Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка чинов полиции в Российской империи'

Профессиональная подготовка чинов полиции в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
611
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЧИНЫ ПОЛИЦИИ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ЗАНЯТИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ РЕЗЕРВ / ШКОЛЫ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭКЗАМЕН / PROFESSIONAL TRAINING / THE POLICE DEPARTMENT / POLICE RESERVE / SCHOOL CURRICULA / EXAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Невский С.А.

В статье рассматриваются различные формы профессиональной подготовки чинов полиции в Российской империи. Во второй половине XIX начале ХХ в. в России сформировалась система профессиональной подготовки чинов полиции. Практиковавшийся в отдельных регионах империи опыт профессиональной подготовки чинов полиции со временем стал изучаться и обобщаться Департаментом полиции. Департамент полиции осуществлял методическое обеспечение полицейских органов в губерниях и областях, направлял наиболее положительные примеры подготовки чинов полиции, а также разрабатывал программы обучения, которые адаптировались, исходя из особенностей местных условий. В отдельных случаях Департаментом полиции организовывались учебные подразделения или временные занятия для подготовки чинов полиции, проходивших службу в некоторых отраслевых подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Police Officers in the Russian Empire

The paper discusses the various forms of training for police officers in the Russian Empire. In the second half of 19th beginning of 20th century in Russia formed a system of training of police officers. Practiced in certain parts of the Empire experience training police officers eventually became reviewed and compiled by the Police Department. The Police Department implemented the methodological support of the police in the provinces and areas, sent the most positive examples of training police officers, as well as develop training programs that adapted, based on the particularities of local conditions. In some cases the Police Department organized educational units or interim lessons to prepare police officers held a service in some branch offices.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка чинов полиции в Российской империи»

С. А. НЕВСКИЙ,

главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор (Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России) E-mail: nevs ky40@mail .ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве.

УДК 355.237:94(47)

S. A. NEVSKIY, Doctor of Law, Professor, Chief Researcher

(National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation)

Scientific speciality:

12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.

Профессиональная подготовка чинов полиции в Российской империи

Training of Police Officers in the Russian Empire

В статье рассматриваются различные формы профессиональной подготовки чинов полиции в Российской империи. Во второй половине XIX - начале ХХ в. в России сформировалась система профессиональной подготовки чинов полиции. Практиковавшийся в отдельных регионах империи опыт профессиональной подготовки чинов полиции со временем стал изучаться и обобщаться Департаментом полиции. Департамент полиции осуществлял методическое обеспечение полицейских органов в губерниях и областях, направлял наиболее положительные примеры подготовки чинов полиции, а также разрабатывал программы обучения, которые адаптировались, исходя из особенностей местных условий. В отдельных случаях Департаментом полиции организовывались учебные подразделения или временные занятия для подготовки чинов полиции, проходивших службу в некоторых отраслевых подразделениях.

The paper discusses the various forms of training for police officers in the Russian Empire. In the second half of 19th - beginning of 20th century in Russia formed a system of training of police officers. Practiced in certain parts of the Empire experience training police officers eventually became reviewed and compiled by the Police Department. The Police Department implemented the methodological support of the police in the provinces and areas, sent the most positive examples of training police officers, as well as develop training programs that adapted, based on the particularities of local conditions. In some cases the Police Department organized educational units or interim lessons to prepare police officers held a service in some branch offices.

Профессиональная подготовка, чины полиции, Департамент полиции, занятия, полицейский резерв, школы, учебные программы, экзамен.

Professional training, the Police Department, police reserve, school curricula, exam.

Возраставшие требования к чинам полиции во второй половине XIX в. обусловили принятие необходимых мер по их профессиональной подготовке. Организационно-правовые формы профессиональной подготовки отличались в зависимости от категорий чинов полиции.

В крупных городах империи был образован полицейский резерв полиции, в котором осуществлялась первоначальная подготовка лиц, зачисленных на службу в полицию.

Впервые полицейский резерв был образован в Санкт-Петербурге в 1867 г. Как сказано во «Всеподданнейшем отчете о деятельности С.-Петербургской городской полиции за 1867 год», основанием для учреждения полицейского резерва послужили следующие соображения: «...важность, сложность и многочисленность обязанностей Полиции требуют от лиц, поступающих и на низшия полицейския должности, предварительно не только практи-

ческой, но и теоретической подготовки». В отчете отмечено, что личный состав полицейской стражи в Санкт-Петербурге комплектовался преимущественно нижними чинами, назначавшимися из войск, или вольноопределяющимися из числа отставных и бессрочно-отпускных нижних чинов, которые не имели понятия о полицейской службе и большей частью были неграмотными. При зачислении на службу в полицию их сразу назначали на службу, предоставляя им действовать «по крайнему разумению». При этом их ближайшие начальники «не имели ни времени, ни возможности заняться их развитием и даже объяснить им лежащия на них обязанности». Как итог, «превышение власти, или бездействие городовых сделалось обыкновенным явлением, что конечно не могло соответствовать видам правительства и пользам общества, со стороны котораго слышались по-стоянныя и основательныя жалобы и нарекания на Полицию» [4, с. 11—12].

