КОНЦЕПТ
Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm.
Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75042 УДК 159.9
Такиуллина Лилия Ильясовна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск L i l.94@mail.ru
Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников
при подготовке к ЕГЭ
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Показано, что учащиеся склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (экзамены, контрольная работа, диктанты и т. д.).
Ключевые слова: ситуативная тревожность, учебный процесс, эмоциональное напряжение, тревога, ЕГЭ, экзамен.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что проблема экзаменационной тревожности еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Ситуативная тревожность -это чувство беспокойства, которое возникает у человека в данной ситуации, высокая ситуативная тревожность мешает ученику в ситуации экзамена, и может вызвать чувство страха [2, 4]. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», ей придается значение основного жизненного чувства современности. С другой - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации и переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (например, провале на экзамене) [8].
Важнейшими задачами, стоящими перед старшими школьниками, являются самоопределение, выбор будущей профессии, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения и формирования готовности к инновационной деятельности [1, 2, 3].
Жизнь школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.
При сдаче ЕГЭ выпускники лишены психологической поддержки, принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании. ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его ре-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. ■ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. ■
научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ART 75042 УДК 159.9
зультатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приводит только к дезорганизации деятельности [4].
В нашем исследовании приняли участие ученики 11-го класса МБОУ «Гимназия № 1» г. Челябинска в количестве 22 человек.
По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры.
Двое учеников проявляют слабую заинтересованность в учебе, наблюдаются конфликты между учителями и учениками, есть ученики, которые часто пропускают учебные занятия без уважительной причины. Творческий потенциал: девочки принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе, сами являются организаторами классных и школьных мероприятий, мальчики не всегда охотно участвуют в школьных и классных мероприятиях. В классе есть гиперактивные дети, которые мешают другим работать на уроке [5, c.139].
Класс имеет достаточный уровень культурных навыков воспитанности. Особенно это проявляется во время классных мероприятий, а так же и активно участвуют в спортивных мероприятиях.
Цель данной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить ситуативную тревожность у старших школьников при подготовке к ЕГЭ. На данный момент проведена лишь первичная диагностика.
Предполагаемым результатом является изменение или не изменение ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ в результате реализации программы коррекции.
Методы
Организация исследования ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ проходило в 3 этапа:
На первом, теоретическом, этапе определялись исходные позиции исследования: изучалась психолого-педагогическая литература, уточнялись противоречия и проблема исследования, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Был проведен анализ состояния проблемы в теории педагогики и психологии, выявлена потребность практики в ее разработке.
На втором, экспериментальном, этапе исследования определялся диагностический инструментарий, систематизировались и обобщались полученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследования.
На третьем, статистическом, этапе исследования проводилась обработка полученных результатов при помощи методов математической статистики с целью проверки гипотезы.
Тестирование - процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека [3].
Охарактеризуем методы исследования:
Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно - практической деятельности человека.
Обобщение - логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие
Тестирование - применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям.
пи ^
КОНЦЕПТ
Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. ■ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. ■
научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ART 75042 УДК 159.9
Эксперимент - метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными.
Констатирующий эксперимент - установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.
3. Психодиагностические методы: тестирование по методикам: методика «Шкала тревожности» Кондаша, Методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методика Филлипса.
Результаты и обсуждение
Подготовка к единому государственному экзамену - период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги ожиданий, который можно назвать стрессовым в жизни выпускников и их родителей. Напряжение во время подготовки и сдачи экзамена можно сравнить с работой на пределе физических возможностей. Как защитная реакция, стресс стимулирует, помогает сконцентрироваться здоровым учащимся, но эмоционально-неустойчивых учащихся, (и тем более больных) приводит в ступор.
Сдача экзамена в формате ЕГЭ становится единственной формой аттестации при поступлении в вузы. Каждому старшекласснику необходимо определенное время для качественной подготовки к экзамену. Адаптация учащихся к этой форме аттестации должна проходить постепенно, в течение всего обучения в школе. Но для наилучшей концентрации, в непосредственный год перед сдачей, важен психологический настрой. Поэтому реализация проекта психологического сопровождения возможна и необходима в каждом учебном заведении.
При проведении ЕГЭ достаточно много случаев демонстрации признаков нервного перенапряжения, стрессового состояния, неадекватного поведения учащихся во время самого экзамена. В некоторых случаях требуется немедленная медицинская помощь. Поэтому особенно важно помочь старшеклассникам адаптироваться к сдаче ЕГЭ, чтобы повысить эффективность подготовки к экзаменам.
