Научная статья на тему 'Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации'

Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8821
956
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ / КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ / АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГРУППЫ АДАПТАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / EARLY AGE CHILDREN / ADAPTATION / DEADAPTATION / SHORT PERIOD STAYING GROUP / CRISIS OF DEVELOPMENT / CHILD'S ADAPTIVE RESOURCES / ADAPTIVE BEHAVIOR / ADAPTATION GROUPS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC RECOMMENDATION / CHILD'S DISTURBANCE OF DEVELOPMENT / COMPREHENSIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются современные условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Описываются разные формы пребывания детей в детских садах. Это могут быть группы кратковременного пребывания детей (3-4 часа) и группы адаптационного вида (до 1 часа). В связи с принятием нового закона об образовании в дошкольных учреждениях предусмотрено совместное пребывание, обучение и воспитание детей как нормально развивающихся, так и детей с различными нарушениями психического развития. В связи с этим каждому специалисту, работающему с детьми, необходимо знать закономерности прохождения ребенком адаптационного периода, учитывать его возможные сложности и выявлять выходящие за рамки нормальных адаптивных реакций особенности поведения малыша, требующие создания специальных условий сопровождения ребенка в группе и дома. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому саду. В целях профилактики и коррекции последствий неблагоприятной адаптации для родителей, воспитателей и специалистов, сопровождающих детей раннего возраста, предлагаются психолого-педагогические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Adaptation to Kindergarten of Early-Aged Children: Analysis and Recommendations

This article considers modern conditions of early age children care and education in pre-school institutions. Different forms of staying in day-care centers are described, including short period staying groups (3-4 hours) and adaptation groups (less than an hour). In connection with new education act modern pre-school institutions provide combined staying in group and education both the children with normal growth development and with different disturbances of development. Each specialist working with children have to know regularity of child adaptation period, take into consideration its potential complications and reveal in small child behavior the features that go beyond the scope of normal adaptive reactions and require special conditions for the child in daycare center and home. The article analyses three main stages of children`s adaptation in daycare center. For prevention and correction of unfavorable adaptation consequences author offers psychological and pedagogic recommendations.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации»

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 2 (41). С. 106-117

Серова Ирина Николаевна, ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1353

им. генерала Д. Ф. Алексеева

[email protected]

Проблемы адаптации к детскому саду

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА! АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ

И. Н. Серова

В статье рассматриваются современные условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Описываются разные формы пребывания детей в детских садах. Это могут быть группы кратковременного пребывания детей (3—4 часа) и группы адаптационного вида (до 1 часа). В связи с принятием нового закона об образовании в дошкольных учреждениях предусмотрено совместное пребывание, обучение и воспитание детей как нормально развивающихся, так и детей с различными нарушениями психического развития. В связи с этим каждому специалисту, работающему с детьми, необходимо знать закономерности прохождения ребенком адаптационного периода, учитывать его возможные сложности и выявлять выходящие за рамки нормальных адаптивных реакций особенности поведения малыша, требующие создания специальных условий сопровождения ребенка в группе и дома. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому саду. В целях профилактики и коррекции последствий неблагоприятной адаптации для родителей, воспитателей и специалистов, сопровождающих детей раннего возраста, предлагаются психолого-педагогические рекомендации.

В связи с изменившимися социальными реалиями в большинстве детских садов группы полного дня (12 часов) для детей раннего возраста заменили на группы кратковременного пребывания (ГКП), в которые дети приходят на 3 часа, и адаптационные группы, в которые дети приходят на 40 минут вместе с мамой. Адаптационные группы практически не распространены в образовательных комплексах, большинство учреждений предлагают родителям посещение групп кратковременного пребывания. Детей в ГКП принимают в основном в возрасте 2—2,5 года. В силу сложившихся обстоятельств, как то потеря кормильца или если ребенок из многодетной семьи, т. е. возникает ситуация, когда мама должна срочно выйти на работу, ребенок может начать посещать ГКП уже с полутора лет. Обычно дети посещают такую группу месяцев 6—7, и как только им исполняется 3 года, малышей переводят во вторую младшую группу, которая функционирует уже 12 часов в сутки. Исключением являются семьи, в которых мама должна выйти на работу до того, как малышу исполнится 3 года. Существует еще

один вариант ранней социализации для малышей — это частные детские сады, в которых сохранились ясельные группы для детей с полутора лет.

