Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / КВАДРОКОПТЕР / ДРОН / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / UNMANNED AERIAL VEHICLES / QUADROCOPTER / DRONE / REGULATORY AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичева Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы нормативного правового регулирования применения и использования систем беспилотных летательных аппаратов в России. Проанализированы статистические данные и зарубежный опыт по указанному вопросу. Сделаны выводы и даны предложения по совершенствованию нормативного регулирования применения и использования беспилотных летательных аппаратов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE USE AND USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLE SYSTEMS IN RUSSIA

This article discusses current issues of regulatory regulation of the use and use of unmanned aerial vehicle systems in Russia. Statistical data and foreign experience of this issue are analyzed. Conclusions are drawn and suggestions are made to improve the regulatory regulation of the use and use of unmanned aerial vehicles in Russia .

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИИ»

А. С. Фомичева

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИИ

CURRENT ISSUES OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE USE AND USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLE

SYSTEMS IN RUSSIA

В статье рассмотрены актуальные вопросы нормативного правового регулирования применения и использования систем беспилотных летательных аппаратов в России. Проанализированы статистические данные и зарубежный опыт по указанному вопросу. Сделаны выводы и даны предложения по совершенствованию нормативного регулирования применения и использования беспилотных летательных аппаратов в России.

This article discusses current issues of regulatory regulation of the use and use of unmanned aerial vehicle systems in Russia. Statistical data and foreign experience of this issue are analyzed. Conclusions are drawn and suggestions are made to improve the regulatory regulation of the use and use of unmanned aerial vehicles in Russia.

На современном этапе развития общества явно выражен повышенный интерес граждан, а также ведомственных и иных организаций к системам с беспилотными летательными аппаратами (далее — БЛА). Квадрокоптер, как высокотехнологичное устройство, осуществляющее полеты на различные расстояния и способное выполнять различные связанные с полетами задачи, является широким полем для научных исследований. Применение таких летательных аппаратов может быть самым разнообразным, однако оно должно быть обоснованным и законодательно урегулированным.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного про-

странства Российской Федерации» содержится определение БЛА: «беспилотный летательный аппарат — летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления» [4].

В ходе изучения указанного вопроса нами были рассмотрены труды российских и зарубежных ученых в области БЛА, которые в свою очередь также дают определения и классификацию БЛА (в зарубежной литературе — дронов). Так, в одном из определений дрона, которое было дано зарубежными учеными, входящими в состав международной организации гражданской авиации, «дрон представляет собой воздушное судно без пилота, которое выполняет полет без

командира воздушного судна на борту и (либо) полностью дистанционно управляется из другого места с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса, либо запрограммировано и полностью автономно». Кроме того, необходимо отметить, что БЛА достаточно трудно дать однозначную классификацию, и связано это с тем, что они имеют очень разные характеристики, такое разнообразие происходит из-за обилия конфигураций и компонентов. Так, основываясь на изученном материале российских ученых, условно БЛА можно классифицировать:

- по способу управления (дистанционно пилотируемые и автоматические);

- по типу управления (вращающегося крыла, фиксируемого крыла);

- по размеру и массе (микро и мини, тактические, стратегические и специального назначения);

- по применению (транспортировка, аэрофотосъемка, обеспечение безопасности, военная сфера).

Кроме того, следует отметить, что беспилот-ники уже длительное время оказывают влияние на жизнь человечества. Изначально БЛА предназначались для разведывательной деятельности. Но сегодня, с развитием инновационных технологий, беспилотники стали доступными для «обычных» граждан. Квадрокоптеры используются в повседневной жизни. В ходе такого использования граждане при помощи БЛА могут осуществлять фото- и видеосъемку, доставку небольших грузов и использовать их просто для развлечения.

Пожарные используют беспилотники при тушении пожаров, нефтеразведчики — для сканирования земли в поисках нефти. Полиция начала использовать беспилотные летательные аппараты для визуального наблюдения. Кроме того, использование квадрокоптеров позволяет достаточно быстро выявлять и пресекать нарушения, связанные с общественным порядком и общественной безопасностью, которые закреплены в главе 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ).

Борьба с правонарушениями и преступностью, защита от террористических угроз на современном этапе требуют комплексного подхода, разработки высокотехнологичных устройств, которые позволят достаточно эффективно предотвращать данные явления.