Выходом из сложившейся ситуации стало зачисление вновь поступивших на службу околоточных надзирателей и городовых не в полицейские участки, а в особую команду — полицей-ы ский резерв, в котором была создана подгото-2 вительная школа. Как сказано в отчете, школа ^ имела своим назначением: «а) развитие ниж-Зз них чинов общим образованием с целью воз-^ высить умственный их уровень и вселить в них сознание долга и правила честности, без кото-^ рых невозможно ожидать пользы от их деятель-< ности; б) преподавание околодочным надзира-Е телям и городовым изданных для них инструкций с подробным разъяснением применения их к делу в различных случаях полицейской практики; в) сообщение им общих понятий о назначении Полиции и об отношениях ея к судебному ведомству; г) передача необходимых для полицейских чинов топографических и статистических сведений о Петербурге».

Одновременно полицейский резерв использовался для несения как ежедневных, так и экстренных нарядов на службу, для охраны общественного порядка при различных процессиях и церемониях, зрелищах, гуляньях и ином стечении народа, а также в тех случаях, когда необходимо было усилить или временно заменить чины участковой полиции. Это способствовало практическому обучению вновь поступивших на службу в полицию лиц, снижало нагрузку чинов участковой полиции при обеспечении порядка при проведении различных мероприятий. Как сказано во «Всеподданнейшем отчете о дея-4 тельности С.-Петербургской городской полиции за 1867 год», «при таком разделении занятий между чинами Резерва и Участковой Полиции оказалось возможным значительно уменьшить личный состав последней» [4, с. 12—13].

Подготовительная школа резерва Санкт-Петербургской столичной полиции находилась в непосредственном ведении начальника резерва. При этом один из его помощников руководил занятиями лиц, желавших поступить на классные полицейские должности и на должности полицейских надзирателей, другому же поручалось обучение городовых. Все лица, претендовавшие на замещение должностей в полиции, «в зависимости от их личных качеств и способностей» по окончании курса обучения подвергались в соответствии с утвержденными программами испытаниям, которые проводились особыми экзаменационными комиссиями. Лица, не сдавшие экзамены, могли остаться в резерве для дальнейшей подготовки и сдачи экзамена. Результаты повторного экзамена считались окончательными. В 1894 г. испытание перед комиссией держали 61 человек, которые претендовали на должности околоточных надзирателей, 309 — на должности городовых. Из них 49 и 294, соответственно, были признаны получившими удовлетворительную подготовку и способными к дальнейшему несению службы. Также в течение указанного года было подготовлено 49 служителей для полицейских домов [16, с. 6—61].

В течение 1896 г. испытание в экзаменационных комиссиях сдавали 25 классных чинов, 54 околоточных надзирателей, 684 городовых и 15 полицейских служителей [17, с. 57].

В 1897 г. школа резерва Петербургской полиции была расширена, в ней образованы два отделения:

— первое отделение (срок обучения — от двух недель до одного месяца) представляло собой теоретические и практические классы для городовых, околоточных надзирателей и офицеров наружной полиции, для городовых речной полиции и полицейских служащих. По окончании обучения сдавался экзамен комиссии в составе полицмейстера, начальника резерва и двух приставов;

— второе отделение предназначалось для подготовки классных чинов. Обучение велось по усложненной программе, которая предусматривала изучение основных законодательных актов в области уголовного права, нормативных правовых актов, регламентировавших полицейскую службу, получение ряда практических навыков. Классные чины полиции изучали: Устав о предупреждении и пресечении преступлений; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями; уставы казенного управления и уставы благоустройства и благочиния; обязательные постановления, изданные градоначальником; обязательные постановления, изданные городской

Думой, земскими собраниями, присутствиями по фабричным делам; участковое делопроизводство; практические приемы по обнаружению преступлений и нарушений по образцам и моделям, демонстрируемым в классах; антропометрию и дактилоскопию [3, с. 322—323].

Кроме того, в Санкт-Петербурге с 1895 г. была организована регулярная (2 раза в неделю) учеба околоточных надзирателей и городовых, проводившаяся руководством столичной полиции [1, с. 80-82].

Одним из наиболее важных направлений совершенствования деятельности сельской полиции являлась профессиональная подготовка чинов полиции, претендовавших на замещение или уже замещавших должности полицейских урядников.

По инициативе руководства различных губерний в стране был создан ряд школ по подготовке полицейских урядников. Характерно, что программы подготовки и срок обучения определялись соответствующими губернскими властями на местах. Занятия проводились старшими полицейскими чинами и чиновниками губернских учреждений.

