Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ'

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОЦЕДУРНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЭКЗАМЕНУ / СПОСОБНОСТЬ К САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОКОНТРОЛЮ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крошина Вера Алексеевна, Лапшина Ольга Владимировна

Процедура прохождения государственной итоговой аттестации - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Единый государственный экзамен является сильным стрессом для обучающихся. Психоэмоциональное состояние школьников в период адаптации к итоговой аттестации требует дополнительного исследования. Это обусловливает необходимость организации целенаправленной психолого-педагогической помощи выпускникам в период подготовки к ГИА. В работе показано, что психологопедагогическая деятельность по сопровождению адаптации школьников к итоговому экзамену должна носить системный характер и включать работу психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников. При этом важно отметить, что в зоне внимания психологопедагогической службы школы, классного руководителя и учителей-предметников должны оказаться все учащиеся вне зависимости от их нахождения в какой-либо адаптационной зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крошина Вера Алексеевна, Лапшина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF GRADUATE STUDENTS OF GENERAL EDUCATION SCHOOLS TO THE UNIFIED STATE EXAM

The procedure for passing the state final certification is a complex activity, which differs from the usual experience of students and makes special demands on the level of development of mental functions. The unified state exam is very stressful for students. The psycho-emotional state of schoolchildren during the period of adaptation to the final certification requires additional research. This necessitates the organization of purposeful psychological and pedagogical assistance to graduates during the preparation for the GIA. The work shows that psychological and pedagogical activities to support the adaptation of schoolchildren to the final exam should be systemic in nature and include the work of a psychologist, social teacher, class teacher, subject teachers. At the same time, it is important to note that all students, regardless of their location in any adaptation zone, should be in the area of attention of the psychological and pedagogical service of the school, the class teacher and subject teachers.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Адаптация обучающихся выпускных классов общеобразовательных школ к Единому государственному экзамену

Крошина Вера Алексеевна,

старший преподаватель, кафедра «Гуманитарные дисциплины», Балаковский инженерно-технологический институт - филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» E-mail: [email protected]

Лапшина Ольга Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и медиаобразования Института филологии и журналистики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов) E-mail: [email protected]

Процедура прохождения государственной итоговой аттестации - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Единый государственный экзамен является сильным стрессом для обучающихся. Психоэмоциональное состояние школьников в период адаптации к итоговой аттестации требует дополнительного исследования. Это обусловливает необходимость организации целенаправленной психолого-педагогической помощи выпускникам в период подготовки к ГИА. В работе показано, что психолого-педагогическая деятельность по сопровождению адаптации школьников к итоговому экзамену должна носить системный характер и включать работу психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников. При этом важно отметить, что в зоне внимания психолого-педагогической службы школы, классного руководителя и учителей-предметников должны оказаться все учащиеся вне зависимости от их нахождения в какой-либо адаптационной зоне.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, процедурная готовность к экзамену, способность к самоорганизации и самоконтролю, экзаменационная тревожность, дезадаптация.

о с

CJ

Процедура прохождения государственной итоговой аттестации - сложная деятельность, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций и учебных навыков. Следовательно, единый государственный экзамен (ЕГЭ), в форме которого проводится государственная итоговая аттестация (ГИА) в школах, является стрессовой ситуацией для обучающихся. Очевидно, в период подготовки к экзамену выпускник более чем когда-либо нуждается в помощи и поддержке учителей-предметников, социальных педагогов, психологов, родителей.

Нами было проведено психолого-педагогическое исследование, в ходе

которого анализировалась адаптация обучающихся выпускных классов к прохождению ЕГЭ. Цель исследования - определить основные показатели адаптации школьников к ЕГЭ и определить основные направления психолого-педагогического сопровождения школьников в период подготовки к итоговой аттестации.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап представлял собой констатирующую диагностику, направленную на выявление уровня психологической готовности и адаптации в целом к экзаменационным испытаниям. Второй этап -разработка программы сопровождения школьников в период адаптации к ГИА.

Объектом исследования были выбраны учащиеся 11 -х классов городов Саратов и Балаково. Выборочная совокупность составила соответственно 107 человек (64 и 43 соответственно).

Гипотеза исследования: реализация специально разработанной программы адаптации школьников к итоговой аттестации позволит улучшить показатели готовности обучающихся к выпускным экзаменам.

