальник Новгородской губернии действительный статский советник Э. В. Лерхе в своем отношении от 9 августа 1880 г. № 4642 писал: «Мысль об устройстве подобной школы не может не вызывать полного сочувствия, и я еще при начале введения Положения об урядниках сознавал необходимость предварительной подготовки лиц, желающих поступить на эту должность, но меня останавливали неизбежные расходы по содержанию школы, на покрытие которых не предвиделось источника» [25. — Л. 46]. Волынский губернатор Ю. Н. Подгоричани-Петрович сообщил, что поскольку руководство МВД рекомендовало губернским начальникам обратить внимание на гродненский проект, то он лично «по предварительному сношению с. генерал-майором Цеймерном принял в этом деле способ, какой одобрен министерством для гродненской уряднической школы» [25. — Л. 61 об.].

В МВД были представлены достаточно подробные приложения к рапортам, содержавшие проекты «Правил для школы» (в Вологодской губернии) [25. — Л. 4—7 об.], «Положения о школе» (в Моги-левской губернии) [25. — Л. 10—15], «Оснований для учреждения школы» (в Олонецкой [25. — Л. 24 об. — 28 об.] и Екатеринославской [25. — Л. 34—37] губерниях). Черниговский губернатор представил проект обустройства школы в тексте самого отношения [25. — Л. 43—44 об.], а исправлявший обязанности губернатора Подольской губер-

нии В. М. Глинка распорядился о создании специальной комиссии для подготовки соответствующего проекта, состоявшей из советника губернского правления, правителя канцелярии и местного губернского исправника [25. — Л. 53 об. — 58 об.] (табл. 2). Самыми объемными по содержанию были вологодский, могилевский и подольский проекты учреждения образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции.

Назначение вновь проектировавшихся школ начальники губерний видели примерно одинаково: в развитии как у настоящего, так и у будущего контингента урядников «разумного понимания ими своих обязанностей» и приобретении «необходимых познаний сообразно мыслям министерства внутренних дел» (вологодский) [25. — Л. 4]; «ознакомлении с обязанностями, вытекающими из . утвержденного 9 июля 1878 г. Положения об урядниках и Инструкции, утвержденной. 19 июля 1878 г.» (могилевский) [25. — Л. 10]; устранению «недостаточной подготовки лиц, занимающих в настоящее время должности полицейских урядников» (тульский) [25. — Л. 21]. Однако некоторые губернаторы, в частности волынский, трактовали цели учреждения новой образовательной организации довольно расширительно — в «подготовлении по отношении к грамотности, развитости, знания законов лиц для замещения должностей полицейских урядников» [25. — Л. 63]. В екатеринославском проекте назначение школы было конкретизировано еще больше: «приготовить урядников, которые сознательно понимали бы свое назначение, усвоили бы себе свои права, свои отношения к властям и к обществу, сумели бы толково руководить сотскими и десятскими и ясно и грамотно составлять акты и протоколы дознаний и донесения» [25. — Л. 34].

Новгородский губернатор в своем рапорте также недвусмысленно заявил о намерении открыть урядническую школу [25. — Л. 21—22 об., 46—47 об.]. При этом начальник Новгородской губернии оказался одним из немногих губернаторов, попытавшихся самостоятельно решить проблему недостатка финансирования из имперской казны. Так, он указывал: «Если на этот предмет не представляется возможным отпустить необходимую сумму из казны, я постараюсь изыскать средства от благотворителей, но в последнем случае открытие школы должно несколько замедлиться, пока не изыщутся средства на нее» [25. — Л. 47].

Источник, из которого губернатор планировал почерпнуть средства — «от благотворителей», в документе подчеркнут карандашом, что свидетельствует об интересе к нему чиновников Министерства внутренних дел.

Таблица 2

Общая характеристика проектов положений о планировавшихся к открытию школах по подготовке полицейских урядников «первой волны» [25]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Название школы Название Структура проекта (сформирована нами в ходе

п/п проекта анализа текстов. — Авт.).

