Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к итоговому экзамену по информатике'

Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к итоговому экзамену по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ИНФОРМАТИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ / UNIFIED STATE EXAMINATION / INFORMATICS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SUBJECT READINESS FOR THE EXAM / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR THE EXAM / PROCEDURAL READINESS FOR THE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Татьяна Сергеевна, Дружкова Олеся Викторовна

Отмечается, что в 2016 году в России зафиксировано рекордное за последние несколько лет количество учащихся, желающих сдавать информатику в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). Подчеркивается, что при этом средний балл сдачи экзамена по этому предмету «падает» из года в год. С целью выявления условий решения данной проблемы авторы статьи рассматривают вопрос организации комплексного сопровождения учащихся 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации (на примере предмета «Информатика и ИКТ»). Разработан механизм решения проблемы обеспечения психолого-педагогической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике через формирование у старшеклассников предметной, процессуальной и психологической готовности к сдаче экзамена. Экспериментальным путем выявлены основные причины неуспеха учащихся на ЕГЭ: большая часть выпускников (72 %) имеет повышенный и высокий уровни тревожности, преимущественно связанной со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, а также c потребностью в достижении успеха. Установлено, что у отдельных учащихся наблюдается низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу. Авторы статьи видят решение проблемы в разработке программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Support of Graduates in Process of Preparation for Unified State Examination on Informatics

It is noted that in 2016 in Russia the record number of students wishing to take informatics in the format of the unified state examination is fixed over the past few years. It is emphasized that the average score of the exam on the subject “falls” from year to year. With the aim of identifying conditions for the solution to this problem, the authors consider the question of organizing comprehensive support for students of 11 classes in preparation for the final assessment (on the example of the subject “Informatics and ICT”). A mechanism to solve the problem of providing psychological and pedagogical readiness of graduates to pass the unified state examination on computer science is developed through the formation of high school students subject, procedural and psychological readiness for the exam. Experimentally the main causes of failure of students on the exam are identified: the majority of graduates (72 %) has increased and high level of anxiety, mostly linked with fear not to meet the expectations of others and need to achieve success. It is found that individual students exhibit a low level of physiological resistance to stress. The authors see a solution in the development of psycho-pedagogical support of senior pupils at the stage of preparation for final certification.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к итоговому экзамену по информатике»

Мамонтова Т. С. Культурное самоопределение личности как проблема иноязычного образования / Т. С. Мамонтова, О. В. Дружкова // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 292— 306.

Sergeyeva, A. V. (2017). Life-Meaning Orientations of Teachers in Situation of Professional Identity Crisis. Nauchnyy dialog, 1: 292-306. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I. Fî I С H ' S PfJHOCXCALS »IBfCTORY-

УДК 374.1

Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к итоговому экзамену по информатике

© Мамонтова Татьяна Сергеевна (2017), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета (Ишим, Россия) [email protected]. © Дружкова Олеся Викторовна (2017), учитель информатики, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Луговская средняя школа № 24» (Тугулым, Россия), [email protected].

Отмечается, что в 2016 году в России зафиксировано рекордное за последние несколько лет количество учащихся, желающих сдавать информатику в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). Подчеркивается, что при этом средний балл сдачи экзамена по этому предмету «падает» из года в год. С целью выявления условий решения данной проблемы авторы статьи рассматривают вопрос организации комплексного сопровождения учащихся 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации (на примере предмета «Информатика и ИКТ»). Разработан механизм решения проблемы обеспечения психолого-педагогической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике через формирование у старшеклассников предметной, процессуальной и психологической готовности к сдаче экзамена. Экспериментальным путем выявлены основные причины неуспеха учащихся на ЕГЭ: большая часть выпускников (72 %) имеет повышенный и высокий уровни тревожности, преимущественно связанной со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, а также c потребностью в достижении успеха. Установлено, что у отдельных учащихся наблюдается низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу. Авторы статьи видят решение проблемы в разработке программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации.

