Научная статья на тему 'Инновации дошкольного образования в современной России'

Инновации дошкольного образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
7047
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / СЕМЬЯ / FAMILY / ВАРИАТИВНОСТЬ / VARIABILITY / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕФИЦИТ ДОУ / PRE-PRIMARY EDUCATION / INNOVATIVE CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривенкова Юлия Евгеньевна

В статье рассмотрены, проанализированы инновационные процессы, происходящие в дошкольном образовании, выделены и систематизированы основные факторы, наиболее активно влияющие на его развитие за последние 15 лет. Отобраны 10 образовательных программ, в которых выделены инновационные составляющие. Рассмотрены инновационные трансформации в системе дошкольного образования и выявлены причины, сдерживающие этот процесс. Выделены основные и дополнительные условия успешного внедрения инноваций в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations of preschool education in contemporary Russia

In the article the analysis of innovation processes taking place in early childhood education, identified and systematized the main factors that made the most impact on its development over the past 15 years. Recruited 10 educational programs that highlighted the innovative components. Considered innovative transformation in the system of preschool education and identified the reasons that hindered the process. Selected the following major and additional conditions for successful innovation in preschool education.

Текст научной работы на тему «Инновации дошкольного образования в современной России»

Ю.Е. Кривенкова

ИННОВАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассмотрены, проанализированы инновационные процессы, происходящие в дошкольном образовании, выделены и систематизированы основные факторы, наиболее активно влияющие на его развитие за последние 15 лет. Отобраны 10 образовательных программ, в которых выделены инновационные составляющие. Рассмотрены инновационные трансформации в системе дошкольного образования и выявлены причины, сдерживающие этот процесс. Выделены основные и дополнительные условия успешного внедрения инноваций в дошкольном образовании.

Ключевые слова: детский сад, инновационный процесс, семья, вариативность, предшкольная подготовка, дефицит ДОУ.

Социальные, экономические и идеологические трансформации, происходящие в обществе в последние 15 лет, внесли существенные изменения в систему образования и воспитания подрастающего поколения. Эти трансформации ведут к процессам реконструкции и инновации в системе и содержании дошкольного образования.

Инновационный процесс является одним из распространенных социальных процессов, он связан с переходом в качественно иное состояние, сопровождающееся тщательным пересмотром устаревших положений и норм, формированием новых групповых общностей. Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. п.

© Кривенкова Ю.Е., 2011

Инновации в дошкольном образовании, по нашему мнению, - это создание социально-педагогических новшеств, возникающих и поддерживаемых в детских образовательных учреждениях, институтах внесемейной социализации и семье, их оценка и освоение педагогическим сообществом, использование и применение на практике. В качестве факторов возникновения инноваций мы выделяем, прежде всего, следующие: за последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989 г.)1. Основная идея Конвенции - это обязательное обеспечение интересов и прав детей, создание необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества.

Доступность дошкольного образования - норма, провозглашенная современным российским государством, гарантирующим общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43 Конституции РФ)2. Однако существуют барьеры разного порядка, выступающие ограничителями реализации принципов государственной политики в области образования. Ниже мы покажем, как эти ограничения снижают успешность социализации детей, мобильность родительской общности и с помощью каких трансформаций системы образования общество пытается решать эту проблему.

Прежде всего, рассмотрим инновации в содержании образования. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные социальные качества - мышление, память, внимание, воображение и речь, которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Дошкольные учреждения, осуществляя традиционное для нашей страны педагогическое сопровождение семейного воспитания, содействуют развитию совместной деятельности самих семей. Для этого используются такие средства, как создание родительских общественных объединений, семейных клубов (на базе образовательных учреждений, по месту жительства); формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании детей и т. д. По мнению исследователя И.А. Дядюновой, в последние годы наметилась тенденция перехода от опосредованных форм взаимодействия к

формам непосредственного, развивающего взаимодействия3. Благодаря общению с педагогами и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт взаимодействия как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов. В частности, одной из новых форм является семейный клуб. В нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в различные виды взаимодействия, осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя.

В рамках семейного клуба наиболее полно можно осуществить взаимодействие детских дошкольных учреждений и семьи во всех формах, что позволяет рассматривать его как важное средство успешной социализации ребенка, как фактор его социальной поддержки, имеющий мощный социальный ресурс. Это одна из моделей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и микросоциума, работа которого направлена на формирование позитивного влияния на личность посредством положительного примера родителей; на развитие социальных инициатив родителей. Клуб позволяет выступить педагогам и родителям союзниками, помогает лучше узнать ребенка, увидеть друг друга (в выгодном свете) в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности детей, сформировать ценностные жизненные ориентиры, преодолеть негативные проявления в поведении.

Условия успешности инновационного процесса содержания дошкольного образования, на наш взгляд, следующие. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам4. Более десяти лет эти учреждения России функционируют в условиях свободного выбора образовательных программ. ДОУ сегодня официально работают более чем по 40 образовательным программам: комплексным, парциальным, дополнительным. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям - получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание ценности дошкольного периода жизни.