Калужский губернатор направил письмо министру внутренних дел 21 марта 1891 г., в котором сообщил, что 8 марта 1891 г. в Калуге была открыта «подготовительная школа, в которой вместе с лицами, зачисленными в кандидаты на должности урядников, обучаются и вызываемые из уездов по очереди урядники, состоящие уже на службе» [6, л. 1]. Одновременно министру был направлен экземпляр положения о данной школе.

Владимирский губернатор сообщил министру внутренних дел 16 декабря 1899 г., что, вступив в должность, обратил внимание «на качественный состав полицейских урядников и, ближе ознакомившись с ними во время объездов губернии, убедился, что большинство урядников не имеет надлежащей подготовки в службе и не знакомо с существом лежащих на них обязанностей». В связи с этим губернатор, «желая придать этому важному институту нижних полицейских чинов правильную и наиболее соответствующую интересам дела организацию», в октябре 1898 г. открыл во Владимире «уряд-ническую школу» [5, л. 20]. В школе по выработанной и одобренной губернатором программе обучались одновременно по одному полицейскому уряднику от каждого уезда и кандидаты на должности урядников. Курс обучения в школе продолжался два месяца, по окончании которого обучавшиеся подвергались в присутствии губернатора «испытанию в особых экзаменационных комиссиях, составляемых из преподавателей школы». Удовлетворительно выдержавшим испытание выдавались соответствующие

аттестаты. Урядники, прошедшие курс обучения и получившие аттестаты, возвращались на место службы. После этого в школу вызывалось соответствующее число других урядников. Таким образом, все урядники каждого уезда должны были пройти курс обучения в школе. Кандидаты на должности урядников, успешно обучавшиеся в школе, назначались на первые открывавшиеся вакансии урядников [5, л. 20 об.]. В 1898-1899 учебном году с успехом окончили курс обучения в школе 52 урядника и 24 кандидата. Губернатор особо отметил: «Устроенная мною школа принесет большую пользу в упорядочении состава полицейских урядников в губернии, давая возможность замещать урядническия вакансии людьми, более или менее основательно подготовленными к прохождению этих должностей. В настоящее время я имею в виду замещать оз-наченныя должности лучшими городовыми городских полицейских команд, по предварительном прохождении ими курса уряднической школы, — о чем мною и сделано уже соответствующее распоряжение» [5, л. 21].

Как следует из циркуляра Министерства внутренних дел от 14 декабря 1911 г. № 20808, школы для подготовки урядников полицейской стражи функционировали в Архангельской, Бессарабской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Гродненской, Киевской, Костромской, Курляндской, Новгородской, Пермской, Подольской, Псковской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской и Уфимской губерниях [9, л. 70].

В ряде случаев подготовка урядников совмещалась с подготовкой иных чинов полиции. Например, 18 февраля 1900 г. в Ставрополе открылась подготовительная школа для урядников и полицейских служителей городской полиции. Согласно письму Ставропольского губернатора от 4 февраля 1900 г. в Департамент полиции срок обучения в школе составлял 4 месяца и осуществлялся по особо составленной программе, «которая обнимает как общеобразовательные, так и специальные для нижних чинов полиции предметы» [5, л. 28].

В Тифлисской губернии, как следует из письма Тифлисского губернатора от 4 октября 1910 г. в Департамент полиции, в начале 1909 г. была образована учебная команда для подготовки урядников полицейской стражи. Руководил учебной командой инспектор стражи полковник Дубанос. Предусматривался трехмесячный курс обучения. Преподавание поручалось офицеру стражи, «вполне ознакомленному с полицейской службой». По окончании курса комиссионно принимался экзамен с выдачей свидетельств о прохождении курса и степени подготовки к занимаемым чинами стражи должностям.

Предусматривалось, что после прохождения курса обучения в команде всеми урядниками, а также и старшими стражниками обучение должны пройти по очереди как старослужащие стражники, так и вновь зачисляемые в стражу, что давало «возможность уровнять и степень развития и знания службы всех младших чинов стражи». После прохождения курса обучения всеми старослужащими стражниками команда должна была составить «кадр стражи», который будет осуществлять подготовку к службе в полицейской страже вновь поступающих [8, л. 176— 176 об.].

В Костроме в марте 1910 г. были учреждены трехмесячные курсы, имевшие своей задачей подготовить из полицейских стражников «достаточный кадр лиц к замещению должностей урядников». На курсах главное внимание отводилось изучению законоположений, имевших прямое отношение к полицейской деятельности и практическому ознакомлению с правилами делопроизводства полицейских урядников. Одновременно преподавались основы отраслей законодательства, соприкасавшихся со службой урядников (в частности медицина, ветеринария, санитария, обязательные постановления губернского земства по строительной части, правила об охоте). Серьезное внимание уделялось изучению русского языка, преподавание которого велось приглашенным учителем приходского училища. Обучение по другим предметам безвозмездно осуществляли: по судебной части и составлению протоколов — товарищ прокурора окружного суда Соболевский, по строительной части и общеполицейским обязанностям — Костромской уездный исправник Шипов, по медицине — городской врач Борков, ветеринарии — губернский ветеринарный инспектор Исаков, по строевой части и верховой езде — офицер конно-полицейской стражи есаул Никулин.

