УДК: 340
Сучкова Маргарита Владимировна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры истории государства и права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected] Margarita V. Suchkova
candidate of law, lecturer in the Department of history of state
and law Moscow University of Ministry of Internal Affairs named after V. J. Kikot
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
THE ISSUE OF TRAINING POLICE PERSONNEL IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
Аннотация: Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки полицейских кадров в Российской империи в конце XIX- начале ХХ вв. В статье отмечается, что к 60-х гг. XIX в. низкий уровень подготовки и образования сотрудников полиции не устраивал ни правительство, ни общественность. Хотя ряд высших чинов, перешедших на службу в МВД из армии, имели высшее юридическое или гражданское образование, однако многие из низших полицейских чиновников не имели даже начального образования. Первые действенные шаги в направлении организации курсов и специальных школ по подготовке полицейских чинов нижнего и среднего звена стали предприниматься только в конце XIX- начале XX вв. Обучая личный состав, полицмейстеры и частные приставы не просто доводили содержание нормативных актов, но и давали их толкование через призму существующей правоприменительной практики.
Ключевые слова: Российская империя, полиция, правовые основы, общеобразовательный уровень, профессиональный уровень, правовая подготовка, профессиональная подготовка кадров полиции.
Annotation: The article is devoted to training of police personnel in the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries. The article notes that the 60-ies of the XIX century, the low level of training and education of police officers did not suit neither the government nor the public. A number of higher ranks, clicked on the service in the Interior Ministry of the Army, had a higher legal or civic education, but many of the lower police officials did not even have primary education. The first practical steps towards the organization of courses and special schools for the training ofpolice officials of the lower and middle managers began to be undertaken only in the late XIX - early XX centuries. Teaching staff, the chief of police and private bailiffs is not simply adjusted the content of regulations, but also gave them an interpretation in the light of current legal practice.
Keywords: Russian Empire, police, legal basis, educational level, professional level, legal training, professional training of police.
Обеспечение прав и свобод граждан, укрепление правопорядка в стране и борьба с преступностью является первоочередной задачей органов внутренних дел. Для успешного выполнения поставленной задачи требуются высококвалифицированные специалисты. В этой связи изучение форм и методов профессиональной подготовки кадров полиции в Российской империи в конце XIX -начале XX вв. является актуальной проблемой.
Реформы 60-х - 80-х гг. XIX в. должны были внести правовое начало в общественную и государственную жизнь Российской империи. Поэтому одним из направлений реформы полицейских органов была выработка новых подходов к комплектованию и профессиональной подготовки полицейского аппарата. Несмотря на насущную потребность в грамотных специалистах, состояние общеобразовательной и профессиональной подготовки чинов полиции в данный период продолжало оставаться низким. Одной из причин являлось отсутствие полноценного государственного финансирования [1]. Не лучше обстояло дело и с образовательным цензом лиц, поступающих на службу в полицию. Большинство низших полицейских чинов не имели даже начального образования. С 1 ноября 1894 г. по 1 августа 1895 г. из «1609 человек, поступивших на службу в полицию, высшее образование имели 17 %, среднее - 10,32 %, низшее - 72,68 %» [2]. Справедливости ради, надо отметить, что «ряд полицейских офицеров, перешедших с воинской службы в полицию, благодаря изучению юридических дисциплин в кадетских корпусах и военных училищах, обладали достаточно высокими общеобразовательными знаниями»[3]. По словам современников, Военно-юридическое училище и Александровская военно-юридическая академия давали «больше познаний, нежели юридические факультеты с их небрежным прохождением курса» [4]. Однако, это не могло компенсировать отсутствие специальной полицейской подготовки у чинов полиции и практических навыков.
