Развитие высших психических функций детей дошкольного
возраста
через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс
Данченкова С. Н.,
воспитатель, педагог-психолог Райсемёновского детского сада комбинированного вида «Родничок», д. Райсемёновская, Московская обл., Россия
Аннотация. Целью статьи является обмен с участниками конференции приёмами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Цель мастер-класса: поделиться с участниками конференции приёмами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с наглядными пособиями и дидактическими материалами, способствующими развитию мелкой моторики рук;
2. Создать возможность педагогам практически опробовать использование материалов для развития мелкой моторики;
3. Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, познавательный интерес у детей.
Ход мастер-класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Николаевна! Я работаю в Райсемёновском детском саду «Родничок», который располагается на территории Серпуховского района Московской обрасти.
Тема моего мастер-класса звучит так: «Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук». Данная тема для меня наиболее актуальна сегодня.
Ни для кого не секрет, что за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.
Развитие мелкой моторики рук ребёнка - один из показателей психического развития ребёнка. Рука человека выполняет различные функции. Если человек что-то не может высказать словами, то ему помогают руки, так как язык жестов - самая первая речь человека.
В прогрессе функций мозга ребёнка в первые годы жизни большая роль принадлежит движению рук. Первый научный анализ влияния специфических движений рук на развитие языка дал Иван Михайлович Сеченов. Исследования Миры Михайловны Кольцовой доказали, что при движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть совместная активность моторных и сенсорных речевых зон. Следовательно, речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Таким образом, чем больше движется рука, тем быстрее развивается мозг ребёнка.
Высший уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и сенсомоторики в целом, у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение и т.д.
Хочу процитировать известного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев».
В своей работе я использую различные дидактические игры и пособия для развития высших психических функций детей через развитие мелкой моторики. В данной презентации я представила наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики рук. Остановлюсь на некоторых из них.
1. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это инсценирование каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Виды пальчиковых игр:
• Пальчиковые игры с предметами;
• Активные игры со стихотворным сопровождением;
• Игры-манипуляции;
• Пальчиковые кинезиологические игры;
• Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
• Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
- Сейчас предлагаю вам поиграть вместе со мной в пальчиковую игру со стихотворным сопровождением. Называется игра «Две лягушки».
Выполняйте, пожалуйста, движения вместе со мной.
- Во время данного упражнения дети проговаривают и выполняют движения пальчиками.
2. Игры В.В. Воскобовича.
- Также в своей работе я использую игры В. В. Воскобовича. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. Игры развивают у детей познавательный интерес, внимание, память, воображение, образное мышление и мелкую моторику. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть некоторые игры.
3. Шнуровка.
- Следующий вид работы - шнуровка.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребёнка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.
- (Педагог раздаёт участникам конкурса шнурки толщиной в мизинец ребёнка) Сейчас поиграем в игру «Узелки». Завяжите на своих шнурках 6 узелков. Держим шнурок за верхнюю часть и перебирая пальцами узелки, нужно назвать 6 основных цветов. (12 узелков - 12 месяцев года, геометрические формы, названия деревьев и т.д.)
4. Использование живого песка.
Очень привлекает детей живой песок. Это невероятное вещество. Этот песок достаточно вязкий, чтобы даже дети могли бы из него лепить любые фигурки. В то же время он может сыпаться сквозь пальцы и напоминать тёплые дни на морском пляже с мелким и тёплым песочком. Состав песка безвреден для детей, не содержит бактерий и не токсичен. Живой песок - отличный тренажёр для развития воображения и мелкой моторики.
5. Рисование на манке.
Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость. Занятие с крупами влияют на тактильное восприятие дошкольников.
Дети могут рисовать непосредственно пальцами, ладонью, ребром ладони, что повышает тактильную чувствительность, развивается мелкая моторика рук, а также способствует развитию координации, воображения, улучшается память.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Развитие тактильных ощущений, то есть определение предметов на ощупь, не менее важно для
развития дошкольников. Рука даёт много информации: о весе, мягкости-твёрдости, гладкости-шероховатости, сухости-влажности.
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
- В магазинах представлен огромный ассортимент развивающих игр для детей. Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр, идеи которых я увидела в журнале «Современная среда дошкольного и начального образования». Приобрести увиденные в журнале методические пособия не было возможности. Однако, воплотить идеи в жизнь помогли мне родители нашего детского сада и спонсоры.
- Проведя исследования в своём детском саду, я обнаружила, что большинство детей имеют кинестетический тип восприятия. Игры, которые я вам сейчас покажу для таких детей будут очень актуальны.
- Попрошу 2 человек выйти и поиграть со мной.
- Игра называется «Что это?» Дети на ощупь фигурки под тканью и пытаются их опознать.
- Предлагаю вам попробовать это сделать (педагоги играют).
- Дети отвечают на вопросы:
• Что ты можешь сказать об этих фигурках?
• Чем они различаются?
• Есть среди них похожие?
• Найди твёрдый предмет, мягкий...
Игра способствует развитию мелкой моторики, а также формировать тактильные навыки. Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с двумя-тремя.
Следующая игра, которую я хочу вам показать, называется «Пощупай и угадай». Это ящик с отверстиями для рук, который предоставляет широкие возможности для организации игр на тактильное распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в ящике.
- Предлагаю вам выйти и самим попробовать узнать предметы на ощупь.
- Теперь предлагаю вам рассмотреть модуль с мешочками для тактильных игр. Занятия с этим набором способствуют развитию навыка тактильного различения и когнитивных умений распознавать и сортировать объекты на ощупь. В ходе индивидуальных и групповых занятий дети, ощупывая пальцами мешочки, в которые можно спрятать самые разные предметы, пытаются угадать их содержимое. (Несколько участников конкурса приглашаются для игры).
- Благодарю за активное участие! Итог: в заключении своего выступления хочу пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам!