Научная статья на тему 'Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ'

Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2701
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕГЭ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕВОГА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКЗАМЕН / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ANXIETY / EMOTIONAL STRESS / EXAM / LEARNING PROCESS / SITUATIONAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Такиуллина Лилия Ильясовна

В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Показано, что учащиеся склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (экзамены, контрольная работа, диктанты и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of situational anxiety in older students when preparing for the exam

The article presents the analysis of the features of situational Trevor-ness older students in preparing for the exam. It is shown that pupils slope have yet to perceive any situation connected with learning as dangerous. Special tre-Vogue gives them the knowledge test in any form (examinations, tests of working that, dictation, and so on).

Текст научной работы на тему «Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ»

КОНЦЕПТ

Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm.

Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75042 УДК 159.9

Такиуллина Лилия Ильясовна,

студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск L i [email protected]

Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников

при подготовке к ЕГЭ

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Показано, что учащиеся склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (экзамены, контрольная работа, диктанты и т. д.).

Ключевые слова: ситуативная тревожность, учебный процесс, эмоциональное напряжение, тревога, ЕГЭ, экзамен.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что проблема экзаменационной тревожности еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Ситуативная тревожность -это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной ситуации, высокая ситуативная тревожность мешает ученику в ситуации экзамена, и может вызвать чувство страха [2, 4]. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», ей придается значение основного жизненного чувства современности. С другой - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации и переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (например, провале на экзамене) [8].

Важнейшими задачами, стоящими перед старшими школьниками, являются самоопределение, выбор будущей профессии, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения и формирования готовности к инновационной деятельности [1, 2, 3].

Жизнь школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

При сдаче ЕГЭ выпускники лишены психологической поддержки, принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании. ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его ре-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. ■ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. ■

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ART 75042 УДК 159.9

зультатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приводит только к дезорганизации деятельности [4].

В нашем исследовании приняли участие ученики 11-го класса МБОУ «Гимназия № 1» г. Челябинска в количестве 22 человек.

По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры.

Двое учеников проявляют слабую заинтересованность в учебе, наблюдаются конфликты между учителями и учениками, есть ученики, которые часто пропускают учебные занятия без уважительной причины. Творческий потенциал: девочки принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе, сами являются организаторами классных и школьных мероприятий, мальчики не всегда охотно участвуют в школьных и классных мероприятиях. В классе есть гиперактивные дети, которые мешают другим работать на уроке [5, c.139].

Класс имеет достаточный уровень культурных навыков воспитанности. Особенно это проявляется во время классных мероприятий, а так же и активно участвуют в спортивных мероприятиях.

Цель данной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить ситуативную тревожность у старших школьников при подготовке к ЕГЭ. На данный момент проведена лишь первичная диагностика.

Предполагаемым результатом является изменение или не изменение ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ в результате реализации программы коррекции.

Методы

Организация исследования ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ проходило в 3 этапа:

На первом, теоретическом, этапе определялись исходные позиции исследования: изучалась психолого-педагогическая литература, уточнялись противоречия и проблема исследования, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Был проведен анализ состояния проблемы в теории педагогики и психологии, выявлена потребность практики в ее разработке.

На втором, экспериментальном, этапе исследования определялся диагностический инструментарий, систематизировались и обобщались полученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследования.

На третьем, статистическом, этапе исследования проводилась обработка полученных результатов при помощи методов математической статистики с целью проверки гипотезы.

Тестирование - процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека [3].

Охарактеризуем методы исследования:

Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно - практической деятельности человека.

Обобщение - логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие

Тестирование - применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям.

пи ^

КОНЦЕПТ

Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. ■ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. ■

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ART 75042 УДК 159.9

Эксперимент - метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными.

Констатирующий эксперимент - установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.

3. Психодиагностические методы: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Кондаша, Методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика Филлипса.

Результаты и обсуждение

Подготовка к единому государственному экзамену - период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги ожиданий, который можно назвать стрессовым в жизни выпускников и их родителей. Напряжение во время подготовки и сдачи экзамена можно сравнить с работой на пределе физических возможностей. Как защитная реакция, стресс стимулирует, помогает сконцентрироваться здоровым учащимся, но эмоционально-неустойчивых учащихся, (и тем более больных) приводит в ступор.

Сдача экзамена в формате ЕГЭ становится единственной формой аттестации при поступлении в вузы. Каждому старшекласснику необходимо определенное время для качественной подготовки к экзамену. Адаптация учащихся к этой форме аттестации должна проходить постепенно, в течение всего обучения в школе. Но для наилучшей концентрации, в непосредственный год перед сдачей, важен психологический настрой. Поэтому реализация проекта психологического сопровождения возможна и необходима в каждом учебном заведении.

При проведении ЕГЭ достаточно много случаев демонстрации признаков нервного перенапряжения, стрессового состояния, неадекватного поведения учащихся во время самого экзамена. В некоторых случаях требуется немедленная медицинская помощь. Поэтому особенно важно помочь старшеклассникам адаптироваться к сдаче ЕГЭ, чтобы повысить эффективность подготовки к экзаменам.

