ЛИТЕРАТУРА
1. Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. - 2010. Вып. 4.- С. 65-66.
2. Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики //Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 1. - С. 31-33.
3. Белицкая А.В. Зарубежный опыт государственного регулирования государственно-частного партнерства // Предпринимательское право. Приложение к журналу. - 2010. -Вып. 4. - С. 10-15.
4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. - С 34.
5. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (Дата обращения 17.10.2017).
REFERENCES
1. Reznyshenko N.V. Modely gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Vestnik St. Petersburg university, ser. Mеnеzmеnт, 2010. Vyp. 4. -s. 65-66.
2. Rozhkova S. Analizmirovogoopytaispol'zovanijagosudarstvenno-chastnogopartnerstva v razlichnyhotrasljahjekonomiki //Rynokcennyhbumag. 2008. - № 1. - S. 31-33.
3. Belickaja A.V. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennogo regulirovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva //Predprinimatel'skoepravo. Prilozhenie k zhurnalu.- 2010. - Vyp. 4. - S. 10-15.
4. Varnavsky V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogosеcтоrа: form, proekty, riski. - М.: Nauka, 2005. - S. 34.
5. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 31 janvarja 2017 g. «Tret'ja modernizacija Kazahstana: global'naja konkurentosposobnost'» http://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (Data obrashhenija17.10.2017).
УДК 342.95
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (КВАДРОКОПТЕРОВ): ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Анисимов Алексей Павлович
Профессор кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, доктор юридических наук, профессор, г. Волгоград, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Иванова Жанна Борисовна
Доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук, Республика Коми, г. Сыктывкар; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: беспилотные воздушные судна, квадрокоптеры, воздушное пространство, угроза безопасности, публичные интересы.
Аннотация. В данной статье предпринята попытка оценить существующее правовое регулирование использования квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России и ряде зарубежных стран в свете современных требований воздушного законодательства и потребностей развития данного сегмента рынка товаров и услуг. Авторы полагают, что существующий режим использования БПЛА влечет излишнее количество запретов и ограничений, и предлагают пересмотреть данный баланс частных и публичных интересов в сторону уменьшения указанных запретов. Мы предлагаем установить общие (рамочные) правила, обязательные для всех правообладателей БПЛА (как частных лиц, так и органов государства), касающихся, например, запрета полета
БПЛА в приаэродромной полосе или обязательности государственной регистрации БПЛА вне зависимости от формы собственности на него. Основной массив ограничений и запретов должен быть адресован частным лицам, имеющим в своей собственности БПЛА. Эти ограничения должны касаться трех аспектов: обеспечение безопасности полетов; охрана частной жизни граждан; регулирование вопросов возмещения вреда. В части безопасности полетов следует установить общее разрешение на полеты частных квадрокоптеров на высоте до 100 м при визуальном наблюдении правообладателя за своим БПЛА, с запретом их использования в отдельных местах, специально указанных в законе. Следует установить запрет на выкладывание в сети Интернет фото- и видеоматериалов о частной жизни граждан, полученных с помощью БПЛА, без их согласия. Учитывая потенциальную опасность летающих воздушных объектов для жизни, здоровья и имущества граждан, БПЛА следует законодательно признать разновидностью источников повышенной опасности.
ПИЛОТСЫЗ ЭУЕ КЕМЕЛЕР1Н (КВАДРОКОПТЕРЛЕРД1) ПАЙДАЛАНУДЬЩ К^КЬЩТЬЩ РЕТТЕУ1: ТАЛЦЫЛАУ МЭСЕЛЕЛЕР1
Анисимов Алексей Павлович
Профессор кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, доктор юридических наук, профессор, г. Волгоград, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Иванова Жанна Борисовна
Доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук, Республика Коми, г. Сыктывкар; e-mail: [email protected]
Tyüíh свздер: ушцышсыз эуе кемелер1, квадрокоптерлер, эуе кещстт, цаут-цатер, квпшшк мYдделер.