При создании современных программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, поз-

воляющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс.

Для анализа инноваций дошкольного образования нами были отобраны 10 программ, созданных после 2000 г. Это программы: «Из детства в отрочество» (2005 г.), комплексная и охватывает возраст от 1 года до 7 лет; «Предшкольная пора» (2005 г.), предназначенная для подготовки детей к школе, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение; «Дружные ребята» (2002 г.), посвященная нравственному воспитанию ребенка в детском саду; «Оберег» (2003 г.), предназначенная для комплексного изучения фольклора в детском саду; «Речецветик: парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников» (2000 г.); «Я, ты, мы» - программа социально-эмоционального развития ребенка; «Играя - развиваем» (2002 г.) по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями; «Ступеньки» (2005 г.) - комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего и младшего возраста; «Первые шаги» (2007 г.), для детей раннего возраста; «Ступеньки детства» (2007 г.), направленная на решение важнейшей социально-педагогической проблемы - преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.

В ходе нашего анализа выявлены следующие направления инноваций в программах.

1. Создание программ по одному из приоритетных направлений развития дошкольного образования - образованию детей старшего дошкольного возраста, или «предшкольному образованию», что должно обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоев населения.

2. Появление новых программ для работы с детьми в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, что позволяет осуществлять коррекционную работу в точном соответствии с возрастными и психофизическими особенностями и потребностями развития воспитанников таких детских садов.

3. В программах, созданных в последние годы, сложилась положительная тенденция представлять в их составе учебно-методические комплекты (образовательную программу, пособия, хрестоматии, настольно-печатные игры, аудио- и видеопособия), что способствует их успешному внедрению в практику.

Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потреб-

ности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам родителей. У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» и «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что поддерживает здоровую конкуренцию в системе образования.

Выше мы дали краткий анализ новых программ предшкольно-го образования, внедряемых в детских садах. Однако в реальности именно в сфере предшкольной, т. е. в сфере подготовки к школе, возникает несколько парадоксальных нововведений.

В этой связи полагаем необходимым обратить внимание на очевидное противоречие, имеющее место сегодня, между продекларированными принципами гуманизации дошкольного образования и широким, практически повсеместным распространением раннего педагогического насилия. Современная система школьного образования, являясь институтом социализации, предъявляет свои требования к дошкольнику, предлагая взамен элитное обучение как одну из основных ценностей современного общества. Последствия и реальную пользу этого предложения могут оценить только сами родители. Если семья не принимает данное условие и не вписывается в социальное пространство, то за этим может последовать «социальное исключение», а в перспективе индифферентное отношение системы к ним вообще. Вследствие этого родители из лучших, как им кажется, побуждений стремятся заставить ребенка во всем соответствовать представлениям взрослого мира. Сегодняшняя подготовка детей к школе делает упор в основном на изучение отдельных предметов. В то же время практически отсутствует физическая подготовка, несмотря на общий фон ослабления здоровья детей, сокращается число логопедических групп при возрастании потребности в них. Незначительное место занимает эстетическая подготовка. Происходит очевидное сужение мира детской игры. Социологом Е.Г. Зимой определена статистическая регулярность предшкольно-го образования. Целенаправленно готовят будущих первоклассников к школе 53 % родителей5.

Перейдем к рассмотрению инновационных трансформаций в системе дошкольного образования.

Дошкольное образование рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), с тем чтобы жен-

щина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Многообразие задействованных форм дошкольного образования позволило на 1 сентября 2008 г. существенно увеличить показатель охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет до 72,3%.

При этом лучшие показатели удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования достигнуты в СевероЗападном, Центральном и Приволжском федеральных округах (90,7, 87,3 и 86,8% соответственно), самые низкие - в Сибирском и Южном федеральных округах (71,6 и 74,9% соответственно)6.

Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения остаются высокими. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 сентября 2008 г. 1,5 млн человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте от рождения до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года. Еще 41,5% числящихся в очереди - дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. Таким образом, неполное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования рождает ажиотажный спрос на места в дошкольных образовательных учреждениях. Лучше всего спрос на дошкольное образование удовлетворен сегодня для детей старшего дошкольного возраста: охват таких детей разными формами дошкольного образования в целом по России составляет 76,1%, а в общей очереди нуждающихся в местах в ДОУ детей в возрасте от 5 до 7 лет только 7,9%7.

Система дошкольного образования в настоящее время стремится удовлетворить и разнообразные образовательные потребности населения, и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. Существуют разные виды и типы государственных ДОУ, сеть негосударственных учреждений, домашние детские сады, комплексы «начальная школа - детский сад», группы для дошкольников на базе школ. Происходит интеграция воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития, создаются дошкольные группы, работающие в условиях двуязычия. В 2001 г. была разработана и внедрена модель Российской лекотеки, системы психолого-педагогического сопро-

вождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, гармонизацию родительско-дет-ских отношений, формирование предпосылок к обучению.

