Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ДРОН / БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / PENAL SYSTEM / UNMANNED AERIAL VEHICLES / UNMANNED AERIAL SYSTEMS / DRONE / PILOTLESS AERIAL VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королева Анна Николаевна

Беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы становятся частью повседневной жизни, в том числе в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В статье исследован исторический аспект появления беспилотных воздушных судов в России и зарубежных странах, необходимость, типовые задачи и особенности правового регулирования использования беспилотных воздушных судов в уголовно-исполнительной системе. Однако ряд вопросов до настоящего времени является предметом дискуссии и требуют правового регулирования. Современные технологии позволяют оснастить беспилотные воздушные суда различными приборами, придающими им дополнительные функциональные характеристики: приборами видео- и фотофиксации, тепловизором, громкоговорителем, оружием. В зарубежных странах сложилась разная практика регулирования: от разрешения использования беспилотных воздушных судов с оружием в правоохранительной деятельности и уголовно-исполнительной системе (США, Великобритания и др.) до протестов гражданского общества и требований законодательного запрещения использования беспилотных воздушных судов, способных причинить вред человеку. Не решены вопросы в части регулирования порядка сбора, обработки, передачи и хранения (в том числе длительности хранения) информации, полученной в ходе видео- и фотофиксации, включая передачу информации, содержащей персональные данные гражданина, в частности, его изображение. Обсуждается вопрос о соблюдении прав человека и гражданина, в том числе осужденного, при получении и использовании информации, полученной при помощи беспилотных воздушных судов в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Требуется внесение изменений в процессуальное законодательство в части регулирования использования данных, полученных при помощи беспилотных воздушных судов, как доказательств, а также в целом их юридическое значение в административном, уголовном, гражданском (арбитражном) процессе. Необходимо урегулирование вопросов ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые могут превысить полномочия с помощью использования беспилотных воздушных судов. В рамках Национальной технологической инициативы происходит активное развитие рынка АэроНет, поэтому беспилотные воздушные суда в деятельности уголовно-исполнительной системы могут стать частью этого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Королева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE PENAL SYSTEM

Unmanned aerial vehicles and unmanned aircraft systems are becoming part of everyday life, including in the activities of bodies and institutions of the penal system. The article examines the historical aspect of the appearance of unmanned aerial vehicles in Russia and foreign countries, the need, typical tasks and features of the legal regulation of the use of unmanned aerial vehicles in the penal system. However, a number of issues are still the subject of discussion and require legal regulation. Modern technologies make it possible to equip unmanned aerial vehicles with various functional characteristics, ranging from video and photo capture, the availability of a thermal imager, a loudspeaker, to weapons. In different countries, different regulatory practices have developed: from allowing unmanned aerial vehicles with weapons in law enforcement and the penal system (USA, UK, etc.) to civil society protests and the requirements of the legislative prohibition on the use of unmanned aircraft that can cause harm to humans. Unresolved issues regarding the regulation of the procedure for collecting, processing, transferring and storing (including the duration of storage) of information obtained during video and photo recording, including the transmission of information containing personal data of a citizen, including its image. The issue of observing the human rights of a citizen, including a convict, is discussed when receiving and using information received by unmanned aerial vehicles in the activities of bodies and institutions of the penal system. Amendments to the procedural legislation are required in terms of regulating the use of data obtained by unmanned aerial vehicles as evidence, as well as in general their legal significance in the administrative, criminal, civil (arbitration) process. It is necessary to resolve the issues of responsibility of employees of the penitentiary system, which may exceed their authority through the use of unmanned aerial vehicles. As part of the National Technological Initiative, the AeroNet market is actively developing, therefore unmanned aerial vehicles in the activities of the penitentiary system can become part of this market.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

DOI 10.37523/SUI.2020.39.3.004 УДК 343.9

Королева Анна Николаевна

кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльсьсая, д. 24в,

e-mail: [email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛМТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ*

Аннотация. Беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы становятся частью повседневной жизни, в том числе в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В статье исследован исторический аспект появления беспилотных воздушных судов в России и зарубежных странах, необходимость, типовые задачи и особенности правового регулирования использования беспилотных воздушных судов в уголовно-исполнитмьной системе.