Изменения коснулись также обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Если два года назад для таких детей предлагались и Службы ранней помощи, и «Лекотеки», и группы в коррекционных образовательных учреждениях, то сегодня во всех образовательных учреждениях законом предусмотрено совместное пребывание, обучение и воспитание детей как нормально развивающихся, так и детей с различными нарушениями психического развития. В связи с этим каждому специалисту, работающему с детьми, необходимо знать закономерности прохождения ребенком адаптационного периода, учитывать его возможные сложности и выявлять выходящие за рамки нормальных адаптивных реакций особенности поведения малыша, требующие создания специальных условий сопровождения ребенка в группе и дома.

Диапазон возможностей реагирования маленьких детей в новых условиях достаточно широк. Выделяется 3 основные группы адаптивного поведения1, для которых характерны определенные поведенческие и эмоциональные реакции2.

Первая группа — группа легкой, или благоприятной, адаптации. Период легкой адаптации длится около 7 дней. У детей в это время могут наблюдаться незначительные психосоматические расстройства, которые быстро проходят. В первые дни при выполнении режимных моментов дети обычно капризны, но в группе достаточно активны, несмотря на некоторую растерянность. Для детей группы легкой адаптации характерны положительные эмоциональные реакции на сверстника: они радуются при появлении определенного ребенка, могут дотрагиваться до сверстника, стремятся рассмотреть его, огорчаются, когда за ребенком приходят родители или когда их друзей не приводят в группу.

У таких детей достаточно быстро налаживается контакт с воспитателем. Малыши с удовольствием выполняют его просьбы, не стесняясь, обращаются за помощью и адекватно реагируют на поручения педагога; активно стараются вовлечь взрослых в свою деятельность.

Вторая группа — адаптация средней тяжести, или среднеблагоприятная адаптация. Негативные изменения в поведении ребенка и в общем его состоянии выражены ярче, и привыкание к новым социальным условиям длится дольше — от 2 недель до 1 месяца. Малыш уже не может так быстро справиться со стрессом, вызванным переменами в его жизни, как дети первой группы. Более напряженными и фиксированными являются его реакции в ситуации расставания с близким человеком (малыш цепляется за маму и горько плачет). В группе ребенок продолжает плакать, постоянно зовет маму, просится домой, ходит за педагогом, беспокоится и постоянно спрашивает, когда за ним придут. В течение дня такой малыш пассивен и малоподвижен. У детей с адаптацией средней тяжести могут наблюдаться соматические реакции (рвота, аллергии, жалобы на головную боль

1 См.: Баркан А. И. Его Величество Ребенок. М., 1996.

2 См.: Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977; Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М., 1983; Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004; Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 29-35.

или боль в животе и др.), которые исчезают только через 2—3 недели от начала их появления. Постепенно дети начинают привыкать к окружающей обстановке, обращать внимание на новые игрушки. Они включаются на непродолжительное время в групповые игры, организованные взрослым, хотя и быстро теряют к ним интерес. Общение с другими детьми в этот период неустойчивое. В совместной игре дети часто используют только одно игровое действие, и такая игра не продолжительна. Малыши часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложение поиграть, но не стараются вовлечь его в свои занятия.

Третья группа — группа тяжелой адаптации или неблагоприятная. При тяжелой адаптации наблюдаются поведенческие нарушения, которые выражаются прежде всего в полярности проявлений: ребенок или подавлен, или сильно возбужден. В режимных моментах возникают сложности: у детей резко меняется пищевое поведение (снижается аппетит, возможен полный отказ от еды), малыши плохо засыпают, капризничают. Дети постоянно зовут маму, спрашивают, когда она придет, требуют у воспитателей ее позвать. Разлука и встреча с близкими проходят очень бурно и сопровождаются слезами и цеплянием.

