Научная статья на тему 'Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению'

Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2045
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуторова Мария Федоровна

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Малыши приходят в группу в разном возрасте кому-то еще нет двух лет, а кому-то скоро исполнится три. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, готовить малыша к посещению детского сада нужно заранее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению»

М.Ф. Гуторова

Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Малыши приходят в группу в разном возрасте - кому-то еще нет двух лет, а кому-то скоро исполнится три. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, готовить малыша к посещению детского сада нужно заранее.

Гуторова Мария Федоровна - педагог-психолог центра развития ребенка - детского сада № 1777 (г. Москва).

На основании инструктивно-методического письма Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение» администрация организует группы кратковременного пребывания, в которые детей набирают постепенно. Сначала в группу набирают несколько детей, через несколько дней еще троих-четверых и т. д. В результате и дети, и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу. В первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов. Постепенно время пребывания возрастает, и через две недели ребенок приходит в группу на полный день. Безусловно, психологу необходимо учитывать индивидуальные

особенности малышей: кто-то очень сильно привязан к родителям и переживает расставание с ними: такие дети могут перейти на полный день позднее.

Первое собрание родителей, дети которых в сентябре пойдут в детский сад, необходимо организовать в мае. На нем психолог обговаривает время индивидуальных встреч с ними и их ребенком. Рекомендуется проводить не более трех встреч в день. В приложении 1 к инструктивному письму обозначены основные показатели определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Наблюдая за ребенком в ходе встречи и разговора с родителями, психолог формирует первичное представление о готовности ребенка к детскому саду.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К инструктивно-методическому письму Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольные образовательные учреждения» от 25.05.2005 № 2-34-20

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение

Параметры Дополнительный вопрос к матери Оценка в баллах или словесно

1. Поведение

1.1. Настроение:

- бодрое,

- уравновешенное,

- раздражительное,

- неустойчивое,

- подавленное.

Какое из перечисленных настроений преобладает?

1.2. Сон

1.2.1. Засыпание: Как засыпает ваш ребенок?

1.2.1.1. Длительность:

- быстрое (до 10 мин.), 3

- медленное. 2

1.2.1.2. Характер:

- спокойный, 3

- неспокойный. 1

1.2.1.3. Что делаете, чтобы ваш ребенок уснул?

- с дополнительными 1

воздействиями,

- без дополнительных воздействий 3

1.2.2. Продолжительность сна: Какова длительность сна?

- соответствует возрасту, 3

- не соответствует возрасту. 1

1.4. Отношение к высаживанию на горшок: Как ваш ребенок относится

- положительное, к этой процедуре? 3

- отрицательное. 1

1.5. Навыки опрятности:

- просится на горшок, 3

- не просится, но бывает сухой, 2

- не просится и ходит мокрый. 1

1.6. Отрицательные привычки: Сосет пустышку, палец,

- есть (какие?), раскачивается и т.д. 1

- нет 3

2. Нервно-психическое развитие

2.1. Возраст 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. Выявляются методом диагностики Соответ-

- понимание речи, ствует

- движения, норме - 3.

- игра, Ниже

- навыки. на один

2.2. Возраст 1 г. 9 мес. - 2 г. эпикриз.

- понимание речи, срок - 2.

- активная речь, Ниже на

- игра, 2-3 эпикриз.

- навыки. срока - 1.

3. Личность

Проявление познавательных потребностей

(по наблюдениям матери и педагога)

3.1. В повседневной жизни:

- проявляет познавательные потребности, 3

- проявляет недостаточно, 2

- не проявляет. 1

3.2. Интересуется игрушками, предметами

дома и в новой обстановке:

- да, 3

- нет, 1

- иногда. 2

3.3. Проявляет интерес к действиям взрослых:

- да, 3

- нет, 1

- иногда. 2

3.4. Любит заниматься, внимателен, активен,

усидчив:

- да, 3

- нет, 1

- иногда. 2

3.5. При обучении:

- проявляет интерес, активность, 3

- проявляет недостаточно, 2

- не проявляет. 1

3.6. Инициативность в игре. 3.6.1. Умеет сам себе найти дело:

- да, 3

- нет. 1

3.6.2. Фаза подготовки игры:

- самостоятельно, 3

- с помощью взрослого. 3.6.3. Проявляются элементы воображения: 2

- да, 3

- нет. 1

3.7. Инициативность во взаимоотношениях

со взрослыми:

- вступает в контакт по своей инициативе, 3

- сам не вступает в контакт. 2

3.8. Инициативность во взаимоотношениях

с детьми:

- вступает в контакт по своей инициативе, 3

- сам не вступает в контакт. 2

3.9. Результативность деятельности: 3

- доводит начатое дело до конца,

- не всегда, 2 1

- не доводит.

3.10. Самостоятельность в игре:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умеет играть самостоятельно 3

в отсутствие взрослого,

- не всегда, 2

- не играет сам. 1

3.11. Социальные связи со взрослыми

и детьми. 3.11.1. Легко идет на контакт со взрослыми: - избирательно, 3 2

- трудно. 3.11.2. 1

- легко вступает в контакт с детьми, - избирательно, 3 2

- трудно. 1

3.12. Наличие опыта совместной

деятельности со взрослыми;

- есть, 3

- недостаточно, 2

- трудно. 1

3.13. Уверенность в себе:

- есть, 3

- не всегда, 2

- нет. 1

3.14. Адекватное отношение к оценке

взрослыми деятельности ребенка:

- да, 3

- не всегда, 2

- нет. 1

3.15. Был ли опыт разлуки с близкими

(санаторий, больница и т.д.):

- перенес разлуку сравнительно легко, 3

- тяжело. 1

3.16. Аффективная привязанность

к кому-либо из взрослых: - есть, К кому именно? 1

- нет. 3

Примечание.

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

3-2,6 балла - готов к поступлению в дошкольное образовательное

учреждение;

2,5-2 балла - условно готов; 1,9-1 балл - не готов*.

* При заполнении данного Приложения 1 следует обратиться к нормам, установленным Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печорой. Подробнее см. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждениях. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М., 2003.

Психолог дает родителям «домашние задания». Например, если ребенок все еще ходит в памперсах, за лето его нужно приучить к горшку. Если малыш плохо говорит - обратить внимание родителей на развитие активной речи. Для этого с ребенком надо говорить не детским языком («бибика» вместо машина, «ава» вместо собака), а использовать полноценную взрослую речь. Нередко режим сна малыша не соответствует тому, что ожидает его в детском саду. Родители должны заблаговременно внести коррективы в режим дня малыша. Некоторые дети не умеют пользоваться ложкой, над этим навыком тоже стоит поработать. Большинство родителей следуют этим рекомендациям, что существенно облегчает адаптацию детей.

Осенью, когда дети приходят в детский сад, педагог, имея на руках оценку готовности

ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и рекомендации для родителей, уже знает, с какого рода проблемами он может столкнуться.

Работа психолога всегда протекает в тесном союзе с педагогами и родителями. Как только ребенок попадает в детский сад, педагог совместно с психологом наблюдают за протеканием его адаптации. С этой целью используется Приложение 2 к инструктивно-методическому письму - лист адаптации. Лист заполняется психологом и педагогом в установленные сроки по результатам наблюдения за поведением ребенка. Считается, что хорошая адаптация ограничивается 20 днями пребывания в детском саду, средняя - 30 и тяжелая занимает более 30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания психолога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка_ Дата рождения_

Возраст при поступлении_ Дата поступления_

Адаптационные дни 1-й 2-й 3-й 4-й 8-й 16-й 32-й 64-й 128-й

Настроение

Аппетит: Завтрак Обед Полдник

Сон: Засыпание Длительность

Активность: В игре На занятиях В речи

Взаимоотношения с детьми

Взаимоотношения со взрослыми

Условные обозначения:

Положительно - « + » Неустойчиво - «?»