Аннотация. Осы мацалада эуе зацнамасыныц цаз1рг1 талаптар жэне тауарлар мен цызметтер нарыгыныц аталган сегментт дамытудыц цажеттшт тургысынан Ре-сей мен б1рцатар шет елдертде квадрокоптерлер жэне басца да пилотсыз ушу аппа-раттары (П¥А) пайдаланудыц цуцыцтыц реттеуте бага бершген. Авторлардыц ойын-ша П¥А-ды пайдаланудыц цаз1рг1 режимi тыйым салу мен шектеулердщ артыц санына экеп согады жэне жеке жэне квпшшк мYдделерiнiц балансын аталган тыйым салудыц азайту жагына цайта царауды усынады. Бiз П¥А цуцыц иеленушшердщ (жеке тулгалар, сондай-ац мемлекет органдары) мiндеттi турде багынатын жалпы ережелерт орна-туын усынамыз. Бул ережелер, мысалы, П¥А аэродром жагындагы жолагында ушуына тыйым салу немесе меншiк нысанына царамастан П¥А мiндеттi турде мемлекеттж тiркеуiне цатысты. Негiзгi шектеулер мен тыйым салулар вздершц меншт П¥А-ры бар жеке тулгаларга багытталган болу тшс. Бул шектеулер Yш аспектшерге цатысты болуы тшс: ушу цаутЫздтн цамтамасыз ету; жэне ецбектi цоргау; азаматтардыц жеке вмiрiн цоргау; зиянды втеуге цатысты мэселелердi реттеу. ¥шу цаутЫздтн цамтамасын ету жагынан жеке квадрокоптерлерге бшктт 100 м-ге дешн ушуга жэне цуцыц иеленушшц вз П¥А-тын квзбен бацылауга, сонымен цатар арнайы зацда кврсетшген жекелеген жер-лерде оларды пайдалануга тыйым салынган жагдаймен жалпы руцсат орнату керек. Интернет желшнде азаматтардыц жеке вмiрi туралы олардыц келiсiмiнсiз П¥А квмегiмен алынган фото жэне бейне материалдарды кврсетуге тыйым салу керек. ¥шатын эуе нысандардыц азаматтардыц вмiрi, денсаулыгы мен мYлкi Yшiн элеуеттi цаутн ескерт, П¥А-ды цауттшт жогары квздертщ бiр тYрi деп зац ЖYзiнде мойындау керек.
LEGAL REGULATION OF THE USE OF AN UNMANNED AIRCRAFT (QUADCOPTERS): DISCUSSION QUESTIONS
Anisimov Alexey Pavlovich
Professor of constitutional and administrative law Vol-gardskagi Institute of management - branch of Ranepa, doctor of legal sciences, professor; Volgograd, Russian Federation; e-mail: [email protected]
J.B. Ivanova
Candidate of law, associate professor of civil law and process,
Komi republican academy of state service and management; Republic of Komi, Syktyvkar;
e-mail: [email protected]
Keywords: unmanned aircraft, quadrocopters, air space, a threat to security, public interests.
Abstract. This article attempts to evaluate the existing legal regulation of the use of quadcopters and other unmanned aerial vehicles (UAVs) to Russia and severalforeign countries in the light of modern requirements of the air legislation and development needs of this segment of the market of goods and services. The authors believe that the existing regime in the use of drones entails an excessive amount of prohibitions and restrictions, and offer to reconsider the balance between private andpublic interests in the reduction of these prohibitions. We propose to establish a General (framework) rule, binding on all holders of the UAV (as individuals and organs of state), for example, prohibition of flight of the UAV in peertranet strip or obligation of the state registration of the UAV, regardless of the form of ownership of it. The bulk of restrictions and prohibitions should be addressed to the individuals having the ownership of a UAV. These restrictions should relate to three aspects: safety; protection of citizens ' privacy; regulating questions of compensation of harm. In terms of safety should establish a General permit flights in private quadcopters at altitudes up to 100 m by visual observation of the rightholder for its UAVs, with behind-the-Preta their use in certain places, specially specified in the law. A ban should be placed on putting some on the Internet photo - and video - materials about the private lives of citizens, obtained using the UAV, without their consent. Given the potential danger offlying objects air for life, health and property of citizens, drones should legally recognize a variety of sources of increased danger.