По отношению к сверстникам эти дети пассивны: они не проявляют инициативы во взаимодействии, у них редко наблюдаются подражательные действия. Улучшение состояния ребенка при тяжелом варианте адаптации проходит очень медленно — в течение 2—3 месяцев.

Сложность протекания адаптации зависит от ряда факторов, в том числе и от возраста поступления ребенка в дошкольное учреждение. Проведенное автором исследование выявило наибольшую длительность и сложность адаптации детей, которые пришли в ясли на втором году жизни. Характерные трудности адаптации на протяжении и в конце первого года пребывания в дошкольном учреждении наблюдались у 92 % обследованных детей, в то время как сложная адаптация у детей более старшего возраста (начавших посещать дошкольное учреждение после 2 лет) наблюдалась значительно реже: на третьем году жизни — в 60 % случаев; на четвертом году — у 53 % детей3.

Приведем некоторые примеры трудно протекавшей адаптации у детей, которые стали посещать детский сад с середины второго — начала четвертого года жизни.

Примеры проявлений адаптации среднетяжелой степени

Рома 2,4 года. В поведении ребенка наблюдалось ярко выраженное стремление к сохранению стабильности окружения: малыш с опаской относился к новым людям и игрушкам, тщательно следил за выполнением обычных режимных моментов, болезненно реагировал, если не мог найти игрушку на привычном месте, беспокоился и стремился сразу же восстановить нарушенный другими детьми порядок.

3 См.: Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2013. № 2. С. 43—50; Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова, ред. М., 1980.

Миша 2,6 года. У мальчика отмечалась чрезмерная привязанность к близким, которая проявлялась в сильных отрицательных реакциях, реакциях цепля-ния при расставании ребенка с близкими, малыш постоянно искал маму, плакал, пытался выйти в коридор, думая, что там его ждут.

Федя 3 года. Ребенок в саду постоянно плакал, просился к маме, не играл со сверстниками, на занятиях был пассивен, не реагировал на обращения воспитателей. Родителями отмечалось, что дома малыш был возбудим, импульсивен, он не отпускал от себя маму, к посторонним относился настороженно и непредсказуемо.

Максим 3,3 года. Мальчик в группе детского сада был возбудим, постоянно находился в движении, на замечания воспитателей реагировал громким криком и падением на пол. Аппетит у ребенка избирательный, малыш долго не мог привыкнуть к предлагаемому рациону еды. Первое время только пил воду и ел хлеб. Отказывался засыпать, если ему не принесут «крошечку хлеба и капельку воды».

Примеры адаптации тяжелой степени

Милена 1,7 года. Мама сразу стала оставлять девочку на полный день пребывания в детском саду. Через 2 недели ребенок стал постоянно сосать большой палец руки, отмечалось нарушение пищевого поведения в виде повышенного аппетита, у девочки изменился сон — она стала плохо засыпать, во сне могла заплакать. Мама стала жаловаться на неадекватное поведение ребенка дома (девочка то ласкалась к маме, обнимала ее, то без всякого повода могла ее ударить или укусить).

Таисия 2,2 года. С самого начала посещения детского сада у девочки отмечался повышенный эмоциональный фон. Она одинаково хорошо шла ко всем взрослым на руки, не боялась и не стеснялась новых сотрудников. Примерно через полгода воспитатели стали замечать, что у ребенка появились дурные привычки (онанизм), девочка стала раскачиваться сидя на стуле, нарушилась регуляция гигиенических навыков (энурез и энкопрез), стала выраженной избирательность в еде. Изменился и эмоциональный фон. Воспитатели и родители начали отмечать, что у девочки стали проявляться депрессивные реакции: сниженное настроение, замедленные реакции, сонливость, отсутствие инициативы в деятельности, уменьшился круг социальных контактов, девочка стала часто болеть.

Женя 2,9 года. После начала посещения дошкольного учреждения, примерно через месяц, мама обратила внимание, что у ребенка изменилась осанка (стал сутулиться), по утрам часто ребенок жаловался на недосыпание, в детском саду отказывался от еды и мог ходить голодным до обеда (после обеда его забирали родители). От мамы специалистам поступали жалобы на общую пассивность сына и отсутствие интереса к игрушкам и мультфильмам. Ребенок стал часто болеть и выглядел постоянно уставшим, грустным, старался прилечь на пол или в кроватку.

