Научная статья на тему 'Некоторые проблемы становления профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи в 1887-1903 гг'

Некоторые проблемы становления профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи в 1887-1903 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICE / COUNTY POLICE GUARDS / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / RURAL POLICE SCHOOL / ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ УРЯДНИКИ / МВД / ШКОЛА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович., Колесников Владимир Александрович

В статье анализируются особенности профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции Российской империи в 1887-1903 гг. Делается попытка переосмысления роли министерства внутренних дел в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович., Колесников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL TRAINING IN REGIONS OF RURAL POLICE OF THE RUSSIAN EMPIRE IN 1887-1903

The article analyzes the features of professional training of lower ranks rural police officers of the Russian Empire in 1887-1903. An attempt is made to rethink the role of the Ministry of the Internal Affairs in this process.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы становления профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи в 1887-1903 гг»

К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОМ РЕГИОНЕ

А.П. Нахимов,

начальник Воронежского института МВД России, кандидат философских наук

А.В. Кирнос,

кандидат политических наук, доцент

В.А. Колесников,

кандидат политических наук, доцент

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1887—1903 гг.

SOME PROBLEMS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL TRAINING IN REGIONS OF RURAL POLICE OF THE RUSSIAN EMPIRE IN 1887—1903

В статье анализируются особенности профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции Российской империи в 1887—1903 гг. Делается попытка переосмысления роли министерства внутренних дел в данном процессе.

The article analyzes the features ofprofessional training of lower ranks rural police officers of the Russian Empire in 1887—1903. An attempt is made to rethink the role of the Ministry of the Internal Affairs in this process.

Начавшиеся в конце 1880-х гг. существенные трансформации в статусе нижних чинов уездной полиции Российской империи, ознаменовавшиеся разработкой и принятием в 1887 г. нового варианта Инструкции полицейским урядникам [1], объективно

повлекли за собой актуализацию проблем профессиональной подготовки полицейских на низовом уровне. Как впоследствии отмечал министр внутренних дел А. А. Хвостов, «необходимость такой подготовки для полицейских урядников явствует,

например, уже из одного того, что на них возложена такая важная обязанность, как составление протоколов. Представляется бесспорным, что правильно и толково составить протокол... — есть дело, не для всех доступное и требующее многих знаний как общих, в смысле грамотности и умения точно излагать свои мысли, так и специальных, в смысле знакомства с действующими законами и условиями полицейского сыскного и розыскного дела. Само наблюдение за ненарушением со стороны населения закона также требует знания последнего... Наконец, при непрерывно повышающемся общем уровне развития массы населения, представляется весьма важным, чтобы представители полиции, даже самые низшие чины ее, ни в коем случае не были менее развиты, чем рядовые обыватели, среди коих им приходится действовать» [2. — Л. 2—3.].

Вопрос об оценке соотношения усилий различных государственных институтов Российской империи в процессе организации профессиональной подготовки «низового звена» сотрудников уездной полиции, по нашему мнению, требует дополнительного осмысления. Весомое число отечественных исследователей отмечало приоритетную роль «инициативы с мест», исходившей, в первую очередь, от отдельных губернаторов, и явную непоследовательность действий руководства МВД в целом и Департамента полиции в частности. Ю. А. Ершов прямо указывал, что «разнообразные школы для обучения полицейских чинов» на местах стали создаваться «как правило, по инициативе губернатора и уездного полицейского начальства, с одобрением МВД»

[3. — С. 143].

Уже в рамках предыдущих исследований мы обращали внимание на то, что позиция руководства МВД и Департамента полиции в рассматриваемый временной промежуток была значительно более активной, нежели принято считать, и проявлялась как в предоставлении общих рекомендаций, так и в формулировании конкретных прямых указаний [4. — С. 72]. Последующее углубленное изучение комплекса многообразных источников, касающихся данной проблематики, укрепило нашу уверенность в оправданности подобного подхода.

Рассматривая нормативно-правовую основу деятельности министерства внутренних дел по организации профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в 1887—1903 гг., можно разделить всю совокупность документов, подготовленных в данный период и касающихся анализируемых нами проблем, на три неравные группы.

Первую из них составили акты общеимперского характера, имеющие форму циркуляров и всеподданнейших докладов (записок) (табл. 1). Вторую — материалы переписки с иными министерствами и ведомствами, в первую очередь министерствами юстиции, финансов, военным, департаментами Сената и т.д., касавшиеся преимущественно вопросов согласования тех или иных инновационных предложений [5. — Л. 96—102.]. Третью, самую объемную, — служебные письма (отношения), отправленные конкретным начальникам губерний.

Таблица 1

Основные документы общеимперского характера, касающиеся профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции (1887—1902 гг.) [6. — Л. 60—61 об.; 7. — Л. 5, 62, 126—127 об., 181—181 об.]

Дата Документ Краткое содержание

28 июля 1887 г. Циркуляр МВД № 3153 Указание на целесообразность устройства в губернских городах подготовительной службы (школы урядников).

22 августа 1887 г. Всеподданнейший доклад министра внутренних дел Д. Н. Толстого Александру Ш Информирование монарха о начале организации в губернских городах подготовительной службы (школы урядников), получение Высочайшего одобрения.

8 ноября 1888 г. Циркуляр Департамента полиции № 3021 Требования 1) уточнить долю отставных или состоящих в запасе нижних чинов в общем числе полицейских урядников; 2) доложить «осуществлено ли... предположение об устройстве упомянутой школы для урядников».

7 января 1889 г. Циркуляр Департамента полиции № 69 В связи с выявленными затруднениями в открытии в губерниях уряднических школ — информирование об опыте.

25 июня 1889 г. Всеподданнейшая записка министра внутренних дел И. Н. Дурново Александру Ш Информирование о доле отставных и запасных нижних воинских чинов среди урядников и о создании 23 уряднических школ. Получение Высочайшего одобрения.

23 ноября 1893 г. Циркуляр МВД № 8191 «Принять к неуклонному исполнению рекомендованные... способы выбора кандидатов на должности полицейских урядников, устройства уряднических школ и установления надзора за ними со стороны уездных исправников и становых приставов.

Трансформация официальных подходов руководства министерства внутренних дел Российской империи к процессу повышения уровня профессиональной компетентности нижних чинов уездной полиции обозначилась практически параллельно с принятием новой Инструкции полицейским урядникам. Соответствующие акценты были расставлены уже в объявлявшем о вступлении Инструкции в силу циркуляре № 3153, в тот же день подписанном министром внутренних дел Д. А. Толстым и разосланном по губерниям вместе с самой Инструкцией [6. — Л. 60—61 об.].

Особый интерес представляют те положения циркуляра, которые посвящались вопросам повышения качества личного состава нового института уездной полиции. В них указывалось на то, что «лучшими урядниками оказываются грамотные унтер-офицеры и нижние чины запаса армии» и поэтому уряднические вакансии целесообразно замещать «преимущественно ...вполне грамотными и развитыми нижними чинами, снабженными, при увольнении в запас или отставку, рекомендательными свидетельствами от начальников частей, в коих они служили» [6. — Л. 61]. С этой целью в соответствии с требованиями циркуляра МВД от 20 июля 1881 г. № 2945 [8. — Л. 5—7], отныне распространёнными и на уездную полицию, губернаторам вменялась в обязанность отправка в штабы соответствующих военных округов данных о наличии в конкретных уездах вакансий полицейских урядников, их количестве и размерах содержания. Соответственно, командиры частей должны были собирать лиц, желавших служить в конкретной местности, и отбирать из их числа «наиболее соответствующих по нравственности, усердию к службе и расторопности», снабжая их рекомендательными свидетельствами [6. — Л. 61].

Таких кандидатов надлежало «собирать в губернский город, где под руководством опытных полицейских чиновников особых поручений при губернаторе подготовлять в течение некоторого времени к полицейской деятельности». В частности, требовалось разъяснить им «существо и пределы их прав и обязанностей, приемы и условия деятельности и ответственность, согласно указаниям инструкции, объяснить признаки преступлений, перечисленных в приложениях к инструкции и упражнять в составлении донесений, актов и протоколов, указанных в инструкции» [6. — Л. 61]. Кандидаты, которые в ходе итогового испытания смогли доказать свою подготовленность и проявили достаточную расторопность, составляли кадровый резерв, из состава которого местные исправники по согласованию с губернаторами и назначали новых урядников.

В циркуляре было подчёркнуто, что организация «подобной подготовительной службы или школы для урядников, как это доказал опыт, приносит существенную пользу» [6. — Л. 61]. В качестве положительного примера ошибочно приводилось учреждение такой школы генерал-майором Цеймерном «в г. Ковно» (а не в Гродно, как в реальности), что, как нами уже отмечалось, стало демонстрацией того, что уряднические школы «первой волны» не оставили ощутимых следов в памяти министерских чиновников» [9. — С. 13].

