Научная статья на тему 'Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи'

Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1130
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ ИСПРАВНИК / СТАНОВОЙ ПРИСТАВ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УЧАСТОК / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ЧИНОВНИК ОСОБОГО ПОРУЧЕНИЯ / ШКОЛА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ / VILLAGE POLICE / DIVISIONAL INSPECTOR / DISTRICT POLICE OFFICER / VILLAGE CONSTABLE / ADMINISTRATIVE DISTRICT / POLICE DEPARTMENT / OFFICIAL FOR SPECIAL MISSIONS / VILLAGE CONSTABLE SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедов Чингиз Нарман Оглы

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся исторического опыта становления и развития института полицейского урядника. Правовой статус полицейского урядника как нижнего чина уездной полиции требовал особого порядка комплектования данного института, а также специализированной профессиональной подготовки, изучение и применение которых, по мнению автора, являются актуальными в период реформирования органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ахмедов Чингиз Нарман Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical experience of professional training of village constables in Russian Empire

The article examines the historical experience of formation and development of the institute of village constable. The legal status of village constable as the lowest rank of village police needed the special order of recruitment for this institute and particularized professional training. In the author’s opinion the study of these questions is of current importance in the period of the reformation of Internal Affairs Agencies.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи»

История государства и права

УДК 351.74 Ч.Н. Ахмедов*

Исторический опыт профессиональной подготовки полицейских урядников в Российской империи

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся исторического опыта становления и развития института полицейского урядника. Правовой статус полицейского урядника как нижнего чина уездной полиции требовал особого порядка комплектования данного института, а также специализированной профессиональной подготовки, изучение и применение которых, по мнению автора, являются актуальными в период реформирования органов внутренних дел.

Ключевые слова: уездная полиция, полицейский исправник, становой пристав, полицейский урядник, административный участок, департамент полиции, чиновник особого поручения, школа полицейских урядников.

C.N. Akhmedov*. The historical experience of professional training of village constables in Russian Empire. The article examines the historical experience of formation and development of the institute of village constable. The legal status of village constable as the lowest rank of village police needed the special order of recruitment for this institute and particularized professional training. In the author's opinion the study of these questions is of current importance in the period of the reformation of Internal Affairs Agencies.

Keywords: village police, divisional inspector, district police officer, village constable, administrative district, police department, official for special missions, village constable school.

Успешное реформирование органов внутренних дел в настоящее время зависит от многих факторов, в т.ч. и от качества подготовки сотрудников полиции. Не случайно на одном из первых заседаний Расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел, созданной по инициативе Министерства внутренних дел Российской Федерации, среди пяти приоритетных направлений выделена подготовка кадров и повышение их профессионализма.

Министерство внутренних дел всегда уделяло особое внимание подготовке высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел. Без подготовленных кадров невозможно выполнение тех многогранных задач, которые возложены на полицию. Каждый исторический период развития Министерства внутренних дел имеет свой положительный опыт подготовки квалифицированных специалистов. Мы хотим обратить внимание на один из исторических периодов развития уездной полиции, когда начался процесс подготовки нижних чинов уездной полиции - полицейских урядников.

Институт полицейских урядников был учрежден в 46 губерниях Российской империи. Во Временном положении от 9 июля 1878 г., регламентирующем деятельность полицейского урядника, было сказано, что «полицейские урядники учреждаются в 46 губерниях для усиления средств уездной полиции и в помощь становым приставам, для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских для их руководства» [1, с. 140]. За каждым урядником закреплялся административный участок численностью населения от 3 до 10 тыс. человек, где он обеспечивал «охрану общественного порядка и общественного спокойствия» [2, с. 5]. Анализируя возложенные на них задачи, а также организацию их деятельности, можно сказать, что урядники были прототипом современного участкового уполномоченного полиции, обслуживающего сельскую местность.

Однако на начальном этапе формирования института урядников в их адрес начали поступать массовые нарекания, недовольства со стороны жителей волостей, руководителей волостных правлений и других министерств и ведомств. Часть урядников была уволена с занимаемой должности «по

* Ахмедов, Чингиз Нарман оглы, заместитель начальника кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

*Akhmedov, Chingiz Narimanovich, candidate of law Sciences, Associate Professor, the department of State and Law History of the Saint-Petersburg University of the Interior of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].. © Ахмедов Ч.Н., 2013

неспособности к службе», «за нерадение», что поставило под угрозу само существование вновь созданного института урядников. Часто в прессе начали появляться статьи, в которых говорилось о несостоятельности нового института сельской полиции и неперспективности его развития [17, с. 5].