Ключевые слова: единый государственный экзамен; информатика; психолого-педагогическое сопровождение; предметная готовность к ЕГЭ; психологическая готовность к ЕГЭ; процессуальная готовность к ЕГЭ.

1. Введение

Информатика, способствующая формированию современного научного мировоззрения у школьников, развитию их интеллектуальных способностей и познавательных интересов, является одной из дисциплин, предлагаемых российским выпускникам для сдачи итогового экзамена по выбору в формате тестирования.

На российском информационном сайте 4 ЕГЭ [4 ЕГЭ, 2016] опубликована статистика, касающаяся результатов сдачи ЕГЭ по информатике российскими школьниками. Там же приведены данные о количестве выпускников, выбравших для сдачи итоговых экзаменов предмет «Информатика и ИКТ» (рис. 1).

Как видно из рис. 1, с 2012 по 2015 годы наблюдается тенденция к снижению количества школьников, выбирающих информатику в качестве итогового экзамена. Однако в 2016 году устанавливается максимальное количество сдающих экзамен по этому предмету.

60000

40000

-Количество

сдававших

20000

0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Количество школьников, сдававших итоговый экзамен по информатике и ИКТ в разные годы

62 60 58 56 54 52 50 48 46

64 6

53,6 ^

II

■ Средний балл

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Средние баллы, полученные школьниками за экзамен по информатике и ИКТ в разные годы

Минимальный балл за экзамен по информатике не меняется с 2011 года и составляет 40 баллов. На рисунке 2 представлены средние баллы за 2010—2016 годы. Максимальный средний балл, зафиксированный в 2013 году, составляет 63,1 балла. В 2016 году средний балл определен как наименьший за указанный период и составляет всего 53.

2. Постановка проблемы

В чем причина такого падения результативности сдачи экзамена? На сайте Академии Дополнительного профессионального образования [АДПО, 2016] отмечается, что снижение среднего балла ЕГЭ по информатике обусловлено тем, что экзаменационные задания стали значительно сложнее, они требуют от выпускника хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить [ЕГЭ-студия, 2016].

Сегодня для эффективной подготовки к экзамену по информатике необходимо использовать активные методы обучения. Это при том, что структура и особенности экзаменационной работы постоянно меняются. Старшеклассник, выбравший экзамен по информатике, при встрече с незапланированными изменениями в содержании экзаменационных заданий, должен суметь адаптироваться, перестроиться и продуктивно воспользоваться предметными знаниями и умениями.

Работа, направленная на подготовку старшеклассника к итоговому экзамену, в первую очередь должна быть комплексной и системной. Под комплексной подготовкой мы понимаем как предметную, так и психолого-педагогическую подготовку старшеклассника, осуществляемую и на уроках, и в ходе самоподготовки, и через дополнительные занятия на элективных предметных курсах, и в ходе внеклассной предметной деятельности. Очевидно, что фундаментом подготовки к итоговому экзамену по информатике должны стать знания, полученные учащимися на уроках.

В связи с переходом России на новые Федеральные государственные стандарты в преподавании информатики методика изучения предмета серьезно изменилась, что необходимо учитывать при подготовке к итоговой аттестации. Включение школьного курса информатики в предметную область «Математика и информатика» определило усиление математической подготовки и углубленное изучение теоретических основ информатики как научной дисциплины (теории информации, теории алгоритмов, комбинаторики, программирования) и повлияло на содержание контрольно-измерительных материалов итогового экзамена по информатике.

С учетом психолого-педагогических принципов обучения важно, чтобы используемые методы и технологии обучения способствовали снятию

фрустрации обучающихся и помогали им сосредоточиться на освоении знаний, овладении их компетентным применением в различных ситуациях.

Задания, предлагаемые учителем, должны носить проблемный и / или дискуссионный характер (ситуационные, открытые, исследовательские задания); определяться как актуальные и значимые для обучающихся (задания на установление причинно-следственных связей, на развитие мышления и логики); отличаться многоплановостью и давать возможность максимально раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал (проектная и исследовательская деятельность, квесты, конкурсы, викторины и т. п.); дифференцироваться по уровню сложности и типу восприятия информации.