Однако ряд вопросов до настоящего времени является предметом дискуссии и требуют правового регулирования. Современные технологии позволяют оснастить беспилотные воздушные суда различными приборами, придающими им дополнительные функциональные характеристики: приборами видео- и фотофиксации, тепловизором, громкоговорителем, оружием. В зарубежных странах сложилась разная практика регулирования: от разрешения использования беспилотных воздушных судов с оружием в правоохранительной деятельности и уголовно-исполнительной системе (США, Великобритания и др.) до протестов гражданского общества и требований законодательного запрещения использования беспилотных воздушных судов, способных причинить вред человеку.

Не решены вопросы в части регулирования порядка сбора, обработки, передачи и хранения (в том числе длительности хранения) информации, полученной в ходе видео- и фотофиксации, включая передачу информации, содержащей персональные данные гражданина, в частности, его изображение. Обсуждается вопрос о соблюдении прав человека и гражданина, в том числе осужденного, при получении и использовании информации, полученной при помощи беспилотных воздушных судов в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнитмьной системы.

Требуется внесение изменений в процессуальное законодательство в части регулирования использования данных, полученных при помощи беспилотных воздушных судов, как доказательств, а также в целом их юридическое значение в административном, уголовном, гражданском (арбитражном) процессе.

Необходимо урегулирование вопросов ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые могут превысить полномочия с помощью использования беспилотных воздушных судов.

В рамках Национальной технологической инициативы происходит активное развитие рынка АэроНет, поэтому беспилотные воздушные суда в деятельности уголовно-исполнительной системы могут стать частью этого рынка.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, беспилотное воздушное судно, беспилотные авиационные системы, дрон, беспилотный летательный аппарат.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

IN THE PENAL SYSTEM

Summary. Unmanned aerial vehicles and unmanned aircraft systems are becoming part of everyday life, including in the activities of bodies and institutions of the penal system. The article examines the historical aspect of the appearance of unmanned aerial vehicles in Russia and foreign countries, the need, typical tasks and features of the legal regulation of the use of unmanned aerial vehicles in the penal system.

However, a number of issues are still the subject of discussion and require legal regulation. Modern technologies make it possible to equip unmanned aerial vehicles with various functional characteristics, ranging from

© 2020 Королева A. H.

* Исследование выполнено прн финансовой поддержке РФФИ и Правительства Самарской области в рамках научного проекта № 18-411-630011 «Повышение эффективности стратегического планирования социально-экономического развития и совершенствования институтов финансового рынка Самарского региона и муниципалитетов в условиях цифровой экономики»

[The reported research was funded by Russian Foundation for Basic Research and the government of the region of the Russian Federation (Samara Region), grant № 18-411-630011 «Increasing the Efficiency of Strategic Planning of Social and Economic Development and Improving Financial Market Institutions of the Samara Region and Municipalities conditions of the digital economy].

Anna N. Koroleva

Candidate of Law, Associate Professor,

Senior Lecturer of the Department of professional disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

video and photo capture, the availability of a thermal imager, a loudspeaker, to weapons. In different countries, different regulatory practices have developed: from allowing unmanned aerial vehicles with weapons in law enforcement and the penal system (USA, UK, etc.) to civil society protests and the requirements of the legislative prohibition on the use of unmanned aircraft that can cause harm to humans.

Unresolved issues regarding the regulation of the procedure for collecting, processing, transferring and storing (including the duration of storage) of information obtained during video and photo recording, including the transmission of information containing personal data of a citizen, including its image. The issue of observing the human rights of a citizen, including a convict, is discussed when receiving and using information received by unmanned aerial vehicles in the activities of bodies and institutions of the penal system.

Amendments to the procedural legislation are required in terms of regulating the use of data obtained by unmanned aerial vehicles as evidence, as well as in general their legal significance in the administrative, criminal, civil (arbitration) process.