Данное исследование проводилось с применением модифицированной методики М.Ю. Чибисовой - анкеты «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» [1]. Необходимость применения данной методики исследования объясняется зависимостью успеха сдачи ЕГЭ от психолого-педагогической готовности школьников к экзамену, успешности адаптационного процесса в период подготовки к экзаменам. Констатирующая диагностика проводилась в начале второй четверти учебного года. Анкета состоит из 15 вопросов, которые позволяют оценить уровень готовности вы-

пускников средней школы к ГИА по трем показателям: осведомленность в процедурных вопросах сдачи экзамена, способность к самоорганизации и самоконтролю, экзаменационная тревожность.

В целях распределения школьников по уровню готовности к ЕГЭ была применена система балльных оценок по каждому из пятнадцати вопросов, соответствующих трем указанным показателям (по пять вопросов на каждый показатель готовности). Каждый вопрос-утверждение обучающиеся должны были оценить на соответствие от 1до

5 баллов. Максимально возможная сумма баллов по каждому показателю - 25. Согласно полученным данным учащиеся распределены на четыре группы по уровню психолого-педагогической готовности к ЕГЭ: низкий уровень готовности (сумма баллов до 10), средний уровень готовности (1115 баллов), выше среднего (от 16 до 20), высокий уровень готовности (21-25 баллов).

Проведенное исследование выявило следующее.

Процедурная готовность представлена таким образом: низкий уровень - 10%, средний уровень - 10%, выше среднего уровня - 30%, высокий уровень - 50%.

Низкий уровень процедурной готовности выражается в том, что учащийся имеет лишь общее представление о процедуре проведения экзамена, не знает, какова роль присутствующих на экзамене взрослых, не знает специфику фиксирования ответов, не понимает, какие задания и в каком соотношении будет выполнять.

Учащийся со средним уровнем процедурной готовности к ЕГЭ в целом знаком с процедурой проведения экзамена, представляет роль присутствующих на экзамене взрослых, знает специфику фиксирования ответов в бланках ЕГЭ, но не до конца понимает, какие задания и в каком соотношении будет выполнять.

Процедурная готовность выше среднего уровня означает, что выпускник имеет четкое представление о процедуре проведения экзамена, осознает, что присутствующие на экзамене взрослые - это лишь организаторы и наблюдатели, которые соответственно обеспечивают организационные вопросы экзамена - заполнение бланка ЕГЭ в части информационных данных: предмет, сведения

06 экзаменуемом, номер пункта приема экзамена, номер варианта - и следят за выполнением всех процедурных вопросов; понимает, какие задания предстоит выполнять, но не совсем четко осознает, какие задания позволят получить высокий балл.

Высокий уровень готовности по данному показателю говорит, что учащийся имеет четкое представление о процедуре проведения экзамена, осознает, что присутствующие на экзамене взрослые - это лишь организаторы и наблюдатели, которые соответственно обеспечивают организационные вопросы экзамена и следят за выполнением всех процедурных вопросов; понимает, какие задания предстоит выполнять и при этом вполне осознает, какие задания необходимо выполнить

в первую очередь, чтобы увеличить шансы на получение высокого балла.

Вторым исследуемым показателем готовности к ЕГЭ явилась способность к самоорганизации и самоконтролю. Анализ анкет обучающихся показал такое распределение по этому показателю: низкий уровень - 30%, средний уровень - 30%, выше среднего - 25%, высокий уровень - 15%.

Далее представлены характеристики уровней подготовки по показателю «способность к самоорганизации и самоконтролю».

Школьники с низким уровнем самоорганизации и самоконтроля не владеют навыками планирования и распределения своего времени, не умеют расставлять приоритеты, распределять усилия, не контролирует свое эмоциональное состояние, у них плохо развиты навыки собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ее.

Обучающиеся со средним уровнем по данному показателю умеют планировать свое время, расставлять приоритеты, распределять усилия, однако испытывают трудности контроля своего эмоционального состояния, не владеют приемами саморегуляции.

Для выпускников, обладающих уровнем самоорганизации и самоконтроля выше среднего уровня характерно следующее: четко планируют свое время, распределяют усилия, умеют собранно работать с информацией, не испытывают затруднений при формулировании ответов, умеют контролировать свое эмоциональное состояние.

Обучающиеся с высоким уровнем самоорганизации и самоконтроля четко планируют свое время и способны к такому распределению усилий, которое позволяет выполнить как можно больше заданий, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок, выбирают верные стратегии выполнения заданий, умеют управлять своими эмоциями, уверены в своих силах, способностях.

