Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая работа с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста по профилактике нарушений в поведении детей'

Психолого-педагогическая работа с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста по профилактике нарушений в поведении детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1369
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ / ОБМЕН ОПЫТОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернигина Е.В.

Данная статья поможет специалистам-дошкольникам выбрать и применить на практике пакет психологических методик с целью более точного определения различных биологических и социальных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации детей раннего возраста в детском саду, а так же составить рекомендации родителям по изменению стиля воспитательного воздействия для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у детей. Рекомендации разработаны на основе экспериментального исследования, которое было проведено автором статьи в ГБОУ ЦРР «Центр развития ребенка детский сад № 2380 "Жемчужинка"» в 2012-2013 гг. (научный руководитель канд. психол. н. Басилова Т.А.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая работа с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста по профилактике нарушений в поведении детей»

Психолого-педагогическая работа с родителями детей раннего и младшего

дошкольного возраста по профилактике нарушений в поведении детей

Чернигина Елена Витальевна Магистр психолого-педагогического образования

Педагог-психолог

ГБОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 2380 «Жемчужинка»

г. Москва, Россия echerniginaamail. ru

Аннотация:

Данная статья поможет специалистам-дошкольникам выбрать и применить на практике пакет психологических методик с целью более точного определения различных биологических и социальных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации детей раннего возраста в детском саду, а так же составить рекомендации родителям по изменению стиля воспитательного воздействия для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у детей. Рекомендации разработаны на основе экспериментального исследования, которое было проведено автором статьи в ГБОУ ЦРР - детский сад города Москвы № 2380 «Жемчужинка» в 2012-2013г.г. (научный руководитель - канд. психол. н. Басилова Т.А.)

Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, эмоциональные нарушения, работа с родителями.

Первые годы жизни ребёнка - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими, особенно близкими взрослыми в семье, родителями. На протяжении детства эмоции ребёнка приобретают всё более насыщенное содержание, усложняются под влиянием воспитания и социальных условий развития. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом.

Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности. Теоретические основы данной проблемы развития эмоционально-личностной сферы ребёнка были заложены Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, А.Л. Венгером.

[Божович Л.И. 1968. // Эмоционально - личностное развитие дошкольника. Хрестоматия. - М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008 - 311с. Сост. Е.К. Ягловская - с. 36- 65.]

Высокая эмоциональность ребенка составляет характерную особенность дошкольного детства и составляет основу внутреннего, субъективного отношения ребенка к миру, к людям, к себе. Ребёнок в одних случаях проявляет радость, полноту жизни, согласие с миром и самим собой; а в других случаях у него бывает состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Когда негативные эмоциональные проявления у ребёнка бывают достаточно часто и (или) длительно имеет смысл говорить о возникновении эмоциональных нарушений. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Разные авторы указывают на три основные группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков:

> Биологические предпосылки (генетические, наследственные факторы, соматическая ослабленность из-за частых заболеваний)

> Психологические причины, к которым относятся особенности

эмоционально-волевой сферы ребёнка ^ Социально-психологические причины, то есть влияние социальной среды, особенно семьи.

Последний фактор, по мнению многих авторов, является акцентирующим фактором возникновения эмоционально-поведенческих нарушений в детском возрасте. [Мамайчук И.И., 2010, с. 324]

После периода раннего детства, проведённого в границах семейного воспитания, у ребёнка наступает следующий период, требующий расширения границ его отношений с объективным миром, удовлетворения его потребностей в личностном росте. Это одна из основных причин, почему родители ведут ребёнка в детский сад. Здесь перед ребёнком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений. В новой социальной системе он учится заботиться о себе, развивает свою автономность в коллективе.

Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Поведение ребёнка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Это время и называют острым адаптационным периодом. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность и во многом зависит от адаптационных возможностей ребёнка, но в среднем он занимает период около месяца. Но есть часть детей, которые более болезненно реагируют на первый в их жизни опыт общественной социализации по сравнению с большинством ровесников. Острый период адаптации у них носит затяжной характер, а период компенсации фактически не наступает. Такие дети чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, у них наблюдаются выраженные психосоматические реакции на ситуацию нахождения в группе, формируются и закрепляются аффективно-протестные, агрессивные или депрессивные формы поведения в среде ровесников в детском саду, что может негативно отражаться на формирование детской личности в целом.