Ваня 1,1 года. Первые признаки адаптационного неблагополучия начали проявляться через 2-3 недели: мальчик отказался самостоятельно есть — мог

сидеть за столом и ждать, чтобы его накормили. Стали возникать проблемы с самостоятельным выполнением гигиенических навыков. Перестал проявлять инициативу в общении и в игровой деятельности.

В случаях тяжелой адаптации требуется специально организованная работа всех специалистов, дающая шанс повысить адаптационные возможности ребенка, уменьшить последствия выраженных трудностей его вхождения в новую социальную среду и позволить ему удержаться в условиях сада. Анализ опыта специалистов, работающих с детьми в группах раннего возраста4, позволяет сформулировать ряд рекомендаций для родителей, воспитателей и психологов, сопровождающих детей раннего возраста, включая малышей с психофизическими нарушениями развития. Необходимо отметить, что предложенные рекомендации для решения возникающих и профилактики возможных проблем адаптации могут помочь только в том случае, если они будут выполняться комплексно всеми участниками психолого-педагогического процесса (родителями, воспитателями, специалистами и администрацией дошкольного учреждения).

Таким образом, рекомендации могут быть даны по нескольким направлениям:

• для родителей детей раннего возраста;

• общие вопросы организации режима и условий пребывания ребенка в саду;

• для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста;

• для специалистов, которые сопровождают детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей детей раннего возраста

В первые три года жизни ребенка выделяется несколько кризисных (наиболее сложных) периодов в его развитии — это период в районе годовалого возраста, начало третьего года жизни и начало четвертого года жизни, называемый обычно «кризис трех лет». И чаще всего решение отдать малыша в дошкольное учреждение принимается родителями без учета этих моментов. Большинство мам и пап знают про кризис трех лет, изменения в поведении малыша, его бурные эмоциональные реакции (проявления негативизма, обидчивости и т. д.) чаще не вызывают тревогу у родителей. Про кризис двух лет родителям известно меньше, но адаптация в этот период протекает особенно сложно, так как для ребенка важными становятся уже сформировавшиеся домашние устои, привычки; стабильные условия окружения и устойчивые формы поведения в них приобретают для него большую значимость. К этому возрасту завершается формирование чувства привязанности к близким, и малыш воспринимает даже кратко-

4 См.: Аскарина Н. М. Указ. соч; Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М., 2004; Морозова Е. И. Диагностика уровня адаптированности детей к массовым и специализированным яслям // Дефектология. 2001. № 2. С. 13—20; Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2012. № 6 . С. 68—74; Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2013. № 2. С. 43—50; Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях; Теплюк С. Указ. соч.

временную разлуку с мамой как катастрофу5. Во время прохождения кризисов дети становятся упрямыми, капризными, раздражительными, и конечно желательно, чтобы адаптация не совпадала с такими острыми периодами в развитии малыша.

Родителям нужно расширять социальный опыт малыша задолго до его поступления в детский сад и создавать условия, когда ребенку придется изменять свои формы поведения — например, устраивать походы в гости, поездки на дачу, посещение дней рождения и др.

Одним из самых острых и эмоциональных моментов в период привыкания малыша к детскому саду для самого ребенка и его родителей является ситуация расставания со своими близкими6. Для того чтобы ребенок мог спокойно расставаться с мамой, а затем терпеливо ждать ее возвращения, в социальный опыт малыша постепенно должны вводиться тренировочные ситуации, когда надо отпустить маму, а затем некоторое время подождать ее прихода. Так, малыш может на какое-то время остаться в гостях у хорошо знакомых родственников (бабушки и дедушки) или у друзей. Когда малыш будет убежден, что мама всегда возвращается, он научится сохранять спокойствие в ее отсутствие и ждать все дольше и дольше.

В раннем детстве соблюдение режима и формирование бытовых привычек чрезвычайно важны для малыша, и резкая их смена является одним из основных факторов стресса в период привыкания к дошкольному учреждению7. Поэтому стоит узнать заранее о режиме в детском саду, который будет посещать малыш, и постепенно вводить требуемый распорядок дня дома.

