Научная статья на тему 'Создание эмоционально-благополучной среды для новичков в детском саду: работа комнаты воды и песка «Волшебная капелька»'

Создание эмоционально-благополучной среды для новичков в детском саду: работа комнаты воды и песка «Волшебная капелька» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА" / "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОМНАТА ВОДЫ И ПЕСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Л.И., Заикина Н.А., Яковлева Е.Ю.

На базе государственного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 2461 художественно-эстетического направления работает городская экспериментальная площадка по программе: «Эмоциональное благополучие девочек и мальчиков одно из направлений работы современного детского сада». Программа включает комплекс мероприятий, методических приемов, специально подобранных и разработанных игр по формированию навыков эффективного, эмоционально-позитивного взаимодействия у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание эмоционально-благополучной среды для новичков в детском саду: работа комнаты воды и песка «Волшебная капелька»»

Л. И. Васильева, заведующая ДОУ № 2164, Москва,

Н. А. Заикина, старший воспитатель ДОУ № 2164, Москва,

Е. Ю. Яковлева, психолог-педагог высшей категории ДОУ № 2164, Москва

Создание эмоционально-благополучной среды для новичков в детском саду: работа комнаты воды и песка «Волшебная капелька»

На базе государственного образовательного учреждения детский сад общеразви-вающего вида № 2461 художественно-эстетического направления работает городская экспериментальная площадка по программе: «Эмоциональное благополучие девочек и мальчиков - одно из направлений работы современного детского сада». Программа включает комплекс мероприятий, методических приемов, специально подобранных и разработанных игр по формированию навыков эффективного, эмоционально-позитивного взаимодействия у детей.

Для того чтобы малыши 2-3 лет успешно адаптировались к детскому саду, мы разработали комплекс мероприятий, который привел к резкому снижению тревожности у детей. Следуя принципу постепенного включения детей в новую для них среду, мы разработали цикл занятий в комнате воды и песка.

Игра с водой и песком в силу своей близости к естественной игровой деятельности ребенка позволяет включить в регулярные занятия малышей раннего возраста.

Нас, прежде всего, заботило эмоциональное благополучие детей. Дети с удовольствием играют с песком, такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком и водой для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции психических состояний. Дети учатся общению, взаимодействию друг с другом.

Игры с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение, способствуют возникновению положительных эмоций. Такой же близкой и интересной для ребенка средой является вода. Общеизвестно, что копаться в песке и плескаться в воде малыши могут бесконечно.

Структура и форма занятий

Занятия, продолжительностью 15 минут, проходят обычно 2 раза в неделю. В них участ-

вуют 4-6 детей. Игра начинается с приветствия Песочной феи. От имени Феи педагог напоминает детям о правилах: нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других или брать его в рот, после игры помочь Фее убрать все игрушки на места и помыть ручки.

Начиная игру с водой, дети надевают фартучки.

Желательно, чтобы в подгруппе были дети, адаптированные к детскому саду (например, прошедшие группу кратковременного пребывания), новички будут играть, подражая им.

Проводя адаптационные игры-занятия, не обязательно придерживаться жесткой структуры, можно продлить игру, если детям она нравится. И, наоборот, в случае появления у детей негативного отношения или усталости завершить.

Взрослый показывает способы игры с песком и водой, а ребенок повторяет их. Не стоит настаивать на обязательном выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

Организация комнаты воды и песка «Волшебная капелька»

Оборудование педагогической песочницы

1. Водонепроницаемый деревянный ящик,

дно и борта которого должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду,

а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры песочницы - 90х70см, лучше иметь две песочницы; с сухим песком и мокрым. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированным. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в духовке или подвергнуть кварцеванию). Мокрый песок по окончании занятия должен быть подсушен, поверхность сухого песка выровнена и сбрызнута водой.

3. Набор игрового материала.

Оборудование педагогического бассейна

1. Большая емкость с выступами или полочками для групповых игр. Наполняется теплой водой с постепенным понижением температуры. Воду необходимо менять после каждого занятия. В конце дня емкость промывается с мылом, тщательно споласкивается и вытирается насухо.

2. Набор небольших емкостей (ванночек) для индивидуальной работы.

3. Специальное перфорированное напольное покрытие.

4. Полотенца.

5. Фартучки.

6. Набор игрового материала.

Перечень игрового материала, используемого на занятиях

1. Кукла Песочная фея.

2. Мебель - стульчики, столики, кроватки, кухонная мебель, диван, кресла, тумбочки, телевизор (пластмассовые и деревянные).

3. Человечки (например, из конструктора «Лего» и деревянные, в том числе, разной величины (семья).

