Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений в период подготовки к государственной итоговой аттестации'

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений в период подготовки к государственной итоговой аттестации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1498
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / СИСТЕМНАЯ РАБОТА / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / STATE FINAL CERTIFICATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / UNIFIED STATE EXAMINATION / SYSTEM WORK / COMPLEX PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Юлия Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности подготовки выпускников школ к государственной итоговой аттестации (ГИА) в новой форме. В связи с тем, что существует высокий спрос на процесс подготовки к ГИА, низкая информированность общественности о ходе и результатах экзамена, отсутствие у детей и родителей правовых знаний, возникает необходимость в системной работе со всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами). Решением данной проблемы может быть внедрение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса в период подготовки к ГИА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES IN THE PERIOD OF PREPARATION FOR STATE FINAL CERTIFICATION

The article outlines specific features of the preparation process of school graduates to the State final certification in the new form. The author considers it is important to work out the system to involve all subjects of educational process (pupils, parents, teachers) because of the great demand for preparation process to the State final certification, low public awareness of the course and results of the examination, absence of legal knowledge among children and parents. Introduction of the complex program of psychological and pedagogical support to all subjects of educational process in preparation for SFC can be proposed as a solution of this problem.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений в период подготовки к государственной итоговой аттестации»

является его недостаточное эмоциональное воздействие, которое в полной мере возможно в прямом личностном взаимодействии, возникающем в глубинном общении преподавателя и слушателя.

Кроме этого, в качестве одной из проблем мы выделяем недостаточную возможность для обсуждения мировоззренческих, духовно-нравственных аспектов педагогической деятельности. Можно обмениваться текстами и даже высказывать мнения и аргументы по поводу того или иного тезиса. Но восприятие информации только визуальным каналом ограничивает возможности ее осмысления.

При этом хотелось бы избежать появления позиции педагога-слушателя как обучающегося с непременным контролем знаний и умений с использованием контрольно-измерительных материалов и т.д. Для нас важно подчерк-

нуть, что наряду с дистанционными курсами необходимо использовать очные занятия-тренинги, направленные на личностно-профессиональный рост, глубинные и мировоззренческие изменения педагога-слушателя, так как, по нашему глубокому убеждению, никакие информационно-

коммуникационные технологии не заменят понимающего и владеющего искусством общения педагога.

Только гармоничное сочетание использования дистантных программ повышения квалификации с очным обсуждением и осмыслением проблем жизнедеятельности человека (т.е. деятельности в личной, профессиональной и социальной сферах жизни) будет способствовать повышению качества постдипломного образования.

Переломова Наталья Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления инновационными процессами и образовательными технологиями ОГАОУ ДПО «Иркутский ИПКРО». Е-mail: Ipkro0 8@gmail.com

Perelomova Natalya Anatolevna, doctor of pedagoigical sciences, professor, head of the department of management of innovative processes and educational technologies, Irkutsk IPKRO.

УДК 37.012 Ю.Г. Резникова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

В статье рассматриваются особенности подготовки выпускников школ к государственной итоговой аттестации (ГИА) в новой форме. В связи с тем, что существует высокий спрос на процесс подготовки к ГИА, низкая информированность общественности о ходе и результатах экзамена, отсутствие у детей и родителей правовых знаний, возникает необходимость в системной работе со всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями,

педагогами). Решением данной проблемы может быть внедрение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса в период подготовки к ГИА.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, психолого-педагогическое сопровождение, единый государственный экзамен, системная работа, комплексная программа.

Yu.G. Reznikova

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES IN THE PERIOD OF PREPARATION FOR STATE FINAL CERTIFICATION

The article outlines specific features of the preparation process of school graduates to the State final certification in the new form. The author considers it is important to work out the system to involve all subjects of educational process (pupils, parents, teachers) because of the great demand for preparation process to the State final certification, low public awareness of the course and results of the examination, absence of legal knowledge among children and parents. Introduction of the complex program of psychological and pedagogical support to all subjects of educational process in preparation for SFC can be proposed as a solution of this problem.

Keywords: state final certification, psychological and pedagogical support, unified state examination, system work, complex program.

Единый государственный экзамен как форма государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и проведения вступительных испытаний высшего (среднего) профессионального образования введен в Республике Бурятия с 2005 года. Шесть лет участия выпускников республики в ГИА доказали, что такая форма проверки является объективной и наиболее приемлемой на данный момент. Анализ результатов ЕГЭ свидетельствует, что более 50 % учащихся выполняют задания контрольно-измерительных материалов (КИМ) на качественно высоком уровне. В то же время часть выпускников (от 2 до 15 %) получает неудовлетворительные отметки, не справляясь даже с половиной заданий базово-

го уровня, определенного образовательными стандартами средней школы.

