Научная статья на тему 'О проблемах обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях распространения использования беспилотных летательных аппаратов'

О проблемах обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях распространения использования беспилотных летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL CORRECTION SYSTEM / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / UNMANNED AERIAL VEHICLE / БПЛА / UAV / ДРОН / КВАДРОКОПТЕР / DRONE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ЛИЦА ПОД СТРАЖЕЙ / ESTABLISHMENT / FORBIDDEN OBJECTS / QUADCOPTER / PERSONS UNDER GUARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов А.Н.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием беспилотных летательных аппаратов для передачи в исправительные учреждения и следственные изоляторы запрещенных предметов, в частности средств мобильной связи. Рассматриваются возможные пути противодействия обозначенной криминальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On issues of safety of penal correction system institutions in the conditions of widespread use of unmanned aerial vehicles

In this article the author considers the problems connected with use of unmanned aerial vehicles for transmission of the forbidden objects to correctional facilities and pre-trial detention centers, in particular with the help of means of mobile communication. Possible ways of counteraction to the designated criminal activities are considered.

Текст научной работы на тему «О проблемах обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях распространения использования беспилотных летательных аппаратов»

НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

А. Н. АНТИПОВ ведущий научный сотрудник НИЦ-3

A. N. ANTIPOV

ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

О проблемах обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях распространения использования беспилотных летательных аппаратов

On issues of safety of penal correction system institutions in the conditions of widespread use of unmanned aerial vehicles

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием беспилотных летательных аппаратов для передачи в исправительные учреждения и следственные изоляторы запрещенных предметов, в частности средств мобильной связи. Рассматриваются возможные пути противодействия обозначенной криминальной деятельности.

Ключевые слова: учреждение, уголовно-исполнительная система, запрещенные предметы, беспилотный летательный аппарат, БПЛА, квадрокоптер, дрон, безопасность, осужденные, лица под стражей.

Annotation. In this article the author considers the problems connected with use of unmanned aerial vehicles for transmission of the forbidden objects to correctional facilities and pre-trial detention centers, in particular with the help of means of mobile communication. Possible ways of counteraction to the designated criminal activities are considered.

Key words: establishment, penal correction system, forbidden objects, unmanned aerial vehicle, the UAV, quadcopter, drone, safety, convicts, persons under guards.

В соответствии с законодатель- раничений в виде лимитов и запретов.

стом Российской Федерации Так, Правилами внутреннего распо-

осужденные и лица, содержа- рядка исправительных учреждений

щиеся под стражей, обладают особым (приказ Минюста России от 16.12.2016

правовым статусом, предполагающим № 295) для исправительных учреждений

наличие определенных правовых ог- утвержден перечень вещей и предме-

2

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

тов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать [1]. В следственных изоляторах Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189) предусмотрен перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету [2]. Соответственно, все иное относится к категории запрещенных.

Несмотря на это, информация о том, что сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы предотвратили попытку передачи запрещенных предметов, предназначенных лицам, отбывающим лишение свободы или содержащимся под стражей, постоянно появляется в сводках. В последнее время среди них все больше сообщений о попытках доставки запрещенных предметов с использованием технических средств, и в частности беспилотных летательных аппаратов (далее также - БПЛА, квадрокоптеры, дроны).

Некоторые примеры:

- в мае 2017 года сотрудники ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области предотвратили попытку передачи запрещенных предметов осужденным при помощи квадрокопте-ра, который обнаружили и сбили с помощью специального устройства. В нем находились четыре смартфона и сим-карты [3];

- в июне 2017 года сотрудники ФКУ ИК-15 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре перехватили квадрокоптер,

с помощью которого была предпринята попытка передачи осужденным запрещенных предметов. Злоумышленник, управлявший аппаратом на значительном расстоянии от исправительного учреждения, бросив пульт управления, скрылся с места происшествия. В ходе осмотра прилегающей к месту посадки квадрокоптера территории был обнаружен сверток, в котором находились три сотовых телефона и два зарядных устройства [4];

- в июле 2017 года сотрудники ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области сбили два квадрокоп-тера, с помощью которых неизвестные пытались передать подследственным запрещенные предметы. При осмотре квадрокоптера обнаружены четыре сотовых телефона. Спустя несколько дней ситуация повторилась - был сбит квадрокоптер и пресечена попытка доставки на территорию трех сотовых телефонов [5].

Это только некоторые факты предотвращения правонарушений с использованием квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов. Реальное число подобных случаев исчисляется сотнями и имеет тенденцию к росту.

Квадрокоптер (от англ. quadcopter -«вертолет с четырьмя винтами») - беспилотный летательный аппарат с четырьмя пропеллерами, который обычно управляется пультом дистанционного управления с земли (надо иметь в виду, что имеются БПЛА и с другим количеством несущих винтов, поэтому в средствах массовой информации они все чаще именуются дронами).

Практически аналогичная дефиниция приведена в Воздушном кодексе Российской Федерации: «Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в поле-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

3

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

те пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» [6].