Обобщенные результаты первичной диагностики самооценки старших подростков по двум методикам

№ Ис- Мето- Шкала тревожности» Кондаша Общий уро-

пы- дика Д. вень

туе- Спил-

мыи бергера и Ю. Л. Ханина Общая Школьная Самооцен-ночная Межличностная

1 Ш. М. Низкая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный

тревож- ный ный ный уровень

ность

2 Н. Д. Умерен- Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный

ная тре- ный ный повышен- уровень

вожность ный

3 В. В. Умерен- Нормаль- Несколько Нормаль- Несколько Нормальный

ная тре- ный повышен- ный повышенный уровень

вожность ный

4 М. Д. Умерен- Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный

ru Q м

КОНЦЕПТ

науш.о-методический электронный журнал ART 75042_УДК 159.9

Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ная тре- ный повышен- ный уровень

вожность ный

5 Р. К. Высокая тревожность Высокий Высокий Очень высокий Высокий Высокий уровень

6 М. Е. Низкая Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный

тревож- ный ный повышен- уровень

ность ный

7 Ч. П. Низкая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный

тревож- ный ный ный повышенный уровень

ность

8 К. С. Умерен- Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный

ная тре- ный ный ный уровень

вожность

9 Ш. Ю. Умерен- Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный

ная тре- ный ный повышен- уровень

вожность ный

10 Р. В. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный

тревож- ный повышен- ный уровень

ность ный

11 Ш. А . Низкая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный

тревож- ный ный ный уровень

ность

12 Р. Б. Низкая Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный

тревож- ный ный повышен- уровень

ность ный

13 П. Е. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный

тревож- ный повышен- ный уровень

ность ный

14 Б. Н. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный

тревож- ный повышен- ный уровень

ность ный

15 Л. А. Высокая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тревож- ный ный ный уровень

ность

16 М. С. Низкая тревожность Высокий Высокий Несколько повышенный Высокий Высокий уровень

17 М. А. Низкая Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный

тревож- ный ный повышен- уровень

ность ный

18 К. В. Низкая Нормаль- Несколько Несколько Нормальный Нормальный

тревож- ный повышен- повышен- уровень

ность ный ный

19 З. И. Низкая Несколько Высокий Несколько Несколько Несколько

тревож- повышен- повышен- повышенный повышенный

ность ный ный

20 Р. И. Низкая тревожность Несколько повышенный Высокий Нормальный Нормальный Нормальный уровень

21 С. А. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный

тревож- ный повышен- ный уровень

ность ный

22 Л. И. Низкая Несколько Несколько Несколько Нормальный Несколько

тревож- повышен- повышен- повышен- повышенный

ность ный ный ный

КОНЦЕПТ

Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. ■ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. ■

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ART 75042 УДК 159.9

Итак, по методике оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина мы получили такие результаты: 9% (2 человека) имеют высокую ситуативную тревожность, 23% это (5 человек) - умеренную тревожность, и 68%, что составляет (15 человек), имеют низкую тревожность.

По данным методики «Шкала тревожности» Кондаша получены следующие результаты. По шкале общей тревожности нормальный уровень 77% (17 человек), несколько повышенную тревожность имеют 14% (3 человека), высокий уровень 9% (2 человека). По шкале школьной тревожности нормальный уровень 45% (10 человек), несколько повышенную тревожность имеют 36% (8 человек), высокий уровень 18% (4 человека). По самооценочной шкале нормальный уровень 55% (12 человек), несколько повышенную тревожность имеют 41% (9 человек), очень высокий уровень 4% (1 человек). По межличностной шкале нормальный уровень 77% (17 человек), несколько повышенную тревожность имеют 14% (3 человека), высокий уровень 9% (2 человека).

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете». Учащиеся склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (экзамены, контрольная работа, диктанты и т. д.). Это доказывает необходимость проведения коррекционной программы ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ.

На данном этапе осуществляется реализация программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у старших школьников.

Ссылки на источники

1. Долгова В.И. Ниязбаева Н.Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование//Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. №2 (42). 2014. Алматы, 2014. - С. 29-32.

2. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Я-концепции старших школьни-ков//ВестникОрловского государственного университета. Научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 63-65

3. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. № 8. С. 89-103.

4. Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография - Челябинск: Изд-во Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. - 207 с.

5. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. вузов в 3 кн. - 3-е изд. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Немов, Р.С. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛаДоС, 2011. - 632 с.

6. Павлова М. А., Гришанова О.С. «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» - Волгоград: Учитель, 2009.

7. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/

8. Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» -М: Генезис, 2009

PU г м

ART 75042

науш.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ISSN 2304-120Х

Lilia Takillya,

student of psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk L i [email protected]

Correction of situational anxiety in older students when preparing for the

exam

Abstract. The article presents the analysis of the features of situational Trevor-ness older students in preparing for the exam. It is shown that pupils slope have yet to perceive any situation connected with learning as dangerous. Special tre-Vogue gives them the knowledge test in any form (examinations, tests of working that, dictation, and so on).

Key words: situational anxiety, learning process, emotional stress, anxiety, exam, exam. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

9 772304 120159

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.