Третий показатель психологической готовности школьников к ЕГЭ - экзаменационная тревожность. Исследование показало распределение показателей следующим образом: низкий уровень - 35%, средний уровень - 55%, выше среднего - 10%, высокий уровень - 0%.

Низкий уровень готовности по указанному показателю характеризуется

очень высокой тревожностью в ситуациях проверки знаний, при этом переживание тревоги в ситуациях проверки достижений бывает неадекватно сильным, может сопровождаться слабостью и дрожь в ногах и руках, речевым ступором. Экзаменационная ситуация для таких учащихся может стать серьезной психотравмой. К этой группе часто относятся школьники с рано сформированным чувством долга, ответственности, высокими моральными требования к себе.

Средний уровень готовности по показателю «экзаменационная тревожность». Учащиеся испытывают негативное отношение к демонстрации

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

своих знаний, переживание тревоги особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома. Сама по себе проверка знаний в письменном формате для школьников данной группы, возможно, нетрудна, но в ситуации, когда в аудитории присутствуют незнакомые люди - организаторы, общественные наблюдатели - многие ничего не могут вспомнить. Работы ЕГЭ проверяются экспертами, которые заведомо не знают учащихся, провоцирует у школьников чувство тревоги и неуверенности в себе.

Готовность выше среднего уровня предполагает уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания имеют адекватный характер. Ответственное отношение к подобным ситуациям, объективная самооценка возможностей сопровождаются уравновешенностью поведения, при этом можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности.

Учащимся с высоким уровнем готовности состояние тревоги в ситуациях проверки знаний таким школьникам не свойственно. Демонстрация знаний или их отсутствия учащихся не является ограничивающим фактором. Их не беспокоит, какое впечатление они производят на окружающих. Учеба и отношение к ней стоят не является приоритетом [2].

Исследование показало, что наиболее подготовлены учащиеся с точки зрения процедурной осведомленности. Полагаем, этому есть объективное объяснение. Учащиеся проходят через систему пробных ЕГЭ, где полностью моделируется ситуация настоящего экзамена. Кроме того, контрольные работы, срезы знаний чаще всего в одиннадцатых классах проводятся в «формате ЕГЭ», что также позволяет уяснить структуру и содержание экзаменационной работы, виды заданий, балльный вес каждого задания, научиться правильно заполнять экзаменационные бланки. Подготовленность учащихся одиннадцатых классов объясняется тем, что школьники в свое время прошли через процедуру сдачи ОГЭ.

В ходе исследования было установлено, что средний показатель уровня тревожности в одиннадцатом классе очень высок. На наш взгляд, это объясняется значимостью ЕГЭ для учащихся. Школьникам недостаточно просто получить «пороговое» значение баллов, они стремятся набрать как можно больше баллов по всем предметам. Выпускникам средней школы предстоит поступать в вузы, и для этого значимы именно баллы за все конкурсные для выбранного направления экзамены. Чем выше общий балл, тем выше шансы поступить в ВУЗ.

В целях адаптации старшеклассников к ЕГЭ 5 нами была разработана программа психолого-§ педагогического сопровождения школьников в пе-^ риод подготовки к экзамену, построенная с учетом еЗ данных диагностирующего исследования. Задачи ав программы: отработка навыков поведения на эк-

замене, формирование у обучающихся уверенности в своих возможностях, развитие позитивного восприятия действительности, обучение приемам эффективного запоминания, навыкам снятия тревожности, психологическая подготовка родителей по поддержке выпускника, подготовка учителей к поддержке школьников.

К условиям реализации программы предъявляется ряд требований. Исполнителями программы выступают социальный педагог и психолог школы. Если в штатном расписании школы не предусмотрена ставка психолога, то социальному педагогу следует прибегнуть к консультации психолога, работающего в каком-либо учреждении системы образования.

Для проведения занятий требуется помещение, которым может быть учебный класс. Были определены направления социально-психологической работы с учащимися одиннадцатых классов. Основным направлением данной деятельности является непосредственно работа с самими учащимися. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период подготовки к экзамену реализуется основе уже сформированных навыков и функций и предполагает ознакомление с процедурой итогового экзамена, формирование адекватного мнения о ЕГЭ и конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Главный принцип организации помощи школьником - системность работы психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей- предметников. Успешное прохождение экзаменационного испытания во многом определяется стрессоустойчивостью экзаменуемого, его способностью к концентрации внимания, памяти и умением действовать в условиях дефицита времени. Поэтому, адаптируя школьников к итоговой аттестации, необходимо формировать у них соответствующие навыки саморегуляции и самоконтроля.

Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к ГИА включает диагностическую, консультативную, профилактическую, коррекционно-развивающую и организационно-методическую деятельности.

Психологическая диагностика проводится на протяжении всего периода психолого-педагогического сопровождения при подготовке школьников к экзамену. Цель первичной диагностики -выявить и дифференцировать группы детей, испытывающих трудности при подготовке к экзаменам. На основании результатов диагностического исследования формируются группы для эффективной организации процесса адаптации к ЕГЭ, разрабатывается система работы и рекомендации. В процесс реализации программы диагностирование ведется с целью отслеживания динамики эффективности психолого-педагогического сопровождения. В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью установления эффективности и результативности работы.

Консультативное направление работы по адаптации к ЕГЭ имеет вполне определенную цель -

формирование у всех участников образовательного процесса понимания возникающих у учащихся в предэкзаменационный период проблем и желания преодолевать возникающие трудности обучения; создать условия для личностного и интеллектуального развития.

Отдельным направлением по психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ЕГЭ выступает коррекционно-развивающая работа. Цель данного направления - организация систематической работы с учащимися «группы риска». Диагностика позволяет определить три составляющие данного направления работы: развитие познавательной сферы учащихся; снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

Профилактическая работа направлена на предупреждение явлений дезадаптации школьников -трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. С этой целью организуются различные восстановительные мероприятия, разрабатываются рекомендации для родителей, педагогических работников. Комплекс мероприятий направлен на обучение навыкам саморегуляции, формирование уверенности в своих силах и навыков противостояния стрессу и приемам мобилизации в стрессовой ситуации.

Важно организовать взаимодействие социального педагога и психолога с учителями-предметниками. Учителю необходимо знать и понимать те психологические трудности, которые возникают у школьников в период подготовки к экзаменам, так как успешность и выбор способов поддержки школьников зависит не только от школьной социально-психологической службой, но и от учителя. Консультирование позволяет показать важность психологической подготовки выпускников к экзамену. Учитель может получить советы по контролю стрессовых состояний учащихся, особенностям работы с детьми с высокой тревожностью и низким уровнем самоконтроля.

Педсоветы по подготовке к ЕГЭ дают возможность распределить ответственность между учителем и психологом, помогают осознать необходимость адаптации к экзаменам.

Информационная составляющая предполагает выпуск материалов, предназначенных для педагогов. Содержание данных материалов должно освещать следующие вопросы: создание благоприятной атмосферы в классе, способы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение самоконтролю в стрессовых ситуациях.

Необходимо составить рекомендации для учителей-предметников. Учителю необходимо целенаправленно акцентировать внимание учащихся на балльной ценности каждого задания по предмету, чтобы учащийся мог определить, какие задания необходимо выполнить в первую очередь. Важно научить школьников вовремя «бросать» задание, которое не выполняется в конкретном варианте за время, обычно достаточное для его ре-

шения. Лучше перейти к другому заданию, а потом вернуться к невыполненному. Именно учитель должен объяснить, какие задания чаще всего содержат «ловушки», в связи с чем требуют более пристального внимания, больше времени на выполнение и потому могут быть решены после других заданий. У ученика должен быть сформирован своеобразный алгоритм выполнения заданий на экзамене. Таким образом, учитель не только формирует когнитивную составляющую успешности сдачи ЕГЭ, но и участвует в формировании психологической готовности.

Адаптацию к экзаменам обеспечивает и уверенность школьника в том, что ему доступна вся информация по содержательной стороне экзамена. Важно научить школьников работать с этой информацией. Задача учителя, кроме непосредственно организации повторения и систематизации знаний, обучения выполнению заданий, состоит и в ознакомлении учащихся со всеми видами учебно-методических материалов, в том числе материалами сайта ФИПИ (ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений») [3]. Для выпускников полезны публикуемые на сайте материалы: демоверсии ЕГЭ по всем предметам, включенным в итоговую аттестацию; открытый банк заданий, видеоконсультации разработчиков контрольно-измерительных материалов. В 20192020 учебном году в связи с переходом образовательных учреждений в конце третьей учебной четверти на дистанционную форму обучения на сайте ФИПИ были опубликованы «Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ», разработанные специалистами ФИПИ; варианты еГэ, предусмотренные для проведения экзаменов досрочного периода (сам досрочный период был отменен ввиду сложившейся эпидемиологической обстановки).