Прилагая усилия по приведению процесса комплектования и функционирования института полицейских урядников в соответствие с новыми требованиями руководство МВД параллельно попыталось укрепить собственные позиции в данной сфере, заручившись поддержкой со стороны монарха.

Летом 1887 г. в МВД был подготовлен Всеподданнейший доклад, представленный 12 августа Д. А. Толстым Александру III [6. — Л. 66—69]. Текст доклада содержал не просто повтор положения циркуляра № 3153 об организации подготовки кандидатов на должности урядников, но и важнейшее утверждение: «Пример подобного рода подготовительной школы, устроенной Свиты Вашего Императорского Величества генерал-майором Цеймерном... оказался столь целесообразным, что я признаю необходимым применение означенной меры и к прочим губерниям, в коих введен институт урядников» [6. — Л. 69]. Доклад был благосклонно воспринят монархом, написавшим 22 августа на оригинале текста: «Хорошо» [6. — Л. 66].

Формирование процедуры организации профессиональной подготовки полицейских урядников после принятия второй Инструкции и вплоть до 1903 г. имело, безусловно, региональные отличия, но вместе с тем существовало и немало общих черт.

Практически сразу же после рассылки циркуляра № 3153 в Департамент полиции стали приходить ответы от начальников губерний, информировавшие о начале исполнения его рекомендаций.

Первые мероприятия были связаны, с одной стороны, с определением порядка рассылки по уездам текстов как самой инструкции, так и непосредственно циркуляра № 3153, а с другой — инструктированием руководителей местной полиции о необходимых мерах. В ряде губерний, в частности в Бессарабской, Курляндской и Пензенской, губернаторами были созваны совещания уездных исправников, в ходе которых были оценены качества имевшегося в них контингента полицейских урядников и рассмотрены перспективы открытия подготовительных школ для них [5. — Л. 30—30 об., 58—61; 7. — Л. 15—16 об.].

Параллельно организовывалось углубленное изучение содержания Инструкции. Уездным исправникам предписывалось после личного ознакомления с текстом Инструкции собрать становых приставов и полицейских урядников и, как указывал 30 ноября 1887 г. курский губернатор П. П. Косаговский, «лично уяснить» им «требования новой инструкции и приведённых в приложении к ней узаконений», опираясь при этом на максимально конкретные примеры «из жизни, служебного опыта и практики» [6. — Л. 180—180 об.]. При необходимости такие собрания проводились многократно, «лишь бы была достигнута главнейшая цель с успехом упрочить вполне правильное введение и применение к делу новой инструкции для полицейских урядников» [6. — Л. 180 об.].

Одновременно в большинстве губерний начались аттестации имевшегося контингента полицейских урядников. Могилевский губернатор А. С. Дембовецкий 29 ноября 1887 г. потребовал от исправников к 1 февраля 1888 г. предоставить списки урядников, содержавшие помимо биографических и социо-профессиональных данных «самые подробные определения всех достоинств и недостатков, с сравнительным обозначением оттенков каждого из аттестуемых и. оснований, которые привели к тому или другому заключению» [6. — Л. 233—233 об.]. Ярославский губернатор А. Я. Фриде докладывал 29 февраля1888 г., что все полицейские урядники вызывались группами в уездные полицейские управления, где и были «всесторонне ознакомлены через помощников исправников с новой инструкцией; затем приобретенные урядниками познания были тщательно проверены самими уездными исправниками. Не выдержавшие экзамен были заменены «другими, более способными и выдержавшими предварительно ... экзамен» [5. — Л. 20 об. — 21]. Олонецким губернатором Г. Г. Григорьевым уточнялось, что «неудовлетворительный личный состав урядников будет ставиться в вину самим исправникам» [6. — Л. 253—253 об.].

Большинство губернаторов взяли под личный контроль процесс назначения на уряднические должности. Так, пермский губернатор предписал уездным исправникам «прекратить определение своей властью урядников» без его согласия, своевременно информировать его о существующих и вновь открывающихся вакансиях [6. — Л. 203 об.]. Развивалась практика своевременного информирования окружных штабов о возникавших вакансиях [5. — Л. 21]. При этом целесообразность всё более очевидно торжествовала над сословными традициями. Виленский губернатор Н. А. Греве-ниц докладывал 28 января 1889 г., что кандидаты «из привилегированных классов, ищущие долж-

ности полицейского урядника под давлением неблагоприятно сложившихся обстоятельств и крайней нужды были постепенно устраняемы, так как лица этой категории, не удовлетворяясь ни служебным положением, ни содержанием по должности урядника, не могут относиться к службе с должным рвением и усердием» и в большинстве случаев не обладают необходимыми качествами [7. — Л. 87 об. — 88].

По указанию могилевского губернатора собираемые кандидаты проходили подробный инструктаж, в том числе с информированием о том, что «во время подготовления к службе в г. Могилёве они должны жить на свой счёт», равно как и приготовиться к большим расходам «на постройку форменной одежды и на покупку револьвера, хорошей лошади и седла». Особо нуждавшиеся из наиболее достойных для приучения их к внешней полицейской службе» и «облегчения им материальных издержек на свое содержание» могли зачисляться на период подготовки в штат команды Могилевской городской полиции [6. — Л. 234—234 об.].

Подготовка кандидатов в урядники проводилась с конца сентября по конец ноября чиновниками особых поручений при губернаторе и заключалась «в разъяснении существа и пределов их прав и обязанностей, приёмов и условий деятельности и ответственности, согласно указаниям инструкции, в объяснении признаков преступлений, перечисленных в приложениях к инструкции, и в приучении составлять донесения, акты и протоколы» [6. — Л. 234 об. — 235]. В конце ноября подготовленные кандидаты проходили испытание в особой комиссии, в которую помимо чиновников особых поручений входили два советника губернского правления, правитель канцелярии губернатора и могилевский уездный исправник. Назначение лиц, не прошедших «подготовительного курса, .могло производиться лишь в исключительных случаях» [6. — Л. 234 об.—235]. Списки успешно прошедших испытание часто публиковались в губернской прессе [10]. Подобная схема, с некоторыми дополнениями, стала базовой для организации образовательного процесса в те годы.

Вятский вице-губернатор В. А. Ратьков-Рож-нов особо указал, что бывшие унтер-офицеры и нижние чины армии, «несмотря на добрые свои качества, .находились совершенно в иных условиях службы, чем та, на которую они думают вступать». Поэтому им предварительно следует объяснить специфику государственного устройства империи, в первую очередь «гражданского управления», и в целом строить обучение так, «чтобы они действительно усваивали передавае-

мое, а не заучивали только параграфы инструкции; необходимо также указывать им на признаки преступлений, перечисленные в приложениях к инструкции, и приучать скоро и возможно обстоятельнее излагать донесения по начальству, .составлять .акты и протоколы» [6. — Л. 251 к. — 251 м.].

В. А. Ратьковым-Рожновым было подготовлено и одно из первых известных нам пособий для подготовки кандидатов в урядники на местах. В рамках важных положений учебно-методического характера им было уделено большое внимание строгому соблюдению требований законности, моральных принципов полицейской деятельности: «Урядники, обращаясь к обывателям с требованиями об исполнении закона или распоряжений начальства, должны предъявлять требования спокойно и вежливо, но твердо и настойчиво, и если бы при исправлении обязанностей службы самому уряднику было нанесено оскорбление, то, не дозволяя личной расправы с виновным, он должен доложить об этом становому приставу для преследования виновного законным порядком» [1. — С. 27].

Пермский губернатор В. В. Лукошков предусмотрел и возможность прибытия кандидатов на должности в Пермь не только «для производства им испытания», но и «для подготовления к полицейской деятельности» под руководством чиновника особых поручений Ко-това и помощника пермского уездного исправника Сердобинского [6. — Л. 203 об. — 204 об.].

В губернских городах начали формироваться особые экзаменационные комиссии. Так, в Воронеже к несению службы с 10 сентября 1890 г. под председательством советника губернского правления Н. В. Воскресенского учреждалась комиссия в составе воронежского уездного исправника, помощника полицмейстера, работника прокурорского надзора и офицера губернского жандармского управления. Она собиралась еженедельно по средам (за исключением праздничных дней). Проверку в комиссии должны были пройти и урядники, уже состоявшие на службе. Они вызывались в Воронеж из расчета одновременного пребывания в городе не более двух представителей из одного уезда [7. — Л. 171—172].