С момента образования института урядников Министерством внутренних дел были проведены многочисленные проверки деятельности урядников в Бессарабской, Виленской, Витебской, Гродненской, Казанской, Киевской, Коневской, Минской, Пермской, Рязанской, Смоленской, и Тамбовской губерниях. Результаты этих проверок, проведенных чиновниками особых поручений департамента полиции, показали, что большинство вновь набранных урядников малограмотны и не в состоянии выполнять возложенные на них полицейские обязанности. Обнаруженные недостатки касались правильного оформления служебных и процессуальных документов, где требовалась грамотность и практической опыт работы на занимаемой должности. Как отмечали чиновники, проводившие проверки, «протоколы, составленные урядниками, постоянно проверяются становыми приставами на предмет правильности их составления, что отнимает у большинства становых приставов огромное количество времени, отвлекая их от повседневного выполнения основных задач» [13, л.д. 3]. Очень часто «по приказу того же станового пристава по причине неграмотности составления протокола, урядник вновь собирал понятых и других участников правонарушения, вновь составлял протоколы или другие процессуальные акты» [13, л.д. 4]. Все это умаляло честь и достоинство урядника, и он как должностное лицо терял авторитет и уважение среди жителей административного участка. Проведенной проверкой на территории Минской губернии было установлено, что «среди урядников имеются лица, не умеющие писать и читать. Все процессуальные и служебные акты за них писали другие лица из волостных правлений» [13, л.д. 116].

Неблагополучная организация деятельности урядников имела свои причины. Во-первых, для оформления кандидата на должность урядника необходимы были самые минимальные требования. Он должен был уметь читать и писать. Однако возложенные на урядника обязанности требовали от него не только умения «читать и писать», но и знания огромного количества нормативных актов, где были указаны права и обязанности как чинов полиции, так и должностных лиц различных министерств и ведомств, а также уездной администрации. Урядник не только должен был обеспечивать охрану общественного порядка, предупреждать преступления и административные правонарушения на своем участке, но на него также возлагалось огромное количество обязанностей, не относящихся к компетенции полиции. Если даже каждый урядник теоретически был подготовлен к выполнению возложенных на него обязанностей, ему необходимо было правильно применять эти знания в практической деятельности. Для этого требовался опыт работы на занимаемой должности, который приходит с годами. Такого опыта у начинающих урядников не было. Большинство их них никогда не служили в полиции и не знали особенностей полицейской службы. Основной состав с момента формирования данного института был набран из числа «бывших тысяческих, писарей разных казенных и общественных учреждений, пограничных объездчиков и стражников, почтальонов, учителей народных школ» [13, л.д. 82], «тюремных надзирателей и стражников, акцизных и таможенных надсмотрщиков» [13, л.д. 95], «военных писарей, отставных канцеляристов» [12, л.д. 2 об.].

Во-вторых, существенным недостатком в организации деятельности урядников было то, что молодых и начинающих урядников некому было учить. При возникновении сложных и незнакомых ситуаций у урядника отсутствовала возможность получить квалифицированные консультации у становых приставов и уездных исправников. В письме на имя министра внутренних дел Ярославский губернатор признавался, что «там, где исправники набирают на службу достойных людей и проводят работу с вновь набранными урядниками, там урядники приносят пользу» [8, л.д. 246 об.].

Административный участок, закрепленный за урядником, был огромным. Его протяженность доходила порой до ста километров, и располагался он далеко от становой квартиры [10, л.д. 106, 127, 203]. С непосредственным своим начальником, становым приставом, от кого он мог получить квалифицированную помощь, урядник не мог встречаться по необходимости.

Некоторые губернаторы, сами не понимая особенностей полицейской службы, неправильно организовали деятельности урядников на начальном этапе. Чиновник особого поручения статский советник департамента полиции Министерства внутренних дел Стуарт, проводивший проверку деятельности урядников в Тамбовской губернии, обнаружил следующие недостатки. Когда должности урядников по уездам были укомплектованы и губернатору князю Шаховскому-Стрешневу было об этом доложено, то он обнаружил, что не все урядники ранее служили в войсках. Это обстоятельство послужило поводом к изданию со стороны губернатора циркуляра всем уездным исправникам, в результате которого были уволены с должности урядников лица из сословий дворян, духовного заведения и мещан. При этом, как докладывал чиновник департамента полиции, уволенные были более грамотными и успешными, за истекших период нахождения на должности зарекомендовали себя отличными урядниками. Но несмотря на положительные результаты, обнаруженные в их деятельности, все они были с занимаемой должности уволены и заменены отставными нижними чинами из войск [10, л.д. 2-2 об.]. При этом все губернаторы отмечали, что лучшие урядники комплектуется из лиц неподатных сословий, т.к. они более грамотны и развиты, чем лица из нижних воинских чинов [10, л.д. 146]. Возраст большинства урядников, комплектованных из отставных нижних чинов, составлял более 45 лет. Многие из них не были в состоянии даже усвоить инструкцию полицейского урядника [13, л.д. 115]. Как правильно отметили чиновники особых поручений, в таком возрасте «уже нельзя рассчитывать на значительный прогресс в полицейских делах» [13, л.д. 415].

Надо отметить, что комплектование урядников из бывших воинских чинов было установлено самим министром внутренних дел. Этот принцип начал действовать с момента формирования регулярной полиции России еще при Петре I, когда первые чины полиции набирались из числа военнослужащих.

