Научная статья на тему 'Обеспечение потребностей жителей в услугах ДОУ на основе вариативных форм'

Обеспечение потребностей жителей в услугах ДОУ на основе вариативных форм Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ / ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турилова Е. К.

В данной статье представлены вариативные формы организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Предлагается алгоритм управленческих действий по организации вариативных форм. В учреждении ведется работа с детьми, как посещающими, так и не посещающими ДОУ. Вариативные формы помогают педагогам эффективно включать родителей в образовательный процесс, решают вопросы обеспечения населения доступным качественным вариативным образованием, обеспечивая право на получение вариативного выбора образовательных программ, усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the needs of citizens in the PEI services as based on variable forms

The paper discusses variable forms of the organization of educational process in an educational institution. An algorithm of managerial activities for the organization of varying forms is proposed to organize the varying forms. The institutions are working with children both attending and not attending PEI. The variable forms help the teachers to incorporate the parents into the educational process and solve the problem of providing the citizens with high-quality varying education, ensuring the right to obtain a varying selection of educational programs and individualization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Обеспечение потребностей жителей в услугах ДОУ на основе вариативных форм»

Турилова Е.К. заведующий

МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 20

Нижний Новгород, Россия

Обеспечение потребностей жителей в услугах ДОУ на основе вариативных форм

Аннотация: В данной статье представлены вариативные формы организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Предлагается алгоритм управленческих действий по организации вариативных форм. В учреждении ведется работа, как с детьми посещающими, так и не посещающими ДОУ. Вариативные формы помогают педагогам эффективно включать родителей в образовательный процесс, решают вопросы обеспечения населения доступным качественным вариативным образованием, право на получение вариативного выбора образовательных программ, усиления дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Ключевые слова: вариативные формы; развитие; дети; родители; управленческие действия.

Изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, затронули и образовательную систему: произошло резкое сокращение сети дошкольных учреждений, что привело к снижению охвата детей дошкольным образованием и обусловило серьезные социально-педагогические проблемы, в частности нарушение конституционного права родителей на доступное, качественное дошкольное образование, недостаточная подготовка к школе детей, воспитывающихся в условиях семьи, невозможность получения ими необходимого социокультурного опыта.

В основе работы учреждения лежит изучение социального заказа родителей. Изучение проводилось путем анкетирования через управление образования Нижегородского района, сайт МБДОУ, обращения в консультативный пункт.

Был выработан следующий алгоритм управленческих действий по организации, который включает:

1. Исследование потребности населения в услугах образовательного учреждения. Данные показали, что в получении консультативной помощи по вопросам воспитания и обучения детей нуждаются 82 % семей, в квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи 70% семей, 87 % родителей хотят, чтобы их ребенок получал образовательные услуги.

Создание базы данных позволило определить виды услуг, которые родители хотели бы получить от дошкольного учреждения, стратегию развития учреждения, приоритетные направления.

2. Разработка нормативной организационной базы ДОУ включает в себя:

- внесение изменений в Устав; разработка локальных актов;

- издание приказов, регламентирующих деятельность вариативных групп;

- утверждение штатного расписания, режима работы групп, графиков работы специалистов, графиков занятости помещений;

- внесение соответствующих изменений в должностные инструкции педагогов;

- заключение договоров с родителями (законными представителями) ребенка.

3. Мотивация персонала к инновационной деятельности. В учреждении разработана мотивационно-стимулирующая система поощрения педагогов.

Моральное стимулирование:

- объявление благодарности;

- награждение грамотами, присуждение званий;

Материальное стимулирование осуществляется через средства Попечительского Совета, стимулирующую часть оплаты труда.

Внедренные в ДОУ механизмы стимулирования являются эффективными средствами профессионального развития педагогов.

4. Финансовое обеспечение: привлечение значительных внебюджетных средств (полученных от проведения платных образовательных услуг, грантов, спонсорских взносов, пожертвований).

5. Ресурсное обеспечение включает в себя материально-технические и кадровые условия.

Одной из эффективных форм решения вопроса обеспечения потребностей населения услугами ДОУ является развитие вариативных форм дошкольного образования.

Вариативные формы работы с детьми.

Адаптационная группа «Мама + Я» создана для детей раннего и младшего дошкольного возраста ( 2-х - 4-х лет ).

Отличительная особенность программы группы выходного дня -сотрудничество педагогов и родителей. Родители участвуют в образовательном процессе, знакомятся с условиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Установление доверительных отношений с сотрудниками дошкольного учреждения, принцип личностно - ориентированного подхода позволяет строить работу в группе ориентируясь на потребностях и потенциальных возможностях каждого ребенка.