В ХХ! в. практически все современные цивилизации перешли на новый, более высокий этап своего развития, именуемый как «глобальное информационное общество», отличительной особенностью которого стало выдвижение на первое место информации, информационных и телекоммуникационных технологий как специ-

фического предмета и способа человеческой деятельности. Сегодня обладание информацией и высокими технологиями — это залог успеха и конкурентных позиций любого государства на международной арене. Противодействие правонарушениям и преступлениям необходимо осуществлять на международном уровне, посредством принятия международных актов и внесения изменений в национальное законодательство государств. Все это будет влиять на координацию действий государств и способствовать быстрому реагированию на противоправные действия граждан.

В повседневной деятельности органов внутренних дел беспилотные летательные аппараты осуществляют мониторинг, сбор и закрепление информации о состоянии железных дорог, морских участков, прилегающих участков местности. Беспилотные летательные аппараты позволяют эффективно реагировать при проведении массовых мероприятий, проводить воздушную разведку в целях оперативно-розыскной деятельности, своевременно пресекать факты хищения грузов и иных материальных средств.

Эффективной разработкой на сегодняшний день являются аэромобильные подразделения в системе МВД России. БЛА в критической ситуации могут действовать безопаснее и результативнее, чем люди. БЛА могут быть использованы для пограничного контроля, обзора очагов пожара, оповещения личного состава, преследования правонарушителей и так далее. Следует сказать о том, что рынок беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации растет. Инновационные технологии входят обиход и являются неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности.

Также стоит отметить, что территориальные органы МВД России могут применять БЛА в различных направлениях деятельности:

- выявление преступлений и административных правонарушений;

- фото- и видеосъемка;

- обеспечение связи;

- управление наземными нарядами полиции.

Кроме того, БЛА помогают сотрудникам

ГИБДД в их повседневной деятельности. Данный аппарат служит для фиксации нарушения ПДД, а также помогает при расследовании ДТП. Сегодня в развитых регионах страны ГИБДД активно начинают использовать квадрокоптеры.

Приведем пример из практики ГИБДД Ставропольского края. В 2016 году сотрудники дорожной инспекции запустили БЛА, который фиксирует номерные знаки автомобилей, совершающих нарушения правил дорожного движения.

Наряду со всем вышеизложенным по-прежнему одной из важнейших тем на сегодняшний день остается нормативное регулирование применения и использования БЛА. С учетом того, что в мире появился новый вид транспорта, совершенно очевидно, что принципиально новым вызовом для законодателей стала разработка норм, предусматривающих меры ответственности за его использование. Главные вопросы, волнующие граждан и должностных лиц, где и как регистрировать БЛА, кто может пользоваться данными устройствами и какая ответственность грозит за нарушение правил их использования.

Правовые основы использования воздушного пространства РФ и общий порядок выполнения полетов устанавливаются определенными нормативными правовыми актами, в первую очередь Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ. С момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов» в нем появились нормы, которые регламентируют деятельность БЛА [3].

Стоит отметить, что законодатель ограничивает круг субъектов, которые могут относиться к бес-пилотникам, и вводит их государственную регистрацию (п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ) [2].

Действительно, БЛА имеют достаточно много преимуществ, но, несмотря на это, применение данных устройств опасно для человека. Отметим возможные негативные последствия использования квадрокоптеров в повседневной жизни: а) причинение вреда человеку путем столкновения; б) опасность столкновения с самолетом или вертолетом; в) транспортировка запрещенных веществ и контрабанда; г) шпионаж за военными или секретными охраняемыми объектами; д) получение личных данных с целью их распространения.

Следует отметить, что, изучая статистические данные об использовании БЛА, можно сделать вывод о том, что за последние годы число нарушений и число несчастных случаев с использованием БЛА выросло вдвое. Особенно это касается случаев, когда БЛА были применены гражданами для развлечения. Во всех таких случаях привлечь лицо к ответственности достаточно затруднительно, ввиду того что до сих пор не существует норм права, которые бы предусматривали юридиче-скую ответственность за несанкционированное использование БЛА. Применение и использование БЛА регулируется подзаконными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Например, в Москве с 2016 года

приказом Министерства транспорта был введен запрет использования любых видов БЛА в пределах МКАД. Еще одним доказательством того, что необходим единый закон, регулирующий использование и применение любых видов БЛА, являются неоднократные случаи в Иркутской области, где беспилотники блогеров и СМИ, работающие в зоне чрезвычайной ситуации, активно мешают работать авиации МЧС в связи с опасным сближением воздушных судов с их БЛА.

