Научная статья на тему 'Положительное влияние новых форм дошкольного образования на адаптацию детей в группах детского сада'

Положительное влияние новых форм дошкольного образования на адаптацию детей в группах детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ГРУППА КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ / НОВЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климентова Е. Ю., Копина О. В.

В 2011 году в нашем детском саду № 2165 города Москвы открылись двери Центра игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Дети, готовые «отпустить» маму впоследствии перешли в Группу кратковременного пребывания «Светлячки» (адаптационная). По окончании адаптации в режиме неполного дня, они переходят в ясельную группу детского сада. Таким образом, малыш привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положительное влияние новых форм дошкольного образования на адаптацию детей в группах детского сада»

Положительное влияние новых форм дошкольного образования на адаптацию детей в группах детского сада

Климентова Е.Ю. Старший воспитатель ГБОУг. Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2165 Москва, Россия

Копина О. В. Педагог - психолог ГБОУ г. Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2165 Москва, Россия

Аннотация: В 2011 году в нашем детском саду № 2165 города Москвы открылись двери Центра игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Дети, готовые «отпустить» маму впоследствии перешли в Группу кратковременного пребывания «Светлячки» (адаптационная). По окончании адаптации в режиме неполного дня, они переходят в ясельную группу детского сада. Таким образом, малыш привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.

Ключевые слова: новые формы дошкольного образования, адаптация, преемственность

Цель: комфортная адаптация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Задачи:

1. Формирование активной позиции родителя к процессу адаптации детей.

2. Создание условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.

3. Организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

4. Эффективное использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения с целью увеличения количества комфортных мест для детей.

5. Доступность образования.

6. Работа с педагогами по обучению эффективным методам и приемам в период адаптации детей.

Как же работает система преемственности в нашем дошкольном образовательном учреждении?

Первым детишек встречает Центр игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Девиз: «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить» (Эрна Фурман).

Цель: создание условий для ранней социализации малыша. Задачи:

- Показать актуальность совместного пребывания «мама-малыш» для адаптации ребенка к детскому саду.

- Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.

- Обеспечить опыт посещения организованных занятий детьми с мамами для снятия родительской тревожности для поэтапного вхождения в жизнь в ДОУ, для знакомства со специалистами.

- Обучение родителей игре и общению со своими детьми. Направления деятельности:

1. Выступления на родительских собраниях, Днях открытых дверей.

2. Индивидуальные консультации; групповые консультации; семинары; семинары -практикумы; беседы; создание индивидуального маршрута развития ребенка; анкетирование; интервью; информационная поддержка родителей онлайн; видеоуроки, полезная информация, размещенные на сайте ЦИПРа; организация фотоконкурсов, творческих выставок (поделки вместе с детьми) и т.д.

3. Специально организованная деятельность детей и родителей в разных формах -дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами - песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия.

4. Организация совместных праздников (День открытия ЦИПР, Праздник Осени, День Матери, Встреча Нового года, Масленица, 23 февраля, 8 марта, Выпускной из ЦИПР, совместные досуги с детьми из групп детского сада).

5. Посещение малышами и мамами Группы кратковременного пребывания; знакомство с педагогом; организация совместных игр, досугов, прогулок и т.д.

Вторым этапом адаптации детей становится Группа кратковременного пребывания «Светлячки».

Девиз: «Добру откроются сердца».

Цель: помочь малышу привыкнуть к детскому саду, помочь адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения; избежать резкой смены обстановки, которая в большинстве случаев травмирует неподготовленного ребенка. Задачи:

- Получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками.

- Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со

взрослыми и

сверстниками.

- Подготовка детей к дальнейшему переходу в массовые 12-ти часовые группы. Направления деятельности:

1. Малочисленные группы (индивидуальный подход к каждому ребенку и их родителям), консультативная поддержка родителей педагогом - психологом.

2. Развивающие занятия с детьми (по программе детского сада). Специально организованная деятельность детей в разных формах - дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами - песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия; посещение бассейна детьми.

3. Занятия в сенсорной комнате, как помощь в адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

4. Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми Группы кратковременного

пребывания и педагогами ясельных групп для облегчения адаптационного периода.

5. Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа.

Следующим этапом адаптации является переход ребенка в ясельные группы детского сада.

Девиз: «Также как и река начинается с маленькой капли воды, так и большая, интересная, познавательная социальная жизнь ребенка начинается с ясельной группы в детском саду».

Цель: создать положительную эмоциональную среду общения между детьми и педагогами для облегчения адаптационного периода при переходе детей из Группы кратковременного пребывания в ясельные группы детского сада. Задачи:

- Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей.

- Снятие эмоционального напряжения у детей. Направления деятельности:

1. Специально организованные адаптационные игры, занятия; создание альбомов «Моя семья»; работа педагога - психолога с детьми, воспитателя (организованные занятия, игры).

2. Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа и группы КП.

3. Обмен опытом, создание копилки эффективных методов и приемов в период адаптации малышей.

4. Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми ясельных групп и группы Кратковременного пребывания для облегчения адаптационного периода.

5. Углубленная работа педагога - психолога в адаптационный период индивидуально, подгруппой в сенсорной комнате.

6. Работа воспитателей, педагога - психолога, педагогов дошкольного учреждения с родителями: родительские собрания, консультирование, проведение семинаров, Дней открытых дверей и т.д.

Проведя анализ данных (адаптационные листы, отзывы родителей, мнение воспитателей), мы выявили, что преемственность в работе новых форм дошкольного образования и групп детского сада, позволяет плавно, безболезненно адаптироваться детям в условиях детского сада.

Итоги адаптации детей от 2 до 3 лет к детскому саду (2011 - 2013 гг.):

Учебный год Предмет анализа Группа Уровни адаптации Динамика

2010 - 2011 Адаптация детей в ОУ Первая младшая (от 2 до 3 лет) 50% - легкая адаптация 41% - средний уровень адаптации 9% - критическая адаптация

2011 - 2012 Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРаиГКП (15 детей) Первая младшая (от 2 до 3 лет) 70% - легкая адаптация 27% - средний уровень адаптации 3% - критическая адаптация Легкая > на 20 % Средняя< на 14 % Критическая < на 6 %

2012 - 2013 Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРа и ГКП (32 ребенка) Первая младшая (от 2 до 3 лет) 78% - легкая адаптация 20% - средняя степень адаптация 2% - критическая адаптация Легкая > на 8 % Средняя< на 7 % Критическая < на 1 %

Результаты адаптации детей в сравнении с детьми, не посещающими ЦИПР и

ГКП:

Учебный год Группа Посещение ЦИПРаиГКП Качество знаний

2012 - 2013 Первая младшая группа (1 группа) + 78% - легкая адаптация 20% - средняя степень адаптация 2% - критическая адаптация

2012 - 2013 Первая младшая группа (7 группа) - 50 % - легкая адаптация 38 % - средняя степень адаптации 11% - критическая адаптация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.