Также стоит обратить внимание на то, что некоторые учащиеся не подтверждают свои школьные притязания. Часть «отличников» и «хорошистов» получают на ЕГЭ посредственные баллы. Многие из них ссылаются на то, что не смогли мобилизоваться в ответственной ситуации, справиться с волнением, т.е. проявили психологическую неподготовленность к экзамену.

ЕГЭ - это совмещенный экзамен: выпускной и вступительный одновременно, что повышает его субъективную значимость, соответственно, и уровень тревоги учащихся. На экзамене в тестовой форме отсутствует вербальная и невербальная оценка со стороны

учителя, с помощью которой возможна корректировка ответа. Такая ситуация также вызывает психологический дискомфорт, и учащиеся должны быть к ней готовы. Для большинства учащихся выпускной экзамен - это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их дальнейшую судьбу. Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма, вызванным интенсивной умственной деятельностью и повышенной статической нагрузкой, обусловленной ограничением двигательной активности, нарушением режима отдыха и сна, эмоциональными переживаниями. В период подготовки к экзамену учащиеся испытывают огромные перегрузки, как умственные, так и эмоциональные. За короткий промежуток времени им нужно повторить, а в некоторых случаях освоить большой объем учебного материала, уяснить требования к выполнению заданий в тестовой форме, освоить навыки организации учебной работы, сформировать психологическую устойчивость.

Для многих выпускников самостоятельное выполнение этих задач невозможно. Данное обстоятельство усугубляется отсутствием популярных методических и учебных материалов для учащихся по вопросам подготовки к ГИА, отсутствием современных централизованных средств оценки качества подготовки к сдаче ЕГЭ.

Отношение к ЕГЭ

общественности, родителей

учащихся весьма неоднозначное. Только 28 % россиян одобряют эту систему, 23 % относятся негативно

(данные Фонда «Общественное мнение»). Негативизм, неприятие нововведений во многом обусловлены незнанием особенностей проведения экзамена.

В связи с тем, что существует высокий спрос на процессы подготовки к сдаче ЕГЭ, неудовлетворенность качеством подготовки, низкая информированность общественности о ходе и результатах экзамена, отсутствие у детей и родителей правовых знаний, возникает необходимость в системной работе со всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами) в период подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешной подготовки каждого выпускника к итоговой аттестации. На сегодняшний день задействованы далеко не все ресурсы психолого-педагогического сопровождения. Необходимо установить интегративные связи разных специалистов, работающих с учащимися выпускных классов, осуществить поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов в подготовке школьников к экзаменам; расширить использование в учебном процессе тестовых методов работы, методов развития критического мышления; тренингов развития самостоятельности, стрессоустойчивости учащихся.

На наш взгляд, первым шагом в решении данной проблемы может быть комплексная программа подготовки к государственной итоговой аттестации не только выпускников средней школы, но и выпускников основной школы, т.е. девятиклассников, которые сдают итоговые экзамены в форме, приближенной к ЕГЭ.

Цель настоящей программы состоит в обеспечении организационно-технологических, учебно-методических и психолого-педагогических условий подготовки всех субъектов образовательного процесса к ГИА.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

• повысить эффективность информационного обеспечения ГИА;

• сформировать правовую грамотность всех субъектов образовательного процесса по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации;

• создать оптимальные организационно-технологические условия подготовки и проведения единого экзамена;

• разработать учебно-методическую базу для подготовки к ГИА;

• обеспечить психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к экзаменам.

Основные принципы программы:

1. Систематичность, непрерывность организуемой работы (работа ведется последовательно командой специалистов разного профиля, работающих с выпускниками и родителями);

2. Личностно-индивидуальный подход к учащимся, их родителям (создание ситуаций сотрудничества, содружества и сотворчества педагогов и учащихся, педагогов и родителей).

3. Доступность психолого-педагогической поддержки для каждого старшеклассника.

В соответствии с поставленными задачами выделяются основные направления сопровождения: информационно-правовое, организационное, учебно-методическое и психологическое.

Информационно-правовое направление предполагает, прежде всего, повышение уровня информированности учащихся и их родителей об их правах при подготовке и сдаче ГИА, процедуре обжалования его результатов; разработку системы защиты прав участников ГИА. Опытные юристы проводят консультации, индивидуальные и групповые беседы, массовую разъяснительную работу. Также предусматривается изучение организаторами ГИА, учителями обновленной нормативно-правовой базы организации и проведения экзамена в штатном режиме.