1 Вологодская школа Правила для • назначение и учреждение школы

полицейских школы полицей- • контингент обучавшихся

урядников ских урядников • образовательный процесс • самоподготовка • внутренний распорядок

2 Екатеринославская Основания учре- • назначение и учреждение школы

школа полицейских ждения школы • контингент обучавшихся

урядников полицейских урядников в г. Екатерино-славе • образовательный процесс • устройство школы и внутренний распорядок • материальное обеспечение и финансы

3 Житомирская школа Устав школы для • назначение и учреждение школы

для урядников урядников в г. Житомире • контингент обучавшихся • образовательный процесс

4 Могилевская школа Положение о • назначение и учреждение школы

полицейских школе для обра- • контингент обучавшихся

урядников зования полицейских урядников • образовательный процесс • устройство школы и внутренний распорядок • управление школой • материальное обеспечение и финансы

5 Петрозаводская Основания • назначение и учреждение школы

приготовительная школы • контингент обучавшихся

школа для состоящих на службе урядников • образовательный процесс • материальное обеспечение и финансы

6 Подольская школа «Соображения» • назначение и учреждение школы

полицейских специально обра- • контингент обучавшихся

урядников зованной комиссии • образовательный процесс • устройство школы и внутренний распорядок • управление школой • материальное обеспечение и финансы

7 Тульская школа Проект в рапорте • назначение и учреждение школы

полицейских губернатора. • контингент обучавшихся

урядников Программа преподавания в школе полицейских урядников • образовательный процесс • материальное обеспечение и финансы

8 Черниговская школа Проект в рапорте • контингент обучавшихся

полицейских губернатора • образовательный процесс

урядников • материальное обеспечение и финансы

Часть губернаторов (бессарабский, костромской, нижегородский, орловский, полтавский, саратовский), не отказываясь в принципе от учреждения уряднической школы, тем не менее, не спешили с ее открытием, ссылаясь на различного рода трудности и препятствия,

прежде всего финансового характера. Таким образом, в целом положительно и конструктивно к идее создания образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции «первой волны» отнеслось 13 губернаторов, косвенно отрицательно — 6.

В целом же проблема финансирования учреждения («обустройства») и функционирования уряднических школ являлась центральной в рапортах губернаторов. Отдельные губернаторы (полтавский, орловский, бессарабский и др.) ставили их открытие в прямую зависимость от получения средств из казны. В частности, начальник Полтавской губернии указывал, что на устройство школы «потребуется около 600 рублей» и просил «об отпуске такой суммы», «после чего безотлагательно будет приступлено к устройству самой школы» [25. — Л. 17 об.]. В отношении из Орловской губернии говорилось о 1000 рублей «на приспособление помещения и первоначальное обзаведение школы», причем губернатор уверял, что «приспособление помещения и все необходимое для школы будет устроено экономически», под его личным наблюдением «и могущий образоваться остаток будет возвращен» [25. — Л. 39 об.].

Нижегородский губернатор, ссылаясь на отсутствие средств, прямо заявил в МВД о «затруднении» в исполнении циркуляра от 5 мая 1880 г. [25. — Л. 68 об.], а начальник Костромской губернии в рапорте от 1 декабря 1880 г. осторожно уведомил руководство в том, что «проект устройства уряднической школы задерживается неимением источников для приобретения средств, необходимых для школы.» [25. — Л. 71].

Недостаток средств подчас служил прикрытием прямого нежелания губернаторов открывать школы, для чего, преимущественно при неофициальных контактах, выдвигались соответствующие доводы. Так, бессарабский губернатор Е. О. Янковский, как указывалось в его отношении от 2 августа 1880 г. № 3472, «приступая к учреждению школы», одновременно направил письмо директору Департамента полиции исполнительной МВД П. П. Косаговскому. В нем он заявил, что такая школа «на практике едва ли может вполне соответствовать возлагаемым на нее надеждам», приведя тому следующие обоснования:1) кандидаты на должности урядников не смогут учиться за свой счет, т.к. зарабатывают «дневное пропитание», т.е. вынуждены днем работать; 2) отвлечение на учебу урядников заметно ослабит сельскую полицию; 3) по возвращении из школы урядники «не могут быть наставниками своих товарищей, так как, действуя изолированно от них, они не имеют возможности передавать им своих знаний»; 4) школа не гарантирует, что урядники не будут уволены «по неблагонадежности» или переведены на другую службу, и «тогда на места их должны поступать неподготовленные люди, которых опять нужно вызывать в школу»; 5) значительные затруднения по содержанию в губернском городе лошадей [25. — Л. 40—41].