По окончании курса обучения стражники сдавали экзамен особой комиссии в составе всех преподавателей при участии начальника губернского жандармского управления и Костромского полицмейстера под председательством исправляющего должность вице-губернатора [8, л. 180—180 об.].

Одновременно с урядниками подготовку проходили, как уже отмечено, и рядовые стражники. В качестве примера организации обучения уездной полицейской стражи приведем данные из нескольких губерний.

На состоявшемся в Твери совещании 24 и 25 января 1908 г. под председательством Тверского губернатора гофмейстера двора Его Императорского Величества действительного статского советника Н. Г. фон-Бюнтинга «для рассмотрения и разрешения вопросов по орга-

низации, управлению и обучению полицейской стражи Тверской губернии в связи с общим переформированием пешей стражи в конную» среди обсуждавшихся вопросов большое внимание было уделено обучению конной стражи [9,л. 7].

Для выработки программы занятий по обучению конной полицейской стражи Тверской губернии была создана специальная комиссия. Комиссия в результате своей работы пришла к следующим выводам: 1) «занятия производить не менее пяти раз в неделю, по одному разу в день, с тем, чтобы по субботам осматривалось оружие, амуниция, лошади, убирались казармы и т. п.»; 2) «обучение полицейской стражи разделить на зимнее и летнее, по особой программе, при сем прилагаемой, при чем некоторые второстепенные предметы, как например: гимнастика, фехтование и т. п. применять не в ущерб другим занятиям»; 3) «ознакомление стражи с обязанностями полицейской службы возложить на местных полицейских чинов, а в городских командах — на Помощников Исправников»; 4) «для достижения единообразия в обучении стрельбе и строю необходимо периодически вызывать в уездный город части команд, находящихся в станах, заменяя их на это время стражниками Городской команды. Вызовы эти производить по соглашению офицеров стражи с Исправниками»; 5) «для подготовки инструкторов вызывать из команд лучших по строю стражников в Городскую команду перед началом зимних занятий»; 6) из учебных пособий необходимо ввести в каждой команде: «Устав внутренней службы», «Устав гарнизонной службы», «Устав кавалерийской службы» ч. I, тот же Устав ч. 2—4, «Устав конвойной службы», «Описание малокалиберной винтовки Бердана», «Наставление для обучения стрельбе чинов полицейской стражи», «Описание 3-х-линейнаго револьвера системы Нагана», «Наставление для нижних чинов полицейской стражи» сотника Попова [9, л. 14].

Программа занятий со стражниками состояла из двух разделов: зимние занятия и летние занятия [9, л. 15—15 об.]. В примечании к программе предписывалось «в зимний период заниматься исключительно одиночной подготовкой стражников» [9, л. 11 об.]. Материалы, разработанные комиссией, Совещанием признаны отвечающими интересам дела, и ее работа, таким образом, была одобрена [9, л. 11 об.].

Также в Тверской губернии практиковался ряд методов подготовки стражи, не отвлекавших ее от исполнения служебных обязанностей. К ним относились, во-первых, подготовка инструкторов, для чего «наиболее смышленые и лучшие по строю» стражники из становых команд специально обучались при городской

команде и затем возвращались в свои команды, где руководили обучением стражников. Во-вторых, во время пребывания в городе офицера полицейской стражи, но не более недели или полторы недели, в город собиралась половина всех становых команд, вместе с городской командой проходила здесь курс обучения. Затем вызванные подразделения возвращались по местам дислокации, в следующий раз вызывались для учений остальные становые команды [9, л. 11—11 об.].

В Саратовской губернии вновь принятые на службу стражники зачислялись в отряды, находившиеся под непосредственным руководством помощников губернских инспекторов стражи, полицейских офицеров и классных чинов полиции. В отрядах, как сказано в ранее рассмотренном циркуляре Саратовского губернатора от 8 июня 1907 г. № 23418, стражники «должны получать необходимую подготовку и попутно испытаны их нравственныя качества». Для строевого обучения стражи предполагалось назначить 12 старших стражников, из числа которых: двое — в Аткарском уезде, двое — в Балашов-ском и остальные восемь по одному в каждый уезд [12, л. 38].

Циркуляром устанавливалось, что обучение стражи как строевой, так и полицейской службе должно производиться с 1 марта. Для этого команды стражи должны поочередно прибывать в город или другой удобный для занятий населенный пункт; в летнее время команды должны объединяться в более крупные отряды и проходить учебный курс в лагерных сборах.

