Научная статья на тему 'Единый государственный экзамен: как подготовиться?'

Единый государственный экзамен: как подготовиться? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2046
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ) / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Васильевна

В статье автор акцентирует внимание на то, что психологическая устойчивость старшеклассников есть одна из основных характеристик, способствующих успешной аттестации учащихся в форме ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый государственный экзамен: как подготовиться?»

Кабинет практического психолога

J

Л

Васильева Мария Васильевна

учитель

МБОУ Нижнесортымская СОШ Сургутский район ХМАО Югра

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

как подготовиться?

V

г

Аннотация. В статье автор акцентирует внимание на то, что психологическая устойчивость старшеклассников есть одна из основных характеристик, способствующих успешной аттестации учащихся в форме ЕГЭ.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен (ЕГЭ), психологическая устойчивость старшеклассников при подготовке к ЕГЭ, психологическая поддержка, психологическая готовность учащихся.

Классный руководитель и учитель - предметник является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива. В этой статье мы поделимся опытом работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен - это уже реальность в нашем образовательном пространстве. И эта реальность прочно обосновалась, твердо заняла свою позицию, несмотря на то, что до сегодняшнего дня имеет своих сторонников и противников, и продолжает лихорадить ежегодно учителей, учеников и их родителей. Так как практически каждый новый учебный год, мы по-

лучаем всевозможные дополнения и изменения теста то в плане скорости ее определяет состав, и количество задач первой части теста: сначала это была часть «А», теперь это задачи группы «В», то в плане мощности это задачи группы «С». (В них всегда содержаться заведомо трудные задания, обычно непосильные для большинства учеников).

В период обучения математике в школе ученик в основном приучен к контролю знаний через традиционный, годами проверенный прием контроля,- контрольная работа и его еще пока никто не отменял. А ЕГЭ радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к новым аттестационным технологиям особо актуальна, да и постоянные изменения, как в структуре теста, так и в его содержании, заставляют учителя в первую очередь работать над психологической составляющей экзамена. Это как раз и приводит к тому, что подготовка к ЕГЭ - становится полем деятельности не только педагогов, учеников и их родителей, но и психологов школы.

В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ в целом достаточно освещена, тогда как психологический компонент данной подготовки все еще остается мало разработанной областью психолого-педагогической теории и практики.

Мои наблюдения и формы работы с годами определили некоторые подходы к организации итогового повторения в выпускных классах, и все рекомендации по подготовке учеников к сдаче ЕГЭ являются авторскими и не претендуют на лидерство, т. к. могут быть другие приемы организации итогового повторения математики. А вопросы психологической, технической и методиче-

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

49

Кабинет практического психолога

ской подготовки к ЕГЭ другими авторами могут рассматриваться иначе. Я лишь хочу поделиться своими наблюдениями и результатами из опыта работы. Компоненты, которые будут предложены в этой статье, представляют мои наблюдения в результате многолетнего опыта работы, могут послужить отправной точкой при подготовке учащихся к экзамену по математике. Если своевременно обратить на них внимание учителям, ученикам, родителям, психологам школы, то экзамены могут дать более высокие результаты и показать готовность ученика к получению высшего образования.

По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников есть одна из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.

Рассмотрим психологический аспект подготовки к ЕГЭ.

Итак, во-первых, после завершения изучения курса математики учеником (это, как правило, в конце третьей четверти): провожу беседы о предстоящем ЕГЭ. Начинаю формировать в них твердое убеждение (особенно у ребят, которым с большим трудом дается математика) что, если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл; время для подготовки еще не полностью потеряно, так как в течение четвертой четверти мы будем повторять, систематизировать ранее изученное. Конечно, не следует «перегибать палку» и внушать школьникам, что ЕГЭ - это легко и просто. Но не нужно и внушать мысль о полной безнадежности.

Никогда не провожу в конце третьей четверти так называемую «входную» контрольную работу перед началом итогового повторения, чтобы определить уровень знаний и умений ученика по итогам года. Год ведь еще не закончен, да и прием «отсроченной оценки знаний» оправдывает в конечном итоге себя сполна.