В качестве альтернативы Янковский предложил: школу «почти заменяло бы толковое и всестороннее изучение под руководством местных становых приставов и исправников «Инструкции полицейским урядникам», указания которой при разумном и точном их применении достаточны для исправного выполнения возлагаемых на урядников обязанностей» [25. — Л. 41].

Наверное, можно было бы заявлять о косности мышления конкретного бессарабского губернатора, но аналогичные подходы, судя по формулировкам отношений руководителей губерний, датированных августом — декабрем 1880 г., были далеко не уникальными.

Весьма интересна реакция саратовских губернских властей на циркуляр Л. С. Макова от 5 мая 1880 г. Губернатор Ф. И. Тимирязев в отношении от 7 августа 1880 г. № 3276 сообщал в МВД о прошедшем 1 августа 1880 г. в г. Саратове съезде уездных исправников, на котором обсуждался и вопрос об учреждении «особой школы для урядников». В приложенной к отношению копии протокола съезда, в частности, утверждалось, что «необходимость и полезность школы является результатом пока только теоретических соображений». Переписка с гродненскими властями не давала саратовским исправникам ясности в том, «насколько осуществились в практической деятельности урядников на местах — их участках — те благие результаты, какие ожидались от школы». Исправники сомневались: «.Не изменит ли школьное образование отношения урядников к своему делу и взгляд на служебное положение? Более грамотные и способные урядники и теперь часто оставляют должности. Получив в школе более умственное развитие, научившись грамотно писать, урядник, естественно, будет стараться занять лучшее в материальном отношении положение; с другой стороны, обученные в школе урядники могут манкировать своими обязанностями, сознавая, что сделанные на их образование затраты будут удерживать начальство от увольнения их от должности, когда бы при других условиях они того заслуживали, и поставят в некоторую необходимость быть к ним снисходительнее» [25. — Л. 51]. Сам саратовский губернатор, не сомневаясь в полезности школы урядников, тем не менее счел необходимым попросить в своем рапорте указаний по поводу вопросов, поднятых на съезде уездных исправников [25. — Л. 51 об.].

И все же, несмотря на в целом пессимистические настроения весомого числа губернаторов и их сомнения по поводу необходимости организации школ полицейских урядников, одной из основных причин неудачи первого этапа становления отечественной системы образовательных ор-

ганизаций для сельской полиции стала финансовая проблема. Помимо новгородского, известен, пожалуй, лишь один пример относительно удачного привлечения средств на обустройство школ урядников — в Курской губернии. Средств, освобождаемых по гродненскому примеру из «фуражного довольствия» для урядников, прибывавших на учебу безлошадными, явно было недостаточно. Попытки местных властей изыскать ресурсы за счет перераспределения денежного содержания, отпущенного на остающиеся вакантными губернские полицейские должности, или из средств губернских типографий жестко блокировались руководством МВД.

Показательна в этом плане судьба тверской губернской школы полицейских урядников. Губернатор А. Н. Сомов в отношении от 21 июня

1880 г. № 3784, подсчитав, что на устройство и «обзаведение» школы необходимо около 1000 рублей и удостоверившись, что по причине дороговизны продовольствия в г. Твери фуражные деньги придется оставить урядникам «на пропитание», указывал: «Прямых источников, из которых бы можно было удовлетворять расходы на устройство и содержание школы урядников, во вверенной мне губернии нет» [25. — Л. 19 об. — 20]. Он обратился в министерство с просьбой «отнести на расходы по устройству и содержанию школы урядников суммы, которые имеют поступать в уплату недоимок за типографские работы за прежнее время до 1 января 1878 года» [25. — Л. 20]. Сентябрьское письмо из Департамента полиции исполнительной приостанавливало разрешение вопроса «впредь до получения отзывов от всех начальников губерний, в коих имеются урядники» [25. — Л. 60]. В письме из МВД от 3 января

1881 г. уже прямо указывалось, что «расходы на содержание школы урядников отнесены быть не могут, так как поступающие в уплату типографских недоимок деньги, если они не будут израсходованы на типографское дело, составляют собственность казны» [25. — Л. 74 об.].