Проблема психологической готовности старшеклассников к сдаче выпускных государственных экзаменов, в том числе по информатике, является весьма актуальной. Это обусловлено тем, что, независимо от характера и успеваемости, современные школьники оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности.

Психологи И. В. Антошкина и Т. А. Круглова [Антошкина и др., 2016] определяют психологическую готовность школьников к сдаче итогового экзамена как комплексную проблему, включающую в себя ряд компонентов:

1. Неадекватные и нереалистические установки по поводу экзамена, а именно: сильный эмоциональный негатив и ярко выраженные предубеждения. Многие родители и некомпетентные педагоги пугают выпускников угрозами: «ты не сдашь», «ты провалишься и будешь работать дворником» и др.

2. Отсутствие осведомленности по поводу возможных стратегий деятельности. Большинство ребят в стрессовой ситуации экзамена могут просто пропустить вопросы, показавшиеся им на первый взгляд сложными. Во время подготовки к экзамену необходимо учить школьников стратегии выбора (сначала выполнить знакомые задания, затем вернуться к сложным и т. п.).

3. Высокий уровень тревожности. В этом аспекте тревога выступает защитным механизмом старшеклассника.

Канадский физиолог Г. Селье [Шойфет, 2008, с. 212—215], изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать. Но не всякий стресс, по мнению Селье, является «помощником человека». В зависимости от выраженности стресс может оказывать отрицательное влияние на деятельность человека (до ее полной дезорганизации).

Действительно, развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме. Первая стадия — активизация организма, характеризующаяся повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных ситуациях при достижении цели. Вторая стадия — максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость. Третья стадия — астенизация — возникает в ситуациях истощения ресурсов организма при недостижении цели. Психологически она сопровождается разными отрицательными эмоциями: тревогой и тоской.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о «завышенном выборе», для достижения которого явно недостаточно индивидуальных способностей. Именно на этой стадии стресс (в том числе «экзаменационный стресс») негативно влияет на весь организм.

Причин экзаменационного стресса несколько [Щербатых, 2000, с. 36]:

1. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: (а) интенсивной умственной деятельностью; (б) повышенной статической нагрузкой, обусловленной длительной вынужденной позой; (в) крайним ограничением двигательной активности; (г) нарушением режима отдыха и сна; д) эмоциональными переживаниями.

2. Ученик в повседневной школьной жизни, тем более в период сдачи экзаменов, нередко испытывает некое психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!», «От этой оценки зависит твое будущее!»). Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

3. Отсутствие на выпускном экзамене знакомых педагогов, поддержки и привычной ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако можно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника.

Иными словами, психологическая готовность зависит от других видов готовности школьника (предметной и процессуальной), от профессионализма учителей-предметников, их действий и слов. Сдачу экзамена можно сделать значительно более успешной, если заранее провести со старшеклассниками специально запланированную подготовительную работу.

Психолог М. Ю. Чибисова считает, что на этапе подготовки к экзаменам необходимо использовать различные формы психологической поддержки:

— групповые психологические занятия для различных категорий учащихся (аудиалы или кинестетики);

— индивидуальные консультации выпускников, чьи трудности имеют личностный характер (тревожные или перфекционисты);

— составление письменных рекомендаций для детей и их родителей, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (астеничные или «застревающие» дети);

— индивидуальные консультации родителей выпускников [Чибисова, 2008, с. 77—80].

Для того, чтобы психологическое сопровождение старшеклассника было максимально эффективным, необходима комплексная работа всех субъектов образования — и школы (работа школьного психолога, учителя-предметника, классного руководителя), и родителей.

При этом родителям необходимо стараться опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания его промахов, проявлять уверенность в его силах, сопереживать, создать дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрировать любовь к ребенку [Чибисова, 2009, с. 69—70].

Психолог Н. В. Коротченко определяет цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к итоговым экзаменам в форме тестирования: ознакомление с процедурой экзамена, формирование адекватного реалистичного мнения о едином государственном экзамене, формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене, развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов [Коротченко, 2011, с. 124—129].