В своем отчете о деятельности полицейских урядников с июля 1878 по 1 января 1879 года министр внутренних дел статс-секретарь Л. Маков сообщает, что из 4888 урядников на тот период 2086 набраны из бывших военных нижних чинов, что говорило об их предпочтении при назначении урядников [11, л.д. 95].

Ст. 4 Временного положения о полицейских управлениях в 46 губерниях, общему учреждению управляемых, от 9 июля 1878 г. [1, с. 140] обязывала уездных исправников при назначении урядника на должность подвергать его предварительному испытанию и назначить тех лиц, которые наиболее готовы к полицейской службе. Однако реализовать эту статью на практике стало невозможно по разным причинам. Во-первых, отсутствовала методика, позволяющая подвергать испытанию лиц, назначаемых на должности урядника. Ни со стороны Министерства внутренних дел, ни со стороны самих губернаторов не было разработано какой-либо инструкции, разъясняющей порядок проведения испытаний. Каждый исправник при назначении на должность урядника по-своему проводил это так называемое «испытание». Как нам кажется, в большинстве случаев исправники ограничивались проведением беседы, во время которой выясняли возраст, в качестве кого кандидат на должность урядника проходил военную службу, в каком сословии состоит, его образование, умение кандидата читать и писать. Во-вторых, в губерниях за такой короткий срок трудно было найти грамотных людей на должность урядника с таким мизерным жалованием.

Большинство губернаторов признавались, что если строго соблюдать требования, изложенные в ст. 4 Временного положения, пришлось бы оставить большую часть этих должностей людям, неспособным к несению полицейской службы [14, л.д. 5]. С момента принятия Временного положения министр внутренних дел строго требовал от всех губернаторов как можно скорее комплектовать определенное количество урядников для каждой губернии, согласно распределению [11, л.д. 93]. В связи с этим каждый губернатор был вынужден стремиться набрать нужное количество лиц на должность урядника и как можно быстрее доложить на имя министра внутренних дел о выполнении его требования, чтобы снять с себя ответственность. Но при этом большинство губернаторов не учитывали подготовленность к полицейской службе кандидатов на должность урядника.

Согласно сведениям о времени введения в действие Положения о полицейских урядниках в 46 губерниях, уже 1 июля 1878 г. 80 урядников были назначены на занимаемую должность в Пензенской губернии, 30 июля - 200 урядников в Подольской губернии, к 1 августа - еще в 4 губерниях, к 15 августа - еще в 6 губерниях, к 1 сентября - в 18, а к 20 сентября урядники были назначены уже в 42 губерниях, а уже 1 ноября 1878 го. губернатор Пермской губернии докладывает министру внутренних дел о том, что в губерниях нужное количество должностей урядников укомплектовано [11, л.д. 92-93]. За такое короткое время, т. е. с 14 июня по 1 ноября 1878 г., в 46 губерниях Российской империи был укомплектован штат в 5 тыс. урядников. Безусловно, при такой постановке вопроса о качестве набранных кандидатов на должность урядников не приходилось думать.

При этом каждый губернатор старался как можно быстрее выполнить только формальную сторону дела, раньше, чем другие, укомплектовать нужное количество урядников и доложить министру внутренних дел о выполненной работе. Одним словом, никто не обращал внимания на соответствие занимаемой должности кандидатами и на то, могут ли они выполнять полицейскую деятельность. Все губернаторы вынуждены были выполнять формальную сторону поставленной задачи. Всех прежде всего интересовало количество, а не качество кандидатов на должность полицейских урядников. На начальном этапе комплектования штата урядников никого из должностных лиц, ответственных за организацию деятельности уездной полиции, не интересовало — в состоянии ли вчерашний унтер-офицер, уволенный из рядов армии, выполнять без какой-либо подготовки обязанности урядника? Как руководство Министерства внутренних дел, так и большинство губернаторов старались укомплектовать должности урядников из числа уволенных унтер-офицеров, аргументируя свои поступки тем, что они более дисциплинированы, расторопны, беспрекословно выполняют приказы начальства. В результате из общего количества укомплектованных должностей урядников 42 % составили отпускные и отставные нижние чины из податных сословий, уволенные из рядов армии [11, л.д. 8].

Руководство Министерства внутренних дел, департамента полиции и губернаторы хорошо понимали, что необходимо принять меры для выхода из сложившегося положения. Вследствие этого дальнейшее развитие института урядников оказалось под угрозой расформирования, чему немало «способствовали» неграмотность и практическая неподготовленность к предстоящей полицейской службе вновь набранных урядников.

Необходимо было создать такие условия, с помощью которых урядники могли бы проходить специальную подготовку. Решение этой непростой задачи одним из первых взял на себя Гродненский губернатор флигель-адъютант полковник Цеймерн*. 30 июля 1879 года на имя министра внутренних дел поступает письмо от генерал-губернатора Виленской, Ковенской и Гродненской губерний о том, что губернатором Гродненской губернии подготовлен проект образования в г. Гродно особой школы полицейских урядников.

