Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка чинов полицейской стражи Таврической губернии в начале ХХ в'

Профессиональная подготовка чинов полицейской стражи Таврической губернии в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНИЯ / СТАН / СТАНОВОЙ ПРИСТАВ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROVINCE / CAMP / POLICE OFFICER / DISTRICT POLICE OFFICER / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прохоров Владимир Владимирович

В работе рассмотрена профессиональная подготовка чинов полицейской стражи Таврической губернии в начале XX века. Показан начальный этап ее становления. Освещены основные направления подготовки полиции и проблемы в организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE OFFICIALS OF THE POLICE GUARD OF THE TAURIC PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The paper reviewed the training of officials of the police guards of the Tauride province at the beginning of the 20th century. The initial stage of its formation is shown. Covers the main directions of police training and problems in the organization of the educational process

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка чинов полицейской стражи Таврической губернии в начале ХХ в»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019

УДК 94 (470)

Прохоров Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь v.v.prochorov@gmail .com

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЧИНОВ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.

Аннотация. В работе рассмотрена профессиональная подготовка чинов полицейской стражи Таврической губернии в начале XX века. Показан начальный этап ее становления. Освещены основные направления подготовки полиции и проблемы в организации учебного процесса.

Ключевые слова: губерния, стан, становой пристав, полицейский урядник, уездная полицейская стража, профессиональная подготовка.

Prokhorov Vladimir Vladimirovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol v.v.prochorov@gmail.com

PROFESSIONAL TRAINING OF THE OFFICIALS OF THE POLICE GUARD OF THE TAURIC PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Annotation. The paper reviewed the training of officials of the police guards of the Tauride province at the beginning of the 20th century. The initial stage of its formation is shown. Covers the main directions of police training and problems in the organization of the educational process.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019

Key words: province, camp, police officer, district police officer, vocational training.

Актуальность данной статьи обусловлена потребностью фундаментальной разработки исторических аспектов дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Одной из сторон изучения данной проблематики является объективное освещение процесса подготовки чинов полицейской стражи Таврической губернии начала ХХ в.

С 60-х - 80-х гг. XIX в. профессиональной подготовке полицейских кадров в России стало уделяться особое внимание. Одним из первых шагов в этой области явилось создание специализированных ведомственных учебных заведений - полицейских резервов, в которых осуществлялась первоначальная подготовка полицейских чинов. Впервые полицейский резерв был основан в 1867 г. в Санкт-Петербурге. В стенах школы резерва петербургской полиции проходили обучение городовые и околоточные надзиратели наружной полиции, городовые речной полиции, полицейские классные чины. Срок обучения в школе составлял от двух недель до одного месяца. Со временем подобные школы стали создаваться и в других крупных городах страны [1].

Кроме столичных, большое внимание уделялось профессиональной подготовке и других категорий полицейских. Наиболее значимой оказалась деятельность школ по подготовке чинов территориальных органов полиции. Летом 1878 г. в России, для усиления уездной полиции, вводится новая должность - полицейский урядник [2]. Урядник, являясь помощником станового пристава, «надзирал за действиями» нижних чинов уездной полиции - сотских и десятских - крестьян, избиравшимися для несения полицейской повинности в своем населенном пункте, территориально входившем в стан или участок, на какие разбивался уезд. Непосредственная близость к населению и значительный объем полицейских функций по охране общественного порядка, по предотвращению и пресечению правонарушений и преступлений,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 проведению дознаний по уголовным делам обуславливал достаточно высокие требования к уровню общей и профессиональной подготовки полицейских урядников. Подготовка полицейских урядников, выполнявших много задач, не могла ограничиться индивидуальными занятиями со становыми приставами, избиравшимися или назначавшимися, из дворян, имевших как правило, опыт службы и определенный уровень образования [3]. Стремясь решить проблему общеобразовательной и профессиональной подготовки полицейских чинов, Департамент полиции, почти повсеместно открывает губернские школы урядников. В 1870-х - 1880-х гг. школы урядников открываются в Перми, Курске, Твери. К концу 1880-х гг. их насчитывалось около тридцати [4].

Важной мерой по расширению и укреплению низового полицейского аппарата в стране явилось учреждение, по решению Государственного Совета от 5 мая 1903 г., в 46 губерниях Европейской России полицейской стражи. Полицейская стража, состоявшая из урядников и стражников, создавалась «для охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции». Главной задачей полицейской стражи являлось пресечение антиправительственных выступлений местного значения, с тем, чтобы не отвлекать основные силы армии и полиции. Урядники и стражники были конными и пешими.