Анализ методических рекомендаций и опыта работы отдельных психологов [Костенко, 2016; Богданова, 2016; Вачков, 2009; Чибисова, 2009] позволил установить, что психологическое сопровождение старшеклассников может реализовываться различными способами:

1) психологическая диагностика с целью выявления детей группы риска и с высоким уровнем тревожности, по результатам проведения которой школьный педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения;

2) индивидуальное и групповое консультирование учащихся по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче итогового экзамена: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.

3) тренинговые занятия с учащимися по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлению с процедурой сдачи экзаменов; проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности); выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).

4) информационная поддержка через выпуск информационной литературы — буклетов, памяток, брошюр, и оформления информационных стендов для учеников («ЕГЭ для всех», «В день экзамена» и т. п.).

Кроме того, имеется опыт организации внеурочной деятельности по созданию «Рефлексивных портфолио старшеклассников», в которых учащиеся систематизируют знания о ЕГЭ, времени его проведения, содержании и пр.; используют приемы самоменеджмента, постановки образовательных целей, жестко-гибкого планирования и т. п., что помогает выпускникам по-новому взглянуть на процедуру итоговой аттестации и выстроить собственную стратегию подготовки к ЕГЭ [Мазурова, 2013, с. 140—151].

Таким образом, проблема организации психологической подготовки к экзамену в форме тестирования сравнительно новая для российской психологической науки. Безусловно, экзамен является огромным стрессо-генным фактором как для выпускников, так и для родителей и учителей. В связи с этим необходимо проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки всем участникам данного процесса.

3. Практическое исследование

Для установления уровня предметной готовности старшеклассников с целью определения специфики разработки проекта программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 11-х классов, сдающих экзамен по дисциплине «Информатика и ИКТ», было проведено тестирование

Таблица 1

Результаты проверки уровня предметной готовности старшеклассников к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ»

№ ученика Количество баллов Ошибки

1 17 А1, А5, А7, А12, А15, А18

2 20 А5, А7, А17

3 21 А14, А23

4 20 А5, А7, А21

5 14 А1, А2, А5, А7, А16, А19, А21, А22, А23

6 17 А5, А7, А12, А17, А22, А23

7 18 А5, А7, А13, А15, А21

на основе демоверсии ЕГЭ, включающее в себя часть А (23 задания). В тестировании приняли участие ребята 11-го класса МАОУ «Луговская СОШ № 24» (Свердловская область, Тугулымский район) (табл. 1).

После анализа полученных данных было установлено, что большинство старшеклассников (86 %) не смогли решить задание А5 (формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке), а также А7 (знание технологии обработки информации в электронных таблицах). Причинами могли быть: (а) невнимательное прочтение задания, неумение выполнить действия в соответствии с предложенным порядком, исключение ряда положений из условия задания (метапредметные результаты обучения); (б) незнание принципов кодирования информации, принципов организации позиционных систем счисления, неумение производить операции с двоичными числами, арифметические ошибки, незнание свойств числа (четности, разрядности) (предметные результаты обучения).

Подобные ошибки имеют место не первый год, поэтому программа психолого-педагогического сопровождения учащихся должна содержать упражнения на проверку правильности понимания прочитанного текста, приемы развития умений концентрироваться на выполнении задания и ответственно относиться к результатам своей деятельности, а также задания на вычисления в различных позиционных системах счисления, обработку числовой информации, кодирование информации и выполнение простейших арифметических операций.

Для определения психологических характеристик учащихся, сдающих экзамен по информатике, была выбрана методика диагностики школьной тревожности Филлипса [Методика..., 2016] (табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица общего числа несовпадений по всему тексту (%)

№ ученика Показатели тревожности

< 50 % > 50 % >75 %

1 +

2 +

3 +

4 +

5 +

6 +

7 +

Процент учащихся 28 % 44 % 28 %

Согласно проведенной диагностике, если число совпадений / несовпадений меньше 50 %, то диагностируется нормальный уровень тревожности; если число совпадений / несовпадений больше 50 % — повышенный уровень тревожности; если больше 75 % — высокой уровень тревожности.