По предложению гродненского губернатора в создаваемую особую школу должны были направляться по одному уряднику из каждого уезда с сохранением им присвоенного по должности

денежного содержания. В период нахождения на учебе его обязанности возлагались на другого урядника из соседнего участка. Каждый урядник не пользовался отдельной квартирой, все они проживали в одной квартире при школе, что позволяло избегать дополнительных расходов. Кроме того, во время обучения урядники не получали денег на приобретение фуража для лошадей, а взамен при школе постоянно содержались две лошади.

По замыслу губернатора, школой должен был руководить чиновник особого поручения при губернаторе. На него возлагались обязанности организации учебного процесса по подготовке урядников. Кроме того, за ним оставались основные обязанности как чиновника особых поручений: собирать точные сведения о становых приставах и урядниках во всех уездах по указанию губернатора и выполнять поручения губернатора по части полиции. Мы видим, что на чиновника возлагаются дополнительные обязанности, «заведовать ходом уряднического дела, и вместе с тем исполнять обязанности чиновника особых поручений при губернаторе [14, л.д. 2 об.]. Свой поступок при назначении руководителя школы губернатор объяснил тем, что в сметах губернии не предусмотрено статьи расходов на содержание особой школы для подготовки полицейских урядников. Надо было принимать особые меры, чтобы содержание школы не вызвало новых затрат из казны. На содержание руководителя школы было определено 1800 руб. в год. Часть денег (700 руб.) губернатор планировал экономить за счет сокращения одной из двух должностей чиновников особых поручений, а часть (100 руб.) планировалось перечислить от сметного назначения на сыскную часть [14, л.д. 2 об.-3].

Срок обучения в школе был установлен 4 месяца, в течение которых урядники должны были изучить круг обязанностей и практические приемы их служебной деятельности.

В проект образования школы для обучения полицейских урядников руководители губернии предлагали включить программу предполагаемого обучения [14, л.д. 2 об.-3].

В процессе обучения урядники должны были ознакомиться со своими обязанностями, методами применения полученных знаний в практической деятельности, правильным составлением протоколов и других процессуальных актов, которые приходилось составлять урядникам при обнаружении преступлений и административных проступков. Кроме того, урядники должны были изучить строительный, табачный, акцизный, лесной, ветеринарной уставы. В программу планировалось включить изучение первой медицинской помощи с целью своевременного оказания помощи лицам, подвергшимся несчастным случаям: утопленникам, замерзшим, укушенным бешеной собакой. После окончания обучения урядники должны были сдать экзамен и назначаться на должность.

Министр внутренних дел, хотя и приветствовал действия губернатора, но был озабочен тем, что «привлечению по одному уряднику из каждого уезда в течение 4 месяцев может быть сопряжено с ослаблением полицейского надзора в селениях» [14, л.д. 13].

Руководство Министерства внутренних дел беспокоило еще и то, что на содержание квартир при школе для урядников понадобятся дополнительные расходы из казны, т.к. содержание квартир урядников по месту их службы осуществлялось за счет волостных правлений натурально.

Кроме того, со стороны министра внутренних дел поступило пожелание «комплектовать школы из числа лиц, не состоящих на должности урядника, а из кандидатов на замещение этих должностей» [14, л.д. 14].

Губернатору 6 октября 1879 г. вновь пришлось убедить министра внутренних дел в том, что количество урядников в Гродненской губернии достаточно, и «привлечение в школу из каждого уезда по одному уряднику вполне возможно без особого вреда для полицейского надзора» [14, л.д. 16-22].

По факту квартирного довольствия губернатор сообщал, что «со стороны всех сельских обществ последовало уже согласие на обращение натуральной повинности по отводу урядникам квартир в денежную, и постановлено: отпускать по 60 рублей в год на каждого урядника».

По факту комплектования школ из числа лиц, не состоящих на службе урядников, губернатор отвечал, что «хотя все это весьма желательно, но в настоящее время затруднительно, поскольку возможно, что в школу явится недостаточное число кандидатов, им придется содержать школу за собственные средства, и, наконец, окончившим школу пришлось бы ожидать назначения на должность урядника за отсутствием свободной вакансии» [14, л.д. 17].

19 октября 1879 г. министр внутренних дел отправляет на имя руководства губернии письмо, в котором указывает, что не встречает со своей стороны препятствий к открытию в г. Гродно школы урядников, и просит сообщить результаты деятельности школы.

Преподавание в школе осуществлялось безвозмездно должностными лицами губернского правления. Предупреждение, пресечение, исследование преступлений и обязанности чинов полиции преподавал правитель канцелярии губернатора, титулярный советник Моллериус, медицинскую часть - губернский врачебный инспектор, статский советник Рейпольский, акцизный, питейный, табачный устав - младший ревизор акцизного губернского правления, надворный советник Вогак, ветеринарную часть - губернский ветеринарный врач Булгаков, лесной устав - секретарь правления государственными имуществами, коллежский секретарь Меглицкий.

