УДК 371.274/276; 371.279
Е. А. Серёгина
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Обозначена проблема - как обеспечить здоровьесберегающий характер процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ. Рассматривается решение задачи по реализации одного из педагогических условий здоровьес-бережения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Описывается методология, содержание и программное обеспечение психолого-педагогических тренинговых занятий со старшеклассниками по формированию готовности к здоровьесбережению в процессе подготовки к ЕГЭ.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, здоровьесбережение старшеклассников, здоровьесберегающая подготовка к ЕГЭ, готовность к здоровьесбережению, психолого-педагогические тренинговые занятия, стрессоустойчивость, рефлексия, психосоматическое состояние.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся признается одной из приоритетных в педагогической науке, о чем и автором данной статьи уже писалось [1]. В России целенаправленное и системное решение проблемы школьных болезней началось с 1904 г., когда вышел указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Однако, по данным Института возрастной физиологии (ИВФ) РАО, за время обучения в школе здоровье детей ухудшается. Только 10 % выпускников являются практически здоровыми, 47 % подвержены хроническим заболеваниям. У подростков с 15 до 18 лет к типичным школьным заболеваниям - нарушению осанки, искривлению позвоночника, близорукости - добавляются считавшиеся прежде «взрослыми» заболевания - гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы и т. д. Ежегодно увеличивается число детей с болезнями нервной системы. Спустя только один учебный год у 60-70 % школьников выявляются пограничные психические нарушения (невротические и личностные), которые рассматриваются как выражение измененной деятельности психической адаптации.
Неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе подтверждают исследования В. Ф. Базарного [2], Д. И. Зелинской [3], Т. М. Резер [4, 3] и др.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжи-ровать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1) стрессовая педагогическая тактика;
2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3) несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4) недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5) провалы в существующей системе физического воспитания;
6) интенсификация учебного процесса;
7) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8) частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9) отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Анализ школьных факторов риска показывает, что традиционная организация образовательного процесса характеризуется стрессовой тактикой педагогического воздействия. Постоянные стрессовые перегрузки приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций организма, что влечет за собой ухудшение соматического состояния, понижение продуктивности учебно-трудовой деятельности, развитие хронических болезней, торможение процесса развития личности [5].
Особую значимость и актуальность проблема здоровьесбережения учащихся приобретает в выпускных классах средних общеобразовательных школ и лицеев. Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) стало для старшеклассников не просто еще одним дополнительным стрессовым фактором, но и основным в формировании тревожности в целом [6, 7]. Это объясняется спецификой процесса подготовки к ЕГЭ, которая проявляется в том, что наряду с увеличением объема учебной нагрузки (интенсификация предметной подготовки на уроках, посещение дополнительных занятий с репетитором, самостоятельная подготовка вне занятий и т. д.) увеличивается и психоэмоциональная нагрузка старшеклассников, обусловленная несколькими факторами.
Во-первых, старшеклассники испытывают чувство тревоги, страх потерять (упустить) шанс самореализации, поскольку от результата ЕГЭ зависит дальнейшее успешное моделирование жизни выпускника.
Во-вторых, со стороны учителей и родителей отмечается давление и искусственное нагнетание
стрессовой ситуации, связанной с предстоящим тестированием.
В-третьих, сама процедура ЕГЭ имеет стрессогенный характер:
- жесткие законодательные правила проведения ЕГЭ (запрет мобильных телефонов, предварительный досмотр учеников, информационные плакаты об ответственности за нарушение правил сдачи экзамена и пр.);
- присутствие в классе незнакомых людей (общественных наблюдателей, учеников и учителей из разных школ) и непривычная обстановка повышают уровень тревожности, беспокойства, психофизиологического дискомфорта;
- отсутствие перечня экзаменационных вопросов, придающих выпускнику определенную долю стабильности и уверенность в том, что непредвиденных вопросов быть не может (содержание же КИМов не известно ученику, что повышает уровень его беспокойства);
- у тревожных, неуверенных в себе и собственных знаниях школьников наличие нескольких близких вариантов ответов в тесте способствует нагнетанию напряжения, сомнению, панике и прочему.
Повышение уровня тревожности и беспокойства старшеклассников наиболее ярко прослеживается в межэкзаменационный период, для которого характерно томительное ожидание результатов пройденного ЕГЭ («состояние неизвестности») и напряженная подготовка к следующему экзамену. Совокупность данных факторов приводит к психическим и физиологическим перегрузкам, отрицательно сказывающимся на здоровье старшеклассников [2, 8]. Неудовлетворительное психосоматическое состояние старшеклассника в период сдачи экзамена может способствовать неправомерному снижению, искажению результатов ЕГЭ [7].
Немаловажным является тот факт, что в нашей стране были отмечены случаи суицида, предположительно на фоне предстоящей или неуспешной сдачи ЕГЭ.
Вышесказанное обозначило проблему исследования - как обеспечить здоровьесберегающий характер процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ, - требующую не столько медицинского, сколько педагогического осмысления.
В нашем исследовании здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к ЕГЭ предполагает создание необходимых педагогических условий, обеспечивающих максимальную надежность результатов ЕГЭ при минимальной психофизиологической нагрузке старшеклассников.
В начале исследования мы предположили, что процесс подготовки к ЕГЭ приобретает здоровьесберегающий характер, если реализуется комплекс
педагогических условий, одно из которых - формирование готовности старшеклассников к здоро-вьесбережению. В нашем исследовании готовность старшеклассников к здоровьесбережению предполагает наличие знаний о методах здоровьес-бережения (когнитивный компонент готовности) и умений их применять в процессе подготовки к ЕГЭ (деятельностный компонент готовности).
Когнитивный компонент формируемой готовности включает знания:
- о специфике процедуры ЕГЭ;
- рациональной организации подготовки к ЕГЭ с точки зрения здоровьесбережения;
- методах релаксации и первой помощи при остром стрессе;
- способах снятия нервно-психического напряжения, восстановления психофизиологического комфорта, преодоления усталости и повышения работоспособности;
- методах самодиагностики состояния здоровья.
Среди умений, составляющих деятельностный компонент готовности старшеклассников к здоро-вьесбережению в период подготовки к ЕГЭ, мы условно выделили две группы.
1. Умения противостоять стрессу: 1) выполнять упражнения нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, релаксационно-концентрационные и ауторегуляционные дыхательные упражнения; 2) своевременно применять упражнения на оказание первой помощи при остром стрессе; 3) самостоятельно контролировать психофизиологическое состояние здоровья в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
2. Рефлексивные умения: 1) адекватно воспринимать себя и окружающих; 2) осуществлять качественный самоанализ степени психологической готовности к ЕГЭ; 3) оценивать уровень адекватности самооценки, степень соответствия уверенности в своих силах реальным способностям;
4) субъективно оценивать успешность прохождения ЕГЭ; 5) анализировать эффективность применяемых методик здоровьесберегающей направленности; 6) при необходимости своевременно и компетентно применять навыки самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.
Методическая работа со старшеклассниками по формированию готовности к здоровьесбережению осуществлялась в форме тренинга. Опираясь на ведущий вид деятельности старшеклассников 16-17 лет - межличностное общение, мы разработали комплекс групповых психолого-педагогических тренинговых занятий (ППТ): «ЕГЭ и здоровье», «Формула успеха ЕГЭ», «Уроки общения». Программа ППТ, рассчитанная на 20 ч, включает 10 взаимосвязанных тематических занятий, выстро-
енных в определенной логической последовательности (табл.).
Примерный тематический план занятий ППТ
№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Плюсы и минусы ЕГЭ: объективный взгляд на экзамен. Факторы ЕГЭ, влияющие на здоровье 2
2-3 Особенности здоровьесбережения в процессе подготовки к ЕГЭ. Понятие о стрессе. Методы психопрофилактики экзаменационного стресса 4
4-5 Способы снятия нервно-психического напряжения. Профилактика переутомления. Рациональная организация процесса подготовки к ЕГЭ с точки зрения здоровьесбе-режения 4
6 Здоровьесбережение как основа успешной сдачи ЕГЭ. Методы самодиагностики психофизиологического состояния 2
7 Как лучше подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье. Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ 2
8-9 Эмоции и поведение. Уверенность на экзамене. Поведение на экзамене и до его начала 4
10 Подведение итогов, обобщение полученных знаний и умений 2
Целью ППТ является формирование готовности старшеклассников к здоровьесбережению в процессе подготовки к ЕГЭ. Задачи тренинга: 1) мотивировать старшеклассников на здоровьесбереже-ние; 2) инициировать рефлексивную позицию; 3) повысить стрессоустойчивость.
Под стрессоустойчивостью в данном случае понимаем совокупность личностных качеств, позволяющих старшекласснику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные интенсивной подготовкой к ЕГЭ, без особых вредных последствий для деятельности и своего здоровья.
