Научная статья на тему 'Использование комплекта «Рисуем на песке» для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения'

Использование комплекта «Рисуем на песке» для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / КОМПЛЕКТ "РИСУЕМ НА ПЕСКЕ" / РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ / РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Т. С.

Целью статьи является обмен опытом работы учителя-дефектолога с детьми с использованием комплекта «Рисуем на песке» в коррекционно-образовательном процессе. В работе с песком у детей появляется познавательный интерес и повышается мотивация к занятиям. Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий, в процессе которых происходит сенсорное развитие и в частности развитие тактильной чувствительности. Формируются представления об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы. Положительные эмоции при манипулировании с песком помогают снять психоэмоциональное напряжение, а также развить инициативность, творческое самовыражение. Песочница является прекрасным тренажером, пропедевтическим средством для подготовки руки к письму, трудовой деятельности, овладения специальными движениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование комплекта «Рисуем на песке» для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения»

Использование комплекта "Рисуем на песке"для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением

зрения.

Новикова Татьяна Сергеевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

МБДОУ№ 3 г. г.Реутов Россия цручкоуд7887@,%тм1. сот

Аннотация: целью статьи является обмен опытом работы учителя-дефектолога с детьми с использованием комплекта «Рисуем на песке» в коррекционно-образовательном процессе. В работе с песком у детей появляется познавательный интерес и повышается мотивация к занятиям. Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий, в процессе которых происходит сенсорное развитие и в частности развитие тактильной чувствительности. Формируются представления об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы. Положительные эмоции при манипулировании с песком помогают снять психоэмоциональное напряжение, а также развить инициативность, творческое самовыражение. Песочница является прекрасным тренажером, пропедевтическим средством для подготовки руки к письму, трудовой деятельности, овладения специальными движениями.

Ключевые слова: оборудование, игры с песком, сенсорное развитие.

Как известно, дети с удовольствием играют в песке, такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, коррекции его психических состояний. Песок пропускает воду и поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом (1875-1961 г.). «Фантазия - мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Ученица известного психоаналитика К.Г.Юнга - Дора Калф обратила внимание на психотерапевтические возможности игр на песке и разработала метод песочной терапии - «сэндплей». Песочная терапия, по сути, игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих играх. Игры - занятия с песком я использую в качестве дополнительного инструмента в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду.

Для коррекционных игр в песочнице используем следующее оборудование:

1. Деревянный ящик из буковой древесины размером 50*70*8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет охватывать его взглядом целиком) с прозрачным дном из небьющегося стекла, снабженный ручками для удобства транспортировки. Два скребка для рисования на песке, инструмент для выравнивания песка. Чистый тонкозернистый кварцевый песок. (Я использую также цветной кварцевый песок). (рис.1)

2. Зеркало из акрилового небьющегося стекла (42*22 см, толщиной 3 мм), 2 деревянных держателя с пазами для облегчения сборки. (рис.2)

3. Трубочку для рисования песком (песочный карандаш), два магнитных жука; четыре деревянные подставки под поддон, инструмент для удаления песка со стеклянной поверхности, мячик с шипами. (рис.3)

4. «Коллекции» миниатюрных фигурок животных, транспорта, элементов пейзажа и др. Природный материал: шишки, желуди, каштаны, камешки. А также пуговицы, бусины, цветные пластмассовые крышки и др.

Рядом с песочницей должен находиться источник воды (раковина) и полотенце (салфетки).