Личный состав стражи комплектовался преимущественно из отставных и уволенных в запас нижних воинских чинов, который распределялся по полицейским станам и находился в подчинении у станового пристава. Ему же вменялось в обязанность заниматься и их профессиональной подготовкой.

На службу в уездную полицейскую стражу принимались русские подданные, достигшие двадцати пяти лет и обладающие здоровым телосложением. Кроме того, от поступающих на службу требовалось: а) для урядников - умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и с обязанностями полиции по преследованию преступлений и б) для стражников - умение читать и писать и общее достаточное развитие.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019

В Таврической губернии комплектование чинов уездной стражи начинается осенью 1905 г. В каждой волости губернии вводились должность одного урядника и нескольких стражников из расчета - один полицейский на 2,5 тыс. жителей. Чины полицейской стражи организационно сводились в отдельные отряды и носили форменную одежду установленного образца. Урядники, за счет государства, вооружались шашками и револьверами, а стражники - шашками. Стражникам предоставлялось право, сверх штатного вооружения, иметь собственные револьверы [5].

В период первой русской революции, комплектование личного состава полицейской стражи в Крыму, проводилось ускоренными темпами, что не могло не сказаться на качественном составе формируемых подразделений. На полицейские управления губернии в тот период ложилась ответственная задача не только по качественному подбору и расстановке личного состава стражи, но и по его профессиональной подготовке, по-прежнему осуществляемой становыми приставами [6].

События 1905-1907 гг., выявили ряд слабых мест в обучении полицейских чинов. В феврале 1906 г. заведование строевой частью полицейской стражи передается чинам Отдельного корпуса жандармов. Начальникам губернских жандармских управлений присваивалось звание губернских инспекторов полицейской стражи. На них возлагались строевое обучение, обучение конных чинов верховой езде, обучение владению оружием

[7].

Годы революционных событий показали, что проводимых мероприятий по обучению стражников недостаточно. Становые приставы регулярно жаловались на то, что не имеют времени и возможности эффективно заниматься профессиональной подготовкой стражников, не отрывая их от службы.

Усиливая подготовку стражников, Таврический губернатор при поддержке МВД, организовывал на местах краткосрочные курсы по подготовке личного состава полицейской стражи как оперативного резерва уездных

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 полицейских управлений. Учебные программы на курсах готовились самостоятельно с учетом особенностей и уровня подготовки обучаемых.

Подразделения полицейской стражи Таврической губернии комплектовались до 1908 г. После завершения организационной работы количество чинов, конной и пешей стражи по уездам губернии распределялось следующим образом: Бердянский уезд - 146 чел.; Днепровский уезд - 74 чел.; Мелитопольский уезд - 207 чел.; Перекопский уезд - 26 чел.; Евпаторийский уезд - 32 чел.; Симферопольский уезд - 82 чел.; Ялтинский уезд - 35 чел. и Феодосийский - 43 чел. [8].

С января 1909 г. в Евпаторийском, Симферопольском, Ялтинском, Феодосийском и др. отрядах полицейской стажи губернии начинаются занятия по профессиональной подготовке. Весьма обширные и разнообразные программы обучения полицейских предусматривали изучение основных нормативно-правовых актов, регулировавших полицейскую службу, а также овладение рядом практических навыков. При этом на изучение нормативно -правовых актов выделялось около 20 % учебного времени, а на строевую, огневую и кавалерийскую подготовку порядка 80 %.

На проводимых занятиях полицейские изучали требования: Устава внутренней службы; Дисциплинарного устава; Устава гарнизонной службы.

В рамках внутренней службы стражники изучали права и обязанности должностных лиц, порядок смены и передачи поста, обязанности дневальных в расположениях и на конюшне и многое др. Дисциплинарный устав требовал от полицейского знания понятия дисциплины, проступка и преступления, мер дисциплинарного поощрения и взыскания, степени власти начальников. Гарнизонная служба обучаемым преподавалась гораздо шире. Ими изучались положения о полицейских стражниках, караульных, конвоирах. От конвоиров требовалось знание устава службы по охране тюрьмы и сопровождению арестованных, обязанностей по пресечению и предупреждению преступлений, правил содержания арестованных и многое др. Кроме уставов и инструкций на занятиях изучались обязанности стражников по охране личной и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019

имущественной безопасности, по охране порядка и общественного спокойствия, по надзору за торговлей спиртными напитками, соблюдению правил охоты и т.д.

Много времени на занятиях отводилось изучению слушателями материальной части оружия, строевым приемам с оружием, стрельбе не только из револьвера, но и из винтовки, владение шашкой. Вместе с этим, стражники занимались строевой и кавалерийской подготовкой. В обучении превалировал практический аспект.