It is necessary to resolve the issues of responsibility of employees of the penitentiary system, which may exceed their authority through the use of unmanned aerial vehicles.

As part of the National Technological Initiative, the AeroNet market is actively developing, therefore unmanned aerial vehicles in the activities of the penitentiary system can become part of this market.

Keywords: the penal system, unmanned aerial vehicles, unmanned aerial systems, drone, pilotless aerial vehicle.

Беспилотные летальные аппараты и беспилотные авиационные системы стали частью повседневной жизни и используются в различных сферах как профессиональной деятельности, включая правоохранительную, поисково-спасательную, пограничную, разведывательную и другие, так и для частных целей.

Появление дистанционно управляемых машин стало возможным в результате изобретения радио и появления электричества. В XIX в. на их основе начинают широко использоваться различные технические средства коммуникации, в первую очередь, для военных целей. Считается, что беспилотные аэростаты с часовым механизмом были применены при проведении воздушной бомбардировки Венеции 12-15 июня 1849 г. вооруженными силами Австрийской империи для подавления восстания повстанцев. В 1863 г. Ч. Перли из Нью-Йорка получил патент на беспилотный летательный аппарат, который представлял собой воздушный шар с корзиной с механизмом синхронизации. В 1897 г. англичанином Э. Уилсоном была запатентована система для беспроводного управления с берега или корабля дирижаблями самоходных судов, которые имели форму морской торпеды. В 1898 г. инженер Н. Тесла продемонстрировал небольшое радиоуправляемое судно и получил патент на пульт дистанционного управления, который является основой современной робототехники. Также он предположил, что в будущем будут созданы телавтоматы (роботы), выполняющие приказы человека. Первый самолет-робот появился еще во время Первой мировой войны и представлял собой, по сути, «летающую бомбу» с часовым механизмом, который срезал крылья, позволяя «бомбе» автоматически падать (известен как Sperry «Flying Bomb» или «Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри», США). В это же время была разработана беспилотная летательная торпеда Kettering Aerial Torpedo, позже известная как Kettering Bug (США).

С 1930-х гг. в Великобритании выпускается линейка бипланов, в том числе DH.82B Queen Bee - беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень, который мог приземляться как на водную, так и на твердую поверхность. В начале 1960-х it. в США начинается выпуск модели разведывательной дистанционно управляемой машины Fire Fly. Были разработаны различные конфигурации данной модели, выполняющие разнообразные функции: фотографическую и электронную воздушную разведку на больших и малых высотах, наблюдение и даже гуманитарные воздушные миссии.

В Советском Союзе использовались беспилотные разведывательные самолеты Ту-123, Ту-141 и Ту-143, которые были разработаны на базе исходного И121К. Первой моделью стал ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик) «Ястреб» (позже - И123К или Ту-123), созданный на основании Постановления Совета министров СССР от 16.08.1960. ДБР-1 «Ястреб» осуществлял фото- и радиоразведку, имел системы спасения полученных разведывательных материалов, на основании Постановления Совета министров СССР № 444-178 от 23.05.1964 был поставлен на вооружение Военно-воздушных сил Советской Армии. Также были созданы модификации этой машины, например, Ту-123М (Ястреб-М) - беспилотный самолет- [1, с. 23].

Позже появляется Ту-141 «Стриж» - многоразовый беспилотный оперативно-тактический разведывательный летательный аппарат, был разработан ОКБ им. Туполева, выпускался Харьковским авиазаводом, использовался Военно-воздушными силами СССР до 1979 г., имел оснащение средствами фото- и инфракрасной разведки, мог работать в любое время суток, для посадки использовалась расположенная в хвостовой части парашютная система.

Практически сразу после завершения разработки данной модели на основании постановления Совета министров СССР № 670-241 от 30.08.1968 начинается разработка уменьшенной модели и с улучшенными характеристиками - беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143», который был принят на вооружение в 1976 г. и выпускался до 1989 г. Во время полета ТУ-143 производил на малых высотах (от 200 до 1000 метров) непрерывную фотосъемку, передавал телевизионную съемку местности, метки дальности для привязки изображения к местности, продолжительность полета составляла 13 минут.