Дети с удовольствием играют с песком, ведь такие игры очень знакомы им, и они с удовольствием занимаются тем, чего не боятся. Именно поэтому я решила проводить игры - занятия с песком. Ограничивающая рамка песочницы дает ребенку чувство безопасности. Во время работы он может легко ходить вокруг лотка и работать в выбранном им горизонтальном или вертикальном расположении. С помощью специального инструмента можно быстро разровнять песок и начать игру заново. Это мотивирует детей и побуждает их к эксперименту. Начинать работу лучше со знакомства с песчаной поверхностью, с тактильными ощущениями, появляющимися от прикосновения к песку: сухой - мокрый, теплый - холодный, мягкий - жесткий. В песочнице активно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Мария Монтессори (1870-1952) утверждала: «Руки - инструмент человеческого интеллекта». В играх с песком гармонично развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и мелкая моторика. На первом этапе я обучаю детей специальным движениям: «скользим», как змейки, всей ладонью, каждым пальцем; создаем отпечатки ладошек, кулачков, каждого пальчика; «играем» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино; сравниваем с детьми качества сухого и мокрого песка. Проводим с детьми игры-упражнения: «Узоры на песке» с целью закрепления знаний о сенсорных эталонах, установления закономерностей. Пальцем или кисточкой я рисую детям различные геометрические фигуры, прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки. Дети рисуют такие же узоры внизу на песке, либо продолжают узоры. Предлагаю выкладывать узоры с помощью бросового материала, например, украшаем цветок в подарок маме разноцветными декоративными камешками. Это способствует проявлению детского творчества с применением нетрадиционного материала. Использую в играх, направленных на развитие зрительного восприятия картинки с четким контуром, спрятанные под песком. Можно использовать раскраски. Картинка прячется под стеклянное дно и засыпается песочком, а ребенок кисточкой или руками постепенно «открывает картинку», угадывая ее по открывающемуся элементу или «раскапывая» целиком. Использую песочницу для декоративного рисования: учу изображать круговой узор от центра, симметрично располагая элементы, учу использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, растительные детали. С целью развития и расширения представлений ребенка об окружающем мире, показываю способы построения в песочнице природных сообществ: лес и его обитатели, водоем с его жителями, а затем побуждаю ребенка дополнять картину самостоятельно. Все песочные картины мы сопровождаем рассказами, стихотворениями, при этом стимулирую детей к самостоятельности и развитию речи. Такие игровые упражнения развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. С целью развития памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам, предлагаю детям разные задания, например: построить в песочнице скотный двор и заселить его домашними животными. Потом прошу запомнить всех животных, которых малыш заселил, отвернуться, а в это время убираю одно животное. Ребенок, повернувшись, угадывает,

кого не стало. По такому принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. У детей активизируется социально-эмоциональный опыт путем расширения их представлений об окружающем мире. Дети с удовольствием рисуют на песке портреты, как свои, так и близких ему людей. Это способствует развитию социально-эмоциональной сферы ребенка. «Нарисуй свое настроение, когда тебе дарят новую игрушку (когда тебя обидели, когда ты увидел радугу)» и т. д. Дети учатся понимать свои внутренние переживания и состояние других людей. В работе с песочницей я использую зеркало из акрилового стекла. Зеркало устанавливается в центре поддона с песком. Демонстрирую ребенку удивительный эффект отражения. Рисую половинку объекта, а ребенок наблюдает за его отражением в зеркале. Затем предлагаю сделать это малышу самостоятельно, что способствует развитию зрительного восприятия, коррекции и развитию психомоторной сферы и зрительно-моторной координации: развитию связей «глаз-рука», мелкой моторики, обеспечивающей равномерные, пластичные движения рук, что готовит ребенка к выполнению графических упражнений и во многом определяет степень его готовности к школе.

Предлагаю вашему вниманию цикл игр - упражнений, которые я использую с детьми с нарушением зрения в коррекционной работе.

Упражнение 1 «Здравствуй, песок!»

Цель: Развивать тактильные ощущения, дотрагиваясь до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем обеими одновременно, всей ладошкой - внутренней и тыльной стороной, легко и с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу. Объяснять и понимать свои ощущения: «тепло -прохладно», «приятно - неприятно», «мягкое- жесткое», «гладкое - шершавое». (рис.4 и 5)

Упражнение 2

«Что в земле, а что на грядке? Разгадай, дружок, загадку!»