Из таблицы 2 видно, что у большинства респондентов отмечен «повышенный» уровень тревожности. Данный показатель установлен у 44 % учеников. Низкий уровень тревожности определен у 28 % учеников. Высокий уровень тревожности — у 28 % диагностируемых.

Данная диагностика позволяет выявить ведущие факторы, оказывающие влияние на уровень тревожности в целом (табл. 3).

Наиболее показательными в рамках нашего исследования являются шкалы «Фрустрация потребности в достижении успеха», «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Кроме того, шкала «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» показывает особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ученика к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Другими словами, данная шкала будет проецировать возможные реакции старшеклассника во время экзаменационного стресса (рис. 3).

Как показано на рисунке 3, большее влияние на проявление страха наблюдается по шкале «Фрустрация потребности в достижении», показыва-

Рис. 3. Анализ показателей по ряду шкал.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сводная таблица совпадений чисел по 8-ми факторам (%)

1 2 3 4 5 6 7

Факторы

о 1Г1 V О 1Г1 Л 1Г1 Л О 1Г1 V О 1Г1 Л 1Г1 Л о 1Г1 V о 1Г1 Л 1Г1 Л о 1Г1 V о 1Г1 Л 1Г1 Л о4 о 1Г1 V о4 о 1Г1 Л о4 1Г1 Л о4 о 1Г1 V о4 о 1Г1 Л о4 1Г1 Л о4 о 1Г1 V о4 о 1Г1 Л 1Г1 Л

1. Общая тревожность в школе + + + + + + +

2. Переживание социального стресса + + + + + + +

3. Фрустрация потребности в достижении успеха + + + + + + +

4. Страх самовыражения + + + + + + +

5. Страх ситуации проверки знаний + + + + + + +

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих + + + + + + +

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу + + + + + + +

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями + + + + + + +

ющее неблагоприятный психический фон, не позволяющий ученику развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Кроме того, ребята боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. Шкала «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» показывает, что у 28 % ребят установлен низкий уровень сопротивляемости стрессу.

Таким образом, было установлено, что большинство респондентов (72 %), имеют повышенный и высокий уровни тревожности, преимущественно связанной со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, а также потребностью в достижении успеха. Кроме того, было установлено, что у ряда учащихся наблюдается низкий уровень сопротивляемости стрессу, что может привести к низкому уровню сдачи экзамена по причине тревожности.

4. Результаты

Исследование, проведенное на базе МАОУ «Луговская СОШ № 24», выявило необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ по информатике.

В 11-ом классе учащиеся испытывают особенные предметные нагрузки и дефицит времени, поэтому решение некоторых образовательных задач необходимо перераспределить на более свободное время, чтобы исключить лишние стрессогенные факторы. Распределенная во времени подготовка не только способствует большей организованности школьников, но и позволяет получить более целостную картину их психологической готовности к экзамену и прогнозировать развитие образовательной ситуации.

Цель программы — комплексное сопровождение подготовки учащихся 11-х классов к итоговому экзамену по информатике. Задачи: (1) психолого-педагогическая поддержка выпускников и их родителей в период подготовки и проведения экзамена; (2) повышение предметной готовности учащихся; (3) обучение навыкам самоконтроля, коррекции тревожности и т. д.

Планируемые результаты: предметная и психологическая готовность всех участников образовательного процесса к итоговому экзамену.

Модель программы психолого-педагогического сопровождения (далее — ППС) учащихся: (1) психологическое сопровождение: диагностика психологической готовности, меры по снижению воздействий факторов стресса и тревожности учащихся, формирование эффективных моделей поведения на экзамене; (2) педагогическое сопровождение: совершенство-

вание общеучебных навыков и познавательных способностей, «пробные» экзамены.

Ниже приведено возможное планирование программы ППС (табл. 4).