Образовательный портал «Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ» предлагает учащимся каталог актуальных заданий и их решения, тренировочные варианты КИМ, справочные материалы [4]. Школьники, выполняя задания сайта, могут выбирать необходимые задания как самостоятельно, так и по указанию учителя. Портал позволяет учителям составлять на основе предложенных материалов свои варианты с необходимым набором заданий. Учащиеся выполняют вариант учителя, проверка заданий осуществляется автоматически.

В социальной сети «Вконтакте» создана группа «ЕГЭ 100 баллов» [5]. Участниками группы являются школьники, готовящиеся к экзаменам, учителя-предметники, имеющие опыт подготовки учащихся к экзаменам. На страницах группы публикуются материалы для подготовки: КИМ, теоретические материалы к каждому виду заданий, методические рекомендации и разъяснения по критериям оценивания. Еженедельно по каждой учебной дисциплине публикуется тренировочный вариант, предлагаемый для выполнения школьникам, причем ответы с пояснениями публикуются только че-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

рез неделю, чтобы не было соблазнов посмотреть их в ходе выполнения заданий. Преимущества выполнения заданий с сайта группы с возможностью проверки заданий состоит в том, что учащийся может это делать, во-первых, не боясь отметки учителя, во-вторых, выбрав удобный для себя режим работы. Группа «ЕГЭ 100 баллов» помимо заданий публикует материалы, связанные с опытом сдачи ЕГЭ выпускниками прошлых лет. Желающие могут воспользоваться и этой информацией. Важно, чтобы учителя довели до учащихся информацию об этой группе. Также можно организовать обсуждение материалов «ЕГЭ 100 баллов» на занятиях по содержательной и психологической подготовке к экзамену. Учащиеся могут поделиться своими секретами подготовки.

Таким образом, адаптация выпускников к итоговой аттестации определяется тремя основными показателями: процедурной готовностью, способностью к саморегуляции и самоконтролю, уровнем экзаменационной тревожности. В целом психолого-педагогическая деятельность должна способствовать благоприятному завершению процесса адаптации выпускников к экзаменационному испытанию в формате ЕГЭ.

Литература

1. Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю. Чибисовой) [Электронный ресурс]. - URL: https:// sch2070.mskobr.ru/files/upload_users_files/ anketa_gotovnoat_k_ege.pdf.

2. Барышев А.Ю. Программа психологической подготовки к ЕГЭ / А.Ю. Барышев // Справочник заместителя директора. - 2009. - № 4.

3. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: https://fipi.ru/

4. Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. [Электронный ресурс] URL: https://ege.sdamgia.ru/

5. ЕГЭ 100 баллов. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/ege100ballov.

ADAPTATION OF GRADUATE STUDENTS OF GENERAL EDUCATION SCHOOLS TO THE UNIFIED STATE EXAM

Kroshina V.A., Lapshina O.V.

Balakovo Engineering and Technological Institute, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky

The procedure for passing the state final certification is a complex activity, which differs from the usual experience of students and makes special demands on the level of development of mental functions. The unified state exam is very stressful for students. The psycho-emotional state of schoolchildren during the period of adaptation to the final certification requires additional research. This necessitates the organization of purposeful psychological and pedagogical assistance to graduates during the preparation for the GIA. The work shows that psychological and pedagogical activities to support the adaptation of schoolchildren to the final exam should be systemic in nature and include the work of a psychologist, social teacher, class teacher, subject teachers. At the same time, it is important to note that all students, regardless of their location in any adaptation zone, should be in the area of attention of the psychological and pedagogical service of the school, the class teacher and subject teachers.

Keywords: Unified state exam, procedural readiness for the exam, ability for self-organization and self-control, examination anxiety, maladjustment.

References

1. Questionnaire "Self-assessment of psychological readiness for the exam" (modification of the methodology of M. Yu. Chibiso-va) [Electronic resource]. - URL: https://sch2070.mskobr.ru/ files/upload_users_files/anketa_gotovnoat_k_ege.pdf.

2. Baryshev A. Yu. Psychological preparation program for the exam / A. Yu. Baryshev // Directory of the Deputy Director. -2009. - No. 4.

3. FGBNU "Federal Institute of Pedagogical Measurements": official site. [Electronic resource]. - URL: https://fipi.ru/.

4. I will hand over the GIA: I will solve the VLOOKUP, OGE, USE and CT. [Electronic resource] URL: https://ege.sdamgia.ru/.

5. USE100 points. [Electronic resource] URL: https://vk.com/ege-100ballov.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.