Утро стражника начиналось в семь часов - чисткой лошадей. Далее проводились занятия по профессиональной подготовке, а с восемнадцати часов вновь ухаживание за лошадьми. Программа обучения большое внимание уделяла кавалерийской подготовке стражника. Тщательно отрабатывались движение верхом на лошади: шагом, рысью, галопом. Отрабатывались также повороты и круги.

Занятия по строевой подготовке предусматривали: построение и выравнивание колон, шеренг и взводов, смыкание и размыкание шеренги и взвода, расчет шеренг и отделений, перестроение строя. Движение на плацу шеренги и взвода производили во всех направлениях: прямо, с переменой направления - кругом, захождением плечом, движение фронтом. Отрабатывались строевой шаг и стойка, повороты, отдание чести, равнение. Строевые упражнения закреплялись на учениях в составе взвода, полусотни, сотни.

На занятиях по огневой подготовке отрабатывались: стойка и движение с винтовкой и шашкой, ружейные и шашечные приемы. Шашкой стражники рубили как пешими, так и на конях. Изучались тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, правила хранения и сбережения боеприпасов. Проводилась разборка и сборка револьвера и винтовки, их чистка, смазка и снаряжение. Стражник обязан был знать название и назначение частей и механизмов оружия, пристрелять оружие, уметь выявлять причины неверности выстрелов, способов их устранения. Огонь вели как

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019

одиночно, так и залпом, Изготовка, прицеливание и производство выстрела велись во всех положениях: из-за укрытия, насыпи, забора, траншеи.

Не смотря на отсутствие единого расписания, каждую субботу, единообразно во всех подразделениях стражи проводилась чистка оружия и уборка служебных и жилых помещений. В воскресные дни, а также в многочисленные религиозные праздники профессиональная подготовка стражников не велась.

Особое внимание в подготовке полицейской стражи уделялось практической составляющей. Чины полицейской стажи проходили практику в полицейских управлениях уездного уровня. Так, на изучения организации караульной службы в арестных домах отводилось 15 занятий. Кроме этого на практике стражники широко привлекались к охране общественного порядка, следственным и оперативно-розыскным мероприятиям, тушению лесных пожаров.

В течение зимы-осени 1909 г., в порядка тридцати отрядах полицейской стажи Таврической губернии, преподаватели провели 42 занятия по строевой подготовке, 29 занятий по огневой подготовке, 30 занятий по кавалерийской подготовке, 24 занятия по изучению нормативно-правовых актов и 10 занятий по владению шашкой.

Благодаря проводимым мероприятиям уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки полицейских заметно повысился. Однако в целом он оставлял желать лучшего - большинство чинов полицейской стражи оставались малограмотными. Данное обстоятельство привело к тому, что в 1911 г. в Симферополе открывается одно из первых ведомственных учебных заведений губернии - школа полицейских стражников, где обучались полицейские всей губернии [9].

С началом Первой мировой войны и нарастанием социально-экономических трудностей деятельность большинства школ и курсов по подготовке полицейских была свернута. Тяжелый период мировой войны, политической нестабильности и двух революций, а также годы гражданской

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 войны привели к полной потере педагогических кадров и упадку в процессе подготовки сотрудников полиции [10].

Список источников:

1. Мулукаев Р.С. История отечественных органов внутренних дел: учеб. для вузов / Р.С. Мулукаев, А.Я. Малыгин, А.Е. Епифанов; под ред. Р.С. Мулукаева. М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания. 2005. С. 69.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (далее -ПСЗ). Т. LIII. № 58610. С. 398.

3. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов [и др.]. М.: Наука. 1995. С. 82.

4. «Устремленные в будущее...» Система подготовки кадров МВД России / сост. С.В. Богачев [и др.]; под рук. В.Л. Кубышко. М.: ДГСК МВД России. 2018. С. 9.

5. ПСЗ. Собрание 3-е. Т. XXIII. № 22906. С. 478.

6. Королев В.И. Административно-полицейские органы Таврической губернии (численность состав и размещение) / В.И. Королев // Вестник Университета внутренних дел. 1999. Вып. 7. С. 76.

7. Мулукаев Р.С. Указ. соч. С. 121.

8. История полиции Крыма: хрестоматия / сост.: Ю.В. Микитюк [и др.]; под общ. ред. С.А. Буткевича. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2018. С. 196.

9. Прохоров В.В. Крымский юридический - от командных курсов РКМ к институту МВД: этапы становления и развития (1921-2006 гг.) / В.В. Прохоров // Культура народов Причерноморья. 2006. № 86. С. 78.

10. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов [и др.]. Указ. соч. С. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.