Цель : расширение представлений детей об овощах: особенности их произрастания: овощи, созревающие под землей (корешки) - корнеплоды, а овощи, созревающие над землей, вершки. Предложить ламинированные картинки овощей, «посадить» их в землю, на грядку; закрепить представлений о предметах окружающего мира за счет включения в новый вид деятельности - работу в песке. (рис.6)

Упражнение 3 «Волшебные рисунки»

Цель: Стимулировать желание рисовать на песке овощи и фрукты указательным пальцем, формировать координацию движений ведущей руки, учить рисовать предметы круглой формы (яблоко, помидор), овальной (огурец, лимон), треугольной (морковь), формировать связь «глаз - рука», умение ориентироваться на плоскости -«песочном» листе. (рис.7)

Упражнение 4

«Высыпи» песочком контур грибочка»

Цель: Мотивировать работать с трубочкой заполненной песком - песочным карандашом, аккуратно высыпать песочек из дырочки по контуру рисунка, подложенного под стеклянное дно, не прерывая песочную дорожку; координировать движение руки, развивать прослеживающую функцию глаз, упражнять в зрительно -двигательной координации, уметь узнавать предметы, предложенные для зрительного восприятия в разных модальностях ( натуральный объект и контурное изображение). (рис.8)

Упражнение 5 «Гости в огороде»

Цель: расширять запас знаний детей об окружающем мире, о домашних животных, их рационе питания. Закреплять умение проводить указательным пальцем ведущей руки дорожку от фигурки животного (барана, козы, свиньи) к урожаю на грядке; развивать зрительно - двигательные функции. Предложить ребенку «построить» заборчик в «огороде» с помощью приспособления - зубчатой линейки для стимуляции работы ведущей руки. (рис.9)

Упражнение 6

«Пуговицы»

Цель: закреплять умение рисовать предметы разной величины, обозначать их величину, выделять одинаковые по определенному признаку, развивать речь, зрительное внимание, тактильно - двигательные ощущения. Закрепить размеры: большой, средний, маленький, и счет до четырех, продолжать работу по выработке умения ориентироваться на плоскости - «песочном» листе. Задание: «Нарисуй на песке пуговицы разного размера с двумя и четырьмя дырочками. А теперь соедини пуговицы с одинаковым количеством дырочек между собой линией» (рис.10)

Упражнение 7 «Точки»

Цель: развивать графические навыки и зрительно - моторную координацию, соединяя точки при рисовании дорожки от зайчика к его домику (на выбор), закреплять умение ориентироваться на песочном листе, выбирать рациональный способ действия при выполнении графического задания; развивать навык прослеживания глазами за действиями руки. (рис. 11)

Упражнение 8

«Нарисуй цветным песочком по внутреннему контуру трафаретов диких животных

(на выбор)»

Цель: формировать умение воссоздавать зрительный образ в цвете и правильно подобрать цвет песка для силуэта животного, равномерно рассыпать песочек внутри трафарета; развивать тонус пальцев рук, концентрацию внимания; кинестетические ощущения (мышечное чувство); возможность определения жесткости материала (цветного кварцевого песка) с помощью нажатия пальцами рук. (рис. 12,13,14)

Упражнение 9

Игра-лабиринт: «Покажи путь гусенице через горох»

В игре используются дополнительные инструменты: ножки для поднятия ящика, фигурки с магнитами и палочки с магнитами на конце.

Цель: развитие пространственной ориентировки, тренировка зрительных функций прослеживания, развитие умения выполнять движение объекта (гусеницы) с помощью магнитного приспособления, развитие координации движений ведущей руки, развитие глазомера. (рис.15)

Упражнение 10

«Снеговик я не простой, любопытный, озорной!»