Развитие научно-технического прогресса и появление новых технологий, наряду с решением важных экономических или социальных вопросов, часто влечет за собой и неожиданные последствия, о которых авторы данных технологий и общество не всегда задумываются. При этом столкнувшись с такими побочными последствиями, в обществе часто возникает дискуссия о необходимости полного запрета таких технологий, или о наложении ограничений по их использованию. Однако в подобных случаях речь часто идет, фактически, об ограничениях прав человека, а потому такие проблемы требуют публичного общественного обсуждения, с рассмотрением аргументов всех спорящих сторон, позволяющим обеспечить баланс частных и публичных интересов. Одной из таких проблем как раз и являются квадрокоптеры. Ква-дрокоптер является беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), и именно так его называют в быту и технической литературе. Если же говорить официальным юридическим языком, то в свете недавних изменений в Воздушный кодекс РФ указанный объект именуется «беспилотным воздушным судном» (БВС), которое управляется, контролируется в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п.5 ст.32 Воздушного кодекса РФ).
Поскольку мы рассматриваем данные термины как синонимы, то в дальнейшем они будут нами использоваться в одинаковом значении. Преимущества квадрокоп-тера перед другими БПЛА заключаются в том, что он представляет собой платформу с четырьмя двигателями, позволяющими не
только передвигаться по воздуху, но и зависать в воздухе в одном месте. Поднимаемый полезный груз различными модификациями квадрокоптеров составляет в среднем от 500 г до 2-3 кг, что позволяет использовать в воздухе небольшую видеокамеру. Его скорость полета составляет от нуля (неподвижное зависание) до 70 км/ч [1].
Весьма интересна и сфера практического использования квадрокоптеров, причем как на сегодняшний день, так и в обозримом будущем. Кроме секретного использования БПЛА военными либо гражданами в быту для проведения досуга, БПЛА активно используются в следующих сферах:
1) для решения задач по предотвращению или ликвидации последствий стихийных бедствий, иных природных и техногенных катастроф. Наиболее очевидным и часто упоминаемым в СМИ тут является использование МЧС подобных устройств в целях раннего выявления лесных пожаров.
2) в рамках деятельности МВД сфера применения БПЛА не меньше. При этом речь может идти как о частных случаях использования БПЛА для поимки отдельных преступников, так и о постоянном их применении, например, для наблюдения с воздуха за общественным порядком в местах массового скопления людей (праздники, митинги, спортивные мероприятия и т.д.). Однако особое место здесь занимает использование БПЛА в повседневной деятельности ГИБДД, связанной с предотвращением или расследованием ДТП. Например, сотрудники ГИБДД в Ставропольском крае оснастили летательный аппарат специальной камерой,
способной распознавать номерные знаки и в режиме реального времени передавать видео и фотографии достаточно высокого разрешения на основной монитор. После фиксации самого факта нарушения, а также проверки номера автомобиля, владельцу транспортного средства приходит квитанция со штрафом, как если бы нарушение было зафиксировано стационарным комплексом. В ближайшее время ГИБДД Ставропольского края планирует начать внедрение подобных устройств в повседневную практику. Похожий эксперимент проводился также в Тюменской области [2], при этом еще ждет своего развития возможность использования БПЛА при расследовании ДТП.
3) в гражданском секторе экономики. В рамках сельского хозяйства БПЛА могут использоваться для контроля за перемещением пчелосемей, стад скота, а в перспективе для химизации полей, которой сейчас занимается малая авиация. В рамках ЖКХ уже сейчас БПЛА используются для осмотра крыш и иных невидимых с земли частей зданий и иных объектов недвижимости, например, для их инвентаризации или признания таких объектов ветхими и аварийными. Большое значение БПЛА имеют для картографической съемки местности, а также для контроля состояния нефтегазовых сооружений, мониторинга состояния воздушных линий электропередач и т.д.