Такими исследователями, как Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, С.Н. Теплюк, А.Д. Кошелева А.Д., Е.И.Морозова, было доказано, что стереотипы эмоционально-личностного реагирования и поведения в стрессовой ситуации, а значит, и адаптационные возможности ребёнка при поступлении в дошкольное учреждение, закладываются в социальной ситуации развития в семье, ещё в период младенчества и раннего детства и зависят от многих факторов:

> от индивидуальных биологических особенностей самого ребёнка, то есть уровня его психического и физического развития;

^ от уровня психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей;

> от степени готовности семьи в целом к вхождению в открытый социум;

> от личностных особенности эмоционального реагирования родителей в стрессовой ситуации, передающихся и детям.

^ от особенностей детско-родительских отношений в семье, особенности межличностной коммуникации детей и родителей, особенно с мамой.

Наиболее изученным и значимым фактором, влияющим на социализацию ребенка, является стиль семейного воспитания. Он определяет те требования, которые предъявляются ребенку в процессе его вхождения в социальную среду, а также те формы сотрудничества, которые предлагаются ребенку для решения различных социальных задач. По данным таких исследователей, как А.Адлер, С. Броди, А Болдуин, Д. Боумрид, Шнейдер Л.Б., В. И. Гарбузов, А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и В.В. Столин авторитетный стиль воспитания является наиболее благоприятным для общего развития ребенка. Дети авторитетных родителей

демонстрируют высокие показатели когнитивного развития (оригинальность мышления, высокая мотивация достижения, интеллектуальное соперничество) и социального развития (общительность, дружелюбность, активность, лидерство). Дети авторитарных родители демонстрируют умеренные показатели развития, а в либеральных семьях отмечаются достаточно низкие достижения как в когнитивной, так и в социальной сферах. Как наименее успешный стиль воспитания выделен индифферентный или отстраненный родительский тип воспитания. В отсутствие любви и ограничений, помогающих ребенку строить и оценивать собственное поведение и собственное Я, развитие нарушается. [Мамайчук И.И., 2010, с. 326-329]

Можно выдвинуть тезис о том, что в раннем и дошкольном возрасте, когда идёт активное формирование основ детской личности, основными социально-

психологическим факторами возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений у детей являются неблагоприятный стиль воспитания и деформированный характер детско-родительских отношений в семье. Следовательно, возникновение проблем трудной адаптации у детей во многом может объясняться накоплением различных психолого-педагогических ошибок в семейном воспитании детей в период раннего детства. Вот почему, желательно, чтобы профилактическая и коррекционная психолого-педагогическая работа с родителями начиналась ещё на ранних этапах детства и продолжалась также после поступления ребёнка в детский сад.

Этот тезис лёг в основу экспериментального исследования, которое было проведено автором статьи в ГБОУ ЦРР - детский сад г. Москвы № 2380 «Жемчужинка» в 2012-2013г.г. Главная цель исследования состояла в том, чтобы определить направления профилактической работы с родителями по предупреждению возможных трудностей в адаптации детей при поступлении их в дошкольное учреждение.

Разлука с родными взрослыми, особенно с матерью, и длительное привыкание к новой ситуации при поступлении в детский сад детей раннего и младшего дошкольного возраста может иметь серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия для будущего развития личности ребенка. Резкая перемена требований к самостоятельности ребёнка в новом социуме детского сада может быть тем травматическим фактором, который может привести к возникновению эмоционально-поведенческих нарушений у детей в острый период адаптации.

В настоящее время практику дошкольного образования широко внедряются различные мероприятия, направленные на повышение психолого - педагогической компетенции родителей для успешной подготовки ребёнка к поступлению в детский сад: родительские собрания, семинары, групповые консультации, встречи в детско-родительских клубах, Дни открытых дверей. Цель таких мероприятий: гармонизация детско-родительских отношений через осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку; выявление собственного уровня родительской компетенции; коррекция старых и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми. Групповая или индивидуальная профилактическая работа с родителями будущих воспитанников может проводиться как в рамках основной работы педагогов дошкольных учреждений, так и на базе различных структурных подразделений: в Семейных клубах, в Консультативных пунктах при ДОУ, в Центрах игровой поддержки развития ребёнка, в Лекотеках, в психолого-медико-социальных Центрах. [Завьялова Л.А., Чернигина Е.В., Михайлюк Т. С., Назарова Е.В., Яхимович И.В., Демчина Л.И., 2013. с. 40-49].