Одна из основных задач родителей — сформировать положительное отношение у ребенка к детскому саду и будущим воспитателям. Для этого нужно, например, рассказывать про свой собственный опыт пребывания в детском саду, играть в детский сад, рассказывать про праздники в детском саду, про новых друзей и др.

Ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно в дошкольном учреждении при условии уверенной и спокойной мамы. Родители тоже должны быть внутренне готовы к тому, что малыш какое-то время будет находиться без них.

До поступления в дошкольное учреждение родителям нужно обучить ребенка коммуникативным навыкам (умению просить помощь у взрослого, озвучивать собственные желания и др.), сформировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

До поступления в детский сад малыша необходимо научить играть в простые игры с привлечением сверстников; по возможности избегать травмирующих и стрессовых ситуаций в семье до поступления ребенка в дошкольное учреждение и в момент его адаптации к детскому саду. В частности, не стоит начинать адап-

5 См.: Баенская Е. Р. Закономерности раннего эмоционального развития // Альманах ИКП РАО. 2014. № 19 (URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v).

6 См.: Морозова Е. И. Указ. соч.

7 См.: Баенская Е. Р. Указ соч.

тацию малыша после его госпитализации или перенесенной недавно тяжелой болезни.

Для прогнозирования течения адаптации и профилактики дезадаптивных тенденций родители должны предоставить полную информацию о ребенке специалистам, педагогам и медицинскому работнику.

Для облегчения процесса адаптации родители могут дать ребенку с собой в детский сад его любимую игрушку или домашний предмет, который дорог и значим для ребенка. Также нужно рассказать воспитателям о том, что ребенка интересует, привлекает (какие занятия, книжки, музыка, игры и т. д.), а что он не любит или чего опасается.

Знакомить малыша с детским садом не обязательно утром. Можно прийти днем или во второй половине дня. Желательно, чтобы малыш не был расстроен, чувствовал себя хорошо и был в хорошем настроении.

Родители должны быть готовы к тому, что ребенку для привыкания к дошкольному учреждению и к группе потребуется время. Не каждый малыш с первого дня может пойти в дошкольное учреждение сразу на 7—8 часов. Поэтому в первые дни или недели (у каждого ребенка по-разному) не стоит отводить малыша в детский сад на весь день. Начать посещение группы желательно с 1,5—2 часов в день. Можно вместе с мамой пройти в группу, посмотреть, где находится спальня, кроватка малыша, туалет, полотенчико, вместе с малышом рассмотреть игрушки, познакомиться с детьми и педагогами.

Если ребенок тревожный, то мама может посещать группу вместе с малышом до того времени, пока ребенок не освоится и не будет спокойно оставаться один.

Если малыш боится входить в группу, где много детей, стоит приходить пораньше, когда детей еще мало.

Забирать малыша из детского сада лучше с дневной прогулки или после дневного сна. В первом случае стоит придумать какие-либо неотложные дела, из-за которых вы забираете малыша, и обязательно с ним это обсудить. Сразу после обеда забирать ребенка не стоит, так как, во-первых, подобные моменты детьми быстро запоминаются и в дальнейшем малыша будет очень тяжело приучить оставаться в саду на дневной сон; во-вторых, для тех детей, которые остаются на дневной сон, появление чужих родителей, забирающих других детей домой, может психологически травмировать остающихся. Потом малыши тяжелее засыпают, беспокоятся, спрашивают, когда за ними придут родители, могут даже заплакать.

Забрав малыша из детского сада, не стоит идти с ним в гости или в кафе. Ребенок должен отдохнуть от шума, от впечатлений и от большого количества людей вокруг него.

Нередко родители после того, как забирают ребенка из детского сада, сталкиваются с очень сильными, чаще отрицательными эмоциями, приступами раздражительности, признаками общего перевозбуждения. В таком случае необходимо помочь малышу избавиться от слишком сильных впечатлений — например, по пути домой дать ему возможность поиграть на детской площадке; дома дать малышу время побыть с мамой и папой, подержать его на руках, перед сном позволить поиграть в ванной с водой и пеной для ванны; дать возможность пори-

совать на большом листе бумаги красками, лучше акварельными; исключить из развлечений ребенка вечерний просмотр телевизора или игры на компьютере.