12 января 1881 г. в отношении № 235 тверской губернатор сообщил, что расходы на школу «производятся от заведующего школой, который уже израсходовал на этот предмет и на обзаведение школы до 600 руб.» [25. — Л. 76]. А. Н. Сомов интересовался, нельзя ли использовать на финансирование этого учреждения остатки средств, образовавшихся в Старицком уездном полицейском управлении от наличия там вакантной должности помощника уездного исправника [25. — Л. 76 об.]. На это начальник Тверской губернии получил из Департамента государственной полиции письмо от 22 января 1881 г. № 353 с очевидным отказом: «.Бывший Министр внутренних дел, обращая внимание господ губернаторов на учрежденную

в г. Гродно школу для полицейских урядников как на меру весьма полезную, этим еще не давал разрешения на открытие подобных школ, а в особенности при отсутствии необходимых для этого денежных средств» [25. — Л. 77]. В итоге в отношении от 16 февраля 1881 г. № 1331 тверской губернатор известил, что открытая 2 сентября 1880 г. школа урядников «по неимению никаких средств к содержанию ее 14 сего февраля за окончанием занятий 3 смены урядников закрыта» [25. — Л. 80—80 об.].

Из анализа письма тверскому губернатору от 22 января 1881 г. № 353 становится очевидным изменение подхода руководства МВД к вопросу учреждения в губерниях образовательных организаций сельской полиции, обусловленное трансформацией векторов полицейской реформы в целом. Инициатором модификаций в системе полицейских учреждений Российской империи стал М. Т. Лорис-Меликов, который Верноподданей-шим докладом императору от 11 августа 1880 г. дал старт сенаторским ревизиям, проведённым в 1880—1882 гг. в десяти губерниях: Самарской и Саратовской (сенатор И. И. Шамшин), Киевской и Черниговской (сенатор А. А. Половцев), Воронежской и Тамбовской (сенатор С. А. Мордвинов), Костромской, Казанской, Оренбургской и Уфимской (сенатор М. Е. Ковалевский). Особое внимание в деятельности ревизоров обращалось на функционирование в губерниях полицейских учреждений [33. — С. 410].

Материал о состоянии уездной полиции, собранный в ходе ревизий, впоследствии был передан в Особую комиссию для составления проекта местного управления под председательством статс-секретаря М. С. Каханова. Заключения сенаторских ревизий содержали резкую критику деятельности уездной полиции вообще и урядников в частности, вплоть до предложений о ликвидации этого института. Так, основным выводом проводившего ревизию Воронежской губернии сенатора С. А. Мордвинова стало: «урядники составляют полицейскую силу ненадежную» [34. — Л. 59]. Кроме того, была отмечена неудовлетворительная профессиональная подготовка претендентов на место урядника. С. А. Мордвинов считал, что «испытание» таких кандидатов сводилось лишь к проверке степени овладения некоторыми образцами полицейского делопроизводства, благодаря чему урядником мог стать всякий, «желавший и умевший написать страницу несвязанных фраз, которую он называл актом или протоколом» [35. — Л. 224 об.].