Таким образом, первые беспилотные воздушные аппараты были крупногабаритными, сначала размером с обычный боевой самолет, затем постепенно начинают уменьшаться в размерах, становиться функциональнее, однако, практически до начала 2000-х гг. применялись, в основном, военными.

Первые гражданские радиоуправляемые самолеты в начале 2000-х гг. начинают собирать радиолюбители, используя детали от смартфонов. Одновременно выпускаются первые гражданские «дроны», но стоили они очень дорого. Позже в 2010 г. на ежегодной международной технологической выставке CES компания Parrot представила новую модель квадрокоптера ного камерами, управляемую с помощью iPhone и iPod Touch. В 2013 г. появилась модель Phantom, представленная компанией Da-Jiang Innovations Science and Technology Co. Ltd (DJI). Постепенно беспилотные воздушные суда (БВС) приобретают все большую популярность и востребованность. Производителями-лидерами становятся компании Intel и Qualcomm, выпускающие чипы и программное обеспечение для беспилотников, корпорации DJI, 3D Robotics, GoPro, Yuneec.

В России специфика рынка БВС состоит в преобладании производителей военных БВС. Поэтому в гражданском сегменте рынок в основном занят продукцией иностранных компаний, преимущественно китайских. В России имеются данные о наличии около 40 организаций, разрабатывающих и выпускающих БВС, например, ООО «Беспилотные системы», Истринский Экспериментальный Механический Завод, Zala Aero Group, Ижевский беспилотные системы (Ижмаш БС), ООО «АЭРОКОН», ООО «Специальный технологический центр», Вектор НИИ, ООО «Локационная мастерская» («Локмас»), Сибер, UVL Robotics (ЮВЛ Роботикс) и др.

Использование беспилотных воздушных судов начинает ограничиваться требованиями за-

едеральным законом от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов» гражданские воздушные судна стали подразделяться на пилотируемые гражданские суда и беспилотные. Под беспилотным воздушным судном понималось воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). Беспилотная авиационная система представляла собой комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов (п. п. 5, 6 ст. 32 Воздушного кодекса РФ). Данным законом были освобождены от государственной регистрации беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее. Позже Федеральным законом от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» понятие БВС было дополнено: БВС - это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). Одновременно данным законом были изменены правила регистрации и учета БВС: согласно п. 1 ст. 33 ВК РФ государственной регистрации подлежат беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Последние, в свою очередь, подлежат учету, за исключением БВС с максимальной взлетной массой до 0,25 кг (Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в РФ или произведенных в РФ»), Постановку на учет осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Для осуществления полета обязательным является получение разрешения на использование воздушного пространства, выдаваемое территориальным органом ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ». При этом

для управления БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и более помимо их государственной регистрации следует получить сертификат летной годной годности и свидетельство внешнего пилота БВС, выдаваемое межрегиональными территориальными управлениями воздушного транспорта Росавиации. Кроме того, ст. 131 ВК РФ предусматривает обязанность страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, в размере не менее двух МРОТ за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.

В настоящее время в российской и зарубежной практике разрабатываются платформы для управления полетами БВС с совместимыми с ADQ авиационными картами со всей необходимой информацией о воздушном пространстве для конкретных таймфреймов (англ. time-frame - интервал времени). В России МГТС (принадлежит МТС) создаст платформу, которая будет состоять из радиолокационной сети обнаружения и сопровождения БВС. Она включает ИТ-платформы для управления полетами и агрегации сервисов с использованием БВС. Обмен данными между дрона-ми и системой будет происходить на базе оптической сети МГТС. Пользоваться платформой смогут государственные и частные заказчики из любого города России [2].