Приведем некоторые примеры, когда БЛА создавали угрозу жизни и здоровью граждан на земле и воздушным суднам:

• Январь 2017 года, г. Екатеринбург. В торговом центре проходила акция: бесплатные подарки посетителям разносил дрон. Вследствие непредусмотрительности и неопытности организаторов дрон налетел на девушку и причинил ей вред здоровью в виде глубоких порезов на правой руке.

• Июль 2016 года, г. Муром. Квадрокоптер, который снимал соревнования по мотокроссу, потерял управление из-за технической неполадки, упал на голову человека. Прибывшие на место происшествия врачи зафиксировали у пострадавшего порезы и ушибы.

Из зарубежного отрицательного опыта применения БЛА можно отметить такие случаи:

• Триатлонисту Райджа Огдену не удалось закончить мультиспортивную гонку на соревнованиях в Австралии. Причиной стал запущенный зрителями беспилотник, который врезался в спортсмена.

• 22 марта 2018 года. Работу аэропорта Франкфурта остановили из-за появившихся на радарах двух неопознанных беспилотников, чьи полеты могли привести к авиакатастрофам.

Важно отметить, что Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает административной ответственности за нарушение правил использования именно БЛА. Лишь ч. 2 ст. 11.4 предусматривает штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на использование воздушного пространства.

Приведем примеры применения судебной практики по ч. 2 ст. 11.4 КОАП РФ:

- от 14.04.2019. В России продолжают штрафовать пользователей БЛА, которые пытаются запускать свои аппараты без плана полета и соответствующего решения. Очередной такой случай произошел в Перми. Штраф типичный для таких случаев — 3000 рублей. Решение о штрафе вынесла Пермская транспортная прокуратура со ссылкой на ч. 2 ст.11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства

лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства);

- от 11.04.2019. В Орловскую колонию пытались закинуть с квадрокоптера 13 телефонов. Груз предназначался для осужденных, отбывающих наказание в ИК-5 в поселке Нарышкино. Как сообщила пресс-служба УФСИН РФ по Орловской области, удалось задержать и оператора, управлявшего беспилотником. Ему грозит административная ответственность;

- от 24.12.2018. Красноярское управление Государственного авиационного надзора оштрафовало на 3 тысячи рублей жителя Томска за запуск квадрокоптера над поселком Диксон на Таймыре. Причина штрафа — турист не предоставил чиновникам план полета квадрокоптера, не получил разрешения на полет. Размер штрафа для частных лиц — 5000 рублей.

На базе анализа данных о несчастных случаях при использовании БЛА был издан Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» [3], который вводит в Воздушный кодекс РФ от

19.03.1997 №-60 ФЗ (ст. 33, ч. 3, п. 2) новое правило об обязанности владельца БЛА весом от 0,25 кг до 30 кг зарегистрировать летающее устройство, то есть приобрести лицензию для управления БЛА. Кроме того, перед проведением полетов БЛА необходимо получать соответствующее разрешение и составлять план проведения полетов. При получении такого разрешения также указывается и оборудование, установленное на квадрокоптер (средства видеофиксации, тепловизоры, WiFi усилители).

Немаловажным является то, что квадрокопте-ры работают в своем диапазоне частот. Частоты создают помехи для диапазонов режима полета. Правила гласят, что нельзя летать над людьми во избежание несчастных случаев при падении дрона.

Кроме того, необходимо отметить, что 03.02.2020 были внесены поправки в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Строго запрещены полеты в местах, где находятся аэропорты, аэродромы, охраняемые зоны, режимные объекты, и на высоте свыше 150 метров.

Перечень режимных объектов содержится в ч. 2 раздела первого Указа Президента России от

24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» [5].

К ним относятся:

1) военные объекты;

2) специальные объекты;

3) воинские части;

4) предприятия;

5) организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности.

На вышеуказанных объектах использование квадрокоптеров строго запрещено, так как они

имеют стратегическое назначение и проникновение на данные территории влечет утрату секретной информации. Современные квадрокоптеры практически все оснащены камерами видеонаблюдения, а на данных объектах использование сотовых телефонов, планшетов, видеокамер запрещено.