Параллельно с ревизиями М. Т. Лорис-Мели-ков предпринял и непосредственные меры по упразднению института урядников. Во Всеподданнейшем докладе от 4 апреля 1881 г., на котором император поставил резолюцию «Согласен»,

министр указывал: «Опыт учреждения полицейских урядников не вполне оправдал надежд, возлагаемых на этих чинов полиции: . урядники не соответствуют своему назначению и далеко не приносят той степени пользы, которую вправе от них ожидать местное население. Хотя недостатки устройства полицейских урядников и кроются отчасти в личных качествах назначаемых на эти должности, но в большей степени они . зависят от несовершенства самой системы организации этого учреждения. Ввиду этого казалось бы необходимым за будущим устройством нижних органов полиции сохранить организацию, сходную с организацией жандармских команд, как представляющую, по опыту, больше гарантий в лучшем выборе лиц, вполне благонадежных и, главнее всего, знакомых с дисциплиною» [36. — Л. 2—3]. Для детального изучения вопроса Лорис-Меликов предложил организовать Особую комиссию для предварительной разработки вопроса относительно преобразования существующего устройства городской и уездной полиции. Ее состав, возглавляемый товарищем министра внутренних дел П. А. Черевиным, представил во Всеподданнейшем докладе от 8 мая 1881 г. уже новый глава МВД — Н. П. Игнатьев [36. — Л. 5—8].

На первом своем заседании 2 июня 1881 г. комиссия «единогласно высказала мнение о неудовлетворительности института урядников и желание заменить их другим учреждением» [36. — Л. 105 об.]. При этом «.преобразовывая существующее устройство полиции, следует присвоить ей военную организацию и заменить урядников состоящими на действительной службе нижними чинами, имеющими войти в состав Отдельного Корпуса Жандармов» [36. — Л. 110 об.].

Информация о скором упразднении института урядников довольно быстро распространились в губерниях. В письме директору Департамента полиции В. К. Плеве 22 июня 1881 г. курский губернатор И. А. Звегинцов писал, что «на призыв шестой смены от нескольких исправников получились отзывы о нежелании урядников являться для обучения, причем нежелание это мотивируется появившимися в газетах слухами о предстоящем, будто бы, в скором времени совершенном упразднении этой должности. Ввиду этого, нужно заметить, урядники начинают с неохотой относиться и вообще к службе» [25. — Л. 84 об.]. Отмечая исключительную пользу от учрежденной школы, губернатор выразил надежду, что «лица, с успехом усвоившие преподаваемые в школе сведения, могут рассчитывать не остаться за штатом, в случае если бы учреждение урядников было действительно преобразовано» [25. — Л. 85]. В ответном письме 31 июля 1881 г.

В. К. Плеве, являвшийся членом вышеуказанной комиссии, разъяснил, что она «едва ли выскажется в пользу упразднения урядников» [25. — Л. 86]. Вторая половина 1881 г. стала временем наиболее острых столкновений сторонников и противников сохранения института урядников. Так, 22 октября 1881 г. в проекте реформы полиции, подготовленном директором Департамента исполнительной полиции П. П. Косаговским, было безапелляционно заявлено, что «урядники и стражники, набираемые ныне из людей иногда сомнительной нравственности, будут заменены жандармами, вполне дисциплинированными и испытанными прежней службой» [37. — Л. 16].

Принципиальный противник ликвидации службы урядников, В. К. Плеве нашел понимание у министра Н. П. Игнатьева, на имя которого он направил 3 апреля 1882 г. рапорт с предложением созвать «для окончательного выяснения вопроса о возможности и способах замены урядников жандармскими чинами» Особое совещание под председательством товарища министра внутренних дел И. Н. Дурново [36. — Л. 272—272 об.].

Своеобразным итогом дискуссий об институте урядников в начале 1880-х гг. стало решение Особого совещания от 14 апреля 1882 г.: «Настоящее время представляется менее всего удобным для осуществления предположения о замене полицейских урядников жандармскими чинами» [36. — Л. 282 об. — 283]. В качестве исходных основ предполагаемой реформы выдвигалось требование «в существующем устройстве урядников устранить те недостатки, которые препятствуют этому учреждению с должным успехом и пользой проявлять свою деятельность, то есть пересмотреть преподанную в руководства урядникам инструкцию, сделать в ней необходимые изменения в смысле облегчения их служебных обязанностей и более точно определить отношение их к прочим властям в уезде» [36. — Л. 283 об.].