4) в целях охраны окружающей среды БПЛА может быть оснащен датчиком газа, что позволит определять наличие загрязнения атмосферы, представляющего угрозу здоровью человека. Еще большее значение БПЛА имеют для определения миграций животных и птиц, особенно в границах заповедников.
Этот перечень далеко не является исчерпывающим. БПЛА имеют как большой экономический и экологический эффект, так и позволяют поддерживать общественный порядок и организовывать спасение человеческих жизней. Вместе с тем, квадрокопте-ры и другие БПЛА являются не только замечательной технологией, но и представляют опасность для окружающих.
Главная такая угроза находится в сфере обеспечения авиационной безопасности. Так, Росавиация отмечает увеличение числа случаев нарушения порядка использования воздушного пространства России квадро-коптерами. По данным этого органа, в 2016 г. зафиксирован 41 такой случай, за пять месяцев 2017 г. выявлено 28 случаев (за аналогичный период 2016 года - 12).
Отдельные случаи использования ква-
дрокоптеров в указанный период создавали угрозу, как безопасности полетов пилотируемым воздушным судам, так и безопасности людей на земле. Приведем несколько примеров.
- в мае 2016 года в г. Екатеринбурге во время проведения тренировки экипажем вертолета было обнаружено опасное приближение квадрокоптера к правому борту (около 12 м от вертолета). В целях избегания столкновения, экипаж был вынужден совершить маневр для ухода от этого БПЛА;
- в июле 2016 года в Тульской области в музее-заповеднике «Куликово поле» пилот квадрокоптера при выполнении несанкционированного полета на малой высоте создал угрозу безопасности экскурсионной группе детей;
- в марте 2017 над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет квадрокоптера на высоте 500
м;
- в ноябре 2016 года квадрокоптер столкнулся с проводами ЛЭП;
- в мае 2017 года в г. Хабаровске пилот приблизил свой квадрокоптер к группе самолетов, которая выполняла демонстрационный полет на торжественном мероприятии, посвященном празднованию Дня Победы.1
Особую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированных запусков БПЛА в частных целях с максимальной взлетной массой до 30 кг в районе аэродромов (вертодромов, посадочных площадок). Рассмотренные нами случаи позволяют сделать вывод, что частные лица допускают нарушения в связи тем, что не полностью владеют всей информацией о правилах использования воздушного пространства и факторах опасности, связанных с использованием квадрокоптеров или иных БПЛА. Наряду с опасностями, которые создают частные лица ввиду их правовой неграмотности, БПЛА несут угрозу правопорядку, когда используются так умышленно. В данном случае речь идет об их использовании для переправки контрабанды через границу, съемки секретных объектов, а также терроризма. Отдельную угрозу неприкосновенности частной жизни представляют умышленные или случайные съемки с БПЛА граждан (например, соседей) и их частной жизни и имущества, особенно когда это связано с размещением таких материалов в Интернете. Существует и угроза падения квадрокоп-теров (особенно их «тяжелых» моделей) на головы граждан, их автомобили или иное имущество. Наконец, можно говорить и о противоправном использовании БПЛА для снабжения осужденных предметами, запре-
1 Информация по безопасности полетов № 7: письмо Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 // СПС Консультант Плюс, дата обращения 15.10.2017.
щенными в исправительных учреждениях. Случаи доставки пакетов с наркотиками, игральными картами и телефонами на территорию тюрем с помощью БПЛА уже зафиксированы в России, Великобритании и США. В январе 2011 г. в Тульской области полиция изъяла 700 г героина у пяти подозреваемых, планировавших с помощью БПЛА доставлять наркотики в изолятор [3].
Говоря о различных проблемах, связанных с использованием БПЛА, следует сказать о действующем законодательстве, направленном на регламентацию данных общественных отношений. С 5 июля 2017 года вступили в силу изменения в Воздушный кодекс РФ, согласно которым необходимо ставить на учет все беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ. Напомним, что ранее государственная регистрация была предусмотрена в отношении только БПЛА с максимальной взлетной массой свыше 30 кг.