С началом посещения детского сада у малыша может сильно измениться поведение. Чем лучше взаимоотношения мамы и ребенка, тем сложнее ребенок будет переносить разлуку и тем более требовательным он будет дома. Например, малыш ни на минуту не может остаться без мамы, начинает ходить за ней по пятам, требовать, чтобы мама все свое время проводила с ним, брала его с собой в магазин, приходила к нему ночью, когда он ее зовет, чаще его обнимала, целовала и брала на руки. Таким образом малыш компенсирует вынужденную разлуку. В этот период следует прислушаться к ребенку, постараться дать ему то, что он хочет — внимание, любовь и заботу близких.

В момент прохождения адаптации и после нее не стоит переводить ребенка из одной группы в другую. У малыша в группе может возникнуть избирательный интерес и даже привязанность к воспитателю (или к какому-нибудь ребенку), способствующие преодолению трудностей адаптации. Если адаптация возможна только в присутствии определенного человека рядом с малышом, то она не считается благополучно завершенной, и вполне возможно, что с переходом малыша из одной группы в другую проблемы могут возобновиться и даже усилиться.

Общие вопросы организации режима и условий пребывания ребенка в саду

В дошкольной группе в период адаптации не должно быть большого количества детей — максимум 15.

Желательно, чтобы новые дети приходили в группу не по несколько человек сразу, а 1-2 ребенка в 1,5-2 недели.

Для детей с предполагаемыми трудностями адаптации можно предложить начать посещение с кратковременных групп пребывания или групп адаптационного вида; организовать для них гибкий режим вхождения в группу (так, они могут приходить в группу на несколько часов, например только на прогулку, посещать группу вместе с мамой, иметь дополнительный выходной день в середине недели и др.).

Желательно, чтобы те педагоги, которые работают с детьми раннего возраста, переходили с ними в следующую возрастную группу (для профилактики повторных трудностей дезадаптации).

Для улучшения адаптации детей к детскому саду нужно организовывать в детском учреждении круглые столы, конференции по проблеме адаптации детей к детскому саду (с целью подготовить педагогов к возможной профилактике ее выраженных трудностей и последствий), по воспитанию и обучению детей раннего возраста с благополучным и нарушенным развитием; обеспечивать возможность повышения профессиональной подготовки сотрудников дошкольного учреждения, работающих с детьми, имеющими угрозу и явные признаки дез-адаптивного поведения.

Процесс адаптации значительно облегчает организация самого пространства помещения группы. Мебель лучше всего размещать в группе так, чтобы она

образовывала комнатки — для большего уюта и комфорта детей, чтобы они чувствовали себя в безопасности, как дома. Очень хорошо, если в группе находится место для детского домика, в котором ребенок может отдохнуть от шума сверстников, поиграть и побыть один.

От образовательного учреждения требуется также гибкость в решении адаптационных проблем, которые могут возникнуть в силу не только возрастных, но и индивидуальных особенностей малыша. Например, предоставить ребенку возможность посещать группу, не соответствующую его реальному возрасту, которую посещают дети младше него. В таких группах могут быть условия, более подходящие малышу в данный момент: сокращенное время занятий, более ранний дневной сон, больше внимания взрослых к каждому ребенку и возможностей индивидуальной поддержки. Щадящий режим, условия, адекватные для детей более раннего возраста, могут соответствовать индивидуальным потребностям и возможностям малыша. А может возникнуть другая ситуация, когда ребенок будет лучше себя чувствовать в группе, где основная масса детей несколько старше него. Такие дети уже имеют опыт посещения детского сада (год отходили), они достаточно самостоятельные, им не требуется постоянная поддержка взрослого, и воспитатель может уделить больше времени и внимания вновь пришедшему младшему ребенку, помочь ему привыкнуть к режиму садика.

Следует постараться организовать групповое пространство таким образом, чтобы малыш имел доступ к различным видам самостоятельной деятельности. Для этого в группе должны быть в доступности рулоны бумаги для рисования с карандашами или красками, конструкторы для детей, тематические уголки и др.