Экзамены проводились на основании правил, по содержанию совпадавших с таковыми, утвержденными и. д. ковенского губернатора Н. М. Клин-генбергом ещё 20 февраля 1888 г. Такое совпадение — свидетельство развивавшегося взаимообмена образцами учебной документации. Правилами предусматривалось, что экзаменуемый должен владеть навыками устной и письменной русской речи, знать основное содержание Инструкции и уметь применить её на практике, составить

письменные протоколы. Особое внимание уделялось знанию правил покидания пределов уряднического участка, употребления оружия, производства розыска и дознания, взаимоотношений с сотскими, десятскими и сельскими властями, составления протоколов, донесения о совершенных преступлениях, дозволенного ареста и т.д. [5. — Л. 18—18 об.; 7. — Л. 173] Решение о результатах экзамена принималось большинством голосов и записывалось председателем комиссии в специальную книгу. Успешно сдавшие экзамен получали свидетельство установленного образца и определяемый соответствующим уездным исправником участок «для заведования» [12. — Л. 113, 214]. Получившим неудовлетворительные результаты давалась отсрочка на месяц. В их свидетельствах в графу о результатах испытаний обычно вносилась запись: «Оказался недостаточно знакомым с обязанностями полицейского урядника» и фиксировалось предоставление отсрочки [12. — Л. 69]. Повторная неудача на экзамене была основанием для увольнения [13. — Л. 42—44].

В г. Уфе перед допуском к экзамену в комиссии (создана 23 октября 1887 г.) кандидаты проходили сначала начальную подготовку на местах у уездных исправников, а затем — дополнительную — в губернском городе под руководством уфимского уездного исправника и его помощника. Им было предписано «употребить все усилия к полному и всестороннему разъяснению кандидатам инструкции и напрактиковать их в составлении письменных донесений, актов и протоколов» [5. — Л. 44—47; 7. — Л. 66]. Для проживания кандидатов было выделено специальное помещение, «они могли, если пожелают, получать необходимое для них продовольствие, по самым умеренным ценам, из имеющихся дешевых столовых в г. Уфе» [7. — Л. 67—67 об.].

16 декабря 1891 г. новый уфимский губернатор Л. Е. Норд доложил об изменении системы: кандидаты назначались на должности немедленно, в течение шести месяцев приобретая практический опыт и под руководством местных исправников изучая положения инструкции, свои права и обязанности. Лишь по истечении полугода они откомандировывались в Уфу, где и проходили испытание в комиссии. Не выдержавшие экзамена подлежали увольнению [14. — Л. 1—4 об.].

Киевский губернатор Л. П. Томара уже 9 ноября 1887 г. сообщил министру внутренних дел, что находит возможным «организовать при губернском правлении при посредстве некоторых из его чинов, а также чинов полиции и чиновников для особых поручений не единовременную, а

постоянную подготовку кандидатов на урядниче-скую службу» [6. — Л. 123]. А докладывая 12 июня 1888 г. об учреждении с 11 января постоянной комиссии «при губернском правлении из старшего советника Прокоповича, бывшего старшего чиновника особых при мне поручений Мозгового... и помощника киевского полицмейстера Бучинского», он указал её функцию: для «специальной подготовки к уряднической службе» [5. — Л. 75 об.]. Подготовка была начата 28 марта 1888 г. на основе специально разработанной программы, содержавшей, помимо положений Инструкции сведения по административно-территориальному делению, социально-конфессиональной структуре населения, основным отраслям права [5. — Л. 77—79]. После полуторамесячного обучения первые кандидаты были допущены к письменному и устному испытаниям в присутствии начальника губернии, вице-губернатора и губернского прокурора. «Из 11 подготовлявшихся выдержали испытание 7» [5. — Л. 76]. Таким образом, в Киевской губернии при сохранении формального статуса комиссии фактически начала функционировать школа для подготовки полицейских урядников.

Сам процесс создания уряднических школ «второй волны» в регионах Российской империи был достаточно непрост и растянут во времени. Анализ документальных источников доказывает, что вряд ли можно говорить не только о каком-либо всплеске инициатив в этой сфере со стороны начальников губерний, но и об их немедленной поддержке тех предложений об открытии школ, которые содержались в циркуляре МВД № 3153. Тезис Ч. Н. Ахме-дова «все руководители губерний приступили к исполнению циркуляра министра внутренних дел» следует поставить под сомнение [15. — С. 92].

Напомним, что институт полицейских урядников вводился в 1878 г. в 46 губерниях России [16], а позже число губерний выросло до 50. Но в архивных фондах сохранилось 25 отношений губернаторов с уведомлениями об открытии школ, из которых к 1888 г. относится 16, к 1889 г. — 8, к 1890 г. — одно.

Значительным было и количество отказов в открытии уряднических школ. Часть губернаторов, как, например, оренбургский или черниговский, формально не давая прямого отказа, просто игнорировали данную проблематику, не присылая по вопросу об открытии школ никакой информации [7. — Л. 56, 94].

Достаточным разнообразием отличались высказанные начальниками губерний обоснования отказов в создании или заявлений о несвоевременности открытия уряднических школ (Учтём, что: а) из одних и тех же губерний в разное время

присылались документы, содержавшие различные обоснования; б) одно отношение могло содержать несколько обоснований; в) в ряде губерний, начальники которых первоначально присылали отказы, впоследствии уряднические школы всё же были созданы). Наиболее типичными среди них были:

- надлежащее качество имевшегося состава урядников (вятский, воронежский, минский и др. [6. — Л. 287—287 об.; 7. — Л. 24—24 об.]); так, минский губернатор Н. И. Трубецкой в отношении от 16.07 1888 № 5205 докладывал министру внутренних дел: «.По собранным от уездных исправников сведениям оказалось, что существующий ныне в Минской губернии состав полицейских урядников удовлетворяет своему названию, а потому в настоящем году не встретится надобности ни в вызове кандидатов через окружной штаб, ни к учреждению в г. Минск школы ...» [5. — Л. 91 об.];

- недостаточное число урядников в губернии (виленский, гродненский, екатеринославский; самарский, эстляндский и др. [7. — Л. 91 об.]; эстляндский губернатор С. В. Шаховской 19 января 1889 г. подчеркнул, что во вверенной ему губернии всего 48 уряднических должностей и «коль скоро эти должности заняты, вакансии открываются сравнительно нечасто; а при таких условиях школа едва ли может привлечь значительное число кандидатов» [1. — Л. 83—84.];

- обширность территории, затрудняющая сбор обучающихся в губернском центре (волынский, вятский, пензенский, подольский) [6. — Л. 311—313; 5. — Л. 56];

- отсутствие у губернатора достаточных ресурсов (гродненский, екатеринославский, минский, лифляндский, симбирский, эстляндский и др. [5. — Л. 126—127; 7. — Л. 41—42 об., 83—84]); симбирский губернатор М. Н. Теренин 16 декабря 1888 г. доложил в Департамент полиции: «.Предложение об устройстве в губернском городе школ для полицейских урядников мною не могло быть осуществлено как по неимению свободного помещения для школы, так равно и по неимению средств на наем необходимого для этого помещения, на покупку канцелярских принадлежностей и на другие расходы; кроме того в моем распоряжении нет свободных полицейских чиновников, которых можно было бы командировать для занятий в школе, поручить же занятия в школе одному из полицейских чиновников симбирской городской полиции, по ограниченности состава, не представлялось возможным» [7. — Л. 41—41 об.]; начальник лифляндской губернии М. А. Зиновьев был краток: школа «не открыта и, за неимением средств на осуществление такой меры, даже в

ближайшем будущем не представляется возможности для учреждения» [7. — Л. 104];

- недостаточность средств у кандидатов для проживания в губернском городе (вятский, гродненский, екатеринославский, калужский, пензенский, саратовский, симбирский, ставропольский, эстляндский и др. [7. — Л. 6—6 об.; 26—26 об.; 83—84; 123 об.]), по мнению саратовского губернского правления от 28 июля 1888 г.: урядник не имеет «никаких посторонних средств к жизни, кроме жалованья. Поэтому не представляется возможности произвести из скудного остатка расходы и на поездку в два конца в губернский город и двухмесячное сравнительно дорогое содержание себя сытно и опрятно и содержание своей семьи, оставленной на месте» [7. — Л. 98].