У ученика есть время осознать важность предстоящего контроля, и есть время к нему подготовиться. Всегда начинаю разговор, происходящий на самом первом уроке итогового повторения, с прямого вопроса: «Что каждый из Вас хочет получить на ЕГЭ?» Таким образом, сразу определяется планируемый результат дальнейшего обучения. Важно чтобы ученик сам честно сформулировал его для себя. Этот разговор дает возможность учитывать «актуальный потолок» обучаемого ученика. Но это не значит, что его следует занижать или этот «потолок» неизменен и, однажды, его определив, на него следует постоянно ориентироваться.

Здесь всегда ставлю себе и ученику опережающую цель: дать «на выходе» результат на один балл выше, чем это определено самим школьником в первой предварительной беседе. В этой связи, уровень сложности задания в некоторых случаях объявляю заранее, а в некоторых - только после его выпол-

нения: «Как вы думаете, из какого раздела было это задание?

Из раздела, «В»! (или «С»!). И вы его сделали! Кому оно показалось невероятно трудным? Никому? Молодцы! Идем дальше: из какого раздела хотите следующее задание?».

Такая хорошо продуманная и спланированная психологическая игра, при специальном подборе заданий, приводит как к повышению самооценки школьника, так и к росту чувства уверенности в себе, а так же к некоторым положительным подвижкам в качестве его знаний и умения их применять,

а главное, в умении «технично» сдавать тест, используя для этого всевозможные приемы и соображения.

Во-вторых, следует учить ученика технике сдачи теста.

Эта техника хорошо известна и описана во всех существующих методиках.

а) обучение постоянному жесткому контролю времени;

б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;

г) обучение приему «спирального движения» по тесту.

Последний прием совершенно не соответствует действующей методике обучения школьника математике. Однако он является первым необходимым приемом для успешного написания теста с ограничением по времени.

Этот прием состоит в следующем: ученик сразу просматривает тест от начала до конца и отмечает для себя, то, что кажется ему простым, понятным и логичным.

Я говорю ребятам так: «Начинайте с того, что вы можете сделать сходу, без особых раздумий. Затем просмотрите еще раз раздел «В» и отметьте те задания, которые вы поняли. Просмотрите раздел «С» - одно задание в этом разделе всегда решаемо без особого напряжения.

Отметьте то, что вы попробуете решить, когда закончите с разделом «В». Так, ребята, вы можете делать несколько раз, двигаясь по спирали и выбирая то, что «созрело» к данному моменту».

И если ученик ориентировался на тройку, то после того как решил все, что смог, из раздела «В», он попробует решить что-то из раздела «С». Стоит попробовать.

По пункту а), при ориентации на «4» следует предупредить школьников, что они должны затратить на выполнение задач группы «В» первые 2 часа. Третий час можно посвятить разделу задач группы «С». В оставшийся час, если ученик понимает, что в группе «С» больше ничего не решить, ему следует вернуться к разделу «В» и попробовать еще раз решить все, что там осталось. Таким же образом должен действовать

50

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Кабинет практического психолога

тот, кто планирует получить пять. В этом случае весь раздел группы «В» надо «уложить» за 40-45 мин (или меньше). Остальное время он должен посвятить части «С». Эти временные затраты ученик должен постоянно помнить. Это и есть постоянный и жесткий контроль времени. Но выдержать этот жесткий график может только тот, кто приучен, как минимум, три часа подряд заниматься математикой с полной отдачей. А это небольшая часть школьников и без специальной подготовки здесь не обойтись. Из практики проведения экзамена известно, что очень часто еще остается много времени, но ученик отказывается продолжать работу: «устал», «не могу больше», « не соображаю», «не хочу». Таким образом, отсутствие привычки напрягаться в математике несколько часов подряд, без перерыва - одна из важнейших причин низкого качества написания теста многими учениками. У них есть привычка выдерживать 40-45 минут урока математики, максимум - 1,5 часа, если в школе практикуются сдвоенные уроки, но при этом между ними есть всегда перерыв, которого нет на ЕГЭ. Выдержать 4часа без перерыва и при этом интенсивно работать большинство школьников не может. Я считаю, что приближенно к режиму работы во временных рамках ЕГЭ необходимо приучать и тренировать в нем учеников хотя бы один раз в неделю. Если иногда практиковать занятия по 2 часа без перерыва, то сначала дети очень устают, но уже через месяц, а через два точно, адаптируются к такому режиму и работают 1,5-2 часа «на одном дыхании», даже «слабые» ученики.

По пункту б). Ученики обычно сами знают, где у них особо слабые места. Этих слабых мест следует избегать при выполнении теста.