Необходимость улучшения профессионально-правовой подготовки полиции в конце XIX - начале XX вв. обуславливалось, как общим ростом преступности, так и изменениями в социальном составе преступников, среди которых все чаще встречались «люди образованные, даже с университетским образованием, умевшие более тонко и изощренно совершать преступления и заметать их следы» [5]. Темпы роста преступности и серьёзные недостатки в организации полицейской службы, отчётливо проявились в годы первой русской революции. «С.-Петербургские ведомости», комментируя серьёзные потери полиции, писали: «Рассматривая внимательно причины недавних поражений полиции, мы увидели, что они происходят главным образом, от неподготовленности к серьёзной полицейской службе, как старших чинов..., так и младших, исполнявших приказания» [6]. Было отмечено, что «на качество полиции влияет отрицательным образом незначительное число имеющихся школ для низших полицейских агентов (урядников, околоточных и т. п.) и полное отсутствие таких курсов или учебных заведений, ко-
торые служили бы для выработки сведущих технически и практически с полицейским делом чинов и создавали бы надежные основные кадры полиции» [7].
В этой связи Министерство внутренних дел обратило пристальное внимание на существующие учреждения подготовки полицейских кадров. Был поднят вопрос о профессиональном уровне руководителей полицейских подразделений, так как они вели занятия на курсах, в школах и должны были непосредственно обучать своих подчиненных. Указывалось, что это единственное средство формирования корпуса компетентных руководителей полицейских органов и средство преодоления протекционизма и волюнтаризма при их назначении и продвижении по службе [8].
Руководство Министерства внутренних дел обращало внимание и на профессиональную подготовку нижних чинов полиции. В «Букваре современного городового» говорилось, что «обязанность всякого полицейского должна состоять в приобретении знаний, благодаря которым он только и может принести пользу и продвинуться вперед по службе» [9]. В С.-Петербурге с городовыми и околоточными надзирателями участковых управлений два раза в неделю проводились занятия по служебной подготовке. Занятия с городовыми проводил старший помощник пристава, с околоточными надзирателями - пристав. Во время занятий им разъяснялись инструкции, распоряжения и постановления. В ходе занятий нижним чинам старались привить такие качества как вежливость, сдержанность, твердость в своих действиях и правдивость в служебных докладах [10]. С личным составом полицейских рот занятия проводились шесть раз в неделю. Для этих занятий специально составлялся и утверждался полицмейстером отделения перечень предметов, таких как «самооборона; подача первоначальной помощи в несчастных случаях; грамотность (чтение и письмо); теоретическое изучение службы городового, приказы градоначальника, список начальствующих лиц; фехтование и действие холодным оружием; устройство, обращение и действие огнестрельного оружия» [11].
Губернские полицейские управления также испытывали потребность в подготовке различных видов полицейских сил, которую могли удовлетворить специальные полицейские школы. На местах, как правило, по инициативе губернатора и уездного полицейского начальства и с одобрения Министерства внутренних дел, стали создаваться разнообразные школы для обучения полицейских чинов. Особое распространение получили школы для полицейских урядников и стражников. К 1911 г. школы для подготовки урядников действовали в четырнадцати губерниях. В зависимости от объема учебной программы и степени общеобразовательного уровня слушателей курс обучения в различных школах продолжался от 1,5 до 6 месяцев. Программой обучения была составлена товарищем Санкт-Петербургского прокурора О. Г. Фрейнатом. Она предусматривала изучение общих сведений о законодательстве, о производстве дознания, предоставляла сведения о наиболее важных и часто совершаемых преступлениях. [12].
В некоторых школах завершающая часть обучения имела несколько этапов, что повышало качество профессиональной подготовки. Так, в Воронежской школе урядников по окончании учебного цикла проводились комплексные
учения по захвату предполагаемой шайки грабителей. Затем проводился строевой смотр и экзамены. Важность роли специальных учебных заведений в деле подготовки высокопрофессиональных кадров урядников была обозначена в циркуляре министра внутренних дел по Департаменту полиции за № 14532 от 7 мая 1913 г., в котором указывалось на необходимость учреждения по всей империи подобного рода полицейских школ [13].
В 1913 г. Министерство внутренних дел утвердило единую программу для школ и курсов полицейских урядников. Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Специальная часть программы была отведена под изучение сыскного дела, так как в сельской местности оперативно-розыскной деятельностью занимались именно урядники. В связи с учреждением уездной конно-полицейской стражи в 1903 г. стали открываться школы полицейской стражи. Серьезное внимание уделялось профессиональной подготовке и других категорий полицейских чиновников. В частности, 4 марта 1911 г. в Брест-Литовске при городском полицейском управлении была открыта школа городовых, 2 января 1912 г. подобная школа была открыта в Екатеринославе. Также в Екатеринославле существовали курсы околоточных надзирателей с 6 месячной программой обучения. Школа околоточных надзирателей была организована в Ростове-на-Дону при городском полицейском управлении. Курс данного учебного заведения был рассчитан на три месяца и подготовлен с учетом местных условий жизни.