Выдвигались и «гносеологические» обоснования нецелесообразности открытия школ. Так, курляндский губернатор Д. С. Сипягин 30 ноября 1888 г. отметил, что обусловленное краткими сроками обучения в школах «поверхностное и поспешное теоретическое ознакомление кандидатов на уряднические должности с их правами и обязанностями» вряд ли способно принести существенную пользу и «могло бы скорее вызвать в мало подготовленных кандидатах неверные представления о характере их служебной деятельности» [7. — Л. 16]. Тезис о недостаточности «для занятия должности полицейского урядника одних лишь теоретических познаний о полицейской службе без практической к тому подготовки» со ссылкой на мнения собранных на совещание уездных исправников прозвучал и в служебном письме пензенского губернатора А. Н. Волкова от 18 апреля 1888 г. [5. — Л. 58]. Мнения исправников приводил и саратовский губернатор: «...Малограмотный урядник, пробыв два месяца в школе, не выйдет из неё грамотным... Ознакомиться с касающимися до него местами уставов... урядник лучше может на месте в применении той же инструкции. под руководством своего ближайшего начальства. лучшая практика — действительные происшествия, а не вымышленные темы для протоколов» [7. — Л. 97 об. — 98]. Наконец, с точки зрения эстляндского губернатора, «самое важное значение имеет не опытность в полицейской службе и какие-либо научные знания, приобретение которых. на службе достигается легко, а нравственные качества кандидатов. Короткое пребывание в школах изменить эти качества, прирожденные и приобретенные предыдущей жизнью и деятельностью урядников, само собою разумеется, не может» [7. — Л. 84].

Анализируя региональные особенности реакции губернаторов на рекомендации МВД об открытии уряднических школ, следует акцентировать внимание на том, что весьма значимую роль

играли личностные качества самих губернаторов, их готовность брать на себя дополнительные хлопоты, связанные с обеспечением открытия и последующего функционирования новых, ранее отсутствовавших в подведомственных им губерниях, образовательных организаций.

Так, таврический губернатор П. М. Лазарев 19 марта 1890 г. уведомил Департамент полиции, что по вступлении в должность он обнаружил отсутствие действующей уряднической школы и, после обсуждения на заседании губернского правления, утвердил решение об её открытии в г. Симферополе с 1 сентября того же года [7. — Л. 164—164 об.].

Пензенский губернатор, невзирая на критический настрой местных уездных исправников, тем не менее добился учреждения такой подготовительной организации [5. — Л. 59 об. — 60]. При этом он оговорил возможность разрешения исправникам готовить на местах кандидатов, в отношении которых они точно удостоверились в невозможности прибытия в Пензу «для подготовительной службы в школе» в связи с неимением средств и «по отдаленности местожительства...» с обязательным дополнительным подробным личным информированием о результатах всесторонних испытаний таких кандидатов [5. — Л. 60 об. — 70].

С другой же стороны весьма показательна позиция А. Н. Потемкина, сменившего на посту начальника Гродненской губернии родоначальника уряднических школ Н. М. Цеймерна. Первоначально он уведомил Департамент полиции о том, что не может открыть школу «по примеру предыдущей», так как прежняя школа создавалась для уже принятых на службу урядников, а циркуляр № 3153 предписывал открывать школы для кандидатов на уряднические должности. Далее им формулировался образцовый пример бюрократической казуистики: «возобновление школы прежнего устройства не соответствовало бы требованиям, изложенным в циркуляре от 28 июля» № 3153 [7. — Л. 112—112 об.].

В ответ на поступившее ему из МВД дополнительное разъяснение от 7 января 1889 г., разрешавшее открывать школы и для действовавших урядников, А. Н. Потемкин 31 марта 1889 г. привёл новые тщательно продуманные основания для собственного бездействия:

1) так как одновременно в губернии было не более трёх вакансий, а освобождать от службы для обучения большое количество действующих урядников нельзя, то «наличное число кандидатов было бы недостаточно для образования состава училища, и затрата на содержание учащихся была бы слишком несоразмерна с числом учащихся»;

2) прежний вариант содержания обучавшихся за счет «фуражных денег» с временным переводом конных урядников в статус пеших неудобен: а) из-за «двойной потери» средств при срочных продаже и покупке лошади в начале и при окончании обучения; б) практика временной сдачи лошади «одному из местных обывателей. для прокорма» порождала бы двоякие негативные последствия: либо урядник «рисковал бы порчей лошади при употреблении её на крестьянскую работу обывателем», либо «урядник входил бы с обывателем своего участка в такие соглашения, которые до известной степени роняли бы его достоинство как полицейского чиновника»;

3) оставление в распоряжении урядника фуражных денег для обеспечения лошади, которой он временно не пользовался, с возложением на него дополнительных расходов в сумме 9 руб. 53 коп. «на содержание школы и уплату гонорара преподавателям» приводило бы к тому, что оставшихся у него средств вряд ли «хватало бы на содержание самого урядника в школе и остающейся на месте его служения семьи, не говоря уже о том, что также обязательные вычеты противоречат 588 ст. 3 т. Уст. о служ.» [7. — Л. 108—115 об.]-

Неоднозначность позиций начальников губерний в вопросе об открытии уряднических школ обусловила принятие руководством министерства внутренних дел и департамента полиции новых мер организационно-методического и нормативного характера.

Практически сразу же после открытия первых школ начал наблюдаться рост внимания руководства МВД к непосредственной организации образовательного процесса, в том числе и к усилению его практической составляющей, особенно очевидной с учётом изменения статуса урядников после принятия новой Инструкции. Уже в отношении смоленскому губернатору от 22 ноября 1887 г. № 4078 заведующий полицией генерал-лейтенант Н. И. Шебеко указал на необходимость «принять меры, чтобы кандидаты на должности урядников кроме изучения инструкции были употребляемы на постовой службе в городской полиции под руководством опытных городовых». По его мнению, проходя подобную практическую подготовку, «урядники перестанут считать себя, как это случалось на практике, чиновниками и лучше поймут свои обязанности» [6. — Л.112 об. — 113]. Развернутая переписка с губернаторами велась и по поводу подготовки разнообразных учебных и учебно-методических пособий и, в особенности, по проблемам материального обеспечения.

К сожалению, именно материальное обеспечение вызывало наибольшие затруднения, оказываясь одной из острейших проблем, существенно

повлиявших на ход и результаты становления и развития уряднических школ. В циркуляре № 3153 декларировалось, что организация школы для урядников «не вызывает никаких затрат со стороны казны, кроме ничтожных расходов на канцелярские принадлежности, которые при наличии известной доли желания и заботливости могут свободно пополняться из имеющихся в распоряжении гг. губернаторов сумм» [8. — Л. 2]. Впоследствии эта формулировка регулярно повторялась руководством министерства и департамента полиции при обосновании отказов на зачастую хорошо обоснованные просьбы губернаторов о выделении каких-либо бюджетных средств для финансирования полицейского образования [17. — Л.74—75 об.; 6. — Л. 215]. Однако реальность многократно доказала не только излишнюю оптимистичность подобного подхода, но и его существенное негативное влияние на процесс эволюции образовательных организаций, обеспечивавших профессиональную подготовку нижних чинов уездной полиции Российской империи вплоть до самого конца её существования. Грустное подтверждение такой оценки данного подхода сделал уже в 1916 г. министр внутренних дел А. А. Хвостов: «.Означенные школы не могут быть признаны поставленными достаточно хорошо, а главное устойчиво за отсутствием необходимого на содержание их кредита» [2. — Л. 2— 5]. В других же сферах активность руководства МВД была значительно более высока, а действия — последовательны.

В конце октября 1888 г. министр внутренних дел Д. А. Толстой отдал сотрудникам Департамента полиции распоряжение собрать информацию о доле запасных аттестованных нижних чинов армии в общем числе урядников и о том, «учреждена ли и действует ли школа для урядников» [7. — Л. 1]. И уже 8 ноября 1888 г. директором Департамента полиции П. Н. Дурново был подписан циркуляр № 3021 [7. — Л. 5], содержавший обращение к губернаторам:

- с напоминанием о том, что циркуляром № 3153 было не только рекомендовано при замещении «уряднических вакансий» отдавать приоритет грамотным и развитым нижним чинам запаса армии, но и «указано на целесообразность устройства в губерниях подготовительной службы или школы урядников»;

- с просьбой «доставить в возможно непродолжительном времени сведения о том, сколько в общем числе полицейских урядников вверенной . губернии находится отставных или состоящих в запасе армии нижних чинов и осуществлено ли .предположение об устройстве упомянутой школы для урядников» [7. — Л. 5].

Усиление контроля за оперативностью мер, предпринимавшхся губернаторами в рамках исполнения циркулярных требований, проявлялось через подготовку Департаментом полиции соответствующих отношений начальникам губерний. Так, отношением от 14 марта 1889 г. № 839 гродненского губернатора обязали ускорить отправку сведений о доле бывших «нижних чинов» армии среди урядников и организации их профессиональной подготовки [7. — Л. 105]. Аналогичные указания содержались и в отношениях №№ 840— 843, отправленных соответственно губернаторам лифляндскому, оренбургскому, саратовскому, и санкт-петербургскому.