4. Домики - «Лего» (пластмассовые) и деревянные.

5. Набор пластмассовой посуды - тарелки, кастрюльки, ложки, вилки, ножи, кружки.

6. Набор пластмассовых овощей и фруктов.

7. Маленькие пупсы.

8. Домашние животные - кошки, собаки, лошади, коровы, поросята, козы, куры, утки, петухи, цыплята, утята (желательно, семьями, разной величины).

9. Резиновые уточки разной величины.

10. Мышки.

11. Наборы медведей четырех цветов и разной величины (семья).

12. Черепашки маленькие и большие: пластмассовые для игры с песком и резиновые - для игры с водой.

13. Лягушки - пластмассовые и резиновые.

14. Божьи коровки разной величины (деревянные).

15. Рыбки пластмассовые.

16. Бабочки пластмассовые.

17. Червячки.

18. Машинки маленькие (пластмассовые и деревянные).

19. Сушилка с прищепками.

20. Порты - 2 набора.

21. Кораблики.

22. Ведерки - большие и маленькие.

23. Лопатки, грабли, ситечки, формочки -большие и маленькие. Леечки.

24. Мельницы.

25. Деревья - пластмассовые и деревянные (елочки).

26. Грибочки деревянные.

27. Камешки плоские (большие и маленькие разных цветов) и мелкие разноцветные.

28. Ракушки разной величины.

29. Кубики с выпуклыми рисунками.

30. Пробки, веточки, ореховые скорлупки и т. п.

Тематическое планирование занятий в комнате «Волшебная капелька» Занятие 1. Я иду в детский сад (расставание)

Задачи: снятие эмоционального напряжения, проигрывание и принятие ситуации расставания с родителями, развитие тонкой моторики и игровых навыков.

Материалы: песочница с сухим песком, набор деревянных кукол, цветные плоские камешки, строительный материал, плоский домик из фанеры.

Ход занятия

Педагог предлагает детям выбрать игрушку-родителя (деревянную куколку большого размера) и игрушку-малыша (деревянную куколку маленького размера). От имени игрушки-родителя педагог несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

В детский сад ведут очень красивые дорожки, которые необходимо построить. Дети берут цветные плоские камешки и выкладывают дорожки от места, символизирующего дом, к центру песочницы, где находится детский сад (плоский домик из фанеры), «ведут» по этим дорожкам малышей в детский сад и от имени родителей прощаются с ними. Педагог в роли родителя «отводит» своего малыша в детский сад и говорит важные установочные фразы: «Я пойду на работу, но я обязательно за тобой вернусь».

Малыши-игрушки «знакомятся» в детском саду между собой; каждый ребенок придумывает имя своей игрушке.

Педагог предлагает им всем подружиться, а для этого сыграть в пальчиковую игру «Дружат в нашей группе...».

Дружат в нашей группе (сжимание и разжимание пальчиков)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (хлопки в ладоши)

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять (поочередно соединяем пальцы обеих рук)

Мы идем с тобой играть.

После этого «родители» возвращаются с работы, радостно приветствуют своих «детей» в детском саду и идут по дорожке обратно домой.

Дома дети строят кроватку (из трех кирпичиков) по образцу, предложенному педагогом и укладывают «малышей» спать.

«Наступает утро» и игра может быть продолжена в зависимости от наличия времени и желания детей.

Занятие 2. «Утиный детский сад» («Я вырос, я умею плавать сам!»)

Задачи: проигрывание ситуации взросления, развитие тонкой моторики и игровых навыков.

Материалы: игровой бассейн с водой, набор резиновых утят, сачки, резиновые гусе-ницы-«червячки», леечки, цветные плоские камешки.

Ход занятия

Педагог рассказывает и показывает сказку-историю об утиной семье: «Жила-была мама-утка, и родились у нее детки-утята. Маленькие утята сначала плавали, сидя на маминой спинке, но вскоре один утенок сказал, что он уже большой и сам хорошо умеет грести лапками, спустился с маминой спины и поплыл. А вскоре и остальные детки сказали, что они тоже выросли и хотят плавать сами».

Дальше педагог предлагает выбрать каждому ребенку утенка и говорит, что утята проголодались и нужно помочь им наловить червячков. Детям предлагаются сачки, с помощью которых они вылавливают червячков из воды.

Дети ловят червячков, складывают в маленькие ведерки и «кормят» утят. После еды утят необходимо помыть. Дети набирают в лейки воды, а педагог называет части тела (голова, клюв, спинка, хвостик, животик, крылышки), которые дети поливают водой.