Программа ППТ строилась с позиций личностно-деятельностного, ценностно-ориентированного и рефлексивного подходов. При ее реализации мы придерживались принципов развития, связи теории с практикой, психологической комфортности и личной осознанности. Методами обучения служили тренинг, игра, поиск. Использовались следующие группы средств:
1. Информационные: ЭУМК «Методология и практика формирования здорового образа жизни», раздел «Здоровьесбережение старшеклассников», учебно-методическое пособие «Сохранение здоровья старшеклассников в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ», раздаточный материал с методическими рекомендациями; видеозапись постановочного варианта процедуры ЕГЭ.
2. Обучающие: упражнения аутогенной тренировки по Шульцу (метод аутогенной десенсибилизации (снижение чувствительности) и аутогенное отреагирование), релаксационно-концентрационные упражнения, ауторегуляционные дыхательные упражнения, упражнения на оказание первой помощи при остром стрессе; игра-драматизация - проигрывание процедуры ЕГЭ; решение системы рефлексивных задач, имитирующих ситуацию общения.
3. Диагностические: анкеты, тесты, опросники.
По окончании курса занятий ППТ были достигнуты следующие результаты:
1) понимание психологических основ здоро-вьесбережения и успешной сдачи ЕГЭ, формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
2) повышение сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивости);
3) освоение техник саморегуляции, развитие навыков самоконтроля, самоанализа, самоорганизации с опорой на развитие рефлексивной позиции учащихся.
Экспериментальная работа поводилась на базе общеобразовательных средних школ г. Магнитогорска (.№ 1, 8, 47) Челябинской области, г. Бело-рецка (№ 20, 21, 14) и Белорецкого района (с. В-Авзян, с. Кага, с. Тирлян, с. Серменево) Республики Башкортостан. В педагогическом эксперименте приняли участие 336 старшеклассников, планирующих продолжить свое обучение в вузе. Участники эксперимента были поделены на две группы, контрольную и экспериментальную, примерно равные по количественному и качественному составу. Эффективность экспериментальной работы проверялась по трем направлениям: 1) уровень готовности старшеклассников к здоровьесбе-режению; 2) динамика состояния здоровья учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ; 3) результативность ЕГЭ.
Показателями эффективности работы являлись:
- продвижение старшеклассников на более высокий уровень готовности к здоровьесбережению;
- стабильность или положительная динамика состояния здоровья учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ;
- подтверждение или улучшение ожидаемого результата ЕГЭ.
Уровень готовности старшеклассников к здоро-вьесбережению определялся полнотой, прочностью усвоения знаний; полнотой, прочностью и осознанностью умений, необходимых для сохранения здоровья в процессе подготовки к ЕГЭ. Динамика уровня готовности отслеживалась по двум контрольным точкам: начало учебного года в 11-м классе и окончание занятий ППТ.
По результатам констатирующего эксперимента, у 81 % старшеклассников выявлен низкий уровень готовности к здоровьесбережению, средний уровень показали 19 % респондентов, высокий уровень не был установлен. После проведения комплекса занятий ППТ у участников экспериментальной группы выявлен высокий (76.2 %) и средний (23.8 %) уровень готовности к здоровьесбережению. Низкий уровень не отмечался.
Состояние здоровья учащихся отслеживали медицинские работники совместно с психологами на всем протяжении процесса подготовки и сдачи ЕГЭ. Критерием здоровья в нашем исследовании выступало психосоматическое состояние старшеклассников, включающее показатели психофизиологического комфорта, уровень тревожности, нервно-психического напряжения, состояние эмоциональной сферы, группу здоровья по результатам медосмотра.
Динамика состояния здоровья устанавливалась по трем контрольным точкам: начало учебного года, за неделю до первого экзамена, после сдачи второго обязательного экзамена (рисунок).
Результативность ЕГЭ оценивалась сопоставлением ожидаемого и конечного результата. Ожидаемый результат экзамена определялся с учетом средней годовой оценки по предмету, предположения учителя и самого старшеклассника. Мы отслеживали результативность ЕГЭ по русскому языку, поскольку он является обязательным экзаменом и его успешное прохождение необходимо для поступления в вуз (рисунок).