Особое внимание уделяется направлению «Психологическая работа», которое включает следующие виды деятельности:

1) психодиагностическое обеспечение, на основании которого производится отбор консультируемых для групповой работы; по завершении

Таблица 4

План программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 11-х классов, сдающих ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ»

№ Сроки проведения Содержание и формы деятельности Ответственное лицо

Организационный этап

1 август Составление плана работы педагога-психолога в период подготовки к ЕГЭ педагог-психолог

2 Составление программы предметной подготовки учитель информатики

Диагностический этап

3 сентябрь Диагностика учащихся (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям; определение стрессовых поведенческих стратегий; определение уровня тревожности) педагог-психолог

4 Диагностика предметной и процессуальной готовности (проведение пробного экзамена в форме ЕГЭ по информатике и ИКТ) учитель информатики

Коррекционно-развивающий, консультативный этап

5 октябрь-май Психологическая работа (проведение консультаций; организация психологических тренингов и практикумов) педагог-психолог

6 Педагогическая работа (организация факультатива «ЕГЭ на "5"»; проведение консультаций) учитель информатики

Экспертный этап

7 июнь Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения по подготовке к ЕГЭ: аналитическая деятельность, административные совещания педагог-психолог, учитель информатики, администрация

психологического воздействия в соответствии с результатами диагностики оценивается эффективность программы психологической помощи;

2) групповую психологическую помощь, представленную циклом практикумов и тренинговых занятий, имеющую целью профилактику и коррекцию тревожности, повышение стрессоустойчивости, осознание личностного потенциала и возможностей сознательной саморегуляции в ситуации стресса;

3) индивидуальную консультационную психологическую помощь.

Ожидаемые результаты реализации программы ППС: формирование

навыков саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний; улучшение эмоционального состояния учащихся.

Литература

1. Академия дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://spbapo.ru/informatika.

2. Антошкина И. В. Формы и методы работы по психологической подготовке учащихся к экзаменам (ГИА, ЕГЭ) [Электронный ресурс] / И. В. Антошкина, Т. А. Круглова. — Режим доступа : http://edusev.ru/consultation/psiholog/.

3. Богданова М. В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе / М. В. Богданова. — Режим доступа : http://festival.1september. №^1^^/524401/.

4. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога : учебно-методическое пособие / И. В. Вачков. — Москва : Ось-89, 2009. — 89 с.

5. Информационный сайт «4 ЕГЭ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://4ege.ru/.

6. Коротченко Н. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса / Н. В. Коротченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции : «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». — Москва : Паганель, 2011. — С. 124—129.

7. Костенко С. И. Психологическая подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс] / С. И. Костенко, Н. В. Пухова, А. В. Москвина. — Режим доступа : http://menobr.ru/ material/default.aspx?control=15&id=10497&catalogid=1075.

8. Мазурова У. А. Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника» / У А. Мазурова // Научный диалог. — 2013. — № 8 (20). — С. 140—151.

9. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса // А. Я. Психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://azps.ru/tests/tests_philips.html.

10. Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам. Образовательная компания ЕГЭ-студия [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ege-study.ru/ege-informatika/oso-bennosti-ege-po-informatike/.

11. Чибисова М. Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ [Электронный ресурс] / М. Ю. Чибисова // Вестник практической психологии образования. — 2008. — № 4. с. 77—80. — Режим доступа : http://psyjournals.ru/ vestшk_psyobr/2008/n4/28554.shtmL

12. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. — Москва : Генезис, 2009. — 184 с.

13. ШойфетМ. С. Селье (1907—1986). 100 великих врачей / М. С. Шойфет. — Москва : Вече, 2008. — 528 с.

14. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс / Ю. В. Щербатых. — Воронеж : Студия «ИАН», 2000. — 168 с.

Psychological and Pedagogical Support of Graduates in Process of Preparation for Unified State Examination on Informatics

© Mamontova Tatyana Sergeyevna (2017), PhD in Education, associate professor, Head of Department, Department of Physico-Mathematical Disciplines and Vocational Education, Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Ershov, branch of Tyumen State University (Ishim, Russia) [email protected].