После этого утята хотят погреться на берегу (бортик бассейна), для чего украшают его камешками.

В процессе занятия педагог акцентирует внимание детей на том, что утята выросли и почти все делают сами, им нужно только немножко помочь.

Занятие 3. «Прогулка и обед в детском саду»

Задачи: формирование навыков конструирования, умения работать по образцу, развитие тонкой моторики и игровых навыков

Материалы: две песочницы с сухим песком, набор человечков-лего, посуда, цветные плоские камешки, плоский фанерный домик, строительный материал - треугольник, кубик и кирпичик на каждого ребенка, ситечки, кукольная мебель - столы и стулья.

Ход занятия Детям предлагаются человечки-лего (мальчики и девочки), которых они «приводят» в детский сад (плоский фанерный домик). Их встречает воспитательница (куколка побольше), здоровается и предлагает отправиться на интересную прогулку.

Дети огораживают пространство вокруг садика (совместная работа) плоскими камешками, обозначая участок группы. Педагог предлагает

каждому ребенку построить горку для своего малыша. Показывает образец постройки (треугольник-горка, кубик и кирпичик - ступеньки) и по мере необходимости помогает детям построить горки. Дети обыгрывают постройки.

Затем педагог говорит, что начинается дождик, раздает детям маленькие ситечки, и дети «поливают» песочными струйками из сита своих малышей.

- Погуляли дети под дождиком, пора идти обедать!

Дети берут малышей и ведут их обедать; переходят к другой песочнице, где стоит кукольная мебель - столики и стульчики. Детям предлагается «накрыть» на стол и накормить малышей. Педагог может обсудить с детьми, что любят кушать их малыши и отмечает, как хорошо и самостоятельно они едят, и как этому радуются их мамы.

Занятие 4. «Прогулка и обед в детском саду-2»

Задачи: формирование навыков конструирования, умения работать по образцу, развитие тонкой моторики и игровых навыков.

Материалы: две песочницы с сухим песком, набор человечков-лего, посуда - кастрюльки, тарелочки, ложечки, цветные плоские камешки, маленькие красные камешки, плоский фанерный домик, строительный материал - пластина, полуцилиндр, 2 кубика и 2 кирпичика на каждого ребенка, игрушечные цветочки, деревья.

Ход занятия

Детям предлагаются человечки-лего (мальчики и девочки), которых они приводят в детский сад. Их встречает воспитательница и приглашает детей на прогулку. Малыши хотят покачаться, и нужно построить для них качели. Каждый ребенок получает пластину и полуцилиндр, строит по образцу качели и обыгрывает ситуацию. Педагог обращает внимание, как весело ребяткам всем вместе качаться на качелях. После этого дети украшают участок цветами, деревьями и кустиками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все дела на прогулке сделаны, пора идти обедать. Дети переходят к другой песочнице и варят для своих деток вкусную «кашу» с ягодками: набирают в «кастрюльки» песок, кладут красные камешки-«ягодки» и накладывают в тарелочки.

Теперь им нужно сконструировать столик и стульчик из двух кирпичиков и двух кубиков

и накормить малышей обедом. Педагог отмечает, какой вкусный обед в детском саду, и как детки с удовольствием его едят.

Малыши (куколки) прощаются с воспитательницей и уходят домой.

Занятие 5. «Мамина работа» (обед, стирка)

Задачи: снятие эмоционального напряжения, проигрывание ситуации взросления, развитие тонкой моторики и игровых навыков.

Материалы: игровой бассейн с водой, посуда (кастрюльки, тарелочки, ложечки, вилочки, ножики, чашечки), набор пластмассовых овощей и резиновых хлебобулочных изделий, мерные ложки, губки, маленькие красные камешки, кукольная одежда для стирки, сушилка для белья с прищепками, желтые плоские камешки.

Ход занятия

Педагог рассказывает детям, как много домашней работы у мамы - приготовить обед, навести порядок, постирать одежду и т. д., и предлагает детям помочь маме: «Чтобы у нас хорошо получалось помогать маме, надо стараться. Начнем с обеда. Сначала сделаем салат». Дети получают овощи для салата, моют их и «режут». Затем «солят» и перемешивают. «Ну вот, салат готов. А теперь нужно сварить компот». Дети вылавливают со дна бассейна красные камешки-«ягодки», кладут их в кастрюльку и «варят», помешивая ложечкой. Затем накрывают на стол: расставляют тарелочки с салатом, разливают мерной ложкой-половником компот по чашечкам и раскладывают булочки. Обыгрывается обед, после которого необходимо навести порядок - вытереть стол.

Дети убирают посуду и получают губки, которыми вытирают со стола воду.