Отрицательно - «-» Болел - «б» Находился дома - «д»

Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога - успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отноше-

ния. Достичь желаемого результата помогут периодические встречи и беседы. В первые дни посещения родителям можно предложить заполнить анкету.

Анкета для родителей

Дата заполнения:_

Фамилия, имя ребенка:_ Дата рождения:_

Ф. И. О. матери:_ Ф. И. О. отца:_

Жилищные условия:_ Адрес:_

Телефон: домашний: ^

Рабочий:

Возраст матери: _

Сведения о родителях

_отца:_

Состояние здоровья матери:

- страдает заболеваниями:

Состояние здоровья отца:

- страдает заболеваниями:

Образование: матери_ Профессия: матери_

- здорова

- гипертония

- аллергия

- близорукость

- частые простудные и воспалительные заболевания

- другие

- здоров

- аллергия

- близорукость

- частые простудные и воспалительные заболевания

- другие

отца отца

Размер семьи (проживают вместе с ребенком):_

Распалась семья /да, нет/, когда ребенку было_лет

У ребенка неродные /мать, отец/ (подчеркнуть)

Взаимоотношения в семье: хорошие, холодные, напряженные, частые ссоры

Сведения, отраженные в анкете, необходимы педагогу, персоналу детского сада, психологу. Например, может оказаться, что у ребенка аллергия на определенные продукты. Об этом следует проинформировать повара, медсестру. В нашем детском саду уже вечером вывешивается меню на следующий день, родители могут с ним ознакомиться и в случае необходимости предупредить работников детского сада о возможных проблемах.

Если в анкете отмечается, что ребенок состоит на учете у специалиста, психолог должен уточнить, какой у малыша диагноз. В настоящее время в детский сад принимают всех детей, но не со всеми сложностями психолог может справиться самостоятельно, так как некоторые из них не входят в его компетенцию. В таком случае психологу нужно проконсультироваться у специалиста и подготовиться к встрече с малышом. Если у ребенка наблюдаются серьезные нарушения в развитии (скажем,

Сведения о ребенке

Каким по счету родился ________________________________________________________________

Течение беременности: - обычное

- с осложнениями

- лежала на сохранении

- нервные потрясения во время беременности

- инфекционные болезни

- частые простуды с высокой температурой

Роды: - в срок:

- преждевременные

- переношенные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- нормальные

- затяжные

- кесарево сечение

Ребенок болел: редко/часто, легко/тяжело, с осложнениями

Травмы:_______________________________________________________________________________

Операции:_

Состоял/состоит на учете у врача: инфекциониста, окулиста, отоларинголога, ревматолога, невропатолога, психоневролога, аллерголога, дерматолога, хирурга и др.

Физическое состояние ребенка: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.

Перечислите продукты, вызывающие аллергию, если есть такие:_

Сон: засыпает быстро, не сразу; спит спокойно, беспокойно; бывают ночные страхи, во сне говорит, ходит; просыпается легко, с трудом; бывает сонлив днем.

Утомляется: часто/редко, от общения, от физических нагрузок.

Частые жалобы: головная боль, повышенная потливость, повышенная обидчивость, плаксивость, страхи.

Индивидуальные особенности: привычка сосать соску, заикание, мочиться днем/ночью, памперсы, обмороки и др.

Ваши пожелания:

заикание), то психолог может порекомендовать родителям обратиться в соответствующее специализированное учреждение. Лучше, если сам психолог предварительно позвонит и проконсультируется в этом учреждении (сориентирует специалистов).

Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случае сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Если ребенок в семье один, то взрослые нередко чрезмерно опекают малыша. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами -от малышей требуют самостоятельности, призывают их считаться с другими детьми. Или можно

Спасибо за внимательное заполнение анкеты!

увидеть, как мама старается развить самостоятельность ребенка (например, в одевании), а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не означает потакания просьбам ребенка. Когда в один день малышу разрешается есть только за столом, а в другой он может есть где угодно, ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценить все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны следить за соблюдением правил в повседневном общении с малышом.

Точно так же недопустимо в присутствии ребенка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным

авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро ведет в него собственного ребенка, то как будет чувствовать себя малыш?