Постепенное накопление получаемого из регионов всё большего объема информации об уряднических школах позволило Департаменту полиции начать осмысление и частичное обобщение данного опыта, разработку некоторых рекомендаций. Всё чаще в ответ на рапорты губернаторов о затруднениях в открытии школ из МВД отправлялись письма, содержавшие ссылки на уже накопленный в других губерниях опыт. Так, 20 декабря 1888 г. П. Н. Дурново писал вятскому губернатору: «.По поводу выраженных Вашим Превосходительством, в отзывах от 2 апреля и 8 декабря за №№ 2001 и 6718, сомнений относительно возможности устройства во вверенной губернии подготовительной школы полицейских урядников, Департамент полиции признает нелишним сообщить Вам, милостивый государь, имеющиеся в Департаменте сведения об организации и деятельности подобной школы, существующей в городе Житомир со 2 января сего года» [7. — Л. 25—25 об.]. Аналогичное письмо было отправлено в том же месяце калужскому губернатору [7. — Л. 8—9], а в январе 1889 г. эстляндский губернатор дополнительно получил и достаточно недвусмысленное указание: «Что же касается мнения Вашего Сиятельства, что школа недостаточно обеспечивает благонадежность урядника, то соображения эти имелись в виду Министерством при издании общего циркуляра от 28 июля 1887 г. за № 3153, но тем не менее устройство школ признано им целесообразным» [7. — Л. 85].

Осознание необходимости обобщения опыта создания и функционирования уряднических школ повлекло за собой подготовку и издание за подписью П. Н. Дурново циркуляра Департамента полиции от 7 января 1889 г. № 69 [7. — Л. 62].

В нём указывалось, что Департамент полиции, обнаружив из поступивших «с мест» донесений, затруднения многих губернаторов «по разным основаниям устройством во вверенной им губернии подготовительной школы для полицейских урядников ... признал нелишним» проин-

формировать начальников губерний об имеющихся в Департаменте сведениях об организации и деятельности одной из таких школ, созданной в январе 1888 г. «в одном из губернских городов».

Далее в тексте циркуляра содержалась рабочая матрица организации «типовой уряднической школы», заимствованная из житомирского опыта: в данной школе, «согласно программе, выработанной особой, назначенной губернатором, комиссией из советника губернского правления, уездного исправника, полицмейстера и старшего чиновника особых поручений, обучается по одному полицейскому уряднику из каждого уезда, коим за всё время нахождения в школе сохраняется присвоенный их должности оклад содержания. По окончании курса, продолжавшегося не менее двух месяцев, урядники эти подвергаются, в присутствии губернатора, испытанию со стороны экзаменационной комиссии, состоящей из преподавателей, причём лица, удовлетворяющие требованиям учебной программы, возвращаются в уезды, а на их места вызывается соответствующее число других урядников». Отмечалось и то, что в данной школе проходят подготовку и «лица, зачисленные кандидатами на означенные должности, преимущественно из основных и запасных нижних чинов армии», которые после успешной сдачи экзамена и по мере открытия уряднических вакансий «назначаются на должности полицейских урядников» [7. — Л. 62].

Значимость установок данного циркуляра в процессе развития профессиональной подготовки полицейских урядников ярко демонстрирует отношение архангельского губернатора в Департамент полиции от 13 декабря 1889 г. № 9515, в котором он проинформировал об открытии с 16 октября того же года подготовительной уряднической школы «на изложенных циркуляром Департамента полиции от 7 января за № 69 началах и указаниях» [7. — Л. 150—150 об.].

Обобщение промежуточных итогов деятельности губернаторов повлекло за собой подготовку нового обращения министра внутренних дел И. Н. Дурново к Александру III. Во Всеподданнейшей записке до сведения монарха, в частности, было доведено, что из 50 губерний, на территории которых уже функционировал к тому времени институт полицейских урядников, «в 23 губерниях устроены уряднические школы, а в остальных 27 губерниях кандидаты на должности урядников прикомандировываются к полицейским управлениям для приобретения практических сведений и подвергаются испытаниям знаний инструкции и приемов полицейской службы» [7. — Л. 127]. Эта информация была одобрена императором, собственноручно написавшим

25 июня 1889 г. на подлиннике записки: «Утешительно» [7. — Л. 126].

Очередным шагом в деятельности министерства внутренних дел по развитию профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции явился подписанный И. Н. Дурново циркуляр от 23 ноября 1893 г. № 8191 [7. — Л. 181—181 об.].

Формальным поводом для появления данного циркуляра было служебное письмо министру, написанное 11 ноября 1893 г. всё тем же Н. М. Цеймерном ставшим к тому времени членом совета при министре внутренних дел, в дополнение к отчету о командировке в ряд губерний для организации борьбы с вредителями сельскохозяйственных посевов. Цеймерн доложил об осуществлённых по собственной инициативе мероприятиях по оценке степени выполнения урядниками проинспектированных им губерний своих служебных обязанностей. Им были сделаны достаточно неутешительные выводы «об отсутствии должной дисциплины и слабом надзоре за ними», приводящих к тому, что урядники по-прежнему «считают себя как бы начальниками сельского населения, мало объезжают свои участки» верхом на лошадях, и обращено внимание на необходимость более чёткого знания и жёсткого следования требованиям Инструкции [7. — Л.178—178 об.].

Реакция министра была незамедлительной и достаточно жёсткой. Указав на полученные от Н. М. Цеймерна сведения, И. Н. Дурново потребовал от губернаторов «принять к неуклонному исполнению рекомендованные в циркуляре от 23 июля 1887 г. за № 3153 способы выбора кандидатов на должности полицейских урядников, устройства уряднических подготовительных школ и установления надзора за ними со стороны уездных исправников и становых приставов.» [7. — Л. 181 об.]. Таким образом, в процессе организации школ для подготовки полицейских урядников была усилена императивная составляющая.

Вопросы о последовательности создания и общем количестве уряднических школ «второй волны» относятся к числу недостаточно исследованных. В советской и современной историографии это во многом было связано с недостаточной организацией кропотливой работы с архивными материалами. Подобная недостаточность отчасти объективно обусловливалась как долговременной «закрытостью» соответствующих федеральных архивных фондов, так и сложностью комплексного изучения документов, хранящихся в архивах, размещённых в различных, удалённых друг от друга, субъектах Российской Федерации.

Последнее периодически приводило к тому, что отдельными исследователями выдвигались недостаточно обоснованные версии о «местных приоритетах» в создании подобных образовательных организаций. В частности, Ю.А. Ершов и Н. Варавин определяли школу полицейских урядников, открытую в Архангельске в 1889 г., как «одну из старейших» [3. — С. 145; 18], в то время как в реальности она замыкала второй десяток открытых с 1887 г. школ «второй волны» (см. табл. 3). Не менее печальной являлась и ситуация, когда региональные исследователи без изучения материалов, хранящихся в федеральных архивах, оказывались не в состоянии обеспечить полноценное обобщение результатов собственных весьма интересных исследований.

Так, Д. В. Макаров и А. В. Федосов, подготовив познавательную публикацию об истории петрозаводской школы урядников, тем не менее сделали вывод о том, что, «к сожалению, история не оставила нам конкретной даты её образования» [19]. Между тем в Государственном архиве Российской Федерации хранится отношение олонецкого губернатора от 20 декабря 1888 г. № 1924, содержащее прямой ответ: «.Об учреждении подготовительной уряднической школы было доложено министру внутренних дел, а при этом присовокупляю, что школа эта открыта с 1 сентября 1888 г.» [7. — Л. 51].

В аналогичной ситуации оказалась и представитель курской научной школы полицеистики Е. И. Степанова. В соответствующем параграфе её диссертационного труда, несмотря на анонсирование находок новых документов, «в которых широко представлена деятельность. школы урядников» [20. — С. 84—85], отсутствует информация о том, что, согласно имеющимся в фондах ГАРФ данным, в Курской губернии функционировала далеко не одна, а несколько сменявшихся образовательных организаций по подготовке нижних чинов уездной полиции: школа «первой волны» — с 1880 г., первая школа «второй волны» (1888—1895 гг.), вторая школа «второй волны» (с 1899 г.) и школа «третьей волны» — с 1912 г.

Первые попытки обобщения сведений о количестве открытых в стране уряднических школ, как нам удалось выяснить, предпринимались еще в 1889 г. сотрудниками Департамента полиции. В частности, сохранился рукописный текст сводной справочной таблицы, подготовленной для Всеподданнейшей записки И. Н. Дурново императору Александру III, отражавшей промежуточные результаты реализации губернаторами положений циркуляров № 3153 и № 69.

Таблица 2

Сводные данные о доле бывших «нижних чинов» армии в составе полицейских урядников и наличии уряднических школ [7. — Л. 131—132]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Курсивом нами выделены регионы, в которых школы считались наличествовавшими.