Содержание работы Виды деятельности

Повышение уровня информированности учащихся и их родителей об их правах при подготовке, сдаче ГИА, процедуре обжалования его результатов; разработка системы защиты прав участников ГИА. Консультация юриста Индивидуальные беседы Совещания при директоре Родительские собрания 1. Допуск выпускников 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации и формы ее проведения. Можно ли не проходить ГИА? 2. Какие права и обязанности есть у сдающих ЕГЭ? 3. Как нужно действовать, если Вы не согласны с результатами ГИА? Порядок работы конфликтной комиссии. Можно ли пересдать экзамен? 4. Что такое государственная экзаменационная комиссия Республики Бурятия, ее полномочия? 5. Как проверяется экзаменационная работа? Кто входит в состав предметной комиссии? Правила выставления баллов за экзаменационную работу. 6. Кто может стать общественным наблюдателем за проведением ГИА? 7. Порядок оформления и выдачи свидетельств ГИА. Как получить дубликат, если вы потеряли свидетельство о сдаче ГИА?

Организационное направление работы предполагает мероприятия по отработке организационно-технологической процедуры экзамена; системную подготовку работников пункта приема экзамена, организаторов в аудиториях, от которых во многом зависит и психологическое состояние экзаменуемых, и правильное заполнение тестовых бланков, общая тактика работы учащихся. Проводится разъяснительная работа с родителями и выпускниками, формирование у последних позитивного отношения к новой форме аттестации, отработка правильного поведения на экзамене. В подготовительный период необходимо привлечь родителей к обсуждению

обязательных условий, которые должна обеспечить семья своему ребенку. Особого разговора заслуживает организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников.

Содержание работы Виды деятельности

Регулирование процедурных вопросов подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестаций: Издание системы приказов и распоряжений по школе: - приказов, регулирующих проведение итоговой аттестации в текущем учебном году; - об утверждении Плана мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в школе в текущем учебном году; -о назначении ответственного за подготовку, организацию и проведение по введению ГИА в МОУ; - о распределении функциональных обязанностей по подготовке учащихся 9-х, 11-х классов к новой форме государственной (итоговой) аттестации; - о назначении организаторов тестирования в аудитории; - об организации учебы и практических семинаров организаторов тестирования в аудитории; - о проведении обязательного экзамена по математике для выпускников 9-х, 11-х классов; - -о подготовке к пробному экзамену; - об организации проведения пробного ГИА учащихся 11-х классов; -о ведении документации ГИА; - о выдаче выпускникам свидетельств ГИА и пр. Совещания при директоре: «Организация итоговой аттестации выпускников школ в форме ГИА»; «Утверждение плана-графика подготовки ОУ к ГИА»; производственное совещание «Организация подготовительной работы к ГИА в 9, 10 классах». Педагогический совет: «Психологическое сопровождение ГИА в школе: опыт и проблемы». Производственное совещание: «Результаты пробного внутришкольного экзамена»

Изучение мнений учащихся, их родителей, общественности о ГИА; Обсуждение новой формы аттестации, разъяснение ее преимуществ; Распространение среди заинтересованных лиц и широкой общественности справочной информации об экзамене, о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе и республике Анкетирование учащихся, их родителей, учителей, общественности; Беседы с учащимися, родителями «ГИА - форма государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ». Публикация информационных материалов в СМИ. Организация работы межшкольного Интернет-сайта

Изучение инструкций и методических материалов Оформление информационных стенд для учащихся Инструктаж, семинары, тренинги, обсуждения с учащимися, родителями: «Проблемы профориентации и правильного выбора предметов для экзаменов»

Обучение учащихся правилам поведения в ППЭ, заполнения бланков ГИА Репетиционные экзамены с учащимися 9-го, 11-го класса, анализ допущенных ошибок в организации экзамена, в заполнении учащимися бланков:

Формирование позитивного отношения к новой форме аттестации у учащихся, родителей. общественности Организация групповых дискуссий, использование игровых методов, анкетирование, мини-лекции, творческие работы, устные или письменные размышления, беседы, классные часы с выпускниками: «Как вы считаете, есть ли преимущества у тестовой формы организации итогового контроля»; Родительские собрания: «Преимущества ЕГЭ как формы итоговой аттестации»

Обеспечение консалтинговых услуг учащимся, родителям, учителям. Работа консультационного центра для учащихся и родителей.

