Научная статья на тему 'Центр игровой поддержки ребенка - вариативная форма дошкольного образования'

Центр игровой поддержки ребенка - вариативная форма дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2395
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА / ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБМЕН ОПЫТОМ / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмачкова И.А.

Целью статьи является представление опыта МБДОУ «Детский сад № 31» г. Североморска по организации работы Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста «Гнездышко», как одной из вариативных форм дошкольного образования, созданного в целях реализации прав граждан на бесплатное общедоступное дошкольное образование, гарантии государственной поддержки семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Деятельность Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяет создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг. В статье представлены этапы работы по созданию ЦИПР «Гнездышко» на базе дошкольного учреждения, нормативные документы, обуславливающие его деятельность, формы работы с детьми и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр игровой поддержки ребенка - вариативная форма дошкольного образования»

Центр игровой поддержки ребенка - вариативная форма дошкольного образования

Шмачкова И. А.

Заместитель заведующего детским садом

МБДОУ д/с № 31 Североморск, Россия ¡га-2((((9атаИ. ги

Аннотация: Целью статьи является представление опыта МБДОУ д/с № 31 г. Североморска по организации работы Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста «Гнездышко», как одной из вариативных форм дошкольного образования, созданного в целях реализации прав граждан на бесплатное общедоступное дошкольное образование, гарантии государственной поддержки семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

Деятельность Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяет создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.

В статье представлены этапы работы по созданию ЦИПР «Гнездышко» на базе дошкольного учреждения, нормативные документы, обуславливающие его деятельность, формы работы с детьми и родителями.

Ключевые слова: вариативные формы, дошкольное образование, социализация, развитие ребенка.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности (Малахова О.В., 2011г, с.5).

В то же время существует острая проблема, связанная с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях. Проблема обусловлена экономическими, социальными факторами. Современные молодые семьи нуждаются в социальной защите и государственном общественном воспитании. Группа раннего возраста самая востребованная. Растущая потребность семей в этих группах требует принципиально нового подхода к взаимодействию с семьей. Помощь детских садов жизненно необходима.

Изучение моделей семейно-общественного воспитания, анализ демографической ситуации в городе, анализ материально-технической базы детского сада и педагогического потенциала, стремление педагогов ДОУ отвечать социальному заказу населения города, положительный опыт организованного с 2004 года консультационного пункта «Уроки для заботливой мамы и умного малыша» для родителей микрорайона, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, изучение потребностей этих семей, послужили основой для создания Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста, не охваченных дошкольным воспитанием.

Деятельность Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста представляет собой вариативную форму дошкольного образования, которая позволяет создать единое образовательное пространство.

Нормативно - правовые документы, определяющие деятельность ЦИПР:

• ЗАКОН РФ «Об образовании» (ред. от 17.07.2009г)

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное

постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.

• Федеральная целевая Программа развития образования, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г № 803.

• Поручение Правительства РФ от 22.06.2007 г № ДМ - П44- 3035, утв. письмом Аппарата Правительства РФ от 07.06.2007 г. № 44-13028.

• Приказ Министерства образования и науки мурманской области № 280 от 16.02.2009 г. «Об открытии центров игровой поддержки ребенка». Содержание и методы работы ЦИПР определяются рабочей образовательной

программой, разработанной, на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с использованием методик «Вместе с мамой» Л.Ю. Климановой, «Топ-хлоп, малыши» Т.Н. Саутко, А.И. Бурениной.

Цель деятельности ЦИПРа «Гнездышко»:

• расширение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста, не охваченных общественным дошкольным образованием;

• создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка;

• адаптация детей раннего возраста к поступлению в детский сад;

• оказание психолого-педагогической помощи родителям.

Задачи:

• оказание содействия родителям в социализации детей раннего возраста, не посещающих детский сад посредством организации игровой деятельности;

• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; обучение способам применения различных видов игровых средств;

• организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Деятельность ЦИПР «Гнездышко» основывается на следующих принципах:

• открытости: доступная система информированности родителей о работе ЦИПР;

• взаимного доверия: доброжелательное, доверительное, уважительное отношение педагогов и родителей; понимание интересов и потребностей ребенка; эффективный контакт семьи и детского сада;

• конфиденциальности: сохранность информации о семье и ребенке;

• единства развивающих и воспитательных воздействий: формирование единых целей, задач, деятельности, требований и приемов;

• гуманности и заботы: чуткое отношение к личности ребенка, оказание постоянной поддержки, предъявление разумных требований.