Число урядников н Число урядников н

Наименование губернии Общее Из них отставных и запасных Существует л] школа Наименование губернии Общее Из них отставных и запасных Существует ли школа

Архангельская 72 26 Да* Оренбургская 111 31 ?

Астраханская 89 62 Да Орловская 100 66 Нет

Бессарабская 105 54 ? Пензенская 100 78 Нет

Виленская 127 87 Нет Пермская 125 80 Да

Витебская 130 79 Да Подольская 204 94 Да

Владимирская 111 95 Да Полтавская 135 77 Да

Вологодская 100 79 Да Псковская 95 58 Да

Волынская 200 108 Да Рязанская 101 76 ?

Воронежская 141 110 Нет Самарская 140 105 Нет

Вятская 188 128 Нет С.Петербургская 136 65 Нет**

Гродненская 185 105 Да Саратовская 140 91 Нет

Екатеринославская 140 79 ? Симбирская 100 63 Нет

Казанская 84 68 Нет Смоленская 121 64 Да

Калужская 103 47 Нет Ставропольская 67 40 Нет

Киевская 178 90 Да Таврическая 90 63 Нет

Ковенская 140 120 Нет Тамбовская 115 101 Нет

Костромская 105 56 Да Тверская 121 71 Нет

Курляндская 56 46 ? Тульская 98 41 ?

Курская 118 86 Да Уфимская 120 68 Да

Лифляндская 90 71 Нет Харьковская 155 69 Нет***

Минская 152 91 Нет Херсонская 135 62 Да

Могилевская 108 70 Да Черниговская 112 77 ?

Московская 177 145 Да Эстляндская 48 28 Нет

Нижегородская 119 92 Да Ярославская 100 53 Да

Новгородская 120 50 Да Керчь—Еникале 4 3 Нет

Олонецкая 85 51 Да Севастополь 8 7 Нет

Итого: 6004 3721 23 школы

*В оригинале рукописи: «Существует».

** В оригинале рукописи: «При Санкт-Петерб. Губ. Правлении существует экзаменационная Комиссия, состоящая из Советника Губ. Пр.,Чиновника Особ. Пор. и Пом. Санкт-Петерб. У. Исправника». ***В оригинале рукописи: «Помощник Харьков. Полицмейстера производит практические испытания кандидатов в течение 1—4 недель каждого».

Опираясь на приведённые в таблице сведения, можно сделать вывод о том, что к концу 1892 г. уряднические школы были открыты в 23 губерниях Российской империи [7. — Л. 132]. Но в фондах ГАРФ сохранился и ещё один рабочий документ: «Справка о школах урядников», подготовленная не ранее 1901 г., в которой указано: «Как видно из имеющихся в делах Департамента полиции сведений, школы для подготовления урядников открыты были в следующих городах: Архангельске, Астрахани,

Витебске, Владимире, Вологде, Вятке, Гродно, Житомире, Каменец-Подольске, Кишинёве Киеве, Костроме, Курске, Могилеве, Москве, Нижнем Новгороде, Новгороде, Перми, Петрозаводске, Полтаве, Пскове, Рязани, Симферополе, Смоленске, Уфе, Херсоне и Ярославле» [21. — Л. 74—78]. Таким образом, речь шла уже о 27 уряднических школах, добавились школы в Вятке, Кишиневе, Рязани, Симферополе.

Расхождения в данных потребовали от нас проведения собственного поиска, который до сих пор по данной категории образовательных организаций, насколько известно, никем из отечественных исследователей не проводился. Обобщённые результаты данного поиска фиксированы в таблице 3 [6. — Л.110, 128, 282—284 об.; 5. —

Открытие уряднических школ в

Л. 59 об., 75—76, 89; 7. — Л. 7—7 об., 10—11, 20—21, 29—30 об., 35—35 об., 39—40 об., 46, 60, 69, 80—80 об., 82—82 об., 73—73 об., 79, 91—91 об., 133—137, 150—150 об., 163, 169, 174, 182; 14. — Л. 17 об., 20—22, 28 — 28 об.; 22. —Л. 1; 23. — Л. 27—27 об.; 24; 25; 26; 27; 28; 29].

Таблица 3

шской империи в 1887—1903 гг.

Дата открытия Местонахождение Дата открытия Местонахождение

1887, октябрь Смоленск 1888 4 квартал Нижний Новгород

1887, 2 ноября Астрахань 1888 4 квартал Харьков

1888, 2 января Житомир 1889, 1 января Полтава

1888, 1 квартал Киев 1889, 1(7) января Новгород

1888, 6 февраля Псков 1889, 2 января Херсон

1888, февраль Кострома 1889, 15 января Каменец-Подольск

1888, март Рязань 1889, 15 июля 1890, 2 квартал Вятка Елабуга

1888, 1 апреля Витебск 1889, 1 августа Кишинев

1888, 2 квартал Владимир, 1-я школа 1889, 11 ноября Архангельск

1898, 21 октября повторно

1888, 1 сентября Петрозаводск (Олонец) 1889, 15 ноября 1890, 18 января Вологда Устюг (к 1894 г. еще 4: Вельск, Тотьма, Ни-кольск, Усть-Сысольск)

1888,сентябрь Москва 1890, 4 октября Симферополь

1888, 23 сентября Ярославль 1894,8 марта Калуга

1888, октябрь Могилев 1898, 25 апреля Тверь

1888, 1 октября (до 1895) Курск 1899, 1 квартал Воронеж

1899, 1 сентября повторно

1888, ноябрь Пенза 1900, 18 января Ставрополь

Таким образом, наши изыскания показали, что к 1903 г. в Российской империи было открыто не менее 35 уряднических школ, в том числе не менее двух — в 1887 г., 14 — в 1888 г., 8 — в 1889 г. 3 — в 1890 г., 10 в 1893—1900 гг. Как мы видим, пик открытия уряднических школ в губерниях Российской империи приходится на 1888 г.

Вместе с тем реализованные исследования не выявили информации о школах «второй волны» в Гродненской, Пермской и Уфимской губерниях, которые упомянуты в вышеприведенных справках. Более того, как уже отмечалось, начальниками Гродненской и Пермской губерний в МВД присылались письма с докладами об отсутствии в

данный период подобных школ и даже с мотивированными отказами [7. — Л. 57—57 об., 108— 116 об.]. Очевидно, в данном случае чиновниками Департамента полиции были посчитаны школы «первой волны», созданные в 1880—1881 гг.

Что же касается Уфимской губернии, то о существовании соответствующей организации в 1887—1903 гг. не упомянуто ни в одной из публикаций, посвященных полицейскому образованию в данном регионе, включая тематическую статью в Башкирской энциклопедии, которая фиксирует отсчёт функционирования школы в Уфе только с 1913 г. [30. — С. 9—12; 31. — С. 7—13; 32]. В свою очередь, как уже отмечалось, уфимские губернаторы П. А. Полторацкий и Л. Е. Норд в 1888 и

1891 гг. соответственно докладывали, что во вверенной им губернии действовала комиссия, учреждённая «согласно журнального постановления губернского правления от 23 октября 1887 г.» [7.

— Л. 65 об.; 14. — Л. 1]. Если учитывать рассмотренные выше сведения о подготовке кандидатов на уряднические должности уфимским исправником и его помощником [6. — Л. 44 об., 176], то можно высказать осторожное предположение о том, что мы сталкиваемся с ситуацией, похожей на описанную относительно Киевской губернии.

В свою очередь, Харьковский губернатор 30 ноября 1988 г. доложил об открытии школы, однако описание реализованных им мер свидетельствует, что речь шла о последующей подготовке под руководством помощника харьковского полицмейстера Рожанского [7. — Л. 20—21]. То есть можно предполагать об обратной ситуации

— будучи заявленной как школа, на деле эта форма подготовки таковой не являлась.

Согласно данным архивов, первая юридически оформленная урядническая школа «второй волны» была открыта в октябре 1887 г. смоленским губернатором В. О. Сосновским. Ч. Н. Ахмедов попытался фиксировать конкретную дату

— 24 октября 1887 г. [15. — С. 94]. Однако в отношении смоленского губернатора в МВД от 24 октября 1887 г. № 379 говорится лишь о том, что «предположено (выделено нами. — Авт.) открыть в г. Смоленске подготовительную школу для урядников и .сделан вызов грамотных чинов запаса через публикацию в Губернских ведомостях...» [6. — Л. 110]. Лишь в отношении смоленского губернатора в Департамент полиции от 17 декабря 1888 г. № 10118 создание школы фиксировалось как свершившийся факт: «Согласно предложения моего, по постановлению Губернского правления, состоявшемуся 15 Октября 1887 г., была учреждена школа для подготовления кандидатов на должность полицейских урядников» [7. — Л. 36—37 об.]. Но точной даты открытия школы обозначено не было и ответ на данный вопрос требует дополнительных изысканий в Государственном архиве Смоленской области.