Повышение криминального интереса к использованию квадрокоптеров и других видов БПЛА для доставки запрещенных предметов стало возможным по ряду объективных и субъективных факторов. В частности, этому способствуют:

- финансовая доступность. В последние годы происходит значительное снижение стоимости данных технических устройств;

- легкость в управлении. При незначительных тренировках управление дронами доступно даже ребенку;

- безопасность. Удаленное нахождение лица, управляющего беспилотным летательным аппаратом, от объекта предполагаемой доставки груза обеспечивает его собственную безопасность. Если квадрокоптер будет замечен и последует попытка обнаружения правонарушителя, у последнего есть достаточно времени, чтобы скрыться;

- возможность визуального наблюдения. Нередко квадрокоптеры оснащены камерами видеонаблюдения, что позволяет осуществлять доставку посылок в заданное место с высокой точностью. Кроме того, технические возможности квадрокоптера позволяют ему зависать на месте, а также доставлять запрещенные предметы через окна и иные технологические проемы;

- грузоподъемность. В зависимости от модели квадрокоптер может нести до 35 кг. То есть очевидно, что он в состоянии перенести большое количество запрещенных предметов (сотовых телефонов, сим-карт, наркотиков, дрожжей, ножей и др.);

- скрытность и маневренность. Квад-рокоптеры сложно обнаружить и перехватить (сбить).

Среди основных направлений противодействия криминальному использованию квадрокоптеров можно обозначить следующие: совершенствование правового регулирования; повышение эффективности организационных мер выявления и пресечения противоправной деятельности; применение технических средств обнаружения, блокирования, захвата беспилотных летательных аппаратов. Необходимо отметить, что по всем обозначенным направлениям в настоящее время проводится определенная работа. Например, в июле 2017 года вступили в силу дополнения в Воздушный кодекс Российской Федерации, принятые Федеральным законом от 03.07.2016 № 291-ФЗ [7].

В соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации:

- государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов «беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее»;

- экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности, в частности «беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [6].

Закрепление обязательности государственной регистрации и государственного учета - это определенные шаги в наведении порядка и установлении контроля за рассматриваемыми техническими устройствами. Однако требо-

4

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

вания без определения мер ответственности в случае их несоблюдения вряд ли остановят желающих использовать беспилотные летательные аппараты для реализации своих криминальных целей.

Необходимо понимать, что даже в случае установления ответственности она будет следовать за нарушение требований ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, то есть за непостановку на государственный учет.

Использование беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров) для доставки осужденным и (или) лицам, содержащимся под стражей, запрещенных предметов будет рассматриваться как деяние, подпадающее под признаки нарушения, предусмотренного ст. 19.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где максимальное наказание предусмотрено в виде наложения административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания [8]. Объективно, во-первых, данная норма на сегодняшний день вряд ли будет превентивной, учитывая то, что плата за передачу ряда запрещенных предметов в разы превышает установленную санкцию нормы, во-вторых, необходимо учитывать сложности, связанные с идентификацией (конкретного лица и квадрокоп-тера), и, соответственно, перспективы доказывания противоправной деятельности.

Как показывает практика, совершенствование правового регулирования требует времени, необходимого для проработки вопроса, подготовки соответствующих предложений (на основании анализа реального положения дел), согласования и рассмотрения законодательными органами Российской Федерации. Внедрение технических

средств требует определения потребности учреждений уголовно-исполнительной системы, возможности и наличия финансовых средств, необходимых для их приобретения, установки и обслуживания. В организационном плане в основном все зависит от эффективности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности от профессиональной подготовки сотрудников к действиям при обнаружении квадрокоптеров, получении оперативной информации о возможных появлениях беспилотных летательных аппаратов над территорией учреждения и др.

Совершенствование правовых регуляторов, применение технических средств, усиление организационных методов и способов противодействия противоправному использованию беспилотных летательных аппаратов, несомненно, будет способствовать повышению эффективности решения определенных в Указе Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» стоящих перед ФСИН России задач по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечению безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов [9]. Ф

1. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 // Гарант.ру : информационно-правовой пор-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2018

5

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

тал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/71477278/#ixzz4omAYKiME (дата обращения: 01.07.2017).

2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 // Гарант. ру : информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12142931/#ixzz4omAs0f00 (дата обращения: 01.07.2017).

3. Пресечена попытка доставки запрещенных предметов в ИК-54 // ГУФСИН России по Свердловской области : [сайт]. 18.05.2017. URL: http://66.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=320511 (дата обращения: 01.07.2017).

4. В ИК-15 пытались передать запрещенные предметы с помощью квадрокоптера // УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре : [сайт]. 12.05.2017. URL: http://www.86.fsin.su/news /detail.php?ELEMENT_ID=319547 (дата обращения: 01.07.2017).

5. В СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области пытались доставить запрещенные предметы с помощью квадрокоп-тера // ГУФСИН России по Новосибирской области : [сайт]. 26.06.2017. URL: http://54. fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=327744 (дата обращения: 01.07.2017).

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

9. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13.10.2004 № 1314. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.