Одновременно в Саратове учреждалась школа стражников. Ее цель состояла в том, «чтобы иметь стражников и урядников, отвечающих своему назначению и вполне подготовленных к отправлению своих обязанностей». В школу принимались лица, желавшие поступить в стражники; также для обучения постепенно вызывались стражники, поступившие на службу ранее открытия школы, не пройдя такой курс обучения в ней. Во время прохождения курса стражники считались на действительной службе, получая положенное им содержание, и пользовались казенным довольствием. Успешно окончившие курс школы из кандидатов, получавшие в школе лишь казенное довольствие, назначались немедленно на должности стражников. Должность старших стражников в уездах предоставлялась преимущественно лицам, успешно прошедшим курс школы стражников [12, л. 40].

В качестве положительного опыта обучения уездной полицейской стражи можно также привести пример Херсонской губернии, о котором было доложено исправляющим должность Хер-

сонского губернатора директору Департамента полиции С. П. Белецкому.

«...11 мая 1913 г. в 8 часов утра в город Но-вомиргород выступила походным порядком соединенная команда стражников из 18, 21 и 22 отрядов для прохождения учебного сбора под руководством Елисаветградского уездного исправника Борисова и офицера стражи штаб-ротмистра Афросимова. Из Елисавет-града команда двигалась по тракту через села Грузское и Большую Виску, где был ночлег, далее через ст. Стиборы. Как указано в письме в Департамент полиции, «во время того похода был произведен опыт применения полицейских стражников для освещения местности, по которой они проходили». С этой целью стражникам были даны восемь задач на темы полицейского характера. От решающего задачу требовалось изложить письменно меры, какие он должен предпринять в указанной задачей ситуации, а также начертить схему местности, по которой он будет двигаться. По выходе из Елисаветграда за городскую черту были выданы 1-я и 2-я задачи, на первом привале около с. Грузского — 3 и 4-я. На другой день по выходе из с. Большой Виски были даны 5-я и 6-я задачи, на привале около дер. Марьевки — 7-я и 8-я. Все задачи стражниками решены самостоятельно в присутствии своего начальства. По прибытии в г. Новомиргород решение задач было оценено выставлением баллов за письменные работы исправником, за топографические — штаб-ротмистром Афросимовым. Наиболее удовлетворительно задачи были решены старшим стражником Сагайдаком и младшими: Немировским и Бурмаком» [7, л. 49].

Циркуляром Министерства внутренних дел № 6873 от 10 августа 1913 г. за подписью В. Ф. Джунковского губернаторам рекомендовалось использовать подобный опыт. В циркуляре сказано: «Приветствуя это благое начинание, желательно было бы видеть осуществление его повсеместно в России в виду чего имею честь горячо рекомендовать таковое и Вам, Милостивый Государь, как могущее иметь в будущем, при рациональной постановке, серьезное значение в полицейском деле» [7, л. 73].

В Люблинской губернии в целях подготовки земских стражников к исполнению полицейских функций ежегодно организовывались трехмесячные курсы для стражников всех команд губернии. От каждой команды на курсы направлялись два-три человека, выделявшихся своими способностями стражника, которые в случае успешного прохождения обучения становились кандидатами для замещения вакансий на должности старших участковых стражников. В программу обучения входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, полицейские уставы, уголовные зако-

ны, сведения из ветеринарного, медицинского, акцизного, строительного уставов и сыскной части, а также практические занятия по конвоированию арестантов и почты, обучению владеть оружием и стрельбе.

Одновременно в каждом уезде начальником земской стражи производились занятия по заранее разработанной программе со старшими участковыми стражниками, вызывавшимися для этой цели ежемесячно в уездный город, и два раза в неделю с младшими стражниками под руководством старших стражников. Проверка занятий и знаний младших стражников производилась на местах начальниками земской стражи во время ежемесячных объездов всех участков. Для контроля проведения занятий в каждом полицейском участке имелся специальный журнал, в котором участковые стражники, а также начальники земской стражи делали записи о произведенных занятиях. Организация занятий со стражниками проверялась ежегодно во всех уездах во время инспекторских осмотров штаб-офицером для особых поручений, представлявшим ежемесячный доклад Ь губернатору о состоянии осмотренных им ко-ы манд [8, л. 204-204 об., 205]. ^^ Министерство внутренних дел ввиду повысь шавшихся с каждым годом требований к ниж-Зз ним чинам уездной полиции стремилось со-^ вершенствовать процесс их подготовки. Несмотря на наличие программ обучения в шко-^ лах по подготовке урядников и стражников < полицейской стражи, разработанных на меЕ стах, в 1911 г. вице-директор Департамента полиции статский советник С. П. Белецкий разработал соответствующие программы занятий, которые вместе с циркуляром от 14 декабря 1911 г. № 20808 были направлены в губернии [9; л. 70 об., 97-118].