© Druzhkova Olesya Victorovna (2017), Informatics teacher, Lugovskoy secondary school No. 24 (Tugulym, Russia), [email protected].

It is noted that in 2016 in Russia the record number of students wishing to take informatics in the format of the unified state examination is fixed over the past few years. It is emphasized that the average score of the exam on the subject "falls" from year to year. With the aim of identifying conditions for the solution to this problem, the authors consider the question of organizing comprehensive support for students of 11 classes in preparation for the final assessment (on the example of the subject "Informatics and ICT"). A mechanism to solve the problem of providing psychological and pedagogical readiness of graduates to pass the unified state examination on computer science is developed through the formation of high school students subject, procedural and psychological readiness for the exam. Experimentally the main causes of failure of students on the exam are identified: the majority of graduates (72 %) has increased and high level of anxiety, mostly linked with fear not to meet the expectations of others and need to achieve success. It is found that individual students exhibit a low level of physiological resistance to stress. The authors see a solution in the development of psycho-pedagogical support of senior pupils at the stage of preparation for final certification.

Key words: Unified State Examination; informatics; psychological and pedagogical support; subject readiness for the exam; psychological readiness for the exam; procedural readiness for the exam.

References

Akademiya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. Available at: http://spbapo. ru/informatika. (In Russ.).

Antoshkina, I. V., Kruglova, T. A. Formy i metody rabotypopsikhologicheskoypodgoto-vke uchashchikhsya k ekzamenam (GIA, YEGE). Available at: http://edusev. ru/consultation/psiholog/. (In Russ.).

Bogdanova, M. V. Formirovaniye blagopriyatnogo sotsialno-psikhologicheskogo klimata v klasse. Available at: http://festival.1september.ru/articles/524401/. (In Russ.).

Chibisova, M. Yu. 2008. Psikhologicheskaya gotovnost' vypusknika k sdache YEGE.

Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya, 4: 77—80. Available at: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2008/n4/28554.shtml. (In Russ.).

Chibisova, M. Yu. 2009. Psikhologicheskayapodgotovka k YEGE. Rabota s uchashchi-misya, pedagogami, roditelyami. Moskva: Genezis. (In Russ.).

Informatsionnyy sayt «4 YEGE». Available at: http://4ege.ru/. (In Russ.).

Korotchenko, N. V. 2011. Psikhologicheskaya podgotovka shkolnikov k EGE kak inno-vatsionnaya sostavlyayushchaya obrazovatelnogo protsessa. In: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: «Innovatsionnoye raz-vitiye sistemy obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii». Moskva: Paganel'. 124—129. (In Russ.).

Kostenko, S. I., Pukhova, N. V., Moskvina, A. V. Psikhologicheskaya podgotovka k EGE.

Available at: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=10497 &catalogid=1075. (In Russ.).

Mazurova, U. A. 2013. Razvitiye deyatelnostnogo komponenta klyuchevykh kompeten-tsiy v protsesse vneurochnogo oformleniya uchebno-prakticheskogo poso-biya «Refleksivnoye portfolio starsheklassnika». Nauchnyy dialog, 8 (20): 140—151. (In Russ.).

Metodika diagnostiki shkolnoy trevozhnosti Fillipsa. In: A. Ya. Psikhologiya. Available at: http://azps.ru/tests/tests_philips.html. (In Russ.).

Podgotovka k YEGE i olimpiadam. Obrazovatelnaya kompaniya YEGE-studiya. Available at: http://ege-study.ru/ege-informatika/osobennosti-ege-po-informa-tike/. (In Russ.).

Shcherbatykh, Yu. V. 2000. Ekzamenatsionnyy stress. Voronezh: Studiya «IAN». (In Russ.).

Shoyfet, M. S. 2008. Selye (1907—1986). 100 velikikh vrachey. Moskva: Veche. (In Russ.).

Vachkov, I. V. 2009. Gruppovyye metody v rabote shkolnogopsikhologa : uchebno-me-todicheskoye posobiye. Moskva: Os'-89. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.