Обобщенные результаты первичной диагностики самооценки старших подростков по двум методикам
№ Ис- Мето- Шкала тревожности» Кондаша Общий уро-
пы- дика Д. вень
туе- Спил-
мыи бергера и Ю. Л. Ханина Общая Школьная Самооцен-ночная Межличностная
1 Ш. М. Низкая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный ный ный уровень
ность
2 Н. Д. Умерен- Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный
ная тре- ный ный повышен- уровень
вожность ный
3 В. В. Умерен- Нормаль- Несколько Нормаль- Несколько Нормальный
ная тре- ный повышен- ный повышенный уровень
вожность ный
4 М. Д. Умерен- Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный
ru Q м
КОНЦЕПТ
науш.о-методический электронный журнал ART 75042_УДК 159.9
Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ная тре- ный повышен- ный уровень
вожность ный
5 Р. К. Высокая тревожность Высокий Высокий Очень высокий Высокий Высокий уровень
6 М. Е. Низкая Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный
тревож- ный ный повышен- уровень
ность ный
7 Ч. П. Низкая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный
тревож- ный ный ный повышенный уровень
ность
8 К. С. Умерен- Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный
ная тре- ный ный ный уровень
вожность
9 Ш. Ю. Умерен- Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный
ная тре- ный ный повышен- уровень
вожность ный
10 Р. В. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный повышен- ный уровень
ность ный
11 Ш. А . Низкая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный ный ный уровень
ность
12 Р. Б. Низкая Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный
тревож- ный ный повышен- уровень
ность ный
13 П. Е. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный повышен- ный уровень
ность ный
14 Б. Н. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный повышен- ный уровень
ность ный
15 Л. А. Высокая Нормаль- Нормаль- Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный ный ный уровень
ность
16 М. С. Низкая тревожность Высокий Высокий Несколько повышенный Высокий Высокий уровень
17 М. А. Низкая Нормаль- Нормаль- Несколько Нормальный Нормальный
тревож- ный ный повышен- уровень
ность ный
18 К. В. Низкая Нормаль- Несколько Несколько Нормальный Нормальный
тревож- ный повышен- повышен- уровень
ность ный ный
19 З. И. Низкая Несколько Высокий Несколько Несколько Несколько
тревож- повышен- повышен- повышенный повышенный
ность ный ный
20 Р. И. Низкая тревожность Несколько повышенный Высокий Нормальный Нормальный Нормальный уровень
21 С. А. Низкая Нормаль- Несколько Нормаль- Нормальный Нормальный
тревож- ный повышен- ный уровень
ность ный
22 Л. И. Низкая Несколько Несколько Несколько Нормальный Несколько
тревож- повышен- повышен- повышен- повышенный
ность ный ный ный
КОНЦЕПТ
Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. ■ 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. ■
научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ART 75042 УДК 159.9
Итак, по методике оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина мы получили такие результаты: 9% (2 человека) имеют высокую ситуативную тревожность, 23% это (5 человек) - умеренную тревожность, и 68%, что составляет (15 человек), имеют низкую тревожность.
По данным методики «Шкала тревожности» Кондаша получены следующие результаты. По шкале общей тревожности нормальный уровень 77% (17 человек), несколько повышенную тревожность имеют 14% (3 человека), высокий уровень 9% (2 человека). По шкале школьной тревожности нормальный уровень 45% (10 человек), несколько повышенную тревожность имеют 36% (8 человек), высокий уровень 18% (4 человека). По самооценочной шкале нормальный уровень 55% (12 человек), несколько повышенную тревожность имеют 41% (9 человек), очень высокий уровень 4% (1 человек). По межличностной шкале нормальный уровень 77% (17 человек), несколько повышенную тревожность имеют 14% (3 человека), высокий уровень 9% (2 человека).
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете». Учащиеся склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (экзамены, контрольная работа, диктанты и т. д.). Это доказывает необходимость проведения коррекционной программы ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ.
На данном этапе осуществляется реализация программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у старших школьников.
Ссылки на источники
1. Долгова В.И. Ниязбаева Н.Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование//Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. №2 (42). 2014. Алматы, 2014. - С. 29-32.
2. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Я-концепции старших школьни-ков//ВестникОрловского государственного университета. Научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 63-65
3. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. № 8. С. 89-103.
4. Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г. Психофизиологические особенности реакции организма человека на эмоциональное напряжение во время экзамена: монография - Челябинск: Изд-во Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. - 207 с.
5. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. вузов в 3 кн. - 3-е изд. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Немов, Р.С. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛаДоС, 2011. - 632 с.
6. Павлова М. А., Гришанова О.С. «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» - Волгоград: Учитель, 2009.
7. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/
8. Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» -М: Генезис, 2009
PU г м
ART 75042
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75042. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ISSN 2304-120Х
Lilia Takillya,
student of psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk L i l.94@mail.ru
Correction of situational anxiety in older students when preparing for the
exam
Abstract. The article presents the analysis of the features of situational Trevor-ness older students in preparing for the exam. It is shown that pupils slope have yet to perceive any situation connected with learning as dangerous. Special tre-Vogue gives them the knowledge test in any form (examinations, tests of working that, dictation, and so on).
Key words: situational anxiety, learning process, emotional stress, anxiety, exam, exam. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
9 772304 120159
977230412015913