Позднее Департаментом полиции была выработана новая программа курса подготовительной школы для лиц, желавших занять должность полицейского урядника. Программа получила одобрение Особого совещания, созданного в феврале 1913 г. из губернаторов, и была утверждена 29 марта 1913 г. товарищем министра внутренних дел генерал-майором В. Ф. Джунковским [9, л. 10-18 об.]. Программа была направлена губернаторам циркуляром Министерства внутренних дел № 14532 от 7 мая 1913 г. В циркуляре говорилось, что программа «представляет собой максимум тех сведений, усвоение коих урядникам желательно», но «если прохождение курса в полицей-■8 ской школе по этой программе представится по местным условиям невыполнимым, от усмотрения губернатора зависело внести некоторые изменения в программе в смысле ея сокращения» [9, л. 9].

В документах конца XIX в. отмечалось, что образовательный уровень чиновников полиции, особенно провинциальной, был невысок. Так, в упоминавшейся «Записке по вопросам особа-го наставления ревизующим сенаторам, относящимся к полицейским учреждениям» (записка составлена на основе ревизии Саратовской и Самарской губерний в начале 80-х гг. XIX в.) указывалось, что из 233 полицейских чиновников, состоявших на службе в Саратовской и Самарской губерниях, только один, занимавший должность исправника, окончил курс в высшем учебном заведении и 20 - в различных заведениях второго разряда. Из остальных чиновников незначительная часть покинула средние учебные заведения до окончания в них курса, а «огромное большинство обучалось только в училищах третьяго разряда, или вовсе не обучалась в учебных заведениях» [10; л. 14 об., 15].

В начале XX в. ситуация кардинально не претерпела изменений. В качестве примера можно привести сведения о личном составе Саратовского сыскного отделения. В материалах ревизии Саратовского сыскного отделения 1213 октября 1910 г. значится, что оно состояло из начальника, его помощника, трех полицейских надзирателей и шести городовых. Начальник отделения титулярный советник И. Д. Дубровин окончил два класса духовной семинарии; его помощник коллежский регистратор И. С. Агеев получил образование в Саратовской мужской второй гимназии, имел свидетельство об окончании четырех классов; полицейские надзиратели: коллежский надзиратель Б. П. Шапиевский имел свидетельство об окончании пяти классов Аткарского реального училища, А. В. Побединский получил образование в Хвалынском двухклассном городском училище, имел свидетельство на звание начального народного учителя, И. А. Кизнер окончил четыре класса Камышинского реального училища; штатные городовые отделения: З. И. Шалаев получил домашнее образование, Н. А. Батур-линский получил образование в Вольском приходском училище, А. М. Малюкевич окончил три класса Витебской классической гимназии, А. М. Прокудин получил домашнее образование, И. М. Пинаев получил домашнее образование, П. И. Солонов окончил курс Саратовского Александровского ремесленного училища [12, л. 70-74].

В отчете сенатора А. М. Кузьминского о ревизии г. Баку и Бакинской губернии отмечается, что «состав полицейских приставов г. Баку и их помощников также не может быть признан удовлетворительным. Из числа приставов один только оказался окончившим курс реаль-наго училища и пехотнагоюнкерскаго училища, 4 едва прошли несколько классов гимназии,

а шестой пристав и все помощники приставов получили единственно домашнее образование, причем некоторые из них настолько малоспособны, несведущи в полицейской службе и малограмотны, что представляется непонятным, каким образом им могли быть предоставлены классныя должности» [15].

Такое положение дел обусловливало принимать меры по профессиональной подготовке руководителей полиции низового звена, а также чинов сыскных отделений.

Например, Бакинским градоначальником была создана комиссия для рассмотрения вопроса о необходимости ознакомления чинов полиции градоначальства с действующими законами и порядком службы. Комиссия признала необходимым учредить вечерние курсы для околоточных надзирателей. Срок обучения на курсах составлял шесть — восемь недель. Как отмечено в письме Бакинского градоначальника на имя С. П. Белецкого, в число слушателей курсов принимаются лица, «вполне благо-надежныя и имеющия свидетельства о полученном образовании, не ниже, однако, 4-х классов средне-учебных заведений». Однако «в виду особенных условий службы в Закавказье признано, что некоторыя от сего требования отступления могут быть допущены в отношении лиц, состоящих на низших должностях полиции градоначальства и являющихся, при этом, по своим служебным и нравственным качествам, вполне достойными прослушать означенные курсы, но, все таки, при непременном условии уметь правильно писать и читать по русски».

В программу курсов входили следующие предметы: «а) уголовное право (2 раза в неделю); б) уголовный и гражданский процесс (2 раза в неделю); в) полицейское право (2 раза в неделю); г) судебная медицина и санитария (2 раза в неделю); д) охранно-сыскная часть (2 раза в неделю); е) организация наружной полиции и особенности ея службы (2 раза в неделю); ж) татарский язык (4 раза в неделю). Знакомство чинов полиции с туземными языками вообще, в частности с татарским, является для пользы дела в высшей степени необходимым, а потому изучение этого языка является безусловной необходимостью»1 [8, л. 42—44]. Преподавателями являлись: участковый товарищ прокурора Бакинского окружного суда, один из офицеров Бакинского губернского жандармского управления, офицер охранного отделения, врач градоначальства и помощник Бакинского полицмейстера. Общее руководство курсами осуществлялось прокурором Бакинского окружного суда, ответственность за соблюдение

1 Под татарским языком в рассматриваемый период применительно к данному региону имелся в виду азербайджанский язык.