Таким образом, в условиях начала реформирования института урядников организация их профессиональной подготовки несколько отошла на второй план до окончательного выяснения будущего статуса этих нижних чинов уездной полиции. Можно предположить, что именно по этой причине «первая волна» уряднических школ завершилась их ликвидацией. Во всяком случае, достоверной информации о продолжении их деятельности нет. В то же время первый опыт формирования организационных основ образовательного процесса не прошел бесследно. С 1887 г. и вплоть до создания института уездной полицейской стражи к нему не переставали обращаться создатели последующих школ полицейских урядников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полное Собрание законов Российской империи. Второе собрание (1825—1881). — Т. 53. — Ч. 1. — Ст. 58610.

2. Инструкция полицейским урядникам // Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1878 год. Ст. 148. — Санкт-Петербург, 1880. — С. 170—189.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 102. — 2-е делопр. — 1882.

— Оп. 317. — Д. 547. — Ч. 1.

4. Об издании справочной книжки для полицейских урядников: циркуляр Департамента полиции исполнительной 31 июля 1879 г. № 42 // Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1879 год. Ст. 142. — Санкт-Петербург, 1881. — С. 187—189.

5. Справочная книжка для полицейских урядников. — СПб., 1879. — 222 с.

6. Гуркин Я. А. Совершенствование профессиональной подготовки кадров российской полиции в начале XX века (Ревельская школа полицейских урядников) // Клио. — 2015. — № 5. — С. 77—79.

7. Кольцова М. В. Профессиональная подготовка кадров Российской империи в период с 1907 г. до 1917 г. (историко-правовое исследование) : дис. . канд. юрид. наук. — М., 2005. — 176 с.

8. Борисов А. В. Профессиональная подготовка и воспитание сотрудников органов внутренних дел в дореволюционной России // Борисов А. В., Ду-гин А. Н., Малыгин А. Я. Полиция и милиция России: страницы истории. — М., 1995.

9. Ершов Ю. А. Полиция России в пореформенный период: комплектование, профессиональная подготовка и социальная защищенность (ис-торико-правовой аспект) : дис. . канд. юрид. наук. — М., 1998. — 238 с.

10. Проценко Е. Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России (исто-рико-правовой анализ) : дис. . д-ра юрид. наук.

— СПб., 1998. — 398 с.

11. Кудин В. А., Гончарова Ю. В. Учебные заведения МВД России // МВД России : энциклопедия / глав. ред. В. Ф. Некрасов. — М., 2002.

12. Невский С. А. Полицейские урядники в Российской империи // Общество и право. — 2004. — № 3.

13. Ахмедов Ч. Н. Полицейский урядник: особенности становления института в Российской империи // История государства и права. — 2006.

— № 11.

14. Внутреннее обозрение. Основание в Перми особой академии для образования урядников // Отечественные записки. — 1880. — № 12 (декабрь). — С. 260—270.

15. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — 1882.

— Оп. 317. — Д. 547. — Ч. 2.

16. Ахмедов Ч. Н. Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — № 4.

— С. 25—27.

17. Ахмедов Ч. Н. Институт полицейских урядников: профессиональная подготовка и социально-материальное обеспечение его деятельности (вторая половина XIX — начало XX века) : монография. — Санкт-Петербург, 2018.

18. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Образовательные организации системы МВД / НКВД в Воронежском регионе (1888—1942 гг.) : монография. — Воронеж, 2017. — 382 с.

19. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце

XIX — начале XX в. : монография. — Воронеж, 2018. — 560 с.

20. Краткий исторический очерк Гродненской губернии за сто лет ее существования. 1802— 1902 гг. / сост. Л. Солоневич. — Гродно, 1901. — С. 79.

21. Российский государственный исторический архив (РГИА). — Ф. 1286. — Оп. 40. — Д. 60.

22. Памятная книжка Гродненской губернии на 1881 год. — Гродно, 1880.

23. Лысенко Л. М. Губернаторы и генерал-губернаторы Российской империи (XVIII — начало

XX века). — М. : Изд. МПГУ, 2001. — 358 с.