«А теперь нужно постирать одежду! Посмотрите, как много одежды! Но и нас много, мы быстро с этим справимся!» Детям раздаются предметы кукольной одежды, плоские камешки - «мыло». Педагог показывает детям, как нужно намылить одежду, потереть, прополоскать и отжать. Дети выполняют действия, а затем развешивают одежду для просушки.

Педагог подводит итог занятия, спрашивая детей, что они делали сегодня, и еще раз напоминает, как много работы у мамы дома.

Занятие 6. «Папина работа»

Задачи: снятие эмоционального напряжения, формирование навыков конструирования, умения работать по образцу, развитие тонкой моторики и игровых навыков.

Материалы: песочница, деревянные фигур-ки-«папы», машинки, ситечки, большие плоские камешки, деревья, строительный материал.

Ход занятия

Педагог рассказывает о папиной работе и предлагает поиграть, как папа отправляется на работу. Дети получают деревянные фигурки-«папы». «На чем папа поедет на работу? На машине. А для машины нужна дорога - строим дорогу». Дети строят дорогу по образцу - выкладывают из больших плоских камешков дороги вдоль бортика песочницы так, чтобы получилась единая дорога. Затем дети получают машины.

«Папа утром проснулся, позавтракал, попрощался со своим малышом и поехал на работу. Ехал он по дороге, вдоль которой росли деревья (дети сажают вдоль дороги деревья). Вдруг дождик пошел. (Дети «поливают» дорожки и машины из ситечка.) Приехал на работу. Там дома разные.» Детям раздается строительный материал, из которого они строят город.

ЖмР^ггД

яы' я

шшш '- 4 г л Рч ■ С ¡й

г г*

I « V

к

«А вечером уставший папа садится в машину и едет обратно по дороге домой. Дома его встречают мама и малыш. И папа всегда спрашивает, как дела у малыша и что он делал в садике». Обыгрывается встреча с семьей.

Занятие 7. «Мишки идут в детский сад» (сон в детском саду, встреча с родителями)

Задачи: снятие эмоционального напряжения, знакомство с социальными нормами, формирование навыков конструирования, умения работать по образцу, формирование сенсорных эталонов цвета и размера.

Материалы: песочница с сухим песком, три мишки разного размера, медведица-воспитательница, посуда, камешки разного цвета, кукольная мебель - столы и стулья, строительный материал - три кирпичика на каждого ребенка.

Ход занятия

Педагог рассказывает, как в одном лесу жили мишки - папа, мама и медвежонок. Медвежонок каждое утро отправлялся в детский сад - ведь в лесу тоже есть детский сад для зверушек. И была у них там воспитательница-медведица, которая их встречала.

Дети строят детский сад: в центре песочницы по намеченному педагогом контуру круга выкладывают его границу. Каждый ребенок получает набор: семью мишек одного цвета и трех размеров. Определяет, ориентируясь по размеру, кто в этой семье мама, папа и малыш, и кто (папа или мама) поведет сегодня малыша в детский сад.

Все медвежата пришли в детский сад (ставятся внутрь круга) и педагог вместе с детьми

вспоминает, сколько интересных дел в детском саду, как много всего малыши сделали: и поиграли, и погуляли, и покушали. А теперь они очень устали и хотят спать. Дети получают по три кирпичика, строят по образцу кровати и укладывают медвежат спать. Воспитательница говорит им ласковые слова («сладких снов», «спи спокойно»). Медвежата некоторое время «спят». Просыпаются: пора полдничать. Дети разбирают кроватки. Расставляют для каждого медвежонка стол и стульчик. Накрывают на стол, обсуждая, что медведи любят кушать («ягодки и мед»). Выбирают из большой миски с разного цвета камешками «ягодки» (камушки красного цвета) и угощают ими медвежат. А вот и мамы с папами пришли. Медвежата прощаются с воспитательницей. Уходят домой, в пути их может застать дождик (дети поливают медвежат песком из ситечек).

Занятие 8.

Свободная игра в детский сад

Задачи: снятие эмоционального напряжения, формирование навыков конструирования, развитие тонкой моторики и игровых навыков.

Материалы: строительный набор, кукольная мебель, посуда, камешки разного цвета и размера, деревянные куколки разного размера.

Ход занятия Каждый ребенок набирает себе куколок, создает семью, объясняя, кто есть кто. Теперь пора идти в детский сад. Обыгрывается весь день в детском саду по желанию детей. Педагог вместе с детьми вспоминает режимные моменты, что за чем идет в детском саду, останавливаясь более подробно на тех моментах, с которыми у большинства детей группы возникают трудности. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.