внутреннего распорядка на курсах возлагалась на Бакинского полицмейстера.

Занятия на курсах проходили в здании реального училища с шести до девяти часов вечера ежедневно с первого августа 1910 г. Как отметил градоначальник, «замещение соответствующих полицейских должностей будут производиться исключительно лицами, окончившими эти курсы, следовательно, и будут иметь, в зависимости от успешно пройденной программы курсов, право поступления на должности околоточных надзирателей при открытии соответствующих вакансий» [8, л. 44—45].

Одновременно комиссия, созданная Бакинским градоначальником, нашла необходимым рекомендовать приставам и их помощникам изучить «в качестве пособий: по уголовному праву — Уложение о наказ. и устав о наказ. Таганцева и устав уголовнаго судопроизводства Щегловитова и еще некоторыя руководства и инструкции», предоставив для этого срок в два—три месяца. По истечении срока комиссия должна проверить степень усвоения названными лицами перечисленных изданий [8, л. 44 об.].

В г. Люблине с октября 1910 г. губернатором было организовано чтение лекций по общей теории законоведения и полицейскому праву для околоточных надзирателей и офицеров земской стражи. Лекции читались советником губернского правления, бывшим приват-доцентом Императорского Харьковского университета по кафедре полицейского права, Евтихиевым [8, л. 205].

Начальники сыскных отделений первоначальные сведения о розыскной деятельности получали на специальных курсах, организованных для них по указанию П. А. Столыпина в 1908 г. В программе курсов предусматривались: 1) изучение полицейского и государственного права, уголовного права; судебной медицины; методов регистрации преступников; приемов уголовного сыска; приемов самообороны и обезоруживания преступников; 2) ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; 3) ознакомление с гримом и переодеванием; 4) тайнопись преступников (шифры) и дешифрование; 5) разбор сложных сыскных дел; 6) присутствие при вскрытии трупов по какому-либо сложному делу; 7) посещение полицейского музея и других учреждений; 8) практические занятия по фотографии, словесному портрету, антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, исследованию документов и пр.; 9) приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; 10) практика дознаний (показное производство дознания на месте с составлением образцовых следственных актов, описаний и справок);

11) практика розыска и выслеживания преступников [14, с. 50].

Специальная подготовка остальных чинов сыскной полиции проводилась непосредственно в сыскных отделениях под руководством начальников. Однако в документах того времени отмечается, что на это у служащих сыскных подразделений, ввиду большой загруженности по работе, времени было недостаточно.

В материалах ревизии делопроизводства Казанского сыскного отделения в 1910 г. отмечено, что начальником отделения для ознакомления своих служащих с правильным ведением делопроизводства, действующими законами и номенклатурой преступности проводятся занятия четыре-пять раз в месяц [11, л. 23 об.].

Из материалов проверки Астраханского сыскного отделения следует, что исправляющий должность начальника отделения

H. К. Сапожников получил подготовку на первых курсах для начальников сыскных отделений при Департаменте полиции в 1908 г. Его помощник Е. Л. Круковский получил подготовку на практике, прослужив три года заведующим сыскной частью при Царицынском городив ском полицейском управлении (служил в об-2 щей полиции с 1895 г. в разных должностях), ^ назначен на должность по представлению на-Зз чальника сыскного отделения «как лицо, об-^ ладающее опытностью в Сыскном деле и знакомое с преступным элементом Поволжья».

^ Из чинов сыскного отделения служившие < в нем с основания: надзиратели - И. Н. Бузаев Е и М. В. Беляев, городовые - М. И. Мелешкин и А. И. Шаткин были детально знакомы с регистрацией и фотографией. Остальной состав, как указано в архивных материалах, «знаком приблизительно, но постепенно, путем практики -приобретает знания». Все чины отделения умели обращаться с оружием и предупредительными вязками и разбирались в планах и географических картах. Занятия по профессиональной подготовке «в свободное время» проводились начальником сыскного отделения [13, л. 39].

В материалах ревизии Саратовского сыскного отделения его начальник — И. Д. Дубровин указал: «Занятия с чинами Отделения по подготовке их к службе ведутся Начальником более на практике,

Список литературы:

I. Борисов А. В., Дугин А. Н, Малыгин А. Я. - и др. Полиция и милиция России: страницы 0 истории. М., 1995.

2. Борисов А. В., Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Полиция в Российской империи. М., 2013.

3. Борисов А. В., Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Три века российской полиции. М., 2016.

так как для теоретических занятий у самих подчиненных, по малочисленности их состава и массе работы, мало времени» [12, л. 62 об.].

В литературе отмечается, что вскоре после образования уголовно-сыскных отделений в г. Владимире была открыта школа работников уголовного сыска [2, с. 193].