24. Моллериус И. П. Руководство для полицейских чинов : пособие к изучению обязанностей полиции. — СПб. : Тип. М. Волковича, 1911.

25. РГИА. — Ф. 1286. — Оп. 41. — Д. 39.

26. РГИА. — Ф. 1286. — Оп. 41. — Д. 45.

27. Адрес-календарь Пермской губернии на 1881 год. МВД. — Пермь, 1881. — С. 1, 2, 3, 12, 17.

28. Календарь Пермской губернии на 1883 год. МФ. — Пермь, 1883. — С. 27.

29. Список чинов гражданского, военного и духовного ведомств в Курской губернии на 1880 год.

— Курск, 1880.

30. Тверские губернские ведомости. — 1880.

— № 70. — 10 сент.

31. Адрес-календарь лиц, служащих в Тверской губернии. — Тверь, 1880. — С. 1.

32. Тверские губернские ведомости. — 1880.

— № 85. — 1 нояб.

33. Тот Ю. В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX в. : дис. . д-ра ист. наук. — СПб., 2003.

34. РГИА. — Ф. 1317. — Оп. 1. — Д. 18.

35. РГИА. — Ф. 1317. — Оп. 1. — Д. 15.

36. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — 1881. 37. ГАРФ. — Ф. 102. — Оп. 262. — Д.1.

— Оп. 38. — Д. 258.

REFERENCES

1. Polnoye Sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii. Vtoroye sobraniye (1825—1881). — T. 53. — Ch. 1. — St. 58610.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Instruktsiya politseyskim uryadnikam // Sbornik tsirkulyarov i instruktsiy Ministerstva vnut-rennikh del za 1878 god. St. 148. — Sankt-Peterburg, 1880. — S. 170—189.

3. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Feder-atsii (GARF). — F. 102. — 2-e delopr. — 1882. — Op. 317. — D. 547. — Ch. 1.

4. Ob izdanii spravochnoy knizhki dlya politseyskikh uryadnikov: tsirkulyar Departamenta politsii ispolnitelnoy 31 iyulya 1879 g. № 42 // Sbornik tsirkulyarov i instruktsiy Ministerstva vnu-trennikh del za 1879 god. St. 142. — Sankt-Peterburg, 1881. — S. 187—189.

5. Spravochnaya knizhka dlya politseyskikh uryadnikov. — SPb., 1879. — 222 s.

6. Gurkin Ya. A. Sovershenstvovaniye profes-sionalnoy podgotovki kadrov rossiyskoy politsii v nachale XX veka (Revelskaya shkola politseyskikh uryadnikov) // Klio. — 2015. — № 5. — S. 77—79.

7. Koltsova M. V. Professionalnaya podgotovka kadrov Rossiyskoy imperii v period s 1907 g. do 1917 g. (istoriko-pravovoye issledovaniye) : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2005. — 176 s.

8. Borisov A. V. Professionalnaya podgotovka i vospitaniye sotrudnikov organov vnutrennikh del v dorevolyutsionnoy Rossii // Borisov A. V., Dugin A. N., Malygin A. Ya. Politsiya i militsiya Rossii: stranitsy istorii. — M., 1995.

9. Ershov Yu. A. Politsiya Rossii v poreformen-nyy period: komplektovaniye. professionalnaya pod-gotovka i sotsialnaya zashchishchennost (istoriko-pravovoy aspekt) : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 1998. — 238 s.

10. Protsenko E. D. Gosudarstvennaya obra-zovatelnaya politika v sisteme MVD Rossii (istoriko-pravovoy analiz) : dis. ... d-ra yurid. nauk. — SPb., 1998. — 398 s.

11. Kudin V. A.. Goncharova Yu. V. Uchebnyye zavedeniya MVD Rossii // MVD Rossii : entsiklope-diya / glav. red. V. F. Nekrasov. — M., 2002.

12. Nevskiy S. A. Politseyskiye uryadniki v Rossiyskoy imperii // Obshchestvo i pravo. — 2004. — № 3.

13. Akhmedov Ch. N. Politseyskiy uryadnik: oso-bennosti stanovleniya instituta v Rossiyskoy imperii // Istoriya gosudarstva i prava. — 2006. — № 11.