В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается частично за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей. В субъектах Российской Федерации функционируют несколько видов групп кратковременного пребывания. Большой популярностью среди родителей пользуются группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы «Будущий первоклассник», группы для детей-инвалидов. В субъектах Российской Федерации в настоящее время накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания разной направленности. В целом по Российской Федерации на 1 сентября 2007 г. группы кратковременного пребывания детей организованы более чем в 4 тысячах дошкольных образовательных учреждениях (9% от общего количества ДОУ)8.

Мы полагаем, что описанные структурные инновации в системе дошкольного образования снимают лишь некоторые из барьеров - организационные, экономические, психоэмоциональные и физические барьеры, связанные со здоровьем ребенка. Таким образом, наибольшие проблемы сосредоточены в сфере преодоления институциональных и социокультурных барьеров.

В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения Российской Федерации приняты поправки к Закону Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей») по вопросам установления предельного размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Кроме того, с 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ) введена новая форма материальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, - компен-

сация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях9.

Принципиальная новизна заявленной формы материальной поддержки - компенсации - заключается в том, что впервые поддерживается не учреждение, не образовательная программа, а получатели услуг, предоставляемых образовательным учреждением, родители детей дошкольного возраста.

Отсутствие в дошкольных учреждениях государственного и негосударственного типа единого учебно-воспитательного стандарта привело к появлению и широкому распространению частной подготовки ребенка к школе. При этом очевидно, что специалист-профессионал формирует акцентированную установку в сознании ребенка на основную роль первоначальных учебных, психологических и социальных знаний, умений и навыков. При этом у родителей складывается убеждение, что школа возлагает на них социальную ответственность за качественную подготовку к принятию ребенком статуса школьника. Данный стереотип позволяет частным педагогам заявлять о себе как носителе неотъемлемой составляющей в формировании личности будущего первоклассника.

Сегодня частная подготовка к школе характеризуется постоянно прогрессирующей коммерциализацией данной услуги. Отсутствие соответствующей аналитической информации по данному вопросу, и в особенности о воздействии частной подготовки к школе на систему образования и на происходящие в этой связи социальные перемены, недооцениваются государственными органами, занимающимися разработкой политики в области образования.

Сложности внедрения инноваций связаны, по нашему мнению, со следующей ситуацией. Эффективность педагогической работы дошкольного учреждения в связи с переходом на новую для него программу определяется профессиональной готовностью коллектива к инновационной деятельности. Пересмотр собственных педагогических установок, формирование нового мышления, самовоспитание - процесс сложный и длительный, следует отметить, что его темп значительно отстает от темпа распространения информации о новых программах и их внедрения в практику работы. Наряду с другими возникает еще одна важная задача - «учиться в любом возрасте» - и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений. Таким образом, дополнительными условиями успешного внедрения инноваций должны быть признаны следующие: 1) подготовка благоприятных экономических оснований; 2) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки воспитателей-новаторов;

3) активное практическое использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что понятие «инновационные изменения» вполне применимо к основным уровням существующей дошкольной образовательной системы. На организационном уровне - это перепрофилирование «обычных» детских садов в различные виды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с целью более полного учета возможностей детей, а также обеспечения преемственности дошкольного и общего среднего образования за счет связи со школами, в которые перейдут дети из детского сада.

На содержательном, программно-методическом уровне - это внедрение вариативных программ с использованием инновационных методов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ. Сегодня в учебных планах («сетках») ДОУ широкое распространение получили новые занятия («Экология», «Иностранный язык» и другие), интенсивно разрабатываются «сквозные», интегрированные программы и здоровьесбе-регающие образовательные технологии. Возрастает значимость психологического сопровождения образовательного процесса.

На социальном уровне - это активное создание принципиально нового института «дошкольное образование», способного удовлетворять образовательные (и внеобразовательные) потребности различных социальных групп. Растущая сеть негосударственных дошкольных образовательных учреждений доказала свою жизнестойкость и востребованность за счет способности своевременно и адекватно реагировать на запросы этих групп и общеобразовательной школы.

Анализ развития сферы дошкольного образования за последние 15 лет свидетельствует о его социальной синхронности процессам, происходящим в целом в стране.

Примечания

1 Международная Конвенция ООН «О правах ребенка» // Справочник по дошкольному образованию. М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009. С. 24-25.

2 Конституция Российской Федерации. М.: Элит, 2004.

3 Дядюнова И.А. Семейный клуб как форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения // Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество». Москва,

20-22 октября 2009 г. М.: ИС РАН; РОС, 2009 (Диск CD. ISBN 978-5-89697-165-8).

4 Закон РФ «Об образовании» // Справочник по дошкольному образованию. С. 30-43.

5 Зима Е.Г. Новые социальные практики предшкольного детства в современных условиях развития российского образования // Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество».

6 Скорлупова О.А. Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования Московский области. URL: http://mo.mosreg.ru/dosh_korobrazovahie/ (дата обращения: 18.10.2009).

7 Там же.

8 Там же.

9 Справочник по дошкольному образованию. С. 676.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.