Научная статья на тему 'Малыши центра столицы'

Малыши центра столицы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ СЕМЕЙ / НОВЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОСКВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова М. М.

В последние годы возросли образовательные запросы москвичей. Родителям предоставлена возможность выбора разных форм дошкольного образования. Одни семьи пользуются образовательными и психологопедагогическими услугами государственных и негосударственных детских садов. Другие предпочитают дозировать свои контакты с общественным дошкольным образованием. Третьи, по разным жизненным причинам, желают находиться в «социальной изоляции» и обходиться только рамками семейной подготовки ребенка. Как правило, такие формы, службы создаются энтузиастами, понимающими важность раннего выявления отклонений или факторов риска в развитии ребенка и оказания семье комплексной помощи и поддержки, они способны к гибкому реагированию на запросы семьи, стремятся привлекать к решению своих задач организациипартнеры. В планах Управления образования Центрального округа города Москвы дальнейший учет потребностей семей в дошкольном воспитании и открытие новых форм дошкольного образования, исходя из реальных запросов населения каждого района центрального административного округа Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toddlers of the Capital Center

Educational demands of Moscow citizens have recently increased. Parents can choose different forms of preschool education. Some families enjoy educational and psychological and pedagogical services of public and private kindergartens. Others prefer to limit their contacts with the public preschool education. Still others, for various life reasons, wish to be in a “social isolation“ and confine themselves to family training of their child. As a rule, such services are established by enthusiasts who are aware of the the importance of early detection of abnormalities or risk factors in child’s development and that the family should be provided with comprehensive care and support; they are able to respond flexibly to the requests of the family, seek to involve partnership organizations into solving of their problems. The plans of the Central District Board of Education, Moscow include further consideration of the needs of families in early childhood care and the discovery of new forms of preschool education, according to real needs of the population of each district of the Central Administrative District of Moscow.

Текст научной работы на тему «Малыши центра столицы»

Овчинникова М.М. главный специалист отдела дошкольного воспитания Центральное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы

Москва, Россия

Малыши центра столицы

Аннотация: В последние годы возросли образовательные запросы москвичей. Родителям предоставлена возможность выбора разных форм дошкольного образования. Одни семьи пользуются образовательными и психолого-педагогическими услугами государственных и негосударственных детских садов. Другие - предпочитают дозировать свои контакты с общественным дошкольным образованием. Третьи, по разным жизненным причинам, -желают находиться в «социальной изоляции» и обходиться только рамками семейной подготовки ребенка.

Как правило, такие формы, службы создаются энтузиастами, понимающими важность раннего выявления отклонений или факторов риска в развитии ребенка и оказания семье комплексной помощи и поддержки, они способны к гибкому реагированию на запросы семьи, стремятся привлекать к решению своих задач организации-партнеры.

В планах Управления образования Центрального округа города Москвы - дальнейший учет потребностей семей в дошкольном воспитании и открытие новых форм дошкольного образования, исходя из реальных запросов населения каждого района центрального административного округа г. Москвы.

Дошкольный возраст является источником всех достижений и проблем не только конкретного человека, но и общества в целом. Именно в первые годы жизни закладывается отношение человека к другим людям, качества его личности, его ресурсы или их отсутствие.

В последние годы возросли образовательные запросы москвичей. Родителям предоставлена возможность выбора разных форм дошкольного образования. Одни семьи пользуются образовательными и психолого-педагогическими услугами государственных и негосударственных детских садов. Другие -предпочитают дозировать свои контакты с общественным дошкольным образованием. Третьи, по разным жизненным причинам, - желают находиться в «социальной изоляции» и обходиться только рамками семейной подготовки ребенка.

Сегодня система дошкольного образования Центрального административного округа разнообразна и многофункциональна, насчитывает 190 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (детские сады, средние общеобразовательные школы, прогимназии, Центры образования, ведомственные и негосударственные образовательные учреждения), в которых воспитываются 23 067 малышей (72% от общего количества детей, проживающих на территории округа).

Для детей дошкольного возраста, родители которых доверяют государственному дошкольному образованию, но нуждаются в гибком режиме помещения, создано 153 группы кратковременного пребывания разной видовой направленности: «Адаптационная», «Особый ребенок», «»Играя, обучаюсь», «Группа выходного дня», «Учусь плавать» и др. Положительный опыт работы таких групп позволяет спроектировать модель постепенной адаптации ребенка раннего возраста к условиям полного дневного пребывания в детском саду.

Для семей, имеющих маленьких детей, в округе открыто 55 Центров игровой поддержки ребенка. Центры игровой поддержки - новая форма дошкольного образования для детей от рождения до 3 лет, они открыли уникальную возможность педагогам детских садов познакомиться с современными родителями, узнать потребности семьи, изучить особенности развития детско-родительских отношений. Возрастной состав родителей стал намного моложе и все больше молодых матерей стремятся сохранить статус независимости в материальном отношении, совмещая работу и воспитание ребенка.

Для поддержки материнства и детства в округе открыто 73 «Семейных детских садов» (250 детей). Это инновация в сфере дошкольного образования. Суть проекта заключается в том, что семейный детский сад создается на базе государственного образовательного учреждения, находится по месту проживания семьи, финансируется из государственного бюджета, на должность воспитателя назначается один из родителей. При выборе такой формы образования, как семейный детский сад, многодетные мамы руководствуются интересами своих детей, и все они во многом сходны: сохранение психологически комфортной атмосферы в семье, здоровья и психики ребенка, сохранение ребенка как личности и приоритет индивидуального подхода, мобильность семьи в части посещения различных мероприятий, занятий, досугов, проводимых непосредственно в детском саду.

В своих отзывах родители подчеркивают, что работа в Семейном детском саду помогает осознать, насколько непоследовательно ранее велось воспитание детей. Изучая методические рекомендации, знакомясь с книгами и пособиями, которые выдают в детском саду, они узнают много нового и решаются на получение второго высшего образования - педагогического, сегодня в педвузах обучаются 7 воспитателей семейных детских садов.

Конечно, мы не забываем и о детях с ограниченными возможностями здоровья: для удовлетворения потребности семьи, имеющей «особого ребенка», открыты 8 Лекотек, 6 Службы ранней помощи и 20 групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», в которых получают

квалифицированную помощь более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как правило, такие формы, службы создаются энтузиастами, понимающими важность раннего выявления отклонений или факторов риска в развитии ребенка и оказания семье комплексной помощи и поддержки, они способны к гибкому реагированию на запросы семьи, стремятся привлекать к решению своих задач организации-партнеры.

Самая главная миссия детского сада: сделать ребенка счастливым. Если малыш, улыбаясь, идет в сад, а вечером не умолкает и рассказывает, чему научился, что было с ним за день радостного и интересного - значит, коллектив детского сада выполняет свою задачу. И родители высоко ценят такое отношение к детям.

В планах Управления образования - дальнейший учет потребностей семей в дошкольном воспитании и открытие новых форм дошкольного образования, исходя из реальных запросов населения каждой районной Управы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.