Качественные характеристики БВС позволяют их использовать в уголовно-исполнительной системе. На основе исследования зарубежного опыта можно назвать следующие типовые задачи БВС: а) визуальный контроль и наблюдение за охраняемой территорией; б) патрулирование периметра охраны; в) обследование территории, с которой поступил сигнал тревоги или возникло чрезвычайное происшествие; г) наблюдение за осужденными, где стационарное видеонаблюдение не может быть задействовано (например, для видеофиксации проделанной осужденным за нетяжкие преступления работы на строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных объектах); д) патрулирование территории при массовых беспорядках осужденных в пенитенциарных учреждениях; е) обнаружение и преследование осужденных, совершивших побег; ж) задержание вооруженных преступников [3, с. 74—77]. В США, в тате Коннектикут, рассматривается законопроект, предусматривающий использование полицией беспилотного воздушного судна, оснащенного летальным оружием, которое при необходимости может использовать оператор. Ранее, в 2015 г., полиции в штате Северная Дакота (США) было разрешено использовать беспилотные летательными аппараты с установленным нелетальным оружием: тазерами, распылителями перцового аэрозоля и травматическим оружием. Аналогичные права предоставлены полиции штата Уттар-Прадеш в Индии. В Великобритании создано специальное подразделение полиции, в котором на службе состоят несколько команд операторов, оснащенных универсальными БВС DJI Inspire, оборудованных тепловизорами и камерами высокого разрешения, для съемки места происшествия, ДТП и мониторинга охраняемых зон. Однако БВС имеют уязвимости, например, они не могут использоваться при сильном ветре, дожде или снегопаде.

Следует отметить, что возрастает количество случаев использования БВС для противоправных целей - доставки в пенитенциарные учреждения запрещенных предметов, в основном, средств мобильной связи. В ряде зарубежных стран (Великобритания, Япония, США и др.) в исправительных учреждениях используют БВС для выявления и перехвата дронов-нар^ителей [4, с. 246-248].

В настоящее время 14 штатов США (Аризона, Калифорния, Луизиана, Невада, Нью-Джерси, Северная Каролина, Орегон, Пенсильвания, Южная Дакота, Теннесси, Техас, Юта, Висконсин) законодательно запрещают использовать беспилотные воздушные средства вблизи или над пенитенциарными учреждениями.

Как указывает А. Н. Антипов, в организационном плане многое зависит от профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при обнаружении или получении оперативной информации о возможных появлениях беспилотных воздушных судов над территорией учреждения [5, с. 5]. Несмотря на затраты и время на обучение сотрудников, данная технология повысит уровень охраны и надзора за осужденными.

В России, по данным ФСИН России, в 2015 г. было выявлено 5 случаев, в 2016 г. было пресечено 19 нарушений, в 2017 г. - 38 попыток незаконной передачи 132 мобильных телефонов, в 2018 г. - 27 попыток доставки запрещенных предметов, в том числе 130 средств мобильной связи. Запрещенные предметы могут использоваться осужденными как для связи с сообщниками на свободе, так и для организации телефонного мошенничества и других криминальных схем по выманиванию денежных средств у доверчивых граждан.

Так, 16.02.2020 сотрудниками ИК-11 УФСИН России по ХМАО-Югре (г. Сургут) в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был задержан гражданин, который с помощью

квадрокоптера пытался доставить средства сотовой связи на территорию исправительной колонии, при этом соответствующего разрешения на использование воздушного пространства у него не было. В октябре 2019 г. за попытку доставки запрещенных предметов с помощью беспилотного летательного аппарата и нарушение воздушного пространства ИК-11 житель Сургутского района был привлечен к ответственности по ст. 19.12 и ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ.

В г. Ухте правонарушитель транспортировал посылку с сотовыми телефонами по воздуху. После задержания оператора потерявший управление БВС потерпело крушение на подлете к внутренней территории колонии. К корпусу БВС были примотаны клейкой лентой два сотовых телефона с аккумуляторными батареями. При себе у оператора находилась еще одна посылка с двумя устройствами связи, которые он впоследствии добровольно выдал сотрудникам учреждения. В ходе проверки сотовых телефонов была подтверждена их работоспособность.

В ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю также была пресечена попытка доставить при использовании квадрокоптера на территорию колонии через основное ограждение 3 свертка, в которых находись 6 сотовых телефонов и 5 зарядных устройств, которые благодаря работе сотрудников УИС не дошли до своих адресатов.