Тем не менее, существовавшие полицейские школы не удовлетворяли полностью потребность в грамотных специалистах. В связи с этим стали учреждаться специальные курсы. Они состояли в ведении Министерства внутренних дел, а организовывались, как правило, при школах полиции и резервах, при губернских правлениях и градоначальствах. Срок обучения на курсах был непродолжительным. Группы слушателей набирались немногочисленные, а учеба совмещалась со служебной деятельностью. Такая постановка учебного процесса требовала гораздо меньше материальных средств, позволяла охватить специальным образованием значительно больше классных и нижних чинов, расширить спектр профессиональной подготовки по различным видам полицейской деятельности.
Таким образом, процесс профессиональной подготовки кадров полиции в конце XIX - начале ХХ вв. претерпел значительные изменения. Это было связано с тем, что полиция стала комплектоваться на основе принципа вольного найма, и у руководства появилась возможность отбора для службы в полицию лиц, наиболее отвечавших конкретным условиям вакантной должности. Была увеличена сеть учебных заведений, утверждены программы обучения.
Литература.
1. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец XIX- начало XXвв.). М., 1984. С. 68.
2. Кольцова М.В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г. (историко-правовое исследование). Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 75.
3. Кольцова М.В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г. (историко-правовое исследование). Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 76.
4. Месснер Е., Вакар С. и др. Российские офицеры. М., 1995. С. 11.
5. Вестник полиции. 1910. № 13. С.337.
6. С.-Петербургские ведомости. 1907. 6января.
7. Журнал Высочайше учрежденного Особого совещания по пересмотру установленного для охраны государственного порядка исключительного законоположения. СПб., 1906. С.17.
8. Вестник полиции. 1910. № 3. С.79.
9. Букварь современного городового. Варшава, 1915. С.11.
10. Ведомости с.- петербургского градоначальства. 1909. № 255. 1 декабря.
11. Кольцова М.В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г. (историко-правовое исследование). Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 105.
12. Волков Н.Т. Подробные правила поступления (лиц всех сословий), программы испытаний, инструкции и другие сведения для самоподготовки на все городские и уездные полицейские должности. СПб., 1912. С.92-98.
13. Вестник полиции. 1915. № 30. С.950.
Literature.
1. The organization and activities of criminal investigation in pre-revolutionary Russia (the end of XIX - the beginning of the 20th centuries). M, 1984. Page 68.
2. Koltsova M. V. Professional training of a police personnel of the Russian Empire during the period from 1907 to February, 1917 (a historical and legal research). Дисс. ... edging. юрид. sciences. M, 2005. Page 75.
3. Koltsova M. V. Professional training of a police personnel of the Russian Empire during the period from 1907 to February, 1917 (a historical and legal research). Дисс. ... edging. юрид. sciences. M, 2005. Page 76.
4. Messner E., Waqar S., etc. Russian officers. M, 1995. Page 11.
5. Bulletin of police. 1910. No. 13. Page 337.
6. Page - the St. Petersburg sheets. 1907. January 6.
7. The magazine Is most royal the founded Special meeting on review of the state order of exclusive legislative provision established for protection. SPb., 1906. Page 17.
8. Bulletin of police. 1910. No. 3. Page 79.
9. Abc-book of the modern policeman. Warsaw, 1915. Page 11.
10. Sheets of page - the St. Petersburg gradonachalstvo. 1909. No. 255. December 1.
11. Koltsova M. V. Professional training of a police personnel of the Russian Empire during the period from 1907 to February, 1917 (a historical and legal research). ffucc. ... edging. wpuâ. sciences. M, 2005. Page 105.
12. N. T wolves. Detailed rules of receipt (persons of all estates), programs of testing, instructions and other data for self-preparation to all city and district police positions. SPb, 1912. Page 92-98.
13. Bulletin of police. 1915. No. 30. Page 950.