Министерство внутренних дел пыталось устранить недостатки в профессиональной подготовке чинов сыскной полиции путем их ознакомления с ведомственными периодическими изданиями, в частности с «Вестником полиции».

Разновидностью научной систематизации информации о преступниках и преступлениях в целях обучения сотрудников сыскной полиции являлись создававшиеся при сыскных подразделениях криминалистические музеи. Первый музей был создан В. И. Лебедевым при Московской сыскной полиции в 1900 г. По инициативе В. И. Лебедева, впоследствии служившего в Министерстве внутренних дел, в 1907 г. при Департаменте полиции также был создан учебный музей [19, с. 234].

В Санкт-Петербурге в 1900 г. музей Санкт-Петербургской полиции был объединен с музеем сыскной полиции. Музей состоял из четырех отделов: 1) уголовно-сыскной отдел; 2) отдел извозного промысла; 3) пожарный отдел; 4) общеполицейский отдел. В комнатах уголовно-сыскного отдела в систематизированном порядке размещались обширные собрания орудий преступления, подделок денежных знаков, коллекция из 27 больших альбомов с фотографиями и биографическими сведениями преступников с подразделением по категориям их криминальной специализации. Данные альбомы оказывали большую помощь во время производства розысков и дознаний. К сожалению, музей Санкт-Петербургской полиции был уничтожен уголовниками, освобожденными в ходе Февральской революции, в результате погромов полицейских учреждений [18, с. 442—447].

Опыт профессиональной подготовки чинов полиции в Российской империи представляет интерес и в настоящее время. Многие формы профессиональной подготовки при условии их актуализации возможно применять в деятельности современной полиции.

References:

1. Borisov A. V., Dugin A. N., Malygin A. Ya. i dr. Policiya i miliciya Rossii: stranicy istorii. M., 1995.

2. Borisov A. V., Malygin A. Ya., Mulukaev R. S. Policiya v Rossijskoj imperii. M., 2013.

3. Borisov A. V., Malygin A. Ya., Mulukaev R. S. Tri veka rossijskoj policii. M., 2016.

4. Всеподданнейший отчет о деятельности С.-Петербургской городской полиции за 1867 год. СПб., 1868.

5. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 48. Д. 325.

6. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 51. Д. 10. Ч. 3.

7. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 67. Д. 10. Ч. 102. Т. 2.

8. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 67. Д. 10. Ч. 43.

9. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 68. Д. 10. Ч. 90.

10. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 289. Д. 27.

11. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 291. Д. 10. Т. 1.

12. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 291. Д. 10. Т. 2.

13. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 291. Д. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Елинский В. И. История уголовного сыска в России (Х — начало ХХ в.). М., 2004.

15. Из отчета сенатора Кузьминского // Право. 1906. № 14.

16. Обзор деятельности С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции за 1894 г. СПб., 1895.

17. Обзор деятельности С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции за 1896 г. СПб., 1897.

18. Очкур Р.В., Кудрявцев Д.В., Пиотровский В. Ю. Полиция России. Век XVIII — век ХХ. М. — СПб., 2010.

19. Шаламов А. Ю. Российский «фараон»: Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX — начале ХХ в. М., 2013.

4. Vsepoddannejshij otchet o deyatel'nosti S.-Pe-terburgskoj gorodskoj policii za 1867 god. SPb., 1868.

5. GARF. F. 102. Op. 48. D. 325.

6. GARF. F. 102. Op. 51. D. 10. Ch. 3.

7. GARF. F. 102. Op. 67. D. 10. Ch. 102. T. 2.

8. GARF. F. 102. Op. 67. D. 10. Ch. 43.

9. GARF. F. 102. Op. 68. D. 10. Ch. 90.

10. GARF. F. 102. Op. 289. D. 27.

11. GARF. F. 102. Op. 291. D. 10 T. 1.

12. GARF. F. 102. Op. 291. D. 10 T. 2.

13. GARF. F. 102. Op. 291. D. 10.

14. Elinskij V. I. Istoriya ugolovnogo syska v Rossii (Х - nachalo ХХ v.). M., 2004.

15. Iz otcheta senatora Kuz'minskogo // Pravo. 1906. № 14.

16. Obzor deyatel'nosti S.-Peterburgskogo gradonachal'stva i stolichnoj policii za 1894 g. SPb., 1895.

17. Obzor deyatel'nosti S.-Peterburgskogo gradonachal'stva i stolichnoj policii za 1896 g. SPb., 1897.

18. Ochkur R. V., Kudryavcev D. V., Piotrovs-kij V. Yu. Policiya Rossii. Vek XVIII - vek ХХ. M. - SPb., 2010.

19. Shalamov A. Yu. Rossijskij «faraon»: Sysknaya policiya Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XIX - nachale ХХ v. M., 2013.

ы

H

2

^

x

л

<

£ H

iC

<

< X

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.