Цель: развивать творчество, составляя сюжетные композиции из кругов разного размера, с использованием бросового материала - белых камушков, изображать мимику снеговика (радость, удивление, грусть), находить положение рук и ног, продолжать работу по ориентировке на « песочном» листе, развивать тонуса пальцев рук, воображение. (рис.16)

Упражнение 11

«Нарисуй половинку елочки и увидишь целую (в зеркальном отражении)»

Цель: развитие глазомера, зрительного внимания, умения добиваться соответствия изображения предварительному замыслу, продолжать использовать разнообразные приемы восприятия объектов, расширять представления детей о способах изображения предметов окружающего мира, продолжать развитие зрительного и тактильного восприятия, формировать волевые усилия, доводить начатое до конца. (рис.17)

Упражнение 12

«Закончи изображение инструментов на песке»

Цель: развитие умения дорисовывать недостающие элементы (по детали или части предмета), формировать целостное представление об объекте; уточнить назначение инструментов в быту, развивать зрительное восприятие и внимание, способствовать к обобщению и классификации предметов, расширению представлений о предметном окружении; развитие тонуса пальцев рук. (рис.18)

Упражнение 13

Изобрази схему кукольной комнаты на «песочном» листе»

Цель: экспериментировать с созданием чертежа, моделируя пространственные отношения между предметами по наглядному образцу, пробовать составлять простейшие схемы; развивать зрительно-пространственную ориентировку, внимание, мышление, речь. (рис.19)

Упражнение 14

«Проведи песочной струйкой контур птицы, а затем заполни ею силуэт»

Цель: продолжить практические действия с песочной трубочкой, рассыпать песочной струйкой по контуру; стараться аккуратно и равномерно заполнять песком силуэтное изображение птицы; по характерным очертаниям тела узнавать птицу ( ворону, сороку, воробья, синицу); преодолевать трудности в формировании сферы образов -представлений. (рис.20)

Упражнение 15

«Помоги летчику выполнить задание»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости «песочного» листа, определять направления кратчайшего пути от точки отсчета «от магнитного самолета» и до пункта назначения: направо - налево, вверх- вниз, между облаками; изображать путь следования самолета; формировать пространственное мышление; закреплять названия цифр. (рис.21)

Игровое задание: « Летчик по рации получает план полета:

- лететь между облаками № 1 и № 2; -облететь облако № 4 с правой стороны; -лететь вверх к облаку № 5;

- облететь облако № 3 с левой стороны;

- свободный полет»

Упражнение 16

« Нарисуй цветок в подарок и «укрась» его разноцветным элементами (бусинами)».

Цель: формирование гуманных чувств, желания сделать приятное другому, развитие тактильного восприятия, художественного вкуса, детского творчества, моторных навыков. (рис.22)

Упражнение № 17

« Нарисуй пропавшие у повара чашки и укрась их геометрическими формами ,не

нарушая закономерность.»

Цель: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза), наглядно - образного мышления, умения выделять простейшие закономерности: изменения формы, местонахождение в пространстве; развивать зрительное восприятие; произвольное логическое мышление; умение расположить украшения так, чтобы ни в одном столбике и в ни одном ряду геометрические формы не повторялись. (рис.23)

Упражнение № 18

«Посади» вокруг пруда зеленую травку и «отправь» семьи

гусей и уток поплавать в пруду»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире: знания о внешнем виде домашних птиц, где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку, упражнять в узнавании и назывании домашних птиц (гусь, утка, курица, индюк) и их детенышей, знать, кто как передвигается (утки и гуси плавают в воде); продолжать работу по координации движений пальцев ведущей руки; развивать детское творчество. (рис.24)

Упражнение № 19

«Открой» картинку с помощью кисточки»

Цель: развитие образного мышления, путем постепенного открывания, спрятанного под песок изображение пейзажа. Начинать работу лучше с оставленного открытым для ребенка уголка картинки, и с помощью наводящих вопросов стимулировать отгадать пейзаж и время года, изображенное на нем, развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, активизировать социально - эмоциональный опыт ребенка путем расширения представлений об окружающем мире. (рис.25,26)

Библиография:

1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. М.:ИНТ, 2010

2. Эль Г. „Человек, играющий в песок". Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007.

3. Зинкевич - ЕвсигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.

4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

5. Ресурс Интернет сайт Института новых технологий www.int-edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.