■ 25.6
0
0 1 “
1
=110.7 0
1 ад
0 1 ™
167
□ эг
□ кг
] 89.3
0
20
40
80
100
Динамика состояния здоровья старшеклассников и результативность ЕГЭ. 1 - положительная динамика состояния здоровья; 2 - стабильность состояния здоровья; 3 - отрицательная динамика состояния здоровья; 4 - улучшение ожидаемого результата ЕГЭ; 5 - подтверждение ожидаемого результата ЕГЭ;
6 - неподтверждение ожидаемого результата ЕГЭ
Анализ результатов экспериментальной работы показывает следующее. В контрольной группе прослеживается отрицательная динамика состояния здоровья учащихся в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ, что доказывает предположение о воз-
можном негативном влиянии ситуации ЕГЭ на здоровье старшеклассников. Мы предполагаем, что отрицательная динамика состояния здоровья связана с неготовностью старшеклассников к здоро-вьесбережению в процессе подготовки к ЕГЭ.
В экспериментальной группе состояние здоровья старшеклассников характеризуется стабильностью, что свидетельствует об эффективности проводимой работы. Небольшой процент старшеклассников (25.6 %) отмечали положительную динамику здоровья, связанную с уменьшением тревожности и повышением уровня психофизиологического комфорта.
В контрольной группе низкая результативность ЕГЭ (67 % не подтвердили ожидаемый результат) обусловлена, скорее всего, не плохой предметной подготовкой, а неспособностью учащихся справляться со стрессовой ситуацией экзамена, высоким уровнем психоэмоционального напряжения и низким уровнем психосоматического состояния у подавляющего большинства участников контрольной группы.
Среди старшеклассников экспериментальной группы 89.3 % подтвердили, 10.7 % улучшили ожидаемый результат ЕГЭ, что свидетельствует о рациональной и плодотворной организации процесса подготовки к ЕГЭ.
Таким образом, практическая реализация разработанной программы ППТ нацелена не только на здоровьесбережение старшеклассников, но и на подготовку их к успешной сдаче ЕГЭ. Психолого-педа-гогическое воздействие, реализуемое в виде группового тренинга, явилось одним из методов, ориентируемых на вмешательство в развитие личности с целью оказать планируемое воздействие на индивида, вызвать определенные изменения в личностных качествах, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ и здоровьесбережения старшеклассников.
Выводы из результатов нашей работы правомерны только в тех случаях, когда: 1) все участники эксперимента имеют высокую мотивацию на успешную сдачу ЕГЭ (дальнейшее обучение в вузе на конкурсной основе, получение школьной медали и т. д.); 2) старшеклассники не только владеют знаниями и умениями в области здоровьесбереже-ния, но и применяют их на практике в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
Благодарим правительство Челябинской области за предоставленную возможность проведения исследования. По результатам конкурса грантов студентов, аспирантов и молодых ученых вузов наш проект «Здоровьесбережение старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ» получил финансовую поддержку.
Список литературы
1. Серёгина Е. А., Кувшинова И. А. Педагогические условия здоровьесбережения старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9. С. 94-98.
2. Базарный В. Ф. Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (истоки, подходы к профилактике). Сергиев Посад: Маковец, 1995. 42 с.
3. Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России // Здоровье школьника. 1995. № 2. С. 5-7.
4. Резер Т. М. Абитуриент 2001: состояние физического и психического здоровья // Соц. исслед-я. 2001. № 11. С. 118-122.
5. Стресс жизни: сборник. СПб., 1994. 384 с.
6. Резниченко А. Краш-тест / Итоги № 24/731 (14.06.10.) / Общество и наука. URL: http://www.itogi.ru/obsch/2010/24/153306.html [дата обращения 15.06.2011]
7. Ерёмина Л. Ю. Снижение уровня тревожности учащихся на ЕГЭ // Образование и наука - непрерывный инновационный процесс: проблемы, решения, перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Уральск, 2007. С. 44-45.
8. Резер Т. М. и др. К вопросу о «школьном стрессе» и психическом здоровье студентов колледжа // Вестн. Ин-та развития образования и повышения квалификации пед. кадров при ЧГПУ. Сер. 3, Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. 2004. № 25. С. 251-254.
Серёгина Е. А., аспирант.
Магнитогорский государственный университет.
Пр. Ленина, 114, Магнитогорск, Челябинская область, Россия, 455038.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.06.2011.
E. A. Seregina
HEALTH PROTECTING TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE UNIFIED STATE EXAM
The article denotes the problem how to provide health protection of the preparatory process for high school students to a single state exam. The solution of the problem by implementing one of the pedagogical conditions health protecting of school students in preparation for the unified state exam. It describes the methodology, content and software psychological and pedagogical training sessions with high school students to create preparation for the unified state exam.
Key words: unified state examination, health protection of high school students, willingness to school protection, psychological and pedagogical training sessions, stress, reflection, and psychosomatic condition.
Magnitogorsk State University.
Pr. Lenina, 114, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia, 455038.
E-mail: [email protected]