Андреева Н.В. заведующий МБДОУМО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»
Краснодар, Россия
Построение современных моделей и развитие вариативных форм дошкольного
образования
Аннотация: Статья знакомит с новыми моделями вариативных форм дошкольного образования, направленных на доступность образования детей, имеющих ограниченные возможности в здоровье.
Ключевые слова: мобильный детский сад, развитие ребенка, дети с ограниченными возможностями здоровья
В 1998 году «Детский сад № 24» первым открыл в городе Краснодаре группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи. Особенность работы заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень физического развития. Дошкольное учреждение является базовым учреждением федеральной стажировочной площадки Краснодарского края «Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество».
С целью расширения образовательных услуг на базе дошкольного учреждения активно внедряются альтернативные формы дошкольного образования. В обществе должно формироваться понимание того, что детям, имеющим нарушения в развитии, нужно помогать не просто из милосердия и сострадания, а потому, что их положение отражается на качестве жизни всего общества. В дошкольном учреждении открыты группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сложные нарушения в развитии. Группы кратковременного пребывания «Адаптационные», для детей от 1 года до 3 лет, которая помогает созданию целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста. Группы семейного воспитания организуются в целях развития новых форм дошкольного образования, поддержки семей, имеющих двух и более детей.
Мы стараемся простроить индивидуальный режим для каждого ребёнка, соблюдая при этом его образовательные потребности используя новые информационно-коммуникационных технологий в работе.
Реабилитационный комплекс БОСЛАБ-ЛОГО. Биологическая обратная связь (БОС) - технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной и компьютерной техники, представляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.
Реабилитационная работа дошкольного учреждения строится в тесном комплексном взаимодействии двух блоков: медицинского и психолого-педагогического. В МБДОУ разрабатываются индивидуальные программы формирования здоровья, которые координируются педагогической, медицинской и психологической службой. Созданы условия для физического и психического комфорта ребенка, осуществляется профилактика различных заболеваний. В работе используется автоматизированный аппарат «РОФЭС-диагностика». Это - специально разработанные модули зрительного
воздействия с обратной связью, которые влияют на состояние энергетической конституции с использованием оригинальной методики экспресс-диагностики психофизиологических параметров личности "РОФЭС-диагностика", которая позволяет обеспечить оперативный медицинский и психологический контроль за состоянием здоровья детей.
Экспертная система «Лонгитюд». Версия экспертной системы для наблюдения за развитием ребенка от 2-х месяцев до 5-и лет: раннее выявление возможных проблем в развитии, помощь родителям. Система предназначена для дистанционной работы специалистов с данными о развитии ребенка.
Став базовым учреждением федеральной стажировочной площадки
Краснодарского края МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 24» продолжил работу по внедрению современных моделей и вариативных форм дошкольного образования. Программа «Мобильный детский сад» направлена на установку быстровозводимых домов для организации структурных подразделений ДОУ в жилых микрорайонах, а так же открытия дополнительных мест в дошкольных учреждениях.
Установка быстровозводимого дома на территории дошкольного учреждения позволит существенно увеличить число дополнительных мест как для групп кратковременного пребывания, которые могут функционировать в две смены, так и для групп двенадцатичасового пребывания при установке домов с дополнительными помещениями. Возможно предусмотреть вариант переселения специалистов в такие дома, а на освободившихся площадях в капитальном здании открыть дополнительные группы.
Первый быстровозводимый дом с прихожей, санитарной комнатой и большой групповой комнатой, площадью в 54 квадратных метра был возведен на территории МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 24» в декабре 2011 года. Наш «Мобильный детский сад» сможет принять дополнительно от 2 до 3 групп кратковременного пребывания, которые будут функционировать в течение всего дня. Данная программа позволит увеличить число дополнительных мест, не ущемляя пространство уже существующих групп.
Программа «Мобильный детский сад»:
1. Открытие групп кратковременного пребывания;
2. Открытие групп 12-ти часового пребывания;
3. Открытие кабинетов для узких специалистов. А так же:
• ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
• Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.
• Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.
• Лекотека . Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Второе направление использования проекта «Мобильный детский сад » - это организация структурных подразделений ДОУ в крупных жилых микрорайонах. Организация мини-садов на территории крупных микрорайонах, где дети будут иметь возможность получать все образовательные услуги в течении четырех часов с педагогами дошкольного учреждения без питания и сна, а во вторую половину дня будет возможность оказывать платные дополнительные услуги всем детям данного микрорайона, таких как проведение совместных дней рождений, организация различных кружков и секций.
Дом представляет собой легкую конструкцию без фундамента. Данный дом будет филиалом детского сада, который будут укомплектован всем необходимым инвентарем. Воспитатель, работающий в данном филиале, проводит все основные занятия. Ценность данной идеи в том, что она принесет огромную пользу при небольших финансовых затратах.
Быстровозводимый дом на основе металлического каркаса действительно не подвержен коррозии, образованию мостиков холода и конденсата. Высокая степень надежности строений из металлического профиля обеспечивается стабильностью размеров, которые не подвержены влиянию биологических и влажностно-температурных процессов в отличие от древесины. Быстровозводимый дом из металлического профиля не подвержен усадке, в отличие от кирпичных и деревянных домов, поэтому в нем можно сразу выполнять внутреннюю отделку, устанавливать двери и окна.
Программа «Родительский университет on-line». Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности посещать дошкольное учреждение и общаться со своими сверстниками. Что же делать молодым родителям, которые не знают чему и как нужно обучать своего ребенка. Не существует курсов для родителей, которые воспитывают ребенка-инвалида, прийти на консультацию в дошкольное учреждение? Тоже не выход, так как не все дошкольные учреждения знают специфику развития и обучения таких детей. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их обучения азам воспитания ребенка-инвалида? А ведь такие дети полностью оторваны от системы образования и только родители смогут дать им те первые уроки, в которых нуждаются все дети. Отсутствие образовательных курсов для родителей, где они смогли бы получить информацию о том, как и чему учить ребенка-инвалида дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям.
Учитывая все это, мы разработали программу «Родительский университет online», где специалисты проводят интерактивные занятия с родителями. «Родительский университет on-line» - образовательное учреждение, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Специалисты дают рекомендации, советы для родителей по воспитанию и обучению ребенка. Ознакомившись с материалами виртуального занятия, родители выполняют ряд заданий
совместно с ребенком, которые проверяются и анализируются специалистами для дальнейший работы. Родители могут вступать во взаимодействие с сетевыми воспитателями, специалистами дошкольного учреждения, консультируясь по различным вопросам. Сетевые воспитатели и специалисты могут также осуществлять контроль и оценку знаний родителя, общаясь с ним по электронной почте, по телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи.
«Родительский университет on-line» поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей и ухода за ними, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Основная цель «Родительского университет on-line» - вооружить родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями в семье.
Надеемся, что данные проекты помогут развить современную модель дошкольного образования и обеспечить его доступность и качество.