На сегодняшний день очевидно, что БЛА получили большое признание как у граждан, так и у государственных организаций. В деятельности различных структур и подразделений МВД России, а именно по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, использование БЛА в значительной мере повысило эффективность предупреждения и пресечения правонарушений, а также установление фактов их совершения.

Проанализировав имеющиеся нормативные документы, можно сделать некоторые выводы о том, что разрешено, а что запрещено на данный момент. Разрешено летать на высотах не более 150 метров; не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг. Однако регистрировать авиамодель с взлетной массой от 250 грамм до 30 кг все так же нужно. Запрещено летать в диспетчерских зонах, вблизи аэропортов и диспетчерских зон, в охранных зонах, кроме того, нельзя летать над местами массовых мероприятий (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия). Также следует отметить, что при возникновении столкновений с любыми воздушными суднами в воздухе, а также при столкновении с возможными препятствиями на земле вся ответственность возлагается на пилота, который управляет БЛА.

Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы и правоохранительные органы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан. Считаем необходимым принять нормативные правовые акты, в том числе и ведомственного характера, совершенствующие регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющие полномочия правоохранительных органов в данном вопросе.

Так, необходимо полиции предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территорией», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими». Считаем целесообразным внести данные полномочия в Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», а именно в статью 13 «Права полиции».

Кроме того, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов необходимо подвергнуть учету, а о планируемом полете, его месте и времени уведомлять соответствующие органы. Также должно быть урегулировано, что человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это должен быть предусмотрен административный штраф, так как подобные действия граждан с точки зрения нового состава административного правонарушения являются нарушением воздушного пространства.

Таким образом, совершенно очевидна необходимость принятия отдельного нормативного правового акта о БЛА, который будет регламентировать все действия, связанные с квадрокоптерами.

Во-первых, четко определить круг лиц, которым разрешено управлять БЛА. Например: исключить управление БЛА несовершеннолетними в возрасте до 16 лет; лицами в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного опьянения. Также можно создать обязательные к прохождению курсы с выдачей специального удостоверения о разрешении управления БЛА. Во-вторых, создать специальные площадки для подготовки специалистов, которые управляют беспилотниками, и площадки для использования квадрокоптеров в качестве развлечения. В-третьих, внести перечень мест, где использование БЛА будет категорически запрещено, например: запрещено использование БЛА над режимными, режимно-секретными объектами, в местах рядом с аэропортами, аэродромами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — М. : Проспект, 2020. — 688 с.

2. Воздушный Кодекс Российской Федерации. — М. : Моркнига, 2020. — 48 с.

3. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов : федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ // СЗ РФ. — 1997. — № 29. — Ст. 4380.

4. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 03.03.2020 № 74) // СЗ РФ. — 2018. — № 25. — Ст. 3695.

5. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне : указ Президента РФ от 24.01.1998 № 61 // СЗ РФ. —1995. — № 49. — Ст. 4775.

REFERENCES

1. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah. — M. : Prospekt, 2020.

— 688 s.

2. Vozdushnyiy Kodeks Rossiyskoy Federatsii.

— M. : Morkniga, 2020. — 48 s.

3. O vnesenii izmeneniy v Vozdushnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii v chasti ispolzovaniya bespi-lotnyih vozdushnyih sudov : federalnyiy zakon ot 30.12.2015 # 462-FZ // SZ RF. — 1997. — # 29. — St. 4380.

4. Ob utverzhdenii Federalnyih pravil ispol-zovaniya vozdushnogo prostranstva Rossiyskoy Federatsii : postanovlenie Pravitelstva RF ot 11.03.2010 # 138 (red. ot 03.03.2020 # 74) // SZ RF. — 2018. — # 25. — St. 3695.

5. O perechne svedeniy, otnesennyih k gosudar-stvennoy tayne : ukaz Prezidenta RF ot 24.01.1998 # 61 // SZ RF. —1995. — # 49. — St. 4775.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Фомичева Анастасия Сергеевна. Преподаватель кафедры административного права. Воронежский институт МВД России. E-mail: ms.nastasya886@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8-900-946-19-88.

Fomicheva Anastasia Sergeevna. Lecturer of the chair of Administrative Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ms.nastasya886@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-900-946-19-88.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты; квадрокоптер; дрон; нормативно-правовое регулирование.

Key words: unmanned aerial vehicles; quadrocopter; drone; regulatory and legal regulation.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.