Основная гипотеза исследования состояла в том, что на индивидуальный процесс адаптации детей при поступлении их в детский сад оказывает влияние совокупность биологических и социально-психологических факторов, таких как: состояние здоровья ребёнка, уровень его физической и нервно - психической готовности к поступлению в детский сад, особенности внутрисемейных отношений, сиблинговое положение ребёнка в семье, психолого-педагогическая грамотность

родителей. Особое внимание в исследовании было уделено определению влияния на адаптацию наличия предшествующего опыта посещения ребёнком других форм дошкольного образования (Центра игровой поддержки, адаптационной группы кратковременного пребывания детей, развивающих детских центров).

Исследование проводилось с помощью методики прямого наблюдения за поведением и взаимодействием родителей и детей раннего возраста в процессе предварительного психологического консультирования перед поступлением в детский сад. Далее проводилось наблюдение за поведением детей в группе и их эмоциональным самочувствием в острый период адаптации. Также применялся метод анкетирования родителей. Для сбора данных использовались: анкета для родителей «Готовность ребёнка раннего возраста к поступлению в детский сад» (автор К.Л. Печора), тест для родителей «Стиль воспитания ребёнка в семье» (автор Арнаутова Е.П.), опросник для родителей «Тест родительского отношения» (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин В.В.), опросник для родителей « Проблемы в поведении ребёнка раннего возраста» (автор-составитель Чернигина Е.В.). Достоверность результатов исследования была обеспечена соответствующим выбором методов анализа результатов исследования, достаточным объемом выборки респондентов (127 семей с детьми от 1года 9 мес. до 2-х лет 5 мес.), лонгитюдным методом сбора и анализа данных (в течение 5 лет), сочетанием количественного, качественного и статистического анализа результатов исследования, и их соотнесением с данными других исследователей.

В результате анализа данных сделаны следующие предварительные выводы: готовность детей от 1 года 9 мес. до 2-х лет 5 мес. к поступлению в детский сад и характер их адаптации может зависеть:

- от личностных особенности эмоционального реагирования родителей в стрессовой ситуации: тревожное, стрессовое состояние родителей, особенно мамы в период привыкания ребёнка к саду передаётся, как правило, и детям;

- от состава семьи: труднее адаптируются дети из неполных семей, так как в такой семье мама часто находится в симбиотических отношениях с ребёнком;

- от сиблинговой позиции ребёнка (очерёдности в рождении): статистический анализ выявил отрицательную корреляционную связь между этим фактором и характером протекания острого периода адаптации, то есть у первых по порядку рождения детей адаптация в детском саду протекает в более тяжелой форме, чем у вторых и третьих.

Так же анализ данных исследования показал, что наиболее значимым биологическим фактором (при заданном уровне значимости 0,05), отрицательно влияющим на процесс адаптации является такой фактор, как наличие острых заболеваний в раннем детстве. Сюда относятся как острые простудные заболевания (ОРВИ, грипп), так и травмы, операции под общим наркозом, перенесённые в первые месяцы жизни.

Следующим достаточным фактором, также негативно влияющим на адаптацию, является неблагоприятный акушерский анамнез (характер протекания беременности и родов). И наоборот, если анамнез был без особенностей (без осложнений), то адаптация протекает легче.

Исследование того, как влияет стиль воспитания ребёнка в семье на процесс адаптации показало, что чем мягче и непоследовательней стиль воспитания с дефицитом доверия ребёнку и принятия его потребностей, тем хуже идёт процесс адаптации. Гораздо легче адаптируются дети, чьи родители могут согласовать свои воспитательные меры и одинаково относятся к различным проявлениям эмоциональной неустойчивости у ребёнка. Спокойная, комфортная атмосфера между супругами и принятие эмоциональных потребностей ребёнка положительно влияет на процесс адаптации. Интересно, что существует значительная корреляционная связь между стилем родительского отношения по шкале «авторитарная гиперсоциализация -контроль» и адаптацией (Р < 0,05). Можно предположить, что если родители

проявляют склонность к авторитарному контролю, то ребёнок привыкает жить в условиях повышенных требований и жесткого семейного порядка. Такие навыки могут пригодиться и в детском саду. Пребывание в детском коллективе требует от ребёнка выполнения ряда дисциплинарных условий в целях обеспечения безопасности каждого ребёнка. Кроме того, в детском саду существует определённый режим, распорядок дня и легче адаптируются именно те дети, родители которых также склонны к порядку в повседневном укладе семьи.