Группа вечернего пребывания создана для детей от 3 до 6 лет.

Работа группы способствует социализации детей, общению их со сверстниками. Дети имеют возможность пообщаться с детьми, посещающими детский сад, поиграть с ними, поучаствовать в общих мероприятиях, проводимых в детском саду, праздниках, развлечениях, посетить занятия по дополнительному образованию.

Группа кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом.

Цель - система комплексной реабилитации детей от 4 до 7 лет, оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям в развитии, воспитании, социализации, консультативно-методическая поддержка родителей.

Дети, посещающие эту группу, являются инвалидами детства: дети с синдромом Дауна, с ранним аутизмом, с ДЦП, органическим поражением головного мозга.

Дети занимаются в группе по индивидуальным программам. В работе используются техники развития общения, игровая терапия, различные варианты арт-терапии, техники развития ориентировки, занятия по развитию крупной и мелкой моторики. Занятия в группе позволяют нам реализовать подход «частичной инклюзии», т.е. включения ребенка в режим групп ДОУ.

Домашняя форма обучения. Целью работы является: оказание индивидуальной коррекционной помощи детям, по состоянию здоровья не имеющим возможность посещать дошкольное учреждение.

Образовательный процесс в домашних условиях строится таким образом, чтобы у детей с тяжелыми нарушениями здоровья формировалась коммуникативная активность, уверенность в своих силах, для интеграции в общество. Для каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут, в основе которого лежит диагностика уровня психического развития.

Индивидуальная коррекционная помощь детям, имеющим проблемы в развитии, не посещающим дошкольные учреждения.

Цель: ранняя коррекция отклонений в развитии, оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям.

Центр игровой поддержки - Лекотека. Использование современных

эффективных вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения.

Основные задачи:

1. Оказание коррекционной помощи детям, не посещающим дошкольные

учреждения.

2. Психолого-педагогическая поддержка семьи.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающей технологии БОС-логотерапевтический имеет широкие показания к использованию: медицинские и медико-педагогические, психолого-педагогические, профилактические. Организация коррекционной и профилактической работы по развитию речи позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, разработать индивидуальную программу развития.

Создание системы дополнительного образования, позволяет расширить возможности образовательного процесса.

Кружковая и студийная работа ориентированы на обеспечение педагогической поддержки развития ребенка по всем направлениям: художественно-эстетическая направленность - хореографическая студия, хоровая студия; музыкально-театральная студия;

физкультурно-оздоровительная направленность - занятия ЛФК, секция по мини-футболу, гимнастический кружок;

интеллектуально-познавательная направленность - занятия с развивающими материалами Монтессори, кружок по подготовке детей к школе, кружок по обучению английскому языку;

социально-активизирующая направленность - краеведческий кружок, экологический кружок.

Группа развивающего обучения "Шаг за шагом".

Цель: обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих ДОУ.

На занятиях осуществляется развитие познавательной активности, социальных способностей и навыков, эстетическое развитие.

Вариативные формы работы с родителями

Консультативный пункт.

В учреждении разработан порядок предоставления методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения. Задачи консультативного пункта:

1) Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом,

психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не

посещающих дошкольные учреждения.

2) Ранняя диагностика детей, имеющих проблемы в развитии.

3) Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста. Просветительская работа в виде лекций, деловых игр, консультаций, тренингов, выставок литературы по запросам родителей.

«Родительская школа» - обучающая программа для родителей. Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей по созданию благоприятных психологических условий для гармоничного развития детей, подготовки детей к школе. Тренинговая программа детско-родительских отношений строится по системе запросов, исходящих от родителей.

«Клуб родительской взаимопомощи», инклюзивная служба сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ.

Служба помогает создать наиболее эффективные условия для развития любого ребенка, уменьшить возникновение вторичных и последующих нарушений и предотвратить формирование изоляции семьи детей с ОВЗ. Встречи с родителями проводятся в виде бесед, консультаций, собраний, тренингов, круглых столов. Занятия в Клубе помогают родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Включение вариативных форм в образовательный процесс дошкольного учреждения уже дало определенные результаты:

• Рост количества детей дошкольного возраста охваченных образовательными услугами более чем в 2 раза.

• Легче осуществляется адаптация детей.

• Повысился уровень психолого-педагогической компетентности родителей.

• Вырос кадровый потенциал педагогов.

• Поднялся рейтинг дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.