Иногда у взрослых создается впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно - ребенок активно подражает родителям во всем: в привычках, в поведении, в манере речи и даже в чертах характера. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают, зачем нужно соблюдать правила очередности и т. д. Решению этой проблемы могут помочь имен-

но родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения. Не раз доводилось наблюдать, как мама, стоя у песочницы, следит только за своим малышом - чтобы никто его не обидел, не испачкал и др. Но если она даст игрушку другому ребенку, поднимет его, если тот оступился, или похвалит, то тогда собственный малыш будет постепенно занимать совсем другую позицию по отношению к сверстнику: раз мама делает что-то для другого ребенка, то значит, он тоже хороший.

Через одну-две недели пребывания ребенка в детском саду с родителями проводится повторное анкетирование с использованием следующего опросника.

Уважаемый родитель!

Ваш ребенок впервые начинает посещать дошкольное учреждение. Он попадает в новую для него обстановку, в большой детский коллектив, сталкивается с незнакомыми для него взрослыми. Чтобы переход вашего ребенка в новые условия был более безболезненным, просим ответить на следующие вопросы:

Фамилия и имя ребенка Дата рождения________

1. С каким настроением ребенок идет в дошкольное учреждение

2. Как ласково называют его дома_

3. Подвержен ли частым простудным заболеваниям_

4. Какую пищу не любит, не воспринимает_

5. Есть ли диатез_

6. Имеются ли другие хронические заболевания_

7. Переносит ли лекарственные препараты_

8. Спит ли ребенок дома_

9. Умеет ли самостоятельно одеваться_

раздеваться_ умываться__

пользоваться туалетом

10. Умеет ли самостоятельно и аккуратно есть_

11. Умет ли самостоятельно играть_

12. Любимые игрушки ребенка_

13. С желанием ли делится игрушками с детьми_

14. Охотно ли вступает в контакт с детьми своего возраста

с незнакомыми взрослыми:

15. Проявляет ли познавательный интерес: к окружающему миру, задает ли познавательные вопросы _________________________________________________________________________________

16. Изменилось ли поведение ребенка дома и как_

17. На какие темы вам нужна консультация_

18. Ваши пожелания и предложения_

Спасибо за внимательное заполнение анкеты!

Эта анкета дает возможность увидеть изменения, происходящие с ребенком в ходе адаптации. Бывает так, что в детском саду малыш имеет ровные отношения со сверстниками и воспитателями, соблюдает все правила, а дома «устраивает концерты». Такое поведение ребенка объясняется сложностью накладываемых на него требований: если в дошкольном учреждении у ребенка хватает сил их соблюдать, то дома накопившаяся усталость выливается в неспокойное поведение. Родителям следует взвешенно относиться к подобным сложностям - они исчезнут, как только ребенок адаптируется к детскому саду.

Адаптационный период для многих детей приходится на известный в психологии переходный этап - кризис трех лет. Родителям необходимо рассказать о содержании кризиса и его поведенческих проявлениях у малышей. Взрослым важно удержаться от двух крайностей: следует поддержать возникающую у ребенка инициативу делать многое самостоятельно (одеваться, собираться, высказывать свое мнение и т. д.) и при этом не потакать его капризам, уважать себя как родителя.

Анкета полезна не только психологу, но и родителям. Редко встречаются взрослые, которые на вопрос о том, «самостоятельно ли одевается ваш ребенок» или «аккуратно ли он ест», с удовольствием отвечают «нет». Подобные вопросы заставляют родителей задуматься, на что нужно обращать внимание в развитии ребенка. Анкета, с одной стороны, выступает инструментом, который дает возможность родителям увидеть результат воспитания малыша, а с другой - предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.

На протяжении первого года пребывания малыша в детском саду психолог заполняет карту нервно-психического развития ребенка. Карта позволяет сразу выделить детей, принадлежащих «группе риска» (отстающих на один или несколько эпикризных сроков в своем развитии от нормы)**. С этими детьми и их родителями педагог и психолог ведут особую работу.