Многие, например, боятся логарифмов. Но логарифмы - одна из любимых тем составителей ЕГЭ, и если их опустить, то нужно решать все, что связано с тригонометрией, иначе шансов набрать хороший балл, нет. А тригонометрия объективно труднее для многих школьников со всех точек зрения. И я стараюсь убедить ребят, что логарифмические и показательные уравнения (или неравенства) решать легче, чем выполнять задания по тригонометрии. Для этого я показываю ребятам в сравнении то количество формул, которое им нужно знать в каждом из этих разделов, и мы видим, что в тригонометрии их намного больше.

Кроме того, для решения логарифмических или показательных уравнений (или неравенств) необходимо освоить небольшое количество приемов (4-5), которые универсально работают на заданиях любой сложности. А в тригонометрии нужно каждый раз искать новый оригинальный подход, особенно если не знаешь наизусть всех формул и следствий из них. Но это не значит, что не надо заниматься тригонометрией, просто более «слабым» ученикам выгоднее сосредоточиться на логарифмах и показательных уравнениях, чем пытаться перед самим ЕГЭ «одолеть» тригонометрию. Ограничив для себя объем заданий, которые он наверняка

должен сделать, ученик будет иметь возможность отдать подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.

Конечно, этот совет в корне противоречит всем нашим методическим установкам - учитель всегда ориентирован на то, чтобы заниматься более всего ликвидацией пробелов в знаниях ученика. И это правильно, если иметь в виду объем его знаний. Но если мы ставим себе задачу подготовить ученика к успешному написанию теста ЕГЭ (именно как теста), то моя цель: подготовить его так, чтобы он самостоятельно сумел за минимальное время получить максимальный результат, то есть сумел набрать максимально возможное для него количество баллов. А в этом случае всем известное изречение «лучше меньше, но лучше» оказывается справедливым.

Если школьник планирует решать геометрическую задачу в разделе «В», то школьнику следует знать, что в тестах прошлых лет планиметрическая задача более сложная, чем стереометрическая. Она может потребовать применения таких свойств, которые ученики давно забыли или вообще не знали, так как нужное свойство могло быть рассмотрено автором учебника геометрии как задача на доказательство, а учителя иногда их могут и не рассматривать.

По пункту в).

После решения задания ученик должен снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), т.к. в условии может содержаться дополнительное требование. Иначе можно при верном решении записать неправильный ответ в бланк теста.

В-третьих, подготовка к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ЕГЭ. Родители нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели - сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ.

Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Как классный руководитель и учитель математики для всех моих учащихся выпускных классов во втором полугодии провожу занятия «Как готовиться к экзаме-

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

51

Кабинет практического психолога

нам», «Что делать, если...», «Как справиться с тревогой». На занятиях обсуждаем вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы запоминания, методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности. Как организовать день накануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ. Занятия проводятся не только в форме беседы. К примеру, практикум «Как организовать свое время?» включает составление плана подготовки к экзаменам на два месяца и распределение нагрузки в течение недели. Учащиеся заполняют таблицу по дням недели и разделам «утро, день, вечер». На каждый день записывают, какой предмет, в какое время и в какой форме (курсы, консультация или самоподготовка) готовится. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время для отдыха.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

Работа с родителями моего выпускного класса нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги.

На родительском собрании даю рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов. Анкетирование детей показало, что 45% испытывают нервно-психическое напряжение именно в период ожидания оценки. Обязательно надо оговаривать действия родителей при негативном сценарии, например, если ребенок не сдает ЕГЭ или сдает экзамен на баллы, которые ниже его притязаний. Это способствует правильному реагированию на возможные варианты сдачи ЕГЭ, психологической подготовки, как родителей, так и детей к неожиданному развитию событий. При недостатке или отсутствии адекватной психологической поддержки выпускник испытывает разочарование во взрослых. Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя и в свои способности; поддерживает его при неудачах.

Для родителей, учащихся и учителей в кабинете математики оформляю стенд с рекомендациями, на сайте школы выставляю информацию по приемам стабилизации эмоциональной сферы, снижению тре-

вожности, повышению уверенности выпускников в своих силах.

Как классный руководитель совместно с психологом школы провожу встречи и консультации с учителями-предметниками.