В течение недели преподавалось 18 часов, из которых 12 часов приходилось на теоретическое, а 6 часов - на практическое обучение, во время которого составляли протоколы и акты дознания, решали различные задачи практической деятельности. Наибольший объем учебного времени (108 часов за весь период обучения) отводился изучению юридических предметов. Кроме того, обучаемые урядники принимали участие в охране общественного порядка в подразделениях полиции. По этому

поводу губернатор города писал начальнику департамента полиции, что «урядниками в одну ночь было задержано 23 подозрительных лица, после чего в городе стало спокойно» [14, л.д. 32].

19 марта 1880 г. губернатор отправляет на имя министра внутренних дел отчет [14, л.д. 24-28], где сообщает, что после успешной сдачи экзаменов 16 марта сего года состоялся первый выпуск урядников, поступивших в школу 30 декабря 1879 г. В своем отчете губернатор отчитывался, что все девять обучаемых успешно сдали экзамены, на которых в качестве экзаменаторов присутствовали генерал-губернатор края, виленский губернатор, прокурор и представители правительственных учреждений, желавшие ознакомиться с результатами занятий урядников в школе. По итогам первого выпуска школы полицейских урядников губернатор ходатайствует перед министром внутренних дел о поощрения двух должностных лиц: 1) руководителя школы, чиновника особых поручений Пехова, который добился высоких результатов при образовании школы и подготовки урядников; 2) руководителя губернской канцелярии, служившего в должности судебного следователя и читавшего уроки по предупреждению, пресечению и исследованию преступлений, тайного советника, кандидата права И.П. Моллериуса**.

Исследованные материалы в архивах Российской Федерации, относящихся к истории Министерства внутренних дел и касающихся подготовки специалистов для полиции, доказывают, что Гродненская школа была самой первой школой подготовки урядников в Российской империи. Многочисленные школы, которые будут формироваться в большинстве губерний как в конце XIX в., так и в начале XX в., где готовили урядников и стражников, появились уже позже.

5 мая 1880 г. министр внутренних дел циркуляром № 44 уведомляет всех губернаторов о том, что в г. Гродно открыта школа полицейских урядников. Далее министр писал: «Я твердо уверен, что Ваше превосходительство, вникнув в значение и важность настоящего дела, изволите обратить на него внимание, коего оно вполне заслуживает, и в непродолжительном времени предоставите мне предложения об устройстве во вверенной Вам губернии школ для подготовки полицейских урядников» [14, л.д. 182].

Опыт подготовки полицейских урядников в Гродно представлял для Министерства внутренних дел большой интерес. Для изучения и последующего применения на территории других губерний руководство Министерства внутренних дел 10 мая 1880 г. отправляет чиновника особого поручения, тайного советника Веселкина в Гродно. Чиновник Министерства внутренних дел в своем рапорте на имя министра сообщает, что он находился в городе Гродно, где присутствовал на очередных испытаниях 9 полицейских урядников, которые успешно оканчивали школу. В конце обращения чиновник предлагает как для подготовки урядников, так и других категорий чинов полиции открыть такие же школы в других городах, в т.ч. в Санкт-Петербурге [14, л.д. 192].

10 декабря 1880 г. гродненский губернатор очередным отчетом о деятельности школ сообщает министру внутренних дел о том, что за одиннадцатимесячное существование школы для подготовки полицейских урядников уже выработались программы и система преподавания, составлены пособия для изучения отдельных предметов [14, л.д. 214].

Самой большой трудностью, встречавшейся на начальном этапе открытия таких школ, было то, что отсутствовала нормативно-правовая база, регламентирующая порядок подготовки урядников. Не было единой программы, которая бы определяла перечень предметов обучения, последовательность их изучения, сроки, порядок осуществления набора в школы, какое свидетельство выдать после окончания. Еще одним немаловажным фактором было то, что Министерство внутренних дел не предусматривало централизованного выделения средств для организации специальной подготовки урядников. Каждому губернатору приходилось экономить средства на содержание таких школ за счет других служб.

Несмотря на принимаемые меры со стороны руководства Министерства внутренних дел, подготовка урядников и открытие для них школ в конце 70-х и в начале 80-х гг. XIX в. не получили широкого распространения в большинстве губерний. Причиной тому стало неопределенное положение института урядников, сложившееся в начале 80-х гг. В этот период большинство губернаторов ожидали, что урядники могут быть заменены другими чинами полиции, как не оправдавший себя институт уездной полиции. Проведя проверки в Казанской и Уфимской губерниях, сенатор Ковалевский сделал вывод: «Единственным и правильным разрешением вопроса об урядниках может быть только упразднение этой должности» [16, с.118; 15, с. 278]. К сожалению, такие заключения не были единичными, и эти мнения повлияли на дальнейшее развитие службы урядников.