14. Vnutrenneye obozreniye. Osnovaniye v Permi osoboy akademii dlya obrazovaniya uryadni-kov // Otechestvennyye zapiski. — 1880. — № 12 (dekabr). — S. 260—270.

15. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — 1882. — Op. 317. — D. 547. — Ch. 2.

16. Akhmedov Ch. N. Istoricheskiy opyt profes-sionalnoy podgotovki politseyskikh uryadnikov v Rossiyskoy imperii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2013. — № 4. — S. 25—27.

17. Akhmedov Ch. N. Institut politseyskikh uryadnikov: professionalnaya podgotovka i sotsialno-materialnoye obespecheniye ego deyatelnosti (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka) : mono-grafiya. — Sankt-Peterburg, 2018.

18. Nakhimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Obrazovatelnyye organizatsii sistemy MVD / NKVD v Voronezhskom regione (1888—1942 gg.) : mono-grafiya. — Voronezh, 2017. — 382 s.

19. Nakhimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Professionalnaya podgotovka nizhnikh chinov uyezdnoy politsii v Rossiyskoy imperii v kontse XIX

— nachale XX v. : monografiya. — Voronezh, 2018.

— 560 s.

20. Kratkiy istoricheskiy ocherk Grodnenskoy gubernii za sto let eye sushchestvovaniya. 1802— 1902 gg. / sost. L. Solonevich. — Grodno, 1901. — S. 79.

21. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA). — F. 1286. — Op. 40. — D. 60.

22. Pamyatnaya knizhka Grodnenskoy gubernii na 1881 god. — Grodno, 1880.

23. Lysenko L. M. Gubernatory i general-guber-natory Rossiyskoy imperii (XVIII — nachalo XX veka). — M. : Izd. MPGU, 2001. — 358 s.

24. Mollerius I. P. Rukovodstvo dlya politseyskikh chinov : posobiye k izucheniyu obyazannostey politsii. — SPb. : Tip. M. Volkovicha, 1911.

25. RGIA. — F. 1286. — Op. 41. — D. 39.

26. RGIA. — F. 1286. — Op. 41. — D. 45.

27. Adres-kalendar Permskoy gubernii na 1881 god. MVD. — Perm, 1881. — S. 1. 2. 3. 12. 17.

28. Kalendar Permskoy gubernii na 1883 god. MF. — Perm, 1883. — S. 27.

29. Spisok chinov grazhdanskogo. voyennogo i dukhovnogo vedomstv v Kurskoy gubernii na 1880 god. — Kursk, 1880.

30. Tverskiye gubernskiye vedomosti. — 1880.

— № 70. — 10 sent.

31. Adres-kalendar lits. sluzhashchikh v Tver-skoy gubernii. — Tver, 1880. — S. 1.

32. Tverskiye gubernskiye vedomosti. — 1880.

— № 85. — 1 noyab.

33. Tot Yu. V. Reforma uyezdnoy politsii v pravi- 35. RGIA. — F. 1317. — Op. 1. — D. 15. telstvennoy politike Rossii v XIX v. : dis. ... d-ra ist. 36. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — 1881. — nauk. — SPb., 2003. Op. 38. — D. 258.

34. RGIA. — F. 1317. — Op. 1. — D. 18. 37. GARF. — F. 102. — Op. 262. — D.1.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нахимов Александр Павлович. Начальник института. Кандидат философских наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-50-10.

Кирнос Андрей Викторович. Начальник кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-50.

Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-56.

Nakhimov Alexander Pavlovich. Head of the Institute. Candidate of Philosophical Sciences. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-50-10.

Kirnos Andrey Viktorovich. Head of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-50.

Kolesnikov Vladimir Alexandrovich. Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-56. Ключевые слова: полиция; полицейские урядники; МВД; полицейское образование; школа полиции. Key words: police; county police guards; the Ministry of Internal Affairs; police training; police school. УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.