Поскольку полеты БВС относятся к деятельности по использованию воздушного пространства, то все физические или юридические лица, которые планируют осуществление запусков БВС (п.2 ст.11 ВК РФ) должны быть наделены правом на осуществление данной деятельности. Кроме того, они должны знать и выполнять порядок, установленный воздушным законодательством России в сфере использования воздушного пространства. Правила и процедуры использования российского воздушного пространства лицами, управляющими ква-дрокоптерами, установлены Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ. Данные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства для полетов квадрокоптеров. Это означает, что для выполнения полета квадрокоптера необходимо направить в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения РФ план полета воздушного судна и получить разрешения на использование воздушного пространства. Использовать воздушное пространство беспилотным воздушным судном возможно только тогда, когда установлен временной и местный режим, а также кратковременные ограничения в интересах пользователей воздушного пространства, которые организуют полет ква-дрокоптера.
На основании п.49 указанных выше правил полеты квадрокоптеров над населенными пунктами возможно выполнять при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Безусловно, четкое правовое регулирование использования воздушного пространства для выпол-
нения полетов квадрокоптеров необходимо, поскольку они, как было отмечено нами в приведенных примерах, становятся источником повышенной опасности, причиняют травмы людям, наносят вред имуществу, а также приводят к судебным разбирательствам.
Приведем два таких примера. Во-первых, в 2014 г. большую известность в СМИ получил случай, произошедший в г. Сыктывкаре, где была организована доставка клиентам пиццы по воздуху. Владелец БПЛА был привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Он обжаловал решение суда, и, в конечном итоге, судебным решением был установлено, что действующим на тот момент законодательством (то есть до внесения последних изменений в Воздушный кодекс) не был урегулирован порядок использования данного технического средства, в связи с чем, судами осуществлялось в тот момент различное толкование правовых норм в отношении правоотношений, явившихся результатом использования новых технологий [3].
Во-вторых, следует отметить судебное решение, вынесенное по заявлению транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о запрете выполнения полетов квадрокоптера. Итак, транспортная прокуратура, проводя мониторинг сведений, размещенных средствами массовой информации, установила факт размещения электронным периодическим изданием на официальном сайте в Интернете статьи «Летающему дрону удалось заснять красивую панораму дельфинария (видео с высоты)». Суд установил, что Общество является собственником беспилотного воздушного судна (квадрокоптера) с подвесом для видеокамеры, массой 1 кг, поддержание в атмосфере которого происходит за счет взаимодействия его винтов, вращаемых электродвигателями, с воздухом. Фотокорреспондент Общества при выполнении служебного задания использовал квадрокоптер для видеосъемки строящегося объекта - дельфинария, расположенного в дендрологическом парке.
Квадрокоптер был поднят на высоту до 50 м над уровнем земли, продолжительность полета составила 35 мин. Проведенная прокурорская проверка по данному факту установила, что Общество плана выполнения полетов в орган обслуживания воздушного движения не представляло, как и не получало разрешения на использование воздушного пространства с целью выполнения полетов квадрокоптером. В результате проверки транспортный прокурор вынес представление об устранении нарушений воздушного законодательства.
Разрешая спор, суд исходил из того, что принадлежащий Обществу квадрокоптер является беспилотным летательным аппаратом. Его использование в воздушном пространстве осуществляется на основании выданного разрешения и плана полетов с установлением временного и местного режима, а также кратковременных ограничений воздушного пространства.
Однако ответчик использовал квадрокоп-тер в нарушение требований действующего воздушного законодательства. Как установил суд, в зональный центр ЕС ОрВД ответчик план полета не подавал и, соответственно, не получал разрешение на использование воздушного пространства.