Надо отметить, что, благодаря некоторым руководителям Министерства внутренних дел, Российской империи удалось сохранить урядников. Среди таких руководителей мы хотим отметить графа Н.П. Игнатьева и Д.А. Толстого. Выступая в защиту урядников, Игнатьев писал: «Не может быть речи об уничтожении урядников, а что вопрос лишь в необходимых изменениях в организации их» [6, л.д. 1А]. Находясь на посту министра внутренних дел, Толстой собрал сведения по вопросам преобразования местных учреждений, где большинство губернаторов высказались о сохранении урядников, но с последующим изменением действующей инструкции [9]. В результате принимаемых мер 28 июля 1887 г. была принята новая Инструкция полицейским урядникам, в которой были значительно сокращены возложенные на урядников функции, не относящиеся к их компетенции. Следствием этого стало открытие в большинстве губерний школ для подготовки урядников, где началось преподавание предметов, относящихся к полицейской деятельности.

23 октября 1887 г. уфимский губернатор писал на имя министра внутренних дел: «Уфимское губернское правление прияло решение: ввиду улучшения личного состава полицейских урядников

и в целях достижения в их служебной деятельности лучших результатов, создать при губернском правлении особую комиссию для производства испытания лиц, желающих поступать на должность урядников» [3, л.д. 1].

Созданная особая комиссия принимала экзамены без предварительной подготовки, т. е. без обучения. Если человек успешно сдавал эти экзамены, то ему выдавали свидетельство. Лица, не прошедшие испытания, продолжали обучаться в школе. Уфимский губернатор также сообщал, что 16 декабря выпускались 8, 25 декабря 1891 г. - 7, а 10 декабря 1893 г. - 8 урядников [3, л.д. 8-10].

В 1894 г. калужский губернатор сообщает министру внутренних дел о том, что в Калуге открыта подготовительная школа для обучения урядников. Особенность данной школы заключалась в том, что кроме урядников там могли учиться лица, желающие занять должность полицейских урядников. Этим лицам после успешного окончания школы выдавали свидетельство. При наличии вакансии они назначались на должность урядника. Обучение в школе продолжалось два месяца.

18 января 1900 г. такая же школа была открыта в Ставропольской губернии, где готовили урядников и полицейских служителей городской полиции [3, л.д. 28].

К 1911 г. такие школы уже действовали в Архангельской, Бессарабской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Гродненской, Пермской, Подольской, Псковской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской и Уфимской губерниях. Министр внутренних дел 14 декабря 1911 г., обращаясь в адрес губернаторов, потребовал, чтобы каждый из них заботился об образовании такого рода школ у себя в губернии [5, л.д. 70].

Одним, но очень серьезным недостатком подготовки урядников в начале XX в. было отсутствие единой программы преподавания, в результате чего каждая губернская школа определяла свой срок обучения для урядников, а также перечень необходимых предметов преподавания. При этом стоит отметить, что большинство школ с каждым годом расширяли перечень предметов, изучаемых урядниками. Если на начальном этапе формирования руководители этих школ ограничивались только изучением инструкции, то в дальнейшем программы обучения были значительно расширены. Уже в последующие годы урядники изучали уголовное, административное или полицейское право [5, л.д. 61]. Кроме того, урядникам преподавались особенности проведения полицейского сыска, порядок проведения дознания и составления процессуальных актов и многое другое [5, л.д. 67-69]. В Саратовской школе подготовки урядников, кроме правовых и медицинских предметов, которые входили в обязательный перечень предметов, преподавали также строевую и огневую подготовку. На базе этих школ для успешного освоения преподаваемых дисциплин издавались учебно-методические пособия, курсы лекций, создавались наглядные материалы. В Вологодской школе подготовки урядников, согласно утвержденной программе, преподавали следующие предметы: законоведение, права и обязанности общей полиции, розыскное дело, общемедицинские вопросы, вопросы по крестьянскому правлению, тюрьмоведение, строительную и ветеринарную часть, таможенный, акцизный уставы, русский язык, историю, географию и арифметику [5, л.д. 170-241].Эти знания были необходимы каждому чину полиции и способствовали надлежащему выполнению возложенных на него обязанностей.

Архивные материалы свидетельствуют, что в большинстве губернских школ были разработаны отдельные программы по преподаваемым предметам, подготовлены ответы на наиболее сложные вопросы изучаемых предметов, составлены тесты, которые должны были решать урядники в процессе практического обучения, были разработаны и утверждены отдельные билеты для принятия выпускных экзаменов [5, л.д. 243-255].

В некоторых губерниях сами губернаторы с использованием местной типографии издавали небольшие программы, в которые включался тот перечень предметов, которые были необходимы для подготовки урядников. В 1911 г. губернская типография Киевской губернии издает программу «Программа курса подготовительной школы на должности урядников полицейской стражи» [5, л.д. 256].

Однако единой программы для подготовки урядников по-прежнему со стороны Министерства внутренних дел издано не было. 13 мая 1913 г. министр внутренних дел на имя всех губернаторов отправляет циркулярное сообщение о том, что департаментом полиции разработана единая программа курса подготовительной школы для лиц, желающих занять должность полицейских урядников. Разработанная программа была одобрена Особым совещанием с сотрудниками департаментов и участием некоторых губернаторов [4, л.д. 10].