В 2019 г. в ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области (г. Нижний Тагил) был «обезврежен» группой караула БВС, к которому был прикреплен сверток с 4 смартфонами, 3 сим-картами и картой т!кго-8В. На режимной территории ИК-1 был остановлен подозрительный автомобиль, были задержаны граждане, ранее отбывавшие наказание в этой колонии. В ходе досмотра у них изъяты квадрокоптер, 7 мобильных телефонов и 13 зарядных устройств, подготовленных к отправке на территорию колонии строгого режима. Всего для транспортировки «груза» БВС должен был совершить четыре рейса за 3 минуты.

Как отмечает А. И. Быков, в учреждениях УИС не создана эффективная система противодействия незаконным БВС: несмотря на то что часть полетов криминальных БВС фиксируется средствами видеонаблюдения или сотрудниками УИС, имеются случаи, когда нарушители достигают поставленной цели [6].

Таким образом, появился новый вид угрозы. Если пронос или другие способы доставки или передачи запрещенных предметов могут быть пресечены с использованием рамок, детекторов и других средств обнаружения, для противодействия полетам БВС, предназначенных для доставки запрещенных предметов, требуется специальное оборудование. Осложняет ситуацию то, что большинство учреждений ФСИН России расположены на обширной территории и не имеют системы обнаружения и противодействия незаконным полетам БВС.

БВС имеют дальность управления от нескольких десятков метров до 5 км и более. Как правило, оператор управляет БВС, находясь вне зоны видимости системы видеонаблюдения исправительного учреждения. Преступники нередко используют новейшие технологии и средства связи, которые работают на частотах, которые не регистрируются аппаратурой исправительного учреждения, поскольку не имеется приборов, работающих в соответствующем частотном диапазоне. Кроме того, большинство операторов незаконных БВС для выполнения задач по доставке запрещенных предметов используют специальное обмундирование, чтобы не оставить каких-либо криминалистических следов. Поэтому выявить оператора, зафиксировать траекторию полета и место вылета БВС в ряде случаев затруднительно.

Вопросы защиты от проникновения в исправительные учреждения запрещенных предметов с помощью БВС не раз были предметом обсуждения во ФСИН России.

С 2016 г. в ГУФСИН России по Красноярскому краю проходит апробацию разработанный при участии специалистов Научно--исследовательского института ФСИН России БВС вертикального взлета-посадки малой дальности Бирегсат Х6 («Серафим»), который оснащен 12 Мпикс видеокамерой с поддержкой видео высокого разрешения ЦНЕ) 4К с возможностью получения видео в режиме реального времени до 10 км, системой автоматического управления с навигационной системой (ОРБ/ГЛОНАСС), оператор имеет возможность корректировать полет БВС с джойстика. БВС может использоваться при проведении мониторинга ситуации во время специальных операций по розыску и задержанию осужденных, совершивших побег, освобождению заложников, ликвидации массовых беспорядков и групповых неповиновений на территориях учреждений и органов уголовно-исполнтельной системы.

С 2017 г. на территории ИК-9 УФСИН России по Курской области проводится апробация новейшего оборудования комплексов выявления и блокирования систем управления БВС. При подлете БВС к территории исправительной колонии происходит срабатывание системы обнаружения,

она определяет уникальный идентификационный номер беспилотника и после этого приступает к захвату управления над ним. Оборудование работает в автоматическом режиме, без участия оператора, в любое время суток, независимо от погодных и иных условий. Защитная система способна самостоятельно засечь и приземлить в обозначенном месте любое БВС, пытающееся пересечь периметр колонии на расстоянии нескольких сотен метров.

По итогам оценки работы данного оборудования были внесены некоторые конструктивные изменения, и более совершенная технология в 2018 г. была установлена в учреждениях УФСИН России по Республике Татарстан. Оборудование работает в режиме «отталкивание» и не позволяет БВС проникать на территорию колоний и следственных изоляторов. За год в Республике Татарстан зафиксировано 87 случаев, когда оборудование не позволило беспилотникам «вторгнуться в воздушное пространство» над учреждениями УИС.