Учебно-методическое направление. Нельзя забывать о том, что подготовку к единому государственному экзамену может осуществлять только специалист -предметник, хорошо знающий содержание КИМ-ов и технологию проведения ГИА. Поэтому в методическом модуле программы предусматривается периодическое повышение квалификации учителей-предметников через систему обучающих семинаров, курсов предметной подготовки, обмена опытом. Интересна творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы); выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся).

Планируется продолжить работу по учебно-методическому обеспечению ГИА. Прежде всего необходимы пособия и рекомендации для самостоятельной подготовки учащихся. Так как выпускной экзамен основан на тестовых технологиях, достаточно новых для учащихся, тестирование требует предварительной подготовки. Необходимо отследить наличие различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечить подготовку и проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с тестами. Тренировки по выполнению тестовых заданий позволят им реально улучшить результат работы. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученикам не придется тратить много времени на изучение инструкции. Учителям следует активнее вводить тестовые техно-

логии в систему обучения, организовать коррекционно-обучающую работу с учащимися по отработке общеучебных умений.

Для учителей-предметников важно знать, какие возможные когнитивные трудности могут возникнуть у учащихся в тестовом контроле. Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Форма тестового контроля предполагает краткий, лаконичный ответ, т.е. учащиеся должны продемонстрировать умения свертывать информацию, выделять главное, оперировать фактическим материалом. Процедура ГИА требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя,

какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Исходя из этого, педагог должен организовать систематическую работу по освоению навыков работы с тестами и помочь выпускнику выработать индивидуальную стратегию деятельности.

Следует продолжить практику тренировочных тестирований, анализ результатов которых позволяет увидеть слабые места в подготовке школьников, предпринять конструктивные шаги по ликвидации обнаруженных пробелов в знаниях учащихся, провести индивидуальную работу с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или выдающиеся успехи.

Содержание работы Виды деятельности

Повышение квалификации учителей-предметников - обучающие семинары «Педагогические условия обеспечения качества проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ»; - курсы предметной подготовки «Характеристика КИМов 2010 г.»; - обмен опытом в подготовке учащихся к ГИА; - изучение опыта проведения ГИА в других ОУ, районах республики, регионах страны.

Обучение учителей современным методам и технологиям контроля уровня знаний выпускников - анализ структуры и содержания тестов по образовательным областям; - изучение кодификаторов элементов содержания для составления КИМ-ов; - планирование работы МО с учетом методической, организационной, информационной поддержки учителей, участвующих в ГИА; -обсуждение на МО вопроса «Подготовка учителей и учащихся к новому виду итоговой аттестации. Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности»

Определение приоритетных направлений планирования методической и исследовательской работы в рамках подготовки учащихся к ГИА Утверждение тем исследовательских работ учителей и разработка индивидуальных (групповых) исследовательских программ.

Выработка стратегии подготовки учащихся к ГИА с учетом их психологических особенностей Отбор содержания и объема программного материала, эффективных форм работы, в том числе свойственных высшим учебным заведениям. Разработка методических рекомендаций учителю-предметнику.

Организация систематической работы учащихся по освоению навыков работы с тестами Проведение обоснованного отбора программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В). Определение содержания образования, предусматривающего элементы творчества (уровень С). Включение тестовых технологий в учебный процесс. Организация тренировочного тестирования по предметам

Отработка общеучебных умений учащихся Разработка рекомендаций для самостоятельной подготовки учащихся к ГИА. Проведение с выпускниками тренировочных занятий

Разработка авторских КИМ-ов по предметам Спецификации, инструкции, правила и рекомендации, тестовые задания по предметам.

Проверка эффективности организации и подготовки учащихся к ГИА, выявление трудностей в организации экзамена. Проведение пробного тестирования, оформление статистического и аналитического отчета по результатам, выработка рекомендаций по устранению пробелов

Реализация системного подхода к подготовке учащихся к ГИА. Подготовка методических рекомендаций для учителей

Обеспечение преемственности в подготовке школьников 5-11-х классов к ГИА Систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций), предусматривающих реализацию формы, используемой в ГИА. Подбор и разработка учебных материалов разного уровня сложности (в соответствии с уровнями А, В и С) по предметам

Использование возможностей дополнительного образования для подготовки к ГИА. Разработка - факультативных курсов, - спецпрактикумов, - широкого спектра элективных курсов, расширяющих программу базового обучения. Привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ГИА.