Следующая урядническая школа «второй волны» была открыта уже известным нам Н. М. Цеймерном, занявшим к тому времени пост астраханского губернатора. О намерении открыть школу он доложил министру внутренних дел 31 октября 1887 г., мягко напомнив о содержавшемся в тексте циркуляра № 3153 ошибочном указании о первой «ковенской школе»: «мною 2-го будущего Ноября открывается в городе Астрахани школа, учрежденная на тех же главных основаниях, какие были положены при организации школы, учрежденной мною в г. Гродно в 1879»

[6. — Л. 128—128 об.]. Но прямо упомянул об открытии школы как свершившемся факте 15 декабря 1888 г. уже следующий астраханский губернатор Л. Д. Вяземский: «.Открыта в г. Астрахани от 2 ноября 1888 г. школа с трехмесячным курсом, преподавание в который ведется по программе, одобренной министерством внутренних дел»[7. — Л.43 об.].

В свою очередь, Н. М. Цеймерн, продолжая играть важнейшую роль в деле полицейского образования, в 1898 г. открыл третью в своей биографии урядническую школу — уже во Владимире. Сохранилось описание церемонии открытия: «21 октября 1898 г. в день коронования Николая II во Владимире была открыта школа для полицейских урядников Владимирской губернии. В 1 час дня торжественный молебен на открытие училища совершил Архиепископ Сергий в присутствии губернатора, вице-губернатора князя Н. И. Урусова, губернского предводителя дворянства М. М. Леонтьева, первых лиц губернии и города, а протоиерей В. В. Косаткин окропил помещения» [33]. Сам же Н. М. Цеймерн в письме министру внутренних дел Д. С. Сипягину 16 декабря 1899 так обозначил свою позицию: «Вступив в управление Высочайше вверенной мне Владимирской Губернией, я тотчас обратил внимание на качественный состав полицейских урядников и, ближе ознакомившись с ними во время объездов губернии, убедился, что большинство урядников не имеет надлежащей подготовки для службы и не знакомо с существом лежащих на них обязанностей. Желая придать этому важному институту нижних полицейских чинов правильную и наиболее соответствующую интересам дела организацию, я в октябре минувшего года открыл во Владимире урядническую школу, устроив ее по типу школ, учрежденных мною в г.г. Гродно и Астрахани»[14. — Л. 20—20 об.].

Но в данном случае претензии Н. М. Цей-мерна на приоритет в открытии школы во Владимире не имели под собой основания: на его письме чиновниками Департамента была поставлена карандашная пометка: «открыта 7 июня 1888 г.» [14. — Л. 20]. Дело в том, что еще 19 декабря 1888 г. владимирский губернатор О. М. Су-диенко рапортовал: «Школа для полицейских урядников мною уже учреждена при Владимирском уездном полицейском управлении, о чём доложено 7 июня 1888 за № 2441»[7. — Л. 46].

Факт повторного открытия уряднической школы «второй волны» в одной и той же губернии не был единичным: в Курской губернии такая школа существовала с 1 октября 1888 г. по 19 апреля 1895 г. и была повторно открыта с 1 сентября 1899 г. [14. — Л. 17 об., 19]. Дата первого откры-

тия данной школы тоже дискуссионна: Е. И. Степанова утверждала, что это произошло 10 ноября 1888 г. [20. — С. 84] Но в отношении курского вице-губернатора П. М. Лазарева в Департамент полиции от 15 декабря 1888 г. № 5784 указано: «Школа для подготовки кандидатов на должности полицейских урядников открыта в Курске с 1 октября 1888 г.» [7. — Л. 31].

Хотелось бы обратить внимание и на имевшиеся в те годы прецеденты открытия в одном регионе двух и более уряднических школ: они были зафиксированы нами в Вятской и Вологодской губерниях. Подобные случаи имели под собой одно общее основание — большую территориальную протяженность вышеуказанных регионов, существенно затруднявшую прибытие урядников из отдаленных уездов в губернский город, что, как было показано выше, использовалось начальниками данных губерний в качестве аргумента против открытия школы в губернском городе. Именно поэтому вятский губернатор А. Ф. Ани-сьин 7 сентября 1889 г. указывал, что в «подготовительную школу для нижних чинов», которая «с 15 июля 1889 г организована в г. Вятке, ... был сделан вызов урядников на первый раз из ближайших к г. Вятка уездов: Вятского, Орловского, Котельнического, Нолинского, Уржумского и Слободского» [7. — Л. 133—133 об.]. При этом, как указывалось им же 5 июля 1890 г., «ввиду отдаленности Сарапульского, Елабужского и Мал-мыжского уездов от г. Вятки. учреждена таковая же школа в г. Елабуге для подготовления урядников названных уездов» [7. — Л. 169].

В свою очередь, в циркуляре вологодского губернатора М. Н. Кормилицына уездным исправникам от 27 октября 1889 г. № 1225 указывалось, что утверждённые «правила для уряднической школы», которая должна была открыться с 15 ноября 1889 г., он находит «удобным применить к служащим урядникам лишь уездов Вологодского, Грязовецкого и ближайших к Вологде местностей Кадниковского уезда». Для северо-восточных уездов губернии с 18 января 1890 г. была открыта подобная школа в г. Устюге, исправнику которого заранее было поручено составить и «предъявить» губернатору «проект правил. применительный к правилам Вологодской школы»[7. — Л. 163; 24; 34]. 31 декабря 1893 г. вологодский губернатор отрапортовал, что для «подготовления урядников» в губернии «имеется шесть уряднических школ в городах Вологде, Вельске, Тотьме, Ни-кольске, Устюге и Усть-Сысольске» [7. — Л. 182].

Думается, что в данном случае речь идёт не столько о полноценных образовательных организациях, сколько, как бы мы сейчас определили, филиалах, или даже учебно-консультационных пунктах, основной вологодской школы, столь

массовое создание которых становится объяснимым при оценке административно-территориального деления данной губернии.

К числу уряднических школ, открытых после принятия циркуляра № 8191, относится и воронежская. Непростой процесс восстановления исторического пути данной школы уже был описан в наших более ранних публикациях [4; 9].

Формирование новой образовательной организации в г. Воронеже произошло по инициативе нового губернатора П. А. Слепцова. К сожалению, оригиналов всех циркуляров воронежского губернатора, связанных с начальным этапом функционирования этой школы, пока найти не удалось, но информация о них была получена в результате изучения рапортов уездных исправников. Так, в рапорте павловского уездного исправника в Воронежское губернское правление от 14 февраля 1898 г. № 65 указывалось: «Его превосходительство господин воронежский губернатор циркулярным распоряжением своим по губернскому правлению на имя уездных исправников 13 ноября 1898 года за № 3160, имея в виду изменить условия подготовки кандидатов на должность полицейского урядника предоставлением им возможности подготовляться под руководством избранных им лиц в особой школе, учрежденной при губернском правлении, предложил представить ему подлинные прошения всех числящихся при полиции кандидатов на помянутую должность с доставлением ему в то же время подробных о них перечисленных в означенном циркулярном предложении сведений». 12 февраля 1899 г. начальник губернии «циркуляром за № 383 на имя исправников предложил объявить всем имеющимся достойным кандидатам на должность урядников и выразившим согласие подчиняться условиям получения должности, явиться в губернское правление для занятий в открытой школе» [23. — Л. 27—27 об.].

Таким образом, школа при Воронежском губернском правлении вместе с открытой 18 января 1900 г. школой в г. Ставрополе относилась к числу завершавших процесс формирования «школ второй волны».

Углубленный компаративный анализ специфики образовательного процесса в уряднических школах «второй волны» (1887—1902 гг.) — предмет будущих публикаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция полицейским урядникам : (по соглашению с Министром юстиции, утв. Министром внутр. дел 28 июля 1887 г.). — Санкт-Петербург : тип. Н. М. Дурново, 1888. — 20 с.

2. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 74.

— Д. 10. — Ч. 30.

3. Ершов Ю. А. Полиция России в пореформенный период: комплектование, профессиональная подготовка и социальная защищенность (ис-торико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук / Ю. А. Ершов. — СПб., 1998. — 238 с.

4. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Образовательные организации системы МВД / НКВД в Воронежском регионе (1888— 1942 гг.) : монография. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2017. — С. 72.

5. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 317.

— Д. 547. — Ч. 3.

6. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 317.

— Д. 547. — Ч. 2.

7. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 317.

— Д. 547. — Ч. 4.

8. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 38.

— Д. 400.

9. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Становление профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в регионах Российской империи в конце XIX — начале XX в.: воронежские экзаменационная комиссия и школа урядников // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — № 2. — С. 7—27.

10. Смоленский вестник. — 1888. — № 35. — 23 марта.

11. Наставления становым приставам и уездным исправникам для ознакомления полицейских урядников с инструкцией, утвержденной министром внутренних дел 28 июля 1887 года / сост. вице-губернатором Ратьковым-Рожновым. — Вятка : Губ. тип., 1887. — 54 с.

12. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 64.

13. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 48.

— Д. 325.

15. Ахмедов Ч. Н. Институт полицейских урядников: профессиональная подготовка и социально-материальное обеспечение его деятельности (вторая половина XIX — начало XX века) : монография. СПб. : Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2018. — 224 с.

16. Временное положение о полицейских урядниках // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2 (1825—1881). — Т. 53 (1878). — Ч. 1 : Законы. — № 58610. — С. 398—400.

17. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 57.

— Д. 17. — Ч. 34.

18. Варавин Н. Наставляли проявлять доброжелательность // Полиция России : журнал Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — ШЬ : http://www.ormvd.ru/pubs/101/inst-ructed-to-show-kindness/ (дата обращения: 28.07.2018).

19. Макаров Д. В., Федосов А. В. Петрозаводская школа для подготовки полицейских урядников // Музей истории МВД Карелии : бюллетень.

— Вып. 3. (17). — Петрозаводск, 2005. — С. 6.

20. Степанова Е. И. Эволюция деятельности уездной полиции Курской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. — Курск, 2012. — 211 с.

21. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 57.

— Д. 17. — Ч. 34А.

22. ГАРФ. — Ф. 102. —2-е делопр. — Оп. 51.

— Д. 10. — Ч. 3.

23. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 58.

24. Вологодские губернские ведомости. — 1890. — № 7. — 16 февр.

25. Вятские губернские ведомости. — 1889.

— № 58. — 22 июля.

26. Ставропольские губернские ведомости. — 1900. — № 4. — 22 янв.

27. Тверские губернские ведомости. — 1880.

— № 70. — 10 сент.

28. Тверские губернские ведомости. — 1898.

— № 42. — 30 апр.

29. Ярославские губернские ведомости. —

1888. — № 76. — 27 сент.

30. Аминов Т. М. Уфимская школа полицейских урядников // Человек. Культура. Образование : материалы научной конференции. — Уфа, 2006. — С. 9—12.

31. Сичинский Е. П., Хакимов С. Х. Из истории подготовки полицейских кадров в городе Уфе в XVIII — начале XX вв. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2016.

— №1 (71). — С. 7—13.

32. Хакимов С. Х. Школа полицейских урядников уфимская [Электронный ресурс]. — URL : http: // башкирская-энциклопедия.рф/8-spisok / 1281-shkola-politsejskikh-uryadnikov.html (дата обращения: 27.05.2018).

33. Дом Леонтьевых: Воронинская ветвь [Электронный ресурс]. — URL : https://vk.com/topic-45426094_35878333. (дата обращения: 01.08.2018).

34. Вологодские губернские ведомости. —

1889. — № 43. — 27 окт.

REFERENCES

1. Instruktsiya politseyskim uryadnikam : (po soglasheniyu s Ministrom yustitsii, utv. Ministrom vnutr. del 28 iyulya 1887 g.). — Sankt-Peterburg : tip. N. M. Durnovo, 1888. — 20 s.

2. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 74. — D. 10. — Ch. 30.

3. Ershov Yu. A. Politsiya Rossii v poreformen-nyiy period: komplektovanie, professionalnaya pod-gotovka i sotsialnaya zaschischennost (istoriko-

pravovoy aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk / Yu. A. Ershov. — SPb., 1998. — 238 s.

4. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Obrazovatelnyie organizatsii sistemyi MVD / NKVD v Voronezhskom regione (1888—1942 gg.) : monografiya. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2017. — S. 72.

5. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 317.

— D. 547. — Ch. 3.

6. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 317.

— D. 547. — Ch. 2.

7. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 317.

— D. 547. — Ch. 4.

8. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 38. — D. 400.

9. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Stanovlenie professionalnoy podgotovki nizhnih chinov uezdnoy politsii v regionah Rossiyskoy imperii v kontse XIX — nachale XX v.: voronezhskie ekzamenatsionnaya komissiya i shkola uryadnikov // Vestnik Voronezhskogo Instituta MVD Rossii. — 2017. — # 2. — S. 7—27.

10. Smolenskiy vestnik. — 1888. — # 35. — 23 marta.

11. Nastavleniya stanovyim pristavam i uezdnyim ispravnikam dlya oznakomleniya politseyskih uryadnikov s instruktsiey, utverzhden-noy ministrom vnutrennih del 28 iyulya 1887 goda / sost. vitse-gubernatorom Ratkovyim-Rozhnovyim.

— Vyatka : Gub. tip., 1887. — 54 s.

12. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 64.

13. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 70.

14. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 48.

— D. 325.

15. Ahmedov Ch. N. Institut politseyskih uryadnikov: professionalnaya podgotovka i sotsialno-materialnoe obespechenie ego deyatelnosti (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka) : monografiya. SPb. : Izd-vo SPb. un-ta MVD Rossii, 2018. — 224 s.

16. «Vremennoe polozhenie o politseyskih uryadnikah» // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy im-perii. Sobranie 2 (1825—1881). — T. 53 (1878).

— Ch. 1 : Zakonyi. — # 58610. — S. 398—400.

17. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 57.

— D. 17. — Ch. 34.

18. Varavin N. Nastavlyali proyavlyat dobrozhe-latelnost // Politsiya Rossii : zhurnal Ministerstva

vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs]. — URL : http://www.ormvd.ru/pubs/101/in-structed-to-show-kindness/ (data obrascheniya: 28.07.2018). "

19. Makarov D. V., Fedosov A. V. Petroza-vodskaya shkola dlya podgotovki politseyskih uryadnikov // Muzey istorii MVD Karelii : byulleten.

— Vyip. 3. (17). — Petrozavodsk, 2005. — S. 6.

20. Stepanova E. I. Evolyutsiya deyatelnosti uezdnoy politsii Kurskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX—nachale XX vv. : dis. ... kand. ist. nauk. — Kursk, 2012. — 211 s.

21. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 57.

— D. 17. — Ch. 34A.

22. GARF. — F. 102. —2-e delopr. — Op. 51.

— D. 10. — Ch. 3.

23. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 58.

24. Vologodskie gubernskie vedomosti. — 1890.

— # 7. — 16 fevr.

25. Vyatskie gubernskie vedomosti. — 1889. —

# 58. — 22 iyulya.

26. Stavropolskie gubernskie vedomosti. — 1900. — # 4. — 22 yanv.

27. Tverskie gubernskie vedomosti. — 1880. —

# 70. — 10 sent.

28. Tverskie gubernskie vedomosti. — 1898. —

# 42. — 30 apr.

29. Yaroslavskie gubernskie vedomosti. — 1888.

— # 76. — 27 sent.

30. Aminov T. M. Ufimskaya shkola politseyskih uryadnikov // Chelovek. Kultura. Obrazovanie : materi-alyi nauchnoy konferentsii. — Ufa, 2006. — S. 9—12.

31. Sichinskiy E. P., Hakimov S. H. Iz istorii podgotovki politseyskih kadrov v gorode Ufe v XVIII — nachale XX vv. // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — #1 (71). — S. 7—13.

32. Hakimov S. H. Shkola politseyskih uryadnikov ufimskaya [Elektronnyiy resurs]. — URL http://bashkirskaya-entsiklopediya.rf/8-spisok/1281-shkola-politsejskikh-uryadnikov.html (data obrascheniya: 27.05.2018).

33. Dom Leontevyih: Voroninskaya vetv [Elektronnyiy resurs]. — URL : https://vk.com/topic— 45426094_35878333. (data obrascheniya: 01.08.2018).

34. Vologodskie gubernskie vedomosti. — 1889.

— # 43. — 27 okt.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нахимов Александр Павлович. Начальник института. Кандидат философских наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: chief@vimvd.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-50-10.

Кирнос Андрей Викторович. Начальник кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: kirnosav@vimvd.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-50.

Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: kolesnikovva@vimvd.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-56.

Nakhimov Alexander Pavlovich. Head of the Institute. Candidate of Philosophical Sciences. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: chief@vimvd.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-50-10.

Kirnos Andrey Viktorovich. Head of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: kirnosav@vimvd.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-50.

Kolesnikov Vladimir Alexandrovich. Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: kolesnikovva@vimvd.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-56. Ключевые слова: полиция; полицейские урядники; МВД; школа полицейских урядников. Key words: police; county police guards; the Ministry of Internal Affairs; rural police school. УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.