Научная статья на тему 'Построение современных моделей и развитие вариативных форм дошкольного образования'

Построение современных моделей и развитие вариативных форм дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Н. В.

Статья знакомит с новыми моделями вариативных форм дошкольного образования, направленных на доступность образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The construction of advanced models and development of variable forms of preschool education

The article introduces some new models of divergent forms of preschool education aimed at making education accessible to disabled children.

Текст научной работы на тему «Построение современных моделей и развитие вариативных форм дошкольного образования»

Андреева Н.В. заведующий МБДОУМО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»

Краснодар, Россия

Построение современных моделей и развитие вариативных форм дошкольного

образования

Аннотация: Статья знакомит с новыми моделями вариативных форм дошкольного образования, направленных на доступность образования детей, имеющих ограниченные возможности в здоровье.

Ключевые слова: мобильный детский сад, развитие ребенка, дети с ограниченными возможностями здоровья

В 1998 году «Детский сад № 24» первым открыл в городе Краснодаре группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи. Особенность работы заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень физического развития. Дошкольное учреждение является базовым учреждением федеральной стажировочной площадки Краснодарского края «Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество».

С целью расширения образовательных услуг на базе дошкольного учреждения активно внедряются альтернативные формы дошкольного образования. В обществе должно формироваться понимание того, что детям, имеющим нарушения в развитии, нужно помогать не просто из милосердия и сострадания, а потому, что их положение отражается на качестве жизни всего общества. В дошкольном учреждении открыты группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сложные нарушения в развитии. Группы кратковременного пребывания «Адаптационные», для детей от 1 года до 3 лет, которая помогает созданию целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста. Группы семейного воспитания организуются в целях развития новых форм дошкольного образования, поддержки семей, имеющих двух и более детей.

Мы стараемся простроить индивидуальный режим для каждого ребёнка, соблюдая при этом его образовательные потребности используя новые информационно-коммуникационных технологий в работе.

Реабилитационный комплекс БОСЛАБ-ЛОГО. Биологическая обратная связь (БОС) - технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной и компьютерной техники, представляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Реабилитационная работа дошкольного учреждения строится в тесном комплексном взаимодействии двух блоков: медицинского и психолого-педагогического. В МБДОУ разрабатываются индивидуальные программы формирования здоровья, которые координируются педагогической, медицинской и психологической службой. Созданы условия для физического и психического комфорта ребенка, осуществляется профилактика различных заболеваний. В работе используется автоматизированный аппарат «РОФЭС-диагностика». Это - специально разработанные модули зрительного

воздействия с обратной связью, которые влияют на состояние энергетической конституции с использованием оригинальной методики экспресс-диагностики психофизиологических параметров личности "РОФЭС-диагностика", которая позволяет обеспечить оперативный медицинский и психологический контроль за состоянием здоровья детей.

Экспертная система «Лонгитюд». Версия экспертной системы для наблюдения за развитием ребенка от 2-х месяцев до 5-и лет: раннее выявление возможных проблем в развитии, помощь родителям. Система предназначена для дистанционной работы специалистов с данными о развитии ребенка.

Став базовым учреждением федеральной стажировочной площадки

Краснодарского края МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 24» продолжил работу по внедрению современных моделей и вариативных форм дошкольного образования. Программа «Мобильный детский сад» направлена на установку быстровозводимых домов для организации структурных подразделений ДОУ в жилых микрорайонах, а так же открытия дополнительных мест в дошкольных учреждениях.

Установка быстровозводимого дома на территории дошкольного учреждения позволит существенно увеличить число дополнительных мест как для групп кратковременного пребывания, которые могут функционировать в две смены, так и для групп двенадцатичасового пребывания при установке домов с дополнительными помещениями. Возможно предусмотреть вариант переселения специалистов в такие дома, а на освободившихся площадях в капитальном здании открыть дополнительные группы.

Первый быстровозводимый дом с прихожей, санитарной комнатой и большой групповой комнатой, площадью в 54 квадратных метра был возведен на территории МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 24» в декабре 2011 года. Наш «Мобильный детский сад» сможет принять дополнительно от 2 до 3 групп кратковременного пребывания, которые будут функционировать в течение всего дня. Данная программа позволит увеличить число дополнительных мест, не ущемляя пространство уже существующих групп.

Программа «Мобильный детский сад»:

1. Открытие групп кратковременного пребывания;

2. Открытие групп 12-ти часового пребывания;

3. Открытие кабинетов для узких специалистов. А так же:

• ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

• Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

• Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

• Лекотека . Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Второе направление использования проекта «Мобильный детский сад » - это организация структурных подразделений ДОУ в крупных жилых микрорайонах. Организация мини-садов на территории крупных микрорайонах, где дети будут иметь возможность получать все образовательные услуги в течении четырех часов с педагогами дошкольного учреждения без питания и сна, а во вторую половину дня будет возможность оказывать платные дополнительные услуги всем детям данного микрорайона, таких как проведение совместных дней рождений, организация различных кружков и секций.

Дом представляет собой легкую конструкцию без фундамента. Данный дом будет филиалом детского сада, который будут укомплектован всем необходимым инвентарем. Воспитатель, работающий в данном филиале, проводит все основные занятия. Ценность данной идеи в том, что она принесет огромную пользу при небольших финансовых затратах.

Быстровозводимый дом на основе металлического каркаса действительно не подвержен коррозии, образованию мостиков холода и конденсата. Высокая степень надежности строений из металлического профиля обеспечивается стабильностью размеров, которые не подвержены влиянию биологических и влажностно-температурных процессов в отличие от древесины. Быстровозводимый дом из металлического профиля не подвержен усадке, в отличие от кирпичных и деревянных домов, поэтому в нем можно сразу выполнять внутреннюю отделку, устанавливать двери и окна.

Программа «Родительский университет on-line». Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности посещать дошкольное учреждение и общаться со своими сверстниками. Что же делать молодым родителям, которые не знают чему и как нужно обучать своего ребенка. Не существует курсов для родителей, которые воспитывают ребенка-инвалида, прийти на консультацию в дошкольное учреждение? Тоже не выход, так как не все дошкольные учреждения знают специфику развития и обучения таких детей. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их обучения азам воспитания ребенка-инвалида? А ведь такие дети полностью оторваны от системы образования и только родители смогут дать им те первые уроки, в которых нуждаются все дети. Отсутствие образовательных курсов для родителей, где они смогли бы получить информацию о том, как и чему учить ребенка-инвалида дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям.

Учитывая все это, мы разработали программу «Родительский университет online», где специалисты проводят интерактивные занятия с родителями. «Родительский университет on-line» - образовательное учреждение, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Специалисты дают рекомендации, советы для родителей по воспитанию и обучению ребенка. Ознакомившись с материалами виртуального занятия, родители выполняют ряд заданий

совместно с ребенком, которые проверяются и анализируются специалистами для дальнейший работы. Родители могут вступать во взаимодействие с сетевыми воспитателями, специалистами дошкольного учреждения, консультируясь по различным вопросам. Сетевые воспитатели и специалисты могут также осуществлять контроль и оценку знаний родителя, общаясь с ним по электронной почте, по телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи.

«Родительский университет on-line» поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей и ухода за ними, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основная цель «Родительского университет on-line» - вооружить родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями в семье.

Надеемся, что данные проекты помогут развить современную модель дошкольного образования и обеспечить его доступность и качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.