Кроме этого, суд принял во внимание еще и то обстоятельство, что территория дельфинария, расположенного в дендрологическом парке, над которой ответчик осуществлял полет, относится к приаэродромной территории. А это означает, что она является зоной с особыми условиями использования территории. Поэтому суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных транспортным прокурором требований.2
Говоря о российском законодательстве и судебной практике, регламентирующей использование квадрокоптеров и других БПЛА, интересно кратко обратиться к зарубежному опыту, в котором сторонники и противники либерализации правового режима использования БПЛА могут найти примеры как за, так и против своих концепций. Так, в Австрии стала возможной эксплуатация беспилотных воздушных транспортных средств с 01.01.2014. Правовой основой этого является авиационный закон. Он выделил 4 типа местности, над которыми возможны полеты квадрокоптеров. Это открытые пространства на природе; местности с парой зданий (к примеру, фермы); местности с несколькими зданиями; местности с большим количеством зданий (города). Для использования воздушного пространства в последних двух зонах необходимо получить разрешение (лицензию) для полетов, а также лицензию на само БВС. Эксплуатация БВС в непосредственной близости от аэропортов без специального разрешения категорически запрещена. Этим законом также предписано страхование ответственности для всех категорий БВС.3
В Великобритании приняты авиационные правила, которые применяются к воздушным судам, имеющим массу 20 кг или меньше (малым беспилотным летательным аппаратам). Они устанавливают, что за полет беспилотника несет ответственность его собственник. Пользователь должен держать
квадрокоптер в прямой видимости все время, пока БВС находится в воздухе, и внимательно наблюдать. Т.о. лицо, ответственное за беспилотник, должно поддерживать прямой визуальный контакт с ним, чтобы контролировать его траекторию полета, в целях избегания столкновения с людьми и предметами.
Авиационные правила предназначены для обеспечения безопасности всех пользователей воздушного пространства. Поэтому в данной стране запрещены полеты квадро-коптеров вблизи аэропортов и других воздушных судов. Любое пренебрежение правилами может грозить суровым наказанием вплоть до тюремного заключения. В целом, в Великобритании Управление гражданской авиации обеспечивает безопасное развитие эксплуатации БВС.
В США коммерческие БВС должны весить не более 55 кг, высота полета разрешена до 122 м, скорость не более 100 км/ч. Коммерческие БВС могут активно эксплуатироваться только в дневное время. Пилоты таких БВС обязаны иметь сертификаты, позволяющие им управлять данными аппаратами и быть не младше 16 лет. Да введения этих правил был обнародован еще один документ, который устанавливает, что с декабря 2015 года все владельцы БВС обязаны осуществить регистрацию своих летательных аппаратов, а нарушителям грозит штраф в размере 27 000 долларов. К настоящему моменту в США произведено уже более 300 000 регистраций БВС.
В Таиланде до 2016 года были запрещены любые полеты всех видов БВС с видеокамерой на борту. Согласно новому закону с мая 2017 г. возможно пилотировать БВС без лицензии, если их вес составляет не более 2 кг, а аппарат используется сугубо для личных целей. Кроме этого, необходимо всегда держать БВС в поле зрения и совершать полет только в дневное время суток. Высота полета БВС не должна превышать 90 м. Запрещено пилотировать БВС рядом с правительственными объектами, нельзя посягать на частную жизнь, а также запрещается приближаться менее чем на 30 м к людям, зданиям и транспорту. Во Вьетнаме пилотирование БВС полностью запрещено, как и ввоз данного оборудования на территорию этой страны [4].
Таким образом, беспилотные летательные аппараты давно перестали быть чем-то из области фантастики или секретной технологией военных. С каждым годом на рынок выпускается все больше и больше моделей «для всех», предлагающих весьма профессиональную фото- и видеосъемку, а также массу других, не менее интересных возмож-
2 Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.09.2016 по делу №33-8836/2016 // СПС Консультант Плюс, дата обращения 15.10.2017.
3 Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов // https://www.austrocontrol.at/luftfahrtbehoerde/ Шетеп_bewiШgungen/flugbewШigungen/unbemamte_lfz (дата обращения 15.10.2017)
ностей. Из этого следует, что как бы не хотелось отдельным депутатам иди чиновникам запретить использование БПЛА, сделать это в XXI веке технически невозможно.
