Научная статья на тему 'Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с патологией зрения'

Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с патологией зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
738
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирсанова Н. А., Верст О. А.

Целью статьи является рассказать о значении развития зрительно моторной координации и сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения, а также познакомить с примером.комплекса заданий, включающий в себя ознакомление с основными графическими понятиями (контурная, вертикальная и горизонтальная линии, кривая и прямая линии, отрезок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирсанова Н. А., Верст О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с патологией зрения»

Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия

у детей с патологией зрения

Кирсанова Н. А.,

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 2», г. Великие Луки, Россия

Верст О. А.,

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 2», г. Великие Луки, Россия

Аннотация: Целью статьи является рассказать о значении развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций у детей с патологией зрения, в процессе коррекционной работы на световых планшетах с песком.

Ключевые слова: патология зрения, световой планшет, песок.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Одной из важных потребностей детей с нарушением зрения является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства, одним из которых является работа на световых планшетах с песком.

В этих играх хорошо развивается осязание и мелкая моторика. Осязание выступает мощным средством компенсации нарушения зрения, именно оно позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира. Осязание позволяет исследовать, сравнивать, позволяет лучше познать мир, позволяет на равных со зрячими детьми участвовать в игре. Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Происходит развитие всех сохранных анализаторов, то есть игры с песком создают условия для осуществления сенсорного восприятия.

В отличие от песочницы, в которой ребенок сидит или стоит на коленях, планшет с песком располагается на столе напротив ребенка.

Ограничивающая рамка дает ребенку чувство надежности, во время работы он может ходить вокруг планшета или работать в одном положении.

Располагать планшет можно вдоль или поперек.

При работе детьми с нарушенным зрением на световом планшете педагог должен соблюдать следующие требования:

• Дети, имеющие на данный период окклюзию (т.е. заклеивается лучше видящий глаз) работают на световом планшете при освещении.

• У детей с остротой зрения на хуже видящий глаз 0.7 и более допускается затемнение помещения.

• Подсветка дна светового планшета помогает детям с нарушенным зрением ориентироваться на плоскости, ограничивая пространство практической деятельности.

• Педагогу рекомендуется использовать лак для ногтей рук для привлечения взора и развития прослеживающих функций глаз ребёнка при показе упражнение на песке. (т.к. не используется указка)

• При использовании цветного песка следует учитывать контрастность и насыщенность цветовой палитры.

Работа над рисунком начинается с фона.

Набираем песок в кулаки и рассыпает его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным - когда все засыпано сыпучим материалом.

Для рисования на светлом фоне можно взять немного песка в руку и выпустить его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображая границы образов.

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком - все поправимо. На стеклянное дно в качестве фона можно положить разноцветную бумагу, фольгу или собственные рисунки ребенка.

С помощью специального инструмента (линейки) можно быстро разровнять песок и начать игру заново. Это мотивирует детей и побуждает их к экспериментам.

Сначала можно попрактиковаться в создании на дне поддона абстрактных изображений из плавных линий, потом - придумать и сделать какие-либо узоры или рисунки. Мы используем следующие формы работы:

- индивидуальная и подгрупповая (2-4 ребенка)

- занятие с использованием светового планшета 1-3 раза в месяц в соответствии с лексической темой.

Обучение техники рисования на песке с использованием светового планшета проходит в 2 этапа.

1 этап - дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет

Познакомить детей с песком

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися

от взаимодействия с песком._

Познакомить детей с техникой рисования песком.

Учить рисовать пальцами и ставить ладонь на ребро Показываем ребенку как ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать

ладони)._

Учить рисовать ладошкой

Поднимаем пальцы руки вверх - ставим ладонь на планшет и делаем круговые движения

кистью руки._

Учить рисовать кулаком

Учить детей делать отпечатки рук.

Составляем отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует

лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины._

Учить рисовать пальцем различные геометрические формы

Учить приему прищипывания (защипывает 3-мя пальцами песок - ставим пальчики на

стекло и разжимаем их) , насыпания песка из кулака_

Развивать умение передавать форму, размер

Развивать зрительно - моторную координацию, закреплять знакомые приемы.

2 этап - дети в возрасте от 5-ти до 7-ми лет

Развивать умение показывать рукой направления пространства с точкой отсчета от себя: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад.

Учить ориентироваться на световом планшете_

Развивать чувство композиции, чувство фактурности, используя приём «Кулачок» и другие.

Познакомить с приёмом синхронных движений обеих рук по песку.

Учить направлять движения пальцев рук в микропространстве, ориентируясь по схеме пути.

Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути._

Обучение рисования песком с использованием приёма «Зазеркалье» одной рукой. Установить зеркало в центре планшета с песком и предложите ребенку начать делать рисунок на песке и одновременно наблюдать за его отражением в зеркале. Сначала выберите совсем простой объект для рисования и постепенно усложняйте задания - это способствует развитию мелкой моторики и логического мышления, ориентированию в пространстве.

Учить рисовать двумя руками симметричные изображения предметов на световом

планшете_

Совершенствовать технику рисования двумя руками.

Закреплять умения использовать различные техники рисования на песке при создании сюжетных картин (по замыслу).

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к сюжетному рисованию. Можно рисовать природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и

пространственную ориентацию_

Учить использовать цветной песок при создании сюжетных картин.

Библиография

1. Ресурс Интернет: Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. URL: адрес. u-sovenka.ru. Февраль 2015.

2. Эль Г.Н. ,2007 Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия, СПб

3. Штейнхард Л. ,2001. Юнгианская песочная психотерапия, СПб.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. ,1998. Чудеса на песке. Песочная игротерапия, СПб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.