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста

Взрослый является надежной базой для ребенка в период раннего детства. Взрослый гарантирует безопасность и предсказуемость происходящего вокруг, поэтому в первые дни адаптации лучше всего обеспечить для вновь прибывшего ребенка максимально длительное пребывание около воспитателя, но только в том случае, если ребенок адекватно реагирует на педагога и у малыша не возникает негативных реакций на эмоциональный и тактильный контакт с новым взрослым.

Воспитатель должен оказывать необходимую эмоциональную поддержку малышу, который проходит адаптацию, уделять ему избирательное внимание (особенно в наиболее сложные режимные моменты — расставание с мамой, кормление, укладывание спать, гигиенические процедуры, выход на прогулку и т. д.) — задавать ощущение порядка, уюта, безопасности, готовности помочь, но при этом избегать чрезмерной активности по отношению к ребенку, чтобы не напугать его, не вызвать негативное отношение к детскому саду.

Часто бывает, что ребенок избирательно относится к взрослым, которые сопровождают его в группе. К кому-то из воспитателей малыш бежит, радуется, залезает на руки, показывает, какую игрушку он принес из дома, пытается рассказать какие-то домашние новости, к другому же относится настороженно,

с опаской, может капризничать, отказывается заходить в группу. Воспитатели должны быть готовы к подобной избирательности малышей и относиться к этому спокойно, давая ребенку возможность привыкнуть к необходимости его присутствия и спокойно, доброжелательно выполнять свои профессиональные обязанности. В подобной ситуации большая нагрузка по индивидуальному сопровождению малыша может ложиться на помощника воспитателя.

Взрослый должен поддерживать все проявления активности ребенка в любой деятельности и его стремление к вниманию взрослого.

Воспитателю необходимо обеспечить стабильную обстановку в группе (игрушки должны стоять на своих местах, чтобы ребенок не искал игрушку, которая ему приглянулась).

До 2-3 лет малыш не испытывает сильной потребности в общении с другими детьми8. Именно взрослый выступает как основной его партнер по играм, образец для подражания в деятельности, именно взрослый организует общение между малышами. Воспитатель принимает на себя роль посредника, организатора во всех детских взаимодействиях.

Взрослый должен комментировать все, что происходит в группе. Постепенно вводить простые и понятные для детей правила поведения в группе.

В период привыкания малыша к новым условиям чаще всего встречаются сложности, связанные со сном, аппетитом и нестабильностью культурно-гигиенических навыков. Во время адаптационного периода необходимо максимально учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Ни в коем случае не следует перевоспитывать малыша, нужно спокойно относиться к любым, даже вредным привычкам. Например, если малыш отказывается кушать, а педагог будет пытаться насильно накормить ребенка, не выпускать из-за стола, пока малыш не съест свою порцию, то ребенок скорее всего отреагирует на такое перевоспитание рвотой, которая может легко закрепиться и перейти в разряд невротических расстройств. Если малыш отказывается засыпать, можно предложить ему тихонько полежать с открытыми глазками, дать в ручки любимую игрушку, погладить по спинке, посидеть рядом. Если у малыша встречаются особенности, связанные с гигиеной, то родители должны принести в группу достаточное количество одежды для переодевания, а воспитатель должен чаще напоминать малышу о посещении туалета.

Не нужно торопить детей в выполнении ими режимных моментов (во время гигиенических процедур, подготовки к дневному сну, обеду), лучше заранее предупреждать их, что они скоро будут делать. Педагог может подготовить карточки с различными режимными моментами и выложить на магнитной доске, перед началом дня познакомить детей с распорядком занятий и после каждого выполненного момента снимать картинку с доски, акцентируя на этом внимание детей.

Хорошо давать детям простые поручения, которые они могут выполнить для формирования и поддержки чувства успешности.

Воспитатели должны получать информацию об актуальных интересах малыша, его избирательных предпочтениях и ограничениях. Если ребенок принес из

8 См.: Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Указ. соч.

дома любимую игрушку, то воспитателям необходимо обеспечить безопасность этому значимому для малыша предмету в группе и на прогулке, чтобы другие дети его не отнимали, чтобы он не потерялся.

Рекомендации для специалистов, которые сопровождают детей раннего возраста

Для изучения стартовых адаптационных возможностей ребенка специалистам, работающим с ребенком, следует собрать полный анамнез развития ребенка (биологические, социальные риски развития). Они должны адекватно оценивать его актуальное эмоциональное состояние, понимать и учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности малыша; проводить диагностику адаптационных возможностей малыша на начальных этапах посещения сада (с целью коррекции и профилактики дезадаптации), отслеживать и обсуждать с родителями ее динамику.

Необходимо помнить про лабильность эмоциональной сферы малыша, про то, что ребенок легко «заражается» эмоциями других детей (в том числе и отрицательными), и поэтому как можно скорее оказать психологическую поддержку ребенку, который расстроен (обнять, утешить, успокоить, прогуляться по группе, отвлечь, посмотреть в окошко на птичек или собачек, почитать знакомую ребенку книжку, спеть любимую песенку).

Специалисты (в частности, педагог-психолог) хотя бы первый месяц обязательно должны ежедневно присутствовать в группе для детей раннего возраста, помогать воспитателям в сопровождении детей с наиболее сложным поведением, общаться с родителями, предоставлять им информацию о ребенке и о том, как проходит адаптация у их малыша. При появлении у ребенка стойких признаков дезадаптации они должны помочь родителям подобрать более щадящий способ социализации. Например, посоветовать походить с малышом в адаптационные группы, которые предусматривают совместное посещение с близким взрослым, или посещать группы при развивающих центрах, или начать посещение дошкольного учреждения с совместной прогулки с другими детьми.

Бывают случаи, когда адаптация протекает настолько неблагополучно, что малыш начинает реагировать на соматическом уровне (при подходе к учреждению у малыша открывается рвота, он начинает жаловаться на головную боль или на боль в животе, задыхаться и т. д.). В таком случае рекомендуется перенести начало посещения дошкольного учреждения на более поздний срок.

Специалисты должны проводить регулярные консультации с родителями, отмечая и обсуждая изменения в эмоциональном состоянии и в поведении малыша, как в дошкольном учреждении, так и дома, с целью корректировки индивидуального маршрута его сопровождения.

Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, дезадаптация, группы кратковременного пребывания, кризисы развития, адаптивные возможности ребенка, адаптивное поведение, группы адаптации, психолого-педагогические рекомендации, дети с нарушениями в развитии, комплексный подход.

Problems of adaptation to kindergarten

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF EARLY-AGED CHILDREN — ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS

I. Serova

This article considers modern conditions of early age children care and education in pre-school institutions. Different forms of staying in day-care centers are described, including short period staying groups (3-4 hours) and adaptation groups (less than an hour). In connection with new education act modern pre-school institutions provide combined staying in group and education both the children with normal growth development and with different disturbances of development. Each specialist working with children have to know regularity of child adaptation period, take into consideration its potential complications and reveal in small child behavior the features that go beyond the scope of normal adaptive reactions and require special conditions for the child in daycare center and home. The article analyses three main stages of children's adaptation in daycare center. For prevention and correction of unfavorable adaptation consequences author offers psychological and pedagogic recommendations.

Keywords: early age children, adaptation, deadaptation, short period staying group, crisis of development, child's adaptive resources, adaptive behavior, adaptation groups, psychological and pedagogic recommendation, child's disturbance of development, comprehensive approach.

Список литературы

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

2. Баенская Е. Р. Закономерности раннего эмоционального развития // Альманах ИКП РАО. 2014. № 19 (URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v).

3. Баркан А. И. Его Величество Ребенок. М., 1996.

4. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М., 1983.

5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М., 2004.

6. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.

7. Морозова Е. И. Диагностика уровня адаптированности детей к массовым и специализированным яслям // Дефектология. 2001. № 2. С. 13-20.

8. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2012. № 6. С. 68-74.

9. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2013. № 2. С. 43-50.

10. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова, ред. М., 1980.

11. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.