Научная статья на тему 'Адаптация ребёнка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша'

Адаптация ребёнка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1933
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулаева Светлана Михайловна, Кашапова Файруза Мирсалимовна, Насибуллина Халиса Маликовна

Авторы делятся опытом адаптации ребенка к детскому саду. Ключевые слова: воспитание в детском саду, адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

J

Л

Никулаева Светлана Михайловна

воспитатель E-mail: Nikulaewa.sveta@yandex.ru Кашапова Файруза Мирсалимовна заведующая Насибуллина Халиса Маликовна старший воспитатель МДОУ № 26 г.Альметьевск Республика Татарстан

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ

личности малыша

__________________________________________________________С

Аннотация: Авторы делятся опытом адаптации ребенка к детскому саду. Ключевые слова: воспитание в детском саду, адаптационный период.

С каждым годом мы все чаще начинаем задумываться о том, что человек развивается как личность уже с раннего детства. К сожалению, многие не представляют, как же маленький ребенок становится личностью со своими взглядами и убеждениями? Везде и всюду твердят, что это школа с начала и до конца воспитывает в ребенке те лучшие качества, которые потом проявляются во взрослой жизни, но забывают, что дети в школу идут из детского сада, и то, каким ребенок пойдет в школу, полностью зависит от воспитателя, что он вложит в маленькое сознание будущей личности. Маленький ребенок в раннем детстве еще так беспомощен, он нуждается во взрослых, воспита-телях-новаторах, которые как «пчелки по крупинкам собирают нектар», либо как муравьи, которые строят свой домик-муравейник.

В начале периода адаптации детей все сотрудники детского сада внимательно и усердно помогают воспитателям, стараются, чтобы мамы принимали активное участие в процессе привыкания ребенка к детскому саду, так как ребенок постепенно привыкает к жизни детского учреждения и только со временем отпускает маму от себя.

Маленький ребенок подвержен различным внешним воздействиям. Он входит в большой мир с широко открытыми глазами. И ответственность за развитие ребенка несут взрослые люди, в первую очередь, их родители и воспитатели детских садов. Работая в одном из них уже много лет, я стала пони-

мать этих маленьких детей, чем они живут и что их тревожит.

Представим себе такую ситуацию: мама с малышом впервые приходят в детский сад. Для малыша и его мамы это огромный мир, который, порой, пугает и настораживает. Но, завидев доброе и улыбающееся лицо заведующей детского сада, мама и ее малыш успокаиваются.

Иногда приводят малышей, ничего не умеющих. И первостепенная задача детского сада в том, чтобы в короткие сроки наверстать все упущенное. Надо так заполнить всю пустоту в душе малыша, чтобы ему было интересно, и он не замечал отсутствия мамы. Много терпения, добра, тепла и заботы мы вкладываем в каждого ребенка, ведь каждый малыш - это личность, и он достоин не только внимания, но и уважения в первую очередь.

Времена года сменяются так же быстро, как и растут дети. А ведь они - наше будущее. Как мы их воспитаем, так они в будущем будут заботиться о нас, старшем поколении. В настоящее время маленьким детям позволено все, и это не входит в рамки привычной жизни. Тут все зависит уже от родителей. Не спорю, как личность человек становится в обществе, но закладывается эта основа в домашней обстановке на примере своих родителей, на уважении к ним, на любви к своей родине, к родному краю.

В 1762 году знаменитый французский философ эпохи Просвещения -Жан Жак Руссо писал: «...

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Детства не знают. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем они бывают прежде, чем стать взрослыми». (Однако первый в мире детский сад придумал и открыл Фридрих Фребель. Ему и принадлежит это название детских учреждений - «детские сады» в настоящее время). Так и в нашем ДОУ № 26 «Ёлочка» г. Альметьевска, прежде всего в детях видят подрастающую личность.

Файруза Мирсалимовна, заведующая ДОУ, ласково и доброжелательно разговаривает с вновь поступившими малышами, одновременно поддерживая разговор с их мамочками, отвечает на все интересующие их вопросы. Наряду с этим, мамочки и их детки знакомятся с медицинской сестрой ДОУ Розой Фаритовной Яновой, которая проявляет огромную заботу и тепло к маленьким детям. Постоянно находясь рядом с детишками во время адаптационного периода, медсестра следит за здоровьем малышей, которые в этот тяжелый для них период привыкания адаптируются к детскому саду.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду, нужно заинтересовать малыша. Для чего воспитатели группы раннего возраста делают всё возможное и невозможное, чтобы у ребенка появилось желание прийти в детский сад ещё и ещё много раз. Просто нужно быть для маленьких детей не просто воспитателем в детском саду, а самое главное - это на время заменить детям маму, то есть быть для них второй мамой.

Для того чтобы поближе узнать новых маленьких детей во время адаптации, воспитатели долго беседуют с их родителями, чтобы поближе узнать малышей, предлагают мамам заполнить различного типа анкеты - знакомства. Для того чтобы предупредить у ребенка возникновение страха перед новым и незнакомым, разрешается приносить в группу свои любимые игрушки и вещи, которые напоминают малышам о маме и дают чувство её близости.

В нашем детском саду в группе раннего возраста практикуется работа постоянных воспитателей, у которых за долгие годы работы сложился уже свой многолетний опыт, способы и методы работы с детьми.

Основное условие того, чтобы малыши прониклись к воспитателю доверием и любовью - игра, беседа с детьми и постоянное ощущение чуда. Существует много игр, которыми можно увлечь плачущего ребенка в детском саду. В ДОУ предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной стрессовой ситуацией в период адаптации. В игры нужно вовлекать по возможности всех детей, чтобы ребенок не чувствовал себя обделённым. Игры нужно проводить в обстановке доброжелательности, чтобы дети ощутили любимыми и нужными. Чтобы

увлечь детей игрой, нужно, чтобы воспитатель всегда выступал инициатором в игре, которая не должна быть длительной и утомительной, всем детям без исключения должно быть уделено одинаковое внимание.

Нужно всегда удивлять детей, вводить их в мир сказки. Только через игру и сказку воспитатель может завоевать не только доверие маленьких детей, но и чувство уверенности в окружающем их мире. Постоянно создавая игровые ситуации, воспитатели нашего детского сада добились хороших результатов в своей работе с детьми в период привыкания к детскому саду.

Детским садом «Ёлочка» были поставлены и успешно решены задачи:

• Продолжать развивать у детей отзывчивость, умение общаться и дружить.

• Способствовать обеспечению в группе приемлемого для всех детей социально-психологического и эмоционального микроклимата.

• Формировать нравственные качества детей на примере их игры с родителями.

• Развивать приемлемые тесные связи педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

В результате, была достигнута поставленная цель - обеспечение снижения эмоционального напряжения и беспокойства детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Таким образом, период адаптации детей раннего возраста к детскому саду был успешно завершен для большинства детей группы - хорошее физическое и эмоциональное самочувствие детей, игра с игрушками, их доброжелательное отношение к сверстникам и к воспитателю. Но в наш детский сад дети поступают в течение всего учебного года, поэтому проблема адаптации детей актуальна круглый год.

Литература

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду.- Москва: Просвещение, 2007.- 176с.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста.- Москва: Медицина 2007.- 304с.

3. Алямовская В.Г Ясли - это серьезно.- М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2009.- 250с.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ,- Воронеж: Учитель, 2006.- 236с.

5. Белозёрова О.В. Проблема адаптационного периода // Инновационные проекты и программы в образовании-2009.- № 6.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 2007.- 104с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.- М.: Педобщество, 2007.- 240с.

8. Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 2.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.