** При заполнении карты нервно-психического развития ребенка следует обратиться к нормам, установленным Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печорой. Подробнее см. Печора К. Л., Пантю-хина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М., 2003.

Карта нервно-психического развития ребенка

Фамилия, имя ребенка_

Дата рождения_

Возраст ребенка при поступлении в дошкольное учреждение

Возраст Уровни нервно-психического развития Навыки Оценка психического развития Заключение

Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструирование Изобразительная деятельность Движения Одевания Кормления

Грамматика Вопросы Восприятие цвета Восприятие формы

3 года

2 года 6 мес.

2 года

1 год 9 мес.

Условные обозначения: 1-я группа - дети с опережением развития.

2-я группа - дети с негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок.

3-я группа - дети с дисгармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть - на 2 эпикризных срока.

Поскольку карта заполняется неоднократно, к трем годам психолог получает представление о динамике развития ребенка в период наблюдения.

В заключение хотелось бы дать несколько практических советов в помощь молодому специалисту. Вот несколько примеров из опыта сотрудничества с педагогом нашего детского сада Бариновой Людмилой Николаевной.

Когда дети приходят в детский сад, им неизвестны правила поведения и общения, принятые в нем. Поэтому они нередко «ведут себя неправильно» - по крайней мере так кажется взрослому, который эти правила знает хорошо. Следует помнить, что, как и взрослые, дети обижаются, если их ругают, указывают на недочеты. Подобные обращения не могут быть основой доверительного, теплого общения. Поэтому обучение должно опираться на похвалу. Например, когда наступает время обеда, мы не заставляем детей садиться за столы. Кто-то садится за стол самостоятельно, и мы хвалим этого ребенка: хлопаем с воспитателями и говорим о том, какой он молодец. Другие дети слышат это, хотят получить одобрение взрослого и тоже идут к столу: «И я молодец!», «И я тоже!»

Другой пример. Дети по своей природе подвижны, они много бегают, кричат. Иногда это мешает другим детям. Мы никогда не говорим ребенку, что накажем его, если он не перестанет бегать. Этого делать не следует: ведь ограничение активности дошкольника должно проходить в позитивном ключе - нужно поменять одну деятельность на другую. Обращаясь к такому ребенку, педагог может сказать: «Как же ты сильно бегаешь. Наверное, ты очень устал. Садись, посиди. Давай посмотрим, что делают дети в группе». Даже если в ходе наблюдения за сверстниками ребенок не сразу понимает, что он мешает своими действиями их играм, постепенно он осознает, что делал что-то неправильно, и начинает задумываться над своим поведением.

Подводя итоги, попробуем оценить, что дает психологу тщательная проработка всех вышеописанных пунктов на этапе адаптации ребенка к детскому саду?

Во-первых, полученная информация помогает подготовить персонал детского сада к взаимодействию с ребенком, предусмотреть возможные сложности, предупредить об особенностях ребенка, выстроить стратегию работы с ним, дать рекомендации.

Во-вторых, данные материалы становятся основанием для предметного общения с родителями по поводу особенностей развития ребенка (до попадания в детский сад и в период адаптации в детском саду).

В-третьих, составляется карта развития ребенка. Согласно законам психического развития, психологические трудности, возникающие на определенном этапе, берут свое начало из предшествующего опыта развития. Поэтому внимательное отношение к ребенку с первых дней посещения детского сада позволит предупредить нежелательные варианты развития малыша.

И последнее - материалы, собранные в ходе работы с каждым ребенком, должны храниться у психолога в течение трех лет после того, как воспитанник покинул детский сад. Эти документы могут послужить основанием для определения дальнейшей судьбы ребенка. В моей практике был случай, когда ребенка отказывались принимать в школу, апеллируя к уровню его развития. Родители обратились с просьбой о помощи в нашу психологическую службу. Поскольку по нашим данным ребенок нормально развивался на протяжении всего дошкольного возраста, и этот факт был документально подтвержден, ребенка приняли в первый класс. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.