Основанием для организации и открытия ЦИПР «Гнёздышко» на базе МДОУ д/с № 31 г Североморска послужил приказ начальника Управления образования администрации ЗАТО г Североморск (приказ об открытии: приказ Управления образования № 380 от 22.04.11г.).

Для осуществления деятельности ЦИПР обеспечили организационно-педагогические условия, решили вопросы кадрового обеспечения, разработали следующие документы:

• Приказ об открытии Центра игровой поддержки детей раннего возраста, не посещающих детский сад (ЦИПР «Гнездышко»);

• Положение о Центре игровой поддержки детей раннего возраста, не посещающих детский сад (ЦИПР «Гнездышко»);

• Рабочая программа

• Диагностический инструментарий.

• Функционал сотрудников ЦИПР «Гнездышко»;

• График работы специалистов ЦИПР «Гнездышко»»;

• Договор о сотрудничестве ЦИПР с родителями (законными представителями) ребенка;

• Заявление для зачисления ребенка в ЦИПР «Гнездышко»;

• Перспективный и календарный планы работы сотрудников в ЦИПР;

• Журнал учета проведенной работы;

• Аналитический отчет по итогам работы за год; Порядок зачисления ребенка в ЦИПР«Гнездышко»:

Для посещения ребенком ЦИПР, родителям необходимо написать заявление на имя заведующего МДОУ д/с №31, заключить договор о сотрудничестве ЦИПР с родителем (законным представителем) ребенка, представить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка из детской поликлиники.

Сведения о работе ЦИПР представлены на информационных стендах детского сада в родительских уголках, в детской поликлинике, в управлении соцзащиты, на сайте детского сада.

Запись на посещение ЦИПР производится по телефону. Режим работы ЦИПР: еженедельно по субботам с 11.00 часов до 12.00 часов. Этапы организации работы с детьми и родителями, посещающими ЦИПР «Гнездышко»:

1. Первичный прием родителей:

оформление документов (заявление, договор, анкетирование);

2. Первое организационное собрание:

• презентация МДОУ д/с № 31 г Североморска;

• ознакомление родителей с целями, задачами ЦИПР, режимом работы, планами, содержанием работы;

• знакомство с персоналом.

3. Развивающие мероприятия:

• игровые сеансы;

• психолого-педагогическая работа с родителями;

• сотворчество детей и родителей.

4. Аналитическая работа:

• результаты функционирования ЦИПР (раз в месяц);

• рекомендации родителям по развитию детей по результатам мониторинга, анкетирования, запросов родителей;

• планирование работы педагогов ЦИПР по результатам мониторинга. Основные направления:

- в работе с детьми:

• развитие движений;

• расширение ориентировки в окружающем и развитие речи;

• развитие предметной деятельности и познавательных способностей;

• приобщение к художественно-эстетической деятельности;

- в работе с родителями:

• знакомство с возрастными особенностями детей раннего возраста;

• формирование практических навыков общения, воспитания и обучения детей раннего возраста;

• консультативная поддержка.

Основные формы работы с детьми и родителями в ЦИПР «Гнездышко»:

• Игровые сеансы для детей и родителей;

• Индивидуальные и групповые развивающие занятия;

• Консультации;

• Мастер классы педагогов и специалистов;

• Практикумы;

• Круглые столы;

• Презентации;

• Выставки (игровых пособий, совместного творчества детей и родителей);

• Развлечения.

Посещение ЦИПР для родителей с детьми - бесплатно.

Оплата труда сотрудников, участвующих в работе ЦИПР, производится из стимулирующей части фонда оплаты труда работников МДОУ.

Кратковременное, но систематическое посещение детьми раннего возраста ЦИПР «Гнездышко» обеспечивает устойчивые результаты:

• социальное развитие ребенка - основу формирования личности;

• формирование коммуникативных навыков в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми;

• получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по вопросам воспитания, развития в процессе сотрудничества с семьей;

• реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми раннего возраста, не посещающими детские сады.

Библиография

1. Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М. 2011. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней. Волгоград: Учитель.

2. Малахова О.В. 2011. Вариативные формы дошкольного образования: опыт, проблемы, тенденции. Мурманск,

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. 1993.Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. М.

4. Статья в журнале: Афонькина Ю.А. 2010. Организационная модель деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста. //Журнал «Методист», №6.

5. Статья в журнале: Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М. 2011. Ранний возраст: поддерживаем семью игрой.// Журнал «Дошкольное воспитание», №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.