В нашем исследовании влияние на адаптационный процесс (возникновение эмоционально-поведенческих нарушений в период адаптации) фактора пола ребёнка, возраста родителей, наличия у ребёнка хронических заболеваний, группы нервно-психического развития детей по диагностике К.Л. Печоры выражено незначительно.

Необходимо заметить, что из 46 детей от 2-х до 3-х лет, поступивших в детский сад (база исследования) в сентябре 2012 года, 23 ребёнка ранее посещали вариативные формы дошкольного образования, такие как, Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) или Группу кратковременного пребывания детей (ГКП), а 23 ребёнка не имели такого опыта. Обратим внимание, что с родителями детей, которые посещали на протяжении года ГКП или ЦИПР, проводилась профилактическая работа по подготовке ребёнка к поступлению в детский сад в форме бесед, семинаров, консультаций с психологом и воспитателями ( в соответствии с комплексным подходом в детском саду к решению задачи комфортной и успешной адаптации).

Сравнивая течение острого адаптационного периода у детей, посещавшими ГКП и ЦИПР до поступления в группу 12-ти часового пребывания в детском саду, и у детей, которые не посещали вариативные формы дошкольного образования, можно видеть, что у первой группы детей адаптационный процесс шёл в намного в более лёгкой форме, чем у второй. (см. диаграмму № 1) У таких детей не было выявлено случаев затяжной адаптации (когда острый адаптационный период длится более 3-х месяцев), у большинства детей (70% детей) компенсационный период наступал на 16-30 сутки после поступления в детский сад (лёгкое течение адаптации).

Диаграмма № 1

Сравнение течения острого периода адаптации у детей 2-х-3-х лет, имеющих предшествующий опыт посещения ГКП и ЦИПР до поступления в группу 12 - ти часового пребывания в детском саду, и у детей, которые не посещали вариативные

формы дошкольного образования

100

70%

30% 0%

39% 39% 39/0 22%

Дети, посещавшие ЦИПР и ГКП

Дети не посещавшие вариативные формы образования

Лёгкая форма течения острого периода адаптации (от 16 до 30 суток)

Средняя форма течения острого периода адаптации (от 30 до 90 суток)

Тяжёлая форма течения осторого периода адаптации (более 90 суток)

0

Значит, профилактическая работа с родителями детей раннего возраста, направленная на обогащение психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития детей, будет положительно влиять на предупреждение возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в острый период адаптации при поступлении в детский сад.

Данное исследование поможет специалистам-дошкольникам применить на практике пакет психологических методик и инструментов с целью более точного выявления различных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации ребёнка раннего возраста в детском саду. Так же можно составить индивидуальные рекомендации родителям по профилактике тех или иных нарушений в личностном развитии ребёнка, по изменению стиля воспитательного воздействия, установлению адекватных требований к ребёнку, исходя из его возможностей.

Библиография

1. Арнаутова Е.П. 2007. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников (специалистам структурных подразделений ДОУ): в 2- х частях. М. 155 с.

2. Божович Л.И. 1968. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 464с. // Эмоционально - личностное развитие дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Е.К. Ягловская - М. 2008. С. 36- 65. 311с.

3. Завьялова Л.А., Чернигина Е.В., Михайлюк Т. С., Назарова Е.В., Яхимович И.В., Демчина Л.И. 2013. Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ. Опыт работы московской городской стажировочной площадки. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М. № 24. С. 40-49.

4. Мамайчук И.И. 2010. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб. Речь,- 400 с.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. 2003. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. 172 с.

6. Теплюк С. Н. 2010. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. 144 с.

7. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2.- С.144-152.

8. Чернигина Е.В. 2011. К вопросу о влиянии детско - родительского взаимодействия и семейной ситуации на развитие личности и социализацию ребёнка раннего возраста в детском саду // Научно - методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». М. № 2. С. 41-47.

9. Чернигина Е.В. 2013. Психолого-педагогическая работа с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста по профилактике нарушений в поведении детей - автореф. дис. ... магистра. психол.-пед наук / Чернигина Е.В. М. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.