В августе 2019 г. в УФСИН России по Псковской области успешно прошло тестирование комплекса борьбы с БВС минимикрокласса, в который входит радиолокационная станция, система радиотехнического мониторинга, несколько оптико-электронных систем и система радиоэлектронного противодействия и управления. Оборудование направлено на выявление БВС, которые не соответствуют нормативам выполнения полетов, и их детектирование.

Помимо технической оснащенности пресечения и борьбы с использованием БВС для доставки запрещенных предметов необходимы законодательные решения и обобщение сложившейся практики использования БВС и иных технических средств органами и учреждениями УИС. Например, в 2019 г. в Кемеровской области по инициативе Центра компьютерного инжиниринга Кемеровского госуниверситета проводился круглый стол, посвященный законодательным аспектам использования беспилотных летательных аппаратов в различных сферах деятельности региона, в том числе и в УИС.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, предусматривалось повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора и повышения качества подготовки работников УИС.

Федеральным законом от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» были внесены новеллы в Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в части предотвращения использования БВС в противоправных целях. При осуществлении охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в целях защиты жизни и здоровья граждан, работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, от противоправных действий допускается пресечение нахождения БВС в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами УИС и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления БВС, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении указанных противоправных действий, а также перечень должностных лиц УИС, уполномоченных на принятие такого решения, определяется ФСИН России. Несанкционированное нахождение БВС в отдельных зонах воздушного пространства будет пресекаться, вплоть до их уничтожения.

Таким образом, БВС все активнее используются как для охраны правопорядка, с одной стороны, так и для совершения противоправных действий, с другой стороны. На наш взгляд, изменения в действующем законодательстве должны носить не точечный, а системный характер. Использование БВС в УИС имеет ряд неоспоримых преимуществ, а некоторые задачи технические средства решают намного быстрее и точнее, чем это сделает сотрудник УИС. Поэтому необходимо:

1) обсуждать функционал БВС, который необходим для выполнения задач органами и учреждениями УИС. Помимо мониторинга территории путем видео- и фотофиксации, пресечения несанкционированного нахождения БВС третьих лиц, БВС могут использоваться и для иных целей, например, в образовательном процессе для изучения курсантами отдельных практических вопросов.

В то же время имеются технологии, которые могут быть негативно восприняты гражданским обществом. Так, НПО Специальных материалов для применения правоохранительными органами России разработало БВС-парализатор, который

светодиодным или лазерным ослепляющим устройством, вызывающим у человека временную потерю зрения без вредных последствий для здоровья, а также видеокамерой, чтобы оператор мог дистанционно управлять БВС и принимать решение, когда задействовать оружие. Дополнительно на БВС можно установить громкоговоритель, сирену и тепловизор. В некоторых зарубежных странах использование аналогичных технологий либо разрешено законом, либо рассматривается в законодательном органе.

В зарубежных странах пытаются разрабатывать нейроинтерфейсы для управления БВС. Например, в США с 2016 г. реализуется программа Next-Generation Nonsurgical Neurochnology, в рамках которой разрабатывается неинвазивный нейроинтерфейс. В проект привлечены шесть университетов США. Так, команда из Carnegie Mellon University пытается создать платформу управления дронами на основе электрических и ультразвуковых сигналов неинвазивного нейроинтерфейса, Университет Джона Хопкинса изучает возможность использования инфракрасного излучения.

Необходимы регламенты использования БВС в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

2) внесение изменений в законодательство в части регулирования порядка сбора, обработки, передачи и хранения (в том числе длительности хранения) информации, полученной в ходе видео- и фотофиксации, включая передачу информации, содержащей персональные данные гражданина, в том числе его изображение;

3) внесение изменений в законодательство в части регулирования порядка использования информации и иных данных, полученных с использованием БВС для процессуальных целей - как доказательств в административном, уголовном, гражданском (арбитражном) процессе;

4) регулирование вопросов ответственности сотрудников УИС, превышающих полномочия с помощью использования БВС, а также использования БВС для причинения ими вреда.