Тематика консультаций с педагогами связана с индивидуально-ориентированным подходом к учащимся в период подготовки к экзаменам и психологической поддержке в период проведения ЕГЭ. Работа с педагогами направлена на обсуждение и коррекцию реалистичных установок: ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников, взаимодействие в поиске эффективных методов формирования необходимых психических функций.

В-четвертых, классный руководитель и учитель предметник является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.

Как классный руководитель могу отметить: достаточно хороший результат работы с учащимися в плане подготовки к ЕГЭ дает созданная мною за годы работы в школе система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предмет-никами, школьным психологом. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями, учителями, школьным психологом) выступают:

- направленность на формирование позитивного отношения к ЕГЭ;

- осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;

- оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода ЕГЭ;

- ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Процедура прохождения ЕГЭ - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: умении анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;

- стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.

Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для детей:

- познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой

52

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Кабинет практического психолога

учебных понятий предмета (эти трудности являются результатом всего периода обучения в школе!);

- личностные - обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;

- процессуальные - связанные с самой процедурой единого государственного экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности.

Вместе с тем ряд задач подготовки к ЕГЭ, таких, как снижение высокого уровня тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕГЭ, повышение уверенности в себе, по моему мнению, вполне может решаться силами психологической службы школы, что будет способствовать более успешной сдаче этого экзамена.

Данная деятельность может вестись во всех направлениях психологического сопровождения: психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, психологическое консультирование и коррекционноразвивающая деятельность со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.

Таким образом, психологическая подготовка к экзаменам способствует повышению уровня информированности, психологической готовности учащихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и проведения ЕГЭ, если это - большая, длительная работа не только учителя предметника, но прежде всего психолога школы, родителей и всего педагогического коллектива данного класса.

А анализ результатов проведенной работы в форме предэкзаменационной диагностики выпускников, показал эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки к ЕГЭ. Снижение общей тревожности учащихся произошло в среднем на 30%; более половины учащихся самостоятельно использовали предложенные рекомендации по регуляции эмоционального состояния при подготовке и во время экзаменов; все учащиеся отметили, что они стали более информированными и компетентными по вопросам подготовки и сдачи ЕГЭ.

Мною в данной статье сознательно не приводятся конкретные виды, формы, содержания различных диагностик. Их сегодня наше информационное пространство имеет в наличии достаточно, как в печатном формате, так и в Интернете. И какие из них взять решать вам, уважаемые коллеги, в соответствии с целями и задачами вашей школы.

Так же хочу отметить, что в данной статье не рассматривались аспекты технической и методической подготовки учащихся к ЕГЭ.

Я лишь поделилась с вами опытом работы, в плане психологической подготовки учеников к ЕГЭ, который дает долгие годы положительный результат.

Предлагаю воспользоваться некоторыми памятками, которые применяю в своей работе, они позволят успешно справиться с любой задачей, стоящей перед Вами.

Для учителей: «Психологическое сопровождение ЕГЭ»_______________________________________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J Как научиться

готовить самого себя к ответственному событию?

• Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

• Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

• Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

• Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

• Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

• Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

• Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед снам, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе

быть спокойным, уверенным и мобильным. f

(Советы участникам ЕГЭ)

Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ

- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

- Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией.

- Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись -тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложные задания оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

- Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Я верю в тебя Желаю успеха!

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

53

Кабинет практического психолога

Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

• Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

• Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

• Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

• Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

• Помните, что ЕГЭ - это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

• Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

• Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

• Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных

продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов». f

J Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ»

для учителей

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаю Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами. Я полагаю, они Вам во многом помогут.

• Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

• Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;

• Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

• Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

• Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

• Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

• Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

• Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

• Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;

• Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время

процедуры ЕГЭ.

Психолог - родителям

Уважаемые родители выпускников школ!

Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни - подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - новое в политике государства. Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к различным другим экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен.

Экзамены - это испытание для личности в любом возрасте, особенно -в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи -важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки.

Основные направления помощи.

• Психофизиологическая помощь.

• Питание - регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.

• Больше витаминов - овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.

• Режим дня: не заниматься по ночам - заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.

• Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).

• Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером - успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром - интенсивный, стимулирующий, вечером - слабыми прикосновениями, успокаивающий).

• На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете,

если этого не требует сама подготовка.

Литература

1. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

2. Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского. Электронный каталог библиотеки

3. http://www.gnpbu.ru

4. http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1 .exe

5. http://school-sector.relarn.ru

6. school429.narod.ru>ege/pamyatka-teach-rod-uch.htm

54

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.