Психологическое направление работы. Для формирования психологической устойчивости учащихся в период подготовки и сдачи ГИА в содержание психоло-

гического модуля важно заложить создание мониторинга психологического статуса школьников, провести диагностику индивидуальных особенностей учащихся; вы-

работать стратегию и тактику поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышать уверенность в себе, в своих силах. Для этого с помощью современного диагностического материала выявляются особенности темперамента и характера ребенка, ведущая модальность восприятия, интеллектуальное своеобразие личности. Проводится специальное обучение учащихся приемам самоорганизации при подготовке к экзамену, приемам повторения

и оперирования учебной информацией в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. На психологических тренингах идет обучение приемам стабилизации психоэмоционального состояния.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление близких ему взрослых со способами правильного общения с ним, оказание психологической поддержки, создание в семье и школе благоприятного психологического климата.

Содержание работы Виды деятельности

Определение индивидуального стиля учения. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся: восприятия памяти, мышления, разработка индивидуальных рекомендаций.

Разработка стратегии поддержки детей группы риска Индивидуальные консультации выпускников и родителей: «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у астеничных детей»; «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у неуверенных, тревожных детей»; «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у детей-синектиков»; «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у правополушарных детей»; «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у перфекционистов и отличников»; «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у неуверенных детей»; «Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА у детей с недостатком произвольности и самоорганизации»

Развитие у выпускников качеств, необходимых при сдаче ГИА • Тренинги, игры, индивидуальные консультации по развитию высокой мобильности, переключаемости; высокого уровня организации деятельности; высокой устойчивой работоспособности; высокого уровня концентрации внимания, произвольности; четкости и структурированности мышления, комбина-торности; сформированности внутреннего плана действия

Обучение выпускников приемам самоорганизации, саморегуляции Использование медитативных техник

Обучение выпускников приемам повторения, запоминания Организация тренингов

Развитие логического, теоретического, креативного мышления детей Проведение спецкурсов

Организация консультативной помощи педагогам по психологическим проблемам, связанным с экспериментом по введению ГИА Консультации психолога

Организация консультативной помощи родителям. Консультации психолога. Организация родительских собраний: «Психологические особенности подготовки детей к новой форме итоговой аттестации»; «Как оказать поддержку своему ребенку в период сессии?»; «Как организовать рациональное питание и отдых во время сдачи экзаменов».

Ожидаемый результат: внедрение единой системы подготовки выпускников школ государственной итоговой аттестации позволит:

• оптимизировать управленческие действия по организационно-технологическому и кадровому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников школы;

• создать необходимые организационно-технологические условия для подготовки выпускников к новой форме итоговой аттестации;

• сформировать информационную среду единого государственного экзамена;

• повысить готовность выпускников к сдаче ГИА и успешную адаптацию детей к новой форме итогового контроля;

• повысить качество подготовки выпускников к ГИА;

• создать равные возможности для детей различных социальных групп при поступлении в вузы и ссузы.

Достоинства настоящей программы мы видим в следующем:

• в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени подготовки выпускников, их индивидуального развития;

• в имеющихся возможностях для оказания помощи выпускникам, их родителям, классным руководителям, учителям-предметникам выстраивать подготовительную работу в системе с учетом психологических и индивидуальных особенностей учащихся, отслеживая результаты;

• в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов самостоятельной работы;

• в создании условий для шенствования подготовительного своевременной корректировки вы- процесса. явленных психолого-

педагогических проблем и совер-

Резникова Юлия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. E- mail: Юлия Геннадьевна Резникова <rezniko-va.bsu@mail.ru>

Reznikova Yulia Gennadevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of education, Buryat State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.013 Г.Н. Фомицкая

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе анализа проблем оценки качества образования раскрываются основные подходы к моделированию комплексной оценки эффективности региональной системы общего образования.

Ключевые слова: интегральный показатель, цели, функции, объекты, субъекты, нормы качества, источники информации, методы, средства, технологии оценки, формы представления результатов, пользователи информации.

G.N. Fomitskaya

THE MAIN APPROACHES TO REGIONAL SYSTEM MODELING OF THE EXTERNAL ASSESSMENT OF GENERAL EDUCATION QUALITY

The article analyzes the problems of assessment the quality of education and reveals the main approaches to modeling of complex assessment of efficiency of the regional system of general education.

Keywords: integral indicator, goals, functions, objects, subjects, standards of quality, information sources, methods, means, technologies of assessment, forms of results representation, users of information.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание форм независимой объективной оценки качества образования для установления степени соответствия реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям с последующим при-

нятием на этой основе эффективных управленческих решений. Результаты оценки качества образования становятся значимым критерием при определении результатов труда учителя и его оплаты. Необходимо отметить, что в последние годы предпринимаются серьезные попытки соотнести результаты деятельности региональных обра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.