Программа была утверждена товарищем (заместителем) министра внутренних дел генерал-майором В.Ф. Джунковским 29 марта 1911 г.***.

Утвержденная программа рекомендовала в процессе обучения урядников изучение следующих предметов:

1) Закон Божий;

2) исторические, географические, экономические и статистические сведения о губернии;

3) общие сведения о государственном устройстве Российской империи;

4) права и обязанности полиции;

5) обязанности полиции по обнаружению и преследованию преступлений и по исполнению поручений судебных учреждений;

6) сыскное дело;

7) медицина и санитария;

8) ветеринария;

9) обязанности полиции по уставу строительному и местным обязательным постановлениям по строительной части;

10) строевая часть [4, л.д. 11-18 об.].

Программа была направлена всем губернаторам. При этом министр внутренних дел позволял вносить изменения в программу подготовки урядников в зависимости от местных условий губернии, изучать те правовые вопросы, которые часто встречались по месту службы урядников.

Опыт, накопленный в период подготовки урядников в Российской империи, был использован в процессе формирования сотрудников уездной милиции после октября 1917 г. Этот факт подтверждается тем, что 15 октября 1917 г. состоялось совещание, на котором рассматривали проект устава и программу Московской школы Главного управления по делам милиции [7, л.д. 1]. Материалы совещания показывают, что для подготовки уездной милиции были использованы старые правила о полицейских школах и курсах, где слова «полиция» была вычеркнуты и заменены на «милиция», а вместо «низшие полицейские должности», каковыми являлись урядники, - «младшие милиционеры» [7, л.д. 4].

Что касается самой программы обучения, то она осталась по-прежнему без существенных изменений. Из программы были исключены некоторые разделы, которые не подлежали теперь изучению по политическим соображениям. Не изучали Закон Божий, вместо устройства Российской империи изучали устройство Российской республики. Однако форма управления школой не изменилась. Школой по-прежнему руководил начальник местной народной милиции (ранее называвшийся полицмейстером). Для подготовки сотрудников милиции по сыскной части, как нам показалось при изучении архивных материалов, целиком была использована программа Уфимской школы подготовки урядников с изменением некоторых терминов. Большинство билетов выпускных экзаменов по отдельным дисциплинам остались без существенных изменений [7, л.д. 7].

Подводя итоги исторического опыта подготовки урядников Российской империи, необходимо сделать ряд выводов.

1. При формировании нового полицейского учреждения были допущены существенные ошибки и просчеты в практической деятельности, что не позволило разрешить намеченные реформой задачи в полном объеме. Наделив урядников обширными по объему полномочиями чинов полиции, своевременно не обеспечивали их подготовку и переподготовку, которые были необходимы для широкой полицейской деятельности далекой провинции.

2. Общество не могло поставить для новых учреждений достаточного количества подготовленных людей. Большинство лиц, комплектованных на должности полицейских урядников, составляли отчисленные из различных министерств и ведомств, и они были лишены тех качеств, которыми должны были обладать чины полиции. Местная администрация не торопилась выходить с инициативой о развитии института урядников. Прежде всего, у губернской администрации не было необходимых средств и материальной базы на развитие вновь образованной полицейской структуры. Были две причины незаинтересованности местной администрации в развитии полицейских урядников. Во-первых, временный характер существования самих урядников. Многочисленные губернские ревизии, обращения самых губернаторов, письма в периодической печати свелись к высказыванию о ликвидации урядников или замене их другими должностными лицами полиции. Во-вторых, любая инициатива губернской администрации по совершенствованию деятельности урядников становилась обширной и разносторонней хозяйственной задачей, которых и без того было достаточно в каждодневной деятельности любого чиновника губернии.

3. Образование и последующая деятельность института полицейских урядников в структуре полицейских органов положительно повлияли на проводимую реформу. Деятельность урядников была направлена на защиту жизни и здоровья подданных Российской империи, обеспечение безопасности граждан, охрану общественного порядка и имущества граждан.

4. Опыт подготовки полицейских урядников в Российской империи не угас бесследно. Он сохранил свою актуальность и был использован при подготовке сотрудников милиции Советского государства, хотя долгие годы не признавался руководителями Министерства внутренних дел по политическим соображениям.

Проводимая в настоящее время реформа в системе правоохранительных органов, как нам представляется, даст положительные результаты в том случае, если подготовка кадров станет одним из ее основных элементов, если эта работа будет проводиться последовательно и с использованием богатого исторического опыта.

Примечания

* Цеймерн Николай Максимович (22 апреля 1839 - 11 апреля 1915) - генерал-лейтенант, генерал от инфантерии, участник подавления польского восстания, Русско-турецкой войны, астраханский губернатор (1884-1888) и Наказной атаман Астраханской казачьего войска, губернатор Владимирской губернии (1898-1901). Почетный опекун Санкт-Петербургского присутствия Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии. Сын сенатора действительного статского советника Максима Карловича фон Цеймерна. Был исправляющим по должности губернатором Гродненской губернии с 3 мая 1879 по 16 октября 1883 г., а с 1 февраля 1884 г. по 17 мая 1885 г. находился на должности губернатора.