Из этого вытекает необходимость установление неких минимально необходимых разумных ограничений и запретов в сфере использования БПЛА, которые позволят установить баланс честных и публичных интересов, с одной стороны, и могут быть технически проконтролированы, с другой. В противном случае все получится так, как говорил в свое время великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин о том, что «строгость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения». Мы полагаем, что:
1) необходимо установить общие (рамочные) правила, обязательные для всех правообладателей БПЛА (как частных лиц, так и органов государства), касающихся, например, запрета полета БПЛА в приаэродромной полосе или обязательности государственной регистрации БПЛА любого собственника.
2) основной массив ограничений и запретов должен быть адресован частным лицам, имеющим в своей собственности БПЛА. Эти ограничения должны касаться трех аспектов: обеспечение безопасности полетов; охрана частной жизни граждан; регулирование вопросов возмещения вреда.
3) в части безопасности полетов следует установить общее разрешение на полеты частных квадрокоптеров на высоте до 100 м
при визуальном наблюдении правообладателя за своим БПЛА, с запретом их использования: в зоне размещения исправительно-трудовых учреждений; рядом с линиями электропередач; запретом на использование иной частоты радиосигнала (для управления БПЛА), чем это установлено специально уполномоченным органом; запретом использования БПЛА в зоне военных объектов (например, на расстоянии не менее 10 км); запретом использовать БПЛА над местами массовых публичных мероприятий, ночных полетов, полетов в сельской местности в период авиационной обработки полей и т.д. Данный перечень можно продолжить, но это должен быть перечень исключений из общего правила, разрешающего использование БПЛА гражданами по своему усмотрению.
4) запрет на выкладывание в сети Интернет фото- и видео- материалов о частной жизни граждан, полученных с помощью БПЛА, без их согласия. Понятно, что в данном случае мы предлагаем оценочную категорию, которую еще предстоит обсудить и наполнить конкретным смыслом.
5) учитывая потенциальную опасность летающих воздушных объектов для жизни, здоровья и имущества граждан, БПЛА следует законодательно признать разновидностью источников повышенной опасности.
За нарушение четко определенных по времени и пространстве запретов следует установить меры административной ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демичев А.П. Проектирование и разработка беспилотного летательного аппарата для мониторинга воздушного пространства на наличие ядовитых газов // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 32. - С. 94-95.
2. Справцева Е.В. Применение квадрокоптеров в ГИБДД// Технические науки - от теории к практике. - 2017. - № 3. - С. 136-140.
3. Медяков Т.С. К вопросу о движении в праве на примере нормативного регулирования использования беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров) // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2015. - № 3. - С. 36-38.
4. Бондарев А.Н., Киричек Р.В. Обзор беспилотных летательных аппаратов общего пользования и регулирование воздушного движения БПЛА в разных странах //Информационные технологии и телекоммуникации. - 2016. - Т. 4. - № 4. - С. 19-20.
REFERENCES
1. Demichev A.P. Proektirovanie i razrabotka bespilotnogo letatel'nogo apparata dlja monitoringa vozdushnogo prostranstva na nalichie jadovityh gazov // Perspektivy razvitija informacionnyh tehnologij. - 2016. - № 32. - S. 94-95.
2. Spravceva E.V. Primenenie kvadrokopterov v GIBDD // Tehnicheskie nauki - ot teorii k praktike. - 2017. - № 3. - S. 136-140.
3. Medjakov T.S. K voprosu o dvizhenii v prave na primere normativnogo regulirovanija ispol'zovanija bespilotnyh letatel'nyh apparatov (kvadrokopterov) // Vestnik Permskogo instituta FSINRossii. - 2015. - № 3. - S 36-38.
4. Bondarev A.N., Kirichek R.V. Obzor bespilotnyh letatel'nyh apparatov obshhego pol'zovanija i regulirovanie vozdushnogo dvizhenija BPLA v raznyh stranah // Informacionnye tehnologii i telekommunikacii. - 2016. - T. 4. - № 4. - S.19-20.