Кроме того, в рамках Национальной технологической инициативы происходит активное развитие рынка АэроНет, поэтому БВС в деятельности УИС могут стать частью этого рынка.

Библиографический список

1. Матусевич А. Н. Советские беспилотные самолеты-разведчики первого поколения: история, конструкция, вооружение, боевое применение. М., 2002. С. 23.

2. Бондаренко У. МТС разработает платформу для управления дронами [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/348981 -mts-bespilotniki (дата обращения: 20.04.2020).

3. Быков А. И. Зарубежный опыт применения беспилотных летательных аппаратов в целях осуществления охраны и надзора за осужденными // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В. А. Уткина. Томск: Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2018. С. 74-77.

4. Панькина Е. К., Шлепанов Д. В. Некоторые проблемные вопросы, касающиеся предупреждения проникновения запрещенных предметов в учреждения УИС посредством беспилотных летательных аппаратов II Проблемы и перспективы развития уголовно--исполнительной системы России на современном этапе: материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. С.246-248.

5. Антипов А. Н. О проблемах обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях распространения использования беспилотных летательных аппаратов II Ведомости уголовно-исполнотельной системы. 2018. № 1. С. 2-6.

6. Быков А. И. Риски, вызванные массовым использованием беспилотных летательных аппаратов, для уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. URL: https://russiandrone.ru/publications/riski-vyzvannye-massovym-ispolzovaniem-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-dlya-ugolovno-ispolnitelno/(flaTa обращения: 20.04.2020).

References

1. Matusevich A. N. Sovetskie bespilotnye samolety-razvedchiki pervogo pokolenija: istorija, konstrukcija, vooruzhenie, boevoe primenenie [Soviet unmanned reconnaissance aircraft of the first generation: history, design, armament, military use]. Moscow, 2002, p. 23 [in Russian],

2. Bondarenko U. MTS razrabotaet platformu dlja upravlenija dronami [MTS will develop a platform for controlling drones]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/348981 -mts-bespilotniki (Accessed: 20.04.2020) [in Russian].

3. Bykov A. I. Zarubezhnyj opyt primenenija bespilotnyh letatel'nyh apparatov v celjah osushhestvlenija ohrany i nadzora za osuzhdennymi [Foreign experience in the use of unmanned aerial vehicles in order to protect and supervise convicts]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pedagogika, psi-hologija i pravo: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Criminal Executive System: Pedagogy, Psychology and Law: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Tomsk, 2018, pp. 74—77 [in Russian].

4. Pankina E. K., Shlepanov D. V. Nekotorye problemnye voprosy, kasajushhiesja preduprezhdenija proniknovenija zapreshhennyh predmetov v uchrezhdenija UIS posredstvom bespilotnyh letatel'nyh apparatov [Some problematic issues related to the prevention of the penetration of prohibited items into the penal system through unmanned aerial vehicles]. Problemy i perspektivy razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii na sovremennom jetape: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii ad#junktov, aspirantov, kursantov i studentov [Problems and prospects for the development of the Russian penal system at the present stage: proceedings of the International Scientific Conference of Adjuncts, Graduate Students, Cadets and Students]. Samara, 2018, pp. 246-248 [in Russian].

5. Antipov A. N. O problemah obespechenija bezopasnosti uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v uslovijah rasprostranenija ispol'zovanija bespilotnyh letatel'nyh apparatov [On the problems of ensuring the security of institutions of the penitentiary system in the context of the spread of the use of unmanned aerial vehicles]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Bulletin of the penal system], 2018, no. 1, pp. 2-6 [in Russian].

6. Bykov A. I. Riski, vyzvannye massovym ispol'zovaniem bespilotnyh letatel'nyh apparatov, dlja ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Risks caused by the massive use of unmanned aerial vehicles for the penal system]. URL: https://russiandrone.ru/publications/riski-vyzvannye-massovym-ispolzovaniem-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-dlya-ugolovno-ispolnitelno/ (Accessed: 20.04.2020) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.