** Показательно, что среди литературных источников, посвященных деятельности полицейских урядников и других чинов полиции, нами обнаружены некоторые работы этого автора. Например: Моллериус И.П. Руководство для полицейских урядников по предупреждению и исследованию преступлений / сост. И. Моллериус, (препод. Гродненской школы урядников). Гродно: Губ. тип., 1880; Руководство для полицейских чинов. (Пособие к изучению обязанностей полиции). Изд. неоф. Т. 1. СПб.: Тип. М. Волковича, 1911; Очерк противогосударственных учений. СПб.: В. Березовский, 1911. Видимо, автор долгое время очень серьезно занимался изучением деятельности урядников и других чинов уездной полиции.

*** Сама программа небольшая. В деле имеется небольшая книжка из 13 листов, изданная типографским способом, утвержденная заместителем министра внутренних дел В.Ф. Джунковским. Владимир Федорович Джунковский (7 сентября 1865 — 21 февраля 1938) - российский политический, государственный и военный деятель; адъютант великого князя Сергея Александрович, московский вице-губернатор (1905-1908), московский губернатор (1908-1913), командир отдельного корпуса жандармов и товарищ министра внутренних дел (1913-1915), командир 8-й Сибирской стрелковой дивизии, генерал-лейтенант. После Октябрьской революции неоднократно арестовывался: в мае 1919 г. ревтрибуналом приговорен к 5 годам лишения свободы за участие в подавлении революции 1905-1907 гг. в Москве, но вскоре был переведен в больницу; в 1921 г. провел около 10 месяцев в таганской тюрьме. В последующее время - церковный староста, давал частные уроки французского языка. В последний раз арестован в конце 1937 г. 21 февраля 1938 г. тройкой НКВД приговорен к смертной казни. Расстрелян в тот же день на Бутовском полигоне.

Список литературы

1. Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 год. - № 124. - СПб.,1880.

2. Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878 г.

3. ГАРФ. - Ф. 102. - Оп. 48. - Д .325.

4. ГАРФ. - Ф. 102. - Оп. 68. - Д. 10. - Ч. 90А.

5. ГАРФ. - Ф. 102. - Оп. 68. - Д. 10. - Ч. 90.

6. ГАРФ. - Ф. 730. - Оп. 1. - Д. 14997.

7. ГАРФ. - Ф. 1791. - Оп. 7. - Д. 86.

8. РГИА. - Ф. 1282. - Оп. 2. - Д. 15.

9. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 12-15.

10. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 39. - Д. 58.

11. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 40. - Д.4.

12. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 40. - Д. 15.

13. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 40. - Д. 44.

14. РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 40. - Д. 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: исторический опыт формирования и структурирования : монография. - СПб.: Астерион, 2008.

16. Записка Члена Государственного Совета и Сенатора Ковалевского заключающая материалы, касающиеся положения и деятельности полицейских учреждений по данным, обнаруженным при ревизии губерний Казанской, Уфимской (1880-1881).

17. Из Суджинского уезда // Биржевые ведомости. - 1878. - 25 авг.

Literature

1. Sbomik tsirkulyarov i instruktsiy MVD za 1878 god. - № 124. - SPb.,1880.

2. Instruktsiya politseyskim uryadnikam ot 19 iyulya 1878 g.

3. GARF. - F. 102. - Op. 48. - D .325.

4. GARF. - F. 102. - Op. 68. - D. 10. - Ch. 90A.

5. GARF. - F. 102. - Op. 68. - D. 10. - Ch. 90.

6. GAFR. - F. 730. - Op. 1. - D. 14997.

7. GARF. - F. 1791. - Op. 7. - D. 86.

8. RGIA. - F. 1282. - Op. 2. - D. 15.

9. RGIA. - F. 1286. - Op. 12-15.

10. RGIA. - F. 1286. - Op. 39. - D. 58.

11. RGIA. - F. 1286. - Op. 40. - D.4.

12. RGIA. - F. 1286. - Op. 40. - D. 15.

13. RGIA. - F. 1286. - Op. 40. - D. 44.

14. RGIA. - F. 1286. - Op. 40. - D. 60.

15. Ahmedov, C. N. Pravoohranitelnaya sistema Rossiyskoy imperii: istoricheskiy opyit formirovaniya i strukturirovaniya : monografiya. - SPb.: Asterion, 2008.

16. Zapiska Chlena Gosudarstvennogo Soveta i Senatora Kovalevskogo zaklyuchayuschaya materialyi, kasayuschiesya polozheniya i deyatelnosti politseyskih uchrezhdeniy po dannyim, obnaruzhennyim pri revizii guberniy Kazanskoy, Ufimskoy (1880-1881).

17. Iz Sudzhinskogo uezda // Birzhevyie vedomosti. - 1878. - 25 avg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.